Макс Либерман
Макс Либерман | |
---|---|
![]() Фотография Якоба Хилсдорфа (1904 г.) | |
Рожденный | |
Умер | 8 февраля 1935 г. | ( 87 лет
Национальность | немецкий |
Образование | Берлинский университет с дополнительным обучением в Веймаре, Париже и Нидерландах. |
Известный | Живопись и гравюра |
Стиль | Импрессионизм |
Движение | Берлинский сецессион |
Супруг | Марта Либерман |
Подпись | |
![]() |
Макс Либерманн (20 июля 1847 – 8 февраля 1935) был немецким художником и гравером, одним из ведущих сторонников импрессионизма в Германии и континентальной Европе. Помимо своей деятельности как художника, он также собрал важную коллекцию работ французских импрессионистов.
Сын еврейского банкира, Либерман изучал искусство в Веймаре , Париже и Нидерландах. Прожив и поработав некоторое время в Мюнхене , он в 1884 году вернулся в Берлин, где и остался до конца своей жизни. Позже он выбрал сцены буржуазии , а также аспекты своего сада возле озера Ванзее в качестве мотивов для своих картин. Известный своими портретами, за эти годы он сделал более 200 заказных портретов, в том числе портретов Альберта Эйнштейна и Пауля фон Гинденбурга . [ 1 ]
В честь своего 50-летия Либерманн был отмечен персональной выставкой в Прусской академии художеств в Берлине, а в следующем году он был избран в академию. [ 2 ] С 1899 по 1911 год он возглавлял ведущее авангардное формирование в Германии — Берлинский Сецессион . С 1920 года он был президентом Прусской академии художеств. В 1927 году свое 80-летие Либерман отметил большой выставкой, был объявлен почетным гражданином Берлина и удостоен титула на обложке ведущего берлинского иллюстрированного журнала. [ 2 ] Но такие общественные похвалы длились недолго. В 1933 году он ушел в отставку, когда академия решила больше не выставлять работы еврейских художников, прежде чем он был бы вынужден сделать это в соответствии с законами, ограничивающими права евреев. [ 2 ] Его коллекция произведений искусства, унаследованная его женой после его смерти, была разграблена нацистами после ее смерти в 1943 году.
В своих различных качествах лидера художественного сообщества Либерман часто выступал за разделение искусства и политики. По словам репортера и критика по искусству Грейс Глюк, он «боролся за право художников заниматься своим делом, не заботясь о политике или идеологии». [ 1 ] Его интерес к французскому реализму отталкивал консерваторов, для которых такая открытость предполагала то, что они считали еврейским космополитизмом. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]
Макс Либерманн был сыном богатого еврейского производителя тканей, ставшего банкиром, Луи Либерманна и его жены Филиппины (урожденной Халлер). [ 2 ] [ 3 ] Его дед Йозеф Либерманн , текстильный предприниматель, основавший значительное состояние Либермана, также был дедушкой Эмиля Ратенау , Карла Либермана и Вилли Либермана фон Валендорфа. [ нужна ссылка ] Всего через три дня после рождения Макса вступил в силу закон об условиях жизни евреев от 23 июля 1847 г. предоставлял евреям в Пруссии большие права [ нужна ссылка ] У него было пятеро братьев и сестер, в том числе старший брат Георг Либерман , который позже стал предпринимателем, и младший брат, историк Феликс Либерманн . [ нужна ссылка ]
В 1851 году Либерманны переехали на Беренштрассе, откуда Макс посещал ближайшую гуманистическую школу для малышей. Вскоре он возненавидел это, как и каждое позднее учебное заведение. [ 3 ]
После начальной школы Либерман перешел в Dorotheenstädtische Realschule. Он все больше и больше проводил время за рисованием, которое его родители осторожно поощряли. Когда Максу было десять лет, его отец Луи купил внушительный дворец Либермана на Парижской площади, 7, прямо к северу от Бранденбургских ворот . [ 1 ] Семья посещала церковные службы в реформаторской общине и все больше отворачивалась от более ортодоксального образа жизни деда. Хотя в доме Либерманов были большие гостиные и многочисленные спальни, родители поощряли троих сыновей спать в общей комнате. В стене также было предусмотрено стеклянное окно, чтобы можно было наблюдать за школьными занятиями снаружи.
Когда Луи Либерманн поручил своей жене написать картину маслом в 1859 году, Макс Либерман сопровождал свою мать к художнику Антони Фолькмару . От скуки он попросил ручку и начал рисовать. Даже будучи пожилой женщиной, Антони Фолькмар гордилась тем, что открыла для себя Либермана. Его родители не были в восторге от рисования, но, по крайней мере, в этом случае их сын не отказывался посещать школу. В свободные от школы дни Макс брал частные уроки живописи у Эдуарда Гольбейна и Карла Штеффека.
В семье Макса не считали особо умным. В школе его мысли часто блуждали, и он давал неуместные ответы на вопросы, которые ему задавали учителя. Это привело к насмешкам со стороны одноклассников, которые стали для него невыносимыми, так что он несколько раз укрывался от предполагаемых болезней. Его родители выказывали ему привязанность и поддержку, но он знал, что они больше уважают его старшего, более «разумного» брата Георга. Талант Макса к рисованию мало что значил для его родителей: когда его работы были впервые опубликованы, отец запретил 13-летнему мальчику подписывать на них имя Либерманна.
В качестве средней школы Луи Либерман выбрал для своих сыновей Фридрихвердерскую гимназию, где сыновья Бисмарка учились . В 1862 году 15-летний Макс посетил мероприятие молодого социалиста Фердинанда Лассаля , чьи страстные идеи увлекли сына миллионера. В 1866 году Макс Либерман окончил среднюю школу. [ 3 ] Позже он утверждал, что учился плохо и с трудом сдавал экзамены: по правде говоря, он не был одним из лучших учеников по математике, но его участие в старших классах считалось «приличным и воспитанным». На экзаменах Abitur он занял четвертое место в своем классе, но в семье Макс всегда чувствовал себя «плохим учеником». [ 4 ]
Студенческая жизнь и ранние работы
[ редактировать ]Окончив среднюю школу, Либерман поступил в Университет Фридриха Вильгельма. Он выбрал химию, в которой также преуспел его двоюродный брат Карл Либерман. Курс химии послужил поводом посвятить себя искусству. Вместо посещения лекций он катался в зоопарке и рисовал. В «Карле Штеффеке» ему также все чаще разрешалось выполнять помощникские задачи при создании монументальных батальных картин. [ 5 ] Там он познакомился с Вильгельмом Боде, который позже стал спонсором Либермана и директором музея кайзера Фридриха . Он изучал право и философию в Берлинском университете , из которого 22 января 1868 года Либермана исключили из университета из-за «неуспеха в учебе». После острого конфликта с отцом, которого не впечатлил путь сына, в 1869 году родители предоставили ему возможность изучать живопись и рисунок в Художественной школе великого герцога Саксонской в Веймаре . Там он стал учеником бельгийского художника-историка Фердинанда Паувелса , который воспитал в нем понимание творчества Рембрандта во время посещения класса Фридерицианума в Касселе. Рембрандт оказал длительное влияние на стиль молодого Либермана.
