Католическая церковь и политика абортов
«В тот момент, когда позитивный закон лишает определенную категорию людей защиты, которую гражданское законодательство должно предоставить им, государство отрицает равенство всех перед законом. Когда государство не ставит свою власть на службу правам Каждый гражданин, и особенно наиболее уязвимые, подрываются сами основы правового государства. В результате уважения и защиты, которые должны быть обеспечены нерожденному ребенку с момента зачатия. должен предоставить соответствующие уголовные санкции за каждое умышленное нарушение прав ребенка».
![]() |
Часть серии статей о |
Аборт и католическая церковь |
---|
Официальная оппозиция |
Философия и теология |
Активизм |
Несогласие |
См. также |
![]() |
Поскольку католическая церковь считает аборты серьёзным злом, она считает своим долгом уменьшить их признание обществом и гражданским законодательством . Хотя он считает, что католики не должны поддерживать аборты ни в какой области, он признает, что католики могут пойти на компромисс, который, хотя и разрешает аборты, снижает их распространенность, например, ограничивая некоторые формы или принимая меры против условий, которые их вызывают. Принято считать, что поддержка может быть оказана политической платформе, содержащей положения в пользу абортов, а также элементы, которые действительно сократят количество абортов, а не платформе против абортов, которая приведет к их увеличению. [ 2 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]До решения Верховного суда Роу против Уэйда в 1973 году , которое открыло дверь для легализации абортов, движение за право на жизнь в США состояло из юристов, политиков и врачей, почти все из которых были католиками. [ нужна ссылка ] Единственная скоординированная оппозиция абортам в начале 1970-х годов исходила от Конференции католических епископов США и Бюро семейной жизни, также католической организации. До решения «Роу против Уэйда» аборты не были приоритетом для католических епископов в Соединенных Штатах. [ 3 ] [ 4 ] аборты также не были заметной проблемой в американской политике До дела Роу против Уэйда . Это не было основной платформой ни для одной из партий на выборах 1968 и 1972 годов. [ 5 ]
В 60-х и начале 70-х годов произошел сдвиг: ряд католиков и белых южан отказались от своей традиционной принадлежности к Демократической партии и начали поддерживать Республиканскую партию. Об этом сдвиге свидетельствует тот факт, что Никсон получил только 33% голосов католиков на выборах 1968 года по сравнению с 52% в 1972 году. Как группа католики представляли четверть электората страны и теперь были одной из крупнейших колеблющихся групп страны. . Обе партии начали агрессивно добиваться расположения избирателей-католиков. Хотя католическая иерархия не могла диктовать, за кого голосовать католики, она имела существенное влияние на верующих в своих епархиях. Политики осознавали, что епископы могут потратить значительное время, энергию и деньги на поддержку важных для них вопросов. С их точки зрения, епископы стремились вернуть себе часть влияния, которым их предшественники обладали в начале 20 века. [ 5 ]
После дела Роу против Уэйда участие католической иерархии в американской политике возросло до беспрецедентного уровня: епископы посвящали проблеме абортов больше времени, энергии и денег, чем любой другой отдельной проблеме. Существенная роль католической церкви в дебатах об абортах привлекла большое внимание американских СМИ. [ 6 ]
Мобилизация широкомасштабного движения против абортов среди католиков началась сразу после решения по делу Роу против Уэйда с создания Национального комитета по праву на жизнь (NRLC). NRLC также организовала некатоликов, в конечном итоге став крупнейшей организацией против абортов в Соединенных Штатах. Конни Пейдж : «Римско-католическая церковь создала движение за право на жизнь. Без церкви это движение не существовало бы сегодня как таковое». Цитируются слова [ 7 ]
В течение двух лет после решения по делу Роу против Уэйда епископы США сосредоточили свое внимание на принятии поправки о человеческой жизни к Конституции США, которая запретила бы аборты.
