Jump to content

Лопастной пароход

(Перенаправлено с гребного катера )
Типичный речной пароход 1850-х годов.
Пароход « Провиденс» компании Fall Line , спущен на воду в 1866 году.
Finlandia Queen , гребной корабль 1990-х годов в Тампере , Финляндия. [1]

Лопастной пароход — это пароход или пароход, приводимый в движение паровым двигателем , который приводит в движение гребные колеса , приводящие в движение судно по воде. В древности гребные колеса последовали за развитием шестов, весел и парусов, где первыми использовались колеса, управляемые животными или людьми.

Advance , , построенный Гриноком в США. во время блокады пароход с боковыми колесами

В начале 19 века гребные колеса были преобладающим средством передвижения паровых лодок. В конце 19 века гребные движители были в значительной степени вытеснены винтовыми гребными винтами и другими морскими двигательными установками, которые имеют более высокий КПД, особенно в бурной или открытой воде. Гребные колеса по-прежнему используются на небольших байдарках с педальным приводом и на некоторых судах, совершающих туристические рейсы. Последние часто оснащаются дизельными двигателями. [а]

Гребные колеса

[ редактировать ]
Слева: заклепанное стальное гребное колесо гребного парохода с боковым колесом на озере Люцерн.
Справа: деталь парохода.

Лопастное колесо представляет собой большое колесо со стальным каркасом. Внешний край колеса снабжен многочисленными, равномерно расположенными лопастями (называемыми поплавками или ковшами). Нижняя четверть колеса или около того движется под водой. Двигатель вращает лопастное колесо в воде, создавая тягу вперед или назад по мере необходимости. В более продвинутых конструкциях гребных колес используются методы «флюгирования», при которых каждая лопасть лопасти находится ближе к вертикали в воде, чтобы повысить эффективность. Верхняя часть гребного колеса обычно заключена в лопастной ящик, чтобы свести к минимуму разбрызгивание.

Виды лопастных пароходов

[ редактировать ]
Модель Nettie Quill , сфотографированная в Алабаме в 1906 году, представляет собой типичный дизайн раннего кормового судна.

Три типа гребных пароходов: кормовой с одним колесом сзади, бортовой с одним колесом на каждом борту и внутренний с гребным колесом, установленным в нише на миделе корабля. [2] Все они использовались в качестве речных судов в США. Некоторые до сих пор работают для туристов, например, на реке Миссисипи .

Кормовой грузовик

[ редактировать ]

Хотя первые кормовые колеса были изобретены в Европе, наибольшее распространение они получили в Северной Америке, особенно на реке Миссисипи. «Энтерпрайз» был построен в Браунсвилле, штат Пенсильвания , в 1814 году как улучшение по сравнению с менее эффективными моделями с боковыми колесами. Второй построенный кормовой пароход « Вашингтон» 1816 года имел две палубы и послужил прообразом для всех последующих пароходов Миссисипи , в том числе прославившихся в Марка Твена книге «Жизнь на Миссисипи» . [3]

Боковой колесник

[ редактировать ]
Старый боковик "Питтсбург" в заливе Гор, остров Манитулин.

Боковые колеса используются в качестве речных и прибрежных судов. Хотя боковые колеса и охватывающие спонсоны делают их шире, чем кормовые, они могут быть более маневренными, поскольку иногда могут перемещать лопасти с разной скоростью и даже в противоположных направлениях. Эта дополнительная маневренность делает боковые колеса популярными на более узких извилистых реках системы Мюррей-Дарлинг в Австралии, где некоторые из них до сих пор работают.

Европейские модели с боковыми колесами, такие как PS Waverley , соединяют колеса с помощью цельных приводных валов, которые ограничивают маневренность и придают судну широкий радиус поворота. Некоторые из них были оснащены лопастными муфтами, которые отключают одно или оба лопасти, чтобы они могли вращаться независимо. Однако мудрость, полученная на основе раннего опыта работы с боковыми колесами, предполагала, что они должны работать с выключенным сцеплением или как суда со сплошным валом. Экипажи заметили, что по мере приближения кораблей к доку пассажиры отходили к борту корабля, готовые высадиться. Изменение веса в сочетании с независимыми движениями лопастей может привести к дисбалансу и потенциальному опрокидыванию . Весловые буксиры часто эксплуатировались с включенным сцеплением, поскольку отсутствие пассажиров на борту означало, что можно было безопасно использовать независимое движение весла и в полной мере использовать дополнительную маневренность.

Гребной велосипед с внутренним мотором

[ редактировать ]

Лодки с утопленными или внутренними гребными колесами предназначались для плавания по узким и заросшим корягами заводям. За счет утопления колеса в корпус оно было в некоторой степени защищено от повреждений. Он был закрытым и мог вращаться на высокой скорости, обеспечивая высокую маневренность. Большинство из них были построены с наклонными паровыми цилиндрами, установленными по обе стороны лопастного вала и разнесенными по времени на 90 градусов, как у локомотива, что позволяло им мгновенно поворачивать задним ходом.

Оперение гребного колеса

[ редактировать ]
Гребное колесо Моргана с оперением (Пар и паровая машина, Эверс)

В простом гребном колесе, где лопасти закреплены по периметру, мощность теряется из-за взбалтывания воды, когда лопасти входят в поверхность воды и покидают ее. В идеале весла должны оставаться вертикальными, находясь под водой. Этот идеал можно приблизить к использованию рычагов и связей, соединенных с фиксированным эксцентриком. Эксцентрик закреплен немного впереди центра основного колеса. Он соединен с каждым веслом посредством стержня и рычага. Геометрия спроектирована таким образом, что лопасти остаются почти вертикальными в течение короткого времени, пока они находятся в воде. [4]

Западный мир

[ редактировать ]
Римская гребная лодка с приводом от быка из копии Де Ребуса Беллисиса XV века.

Применение гребного колеса в мореплавании впервые появляется в механическом трактате римского инженера Витрувия ( De Architectura , X 9.5–7), где он описывает многозубчатые гребные колеса, работающие как корабельный одометр . Первое упоминание о гребных колесах как о средстве передвижения встречается в военном трактате четвертого или пятого веков De Rebus Bellicis (глава XVII), где анонимный римский автор описывает военный корабль с гребными колесами, управляемый быками:

Животная сила, направляемая ресурсами изобретательности, с легкостью и быстротой управляет, где бы ее ни призывала польза, военным кораблем, пригодным для морских сражений, которым из-за своих огромных размеров человеческая хрупкость как бы не позволяет управляться руками людей. . В его корпусе, или полой внутренней части, быки, попарно запряженные в шпили, вращают колеса, прикрепленные к бортам корабля; лопасти, выступающие над окружностью или изогнутой поверхностью колес и ударяющие по воде, как лопасти весла, когда колеса вращаются, действуют с удивительным и изобретательным эффектом, их действие вызывает быстрое движение. Более того, этот военный корабль из-за своей массы и из-за работающих внутри него механизмов вступает в бой с такой силой, что легко разбивает и уничтожает все вражеские военные корабли, приближающиеся на близкое расстояние. [5]

Лодка с гребным колесом XV века, приводившаяся в движение коленчатыми валами (Аноним о гуситских войнах )

Итальянский врач Гвидо да Виджевано ( около 1280–1349), планируя новый крестовый поход, сделал иллюстрации для весельной лодки, которая приводилась в движение составными кривошипами , вращаемыми вручную . [6]

Лодка с водным велосипедом работы итальянского художника-инженера Де Такколы машиниса (1449 г.): Весла наматывают веревку, прикрепленную к якорю, вверх по течению, перемещая лодку против течения.