Во время франко-прусской войны 1870–1871 годов его на короткое время охватило всеобщее патриотическое безумие. Он пошел добровольцем в Йоханнитерн, потому что плохо зажившая сломанная рука не позволила ему пройти регулярную военную службу, и служил медиком во время осады Меца. В 1870/1871 году на стороне Германии воевали в общей сложности 12 000 евреев. Опыты на полях сражений потрясли молодого художника, чей энтузиазм к войне угас.
С Троицы 1871 года Либерман остался в Дюссельдорфе, где влияние французского искусства было сильнее, чем в Берлине. Там он встретил Михая фон Мункачи , чье реалистичное изображение женщин, выщипывающих шерсть, простая повседневная сцена, вызвало интерес Либермана. На средства своего брата Георга он впервые побывал в Нидерландах, Амстердаме и Схевенингене, где его вдохновил свет, люди и пейзажи.

Его первая большая картина «Die Gänserupferinnen» ( «Ощипывание гусей ») была написана через несколько месяцев после его возвращения. Написанная в темных тонах, она изображает прозаическую деятельность по ощипыванию гусей. [ 6 ] Помимо натурализма Мункаши, Либерман включил в него и элементы исторической живописи. При виде еще незаконченной картины учитель Паувелс отстранил его: больше он ничему научить не мог. Когда Либерман принял участие с картиной в Гамбургской художественной выставке в 1872 году, его необычный сюжет вызвал отвращение и шок. Хотя критики хвалили его умелый стиль живописи, его критиковали как «художника уродливого». Когда в том же году картина была выставлена в Берлине, она встретила аналогичные мнения: [ 7 ] но покупатель нашелся в лице железнодорожного магната Вефиля Генри Струсберга . Либерман нашел свой первый стиль: реалистичное и несентиментальное изображение трудящихся, без снисходительной жалости и романтизма.
В 1873 году Либерманн увидел фермеров, собирающих свеклу у ворот Веймара. Он решил запечатлеть этот мотив маслом, но когда Карл Гусов цинично посоветовал ему не писать картину, Либерман выцарапал ее с холста. Он чувствовал себя бессильным и лишенным энтузиазма. Либерман решил навестить известного историка и салонного художника Ганса Макарта в Вене, где пробыл всего два дня. Вместо этого он был полон решимости отвернуться от Германии и ее художественной сцены, которую Либерман в то время считал отсталой и устаревшей.
Париж, Барбизон и Амстердам
[ редактировать ]В декабре 1873 года Либерман переехал в Париж и открыл студию на Монмартре . В мировой столице искусства он хотел наладить контакты с ведущими реалистами и импрессионистами. Но французские художники отказались иметь какие-либо контакты с немцем Либерманом. В 1874 году он представил свою ощипку гуся в Парижском салоне, где картина была принята, но получила отрицательные отзывы в прессе, особенно с националистической точки зрения. Либерман впервые провел лето 1874 года в Барбизоне , недалеко от леса Фонтенбло . «Мункачи меня очень привлекал, но Тройон, Добиньи , Коро и, прежде всего, Милле сделали еще больше». [ 5 ]
пейзажная живопись на пленэре, которую практиковали художники Барбизонской школы Большое значение для развития импрессионизма имела . Либерман отвернулся от старомодной, тяжелой живописи Мункачи, больше интересуясь методами Барбизонской школы, чем мотивами, оказавшими на них влияние: В Барбизоне, например, он вспоминал веймарское исследование Arbeiter im Rübenfeld , искал похожее мотив и создал картину « Сбор картофеля в Барбизоне» , которую он завершил лишь несколько лет спустя. В конечном итоге он попытался пойти по стопам Милле и, по мнению современных ему критиков, отстал от него своими достижениями: Изображение рабочих в их среде казалось неестественным; казалось, что они были добавлены к ландшафту позднее. [ 5 ]
В 1875 году Либерман провел три месяца в Зандворте в Голландии. В Харлеме он разработал более яркий и непосредственный стиль, копируя картины Франса Хальса . [ 7 ] У Либермана вошло в привычку давать много времени между идеей и воплощением больших картин. И только когда он вернулся в Париж осенью 1875 года и переехал в большую студию, он взял в руки то, что увидел, и создал свою первую картину, изображающую купающихся рыбацких мальчиков, к этой теме он вернется много лет спустя.
Летом 1876 года он снова на несколько месяцев пробыл в Нидерландах, где продолжил обучение. В Амстердаме он встретил офортиста Уильяма Унгера , который познакомил его с Йозефом Исраэлсом и Гаагской школой . В своей картине «Голландская школа шитья » Либерман уже импрессионистически использует эффект света. Он познакомился с португальской синагогой в Амстердаме через профессора Августа Аллебе, что привело его к живописному анализу своего еврейского происхождения. Были также проведены первые исследования Амстердамского приюта.
Под давлением ответственности перед родителями и самим собой Либерман впал в глубокую депрессию в Париже и часто был близок к отчаянию. За это время было сделано всего несколько картин, и участие в Парижском Салоне не принесло ему желаемого успеха. Художественная сцена в мегаполисе ничего не могла дать Либерману; оно даже отвергло его как художника по шовинистическим соображениям. Его картины так и не стали «французскими». Напротив, его регулярное пребывание в Голландии имело большее влияние. Либерман принял окончательное решение покинуть Париж.
Мюнхен
[ редактировать ]В 1878 году Либерман впервые отправился в путешествие по Италии. В Венеции он хотел посмотреть работы Витторе Карпаччо и Джентиле Беллини , чтобы найти новую ориентацию. Там он встретил группу мюнхенских художников, среди которых был Франц фон Ленбах , с которыми он пробыл в Венеции три месяца и, наконец, последовал за ними в столицу Баварии, которая вместе с Мюнхенской школой была также немецким центром натуралистического искусства.
В декабре 1878 года Либерман приступил к работе над «12-летним Иисусом в храме с учеными» . Первые эскизы к этой работе он уже сделал в синагогах Амстердама и Венеции. Никогда прежде он не ставил картину с такой тщательностью: сочетал этюды интерьеров синагоги с отдельными фигурами, из которых предварительно делал этюды обнаженной натуры, чтобы затем соединить их одетыми. Он погрузил предмет в почти мистический свет, который, кажется, исходит от младенца Иисуса как сияющего центра.

Его картина, на которой изображен семитский мальчик Иисус, беседующий с еврейскими учеными, вызвала волну негодования. [ 2 ] На Международной художественной выставке в Мюнхене его осудили за предполагаемое богохульство, а критик в газете Augsburger Allgemeine назвал Иисуса «самым уродливым и дерзким еврейским мальчиком, которого только можно себе представить». [ 1 ] В то время как более поздний принц-регент Луитпольд встал на сторону Либермана, депутат-консерватор и священник Бальтазар фон Даллер отказал ему как еврею в праве представлять Иисуса таким образом. В Берлине придворный проповедник Адольф Штекер продолжил антисемитские дебаты по поводу картины. Несколько важных коллег-художников приняли его сторону, в том числе Вильгельм Лейбль . [ 7 ] В ответ на критику Либерман закрасил картину, изменив образ молодого Иисуса. На фотографии оригинала изображен ребенок, одетый в более короткий плащ, с пейсами и слегка выдвинутой вперед головой и без сандалий; на закрашенном изображении Иисус изображен в вертикальном положении, с более длинными волосами, в более длинной одежде и сандалиях. Хотя оригинальная версия была воспроизведена в Ричарда Мютера. обзорной публикации [ 8 ] на протяжении десятилетий перерисовка не была обнаружена до 1993 года. [ 9 ] [ 10 ] Обнаружение закрашивания положило начало интенсивной дискуссии о причинах выбора Либерманом исторического сюжета (придуманного на протяжении веков христианской иконографией) ввиду растущего антисемитизма, а также собственного отношения Либермана к иудаизму. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

С этого времени Либерман стал известным художником, но его живописные успехи застопорились во время пребывания в Голландии в 1879 году: свет в созданном в то время виде сельской деревенской улицы кажется бледным и неестественным. В 1880 году принял участие в Парижском Салоне . Представленные там фотографии имели одну общую черту: изображение людей, мирно работающих бок о бок в гармоничном сообществе. Либерман не обнаружил настроения, проявленного в окрестностях Мюнхена, нагретого антисемитской враждой, но пытался впитать его в своих ежегодных пребываниях в Нидерландах. В 1879 году он также побывал в Дахауэр-Моос, Розенхайме и долине Инн для живописи, где и была создана его картина «Бранненбургский Биргартен» .