Пастырский план действий в защиту жизни
[ редактировать ]В ноябре 1975 года Национальная конференция католических епископов (NCCB) и Католическая конференция США (USCC) опубликовали документ под названием «Пастырский план действий в защиту жизни», в котором излагался стратегический план действий членов Церкви по борьбе с абортами. Католическое духовенство и миряне. [ 8 ] Лоуренс Трайб описывает этот документ как «выдающийся организационный план политических действий». План предусматривал «всеобъемлющую законодательную программу в защиту жизни», которая будет способствовать «принятию поправки к конституции, обеспечивающей защиту будущего ребенка в максимально возможной степени». [ 9 ]
Для достижения своих целей план предусматривал создание комитетов на уровне штата, которые будут координировать политические усилия в епархиях и избирательных округах этого штата. В каждой епархии должен был быть комитет против абортов , который будет добиваться принятия «поправки к конституции, направленной на защиту будущего ребенка». План также предусматривал создание «идентифицируемого, сплоченного и хорошо организованного подразделения в защиту жизни» в каждом округе Конгресса для отслеживания результатов голосования избранных должностных лиц по вопросам абортов и мобилизации ресурсов для политических действий. [ 10 ]
Несмотря на обеспокоенность некоторых епископов тем, что пастырский план был узко сфокусирован только на проблеме абортов, план был принят в 1975 году и впоследствии повторно одобрен в 1985 и 2001 годах. [ 8 ]
президентские выборы 1976 года
[ редактировать ]Аборт стал проблемой на ранних этапах гонки за выдвижение кандидатом в президенты от Демократической партии в 1976 году. Сенатор Берч Бэй , который председательствовал на слушаниях по поправке к конституции, запрещающей аборты, в конце концов нарушил свое молчание по этому вопросу и выступил против принятия такой поправки. Позицию Бэя против поправки вскоре поддержали Фрэнк Чёрч и Сарджент Шрайвер , практикующий католик. [ 10 ]
Демократическая партия начала раскалываться из-за позиций против абортов и прав на аборты . Демократы, выступающие против абортов , искали кандидата, симпатизирующего их позиции по поправке к конституции. Однако консервативный демократ Джордж Уоллес заявил о своей поддержке такой поправки. Лоуренс Трайб объясняет Джимми Картера победу на кокусах в Айове тем, что он «подтасовал» свою позицию по вопросу абортов, хотя Картер публично отрицал это. [ 11 ] Со стороны республиканцев Рональд Рейган заявил о своей поддержке поправки к конституции, которая фактически запретила бы аборты. Хотя президент Форд выиграл номинацию от своей партии, сторонникам Рейгана удалось пробить в партийной платформе пункт, призывающий к «поправке к конституции, восстанавливающей защиту права на жизнь нерожденных детей». [ 12 ]
Платформа Демократической партии включала в себя доску, в которой утверждалось, что «нежелательно пытаться внести поправки в Конституцию США, чтобы отменить дело Роу против Уэйда». Пытаясь смягчить недовольство епископов США, Картер организовал встречу с шестью епископами, чтобы прояснить свою позицию. что, хотя он еще не видел конкретной формулировки, которую он мог бы поддержать, он по-прежнему выступает против абортов и пообещал, что «никогда не будет пытаться заблокировать» поправку, запрещающую аборты. Эта позиция не сработала. Пытаясь извлечь выгоду из неудачи Картера, президент Форд дал понять, что согласен с позицией епископов, пригласив Исполнительный комитет NCCB/USCC в Белый дом. После встречи епископы заявили, что, хотя они и не полностью удовлетворены этой позицией. Позиция Форда, они были воодушевлены ею и считали, что «поддержка концепции» поправки к конституции более важна, чем согласие по «конкретному типу поправки». [ 12 ] [ 13 ]
Однако, по оценке Лоуренса Трайба, аборты сыграли менее значительную роль на всеобщих выборах, чем на праймериз. Когда избирателей попросили расположить пятнадцать вопросов в порядке важности, они поставили аборты на пятнадцатое место. [ 14 ] Согласно выходным интервью, проведенным CBS News, католики в итоге отдали предпочтение Картеру с 54% против 44%, что больше, чем общий электорат, который отдал предпочтение Картеру, а не Форду, всего с 50% против 48%.
президентские выборы 1980 года
[ редактировать ]Во время президентских выборов 1980 года Рональд Рейган сделал борьбу с абортами ключевым вопросом своей кампании. Он поддержал поправку к конституции, запрещающую аборты, пообещал назначить в федеральную коллегию судей, выступающих против абортов , и запретить использование федеральных средств на аборты, за исключением случаев, когда это необходимо для спасения жизни матери. Согласно результатам выездных интервью, опубликованных в «Нью-Йорк Таймс», католики отдали предпочтение Рейгану, а не Картеру, от 51% до 40%, что очень похоже на показатель общего электората. [ 15 ]
президентские выборы 1984 года
[ редактировать ]К 1984 году Республиканская партия полностью присоединилась к традиционным религиозным ценностям, включая движение против абортов . [ 13 ] В то время как католики, как правило, голосовали за демократов до конца 1960-х годов, эта традиционная принадлежность к 1984 году уменьшилась до веса в пользу Республиканской партии, причем аборты стали одной из ключевых движущих сил перемен.
