История евреев в Польше 20-го века
После создания Второй Польской Республики после Первой мировой войны и в межвоенный период число евреев в стране быстро росло. Согласно Польской национальной переписи 1921 года, в второй Польской Республике жили 2 845 364 еврея; К концу 1938 года это число выросло более чем на 16 процентов, примерно до 3 310 000, в основном благодаря миграции из Украины и Советской России. Средняя ставка постоянного расчета составляла около 30 000 в год. В то же время каждый год около 100 000 евреев проходили через Польшу в неофициальной эмиграции за рубежом. Между концом Польской и Советской войны 1919 года и в конце 1938 года еврейское население Республики выросло почти на полмиллиона или более 464 000 человек. [ 1 ] Евреи предпочитали жить в относительно устойчивой Польше, а не в Советском Союзе и продолжали интегрироваться , вступать в брак в польские язычники, чтобы привлечь их в их общину через брак, чувствовать полировку и сформировать важную часть польского общества. [ 2 ] В период с 1933 по 1938 год около 25 000 немецких евреев бежали нацистской Германией в святилище в Польше. [ 3 ]
Еврейская община в Польше пострадала больше всего в последующем Холокосте . Из 6 миллионов польских граждан, погибших во время оккупации Польши во Второй мировой войне, примерно половина (или 3 миллиона) были польскими евреями, убитыми в лагерях Эсмитации Освенцима нацистских , Треблинка , Маджанека , Белцека , Собибора и Чемно . Другие умерли от голода и жестокого обращения в гетто . Занятая Польша стала крупнейшей местом программы нацистской истребления, поскольку там жили большинство целевых жертв. Только около 50 000–120 000 польских евреев пережили войну на местной земле, [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] наряду с до 230 000 на советской почве. [ 7 ] Вскоре после окончания войны выжившие евреи начали уходить из Польши в большом количестве благодаря соглашению о репатриации с Советским Союзом. Польша была единственной страной восточного блока , которая разрешила бесплатную еврейскую алию без виз или разрешений на выход. [ 8 ] Исход произошел поэтапно. Многие ушли просто потому, что не хотели жить в коммунистической стране. Другие не хотели восстановить свою жизнь там, где их семьи были убиты, и вместо этого присоединились к их родственникам за границей. [ 9 ]
Часть серии на |
История евреев и Иудаизм в Польше |
---|
![]() ![]() |
Историческая временная шкала • Список евреев |
![]() ![]() |
Польское движение независимости
[ редактировать ]Как только Движение за независимость польского поля в 1912 году по 1914 год с целью выдвинуть вооруженную борьбу за суверенную Польшу после столетия перегородков , была сформирована основная организация свободы, Комисья Сконфедерованя Строннекв Ниподлеглестхових и служил в качестве временного правительства. Польские евреи сыграли важную роль в этом такую Герман Фельдштейн , Генрик Эйл (будущий лейтенант польской армии ), Сэмюэль Херштал , Зигмунт Лесер , Генрик Орлин , Виктор Чадж , который работал в различных подкоммуникациях. Кроме того, евреи внесли существенные финансовые взносы в формирование польского военного фонда, Полски Скарб Войскови . [ 10 ]
Межвоенный период (1918–1939)
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны , в то время как многие другие неполистские меньшинства были амбивалентными или нейтральными для идеи суверенного польского государства, евреи активно участвовали в борьбе за независимость Польши в период между 1914 и 1918 годами-значительное число присоединяющееся , В Кракове , среди которых Бронислав Мансперл-Чейбер, убитый в 1915 году как первый лейтенант 1-й бригады , польские легионы . В Lwów под председательством Марии Ловенштейн две существующие еврейские женские ассоциации объединились в роли Огнеско Кобет , с целью финансовой поддержки и ухода за семьями солдат и их детей. Представители местных еврейских торговых ассоциаций приняли резолюцию, объявляющую о их участии в борьбе за независимость Польши, и подали апелляцию к еврейским массам. Подобные прокламации пришли от еврейской молодежной организации Zjednoczenie . [ 10 ]
Во время военных конфликтов, которые охватили Восточную Европу в то время - Гражданская война в России , Польская - Кукрайнская война и польская война - многие погромы были запущены против евреев всеми сторонами. Предполагалось, что значительное количество евреев поддерживало большевиков в России. Они подвергались частой атаке со стороны всех тех, кто против большевистского режима. [ 11 ] Сразу после окончания Первой мировой войны Запад встретился сообщениями о предполагаемых массовых погромах в Польше против евреев. Американское давление на действие правительства достигло той точки, когда президент Вудро Уилсон направил официальную комиссию для расследования этой проблемы. Комиссия, возглавляемая Генри Моргентау -старшим , объявила, что сообщения о погромах были преувеличены, а в некоторых случаях, возможно, даже были изготовлены. Он определил восемьдесят девять основных инцидентов в 1918–1919 годах и оценил число жертв в 200–300 евреев. Четверо из них были приписаны действиям дезертиров и недисциплинированных отдельных солдат; Никто не был обвинен в официальной государственной политике. Среди инцидентов в Pinsk польский офицер обвинил группу еврейских коммунистов в заговоре против поляков, стреляя в 35 из них. В LVIV (тогда в Лемберге) в 1918 году, когда польская армия захватила город, сотни людей были убиты в хаосе, среди них около 72 евреев. В Варшавских солдатах голубой армии напали на евреев на улицах, но они были Наказано военными властями. Когда польские войска вошли в Вильний первый литовский погром в современном городе на литовских евреях в 1919 году, произошел , как отмечает Тимоти Снайдер , сославшись на Михал Пия Рёмера . [ 12 ] Позже было обнаружено, что многие другие события в Польше были преувеличены, особенно современными газетами, такими как «Нью -Йорк Таймс» , хотя серьезные злоупотребления евреями, включая погромы, продолжались в других местах, особенно в Украине . Результатом беспокойства по поводу судьбы евреев Западной Польши стала серия явных положений на Парижской мирной конференции, защищающей права евреев в Польше.