Нидерланды
[ редактировать ]
Летом 1880 года Либерман отправился в брабантскую деревню Донген . Там появились этюды, которые он позже использовал для своей картины Шустерверкштатт . После завершения этой работы он еще раз поехал в Амстердам, прежде чем вернуться в Мюнхен. Там произошло нечто, что «решило его артистическую карьеру». Он заглянул в сад дома старика-католика, где на скамейках под солнечным светом сидели пожилые мужчины в черном. Об этом моменте Либерман позже сказал: «Как будто кто-то шел по ровной тропе и вдруг наступил на возникшую спиральную пружину». Он начал рисовать мотив и впервые использовал эффект света, просачивающегося сквозь навес (или другие преграды), позднее так называемые «солнечные пятна Либермана», то есть избирательное изображение (частично) само- цветной свет для создания атмосферной атмосферы. Это прообраз поздней импрессионистской работы Либермана, которую сравнивают с работами Ренуара . [ 6 ]
На Парижском салоне 1880 года «он был первым немцем, получившим почетную награду за эту работу». Кроме того, Леон Мэтр, крупный коллекционер импрессионистов, приобрел несколько картин Либермана. Воодушевленный долгожданным успехом, он обратился к более ранней теме: используя старые исследования, он сочинил « Время отдыха в Амстердамском приюте» (1881–82), также с «солнечными пятнами».
Осенью Либерман снова отправился в Донген, чтобы завершить там мастерскую сапожника . В этой работе также проявляется его явный поворот к светописи, но в то же время он остался верен своим более ранним творческим изображениям, продолжая обходиться без трансфигуративных, романтических элементов. и «Мастерская сапожника время отдыха в Амстердамском приюте» нашла покупателя в лице Жана-Батиста Фора в Парижском салоне в 1882 году. Французская пресса прославляла его как импрессиониста. Коллекционер Эрнест Ошеде с энтузиазмом писал Эдуару Мане : «Если это вы, мой дорогой Мане, открыли нам тайны пленэра, то Либерманн умеет слушать свет в замкнутом пространстве». [ 3 ]
Вместо того, чтобы позволить себе быть поглощенным импрессионизмом, Либерман отошел от сферы популярной световой живописи и вернулся к натурализму Лейбля в его «Отбеленном поле» (1882–83). [ 7 ] работал над этой картиной, Пока Винсент Ван Гог он пытался встретиться с Либерманом в Цвелоо, но это ему не удалось. Вернувшись из Нидерландов, он последовал за звонком графини фон Мальцан в Милич в Силезии , где выполнил свою первую заказную работу — вид на деревню.
Вернуться в Берлин
[ редактировать ]
В 1884 году Либерман решил вернуться в родной город Берлин, хотя осознавал, что это приведет к неизбежным конфликтам. По его мнению, рано или поздно Берлин возьмет на себя роль столицы с художественной точки зрения, поскольку там располагался крупнейший арт-рынок, и мюнхенские традиции он все больше воспринимал как бремя. [ 6 ]
В мае 1884 года он был помолвлен с Мартой Марквальд (1857–1943). [ 5 ] [ 14 ] которая была сестрой его невестки. Свадебная церемония состоялась 14 сентября после завершения переезда из Мюнхена в Берлин. Пара впервые жила вместе, в ден Зелтен 11, на северной окраине зоопарка. Однако медовый месяц привел не в Италию, как это было принято в то время, а через Брауншвейг и Висбаден в Схевенинген в Голландии. Там к ним присоединился Юзеф Исраэльс; вместе они отправились в Ларен , где Либерман познакомился с художником Антоном Мауве . Дальнейшими остановками в поездке были Делден, Харлем и Амстердам. Либерман повсюду проводил исследования и собирал идеи, которые во многом наполнили его в последующие годы.
По возвращении его приняли в Ассоциацию берлинских художников. Антон фон Вернер , его более поздний противник, также проголосовал за его прием. В августе 1885 года у Либермана родилась единственная дочь, которую назвали «Марианна Генриетта Кете», но звали только Кете. В это время он мало рисовал, так как полностью посвятил себя роли отца.
Карл и Фелиция Бернштейн жили напротив семьи Либерманн. У своих исключительно интеллигентных соседей Либерман увидел картины Эдуарда Мане и Эдгара Дега , которые сопровождали его на протяжении всей последующей жизни. Кроме того, он впервые смог почувствовать себя в их круге признанным членом берлинского художественного сообщества: туда приходили и уходили Макс Клингер , Адольф Менцель , Георг Брандес и Вильгельм Боде, а также Теодор Моммзен , Эрнст Курциус и Альфред. Лихтварк. Последний, директор Гамбургского Кунстхалле , рано распознал импрессионистический потенциал Либермана. Его вступление в Общество друзей также облегчило достижение общественного признания среди буржуазного высшего класса.
После восьми лет отсутствия в Берлине Либерман впервые принял участие в выставке Академии художеств в 1886 году. Для выставки он выбрал картины «Свободное время в амстердамском приюте», «Альтманнхаус в Амстердаме» и «Льготный период». Картина «Благодать благодати», на которой изображена голландская крестьянская семья, молящаяся в мрачной, атмосферной обстановке, была создана по предложению Йозефа Исраэля во время их медового месяца. «Творец общественного мнения» Людвиг Питч охарактеризовал Либермана как большого таланта и выдающегося представителя модернизма.
Летом 1886 года Марта Либерман вместе с дочерью отправилась на лечение в Бад-Гомбург-фор-дер-Хё , что дало ее мужу возможность учиться в Голландии. Он вернулся в Ларен, где в крестьянских избах из сырого льна шили лен. Впечатленный темой совместной работы, Либерман начал рисовать эскизы и написать первую версию маслом. В своей берлинской студии он составил этюды к картине большего формата, работу над которой ему удалось завершить весной 1887 года. Изображение коллективного труда должно показать «героически терпеливого» в повседневной жизни.
В мае 1887 года картина была выставлена в Парижском Салоне, где была встречена лишь приглушенными аплодисментами. На международной юбилейной выставке в Мюнхене критик охарактеризовал картину как «настоящее изображение тупой немощи, вызванной монотонностью тяжелого труда. […] Крестьянки в изношенных фартуках и деревянных тапочках, с лицами, по которым едва видно, что они молоды». , черты мрачной старости, лежат в палате, балки которой гнетуще отягощены, их механическая повседневная работа». Адольф Менцель , напротив, похвалил картину и охарактеризовал художника как «единственного, кто делает людей, а не модели».