На одном из рисунков анонимного автора « Гуситских войн» изображена лодка с парой гребных колес на каждом конце, вращаемых людьми с помощью составных кривошипов. [7] Эта концепция была усовершенствована итальянцем Роберто Валтурио в 1463 году, который разработал лодку с пятью комплектами, в которой все параллельные кривошипы соединены с одним источником энергии одним шатуном - идея, принятая его соотечественником Франческо ди Джорджио . [7]

В 1539 году испанский инженер Бласко де Гарай получил поддержку Карла V на постройку кораблей, оснащенных боковыми гребными колесами с ручным приводом. С 1539 по 1543 год Гарай построил и спустил на воду пять кораблей, самым известным из которых стала модифицированная португальская каррака « Ла Тринидад» , превзошедшая близлежащую галеру по скорости и маневренности 17 июня 1543 года в гавани Барселоны . Однако проект был прекращен. [8] Писатель XIX века Томас Гонсалес утверждал, что нашел доказательства того, что по крайней мере некоторые из этих судов были паровыми, но эта теория была дискредитирована испанскими властями. Было высказано предположение, что Гонсалес принял паровой опреснитель, созданный Гараем, за паровой котел. [8]

В 1705 году Папен построил корабль с ручными веслами. В апокрифической истории, написанной Луи Фигуайром в 1851 году , утверждалось, что этот корабль имел паровой, а не ручной привод, и, следовательно, это было первое транспортное средство с паровым приводом любого типа. Миф был опровергнут еще в 1880 году Эрнстом Герландом [ де ] , хотя до сих пор находит легковерное выражение в некоторых современных научных работах. [9]

В 1787 году Патрик Миллер из Далсвинтона изобрел лодку с двойным корпусом, которую приводили в движение по заливу Ферт-оф-Форт люди, работающие на шпиле, приводившем в движение лопасти с каждой стороны. [10]

Модель, сделанная де Жоффруа в 1784 году для демонстрации Французской академии наук двигателя и гребных колес, использованных на пироскафе : сейчас модель находится в Национальном морском музее в Париже. [11]

Один из первых действующих пароходов , «Пальмипед» который также был первым колесным пароходом, был построен во Франции в 1774 году маркизом Клодом де Жоффруа и его коллегами. Пароход длиной 13 м (42 фута 8 дюймов) с вращающимися лопастями плавал по реке Ду в июне и июле 1776 года. В 1783 году новый гребной пароход де Жоффруа «Пироскаф » успешно шел по реке Соне в течение 15 минут, прежде чем двигатель вышел из строя. . Бюрократия и Французская революция помешали дальнейшему прогрессу де Жоффруа.

Следующую успешную попытку создания парохода с лопастным приводом предпринял шотландский инженер Уильям Симингтон , который предложил паровую энергию Патрику Миллеру из Далсвинтона . [10] Экспериментальные лодки постройки 1788 и 1789 годов успешно работали на Лохмабен- Лохе. В 1802 году Симингтон построил бурлак « Шарлотта Дандас» для компании Forth and Clyde Canal Company . Во время испытаний в 1802 году она успешно перетащила две 70-тонные баржи почти на 20 миль (32 км) за 6 часов при сильном встречном ветре. Энтузиазм был высок, но некоторые директора компании были обеспокоены тем, что берега канала были повреждены приливом. с моторного судна, и больше заказов не было.

Хотя «Шарлотта Дандас» была первым коммерческим пароходом и пароходом , первым коммерческим успехом, возможно, стал Фултона » Роберта «Клермонт в Нью-Йорке, который поступил в коммерческую эксплуатацию в 1807 году между Нью-Йорком и Олбани . Многие другие речные лодки с веслами следовали по всему миру; Первым в Европе стал PS Comet, спроектированный Генри Беллом , который начал регулярные пассажирские перевозки по реке Клайд в 1812 году. [12]

Весловой буксир тянет HMS Temeraire на разборку , 1838 год.

В 1812 году из Нового Орлеана начал курсировать первый в США пароход по реке Миссисипи. К 1814 году капитан Генри Шрив [б] разработал «пароход» [с] подходит для местных условий. Число посадок в Новом Орлеане выросло с 21 в 1814 году до 191 в 1819 году и более 1200 в 1833 году.

Первый кормовой катер был спроектирован Герхардом Морицем Рентгеном из Роттердама и использовался между Антверпеном и Гентом в 1827 году. [13]

Командные лодки , байдарки, управляемые лошадьми, использовались для переправ в США в 1820–1850-х годах, поскольку они были экономичны и не влекли за собой лицензионных затрат, налагаемых монополией парового судоходства. В 1850-х годах их заменили пароходы. [14]

После Гражданской войны в США, когда расширение железных дорог приняло много пассажиров, движение стало в основном сыпучим грузом. Самым большим и одним из последних колесных пароходов на Миссисипи был кормовой пароход « Спраг» . Построенный в 1901 году, он перевозил уголь и нефть до 1948 года. [15] [16] [17] [18] [19]

В Европе с 1820-х годов колесные пароходы использовались для перевозки туристов из быстро расширяющихся промышленных городов в речные круизы или на недавно основанные морские курорты , где были построены прогулочные причалы , позволяющие пассажирам высаживаться независимо от состояния прилива. Позже эти колесные пароходы были оснащены роскошными салонами, чтобы составить конкуренцию железнодорожным средствам. Яркими примерами являются пароходы «Темза» , которые доставляли пассажиров из Лондона в Саутенд-он-Си и Маргейт , пароходы «Клайд» , соединявшие Глазго с курортом Ротсей , и круизные пароходы «Кельн-Дюссельдорфер» на реке Рейн . Услуги колесных пароходов продолжались и в середине 20-го века, когда владение автомобилями окончательно сделало их устаревшими, за исключением нескольких образцов наследия. [20]

Китайский гребной корабль из династии Цин энциклопедии , изданной в 1726 году.