Еврейская и польская культура
[ редактировать ]У недавно независимой второй польской республики было большое еврейское меньшинство - во времена Второй мировой войны в Польше была самая большая концентрация евреев в Европе. По данным польской переписи 1931 года, было измерено 3130 581 польского еврея, измеренные по декларации их религии. Принимая во внимание как увеличение численности населения, так и эмиграцию из Польши в период с 1931 по 1939 год, по состоянию на 1 сентября 1939 года в Польше насчитывалось около 3 474 000 евреев (приблизительно 10% от общей численности населения). [ 13 ] Евреи были в основном сосредоточены на крупных агломерациях: 77% жили в городах и 23% в деревнях. В 1939 году в Варшаве было 375 000 евреев или треть населения города. [ 14 ] [ 15 ] Только в Нью -Йорке было больше еврейских жителей, чем Варшава. Еврейские религиозные группы, политические партии, газеты и театр процветали. Большинство евреев Варшавы говорили на идише, но Полики все чаще использовали молодые, у которых не было проблем с полным идентификацией себя как евреев, варсовианцев и поляков. Польские евреи входили в основной поток польского общества, хотя многие думали о себе как о отдельной национальности в Польше. В течение учебного года 1937–1938 гг. Было 226 начальных школ и двенадцать средних школ, а также четырнадцать профессиональных школ с идиш или на иврите в качестве учебного языка. [ 16 ] Научный институт Yivo ( Jidiszer Wissenszaftlecher) базировался в Вилно, прежде чем переходить в Нью -Йорк во время войны. Еврейские политические партии, как социалистический еврейский труд, бунд (Бунд) [ 17 ] а также партии сионистского правого и левого крыла и религиозных консервативных движений были представлены в SEJM (Польский парламент), а также в региональных советах. [ Цитация необходима ]

Еврейская культурная сцена была особенно яркой и расцветала в Польше до Второй мировой войны. [ 18 ] Было много еврейских публикаций и более 116 периодических изданий. Авторы идиша, в частности, Исаак Башевис Сингер , продолжали добиться международного признания классических еврейских писателей, и в случае певца выиграли Нобелевскую премию 1978 года в литературе . Другие еврейские авторы того периода, такие как Януш Корчак , Бруно Шульц , Джулиан Тувим , Ян Брзечва (любимый поэт польских детей) и Болеслав Лешмиан, были менее известными на международном уровне, но внесли свой вклад в польсную литературу. Певец Ян Кипура был одним из самых популярных артистов той эпохи, и вдвоенные песни еврейских композиторов, таких как Генрик Войны или Джерси Петерсбурски, все еще широко известны в Польше сегодня. В 1918 году Джулиан Тувим стал соучредителем «Кабаре» «Пикадор» и работал писателем или художественным руководителем со многими другими кабаре, такими как «Царни Кот» (Black Cat 1917–1919), «Qui Pro Quo» (1919–1932) , "Банда" Банда и "Стара Банда" The Old Gang (1932–1935) и, наконец, "Cyrulik Warszawski" (Barber of Warshaw 1935–1939). Мариан Хемар Также написал для некоторых из упомянутых кабаре. Ученый Леопольд Инфельд , математик Станислав Улам или профессор Адам Улам внесли свой вклад в мир науки. Другими являются Моисей Шорр , Жорж Чарпак , Сэмюэль Эйленберг , Эмануэль Рингельблум , и это лишь некоторые из длинного списка польских евреев , которые известны на международном уровне. Термин геноцид был придуман Рафаэлем Лемкином (1900–1959), польским еврейским ученом. Леонид Хервич был удостоен Нобелевской премии 2007 года по экономике . Основная иудаическая библиотека и Институт иудаических исследований были расположены в Варшаве, религиозные центры имели в своем распоряжении талмудические школы (Jeszybots), а также синагоги, многие из которых были архитектурно выдающимися. Театр идиш также процветал; Польша имела пятнадцать идишских театров и театральных групп. Варшава была домом для самой важной театральной труппы идишской театра, The Vilna Troupe , которая устроила первое представление Dybbuk в 1920 году в Театре Элиеума . Некоторые будущие израильские лидеры учились на Университет Варшавы - Менахем начинается и Ицхак Шамир , среди прочих. Влияние польских и еврейских культур было взаимным. [ 19 ] Еврейские шахматисты, такие как Акиба Рубинштейн, были оценены в число лучших, и они внесли свой вклад в польский чемпионат мира в 1930 году . Многие идишские фильмы были сняты в Польше, в том числе Yidl Mitn Fidl (1936), Dybbuk (1937), Der Purimspiler (1937) и Mamele (1938). В 1937 году польская еврейская община была подана 150 газет и журналов на языке идишского языка (с комбинированным циркуляцией 600 000) и рядом газет в польском языке (циркуляция 180 000). [ 20 ]
Экономика
[ редактировать ]Вечно растущая доля евреев в Межвоенной Польше жила отдельной жизнью от польского большинства. В 1921 году 74,2% польских евреев перечислили идиша или иврита как их родной язык, но к 1931 году выросли до 87%, что привело к росту напряженности между евреями и полюсами. [ 21 ] Евреи часто не были идентифицированы как польские граждане, проблема, вызванная не только изменением ассимиляции, которая была показана в национальных переписи между 1921 и 1931 годами, но и притоком советских евреев, избегающих преследований, особенно в Украине, где до состоялось 2000 погромов, Во время гражданской войны России в которой, по оценкам, 30 000 евреев были убиты напрямую, и в общей сложности погибли 150 000 человек. [ 22 ] [ 23 ] Большое количество евреев иммигрировало в Польшу с востока, поскольку они имели право на мир Риги, чтобы выбрать страну, которую они предпочитали. Несколько сотен тысяч беженцев присоединились к и без того многочисленному еврейскому меньшинству Польской второй республики . Более 75% из них жили в городских районах. Таким образом, была непропорциональная концентрация евреев в тех общинах, которые были непропорционально женщины, дети и пожилые люди. [ 24 ] Польша была недоразвитой страной, которая боролась с остатками разрушительной экономической эксплуатации со стороны разместителей и их последовавших за этим торговым эмбарго (см. Также немецкую политическую войну ). В течение многих лет среди всех граждан была широко распространена нищета, независимо от этнической принадлежности, но особенно среди безработных евреев, для которых помощь Американского еврейского совместного распределения была медленной. Планы их переподготовки, рассматриваемые комитетом в 1929 году, были недоступны с глубиной польской депрессии. Средний уровень жизни польских евреев был одним из худших среди крупных еврейских общин в мире. В основном нерешенные новые возможности трудоустройства до индустриализации Польши в середине 1930-х годов были обвинены в антисемитизме, но в 1929 году еврейский доход на душу населения был более чем на 40% выше, чем у польских неевреев. [ 1 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Обнищавшие семьи полагались на местную еврейскую благотворительную организацию, которая в 1929 году достигла универсально беспрецедентных пропорций, предоставляя такие услуги, как религия, образование, здравоохранение и другие услуги, на сумму 200 миллионов Zlotys в год. [ 29 ] Эффекты Великой депрессии были очень серьезными.