В это время искусствовед Эмиль Хайльбут опубликовал «исследование натурализма и Макса Либермана», в котором описал художника как «самого смелого предшественника нового искусства в Германии». [ 6 ] Кайзер Вильгельм I умер в марте 1888 года, после чего взошел Фридрих III на троне . Во время его правления были надежды, что Пруссия превратится в парламентскую монархию, которая закончилась всего через 99 дней с его смертью. Макс Либерман остался в Бад-Кёзене весной третьего императорского года. Со смерти Фридриха III. встревоженный, он нарисовал вымышленную поминальную службу по императору Фридриху III. в Бад-Кёзене, что показывает, что, несмотря на свои левые политические взгляды, у него возникла глубокая симпатия к монархии Гогенцоллернов . Он хотел быть свободным духом, но в силу своего характера не смог отказаться от прусских традиций.
В 1889 году в Париже состоялась Всемирная выставка по случаю столетия Французской революции. Монархии России, Великобритании и Австро-Венгрии отказались от участия, поскольку отвергли празднование революции. Когда в состав жюри были назначены немцы Готхардт Кюль, Карл Кеппинг и Макс Либерманн, это вызвало политический взрыв в Берлине. Либерман обратился к прусскому министру образования Густаву фон Госслеру, и тот позволил ему это сделать, что было равносильно неофициальной поддержке. В то же время газета « Ла Франс» разожгла в Париже кампанию против всеобщего участия Пруссии. [ 5 ]
Либерман придумал план представить первую гвардию немецкой живописи в составе Менцеля, Лейбля, Вильгельма Трюбнера и Фрица фон Уде . Немецкая пресса упрекала его в служении идее революции. Старый Адольф Менцель вновь встал на сторону Либермана, и состоялась первая презентация неофициального немецкого искусства на французской земле. Всемирная выставка наконец привлекла внимание к Либерману. В Париже его наградили Почетной медалью и приняли в Общество изящных искусств. Он отказался от награды Почетного легиона только из уважения к прусскому правительству. [ 5 ]
В 1889 году Либерман отправился в Катвейк , где покинул светскую среду, снявшись в картине «Женщина с козами» . После того, как он смог отпраздновать растущий успех, он нашел время обратиться к образам более легкой жизни. В 1890 году Либерман получил несколько заказов из Гамбурга, и все они восходят к Альфреду Лихтварку: помимо пастели в Кирхеналле в Санкт-Георге он получил оттуда свой первый портретный заказ. Завершив картину по картине Хальса, натурщик, мэр Карл Фридрих Петерсен, был возмущен. Он находил естественность изображения в сочетании с явно небрежным официальным достоинством, придаваемым историзацией одежды, отвратительной. По мнению Лихтварка, портрет мэра остался «провалом». Больший успех Либерману имела работа «Женщина с козами» , за которую он весной 1891 года получил Большую золотую медаль на выставке Мюнхенского художественного общества. [ 15 ]
Кризис отделения
[ редактировать ]
Либерман был президентом Берлинского Сецессиона с момента его основания в 1898 году. [ 7 ] Сецессион представлял собой группу прогрессивных художников, которые сформировали независимое выставочное общество для продвижения современного искусства. выдающихся немецких импрессионистов, таких как Ловис Коринт , Эрнст Опплер и Макс Слефогт Либерман завербовал в Берлинский сецессион . В 1908 году умер Вальтер Лейстиков , который, будучи одним из основателей, был важной опорой Сецессиона. вспыхнул конфликт поколений Здоровье Либермана ухудшилось с весны 1909 года, и пока он отправился на лечение в Карлсбад, между импрессионистами и экспрессионистами . В 1910 году совет Сецессиона под руководством Либермана отклонил 27 изображений экспрессионистов, и бывший бунтовщик теперь казался консервативным представителем. В то же время он инициировал распад движения Сецессиона. Эмиль Нольде , представляющий сторону в этом конфликте, обвинил Либермана в фундаментальной враждебности к прогрессу и диктаторской власти внутри отделения. [ 5 ] Тем не менее, в 1910 году на Сецессионе были представлены работы Пабло Пикассо , Анри Матисса , Жоржа Брака и фовистов впервые . Комитет по сецессии поддержал своего президента и назвал подход Нольде «вопиющим лицемерием». Было созвано общее собрание, на котором 40 голосами против 2 проголосовали за исключение Нольде. Сам Либерман голосовал против исключения и заявил в своей защитной речи: «Я абсолютно против исключения писателя, даже несмотря на риск, что аналогичные мотивы [...] могут привести к [...] таким так называемым» младшая оппозиция».
Своими собственными усилиями по спасению чести Нольде Либерман хотел продемонстрировать свою толерантность, но раскол в движении за сецессию остановить не удалось. По инициативе берлинского художника Георга Тапперта , а затем Макса Пехштейна и других художников, в том числе Нольде, был образован Новый Сецессион. 15 мая здесь открылась первая выставка под названием «Отвергнутые Сецессионом Берлин 1910». Художники из Die Brücke и Neue Künstlervereinigung München присоединились к Новому Сецессиону. Весной 1911 года Либерман бежал в Рим перед кризисом сецессии в Берлине. В это же время пришлась смерть его друга Йозефа Исраэльса. Критика его стиля руководства становилась все громче, пока наконец не исходила из его собственных рядов: 16 ноября 1911 года Либерман сам подал в отставку с поста президента Берлинского Сецессиона. Макс Бекманн , Макс Слефогт и Август Галл также покинули страну. Генеральная ассамблея избрала Либермана своим почетным президентом и доверила Ловису Коринту руководство Сецессионом. Это решение предвосхитило конец Сецессиона и закрепило упадок немецкого импрессионизма.
В 1909 году Либерман купил недвижимость в Ванзее , богатом пригороде с летними домами на окраине Берлина. Там он построил для себя загородный дом по проекту архитектора Пауля Отто Августа Баумгартена по образцу гамбургских патрицианских вилл. Вилла Либермана, в которую он впервые переехал летом 1910 года, - это то, что он назвал своим «Замком-ам-Зее». Либерманн чувствовал себя там комфортно и особенно наслаждался своим личным дизайном. Ему особенно понравился большой сад, который он и Альфред Лихтварк спроектировали. С 1910-х годов и до самой смерти в его творчестве доминировали изображения садов. [ 2 ]
Первая ежегодная выставка Сецессиона после Либермана в 1912 году под председательством Коринфа оказалась неудачной. Либерман снова провел лето года в Нордвейке. Во время пребывания в Гааге королева Вильгельмина наградила его Орденом Оранского дома. Берлинский университет Фридриха-Вильгельма присвоил ему звание почетного доктора, после чего последовало долгожданное назначение в Сенат Академии художеств. Академии художеств в Вене, Брюсселе, Милане и Стокгольме сделали его своим членом. Граждане Берлина, имевшие звание и имя, попросили Либермана изобразить их. В начале 1913 года Коринф подал в отставку с поста председателя Сецессиона со всем правлением, председателем был избран Поль Кассирер. Почетный президент пытался воспрепятствовать назначению нехудожника, но не захотел «снова вступать в брешь». Кассирер исключил из ежегодной выставки 1913 года именно тех членов, которые голосовали против него на генеральной ассамблее. Неожиданно на их сторону встал Ловис Коринт. Либерманн и другие члены-основатели Сецессиона покинули ассоциацию во время второго кризиса. В феврале 1914 года наконец было основано «Свободное сецессион», продолжившее традиции первого сецессионного движения. [ 5 ] Между Либерманом и Коринфом существовала враждебность, которая была символом Румпфецессиона и Свободного Сецессиона. Коринт пытался принять меры против Либермана до самой своей смерти, а в своей автобиографии он также нарисовал картину своего коллеги с глубоким отвращением, который постоянно уходил от всеобщего внимания и посвятил себя своему саду в Ванзее.
