Автоматические и контролируемые процессы
Автоматические и контролируемые процессы ( ACP ) — это две категории когнитивной обработки. Все когнитивные процессы попадают в одну или обе из этих двух категорий. Количество «вычислительной мощности», внимания и усилий, которые требует процесс, является основным фактором, используемым для определения того, является ли этот процесс контролируемым или автоматическим. Автоматический процесс способен происходить без необходимости внимания и осознания инициирования или работы процесса, а также без использования общих ресурсов обработки или вмешательства в другие параллельные мыслительные процессы. [ 1 ] Проще говоря, автоматический процесс непреднамеренный, непроизвольный, не требующий усилий (не требующий ограниченных вычислительных мощностей) и происходящий извне. Контролируемые процессы определяются как процессы, которые находятся под гибким, преднамеренным контролем человека, которые человек осознает, которые требуют усилий и ограничены количеством ресурсов внимания, доступных в данный момент. [ 1 ]
Характеристики
[ редактировать ]Автоматические процессы
[ редактировать ]Исследуя ярлык «автоматический» в социальной психологии, мы обнаруживаем, что некоторые процессы являются преднамеренными, а другие требуют недавней сознательной и намеренной обработки соответствующей информации. Автоматические процессы сложнее, чем думают люди. [ 2 ] Некоторые примеры автоматических процессов включают двигательные навыки, неявные предубеждения, процедурные задачи и прайминг. [ 3 ] Перечисленные задачи можно выполнять без необходимости сознательного внимания.
При этом автоматические эффекты делятся на три класса: те, которые происходят до сознательного осознания (предсознательные); те, которые требуют той или иной формы сознательной обработки, но приводят к непредвиденному результату (постсознательное); и те, которые требуют определенного типа преднамеренной, целенаправленной обработки (зависящей от цели).
Предсознательный автоматизм требует только запускающего проксимального стимулирующего события и возникает до или в отсутствие какого-либо сознательного осознания этого события. [ 1 ] Поскольку они происходят без нашего осознания, они незаметны, неконтролируемы и почти не требуют усилий.
Постсознательный автоматизм в своем возникновении зависит от недавнего сознательного опыта. [ 1 ] Это постсознательное влияние на обработку информации можно определить как бессознательные последствия сознательного мышления. [ 1 ] Сознательный опыт может быть намеренным или непреднамеренным, важно то, чтобы материал находился в осознании. [ 1 ] Большинство вещей, о которых мы знаем, обусловлены окружающей средой, и мы не намерены и не контролируем поток этих перцептивных переживаний, однако они все равно приводят к постсознательным эффектам. Другими словами, нам нужно сознательно чем-то заниматься и в зависимости от полученного опыта мы будем неосознанно думать и/или вести себя определенным образом. В классическом эксперименте с куклой Бобо ребенок смотрит видео, на котором взрослый ведет себя агрессивно по отношению к кукле Бобо. Позже, когда ребенка помещали в комнату с той же куклой, он с большей вероятностью тоже участвовал в этом действии, чем дети, которые не смотрели видео. В исследовании участники были ознакомлены со стереотипом профессора, предложив в течение 5 минут представить себе типичного профессора и перечислить (сознательно) характеристики поведения, образа жизни и внешнего вида этого типичного профессора. [ 4 ] После того, как они были подготовлены, им нужно было выполнить задание на общие знания. Результаты показали, что участники в условиях профессора превзошли участников в контрольных условиях (тех, кто вообще не подвергался праймингу). [ 4 ]
Автоматичность, зависящая от цели, касается навыков и мыслительных процессов, для реализации которых требуется цель. Этот процесс во многом похож на постсознательный в том, что он требует инициирования сознательного осознания, но после этого он может управляться вне осознания бессознательным разумом . Хорошим примером может служить вождение автомобиля: чтобы управлять автомобилем, нужно сознательно иметь цель куда-то поехать. Во время вождения (только при наличии достаточной практики) можно управлять автомобилем почти полностью бессознательно. [ 5 ] Однако при знакомстве с новыми (референтными) ситуациями, такими как поездка по незнакомому городу, требуется больший контроль внимания и принятие решений. Этот процесс необходимо изучить настолько, чтобы он мог быть автоматическим и не требовал особых сознательных размышлений о том, как его осуществить.