Растущий антисемитизм
[ редактировать ]Политическая ситуация евреев в Польше была наиболее любезной под властью Йозефа Пилусудского (1926–1935). Пилсудский заменил Эндекья » « этническую ассимиляцию на «ассимиляцию государственной ассимиляции»: граждане были оценены по их лояльности государству, а не по их национальности. [ 30 ] 1926–1935 годы были благоприятно просмотрены многими польскими евреями, чья ситуация улучшилась, особенно под кабинетом назначенного назначенного Пилсудского Казимирца Бартеля . [ 31 ] Однако сочетание различных причин, включая Великую депрессию, означало, что ситуация с польски Его срок в должности. [ 30 ] [ 32 ] [ 33 ] Как польские евреи, так и польские язычники имели националистические собственные движения. Ревизионистский сионизм имел последователи среди польских евреев, которые также пережили возрождение иврита и рост идеи алии . Между тем, польское националистическое движение Endecja и Национальный радикальный лагерь также были открыто антисемитскими, несмотря на то, что были антинацистскими . С ростом влияния их партии антисемитизм собрал новый импульс и больше всего ощущался в небольших городах и на публичных аренах. В Гродно антисемитские инциденты привели к созданию студенческой группы самообороны под названием Brit Hahayal (Солдатский альянс), состоящую из более сильной еврейской молодежи. Польские студенты старших классов, находящиеся под влиянием эндеков, издевались над своими еврейскими коллегами, чтобы встать. Учителя обычно боялись вмешиваться. Еврейские дети часто стали жертвами антисемитских инцидентов по пути в школу или из школы. [ 34 ] Дальнейшие академические домогательства, антияйские беспорядки и полуфициальные или неофициальные квоты ( Numerus clausus ), введенные в 1937 году в некоторых университетах, вдвое меньше евреев в польских университетах в конце 1930-х годов. С 1935 по 1937 год 79 евреев были убиты и 500 ранены в результате антисемитских инцидентов. [ 3 ]
Еврейская община в Польше была большой и динамичной внутренне, но в то же время существенно более плохая и менее интегрированная, чем евреи в большей части Западной Европы. К концу 1930 -х годов, несмотря на надвигающуюся угрозу польской республике из нацистской Германии, было мало усилий на пути примирения между польскими и еврейскими обществами. Многие польские христиане считали, что в стране было слишком много евреев. Польское правительство начало активно помогать сионистскому движению с целью создания штата Израиль , а также вооруженных и обученных польских евреев в военизированных группах, таких как Хагана , Иргун и Лехи . Антисемитизм в Польше обострялся. Дискриминация и насилие в отношении евреев, охвативших большую часть центральной и восточной Европы, стали все более обездоленным польского еврейского населения. В 1937 году католические профсоюзы польских врачей и адвокатов ограничивали своих новых членов христианскими поляками, в то время как многие правительственные рабочие места продолжали оставаться недоступными для евреев в течение всего этого периода. В июле 1939 года Газета Польска , неофициальный орган польского правительства, написал: [ 35 ] «Тот факт, что наши отношения с Рейхом ухудшаются, в малейшей степени не деактивируют нашу программу в еврейском вопросе - между нашей внутренней проблемой еврейской проблемы и отношений с Гитлеритом не может быть и не может быть общим основанием». [ 36 ] [ 37 ] Эскалация враждебности по отношению к польским евреям и официальной государственной поддержке еврейской Палестины во главе с Зеев Джаботински продолжалась вплоть до нацистского вторжения в Польшу. [ 35 ]
Вторая мировая война и разрушение польского еврея (1939–1945)
[ редактировать ]До начала Второй мировой войны отношения между евреями и местным языческим населением, в которых содержались билеторусцы, украинцы, но в основном поляки, были в целом хороши, за исключением восточной Польши , особенно вола в районе Украинские националисты из примерно 3000 деревень. [ 38 ] 23 августа 1939 года Советский Союз и нацистская Германия вступили в пакт неагрессии, пакт Молотова-Риббентропа , с секретным протоколом, обеспечивающим раздел Польши. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу , а через две недели Советы вторглись 17 сентября 1939 года.
В отличие от французского Vichy или норвежского режима Quisling , Poles не образовал про-нацистского коллаборанистского правительства. Кроме того, поляки не формировали совместные нацистские подразделения , такие как 29 -я Гренадер -подразделение Waffen в SS Rona (1 -е русское) .

укрытие сбегающих евреев.
Напоминание о необходимости необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 3 постановления от 15 октября 1941 года о ограничении проживания в целом правительство (стр. 595 Реестра Г.Г.) Евреи, покидающие еврейский квартал без разрешения, будут нести смерть. штраф .
Согласно этому указу, те, кто сознательно помогает этим евреям, предоставляя укрытие, поставляя пищу или продавая их продукты питания, также подвержены смертной казни.
Это категорическое предупреждение нееврейскому населению против:
1) предоставление укрытия евреям,
2) Поставка их с едой,
3) Продажа им продукты питания.
Доктор Франке
Польская сентябрьская кампания
[ редактировать ]Число евреев в Польше 1 сентября 1939 года составило около 3 474 000 человек. [ 13 ] В ожидании нападения Германии летом 1939 года евреи и этнические полюсы сотрудничали, готовив противотанковые укрепления. [ 39 ] Вопреки многим заблуждениям, евреи в Польше стали не просто жертвами последующего Холокоста. Еврейские польские солдаты были одними из первых, [ 40 ] запустить вооруженное сопротивление против нацистских немецких войск во время вторжения в Польшу 1939 года . [ 41 ]
Среди миллиона польских солдат, сражающихся с немцами в сентябре 1939 года, около 10 процентов (100 000) были польскими евреями , что соответствовало проценту еврейского населения, проживающего в Польше до войны. [ 42 ] [ 43 ] По оценкам, в течение всей Второй мировой войны до 32 216 еврейских солдат и офицеров погибли и 61 000 были взяты в плену немцами; Большинство не выжило. [ 44 ] Солдаты и унтер-офицеры, которые были освобождены, в конечном итоге оказались в гетто и трудовых лагерях и постили ту же участь, что и другие еврейские гражданские лица. Немцы убили около 20 000 гражданских лиц в сентябре 1939 года, и многие из них евреи. Например, в Честахове 227 гражданских лиц были убиты 4 сентября, 22 из которых еврейские. [ 44 ]
Уже в 1939 году немцы, которые иногда заставляли евреев сделать это сами. Во многих случаях немцы превратили оставшиеся синагоги в хранилища, мастерские, места развлечений или специальные тюрьмы. Раввины и другим религиозным евреям было приказано танцевать и петь на публике со своими бородами или разорванными. Через несколько недель немцы приказали всем польским евреям зарегистрироваться, и слово «Джуда» было отмечено на их удостоверении личности. Евреи были размещены за пределами закона, и их жизнь регулировалась приказами или указывающими. Серия ограничений и запретов была введена и жестоко применяется. Евреям было запрещено ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, входить в места отдыха, спортивные арены, театры, музеи и библиотеки. На улице евреи должны были поднять шляпу до мимолетных немцев, и контакт между евреями и неевреями был запрещен. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Немецко-советская оккупация Польши
[ редактировать ]В недавно распределенной Польше, согласно переписи 1931 года, 61,2% польских евреев оказались в немецкой оккупации , в то время как 38,8% находились в польских районах, аннексированных Советским Союзом . Основываясь на миграции населения с запада на восток во время и после вторжения в Польшу, процент евреев в оккупированных советах, вероятно, был выше, чем в переписи 1931 года. [ 48 ]
Советская аннексия сопровождалась широко распространенными арестами польских правительственных чиновников, полиции и военнослужащих, учителей, священников, судей, пограничных гвардейцев и т. Д., За которыми следуют казни и масштабная депортация в советское внутреннее суровых условий. Самой большой группой всех арестованных или депортированных были этнические столбы, но евреи составляли значительный процент всех заключенных. Еврейские беженцы из западной Польши, которые зарегистрировались для репатриации обратно в немецкую зону, богатых еврейских капиталистов, политические и социальные активисты были названы «врагами класса» и депортированы по этой причине. Евреи, пойманные за незаконные пересечения границ или занимались незаконной торговлей, и другие «незаконные» действия также были арестованы и депортированы. Несколько тысяч, в основном захваченных польских солдат, были казнены на месте, некоторые из них были еврейскими. Частная собственность, земля, банки, фабрики, предприятия, магазины и крупные мастерские были национализированы. Политическая деятельность прекратилась, и политические заключенные заполнили тюрьмы, многие из которых были позже казнены. Сионизм был обозначен как контрреволюционный и запрещен. Все еврейские и польские газеты были закрыты в течение дня после вступления советских сил, и антирелигиозная пропаганда проводилась главным образом через новую советскую прессу, которая напала на религию в целом и еврейская вера в частности. Хотя синагоги и церкви не были закрыты, они облагались налогом. Советская экономика повлияла на все население. Тем не менее, еврейские общины были более уязвимы из -за их отличительной социальной и экономической структуры. Красная армия также принесла с собой новые и различные экономические нормы, выраженные с низкой заработной платой, нехваткой материалов, ростом цен и снижении стандарта жизни. Советы также реализовали новую политику занятости, которая позволила многим евреям найти работу в качестве государственных служащих вместо бывших высокопоставленных высокопоставленных чиновников и ведущих личностей, которые были арестованы и изгнаны в отдаленные регионы России вместе со своими семьями. Некоторая еврейская милиция участвовала в депортации поляков советским NKVD . [ 48 ] [ 49 ]
Патриотизм
[ редактировать ]Было много евреев, которые считали себя как хорошими поляками, так и хорошими евреями и продемонстрировали верность по отношению к Польше, помогая полякам во время жестокой советской оккупации. Среди польских офицеров, убитых NKVD в 1940 году на резне в Катинь, было 500–600 евреев, среди которых Барух Стейнберг , главный раввин Польской армии во время вторжения в Германии в Польшу. С 1939 по 1941 год от 100 000 до 300 000 польских евреев были депортированы с оккупированной Советским Союзом в Советский Союз . Некоторые из них, особенно польские коммунисты (например, Jakub Berman ), двигались добровольно; Тем не менее, большинство из них были насильственно депортированы , некоторые из них в Гулаг . Небольшое количество польских евреев (около 6000) смогли покинуть Советский Союз в 1942 году с армией Владислав Андерс , среди которых начинается будущий премьер -министр Израиля Менахема . Польской армии Корпусе Во время пребывания в в британском мандате Палестины 67% (2972) еврейских солдат, покинутых, многие присоединились к Иргуну . Генерал Андерс решил не преследовать дезертиров. А Кладбище польских солдат , которые погибли во время битвы при Монте -Кассино и в Касамассиме [ 50 ] Содержит также надгробия с звездой Давида .