Первая мировая война
[ редактировать ]Через три недели после начала Первой мировой войны 67-летний Либерман написал: «Я продолжаю работать как можно спокойнее, полагая, что тем самым служу общему лучшему». [ 6 ] Несмотря на такие заявления, его охватил всеобщий патриотизм. Он посвятил себя художественной военной пропаганде и рисовал для газеты Kriegzeit – Künstlerflugblätter , которую еженедельно издавал Пауль Кассирер . В первом издании была представлена литография Либермана, изображающая массы, собравшиеся в начале войны перед Берлинским городским дворцом по случаю «партийной речи» Вильгельма II. Либерман воспринял слова императора как призыв служить национальному делу и в то же время снизить социальные барьеры. За это время его двойная роль аутсайдера как еврея и художника могла (по крайней мере, по видимости) быть устранена. Из-за просемитского обращения императора «К моим дорогим евреям» он также почувствовал себя обязанным граждански участвовать в войне. Бывший пионер движения за сецессию теперь полностью стоял на земле империи. Он отождествлял себя с политикой замкового мира рейхсканцлера Теобальда фон Бетмана Хольвега , который пытался преодолеть внутренние противоречия в немецком обществе. Бетманн Хольвег был изображен Либерманом на литографии в 1917 году.
Осенью 1914 года Либерман был одним из 93 человек, в основном профессоров, писателей и художников, подписавших обращение «К культурному миру!», в котором военные преступления Германии были отвергнуты шестикратным «Это неправда!». После войны он самокритично высказывался об этом призыве: «В начале войны об этом не задумывались. Люди объединились в солидарности со своей страной. Я хорошо знаю, что социалисты придерживаются иной точки зрения. […] Я никогда не был социалистом, и в моем возрасте им уже не станешь. Я получил здесь все свое воспитание и всю свою жизнь провел в этом доме, в котором уже жили мои родители. И немец. отечество также живет в моем сердце как нерушимое и бессмертное понятие».
В 1914 году он вступил в Немецкое общество, в котором общественные деятели собирались для политического и частного обмена под председательством либерально-консервативного политика Вильгельма Зольфа . Единственным условием была поддержка политики мира в замке канцлера Бетмана Хольвега. Чем дальше продвигалась война, тем больше было отступление Либермана к частной жизни, к своему загородному дому на Ванзее. Но портретная живопись изначально была ограничена военными, как у Карла фон Бюлова . Еще до начала войны Либерман был бесспорным портретистом высшего класса Берлина. Таким образом, было создано огромное количество портретов, которые укрепили репутацию Либермана как художника своей эпохи. Однако за свой большой энтузиазм по поводу войны позже ему пришлось подвергнуться резкой критике. Художественный писатель Юлиус Мейер-Грефе писал о литографиях во время войны: «Сегодня некоторые люди отказываются от коровы и капусты и внезапно открывают во время войны новые мотивы, другим приходит в голову мысль вручить своим игрокам в поло саблю и воображают, что именно так вы создаете победителя». [ 5 ]
Либерман никогда не покидал Берлин, за исключением двух курортных поездок в Висбаден в 1915 и 1917 годах. После 1913 года он больше не проводил лето в Нидерландах, а проводил в Ванзее, а зимой жил на Парижской площади. Его семья не страдала от трудностей, даже несмотря на то, что из-за отсутствия поставок они использовали клумбы его загородного дома для выращивания овощей. В мае 1915 года Кете Либерманн, почти 30-летняя дочь художника, вышла замуж за дипломата Курта Рицлера, который, будучи советником Бетмана Хольвега, имел тесные контакты в политике. В этом году умер Антон фон Вернер , как бы символ уходящей эпохи, как и двоюродный брат Либермана Эмиль Ратенау. Поколение основателей рассталось, и началась новая эра.
В апреле 1916 года эссе Либермана «Фантазия в живописи» впервые появилось в виде книги. В переписанном предисловии он написал: «Были ли эстетические взгляды более запутанными, чем сегодня? – Где молодой историк искусства Вильгельм Воррингер пишет из окопов Фландрии, что война решает не только существование Германии, но и победу Экспрессионизм." Когда в 1916 году Kriegzeit сменил название на «Бильдерманн», Либерманн отказался от своего участия. Вместо этого он впервые занялся иллюстрацией: в 1916 и 1917 годах он написал работы по « новелле Гете и Пятидесятилетнему человеку» , а также » Генриха фон Клейста «Маленьким сочинениям . Его иллюстративный стиль описывает атмосферу в переломные моменты драматургии и не был рассчитан на повествование, из-за чего он не совершил прорыва в этой области и вскоре на десять лет прекратил работу над иллюстрациями.
В 1917 году Прусская академия художеств посвятила Либерману большую ретроспективу его работ к его 70-летию. На выставке было показано почти 200 картин. Юлиус Элиас, чья жена Джули Элиас посвятила Либерману свою знаменитую кулинарную книгу, назвал почести художника «коронацией». Директор Национальной галереи Людвиг Юсти (преемник Чудиса) пообещал ему собственный кабинет. Вильгельм II согласился на юбилейную выставку и наградил Либермана орденом Красного Орла 3-й степени. Лауреат с удовлетворением отметил, что Его Величество зарыл топор современного искусства. Вальтер Ратенау опубликовал в газете Berliner Tageblatt эссе о выставке: «В Либермане новая, столичная механизированная Пруссия рисует себя. Это должен был быть человек духа и воли, борьбы, страсти и размышлений».