Первое упоминание о гребном корабле из Китая содержится в « Истории южных династий» , составленной в VII веке, но описывающей военные корабли династии Лю Сун (420–479), использовавшиеся адмиралом Ван Чжэньэ в его походе. против Цяна в 418 году нашей эры. Древний китайский математик и астроном Цзу Чунчжи ) гребной корабль (429–500) построил на реке Синтин (к югу от Нанкина , известный как « лодка тысячи лиг ». [21] Во время кампании против Хоу Цзина в 552 году адмирал династии Лян (502–557) Сюй Шипу использовал гребные лодки, называемые «лодками с водяными колесами». При осаде Лияна в 573 году адмирал Хуан Фацю использовал гребные лодки с ножным приводом. Успешный проект военного корабля с гребным колесом был разработан в Китае принцем Ли Гао в 784 году нашей эры во время имперского осмотра провинций императором династии Тан (618–907). [22] Китайская династия Сун (960–1279) приказала построить множество гребных кораблей для своего постоянного военно-морского флота , и, по словам британского биохимика, историка и китаеведа Джозефа Нидэма :

«...между 1132 и 1183 годами (н. э.) было построено большое количество гребных судов с беговой дорожкой, больших и малых, в том числе кормовых колес и кораблей с 11 гребными колесами на борту». [23]

Стандартный китайский термин «колесный корабль» использовался в период Сун, тогда как для его описания использовался целый ряд ярких терминов. использовало гребные корабли В XII веке правительство Сун массово для победы над противостоящими армиями пиратов, вооруженных собственными гребными кораблями. В битве при Цайши в 1161 году гребные колеса также с большим успехом использовались против флота династии Цзинь (1115–1234). [24] Китайцы использовали гребной корабль даже во время Первой опиумной войны (1839–1842) и для передвижения по Жемчужной реке в начале 20 века.

Бангладеш

[ редактировать ]

Колёсные пароходы в Бангладеш впервые эксплуатировались компанией River Steam Navigation Company Limited в 1878 году. Многие пароходы, в том числе « Гарроу» , «Флорикан» , « Бирма » , «Маджаби» , «Фламинго» , « Кийи» , «Мохаменд» , «Шерпа» , , « Патан» , «Сандра» « «Ирани» , Тюлень» , «Лали » и «Мекла» . , доминировал на южных реках. В 1958 году флот унаследовали пакистанские речные пароходы. [25] некоторые из них были построены на частной верфи Garden Rich в Калькутте . [26]

PS Махсуд в Моррелгандже , Кхулна , Бангладеш

После освобождения Бангладеш в 1972 году насчитывалось около 13 колесных пароходов. [26] прозванный «Ракетами» за свою скорость, [27] управляется недавно основанной Корпорацией внутреннего водного транспорта Бангладеш (BIWTC). В их число входили ПС Сандра , ПС Лали , ПС Мохаммед , ПС Гази , ПС Киви , ПС Страус , ПС Махсуд , ПС Лепча и ПС Крачка . [26] Пароходы обслуживали такие пункты назначения, как Чандпур , Барисал , Кхулна , Моррелгандж и Калькутта из Дакки . [25]

В 1980-х годах паровые машины заменили на дизельные, а деревянные лопасти — на железные. [28] Гидравлическое рулевое управление было представлено в 1990-х годах, а в 2020 году последовали электрогидравлические системы. [26] Также было установлено современное оборудование, такое как радар и GPS . [28] Однако PS Gazi , PS Teal и PS Kiwi были выведены из эксплуатации в конце 90-х годов после того, как они загорелись во время стоянки на ремонте. [29]

До 2022 года четыре колесных парохода — PS Ostrich (построен в Шотландии в 1929 году), [27] ПС Махсуд (1928 г.), ПС Лепча (1938 г.) и ПС Терн (1950 г.) - эксплуатировались BIWTC один раз в неделю. Это сокращение от ежедневных поездок, [26] а коммерческие перевозки в конечном итоге были полностью остановлены из-за проблем с безопасностью, эксплуатационных потерь и нехватки пассажиров, особенно после открытия моста Падма . [30] [26]

Морские колесные пароходы

[ редактировать ]
PS Waverley — последний морской пароход с колёсами.

Первое морское путешествие колесного парохода совершил « Олбани» в 1808 году. Он следовал от реки Гудзон вдоль побережья до реки Делавэр . Это было сделано исключительно с целью переместить речные суда на новый рынок, но вскоре после этого колесные пароходы начали регулярные короткие прибрежные рейсы. В 1816 году Пьер Андриэль, французский бизнесмен, купил в Лондоне » мощностью 15 л.с. (11 кВт) колесный пароход «Маржери (позже переименованный в «Элизу» ) и совершил насыщенный событиями переход Лондон- Гавр -Париж, встретив по пути плохую погоду. Позже он использовал свой корабль как речной пакет на Сене, между Парижем и Гавром.

Первым колесным пароходом, совершившим длительное океанское путешествие через Атлантический океан, был пароход « Саванна » , построенный в 1819 году специально для этой службы. Саванна отправилась в Ливерпуль 22 мая 1819 года, увидев Ирландию после 23 дней в море. Это было первое пересечение Атлантики с помощью двигателя, хотя «Саванна» была построена как парусник с паровой вспомогательной установкой; у нее также было полное парусное вооружение на случай попутного ветра, поскольку она не могла завершить путешествие только на одном двигателе. В 1822 году Чарльза Нэпьера » « Аарон Мэнби , первый в мире железный корабль, совершил первый прямой паровой переход из Лондона в Париж и первое морское путешествие на железном корабле.

Один из коммодора Перри флота : Миссисипи или Саскуэханна.

В 1838 году «Сириус» , довольно небольшой пароход, построенный для маршрута из Корка в Лондон , стал первым судном, пересекшим Атлантику на постоянной мощности пара, опередив » Исамбарда Кингдом Брюнеля гораздо более крупный «Грейт Вестерн на день . Однако «Грейт-Вестерн» на самом деле был построен для трансатлантической торговли и поэтому имел достаточно угля для прохода; Сириусу пришлось сжечь мебель и другие предметы после того, как закончился уголь. [31] Более успешное пересечение Грейт Вестерн положило начало регулярному плаванию моторных судов через Атлантику. Бивер был первым прибрежным пароходом, работавшим на тихоокеанском северо-западе Северной Америки. Колёсные пароходы помогли открыть Японию для западного мира в середине 19 века.

Брюнеля Самым большим когда-либо построенным колесным пароходом был «Great Eastern» , но он также имел винтовую двигательную установку и парусное вооружение. Его длина составляла 692 фута (211 м), вес - 32 000 тонн, диаметр гребных колес - 56 футов (17 м).

В океанском плавании колесные пароходы стали гораздо менее пригодными после изобретения гребного винта, но они продолжали использоваться в прибрежной службе и в качестве речных буксиров благодаря малой осадке и хорошей маневренности.

Последнее пересечение Атлантики на пароходе началось 18 сентября 1969 года, первый этап путешествия завершился через шесть месяцев и девять дней. Паровой гребной буксир «Эпплтон Холл» никогда не предназначался для плавания в океане, но, тем не менее, его курсировали из Ньюкасла в Сан-Франциско. Поскольку рейс планировалось завершить на двигателе, буксир был оснащен паровым приводом и вспомогательным парусным вооружением. Трансатлантический этап плавания завершился ровно через 150 лет после плавания « Саванны» .

По состоянию на 2022 год PS Waverley станет последним морским пассажирским пароходом в мире.