Резкая критика со стороны церковных властей заставила кандидата в вице-президенты от Демократической партии Джеральдин Ферраро защищаться на протяжении всей кампании, при этом противники абортов часто протестовали против ее появления с таким рвением, с которым обычно не сталкиваются католики-мужчины, выступающие за права на аборты, такие как Марио Куомо. и Тед Кеннеди . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Ферраро подвергся поименной критике со стороны кардинала Джона О'Коннора , католического архиепископа Нью-Йорка , и Джеймса Тимлина , епископа Скрэнтона , за искажение позиции католической церкви по вопросу абортов . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] На брифинге для Конгресса в 1982 году Ферраро написал, что «католическая позиция в отношении абортов не является монолитной, и на эту проблему может быть целый ряд личных и политических ответов». [ 22 ] [ 23 ] Кардинал О'Коннор публично раскритиковал Ферраро за это заявление. После нескольких дней споров в средствах массовой информации Ферраро наконец признал, что «позиция католической церкви в отношении абортов монолитна», но продолжил: «Но я верю, что есть много католиков, которые так делают». не разделять точку зрения католической церкви». [ 24 ]
Группа «Католики за свободный выбор» полностраничное объявление разместила 7 октября 1984 года в газете «Нью-Йорк Таймс» под названием « Католическое заявление о плюрализме и абортах ». [ 22 ] В рекламе говорилось, что «прямой аборт… иногда может быть моральным выбором» и что «ответственные моральные решения могут быть приняты только в атмосфере свободы и отсутствия страха перед принуждением». [ 25 ]
Дебаты внутри католической иерархии
[ редактировать ]Попытка Рейгана утвердить и укрепить свои связи с религиозной базой своей партии придала его предвыборной кампании сильный религиозный оттенок. Этот новый акцент на религиозных ценностях в политике заставил американских епископов оценить, в какой степени католическая мораль должна взаимодействовать с политикой и государственной политикой. Католическая иерархия была расколота, потому что некоторые епископы, такие как архиепископ Бернард Лоу и архиепископ Джон О'Коннор, предпочитали сосредоточить внимание на одной проблеме абортов, тогда как другие, такие как кардинал Джозеф Бернардин, предпочитали более сбалансированный подход, который привлекал внимание к другим проблемам, таким как угроза абортов. ядерная война и ликвидация нищеты. [ 13 ] Кардинал Бернардин заявил, что католическая иерархия будет подвергаться «серьезному давлению со стороны тех, кто хочет продвигать конкретный вопрос, практически не принимая во внимание позиции остальных епископов». Чтобы этого не произошло, Бернардин предложил епископам пропагандировать « последовательную жизненную этику ». [ 26 ] Бернардин утверждал, что, хотя каждому католику не было необходимости или возможности участвовать в каждом вопросе, тем не менее, «для Церкви в целом было возможно и необходимо культивировать сознательную явную связь между несколькими вопросами». [ 27 ] Первоначально Бернардин выступал против ядерной войны и абортов. Однако он быстро расширил сферу своего взгляда, включив в него все аспекты человеческой жизни (согласно определению церкви). В одной из первых речей, произнесенных по этой теме в Фордхэмском университете, Бернардин сказал: «Спектр жизни охватывает вопросы генетики, абортов, смертной казни, современных войн и ухода за неизлечимо больными». [ 28 ] Бернардин сказал, что, хотя каждая из проблем различна (эвтаназия, например, не то же самое, что аборт), тем не менее, эти проблемы связаны между собой, поскольку ценность и защита (человеческой) жизни (согласно католическому определению) были, по его мнению, , в центре обеих проблем. Кардинал Бернардин заявил аудитории в Портленде, штат Орегон: «Когда человеческая жизнь считается «дешевой» или легко расходуемой в одном районе, в конечном итоге ничто не считается священным, и все жизни оказываются под угрозой». [ 28 ]
Последующие президентские выборы
[ редактировать ]Маргарет Росс Сэммонс описывает президентские выборы 1984 года как «вершину дебатов об абортах», но утверждает, что проблема абортов продолжала оставаться заметной на последующих президентских выборах. Например, в 1996 году кардиналы Бернард Лоу и Джеймс Хики призвали католиков не переизбирать президента Билла Клинтона после того, как он наложил вето на закон, запрещающий неповрежденное расширение и экстракцию . В 2000 году католические лидеры негативно отреагировали на слухи о том, что губернатор Джордж Буш рассматривал католического губернатора Пенсильвании Тома Риджа в качестве возможного кандидата на пост вице-президента, поскольку он поддерживал право на аборт. В 2004 году ряд епископов публично заявили, что откажут в причастии сенатору Джону Керри из-за его готовности поддержать право на аборт. Хотя Керри продолжал причащаться на протяжении всей избирательной кампании, Сэммонс утверждает, что кампания Керри была настолько повреждена угрозой отказать в причастии, что это могло стоить ему выборов. Сэммонс пишет, что президент Джордж Буш смог получить 53% голосов католиков, потому что он апеллировал к традиционным католикам. [ 29 ]
