Теория сложных динамических систем
Теория сложных динамических систем в области лингвистики представляет собой перспективу и подход к изучению овладения вторым, третьим и дополнительным языком. Общий термин «теория сложных динамических систем» был рекомендован Кесом де Ботом для обозначения как теории сложности , так и теории динамических систем . [1]
Терминология
[ редактировать ]Многочисленные ярлыки, такие как теория хаоса, теория сложности, теория хаоса/сложности, теория динамических систем, теория, основанная на использовании, использовались для изучения овладения вторым языком с помощью динамического подхода. Однако Кес де Бот рекомендовал термин «теория сложных динамических систем» в главе книги Ортеги и Хана, озаглавленной «Теория сложности и развитие языка».в честь Дайаны Ларсен-Фриман». [2] Ахмар Махбуб применил теорию сложности/теорию динамических систем к динамическому подходу к оценке языка. Хердина и Джесснер в своей «Динамической модели многоязычия» (DMM) (2002) были первыми учеными, которые использовали динамическую систему, а также сложные системные подходы для моделирования освоения и развития третьего (и x-го) языка в рамках целостной системы.
В 1997 году Ларсен-Фриман использовала термины «хаос» и «сложность» в своей основополагающей статье. [3] Марджолин Верспур рекомендовала термины «теория, основанная на динамическом использовании». [4]
Происхождение
[ редактировать ]Подход динамических систем к овладению вторым и дополнительным языком берет свое начало из прикладной математики , изучающей динамические системы . Введение теории динамических систем для изучения развития в социальных науках можно отнести к Эстер Телен , которая применила ее для изучения моторного развития . Она объяснила ошибку «А-не-Б» с точки зрения теории динамических систем. [5] [6]
Дайан Ларсен-Фриман в своей статье под названием «Наука о хаосе/сложности и овладение вторым языком», опубликованной в 1997 году, была первым ученым, предложившим применение и внедрение теории динамических систем для изучения овладения вторым языком. [7] В своей статье она утверждала, что язык следует рассматривать как динамическую систему, которая является динамической, сложной, нелинейной, хаотичной, непредсказуемой, чувствительной к начальным условиям, открытой, самоорганизующейся, чувствительной к обратной связи и адаптивной.
Определение
[ редактировать ]В 1997 году Ларсен-Фриман опубликовала статью, в которой утверждала, что овладение вторым языком следует рассматривать как процесс развития, который включает в себя как утрату языка, так и приобретение языка. [8] Хердина и Джесснер (2002) в своей DMM указывают, что динамические многоязычные системы включают не только истощение языка, но и общие языковые усилия (GLE), которые можно рассматривать как сумму усилий по освоению языка (LAE) и усилий по поддержанию языка (LME). и понимается как усилия, вложенные в развитие языка.
Развитие второго и дополнительного языка в основном изучается с применением теории динамических систем. В DMM язык рассматривается как система, включающая множество языковых подсистем. Динамические системы взаимосвязаны, нелинейны, адаптивны, открыты, чувствительны к начальным условиям. Изменчивость рассматривается как неотъемлемое свойство развития и не рассматривается как ошибка измерения , поэтому с точки зрения динамических систем изменчивость данных анализируется и считается ценной информацией.
Основные характеристики
[ редактировать ]Основными характеристиками многоязычного развития с точки зрения динамических систем являются: [9]
- Чувствительная зависимость от начальных условий
- Полная взаимосвязанность
- Нелинейность в развитии
- Изменение через внутреннюю реорганизацию ( самоорганизацию ) и взаимодействие с окружающей средой.
- Зависимость от внутренних и внешних ресурсов
- Постоянные изменения, иногда с хаотическими изменениями , при которых системы лишь временно переходят в состояния аттрактора.
- Итерация
- Изменение, вызванное взаимодействием с окружающей средой и внутренней реорганизацией.
- Эмерджентные свойства
Существует чувствительная зависимость от начальных условий, которую обычно называют эффектом бабочки . Разные изучающие язык начинают изучать второй язык (L2) с разным опытом (разная мотивация , языковые способности и т. д.). Результат критически зависит от начальных условий изучающих язык. Системы языка полностью взаимосвязаны. Развитие синтаксической системы влияет на развитие лексической системы и наоборот. Развитие второго языка является нелинейным, то есть изучающие язык усваивают новые слова в разном темпе. За один день они могут выучить десять новых слов, но на следующий день они могут выучить только одно. На третий день они могут даже забыть часть ранее выученной лексики. В развитии второго языка изменения происходят посредством самоорганизации, которая может происходить непредсказуемо. Изучающие язык зависят от внутренних и внешних ресурсов. Внутренние ресурсы являются мотивационными факторами изучающих язык, а учитель языка или окружающая среда являются примерами внешних ресурсов. Рост описывается как итеративный процесс развития второго языка и часто моделируется с использованием моделей связанных уравнений ( Логистическое уравнение ).