Продолжение военного времени Второй Польской Республики , Польское правительство в изгнании , включало польских представителей евреев: Szmul Zygielbojm и Ignacy Schwarzbart . Польское подземное государство и его военная рука, Армия Краджова , как одно из крупнейших антинацистских движений в Европе, включали еврейские подразделения: Еврейский военный союз и еврейская боевая организация .
Сотрудничество
[ редактировать ]В то время как большинство поляков всех этнических групп имели антисоветские и антикоммунистические настроения, часть еврейского населения, наряду с этническими белорушками, украинцами и коммунистическими поляками изначально приветствовала советские силы. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] Общее чувство среди польских евреев было ощущение облегчения, чтобы избежать опасности падения под правлением нацистов, а также из -за явной политики дискриминации в отношении евреев, которые существовали в польском государстве, включая дискриминацию в образовании, занятости и коммерции, как хорошо, как антисемитическое насилие, которое в некоторых случаях достигло уровня погрома. [ 54 ] [ 55 ] Польский поэт и бывший коммунистический Александр Ват заявили, что евреи более склонны сотрудничать с Советами [ 56 ] [ 57 ] Норман Дэвис отметил, что среди информаторов и сотрудников процент евреев был поразительным, и они подготовили списки польских «классовых врагов», [ 56 ] В то время как другие историки указали, что уровень еврейского сотрудничества вполне мог быть меньше, чем у этнических поляков. [ 58 ] Ученый Холокост Мартин Дин написал, что «немногие местные евреи получили позиции власти под советским правлением». [ 59 ]
Проблема еврейского сотрудничества с советской оккупацией остается спорной. Большая группа ученых отмечает, что, хотя и не прокоммунистические, многие евреи рассматривали Советы как меньшую угрозу по сравнению с нацистами. Они подчеркивают, что истории о евреях, приветствующих Советы на улицах, в значительной степени импрессионистские и не надежные индикаторы уровня еврейской поддержки Советов. Кроме того, было отмечено, что этнические поляки были такими же заметными, как и евреи, занимали гражданские и полицейские позиции в администрации оккупации, и что евреи, как гражданские лица, так и в польских военных, одинаково пострадали от рук советских оккупантов. [ 60 ] Какой бы первоначальный энтузиазм по отношению к советской оккупационной оккупационной деятельности мог бы себя ни чувствовали, вскоре рассеялся при ощущении воздействия подавления еврейских социальных способов жизни оккупантами. [ 61 ] Напряженность между этническими полюсами и евреями в результате этого периода, по мнению некоторых историков, нанесла ущерб отношениям между полюсами и евреями на протяжении всей войны, создав до седых дней, приспособление к польскому еврейскому сближению. [ 62 ]
После операции «Барбаросса» на территориях были проведены многочисленные злодеяния, которые ранее занимали Советы, некоторые из них с помощью самих поляков, как в случае с бойней в Джедвабне , в которой около 300 еврейских граждан Джедвабна были сожжены живыми в сара (сара Институт национальной памяти : окончательные выводы ). [ 63 ] Польское участие в массовых убийствах Польской еврейской общины остается спорным предметом, отчасти из -за того, что еврейские лидеры отказываются допустить, чтобы останки еврейских жертв были эксгумированы, а их причина смерти была должным образом установлена. Польский институт национального воспоминания идентифицировал другие погромы, аналогичные Jedwabne. Причины этих массовых убийств все еще обсуждаются, но они включали обиду в отношении сотрудничества с советскими захватчиками и предварительным сотрудничеством в польской войне и вторжении в регионы Креси 1939 года , не говоря уже о принуждении нацистов. Полем [ 48 ] [ 49 ]
Лишь небольшой процент еврейской общины был членами Коммунистической партии Польши в межвозную эпоху, хотя они занимали влиятельное и заметное место в руководстве партии и в звании и файле в крупных центрах, таких как Варшав, Лодз и lwow. Большее число молодых евреев, часто благодаря промарксистскому Бунду (Союз общего еврейского работника) или некоторых сионистских групп, были симпатичны коммунизму и советской России, оба из которых были врагами второй республики польской . В результате этих факторов после 1939 года им было легко участвовать в советской оккупационной администрации в Восточной Польше, и кратко занимали видные должности в промышленности, школах, местном самоуправлении, полиции и других установленных советских учреждениях. Антисемитская польская концепция «иудеокоммунизма» была подкреплена в период советской оккупации (см. Żydokomuna ). [ 64 ] [ 65 ]
Холокост в оккупированной немецкой Польше
[ редактировать ]
К концу 1941 года все евреи в оккупированной немецкой Польше были гетто. За исключением детей, им пришлось носить идентифицирующий значок с синей звездой Давида. Многие евреи в том, что тогда было Восточной Польшей, также стали жертвами мобильных нацистских отрядов смерти под названием Einsatzgruppen , которые убили евреев, особенно в 1941 году. [ 20 ] Польша была единственной оккупированной страной во время Второй мировой войны, где нацисты официально наложили смертную казнь для любого, кто нашел укрытие и помогает евреям. [ 66 ] [ 67 ] Пищевые пайки для столбов были очень маленькими (669 ккал в день в 1941 году), а цены на черный рынок на пищу были высокими, что затрудняло спрятать людей и почти невозможно скрыть целые семьи, особенно в городах. Несмотря на эти драконовские меры, введенные нацистами, Польша имеет наибольшее количество праведных среди наций в музее Яд Вашем .