Паровые боевые корабли с веслами

[ редактировать ]

Весельные фрегаты

[ редактировать ]
Мэтью К. Перри Весельный фрегат USS Mississippi , часть экспедиции «Черных кораблей» в Японию (1853–1854 гг.)

Начиная с 1820-х годов британский королевский флот с гребным приводом начал строительство паровых фрегатов и паровых шлюпов . К 1850 году они устарели из-за разработки пропеллера , который был более эффективным и менее уязвимым для артиллерийского огня. Один из первых военных кораблей с винтовым приводом, HMS Rattler (1843 г.) , продемонстрировал свое превосходство над колесными пароходами в ходе многочисленных испытаний, в том числе одного в 1845 г., когда он тянул назад однотипный корабль с весловым приводом в перетягивании каната . [32] Однако гребные военные корабли широко использовались ВМФ России во время Крымской войны 1853–1856 годов, а также ВМС США во время Мексиканской войны 1846–1848 годов и Гражданской войны в США 1861–1865 годов. С появлением броненосных линкоров в конце 1850-х годов последние оставшиеся гребные фрегаты были выведены из эксплуатации и проданы на службу торговому флоту к 1870-м годам. В их число входил Майами , который стал одним из первых пароходов Бостона в 1867 году. [33]

Весловые тральщики

[ редактировать ]
HMS Plumpton — британский гребной тральщик, построенный в 1916 году.

В начале Первой мировой войны Королевский флот реквизировал более пятидесяти прогулочных пароходов для использования в качестве вспомогательных тральщиков . [34] Большие пространства на их палубах, предназначенные для прогулок пассажиров, оказались идеальными для размещения тральщиков и тросов, а лопасти позволяли действовать на прибрежных мелководьях и в лиманах. Они оказались настолько успешными, что был заказан новый класс гребных кораблей — тральщики класса Racecourse , и до конца войны было построено 32 из них. [35]

Во время Второй мировой войны было снова реквизировано около тридцати прогулочных пароходов; [34] Дополнительным преимуществом было то, что их деревянные корпуса не активировали новые магнитные мины. Веслоходы сформировали шесть флотилий тральщиков , базировавшихся в портах у британского побережья. Остальные колесные пароходы были переоборудованы в зенитные корабли. Более двадцати колесных пароходов использовались в качестве транспортных средств для перевозки войск во время эвакуации из Дюнкерка в 1940 году. [34] где им удалось подобраться поближе к берегу и сесть прямо с пляжа. [36] Одним из примеров был PS Medway Queen , который спас около 7000 человек за девять дней эвакуации и утверждал, что сбил три немецких самолета. [37] Другой гребной тральщик, HMS Oriole , дважды намеренно выбрасывался на берег, чтобы позволить солдатам перебраться на другие суда, используя его в качестве причала. [38] По оценкам, во время операции колесные пароходы, находившиеся между ними, спасли 26 000 солдат союзников, шесть из которых были потеряны. [34]

Современные лопастные пароходы

[ редактировать ]

Чтобы отблагодарить цинское правительство за поддержку Японии в русско-японской войне, Япония специально построила для Цыси яхту под названием «Пароход Юнхэ», которая снаружи должна была представлять собой паровую конструкцию с водяным колесом. водяные колеса с обеих сторон, чтобы толкать корабль вперед. Его можно увидеть в Летнем дворце.

США и Канада

[ редактировать ]
Гребное колесо парохода «Американская королева» в действии
Шоу-бот Branson Belle на озере Тейбл-Рок в Брэнсоне, штат Миссури, представляет собой шоу-бот с кормовым колесом . На этой фотографии он сел на мель.
MPV Конституция в Ванкувере , Британская Колумбия, Канада

Несколько колесных пароходов служат нишевым туристическим потребностям в качестве круизных лодок по озерам. [д] а другие, такие как Delta Queen , все еще работают на реке Миссисипи. В Орегоне , несколько реплик лопастных пароходов которые представляют собой кормовые пароходы без парового двигателя, построенные в 1980-х годах и позже, используются в туристических целях на реках Колумбия и Уилламетт .

Историческое фото билета ПС Страус.
ул. Натчез на Миссисипи

USS Wolverine , построенный в 1912 году как PS Seeandbee , был самым большим пассажирским колесным пароходом, когда-либо построенным, вместимостью 6000 пассажиров; он был переоборудован в учебный авианосец во время Второй мировой войны . PS Washington Irving , также построенный в 1912 году и вмещающий 6000 пассажиров, работал на реке Гудзон с 1913 года, пока не был затоплен в результате аварии в 1926 году. Одним из последних колесных пароходов, построенных в США, был драга William M. Black , построен в 1934 году и теперь является национальным историческим памятником .

Belle of Louisville - старейший действующий пароход в стиле реки Миссисипи, который в 1989 году был назван национальным историческим памятником . [39] Ранее называвшаяся Idlewild и Avalon , Belle of Louisville базируется в центре Луисвилля, Кентукки .

В Шелбернском музее Вермонта , который был представлен колесный пароход «Тикондерога» , сохранившийся паром на озере Шамплейн доставлен в музей по суше после вывода из эксплуатации в 1953 году и теперь открыт для экскурсий.

находится В Морском национальном историческом парке Сан-Франциско « Эврика» , самый большой из существующих деревянных кораблей в мире. Она до сих пор находится на плаву как корабль-музей .

Паромная , первоначально построенным в 1910 году и восстановленным для эксплуатации с 1976 года . Это последнее судно с боковым приводом на Великих озерах. система в Торонто , Онтарио , Канада, управляет PS Trillium пароходом [40] Корабли-близнецы Bluebell и Mayflower превратились в мусорные баки, а корпус первого теперь представляет собой пролом в гавани Торонто. [ нужна ссылка ]

Германия

[ редактировать ]
RMS Людвиг Фесслер на озере Кимзее в 2012 году

Саксонский Эльба на реке пароходный флот в Дрездене (известный как «Белый флот»), Германия, является старейшим и крупнейшим в мире и принимает около 700 000 пассажиров в год. [41] Построенный в 1913 году пароход «Гете» был последним колесным пароходом на реке Рейн . [42] Ранее крупнейший в мире боковой колесный двигатель с двухцилиндровым паровым двигателем мощностью 700 л.с. (520 кВт), длиной 83 м (272 фута) и высотой над водой 9,2 м (30 футов), Goethe был переоборудован на дизель-гидравлический двигатель. зимой 2008/09. [ нужна ссылка ]

Гребные колеса до сих пор эксплуатируются на некоторых озерах в Южной Баварии, например, Диссен (49 м, 161 фут) на Аммерзее , построенный в 1908 году и переоборудованный на дизельную систему в 1975 году. [43] Он был полностью перестроен в 2006 году. Поскольку гребные велосипеды оказались такой большой туристической достопримечательностью, в 2002 году даже был построен новый на Аммерзее, Херршинг , но он никогда не приводился в движение паром. На озере Кимзее RMS Ludwig Fessler (53 м, 174 фута). до сих пор регулярно курсирует [44] Он был построен в 1926 году, но сейчас [ когда? ] также оснащен дизельными двигателями (с 1973 г.). Оригинальный дизельный двигатель был последним корабельным двигателем, построенным Maffei (№ 576). Этот двигатель оказался в Швейцарии, чтобы приводить в движение недавно отремонтированный Невшатель , выпущенный в эксплуатацию в 2013 году. [45]