Отношения с протестантскими активистами против абортов
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2012 г. ) |
Поскольку католическая церковь в США взяла на себя ведущую роль в противодействии распространению и легализации абортов, а протестанты сравнительно медленно мобилизовались, протестанты, выступавшие против абортов, стали уважать национальные организации, которые католики создали для координации своих усилий. . [ 30 ]
Католические политики поддерживают право на аборт
[ редактировать ]Много споров возникло по поводу обращения церкви с католическими политиками, поддерживающими право на аборт . В Соединенных Штатах возникли разногласия по поводу того, следует ли отказывать в причастии католическим политикам, выступающим за легализацию абортов , как того требуют некоторые американские католические организации, выступающие против абортов, и несколько епископов. И в Соединенных Штатах, и в других странах отлучение таких политиков предусматривалось, но не применялось. Некоторые епископы пригрозили отказать причастии этим политикам в . В некоторых случаях епископы заявляли, что политикам следует воздерживаться от причастия; возможность отлучения от церкви в других предлагалась . По словам Дэвида Ямане, «подавляющее большинство епископов в Соединенных Штатах... хранят молчание по этому вопросу». В число тех, кто хранит молчание, входят видные консерваторы, такие как кардиналы Джастин Ригали из Филадельфии и Эдвард Иган из Нью-Йорка. Кардиналы Уильям Киллер из Балтимора и Теодор МакКэррик из Вашингтона заявили, что они не будут отказываться от причастия в качестве средства наказания католических политиков, поддерживающих право на аборт. В 2005 году Ямане писал, что число епископов, сделавших публичные заявления против католических политиков, поддерживающих право на аборт, составило менее 10% американской католической иерархии. [ 31 ] Конференция католических епископов США в 2004 году решила, что такие вопросы должны оставаться на усмотрение каждого епископа в каждом конкретном случае. [ 32 ]
Те епископы, которые поддерживают отказ от причастия, в том числе Раймонд Лео Берк , основывают свою позицию на Каноне 915 . [ 33 ] Большинство американских епископов не поддерживают отказ от причастия на этих основаниях. [ 34 ] Эти заявления о намерениях церковных властей иногда приводили к тому, что американские избиратели-католики голосовали за кандидатов, желающих запретить аборты, а не за кандидатов, которые поддерживают право на аборт наряду с учениями католической церкви о войне, здравоохранении или иммиграции. [ 35 ]
Наказания такого рода со стороны епископов нацелены на демократов, хотя есть политики-республиканцы, которые поддерживают право на аборт. [ 36 ]
В 1990 году кардинал Джон О'Коннор из Нью-Йорка предположил, что, поддерживая право на аборт, католические политики рискуют быть отлученными от церкви. Член Конгресса Нэнси Пелоси заявила: «У нас нет никакого желания бороться с кардиналами или архиепископами. Но должно быть ясно, что мы избранные должностные лица, и мы поддерживаем закон, и мы поддерживаем общественные позиции отдельно и независимо от нашей католической веры». [ 37 ]
В число политиков, вовлеченных в такие противоречия, входят Люси Киллеа , [ 38 ] Марио Куомо , [ 39 ] Джон Керри , [ 40 ] Руди Джулиани , [ 41 ] и Джо Байден . [ 42 ] Случай Киллеа был первым зарегистрированным; [ 38 ] Керри привел к сравнению его президентской кампании с кампанией Джона Ф. Кеннеди в 1960 году. Хотя Кеннеди был вынужден демонстрировать свою независимость от Римско-католической церкви из-за общественного страха, что президент-католик будет принимать решения, основанные на приказах Ватикана, казалось, что Керри , напротив, должен был проявить послушание католическим властям, чтобы получить голоса избирателей. [ 36 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
Епископы, намеревающиеся отказать в причастии, были ограничены епархиями Соединенных Штатов. [ 32 ] Тамошние епископы, поддерживающие такой образ действий, в качестве оправдания ссылаются на канон 915 . [ 47 ] Предполагаемые причины этой уникальности - политизация пастырской практики и восприятие конституционного статуса аборта как права. [ 32 ] [ 48 ]
Европа