Немцы создали сотни гетто , в которых евреи были ограничены и голодали, хотя жестоко давали надежды на выживание, прежде чем в конечном итоге подверглись геноциду. Варшавский гетто был самым большим, с 380 000 человек и Лодзи -гетто , второй по величине, который имел около 160 000 человек. Другие польские города с крупными еврейскими гетто включали Биалстока , Чисточовы , Кильсе , Кракова , Люблина , Лувов и Радома . Гетто также были установлены в небольших поселениях. Условия жизни в гетто были ужасны. Евреи, которые пытались сбежать, были застрелены своими пулями, которые были оставлены на публичном взгляде до того, как в качестве предупреждения в качестве предупреждения. Многие из тех, кто сбежал на арийскую сторону, без связей с христианскими поляками, желающими рисковать своей жизнью, чтобы помочь, вернулись в гетто, когда они не смогли найти место, чтобы спрятаться. Сотни от четырех до пятилетних еврейских детей переходили через арийскую сторону, иногда несколько раз в день, контрабанды еды в гетто, возвращаясь с товарами, которые часто весили больше, чем они. Контрабанда иногда была единственным источником существования этих детей и их родителей, которые в противном случае умерли бы от голода. Стрельба евреев, которые были пойманы, пытаясь контрабанды в еде, стала обычной. Люди были застрелены за смерть за то, что принесли курицу или литр молока. Поляки со стороны арийской стороны обнаружили, что помогают евреям в полученной пище, которые подвергались смертной казни. [ 66 ] [ 67 ]
Варшавский гетто
[ редактировать ]Варшавский гетто был основан генерал-губернатором Германии Хансом Фрэнком 16 октября 1940 года. [ 68 ] Немецкие власти разрешили еврейский совет ( Judenrat ) из 24 человек во главе с Адамом Черниакоу , [ 69 ] [ 70 ] сформировать свою собственную полицию, чтобы поддерживать порядок в гетто. Judenrat также был ответственен за организацию трудовых батальонов, требуемых немцами. В это время население гетто, по оценкам, составляет около 380 000 человек, около 30% населения Варшавы . Тем не менее, размер гетто составлял около 2,4% от размера варшавы. Затем немцы закрыли варшавское гетто от внешнего мира 16 ноября того же года, построив вокруг нее стену. В течение следующих полтора года евреи из небольших городов и деревень были привезены в варшавский гетто, в то время как болезнь (особенно тифы ) и голода оставало жителей примерно на одинаковом количестве. Средние рационы продовольствия в 1941 году для евреев в Варшаве были ограничены 253 ккал и 669 ккал для поляков, в отличие от 2613 ккал для немцев.
Депортации в лагеря смерти
[ редактировать ]22 июля 1942 года началась массовая депортация жителей Варшавы Гетто; В течение следующих пятьдесят два дня (до 12 сентября 1942 года) около 300 000 человек были доставлены на поезде в лагерь уничтожения Треблинка . Депортации проводились пятьдесят немецкими солдатами SS , 200 солдатами латвийского батальонов Schutzmannschaften , 200 украинской полицией и 2500 еврейской полицией гетто . Сотрудники Judenrat , включая полицию гетто, [ 71 ] Наряду со своими семьями и родственниками получили иммунитет от депортаций в обмен на их сотрудничество. Кроме того, в августе 1942 года еврейские полицейские гетто под угрозой самой депортации были приказаны лично «доставить» пять жителей гетто на железнодорожную станцию Umschlagplatz . 18 января 1943 года некоторые жители гетто, в том числе члены żob ( żydowska ourcysja bojowa , еврейская боевая организация), сопротивлялась, часто с оружием, немецкие попытки для дополнительных депортаций в Триблинку. Считается, что первое восстание гетто произошло в 1942 году в небольшом городе Лейчва в Польеси воевов (см. Lakhva Ghetto ). Окончательное разрушение Варшавского гетто произошло через четыре месяца после того, как раздавил один из самых героических и трагических битва войны, Варшав Гетто Восстание , возглавляемое Мордечадж Анилевеч . Варшавское гетто восстание, которое было отражено по всей Польше и остальному миру в качестве примера мужества и неповиновения, последовало другие неудачные Гетто восстания в нацистской оккупированной Польше. Некоторые из оставшихся в живых восстания Варшавы Гетто , все еще проходивших в лагерях в Варшаве или рядом с ним, были освобождены год спустя во время более крупного восстания Варшавы 1944 года , возглавляемого движением польского сопротивления Армии Краджова и сразу же присоединились к польским бойцам. Только немногие из них выжили. Польский командир этого еврейского подразделения, Ваклав Микута , назвал их одним из лучших бойцов Варшавского восстания, всегда на линии фронта. По оценкам, более 2000 польских евреев, некоторые также известные как Марек Эдельман или Икхак Кукерман , и несколько десятков греческого, [ 72 ] Венгерские или даже немецкие евреи, освобожденные Армией Краджовой из концентрационного лагеря Gęsiówka в Варшаве, мужчинах и женщине, приняли участие в бою против нацистов во время восстания в Варшаве в 1944 году . До 17 000 польских евреев погибли во время Варшавского восстания в 1944 году , которые либо сражались с подразделениями АК, либо были обнаружены при скрытии.
Судьба варшавского гетто была похожа на судьбу других гетто, в которых евреи были сосредоточены. С решением нацистской Германии началось окончательное решение , разрушение евреев Европы, операция Рейнхард началась в 1942 году с открытия лагерей истребления Белжека , Собибора и Треблинка , за которым последовали Аушвиц-Биркенау , где были казнены люди до смерти в газовых камерах и массивных казнях (Стенка смерти). Многие умерли от голода, голода, болезней, пыток или псевдо-медикальных экспериментов. Вскоре последовала массовая депортация евреев от гетто в эти лагеря, которые произошли в Варшавском гетто, и только только 1,7 миллиона евреев были убиты в лагерях Рейнхарда только в октябре 1943 года.
Польское правительство в избытке было первым (в ноябре 1942 года), которое раскрыло существование нацистских концентрационных лагерей и систематического истребления евреев нацистами через своего курьера Яна Карски и через деятельность Витолда Пилеки , Член Армии Краджова и единственного человека, который добровольно вызвался тюремным заключением в Освенциме и организовал движение сопротивления внутри самого лагеря. [ 73 ] Один из еврейских членов Национального совета польского правительства в избытке, Шмул Зигилбойм , покончил жизнь самоубийством в знак протеста против безразличия союзных правительств перед лицом Холокоста в Польше. Польское правительство в изгнании также было единственным правительством, которое создало организацию ( żegota ), специально предназначенную для оказания помощи евреям в Польше.
Польские евреи в Советском Союзе
[ редактировать ]Тысячи польских евреев мигрировали, были депортированы или позже эвакуированы в Центральный или Восточный Советский Союз, и многие из них пережили Холокост. Некоторые из них умерли, однако из -за жестких условий, советских репрессий или в результате украинского националиста насилия . Два лидера Бунда, Виктор Альтер и Генрик Эрлих, были казнены в декабре 1941 года в Москве как предполагаемые агенты нацистской Германии. Некоторые евреи присоединились к польской коммунистической армии ( Йозеф Ружански , Влодзимер Брус ) или союз польских патриотов ( Джулия Бристигер ) и вернулись в Польшу в 1944 году, другим было разрешено покинуть Советский Союз после войны или около 1956 года ( Лев Ривин ).