18 января 1918 года состоялась церемония открытия кабинета Макса Либермана Национальной галереи. С инаугурационной речью выступил министр образования Фридрих Шмидт-Отт. Несколько недель спустя только в Берлине забастовали 500 000 рабочих – Рейх был на грани потрясений. Когда наконец разразилась Ноябрьская революция, Либерман остановился в доме на Парижской площади. В его собственном доме были установлены пулеметы монархистов, из-за чего на дворец напали солдаты революционеров. После того, как пуля прошла через стену на первом этаже в гостиную, защитники сдались. После этого инцидента Либерманн перенес свою ценную коллекцию фотографий в безопасное место и на несколько недель переехал с женой в дом их дочери. Либерман негативно относился к политическим изменениям: хотя он и выступал за введение равного избирательного права в Пруссии и демократически-парламентские реформы на имперском уровне, для него рухнул «целый мир, хотя и гнилой». Он уже сожалел об уходе Бетмана Хольвега в 1917 году и считал республиканизацию упущенной возможностью для парламентской монархии. «Мы сейчас переживаем плохие времена. [...] Берлин оборванный, грязный, темный по вечерам, [...] мертвый город, плюс солдаты, продающие спички или сигареты на Фридрихштрассе или Унтер-ден-Линден, слепой орган мясорубки в полугнилых мундирах, одним словом: жалкие». [ 6 ]
Веймарские годы
[ редактировать ]После окончания войны и революции в 1920 году Либерман занял пост президента Берлинской академии художеств. Сецессии продолжали существовать параллельно, пока не развалились почти бесшумно. Либерман пытался объединить под эгидой академии различные течения, в том числе экспрессионизм. Во вступительной речи на выставке академии он сказал: «Любой, кто в юности испытал неприятие импрессионизма, будет осторожен и не осудит движение, которого он не понимает или еще не понимает, особенно в качестве главы академии, которое, хотя консервативный по своей природе, он застыл бы, если бы вёл себя чисто негативно по отношению к молодёжи». Тем самым он вернулся к либеральности времен до кризиса отделения и теперь пытался терпимо управлять судьбой академии. [ 5 ]
Учитывая необходимость восстановления рухнувшего имперского института, Либерману удалось обеспечить ему демократическую структуру, бесплатную систему образования и в то же время большее общественное внимание. Благодаря его поддержке Макс Пехштейн , Карл Хофер , Генрих Цилле , Отто Дикс и Карл Шмидт-Ротлуфф в академию были приняты .
Во времена Веймарской республики Либерман пользовался постоянным спросом как художник-портретист. [ 7 ] Он также написал большое количество автопортретов, что было его привычкой с 1902 года. [ 7 ]
В 1922 году Вальтер Ратенау был убит правыми активистами. Либерман был глубоко обеспокоен убийством своего родственника и компаньона. Он сделал литографии для «Раввина фон Бахараха» Генриха Гейне , а также многочисленные картины своего сада и рисунки в память о павших еврейских солдатах на фронте. В 1923 году Либерман был принят в орден «За заслуги». 7 октября 1924 года умер его младший брат Феликс Либерманн, который также был другом его жизни. Всего два дня спустя ему пришлось оплакивать смерть своего родственника Гуго Пройсса , отца Веймарской конституции. Либерман все больше и больше замыкался в себе и своем саду и часто казался угрюмым.
Тем не менее, он продолжал выступать за художественный прогресс и политическое искусство, хотя его собственные работы считались «классикой» или неодобрительно старомодными. Он поддержал картину Отто Дикса «Траншея» , эмоционально изображавшую ужасы мировой войны и которую обвиняли в «тенденциозном произведении»; для Либермана это была «одна из самых важных работ послевоенного периода». В то же время, несмотря на свои в целом толерантные взгляды, он полемизировал с Людвигом Юсти, который привёл экспрессионистов в Национальную галерею на выставку. В сентябре 1926 года Либерман написал в «Jüdisch-Liberalen Zeitung» . В издании «Йом Кипур» он публично исповедовал свою веру, к которой все чаще находил путь еще в старости. Он также поддерживал еврейский детский дом «Ахавах» и ассоциацию помощи немецким евреям.
В 1927 году Либерман снова оказался в центре внимания общественности: средства массовой информации и мир искусства отметили его и его творчество по случаю его 80-летия. Среди доброжелателей был берлинский ветеран Зилле, а также такие великие личности мира, как Альберт Эйнштейн, Генрих и Томас Манн, а также Гуго фон Хофмансталь. Никогда прежде немецкий художник не удостаивался такой чести в своем родном городе, как это сделал Берлин, представив более 100 картин на выставке, посвященной дню рождения Либермана. Дело его жизни теперь казалось классическим, некогда провокационный стиль в 1927 году выглядел как документы ушедшей эпохи. Вот почему старый Либерман в каталоге выставки парировал критикам, обвинявшим его в замкнутости и консерватизме: «Проклятие нашего времени — это пристрастие к новому [...]: настоящий художник стремится ни к чему иному, как: стать тем, кем он есть».
Его работы были частью конкурса художественного года на летних Олимпийских играх 1928 . [ 3 ]

Город Берлин предоставил ему почетное гражданство, что, однако, вызвало горячие споры в городском совете. В свой день рождения рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург наградил Либермана орлиным щитом Германского рейха «в знак благодарности, которой вам обязан немецкий народ». Министр внутренних дел Вальтер фон Койдель вручил ему Золотую государственную медаль с тиснением «За заслуги перед государством». В конце 1927 года Либерман сыграл президента Гинденбурга. Хотя он и не признавался ему в политическом отношении, он с радостью принял это назначение и посчитал, что это дополнительная честь. Портретные сеансы их сверстников характеризовались взаимным уважением и определенной долей симпатии. В Гинденбурге «старый мастер немецкого модернизма» видел ветерана-прусского патриота, который не мог скатиться к иррациональности. Либерман писал: «На днях в документе Гитлера было написано – его прислали мне – что для еврея было бы неслыханно рисовать президента рейха. Я могу только смеяться над чем-то подобным. Я убежден, что, когда Гинденбург обнаружит вон, он тоже посмеется над этим. Я всего лишь художник, а какое отношение живопись имеет к иудаизму?» Писатель Пауль Эйппер вел «студийные беседы» о встрече с Либерманом 25 марта 1930 года в своем доме на Парижской площади в Берлине твердо: «Мы говорим о Гинденбурге. Он (Либерман) от него в восторге». [ 6 ]
Либерман на протяжении всей своей жизни был популярной темой для художников, фотографов и карикатуристов. Помимо Ловиса Коринта, его также рисовали швед Андерс Цорн и голландец Ян Вет , фотографировал Ива и несколько раз Никола Першайд , а также карикатурно изображал Генрих Зилле и другие. Скульптор Фриц Климш в 1912 году изготовил бронзовый бюст, который в 1917 году был выставлен на Большой Берлинской художественной выставке в Дюссельдорфе.
Из-за болезни Либерман подал в отставку с поста президента академии в 1932 году, но также был избран почетным президентом. Благодаря лечению своего друга Фердинанда Зауэрбруха (Зауэрбрух заставил Либермана исчезнуть застрявшую грыжу в Шарите, при этом Либерманн также изобразил хирурга в проекте), соседа Либермана в Ванзее с 1928 года, художник выздоровел. Портреты Зауэрбруха, сделанные им, представляют собой завершение его портретной работы, а также ее кульминацию. В последний раз он обратился к индивидуально новому мотиву.
Нацистское преследование
[ редактировать ]30 января 1933 года стал днем, когда власть перешла к национал-социалистам . Наблюдая за тем, как нацисты празднуют свою победу маршем через Бранденбургские ворота , Либерман, как сообщается, прокомментировал: « . Ich kann gar nicht soviel fressen, wie ich kotzen möchte» вверх."). [ 2 ]
Либерман не хотел рисковать, защищаясь от начинающегося изменения в культурной политике, как это сделали Кете Кольвиц , Генрих Манн или Эрих Кестнер, подписав призыв к незамедлительным действиям в июне 1932 года. «Естественным было бы бежать. Но для меня, как для Еврей, это будет расценено как трусость».