[ редактировать ]Аборт легален почти во всех европейских странах, хотя существуют большие различия в ограничениях, при которых он разрешен. Ограничения на аборты наиболее строги в странах, которые более строго соблюдают католическую веру. [ 49 ]
В Европе не было речи об отказе от причастия, [ 32 ] хотя, как и в Соединенных Штатах, были случаи, когда церковные власти отговаривали католических политиков от причастия [ 50 ] и о отлучения от церкви . предложении [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] Сообщается, что Папа Иоанн Павел II [ кем? ] причастить итальянского сторонника права на аборт Франческо Рутелли , 6 января 2001 года. [ 54 ]
Австрия
[ редактировать ]В 1973 году кардинал Франц Кениг написал открытое письмо канцлеру Бруно Крайскому, выступая против абортов по свободному выбору и утверждая, что это «отказ общества от ответственности за защиту жизни, включая нерожденную жизнь». В 1975 году католическая церковь сыграла значительную роль в мобилизации поддержки «народной инициативы», спонсируемой Aktion Leben , австрийской организацией, выступающей против абортов . В конечном итоге плановая помощь по прерыванию беременности осталась законной в Австрии в первом триместре беременности. [ 55 ]
Польша
[ редактировать ]После падения коммунизма дебаты об абортах в Польше разгорелись . Римско-католическая и лютеранская церкви, а также правого толка политики оказывали давление на правительство, чтобы оно запретило аборты, за исключением случаев, когда аборт был единственным способом спасти жизнь беременной женщины. Левые политики и большинство либералов были против этого и оказывали давление на правительство, чтобы оно сохранило вышеупомянутый закон 1956 года. Закон об абортах в современной Польше («Закон о планировании семьи, защите человеческого плода и условиях легального аборта») был принят в январе 1993 года как компромисс между обоими лагерями.
Широко распространено мнение, что католическая церковь в Польше является главным препятствием на пути либерализации законов об абортах и возобновления полового воспитания в польских школах в соответствии с европейскими стандартами. Однако исследования показали, что польские католики имеют широкий диапазон взглядов на секс и брак. Многие поляки, в том числе набожные католики, жалуются, что Католическая церковь выдвигает требования, которые очень немногие католики хотят и могут удовлетворить. [ 56 ]
Бельгия
[ редактировать ]До 1990 года Бельгия оставалась одной из немногих стран, где аборты были незаконными. Однако аборты были неофициально разрешены (и даже возмещались из «больничных касс») при условии, что они были зарегистрированы как « выскабливание ». Было подсчитано, что ежегодно делается 20 000 абортов (по сравнению со 100 000 рождений). [ 57 ]
В начале 1990 года, несмотря на противодействие христианских партий, коалиция Социалистической и Либеральной партий приняла закон о частичной либерализации закона об абортах в Бельгии. Бельгийские епископы обратились к населению с публичным заявлением, в котором изложили свою доктринальную и пастырскую оппозицию закону. Они предупредили бельгийских католиков, что любой, кто «эффективно и напрямую» сотрудничает с абортами, «исключает себя из церковного сообщества». Вдохновленный решительной позицией бельгийских епископов, король Бодуэн 30 марта уведомил премьер-министра, что он не может подписать закон, не нарушив свою совесть как католик. [ 58 ] Поскольку закон не имел бы силы закона без подписи короля, его отказ подписать грозил ускорить конституционный кризис. [ 59 ] Однако проблема была решена соглашением между королем и премьер-министром Мартенсом, согласно которому бельгийское правительство объявило короля неспособным управлять, приняло на себя его власть и приняло закон, после чего парламент на следующий день проголосовал за восстановление короля в должности. [ 57 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 32 ] Ватикан охарактеризовал действия короля как «благородный и смелый выбор», продиктованный «очень сильной моральной совестью». [ 64 ] Другие предполагают, что действия Бодуэна были «не более чем жестом», поскольку он был восстановлен в должности короля всего через 44 часа после того, как был отстранен от власти. [ 58 ]
Азия
[ редактировать ]Филиппины
[ редактировать ]На Филиппинах аборты запрещены законом, за исключением случаев, когда это необходимо для спасения жизни матери. Поскольку в стране преобладают католики, церковь пользуется большим влиянием, а ее оппозиции приписывают разочаровывающие усилия по либерализации крайне ограничительных законов страны об абортах. [ 65 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Католической церкви , часть 3, раздел 2, глава 2, статья 5: Пятая заповедь. Официальный сайт Ватикана.