Бангладеш

[ редактировать ]

Флот из четырех колесных пароходов, принадлежащих Бангладешской корпорации внутреннего водного транспорта, был выведен из коммерческой эксплуатации в 2022 году. По состоянию на 2024 год Агентство провело ремонтные работы на теплоходе « Страус » (1929 г.), который был сдан в аренду частному туроператору . « Лепча Объявлен конкурс на сдачу в аренду ПС » (1938 г.) и ПС «Крачка» (1950 г.). PS Mahsud (1928 г.) сохраняется правительством для туристических целей. [26]

Паровой гребец Хоэнтвиль в Брегенце, Боденское озеро
Франц Иосиф I. на озере Вольфганг

В Австрии действует лишь небольшой флот колесных пароходов. Есть Гизела с 1872 года в Гмундене на Траунзее , кайзер Франц Йозеф I с 1873 года в Санкт-Гильгене на озере Вольфганг , Хоэнтвиль с 1913 года в Харде (близ Брегенца ) на Боденском озере и Шенбрунн с 1912 года в Линце на Дунае . [ нужна ссылка ]

В Италии небольшой флот колесных пароходов работает на озерах Комо , Маджоре и Гарда , преимущественно в туристических целях. На озере Маджоре курсирует колесный пароход «Пьемонте» (1904 г.), а на озере Комо — родственные колесные пароходы «Патрия» (1926 г.) и «Конкордия» (1926 г.). бывшие колесные пароходы «Италия» (1909 г.) и «Джузеппе Занарделли» На озере Гарда курсируют (1903 г.); их паровые двигатели, в отличие от кораблей, плавающих по озерам Комо и Маджоре, в 1970-х годах были заменены дизельными двигателями, что сделало их гребными теплоходами.

В дополнение к этим пяти действующим гребным пароходам на озере Комо работает бывший колесный пароход «Милан» (1904 г.) в качестве винтового теплохода, все еще сохраняющий свои (пустые) гребные колеса; списанный колесный пароход «Ломбардия» (1908 г.) используется как плавучий ресторан в Ароне , на озере Маджоре; а выведенный из эксплуатации колесный пароход «Плинио» (1903 г.) лежит на дне Лаго-ди-Меццола , где он затонул из-за пренебрежения в 2010 году. [ нужна ссылка ]

SS Hjejlen работает в одной и той же компании с момента постройки в 1861 году. перевозит пассажиров в Силькеборг и Химмельбьергет С тех пор он и обратно, используя свой оригинальный паровой двигатель, на котором он был построен.

Норвегия

[ редактировать ]

«Скибладнер» — старейший регулярно работающий пароход. Построенное в 1856 году, оно до сих пор работает на озере Мьёса в Норвегии.

Лыжные лезвия в пробке на озере Мьёса

Швейцария

[ редактировать ]
CGN Колёсный пароход Montreux покидает Эвиан-ле-Бен в июле 2002 года.
Город Цюрих (слева) и город Рапперсвиль в Цюрих- Воллисхофене.

Швейцария имеет большой флот лопастных пароходов, большая часть которых построена на заводах Sulzer в Винтертуре или Escher Wyss в Цюрихе . Их пять активных и один неактивный на Люцернском озере , два на Цюрихском озере и по одному на Бриенцском , Тунском и Боденском озерах . Швейцарская компания CGN управляет несколькими колесными пароходами на Женевском озере . В их флот входят три, переоборудованные в дизельную электростанцию ​​в 1960-х годах, и пять с сохранением пара. Один из них, Монтрё , был переоборудован в 2000 году с дизельного двигателя на совершенно новый паровой двигатель. Это первый в мире паровой двигатель с электронным дистанционным управлением, эксплуатационные расходы которого аналогичны современным дизелям, при этом он производит до 90 процентов меньше загрязнения воздуха. [46]

Активные сосуды

[ редактировать ]

Озера Биль , Морат и Невшатель (соединены каналами):

  • Невшатель (построен в 1912 году)

Озеро Бриенц :

  • Лётчберг (1914)

Женевское озеро :

  • Монтре (1904 г.), Италия (1908 г.), Швейцария II (1910 г.), Савойя (1914 г.), Симплон (1919 г.), Рона III (1927 г.)

Озеро Люцерн :

  • Город Люцерн (1928 г., последний пароход, построенный для Швейцарии),
    Ури (1901 г., старейший швейцарский гребной пароход),
    Шиллер (1906),
    Галлия (1913),
    Унтервальден (1902)
SS Montreux возле Лютри , Женевское озеро, август 2018 года.

Озеро Тун :

Цюрихское озеро :

  • Штадт Цюрих (1909 г.), Штадт Рапперсвиль (1914 г.)

Примечание. Самый старый действующий швейцарский пароход — «Грейф» (1895 г., на Грайфензее ) с винтовой силовой установкой.

По состоянию на 2015 год во Франции в настоящее время не эксплуатируется ни один гребной корабль (хотя на некоторых экскурсионных туристических судах Парижа имеется макет кормового колеса с приводом от гидравлического двигателя).

В озере Анси опытные дайверы могут посетить почти неповрежденный колесный пароход под названием «Ла Франс», стоящий на ровном киле (глубина 42 метра и 138 футов). Он был построен, как и большинство его швейцарских аналогов, Эшером Виссом в 1909 году (как разобранный комплект CKD для транспортировки по железной дороге и сборки на местной верфи Анси Пуйя) и курсировал по регулярной линии вокруг озера Анси. Во время Второй мировой войны корабль был поставлен на прикол в Анси и использовался немецкими оккупационными силами и гестапо в качестве тюрьмы . La France совершила свой последний коммерческий рейс в 1965 году, а затем пришла в запустение и пришла в упадок. Владелец пришвартовал ее на некотором расстоянии от берега, чтобы сэкономить на причале, и в марте 1971 года она вызвала протечку, связанную со льдом, и затонула. Это популярное место среди опытных дайверов (для погружений требуется система CMAS 2-го уровня или автономная 3-го уровня). затонувший корабль), почти неповрежденная капсула времени благодаря пресной и низкой температуре воды. Некоторые дайверы даже (имитируют) играют в подводный французский бильярд на неповрежденном бильярдном столе в главном зале. Однако всякая надежда поднять корабль тщетна: корпус сильно деформировался при ударе о каменистое дно озера.

Бывший британский пароход PS Princess Elizabeth , ветеран эвакуации из Дюнкерка, сохранился как ресторан в гавани Дюнкерка. [47]

Великобритания

[ редактировать ]

PS Waverley , пароход Clyde , построенный в 1947 году, является последним морским колесным пароходом в мире. Этот корабль совершает полный сезон круизов из портов Великобритании и пересек Ла-Манш в память о затоплении своего предшественника 1899 года в битве при Дюнкерке в 1940 году .