Контролируемые процессы
[ редактировать ]Одно из определений контролируемого процесса — это намеренно инициированная последовательность когнитивных действий. [ 6 ] Другими словами, когда для выполнения задачи требуется внимание, мы осознаем это и контролируем ситуацию. Контролируемые процессы требуют от нас обдумывания ситуаций, оценки и принятия решений. Примером может служить чтение этой статьи. Мы должны читать и понимать концепции этих процессов, а концептуальное мышление требует усилий. Считается, что контролируемые процессы происходят медленнее, поскольку по определению требуют усилий по управлению; поэтому их, как правило, нельзя проводить одновременно с другими контролируемыми процессами без переключения задач или ухудшения производительности. Таким образом, недостатком контролируемых процессов является то, что люди, как полагают, обладают ограниченной способностью открыто контролировать поведение. Будучи строго ограниченной по мощности, контролируемая обработка накладывает значительные ограничения на скорость и способность распределять внимание. Распределенное внимание – это возможность переключаться между задачами. Некоторые задачи легче выполнять вместе с другими задачами, такими как разговор и вождение. [ 7 ] Однако поддерживать разговор становится все труднее, когда трафик увеличивается, из-за необходимости больше сосредоточиться на вождении, чем на разговоре.
Форстер и Лави обнаружили, что на способность сосредоточиться на задаче влияют вычислительная мощность и перцептивная нагрузка. [ 8 ] Производительность обработки — это объем поступающей информации, который человек может обработать или обработать за один раз. Перцептивная нагрузка – это то, насколько сложна задача. Задача с низкой нагрузкой — это когда человек может меньше думать о задаче, над которой он работает. Задача с высокой нагрузкой — это когда нужно посвятить все свое внимание задаче. Если они отвлекутся, то не смогут выполнить задачу.
В исследовании участники были случайным образом распределены по двум состояниям: одно требовало одного задания (небольшая когнитивная нагрузка), а другое требовало двух задач (тяжелая когнитивная нагрузка). В условиях с одним заданием участникам сказали, что они услышат речь против или в поддержку абортов и должны будут диагностировать отношение говорящего к абортам. В условии с двумя задачами было то же самое первое задание, но после этого они должны были поменяться местами с говорящим и занять свое место. Даже после того, как им специально сказали, что на следующем этапе им будут даны дальнейшие инструкции, в этом исследовании пострадала их когнитивная нагрузка. Участники, участвовавшие в группе с двумя задачами, показали худшие результаты, чем участники в группе с одной задачей, просто потому, что у них на уме была следующая задача (у них была дополнительная когнитивная нагрузка). По сути, чем больше задач кто-то пытается выполнить одновременно, тем больше страдает его производительность.
Процессы с неоднозначной категоризацией
[ редактировать ]Некоторые действия используют комбинацию автоматических и контролируемых процессов. Один из примеров – чистка зубов. В любой момент вы можете подумать о каждом зубе, чистя его по отдельности, но по большей части действие происходит автоматически. [ 9 ] Другой пример – игра на музыкальном инструменте. Научившись, где следует располагать пальцы и как играть определенные ноты, вам больше не придется думать о том, что делают ваши пальцы. Затем ваш контролируемый процесс занимается обдумыванием динамики и интонации. Некоторые процессы могут даже начаться как контролируемые и стать более автоматическими. Некоторые когнитивные процессы трудно отнести к категории явно автоматических или контролируемых либо потому, что они содержат компоненты обоих типов процессов, либо потому, что явления трудно определить или наблюдать. Примером первого является вождение автомобиля. Примером последнего является поток . Процесс дыхания автоматический и контролируемый, легко наблюдаемый.
Поток
[ редактировать ]Поток описывается как сочетание высокой концентрации внимания на текущей задаче, потери самосознания и искаженного восприятия времени , а также других когнитивных характеристик. Некоторые люди сообщают, что во время состояний потока они меньше осознают вегетативные реакции, такие как голод, усталость и дискомфорт. Некоторые исследователи предполагают, что из-за этого некоторые сложные задачи могут, как это ни парадоксально, требовать меньше усилий для выполнения. [ 10 ]
Однако поток было трудно изучать, поскольку его трудно производить в контролируемых лабораторных условиях. Большинство экспериментов в значительной степени опирались на корреляцию наличия потока с различными атрибутами задачи и сообщаемым опытом испытуемых. Из этих корреляций испытуемые, испытывающие поток, обычно сообщают, что они чувствуют хорошее соответствие между требованиями к задаче и их навыками (например, профессиональный баскетболист в профессиональном баскетбольном матче). Считается, что структура задачи и ясность цели задачи также имеют большое значение. быть связаны с моментом возникновения потока. [ 10 ] Все эти аспекты потока подразумевают, что должна быть возможность подавлять другие контролируемые процессы, а также подавлять определенные типы автоматических процессов.