Коммунистическое правило: 1945–1989
[ редактировать ]От 40 000 до 100 000 польских евреев пережили Холокост в Польше, скрывая или присоединившись к польским или советским партизанским подразделениям. Еще 50 000–170 000 были репатриированы от Советского Союза и 20 000–40 000 из Германии и других стран. На своем послевоенном пике в Польше насчитывалось 180 000–240 000 евреев, в основном в Варшаве , Лодзи , Кракове, Вроцлаве и Нижней Силезии , например, Билава . Dzierżoniów .
Вскоре после окончания Второй мировой войны евреи начали выходить из Польши благодаря соглашению о репатриации с СССР. Польша была страной Восточной Блок , которая позволила свободной еврейской алие поручить Палестину . [ 74 ] Исход произошел поэтапно. После войны подавляющее большинство выживших уехали по нескольким причинам, часто более одного. Многие ушли просто потому, что не хотели жить в коммунистической стране. Некоторые ушли, потому что отказ коммунистического режима вернуть предварительную частную собственность. Другие не хотели восстановить свою жизнь в местах, где их семьи были убиты. Другие хотели пойти на британский мандат Палестины, чтобы стать Израилем . У некоторых выживших были родственники за границей. Однако доминирующим фактором было решение, принятое генералом Спичальским из PWP, чтобы подписать указ, позволяющий оставшимся выжившим покинуть Польшу без виз или разрешений на выход. [ 9 ] Польша была единственной страной Восточного блока , которая позволила свободно еврейской алие после завершения Второй мировой войны. [ 8 ] Следовательно, еврейская эмиграция из Польши резко возросла. [ 75 ] Британия потребовала от Польши (среди прочего) остановить еврейский исход, но их давление было в значительной степени неудачным. [ 76 ] Еврейский писатель Рэйчела Ауэрбах, которая посетила Треблинку в ноябре 1945 года в рамках официальной делегации для главной комиссии по расследованию преступлений на Гитлере, обнаружила, что некоторые польские крестьяне копают пепел в поисках упускаемых ценностей. Белжек был также осквернен с 1943 года после закрытия лагеря, [ 77 ] (См.: Sonderaktion 1005 для ликвидации фактических массовых могил как в Treblinka , так и в Бельцеке ). [ 78 ]
Послевоенная Польша была хаотической страной, в которой пробурские коммунисты и патриотические националисты сражались друг с другом. Сотни евреев были убиты в результате антивхийского насилия , в том числе многочисленных функционеров нового сталинского режима. [ 79 ] В погроме Кильсе 1946 года, [ 80 ] Тридцать семь евреев были жестоко убиты. До сегодняшнего дня дебаты в Польше продолжаются о предполагаемых доказательствах советской провокации NKVD и присутствия российских солдат в убийствах. В период с 1945 по 1948 год 100 000–10 000 евреев покинули Польшу. Их отъезд был в значительной степени организован сионистскими активистами в Польше, такими как Адольф Берман и Икхак Кукерман под эгидой полуглендестин, терпимой правительством Польши, организация Берихах («Полет»). [ 81 ] Брат Бермана Джакуб контролировал силы безопасности, поэтому он был одним из самых влиятельных людей в Польше. Бериха также отвечал за организованную эмиграцию евреев из Румынии , Венгрии , Чехословакии и Югославии на общую сумму 250 000 (включая Польшу) выживших в Холокосте.
Вторая волна еврейской эмиграции (50 000) состоялась во время либерализации коммунистического режима в период между 1957 и 1959 годами. Затем была третья главная волна эмиграции, которую можно было бы назвать изгнанием евреев в 1968–1969 годах. После этого почти все евреи, которые решили остаться в Польше, «остановились», будучи евреями.
Бунд принял участие в послевоенных выборах 1947 года по общему билету с (некоммунистической) польской социалистической партией (PPS) и получила свое первое и единственное парламентское место в своей польской истории, а также несколько мест в муниципальных советах. Под давлением со стороны советских коммунистических властей лидеры Бунда «добровольно» распали партию в 1948–1949 годах против противодействия многим активистам.
Сталинский период
[ редактировать ]которые остались, восстановление еврейской жизни в Польше было проведено в период с октября 1944 и 1950 гг Для тех польских евреев , . услуги. Общедоступная еврейская религиозная община, возглавляемая Давидом Кахане , который служил главным раввином польских вооруженных сил, работал между 1945 и 1948 годами, пока она не была поглощена CKżP. Одиннадцать независимых политических еврейских партий, из которых восемь были законными, существовали до их роспуска в 1949–50 годах.
Ряд польских евреев приняли участие в создании антиревизионистского социалистического правительства в Народной Республике Польше в период с 1944 по 1956 год, в частности, в Политбюро Политбюро Орской Объединенной Рабочей партии (например, Jakub Berman , Hilary MINC - ответственный за создание социалистической экономики) и службу безопасности Urząd Bezpieczeństwa (UB) и в дипломатии/разведке. После 1956 года, во время процесса десталинизации в Польше при Владислава Гомулки режиме Урзд Безпцезянтвы , некоторых чиновников , в том числе римские Ромковски (Борн Натан Грунсапау-Кикиэль), Йозеф ( Джейсек ) Риньский (Борн-Джозф-Голдберг) и Антел-Форат-Феджинский ( Борн-Джозф-Голдбер за «злоупотребления властью», включая пытки польских антикоммунистов (среди них, Витолд Пилеки ), и приговорен к длинным тюремным срокам. Чиновник UB, Józef światło , (родился Изаак Флихфарб), после того, как он побежал в 1953 году на Запад, обнажил через Радио Свободную Европу методы UB, что привело к его роспуску в 1954 году. Джерзи Борейша был важным редактором прессы и книг, который привлек много талантливых писателей.
Были созданы некоторые еврейские культурные учреждения, включающие театр Государственного ииддийского государства , основанный в 1950 году, и режиссер Иды Каминьска , еврейский исторический институт , академическое учреждение, специализирующееся на исследованиях истории и культуры евреев в Польше и идишских газетных жителей. Полем
С 1967 по 1989 год
[ редактировать ]В 1967 году, после шестидневной войны между Израилем и арабскими государствами, коммунистическая Польша преодолела дипломатические отношения с Израилем. Израильская победа над Советскими арабскими государствами в 1967 году была встречена поляками с ликованием; «Наши евреи дали советским арабам барабан!» К 1968 году большинство из 40 000 оставшихся евреев Польши были ассимилированы в польское общество, но в течение следующего года они стали центром советской, централизованной кампании, приравнивая еврейское происхождение к сионистским симпатиям и, таким образом, нелояльности к Польше.
В марте 1968 года демонстрации под руководством студентов в Варшаве ( Политический кризис 1968 года ) дали правительству Гомулки оправдание направить общественные антиправительственные настроения на другой путь. Таким образом, его начальник безопасности, Мицзислав Мокзар , использовал ситуацию в качестве предлога, чтобы начать антисемитскую пресс-кампанию (хотя выражение «сионист» было официально использовано). Спонсируемая государством кампания «антиционистская » кампания привела к удалению евреев из Польской Объединенной Рабочей партии и преподавателей в школах и университетах. Из -за экономического, политического и полицейского давления, 25 000 евреев были вынуждены эмигрировать в течение 1968–1970 годов. Кампания, хотя якобы направлена на евреев, которые занимали пост в сталинистскую эпоху и в их семьях, повлияла на большинство оставшихся польских евреев, независимо от их происхождения.