Базирующееся в Уэрхеме судно PS Monarch (одно из самых маленьких пассажирских судов своего типа, вместимостью всего 12 пассажиров) совершает рейсы по реке Фром . [48] [49] Monarch — это бортовой катер, построенный в частном порядке на исторической верфи Чатема .

На реке Дарт (Девон) PS Kingswear Castle (речной пароход, работающий на угле) совершает короткие круизы из Дартмута и поездки между Дартмутом и Тотнесом во время прилива. [50]

PS Maid of the Loch был последним колесным пароходом, построенным в Соединенном Королевстве и был построен в 1953 году для обслуживания на озере Лох-Ломонд . Он вышел из эксплуатации в 1981 году, но сейчас открыт как статический корабль-музей , и его реставрация продолжается при условии финансирования. [51] Также на реставрации находится PS Medway Queen 1924 года выпуска , ветеран эвакуации из Дюнкерка, который стоит на якоре в Джиллингеме, Кент . [52]

В СССР речные гребные пароходы типа «Иосиф Сталин» (проект 373), позже переименованные в «Рязань» пароходы типа , строились до 1951 года. В 1952—1959 годах пароходы этого типа строились для Советского Союза на будапештском заводе «Обудай Хаджогьяр» в Будапеште. Венгрия. Всего типа «Иосиф Сталин / Рязань было построено 75 бортовиков ». Их длина составляет 70 м (230 футов) и они могут перевозить до 360 пассажиров. Лишь немногие из них до сих пор остаются на действительной службе. [53] [54]

Австралия

[ редактировать ]
PS Аделаида в Эчуке на реке Мюррей .
Королева Кукабарра и CityFerry , река Брисбен

В Австралии имеется большая коллекция подлинных и копий колесных пароходов и весельных лодок, курсирующих по рекам Мюррей и Дарлинг, а также в других районах страны. Эчука/Моама имеет самый большой флот колесных пароходов в Австралии, семь из них работают на коммерческой основе, а также большое количество небольших частных судов.

PS Adelaide — старейший в мире пароход с деревянным корпусом. [55] Построенное в 1866 году судно работает из порта Эчука.

PS Pevensey , построенный в Моаме в 1911 году и базирующийся в Эчуке, до сих пор работает как туристическая достопримечательность на реке Мюррей. Певенси также снялся в роли вымышленного парохода Филадельфии в сериале « Все реки бегут» . [56]

PS «Этона» сейчас находится в частной собственности, но была построена как церковно-миссионерский корабль для корабля «С.А. Мюррей»: спонсировался англиканским архиепископом Аделаиды и финансировался старожилами Итона (Великобритания). Там была небольшая часовня. Большие собрания проводились на берегах рек и в шерстяных сараях. После выхода на пенсию оно стало рыбацким судном, а затем переехало в Эчуку и стало частным плавучим домом. Он также появился в сериале «Все реки», повторяя свою роль миссионерского катера.

PS Alexander Arbuthnot , построенный в 1923 году в Кундруке и названный в честь бывшего владельца лесопилки Арбутнота, сегодня работает туристическим судном в порту Эчука. [57]

PS Canberra , построенный в 1913 году в Гулве , в настоящее время совершает общественные круизы в Эчуке. Canberra была построена для семьи Коннер из Баундэри-Бенд в качестве их флагманского рыболовного судна, но работает в туристической индустрии с 1944 года. [58]

PS Emmylou , точная копия парохода, была построена в 1982 году в Бархаме и осуществляет широкий спектр круизов в Эчуке – от одночасовых экскурсий до трехдневных и четырехдневных рейсов с полным размещением. Она приводится в движение настоящим паровым двигателем 1906 года выпуска. [59]

PS Melbourne , построенный в 1912 году, осуществляет экскурсионные круизы из Милдьюры . [60]

PS Murray Princess , самый большой из гребных колес, работающих в Австралии [дизельный, а не паровой], построен недавно (1987 г.). Размеры Мюррей-Принцессы составляют около 210 футов (64 м) в длину и 45 футов (14 м) в ширину (максимум, который может соответствовать стандартному размеру шлюзов от 1 до 10), и имеет удивительно мелкую осадку - 3 фута (0,9 м). ). Он вмещает 120 пассажиров и до 30 членов экипажа и совершает трех-, четырех- и семидневные круизы по Мюррею из Маннума в Южной Австралии. Murray Princess в течение многих лет принадлежала и управлялась компанией Captain Cook Cruises в Сиднее, но была продана SeaLink Travel Group, ныне Kelsian Group , базирующейся в Аделаиде . Когда-то это был флот из трех судов.

PS Murray River Queen был построен в 1974 году и выведен из боевой службы в 1993 году. [61] Ее перевезли из Вайкери в 2017 году, и сейчас она постоянно пришвартована в Ренмарке. [62]

Точная копия колесного парохода Curlip была построена в Гиппсленде , Австралия, и спущена на воду в ноябре 2008 года. По состоянию на 2020 год он находился на стоянке в Пейнсвилле с неопределенным будущим.

PS Королева Кукабарра и городской кот

PV Kookaburra Queen [дизельный, а не паровой двигатель] работает на реке Брисбен в качестве плавучего ресторана или места для аренды вместе с SWPV Kookaburra Queen II .

PS Enterprise , построенный в Эчуке в 1876–78 годах, использовался на реках Мюррей , Дарлинг и Маррамбиджи в Новом Южном Уэльсе . Она была приобретена Национальным музеем Австралии в 1984 году, восстановлена ​​до полного рабочего состояния и сейчас стоит на стоянке в качестве экспоната возле музея на пристани на полуострове Актон, озеро Берли-Гриффин , Канберра . [63]

П.В. Пьяп проводит туристические круизы из пионерского поселения Суон-Хилл в Суон-Хилл, штат Виктория .

PS Industry базируется в Ренмарке.

PS Мэрион базируется в Маннуме. Им управляют волонтеры, и он проводит короткие местные круизы и расширенные ночные круизы. PV Mayflower управляют одни и те же люди.

PS Ruby базируется в Вентворте (Новый Южный Уэльс).

PS Оскар В. базируется в Гулве.

PS Canally находится на реставрации в Моргане.

PS Cumberoona был построен городским советом Олбери в рамках проекта, посвященного двухсотлетию. Он пострадал из-за неопределенного уровня воды и был перенесен в озеро Малвала (плотина Ярравонга на реке Мюррей).

Велосипедный пароход Nepean Belle совершает круизы по реке Непин в Пенрите, Новый Южный Уэльс .

PV Thomson Belle осуществляет круизы по реке Томсон (Лонгрич, Квинсленд). Первоначально это был PS Ginger Belle на реке Маручи, и паровое оборудование сохранилось в качестве экспоната.

PS Decoy работает на реке Суон (Перт, Вашингтон).

Реплика фотоэлектрического аппарата Golden City находится на озере Вендури (Балларат, Вика). Оригинал находился на этом озере, затем был отправлен в Карибские сады (парк отдыха в Мельбурне), а затем вернулся в Балларат для реставрации. Это было почти завершено, когда сарай и судно были уничтожены поджогом. Затем группа построила копию.