Исследование производительности видеоигр показало, что поток участников (определяемый на основе самооценки характеристик потока) сильно коррелирует с производительностью в игре. В аналогичном исследовании была предпринята попытка подавить и вызвать поток, изменяя настроение участников. Экспериментаторы обнаружили, что поток может быть подавлен негативным настроением, но не может быть вызван позитивным настроением. [ 10 ]
«Человеку не нужно говорить, чтобы он обращал внимание на стимул, который захватывает внимание быстро и без усилий». [ 6 ] Во многих случаях явное направление своего или чужого внимания необходимо в связи с наличием другого стимула, который легче захватывает внимание. Однако в случае потока действие, которое обычно привлекало бы внимание, игнорируется, и многие автоматические процессы либо подавляются (например, изменения внимания, вызванные стимулами), либо игнорируются (например, дискомфорт).
С другой стороны, считается, что ситуации, в которых посягают на автономию (например, если человек должен всегда контролировать свои действия, чтобы соблюдать правила, налагаемые задачей), препятствуют потоку. [ 10 ] Это подразумевает, что еще одним требованием потока является отсутствие ограничений, вынуждающих использовать контролируемые процессы. Кроме того, некоторые области исследований показывают, что в состоянии потока процесс, которым иначе управляют, становится автоматическим, что позволяет ему вести себя доминантно над всеми другими автоматическими процессами.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Барг, Джон; Джеймс С. Улеман (1989). Непреднамеренная мысль . Публикации Гилфорда.
- ^ Фридланд, Эллен (ноябрь 2017 г.). «Автоматически мыслящий». Синтезируйте . 194 (11): 4337–4363. дои : 10.1007/s11229-014-0617-9 . ISSN 0039-7857 . S2CID 43228633 .
- ^ Трампп, Натали М.; Трауб, Феликс; Кифер, Маркус (31 мая 2013 г.). Чао, Линда (ред.). «Маскированное прайминг концептуальных особенностей показывает дифференциальную активацию мозга во время бессознательного доступа к концептуальному действию и звуковой информации» . ПЛОС ОДИН . 8 (5): е65910. дои : 10.1371/journal.pone.0065910 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 3669239 . ПМИД 23741518 .
- ^ Jump up to: а б Дейкстерхейс, AP; Ад ван Книппенберг (1998). «Связь между восприятием и поведением, или как выиграть игру тривиального преследования». Журнал личности и социальной психологии . 74 (4): 865–877. дои : 10.1037/0022-3514.74.4.865 . ПМИД 9569649 .
- ^ Барг, Джон; Кей Л. Швадер; Сара Э. Хейли; Ребекка Л. Дайер; Эрика Дж. Бутби (2012). «Автоматичность в социально-когнитивных процессах». Тенденции в когнитивных науках . 16 (12). Йельский университет, факультет психологии: 593–605. дои : 10.1016/j.tics.2012.10.002 . ПМИД 23127330 . S2CID 1240978 .
- ^ Jump up to: а б Шнайдер, Шиффрин (1977). «Управляемая автоматическая обработка информации человеком» (I. Обнаружение, поиск и внимание).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Шнайдер, Уолтер; Чейн, Джейсон М. (май 2003 г.). «Контролируемая и автоматическая обработка: поведение, теория и биологические механизмы» . Когнитивная наука . 27 (3): 525–559. дои : 10.1207/s15516709cog2703_8 . ISSN 0364-0213 .
- ^ Форстер, Софи; Лави, Нилли (март 2008 г.). «Неспособность игнорировать совершенно нерелевантные отвлекающие факторы: роль нагрузки» . Журнал экспериментальной психологии: прикладной . 14 (1): 73–83. дои : 10.1037/1076-898x.14.1.73 . ISSN 1939-2192 . ПМК 2672049 . ПМИД 18377168 .
- ^ Янсма, Йохан Мартейн; Рэмси, Ник Ф.; Слагтер, Хелен А.; Кан, Рене С. (август 2001 г.). «Функционально-анатомические корреляты контролируемой и автоматической обработки». Журнал когнитивной нейронауки . 13 (6): 730–743. дои : 10.1162/08989290152541403 . ISSN 0898-929X . ПМИД 11564318 . S2CID 23641981 .
- ^ Jump up to: а б с д Моллер, А.С., Мейер, Б.П. и Уолл, Р.Д. 2010. Разработка экспериментальной индукции потока: легкие действия в лаборатории. В книге Б. Бруя (ред.), «Внимание без усилий: новый взгляд на когнитивную науку о внимании и действии» (стр. 191–204). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.