- ^ Фрэнк К. Флинн, Дж. Гордон Мелтон (редакторы), Энциклопедия католицизма (Факты в файле, 2007 г.) ISBN 978-0-8160-5455-8 ), с. 5
- ^ Карран, Чарльз Э. (15 февраля 2011 г.). Социальная миссия Католической церкви США: теологическая перспектива . Издательство Джорджтаунского университета. стр. 153–154 . ISBN 978-1-58901-743-6 . Проверено 17 января 2012 г.
- ^ Хейер, Кристин Э.; Розелл, Марк Дж.; Дженовезе, Майкл А. (2008). Католики и политика: динамическое напряжение между верой и властью . Издательство Джорджтаунского университета. п. 20 . ISBN 978-1-58901-215-8 . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Хейер, Кристин Э.; Розелл, Марк Дж.; Дженовезе, Майкл А. (2008). Католики и политика: динамическое напряжение между верой и властью . Издательство Джорджтаунского университета. п. 17 . ISBN 978-1-58901-215-8 . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Карран, Чарльз Э. (15 февраля 2011 г.). Социальная миссия Католической церкви США: теологическая перспектива . Издательство Джорджтаунского университета. п. 168 . ISBN 978-1-58901-743-6 . Проверено 17 января 2012 г.
- ^ Мансон, Зиад В. (2008). Становление активистов, выступающих за жизнь: как работает мобилизация социальных движений . Издательство Чикагского университета. п. 85. ИСБН 978-0-226-55120-3 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Хейер, Кристин Э.; Розелл, Марк Дж.; Дженовезе, Майкл А. (2008). Католики и политика: динамическое напряжение между верой и властью . Издательство Джорджтаунского университета. стр. 16–17 . ISBN 978-1-58901-215-8 . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Шварценбах, Сивилла А.; Смит, Патрисия (2003). Женщины и Конституция Соединенных Штатов: история, интерпретация и практика . Издательство Колумбийского университета. п. 233 . ISBN 978-0-231-12893-3 . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Племя, Лоуренс Х. (1992). Аборт: столкновение абсолютов . WW Нортон и компания. п. 147. ИСБН 978-0-393-30956-0 .
- ^ Племя, Лоуренс Х. (1992). Аборт: столкновение абсолютов . WW Нортон и компания. п. 148. ИСБН 978-0-393-30956-0 .
- ^ Jump up to: а б Племя, Лоуренс Х. (1992). Аборт: столкновение абсолютов . WW Нортон и компания. п. 149. ИСБН 978-0-393-30956-0 .
- ^ Jump up to: а б с Хейер, Кристин Э.; Розелл, Марк Дж.; Дженовезе, Майкл А. (2008). Католики и политика: динамическое напряжение между верой и властью . Издательство Джорджтаунского университета. п. 18 . ISBN 978-1-58901-215-8 . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Племя, Лоуренс Х. (1992). Аборт: столкновение абсолютов . WW Нортон и компания. п. 150. ИСБН 978-0-393-30956-0 .
- ^ Нью-Йорк Таймс, 9 ноября 1980 г., стр. 28
- ^ Мартин, Дуглас (26 марта 2011 г.). «Джеральдин А. Ферраро, 1935–2011: она положила конец мужскому клубу национальной политики» . Нью-Йорк Таймс . п. А1 . Проверено 26 марта 2011 г.