PV Бегония Принцесса на озере Вендури (Балларат, Вик.).

Реплика PS William IV на Хантер-Ривер (Ньюкасл, Новый Южный Уэльс). Он был построен как проект, посвященный двухсотлетнему юбилею (1988 г.), много лет томился в тупике, пока велся сбор средств, но снова активен.

PV Джули Фэй в течение многих лет совершала местные утренние и дневные круизы по реке Мюррей, а затем была продана для частного использования. Сейчас это статический отель типа «постель и завтрак», пришвартованный где-то недалеко от Кобрама или Токумвала.

Новая Зеландия

[ редактировать ]

Отреставрированный колесный пароход Waimarie базируется в Вангануи . Waimarie был построен в виде комплекта в Попларе, Лондон , в 1899 году и первоначально работал на реке Уонгануи под названием Aotea . Позже переименованный, он оставался в строю до 1949 года. Он затонул у причала в 1952 году и оставался в грязи, пока его не подняли добровольцы и не восстановили, чтобы снова начать работу в 2000 году. [64]

1907 года Велосипедный катер Otunui работал на реке Уонгануи до 1940-х годов в своем первоначальном виде как туннельный винтовой речной катер. Потерянный при швартовке во время наводнения, он был снят с мели в конце 1960-х годов и перестроен в реактивный катер с кормовыми колесами. Примерно в 1982 году он отправился по суше к озеру Окатаина и был переоборудован в судно с бортовыми веслами, каким он является сегодня. Это 17-метровое дизельное судно с гидравлическим приводом гребных колес, которое в настоящее время работает на реке Вайроа в Тауранге, предлагает круизы по живописным местам и чартеры.

Нидерланды

[ редактировать ]

[ когда? ]

Капитеин Кок — колесный пароход, построенный в 1911 году для паромного сообщения на реке Лек . Он был полностью отреставрирован в 1976 году и используется до сих пор. [ когда? ] как корабль для вечеринок. Королева Беатрикс зафрахтовала корабль в 1998 году в рамках празднования своего 60-летия. Колёсный пароход De Majesteit часть фильма «Солдатский блюз» был построен в 1926 году. В 1958 году на его борту была снята с участием Элвиса Пресли.

Мичиган на озере Бива в 2007 году.

Michigan — пароход, построенный в 1982 году для плавания по озеру Бива в префектуре Сига . Название происходит от Мичигана , родственного региона префектуры Сига, также известного своими озерами и производством.

Весловые буксиры

[ редактировать ]
Эпплтон-холл в Сан-Франциско

«Портленд» — сохранившийся буксир с кормовым колесом с паровым приводом, базирующийся в Портленде, штат Орегон , который внесен в Национальный реестр исторических мест США . [65]