Было несколько результатов событий в марте 1968 года . Пропагандистская кампания в сочетании с атакой Ormo на университеты, [ 82 ] Поврежденная репутация Польши за границу, особенно в США, многие польские интеллектуалы испытывали отвращение к продвижению официального антисемитизма и выступили против кампании. Некоторые из людей, которые после этого эмигрировали на Запад, основали организации, которые поощряли антикоммунистическую оппозицию внутри Польши.
В конце 1970 -х годов некоторые еврейские активисты участвовали в антикоммунистических оппозиционных группах. Наиболее выдающимся среди них Адам Мичник (основатель Газета Виборча ) был одним из основателей Комитета по обороне рабочих (KOR). К моменту падения коммунизма в Польше в 1989 году в стране осталось только 5000–10 000 евреев, многие из которых предпочитают скрыть свое еврейское происхождение.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Иегуда Бауэр , история Американского еврейского комитета по распространению 1929–1939. Конечная примечание 20: 44–29, меморандум 1/30/39 (30 января 1939 г.), Общество еврейского издания Америки, Филадельфия , 1974
- ^ TEC, Nemuma (1993). Неповиновность: партизаны Бильски . Oxford University Press США. ISBN 0-19-509390-9 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Routledge Atlas из Холокоста Мартина Гилберта , стр. 21. Соответствующая страница, просмотренная через поиск книги Google
- ^ Ричард С. Лукас , из Анферно: Полюсы помнят издательство Холокоста Университета Кентукки, 1989 - 201 страниц. Страницы 5, 13, 111; Также в Ричарде С. Лукасе, «Забытый Холокост: поляки» под немецкой оккупацией, 1939-1944 , Университетская пресса Кентукки 1986 - 300 страниц.
- ^ Майкл С. Стейнлауф . « Польша ». В: Дэвид С. Уайман, Чарльз Х. Розензвейг. Мир реагирует на Холокост . Издательство Университета Джона Хопкинса, 1996.
- ^ «Смерть в Холокосте, из музея Холокоста США» . Архивировано из оригинала 2012-12-08 . Получено 2018-09-08 .
- ^ Лаура Джокуш, Тамар Левинский, Потерянный Рай? Послевоенная память о польском еврейском выживании в Советском Союзе , полный текст, загруженный из исследований Холокоста и геноцида , том 24, номер 3, зима 2010.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Девора Хаконен, иммигранты в смятении: массовая иммиграция в Израиль и его последствия ... Сиракузские университетские издательство, 2003 - 325 страниц. Страница 70. ISBN 0-8156-2969-9
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Алексин, Наталья. «Берихах» . Yivo.
Предлагаемое чтение: Арех Дж. Кочави, «Британия и еврейский исход ...», Полин 7 (1992): с. 161–175
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Zygmunt Zygmuntowicz, «Евреи бойцов за независимость Польши», как выдержка на Форуме польских евреев из его книги, опубликованной 1939 г. в Львиве. «Форум żydów polskich» . Архивировано из оригинала 2010-09-23 . Получено 2010-09-23 .
- ^ (на английском языке) Tadeusz Piotrowski (1997). Холокост Польши: этнические раздоры, сотрудничество с оккупирующими силами и геноцидом ... McFarland & Company. С. 41–42 . ISBN 0-7864-0371-3 .
- ^ Снайдер, Тимоти (2003). Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569–1999 . Издательство Йельского университета. п. 49. ISBN 0-300-09569-4 Полем
Евреи, как правило, сочувствовали литовскому заявлению, полагая, что большая многонациональная литовская литовская Их награда в 1919 году была первым погромом в современной Вильне.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Истребление польских евреев В гг 1939–1945 . Том 1. Центральная комиссия по расследованию немецких преступлений в Польше. Варшава, 1946
- ^ Уличное фото, Предварительная Варшава, Польша Фильм и Фото архив, Яд Вашем
- ^ Mi Sta Street, Варшава, предварительная полаланда фильма и фотоархив, Яд Вашем
- ^ Учащиеся еврейской школы, Варшава, предварительная Польша Архивировал 2008-05-30 в Wayback Machine , Yad Vashem фильме и фотоархиве
- ^ Совет Бунд в августе 1937 года, Варшава, Польша Архивировал 2009-07-20 в Wayback Machine , Yad Vashem фильме и фотоархиве
- ^ Тадеуш Пиотровский, Холокост Польши: этническая борьба, сотрудничество с оккупирующими силами. McFarland, p. 51
- ^ Профессор Петр Врубель, Университет Торонто, «Евреи, поляки и культура Польши в девятнадцатом и двадцатом веках» ; Архивировано 2008-12-26 в Abstract Abstract Machine Wayback , в польском/еврейском/музыке! Международная программа конференции, 15–16 ноября 1998 года, Лос -Анджелес; Издатель: польский музыкальный журнал, Vol. 6, № 1, лето 2003. ISSN 1521-6039
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Соответствующие статьи на www.jewishmuseum.org.pl [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Илья Прицель, Национальная идентичность и внешняя политика, опубликованная издательством Кембриджского университета. Страница 65.
- ^ Шарман Кадиш, Большевики и британские евреи: англо-евейская община, Великобритания и русская революция. Опубликовано Routledge, p. 87 [1]
- ^ Zvi Y. Gitelman, столетие амбивалентности: евреи России и Советского Союза, 1881 год по настоящее время. п. 70. [2]
- ^ Джозеф Маркус, Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939 (там же) Page 34
- ^ Yehuda Bauer : история Американского еврейского совместного комитета по распределению 1929–1939. Там же. Глава 1. Время кризиса: 1929–1932 гг.
- ^ Т. Рон Джасински-Херберт, Конфронтация среди соседей, заархивированных 2009-11-14 на The Wayback Machine , конференции в Мемориальном музее Холокоста США, Вашингтон
- ^ «Экономические и культурные и культурные достижения в межвоенном периоде. 2) Реконструкция экономики» . Юридическая и историческая служба © 2006–2009. Архивировано из оригинала 9 января 2010 года . Получено 6 марта 2013 года .
- ^ Джозеф Маркус, Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939 (там же), стр. 41
- ^ Джозеф Маркус, Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939 , (там же), стр. 47
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Тимоти Снайдер , Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569–1999 , Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-10586-X Google Books, с.144
- ^ Feigue Cieplinski , Поляки и евреи: стремление к самоопределению 1919–1934 гг .
- ^ The history of David-Gorodok village, section IV (tripod.com)
- ^ Джозеф Маркус, Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939 ISBN 90-279-3239-5 . Страница 20.
- ^ Потерянные еврейские миры - Grodno 2004 Yad Vashem the Holocast Martyrs 'и Heroes
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Селия Стоницка Хеллер, на грани разрушения: евреи Польши между двумя мировыми войнами. Уэйн Государственный университет издательство, 1993.
- ^ Эдвард Д. Уинот-младший, «Необходимая жестокость»: появление официального антисемитизма в Польше, 1936–39. Мериканский исторический обзор , нет. 4, октябрь 19711035-1058.
- ^ Уильям У. Хаген . Перед «Окончательным решением»: к сравнительному анализу политического антисемитизма в межвоенной Германии и Польше. Журнал современной истории июль 1996: 1–31.