В исследовании роли саморегуляции в языковом развитии Винд и Хардинг (2020) обнаружили, что низкая степень вариативности лексической и синтаксической сложности при письме может быть связана с выраженными состояниями аттрактора , которые доминировали в системах саморегуляции участников. [10]
Мотивация второго и третьего языка
[ редактировать ]Теория динамических систем также применялась для изучения мотивации при изучении второго и дополнительного языка. Мотивационные факторы, такие как интерес, скука, тревога, обычно объясняются как состояния аттрактора. Языковая мотивация также колеблется во времени (в краткосрочном и долговременном масштабах). В 2014 году Золтана Дорниея книга « Мотивационная динамика в изучении языка» оказала влияние на переориентацию исследований мотивации второго языка, утверждая, что мотивация динамична. [11] Хердина и Джесснер (2002) отмечают в своей DMM, что сложность многоязычных систем частично обусловлена рядом индивидуальных факторов, таких как отношение, мотивация и тревога.
Сары Мерсер Журнальная статья под названием «Я-концепция изучающего язык: сложность, преемственность и изменение» , опубликованная в журнале System в 2011 году, исследовала природу и динамику я-концепции при изучении языка. Она обнаружила, что Я-концепцию, возможно, лучше всего рассматривать как сложную, многослойную, многомерную сеть взаимосвязанных убеждений в себе. [12]
Языковая оценка
[ редактировать ]Теория динамических систем сложности также применялась к языковой оценке (например, Ахмаром Махбубом ), самооценке или саморефлексии . [13]
Методы и техники
[ редактировать ]Развитие второго и дополнительного языка в основном изучается с использованием данных временных рядов . Его контрастируют с традиционными методами, используемыми в исследованиях по освоению второго языка, такими как дизайн перекрестного исследования данных (например, дизайн до и после тестирования ) в перекрестных исследованиях . [14] [15] [16]
В исследованиях по дополнительному языковому развитию предпочтение отдается подходу тематического исследования, а не наблюдению за большей популяцией. Данные временных рядов обычно наносятся на график и проверяются визуально, после чего корреляции (обычно коэффициент ранговой корреляции Спирмена , поскольку ожидается, что лингвистические данные не будут нормально распределены рассчитываются ). В 2002 году Пол ван Герт создал техники и методы для измерения степени изменчивости, применяя графики мин-макс, методы повторной выборки и метод Монте-Карло вместе с Марин ван Дейк . [17]
Совсем недавно скрытая марковская модель используется для обнаружения фазовых сдвигов или переходных скачков в развитии языковых систем, таких как лексическая или синтаксическая сложность. Эту модель впервые использовал для лингвистических данных Чан в 2015 году. [18]
Статья Хивера и Аль-Хури, опубликованная в The Modern Language Journal в 2016 году, представляет собой «Динамический ансамбль исследований второго языка». Они представляют практический каталог из 9 соображений: 1. системы, 2. уровень детализации, 3. контекст, 4. системные сети, 5. динамические процессы, 6. возникающие результаты, 7. компоненты, 8. взаимодействия и 9. параметры. . [19] В их обзорном обзоре также рассматриваются методологические тенденции и существенный вклад теории сложных динамических систем за полтора десятилетия. [20]
Критика
[ редактировать ]Применение теории динамических систем для изучения дополнительного овладения языком подверглось критике в этой области. Грегг раскритиковал книгу Ларсена-Фримена под названием « Сложные системы и прикладная лингвистика» . [21]
В отличие от традиционных перекрестных исследований, подход DST не использует компонентные наблюдения, обобщаемость или линейную причинность . [ нужна ссылка ]
Известные исследователи
[ редактировать ]Ниже приводится список тех исследователей, которые поддерживают идею о том, что развитие второго, третьего и x-го языков следует рассматривать с точки зрения динамических систем, и внесли большой вклад в эту область:
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Де Бот, Кес (2017). Глава 2. Теория сложности и теория динамических систем . Изучение языка и преподавание языка. Том. 48. стр. 51–58. doi : 10.1075/lllt.48.03deb . ISBN 978-90-272-1338-9 .
- ^ Де Бот, Кес (2017). Глава 2. Теория сложности и теория динамических систем . Изучение языка и преподавание языка. Том. 48. стр. 51–58. doi : 10.1075/lllt.48.03deb . ISBN 978-90-272-1338-9 .