- ^ Дэвис, Том (2005). Священное дело: Планирование семьи и его союзы духовенства . Издательство Университета Рутгерса. стр. 146–147 . ISBN 0-8135-3493-3 .
- ^ Свет и озеро, Выборы 1984 года , стр. 103, 107–108.
- ^ Прендергаст, Католическое голосование в американской политике , стр. 26, 187.
- ^ Кляйн, Джо (1 октября 1984 г.). «Аборт и архиепископ» . Нью-Йорк . п. 36.
- ^ Беквит, Дэвид; Тейлор, Элизабет; Магнусонит, Эд (24 сентября 1984 г.). «Основная проблема абортов» . Время . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Келлер, Розмари Скиннер; Рютер, Розмари Рэдфорд; Кантлон, Мари (2006). Энциклопедия женщин и религии Северной Америки . Том. 3. Издательство Университета Индианы. стр. 1104–1106. ISBN 0-253-34688-6 .
- ^ Хейер, Кристин Э.; Розелл, Марк Дж.; Дженовезе, Майкл А. (2008). Католики и политика: динамическое напряжение между верой и властью . Религия и политика. Издательство Джорджтаунского университета. п. 20 . ISBN 978-1-58901-216-5 .
- ^ Кристин Э. Хейер; Марк Дж. Розелл; Майкл А. Дженовезе (2008). Католики и политика: динамическое напряжение между верой и властью . Издательство Джорджтаунского университета. п. 18 . ISBN 978-1-58901-215-8 . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Диллон, Мишель (1999). Католическая идентичность: баланс разума, веры и силы . Издательство Кембриджского университета. п. 106 . ISBN 9780521639590 .
- ^ Хейер, Кристин Э.; Розелл, Марк Дж.; Дженовезе, Майкл А. (2008). Католики и политика: динамическое напряжение между верой и властью . Издательство Джорджтаунского университета. п. 19 . ISBN 978-1-58901-215-8 . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Бернардин, Жозеф Луи; Фюхтманн, Томас Г. (1988). Последовательная этика жизни . Роуман и Литтлфилд. п. 15. ISBN 978-1-55612-120-3 . Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Оверберг, Кеннет RSJ: «Последовательная этика жизни», «Католическое обновление», St. Anthony's Press, 2009 г.
- ^ Хейер, Кристин Э.; Розелл, Марк Дж.; Дженовезе, Майкл А. (2008). Католики и политика: динамическое напряжение между верой и властью . Издательство Джорджтаунского университета. п. 21 . ISBN 978-1-58901-215-8 . Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ Филдс, Питер (27 апреля 2005 г.). Как католики завоевали уважение протестантов: откровенный взгляд на Америку . Издательство Hermit Kingdom Press. п. 34. ISBN 978-1-59689-041-1 . Проверено 5 января 2012 г.
- ^ Ямане, Дэвид (2005). Католическая церковь в государственной политике: обсуждение пророческих требований и политических реалий . Роуман и Литтлфилд. п. 152 . ISBN 978-0-7425-3229-8 . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Обама выбрал католика на пост вице-президента. Но епископы отказывают ему в причастии» . chiesa.espresso.repubblica.it . Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ [1] «Самый полный католический еженедельник Америки»
- ^ Джон Аллен, «Императив против абортов более сложен, чем признано: Джон Аллен: взгляды епископов на аборты»
- ^ Киркпатрик, Дэвид (16 сентября 2008 г.). «Проблема абортов снова разделяет голоса католиков» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт, Билл (9 июня 2004 г.). «Католики дают губернатору разрешение на аборты» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано из оригинала (pdf) 26 января 2011 г. Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ Марковиц, Хэл (1 февраля 2009 г.). Нэнси Пелоси: политик . Издательство информационной базы. п. 40. ИСБН 978-1-60413-075-1 . Проверено 17 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Епископ говорит нет» . Время . 27 ноября 1989 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2008 г.
- ^ Уэст, Джон Г.; Маклин, Иэн С. (1999). Энциклопедия религии в американской политике, Том 2 . Издательская группа Гринвуд. п. 98. ИСБН 9781573561303 . Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ Хэнкок, Дэвид (6 апреля 2004 г.). «Спор о причастии Керри» . Новости CBS . Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ «Откровенный католический архиепископ Рэймонд Берк говорит, что откажет Руди Джулиани в причастии» . Фокс Ньюс . АП. 03.10.2007. Архивировано из оригинала 27 мая 2013 г. Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ Киркпатрик, Дэвид (16 сентября 2008 г.). «Проблема абортов снова разделяет голоса католиков» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ Макатир, Майкл (26 июня 2004 г.). «Под сомнение приоритеты католической иерархии». Торонто Стар .