- ^ (в польском) бумага по теме: «Волхиния в межвозном периоде. Экономика и общество.
- ^ Photo Tour: копание противотанковых каналов по столкам и евреям, 1939 год. Архивировал 2011-07-20 в архивах машин Wayback в государственном музее Освенцима-Биркенау
- ^ Польша, 1939 г., еврейский солдат Аарон Гафнер в форме польской армии , кино и фотоархив, Яд Вашем
- ^ Бенджамин Мейрчак, еврейские военные жертвы в польских армиях во Второй мировой войне , Ассоциация ветеранов еврейской войны польских армий в Израиле, Тель -Авив
- ^ Еврейский исторический институт
- ^ Евреи в польской армии , Яд Вашем
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Шмуэль Краковски, «Судьба еврейских военнопленных во время кампании в сентябре 1939 года» (PDF) . (160 КБ) Ресурсный центр Шоа, Международная школа исследований Холокоста, 35 страниц,
- ^ Джошуа Б. Циммерман. Спарие воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствия. Rutgers University Press, 2003.
- ^ Дэвид Чезарани, Сара Кавано, Холокост, опубликованный Routledge. Страница 64.
- ^ Стивен Дж. Залога (1982). «Подземная армия» . Польская армия, 1939-1945 . Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 0-85045-417-4 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Холокост Польши Тейдеш Пиотровский. Опубликовано McFarland .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Польский институт искусств и наук в Америке, «Политика извинений и распределения», архивировав 2013-10-19 на машине Wayback Prof. IWO Cyprian Pogonowski , Джорджтаунский университет , Вашингтон, округ Колумбия , 8 июня 2002 года.
- ^ Касамассима кладбище
- ^ Джошуа Д. Циммерман. Спарие воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствия. Rutgers University Press, 2003.
- ^ Смерть книжного проекта Хаймке Йизкор, еврейский рост: дом еврейской генеалогии
- ^ (на английском языке) Tadeusz Piotrowski (1997). Холокост Польши: этнические раздоры, сотрудничество с оккупирующими силами и геноцидом ... McFarland & Company. С. 49–65 . ISBN 0-7864-0371-3 .
- ^ Джошуа Д. Циммерман. Спарие воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствия. Rutgers University Press, 2003.
- ^ Джоанна Б. Миклик. Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время. Университет Небраски Пресс, 2006.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Piotrowski, Tadeusz (1998). Холокост Польши: этническая борьба, сотрудничество с оккупирующими силами и геноцидом во второй республике, 1918-1947 гг . ISBN 9780786403714 .
- ^ Piotrowski, Tadeusz (1998). Холокост Польши: этническая борьба, сотрудничество с оккупирующими силами и геноцидом во второй республике, 1918-1947 гг . ISBN 9780786403714 .
- ^ Марек Ян Чодакевич. Между нацистами и Советами: Политика оккупации в Польше, 1939–1947. Lexington Books, 2004.
- ^ Мартин Дин. Сотрудничество в Холокосте: преступления местной полиции в Белоруссии и Украине, 1941–44. Macmillan, 1999.
- ^ Сэмюэль Д. Кассоу Кто напишет нашу историю: Эммануэль Рингельблум, Варшав Гетто и Архив Ойнега Шабса. Издательство Университета Индианы,
- ^ Джонатан Франкель. Судьба европейских евреев, 1939–1945 гг.: Непрерывность или непредвиденные обстоятельства? Издательство Оксфордского университета, 1998.
- ^ Tadeusz Piotrowski (1997). Холокост Польши: этническая борьба, сотрудничество с оккупирующими силами и геноцидом .... McFarland & Company, с. 49–65. ISBN 0-7864-0371-3 .
- ^ Резюме окончательных выводов IPN по архивированию Jedwabne 2016-03-03 на The Wayback Machine (английский)
- ^ Джоанна Миклин. Советская оккупация Польши, 1939–41 гг., А также стереотип антиполишного и просоветского еврея. Еврейские общественные науки: история, культура и общество. Весна/лето 2007, вып. 13, № 3: 135–176.
- ^ Krzysztof Szwagrzyk. Евреи в управлении UB. Стереотип или реальность? (Евреи в властях Польского секретного секрета. Стереотип или реальность?) , Бюллетень Института национального воспоминания. (11/2005), стр. 37–42
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Дональд Л. Нивик, Фрэнсис Р. Никосия , Гид Колумбия по Холокаус , издательство Колумбийского университета, 2000, ISBN 0-231-11200-9 , Google Print, P.114
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Энтони Полонский, « Хранитель моего брата?»: Недавние польские дебаты о Холокосте , Routledge, 1990, ISBN 0-415-04232-1 , Google Print, с.149
- ^ Шоах. Plockjews.org - домашняя страница польских евреев.
- ^ предмета Дополнительная информация о архивировании 2008-10-30 на машине Wayback
- ^ «Гетто Гетто» . Архивировано из оригинала 2005-10-27 . Получено 2007-09-29 .
- ^ Больше информации о элементе
- ^ Больше информации о элементе
- ^ Примечание от 10 декабря 1942 года, адресованная польским правительством правительствам Объединенных Наций, касающихся массового уничтожения евреев, архивных 15 мая 2011 года на машине Wayback
- ^ Девора Хакохен, иммигранты в смятении: массовая иммиграция в Израиль и его последствия ... Сиракузские университетские издательство, 2003 - 325 страниц. Страница 70. ISBN 0-8156-2969-9
- ^ Маррус, Майкл Роберт; Аристид Р. Золберг (2002). Нежелательные: европейские беженцы из Первой мировой войны через холодную войну . Храмовая издательство Университета. п. 336. ISBN 1-56639-955-6 Полем
Это гигантское усилие, известное под ивритовым кодом слова Brichah (Flight), сильно ускоряется после погрома Kielce в июле 1946 года.
- ^ Kochavi, Arieh J. (2001). Политика после-холокоста: Британия, Соединенные Штаты и еврейские беженцы, 1945–1948 . Университет Северной Каролины Пресс. с. XI. ISBN 0-8078-2620-0 Полем
Британия оказывала давление на правительства Польши.
- ^ Гросс, Ян Т. (21 мая 2012 г.). «Золотая лихорадка Треблинка» . Журнал планшета . Получено 25 мая 2012 года .
- ^ Ицхак Арад . « Операция Рейнхард»: Истребительные лагеря Бельцека, Собибора и Треблинка » (PDF 145 КБ) . Источник: Яд Вашем Исследования XVI, Яд Вашем , Иерусалим 1984, стр. 205-239 . Shoah Resource Center, Международная школа по исследованиям Холокоста. С. 26/30 . Получено 30 мая 2012 года .
- ^ Дэвид Энгель, Образцы антивхинистого насилия. PDF -файл: 198,1 кб. Yadvashem.org .
- ^ Больше информации о элементе
- ^ Дополнительная информация о архивировании 2008-05-30 на машине Wayback
- ^ Andrzej Friszke , « Движение протеста в марте 1968 года в свете министерства внутренних отчетов для руководства партии », Intermarium, том 1, номер 1, 1997; Перевод с лака Давид Валендовски. Оригинал опубликован в Więę (март 1994 г.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дибоски, Роман (сентябрь 1923 г.). «Польша и проблема национальных меньшинств». Журнал Британского института международных дел . 2 (5): 179–200. doi : 10.2307/3014543 . JSTOR 3014543 .