буксир « Директор класса . » Совсем недавно, в 1957 и 1958 годах, Королевская морская вспомогательная служба Британского Адмиралтейства построила новый дизель-электрический гребной [66] [67] Каждое гребное колесо приводилось в движение отдельным электродвигателем, что обеспечивало исключительную маневренность. Лопастные буксиры смогли более легко использовать неотъемлемое преимущество гребного движения боковых колес, имея возможность отсоединять муфты, которые соединяли приводные валы лопастей как единое целое. Это позволило им повернуть одно весло вперед и одно назад, чтобы быстро развернуться и маневрировать. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
Байу-Навигация в Дикси , 1863 год.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Экономический опыт: лопастные конструкции с использованием дизелей представляют собой туристические суда, обслуживающие достопримечательности, или копии речных судов, а также в основном рестораны и казино.
  2. ^ Тезка Шривпорта, штат Луизиана.
  3. ^ Суда, курсирующие по системе реки Миссисипи, называются «лодками».
  4. ^ Для примера: пароходы работают на озерах Шамплейн , Лейк-Джордж и Виннипесоки на северо-востоке США по состоянию на 2024 год.
  1. ^ PW/S ВЕЛЛАМО
  2. ^ Бернард Дамплтон (2002). История парохода . Интеллект Лимитед. стр. 1–47. ISBN  9781841508016 .
  3. Жизнь на Миссисипи , Марк Твен.
  4. ^ Эверс, Генри (1873). Пар и паровая машина: сухопутный, морской и локомотив . Глазго: Уильям Коллинз, Сыновья . п. 98.
  5. ^ Де Ребус Беллицис (анон.), глава XVII, текст под редакцией Роберта Айрленда, в: BAR International Series 63, часть 2, стр. 34
  6. ^ Холл, Берт С. (1979). Технологические иллюстрации так называемых «анонимов гуситских войн». Codex Latinus Monacensis 197, Часть 1 . Висбаден: доктор Людвиг Райхерт Верлаг. п. 80. ИСБН  3-920153-93-6 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Уайт, Линн младший (1962). Средневековые технологии и социальные изменения . Оксфорд: В Clarendon Press. п. 114.
  8. ^ Перейти обратно: а б Хименес Марото, Альфонсо Хосе (14 октября 2020 г.). Бласко де Гарай, изобретательность Короны Испании (на испанском языке). Сеутский маяк . Проверено 31 октября 2022 г.
  9. ^ Вуттон, Дэвид (2015). Изобретение науки . Нью-Йорк: Харпер Коллинз. п. 498 647.
  10. ^ Перейти обратно: а б Улыбается, Сэмюэл (1884), Люди изобретений и промышленности , электронный текст Гутенберга
  11. ^ «Национальный морской музей: Пироскаф. Пароход» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2009 г. Проверено 29 июля 2012 г.
  12. ^ Робинс, Ник (2012). Приход кометы: взлет и падение парохода . Барнсли: Издательство Сифорт. п. 3. ISBN  978-1848321342 .
  13. ^ «Пароход новой постройки» . Монитор . Сидней, Новый Южный Уэльс. 21 мая 1828 г.
  14. ^ Вьегас, Дженнифер (24 августа 2010 г.). «Когда лошади ходили по воде, чтобы перевозить людей» . Новости Дискавери . Проверено 17 апреля 2014 г.
  15. ^ Пейн, Линкольн П. (1997). Корабли мира . Хоутон-Миффлин. стр. 182, 350, 357, 433–434, 487 . ISBN  0-395-71556-3 .
  16. ^ «Пароходное плавание» . Судоходство по реке Миссисипи . Команда инженерного корпуса армии США в Новом Орлеане. Архивировано из оригинала 29 января 2010 г. Проверено 25 февраля 2013 г.
  17. ^ Юэн, Уильям Х (1988). Дни пароходов . Mystic Seaport Museum, Inc., стр. 27, 53, 70–71. ISBN  0-913372-47-1 .
  18. ^ Ганди, Джоан В; Ганди, Томас Х (1987). Эпоха пароходов Миссисипи в исторических фотографиях . Dover Publications, Inc., стр. 2–3, 116 . ISBN  0-486-25260-4 .
  19. ^ «Спраг» . Wheeling National Heritage Area Corp. Архивировано из оригинала 21 января 2013 года . Проверено 25 февраля 2013 г. Мертвая ссылка 27 января 2018 г.
  20. ^ Гладуэлл, Эндрю (2015). "Введение". Лондонские пароходы для удовольствий . Издательство Эмберли. ISBN  978-1445641584 .
  21. ^ Нидхэм, Джозеф (1965). Наука и цивилизация в Китае, Vol. IV: Физика и физическая технология , стр.416. ISBN   978-0-521-05802-5 .
  22. ^ Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание . Тайбэй: Пещерные книги. п. 31.
  23. ^ Нидхэм, 476
  24. ^ Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Часть 7, Военные технологии; Пороховая эпопея . Тайбэй: Пещерные книги. стр. 165–166.
  25. ^ Перейти обратно: а б Нанди, Дипан (13 декабря 2023 г.). «Времена колесных пароходов прошли» . Дейли Стар . Проверено 6 июня 2024 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Митху, Арифул Ислам (24 января 2024 г.). «Последние остатки колесных пароходов: новая туристическая достопримечательность на горизонте?» . Бизнес-стандарт . Проверено 6 июня 2024 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б МакИхеран, Майк (25 февраля 2022 г.). «Романтическое окно в полузатопленный мир» . Би-би-си . Проверено 6 июня 2024 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Шафик, Салех (20 мая 2022 г.). «Последние водные ракеты» . Бизнес-стандарт . Проверено 6 июня 2024 г.
  29. ^ Парвин, Шахназ (1 декабря 2010 г.). « Ракеты выдыхаются» . Дейли Стар . Проверено 6 июня 2024 г.
  30. ^ Швапан, Анисур Рахман (14 января 2023 г.). «Ракетно-пароходная служба: 150-летняя традиция заброшена из-за утраты» . Дакка Трибьюн . Проверено 6 июня 2024 г.
  31. ^ Железные люди: Брюнель, Стивенсон и изобретения, которые сформировали современный мир Салли Дуган ISBN   978-1-4050-3426-5
  32. ^ Моррисс, Роджер (1997). Кокберн и британский флот в переходный период: адмирал сэр Джордж Кокберн, 1772–1853 гг . Издательство Ливерпульского университета. стр. 251–252. ISBN  978-0859895262 .
  33. ^ «Военно-морской флот Союза гражданской войны в Майами» .
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Пламмер 1995, с. 3
  35. ^ Робинс 2012, стр. 145-146.
  36. ^ Робинс 2012, стр. 149-150.
  37. ^ «Дюнкерк — Операция Динамо 1940» . www.medwayqueen.co.uk . Общество охраны королевы Медуэй . Проверено 10 июля 2021 г.
  38. ^ Пламмер 1995, стр. 28-29.
  39. ^ «О красавице Луисвилля», веб-сайт «Красавица Луисвилля» ( http://www.belleoflouisville.org/about-the-belle-of-louisville.html ). Проверено 26 июля 2014 г.
  40. ^ Знай свои корабли 2017 . Marine Publishing Co. Inc., 2017. с. 41. ИСБН  978-1-891849-22-0 .
  41. ^ «Саксонское пароходство» .
  42. ^ RMS Goethe. Архивировано 16 июня 2011 г. в Wayback Machine KD - Кельн-Дюссельдорфер Райншиффарт.
  43. ^ «Судоходство на озере Аммерзее» . Веб-сайт компании Lake Shipping Ammersee .
  44. ^ «Кимзее Шиппинг» . Веб-сайт компании Chiemsee Schiffahrt (немецкий) .
  45. ^ «Веб-сайт Общества Тривапора» .
  46. ^ ВАЛЛЕР Роджер: СОВРЕМЕННЫЙ ПАР – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДИЗЕЛЬНОЙ ТЯГЕ, Институт инженеров-механиков, Лекция сэра Сеймура Биско Триттона, страницы 9–10
  47. ^ Вейр, Филип (2020). Дюнкерк и маленькие корабли . Лондон: Публикации Шира. п. 54. ИСБН  978-1784423759 .
  48. ^ Эндрю Гладуэлл (3 апреля 2014 г.), История британских пароходов в твердом переплете , Ян Аллан, ISBN  978-0711037427
  49. ^ «Колёсный пароход Монарх Уэрхэм» . Уэрхэм Steam Navigation.
  50. ^ «Замок Кингсвер-пароход возвращается домой, в Дарт, спустя 50 лет» . Торки Геральд Экспресс .
  51. ^ «История Лоховской девицы» . www.maidoftheloch.org . Пароходная компания Лох-Ломонд. Март 2020 года . Проверено 8 августа 2021 г.
  52. ^ «История королевы Медуэй» . www.medwayqueen.co.uk . Общество охраны королевы Медуэй . Проверено 8 августа 2021 г.
  53. ^ «Русские речные суда (на английском языке)» . Архивировано из оригинала 1 марта 2007 г.
  54. ^ Пассажирский речной флот России (на русском языке). Архивировано 22 августа 2006 г., в Wayback Machine.
  55. Пароходы вернулись на реку Мюррей для крупнейшего собрания за более чем 50 лет The Advertiser , 2 сентября 2012 г. По состоянию на 5 сентября 2014 г.
  56. ^ «Наши пароходы - П.С. Певенси» . Пароходы Эчука. Архивировано из оригинала 10 апреля 2013 г. Проверено 13 февраля 2013 г.
  57. ^ «Наши пароходы — П.С. Александр Арбутнот» . Пароходы Эчука. Архивировано из оригинала 10 апреля 2013 г. Проверено 13 февраля 2013 г.
  58. ^ «Пароходы по реке Мюррей: путешествие по реке Мюррей» .
  59. ^ «Пароходы по реке Мюррей: PS Эммилу» .
  60. ^ «ПС Мельбурн и ПВ Ротбери» .
  61. ^ Кристофер, Питер (2001). Пароходы и речные суда реки Мюррей (2-е изд.). Издательство Аксиома. п. 17. ISBN  1864760400 .
  62. ^ «Королевский буксир маленького Оскара В. в Ренмарк» . Виктор Харбор Таймс . Региональные СМИ Фэрфакса . 16 августа 2017 года . Проверено 19 августа 2017 г.
  63. ^ «Предприятие колесных пароходов» . Проверено 23 октября 2016 г.
  64. ^ «Лодочный центр на реке Уонгануи» . Архивировано из оригинала 31 июля 2007 г.
  65. ^ «Регистрационная форма Национального реестра исторических мест: Портленд, паровой буксир» (PDF) . Служба национальных парков . 15 февраля 1997 года . Проверено 17 января 2015 г.
  66. ^ Десмонд, Кевин (21 сентября 2017 г.). Электрические лодки и корабли: история . МакФарланд. ISBN  9781476665153 .
  67. ^ «Директорский класс» . rfanostalgia.org . Архивировано из оригинала 16 июля 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11ccdbd18a5aa2bd16ec565340c4c5bc__1722453720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/bc/11ccdbd18a5aa2bd16ec565340c4c5bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paddle steamer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)