- ^ https://academic.oup.com/applij/article-abstract/18/2/141/134192 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Верспур, Марджолин; Беренс, Хайке (2011). «Теория динамических систем и подход к развитию второго языка, основанный на использовании» . Динамический подход к развитию второго языка . Изучение языка и преподавание языка. Том. 29. С. 25–38. doi : 10.1075/lllt.29.02версия . ISBN 978-90-272-1998-5 .
- ^ Телен, Эстер; Смит, Линда Б. (2007). Справочник по детской психологии . Интернет-библиотека Уайли. дои : 10.1002/9780470147658.chpsy0106 . ISBN 978-0470147658 .
- ^ «Открытие развития автомобилестроения: дань уважения Эстер Телен» . ПсихНЕТ. 2005.
- ^ Ларсен-Фриман, Д. (1997). «Наука о хаосе/сложности и овладение вторым языком». Прикладная лингвистика . 18 (2): 141–165. дои : 10.1093/applin/18.2.141 .
- ^ «Наука о хаосе/сложности и овладение вторым языком» . Прикладная лингвистика. 1997.
- ^ де Бот, Кес; Лоуи, Вандер; Верспур, Марджолин (2007). «Подход теории динамических систем к овладению вторым языком». Двуязычие: язык и познание . 10 (1): 7–21. дои : 10.1017/S1366728906002732 . S2CID 33567516 .
- ^ Ветер, Аттила М.; Хардинг, Люк (14 июля 2020 г.). «Глава 6: Состояния аттрактора в развитии лингвистической сложности письма на втором языке и роль саморегуляции: продольное тематическое исследование». В странствии, Лоуи; Марие, Мишель; Кейзер, Мерель; Штайнкраусс, Расмус (ред.). Динамика использования в развитии второго языка . Многоязычные вопросы. стр. 130–154. ISBN 978-1-788-92523-5 .
- ^ «Золтан Дорней — Книги» . zoltandornyei.co.uk. 2018.
- ^ Мерсер, Сара (2011). «Я-концепция изучающего язык: сложность, преемственность и изменение». Система . 39 (3): 335–346. дои : 10.1016/j.system.2011.07.006 .
- ^ Ветер, Аттила М. (01 декабря 2021 г.). «Нелинейность, а также меж- и внутрииндивидуальная изменчивость степени вовлеченности в саморефлексию и ее роль в письме на втором языке: исследование на нескольких примерах» . Система . 103 : 102672. дои : 10.1016/j.system.2021.102672 . hdl : 10831/83077 . ISSN 0346-251X . S2CID 239485728 .
- ^ Хивер, Фил; Аль-Хури, Али Х. (2020). Методы исследования теории сложности в прикладной лингвистике . Бристоль: вопросы многоязычия. ISBN 9781788925730 .
- ^ Хивер, Фил; Аль-Хури, Али Х.; Ларсен-Фриман, Дайан (2021). «К трансдисциплинарной интеграции исследовательских целей и методов теории сложных динамических систем: за пределами количественного и качественного разрыва» . Международный обзор прикладной лингвистики в преподавании языков . Предварительная онлайн-публикация: 7–22. дои : 10.1515/iral-2021-0022 . S2CID 233926835 .
- ^ Хивер, Фил; Аль-Хури, Али Х. (2021). «Трансдисциплинарные методы исследования и теория сложности в прикладной лингвистике: введение в специальную проблему». Международный обзор прикладной лингвистики в преподавании языков . Предварительная онлайн-публикация. дои : 10.1515/iral-2021.0020 . S2CID 233732028 .
- ^ «Фокус на изменчивости: новые инструменты для изучения внутрииндивидуальной изменчивости данных развития» . АПА PsycNET. 2002.
- ^ «Белинда Чан: динамический подход к развитию лексики и синтаксиса второго языка» (PDF) . Университет Гронингена. 2015.
- ^ Хивер, Фил; Аль-Хури, Али Х. (декабрь 2016 г.). «Динамический ансамбль для исследования второго языка: применение теории сложности на практике». Журнал современного языка . 100 (4): 741–756. дои : 10.1111/модл.12347 .
- ^ Хивер, Фил; Аль-Хури, Али Х.; Эванс, Рид (2021). «Теория сложных динамических систем в изучении языка: обзор 25 лет исследований» . Исследования по овладению вторым языком . Предварительная онлайн-публикация. дои : 10.1017/S0272263121000553 . S2CID 239634406 .
- ^ Грегг, Кевин Р. (2010). «Кевин Грегг: Обзорная статья: Мелкие осадки: Ларсен-Фриман и Кэмерон о сложности». Исследование второго языка . 26 (4): 549–560. дои : 10.1177/0267658310366582 . S2CID 145495189 .