Как и другие еврейские художники, Либерман подвергался преследованиям как еврей, а его работы изымались из государственных коллекций. [ 16 ]
7 мая 1933 года Либерман подал в отставку со своего почетного президентского поста, сенаторских постов и членства в Прусской академии художеств, объяснив прессе: «В течение своей долгой жизни я старался изо всех сил служить немецкому искусству. По моему мнению, искусство не имеет ничего общего с политикой или происхождением, я больше не могу принадлежать к Прусской академии художеств... поскольку моя точка зрения больше не ценится». [ 5 ]
По совету швейцарского банкира Адольфа Йора он смог передать 14 наиболее важных произведений своей коллекции произведений искусства с мая 1933 года в Кунстхаус Цюриха, директором которого был Вильгельм Вартманн.
Он ушел из поля зрения общественности, в то время как почти никто из его товарищей не поддержал его и не остался верным. Только Кете Кольвиц все еще искала к нему доступ. Последний автопортрет был создан в 1934 году. Либерман признался одному из своих последних посетителей: «Я живу только ненавистью. [...] Я больше не смотрю в окно этой комнаты – я не хочу видеть новый мир вокруг меня».
Смерть
[ редактировать ]Либерманн умер 8 февраля 1935 года в своем доме на Парижской площади. Кете Кольвиц сообщила, что он тихо уснул в семь часов вечера. [ 17 ] Посмертную маску изготовил Арно Брекер , который в то время был любимым скульптором Гитлера. Гипсовую маску сняла фотограф Шарлотта Рорбах.
Его смерть не освещалась в уже приведенных в порядок СМИ, а упоминалась лишь вскользь – если вообще упоминалась. Академия художеств, ставшая к тому времени орудием национал-социалистов, отказалась чтить бывшего президента. Например, на его похороны на еврейском кладбище Шёнхаузер-аллее 11 февраля 1935 года не явился ни один официальный представитель – ни от академии, ни от города, почетным гражданином которого он был с 1927 года. Гестапо даже запретило участие в похоронах. заранее, опасаясь, что это может превратиться в демонстрацию свободы творчества. Тем не менее, пришло почти 100 друзей и родственников. Среди скорбящих были Кете Кольвиц, Ганс Пуррманн и его жена Матильда Фольмеллер-Пуррманн, Конрад фон Кардорф , Лео Кляйн фон Дипольд, Отто Нагель , Фердинанд Зауэрбрух с сыном Гансом Зауэрбрухом, Бруно Кассирер , Георг Кольбе , Макс Дж. Фридлендер , Фридрих Сарре. и Адольф Гольдшмидт . [ 18 ] По словам Саула Фридлендера, на похоронах присутствовали только три «арийских» художника. [ 18 ] В своей похоронной речи Карл Шеффлер отметил, что Либерман хоронит не просто великого художника, а эпоху, для которой он был символом.
Его дочь Катарина Ризлер бежала в США в 1938 году. [ 19 ]
Искусство, украденное нацистами
[ редактировать ]Помимо своего собственного искусства, Либерман был важным коллекционером произведений искусства, особенно французских импрессионистов , для которых он был крупнейшим коллекционером в Германии. [ 20 ] И Либерман, и многие его коллекционеры подвергались преследованиям со стороны нацистов и их агентов, потому что они были евреями. Произведения искусства были украдены у его еврейских коллекционеров, и многие из них так и не были возвращены. [ 21 ] Собственная обширная коллекция Либермана, которую он завещал своей жене Марте после своей смерти, позже была украдена из ее квартиры. [ 19 ] Марта покончила жизнь самоубийством в 1943 году, когда узнала, что ее собираются депортировать в Терезиенштадт . концентрационный лагерь [ 22 ] Примерно шесть месяцев спустя гестапо конфисковало большую часть знаменитой частной коллекции произведений искусства Либермана. Дворец Либермана на Парижской площади вскоре превратился в руины.
Немецкий фонд утраченного искусства перечисляет сотни произведений искусства, которые были созданы Максом Либерманом или принадлежали ему, в своей официальной базе данных утраченного искусства . [ 23 ] [ 24 ]
Иски о реституции украденных нацистами произведений искусства были поданы как наследниками Макса Либермана, так и наследниками его еврейских покровителей, чьи коллекции были разграблены. [ 25 ]
Семья Либерманн пыталась вернуть портрет Марты Либерманн, который уже много лет значился в списке гестапо предметов, изъятых из ее квартиры. [ 26 ]
Когда в 2013 году в Мюнхене был обнаружен клад произведений искусства сына гитлеровского арт-дилера Хильдебранда Гурлитта , одним из первых произведений искусства, украденных нацистами, стала картина Либермана « Два всадника на пляже» , принадлежавшая еврейскому коллекционеру Давиду. Фридман. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
У Макса Зильберберга , известного еврейского коллекционера произведений искусства из Бреслау, убитого в Освенциме, было несколько произведений Либермана, украденных нацистами. Некоторые были возвращены. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
День памяти
[ редактировать ]В 2005/2006 году Культурный центр Скирболл в Лос-Анджелесе и Еврейский музей в Нью-Йорке организовали первую крупную музейную выставку работ Либермана в Соединенных Штатах. [ 1 ]
30 апреля 2006 года Общество Макса Либермана открыло постоянный музей на вилле семьи Либерманн в районе Ванзее в Берлине. [ 33 ] Жена художника Марта Либерманн была вынуждена продать виллу в 1940 году. 5 марта 1943 года, в возрасте 85 лет, прикованная к постели из-за инсульта, она была уведомлена о подготовке к депортации в концентрационный лагерь Терезиенштадт . [ 34 ] Вместо этого она покончила жизнь самоубийством в семейном доме Haus Liebermann за несколько часов до прибытия полиции, чтобы забрать ее. стоит столперштейн . Перед их бывшим домом у Бранденбургских ворот в Берлине для нее [ 34 ]
В 2011 году Музей Израиля вернул картину в поместье Макса Либермана, спустя десятилетия после того, как шедевр был украден из еврейского музея в нацистской Германии. Либерман одолжил свою картину Еврейскому музею в Берлине в 1930-х годах. Работа, как и многие другие, исчезла из музея во время Второй мировой войны . [ 35 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Отбеливание на лужайке , 1892 год.
-
Сад приюта в Амстердаме , 1894 год.
-
Купание мальчиков , 1898 год.
-
Езда на осле по берегу моря , 1900 год.
-
Два всадника на пляже , 1901 год.
-
Ресторан «Терраса» в Нинштедтене , 1902 год.
-
Мастерская художника , 1902 год.
-
Портрет Отто Герстенберга , 1919 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Глюк, Грейс (20 марта 2006 г.). «Берлинский художник, еврей и гордо ассимилированный» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 28 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Оллман, Лия (30 сентября 2005 г.). «Драматическая жизнь; работа не совсем такая» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 29 октября 2020 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Макс Либерманн» . Олимпия . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Послесловие» , КРТУ и другие стихи в прозе , Vervuert Verlagsgesellschaft, стр. 159–176, 31 декабря 1988 г., doi : 10.31819/9783964564351-039 , ISBN 978-3-96456-435-1 , получено 5 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Куниш, Герман (1985). « Либерманн, Макс » (на немецком языке) . Новая немецкая биография . Том 14. Duncker & Humblot, Берлин. ISBN 3-428-00195-8 . п. 482–495; здесь: стр. 482.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дешмук, Мэрион (2017). Макс Либерман: Современное искусство и современная Германия . Эшгейт. ISBN 9781138563230 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брэнд, Беттина (2003). «Либерман, Макс». Гроув Арт Онлайн.