- ^ Джейкоби, Сьюзен (3 мая 2004 г.). «Католическая церковь и президентские выборы: Ватикан объединяет усилия с протестантами-фундаменталистами» . Хроники Сан-Франциско .
- ^ Бальц, Дэн; Куперман, Алан (4 июня 2004 г.). «Буш и Папа встретятся сегодня в Ватикане» . Вашингтон Пост .
- ^ Гибсон, Дэвид (2007). Правление Бенедикта: Папа Бенедикт XVI и его битва с современным миром . ХарперКоллинз. п. 42. ИСБН 9780061753367 .
- ↑ Шон Уинтерс, «Чапут ссылается на разобщенность среди епископов по канону 915» в National Catholic Reporter , 12 апреля 2011 г.
- ^ «Слово из Рима, 28 мая 2004 г.» . www.nationalcatholicreporter.org . Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ Остергрен, Роберт С.; Ле Боссе, Матиас (7 марта 2011 г.). Европейцы: география людей, культуры и окружающей среды . Гилфорд Пресс. п. 203. ИСБН 978-1-59385-384-6 . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ «Никаких санкций испанскому королю, подписавшему закон об абортах» . Национальный католический репортер . 26 февраля 2010 г. Проверено 23 декабря 2011 г.
- ^ Шпигель . Папа Римский нападает на политиков Мехико . 10 мая 2007 г.
- ^ Исраэль, Джефф (9 мая 2007 г.). «Папа отвергает политиков, выступающих за выбор» . Время . Архивировано из оригинала 12 мая 2007 года.
- ^ Бельтрамини, Энрико (12 сентября 2009 г.). «Политический католицизм в Америке» . Лаймы (на итальянском языке) . Проверено 26 декабря 2011 г.
- ↑ Слово из Рима: 28 мая 2004 г.
- ^ Стетсон, Дороти М.; Макбрайд, Дороти Э. (2001). Политика абортов, женские движения и демократическое государство: сравнительное исследование государственного феминизма . Издательство Оксфордского университета. п. 27. ISBN 978-0-19-924265-8 . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Козакевич, Николай (1999). Гарантирование свободы выбора в вопросах воспроизводства, сексуальности и образа жизни в Европе: тенденции и события: международный форум, Таллинн (Эстония), 27-29 ноября 1997 г. Совет Европы, Европейский комитет по равенству женщин и мужчин. п. 97. ИСБН 978-92-871-3995-5 . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Белиен, Пол (2005). Трон в Брюсселе: Британия, Саксен-Кобурги и бельгианизация Европы . Девон: Выходные данные Академический. стр. 292–293. ISBN 1-84540-033-Х .
- ^ Jump up to: а б Юбер, Вивиан; Грин, Ховард (1 марта 2000 г.). Новая история христианства . Международная издательская группа «Континуум». п. 389. ИСБН 978-0-8264-1227-0 . Проверено 7 января 2012 г.
- ^ Баркер, Эйлин (15 апреля 2010 г.). Центральное место религии в общественной жизни . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 76. ИСБН 978-1-4094-0343-2 . Проверено 7 января 2012 г.
- ^ Уилсфорд, Политические лидеры современной Западной Европы (Greenwood Press, 1995). ISBN 978-0-313-28623-0 ), с. 30
- ^ Джеффри К. Робертс, Патрисия Хогвуд, Западноевропейская политика (Manchester University Press, 2003) ISBN 978-0-7190-5421-1 ), с. 84
- ^ Эльс Витте, Ян Крейбек, Ален Мейнен, Политическая история Бельгии (VUB University Press, 2010 г.) ISBN 978-90-5487-517-8 ), с. 266
- ^ Энциклопедия мировых конституций (факты в файле, 2006 г.) ISBN 978-0-8160-6078-8 ), с. 92
- ^ «Папа молится у могилы врага абортов» . Ассошиэйтед Пресс. 4 июня 1995 г.
- ^ Уиттакер, Андреа (15 июля 2010 г.). Аборт в Азии: местные дилеммы, глобальная политика . Книги Бергана. п. 14. ISBN 978-1-84545-734-1 . Проверено 19 января 2012 г.