- ^ Мутер, Ричард (1894). История живописи 19 века. Век (на немецком языке). Мюнхен: GJ Göschen'sche Verlagshandlung. п. 633.
- ^ Боскамп, Катрин (1993). «Оригинальная версия Макса Либермана: Двенадцатилетний Иисус в храме. Христианская тема с еврейской точки зрения». Министр (1): 29–36.
- ^ Боскамп, Катрин (1994). Исследования ранних работ Макса Либермана со списком картин и этюдов маслом 1866–1889 годов (на немецком языке). Хильдесхайм: Георг Олмс АГ. стр. 75–115. ISBN 3487098970 .
- ^ Рускова, Романа (2008). Еврейское наследие Макса Либермана . Университет Ноксвилля, Теннесси.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фрюбис, Хильдегард (2019). «Дело Либермана. Запутанные истории – антисемитизм и антимодернизм в споре по поводу картины «Двенадцатилетний Иисус в храме» (1879)». В Кинге, Марейке; Шульц, Оливер (ред.). Антисемитизм в XIX веке с международной точки зрения . Сочинения Фонда Макса Вебера (на немецком языке). Том 1. Геттинген: V&R unipress. стр. 151–168. дои : 10.14220/9783737009775.151 . ISBN 978-3-8471-0977-8 . S2CID 240824773 .
- ^ Гаудз, Инна (2020). Макс Либерман – «Еврейский художник» в Пруссии. Понятие еврейского искусства в истории искусства: попытка определения . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. стр. 76–84. дои : 10.1515/9783110693980-005 . S2CID 242399554 .
- ^ Марта Либерманн (Марквальд) geni.com. Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Келлер, К. (1912), Густав Адольф Хирн, его жизнь и творчество , Берлин, Гейдельберг: Springer Berlin Heidelberg, стр. 3–43, doi : 10.1007/978-3-642-94411-6_1 , ISBN 978-3-642-94011-8 , получено 5 декабря 2020 г.
- ^ Бернсау, Таня (29 июня 2014 г.). «Коллекция Либермана хранится в Висбаденской КПК?» . Возвращенные шедевры . Проверено 19 марта 2021 г.
Его оклеветали как еврея, а не как художника-дегенерата, его произведения искусства изъяли из государственных коллекций.
- ^ Кете Кольвиц : Дневники 1908–1943 гг . Ютта Бонке-Кольвиц (ред.). btb, Мюнхен 2007. запись от 9 февраля 1935 года.
- ^ Jump up to: а б Саул Фридлендер: Третий Рейх и евреи, серия Бекше, Мюнхен, 2010, стр. 24
- ^ Jump up to: а б «Коллекция Либермана хранится в Висбаденской КПК?» . Возвращенные шедевры . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Макс Либерман: современное искусство и современная Германия» . Институт Лео Бека . 28 марта 2017 г. Проверено 8 февраля 2021 г.
Либерманн был крупнейшим коллекционером французского импрессионизма в Германии, а его космополитическое мировоззрение и его искусство на протяжении всей его жизни вызывали сильную антипатию как к политическим, так и к культурным консерваторам.
- ^ Буомбергер, Томас (сентябрь 2015 г.). «Торговля произведениями искусства: больше света в темных комнатах музеев» . Наблюдатель (на швейцарском верхненемецком языке) . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ «Недавно обнаруженное искусство имеет трогательную историю» . www.lootedart.com . Уолл Стрит Джорнал. Архивировано из оригинала 9 августа 2016 года . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ «Интернет-база данных потерянного искусства – легкий поиск _ Макс Либерманн» . www.lostart.de . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ «Необычный случай похищенных нацистами произведений искусства, обнаруженных в Израиле» . www.lootedart.com . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ «Споры о нацизме вспыхнули, когда наследники Либермана раскритиковали аукционную распродажу» . www.lootedart.com . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ «Она отслеживала украденные нацистами произведения искусства. Она ушла, когда их никто не вернул» . www.lootedart.com . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 февраля 2021 г.
По словам Ютты фон Фалькенхаузен, адвоката, представляющего наследников Либерманн, портрет Марты Либерманн находится в списке предметов, изъятых гестапо из ее квартиры после ее смерти. Георг Шефер купил его в 1955 году у мюнхенского дилера. Семья Либерманн впервые попыталась вернуть его более 10 лет назад.
- ^ «Первая картина, возвращенная Гурлитту, поступает в продажу» . Новости артнета . 22 мая 2015 года . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ «Воссоединение с украденной картиной — это «вторая победа над нацистами» » . Хранитель . 27 мая 2015 года . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ «Возвращены первые две работы из сокровищницы Гурлитта» . Новости артнета . 15 мая 2015 года . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ Писатель Кирстен Шарнберг, Tribune Staff (10 марта 2000 г.). «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПРОЯВЛЯЕТ ИНИЦИАТИВУ В ОТНОШЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РАЗРАБОТАННЫХ В НАЦИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ» . chicagotribune.com . Проверено 6 февраля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Швейная школа – Наследники Макса Зильберберга и Художественный музей Бюнднера Кур – Центр права искусства» . plone.unige.ch . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ swissinfo.ch, Мишель Лэрд, Перевод с английского: Фредерик Бёрнан (7 ноября 2013 г.). «Швейцарские музеи сталкиваются с грабежами нацистов» . SWI swissinfo.ch (на французском языке). Архивировано из оригинала 5 августа 2015 года . Проверено 21 марта 2021 г.
Еще один случай с картиной Макса Либермана, проданной коллекционером Максом Зильбербергом в 1934 году. Установлено, что продажа произошла под давлением нацистов. Художественный музей Кура, получивший картину в дар в 1992 году, в 2000 году решил вернуть ее наследнику Макса Зильберберга.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ " Вилла Либермана ". Вилла Либерманна на озере Ванзее. liebermann-villa.de. Проверено 28 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Камень для Марты Либерманн» Frankfurter Allgemeine Zeitung , официальный сайт. (9 июня 2005 г.), дата обращения 2 января 2018 г. (на немецком языке).
- ↑ Музей возвращает украденную картину Los Angeles Times , 9 сентября 2011 г. Проверено 2 января 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Макса Либермана в Project Gutenberg
- Работы Макса Либермана или о нем в Интернет-архиве
- Работы Макса Либермана в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 3 работы Макса Либермана на Бена Ури сайте
- Немецкие мастера девятнадцатого века: картины и рисунки из Федеративной Республики Германия , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея, содержащий материалы о Максе Либермане (№ 50–55).
- Галерея картин Либермана на сайте zeno.org.
- Путеводитель по коллекции Макса Либермана в Институте Лео Бека, Нью-Йорк .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Вырезки из газет о Максе Либермане в ХХ веке. Архив прессы ZBW .
- 1847 рождений
- 1935 смертей
- Художники из Берлина
- Люди из Митте
- Немецкие евреи XIX века
- Немецкие художники XIX века.
- Немецкие художники-мужчины XIX века
- Немецкие художники-мужчины
- Немецкие художники 20 века.
- Немецкие художники-мужчины 20-го века
- Немецкий народ во франко-прусской войне
- Немецкие художники-импрессионисты
- Еврейские художники
- Художники из провинции Бранденбург
- Немецкие гравёры ХХ века
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Олимпийские участники художественных конкурсов
- Макс Либерман
- Немецкие евреи 20-го века