Научная фантастика и фэнтези в Польше
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на польском языке . Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |
Научная фантастика и фэнтези в Польше датируются концом 18 века. В последние годы существования Польской Народной Республики очень популярным жанром научной фантастики была социальная научная фантастика . Позже многие другие жанры получили известность.
В Польше много писателей-фантастов . На международном уровне самым известным польским писателем-фантастом является покойный Станислав Лем . Как и везде, польская научная фантастика тесно связана с жанрами фэнтези , ужасов и другими.
Хотя многие англоязычные писатели были переведены на польский язык, относительно мало польскоязычной на английский язык переведено научной фантастики (или фэнтези).
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2012 г. ) |
Научная фантастика в Польше зародилась в конце 18 века, во времена польского Просвещения , когда Михал Димитр Краевский написал роман о приключениях поляка на Луне. В середине XIX века, в эпоху романтизма в Польше , Адам Мицкевич , которого многие считают лучшим поэтом Польши, также работал над Верна научно-фантастическим романом в стиле «История будущего» , но так и не опубликовал его (только осталось несколько фрагментов). Позже в том же столетии, в период позитивизма в Польше , несколько писателей исследовали темы, схожие с Верном и Гербертом Уэллсом , среди них Владислав Уминьский , Влодзимеж Загурский и Сигурд Вишневский . Однако, пожалуй, самый известный польский писатель того времени, Болеслав Прус , использовал элементы научной фантастики в своей основной художественной литературе. Например, в его романе «Лалька» есть « безумный ученый », а также металл «легче воздуха». Похожие темы можно увидеть в работах коллеги Пруса, Стефана Жеромского , с его «стеклянными домами» в Предвесне и его смертельными лучами . в Роуз .
В начале 20-го века Ежи Жулавский был, вероятно, самым популярным польским писателем-фантастом, написавшим «Лунную трилогию» ( Trylogia księżycowa ), шедевр для своего времени и места написания. Подобные работы создали Тадеуш Кончиньский , Вацлав Гонсиоровский и Мария Юлия Залеска . В возрожденной Второй Польской республике в этом жанре последовали и другие писатели. Эдмунд Крюгер и Казимеж Анджей Чижовский были известны своими многочисленными книгами, адресованными молодой аудитории; Бруно Винавер за сатирический подход, а также Ежи Богдан Рыхлинский и Фердинанд Антони Оссендовский за катастрофическое видение будущей войны. Наконец, Слонимского Антония « Два конца света » , пожалуй, самое известное произведение- антиутопия того времени.
После Второй мировой войны , в первое десятилетие существования Польской Народной Республики , научная фантастика использовалась пропаганды режимом в качестве инструмента коммунистическим , основной целью которой было показать «светлое будущее» коммунизма . Только после смерти Иосифа Сталина польские писатели получили больше свободы действий и начали подвергать сомнению окружающую их действительность, хотя и всегда боролись с цензурой . В то время бесспорным лидером польской научной фантастики был Станислав Лем , который впервые поставил под сомнение действия режима в своих «Мемуарах, найденных в ванне» . За ним последовали Януш А. Зайдель , Конрад Фиалковский и Чеслав Хрущевский , а с середины 70-х годов на короткий период — нашумевшие сочинения Адама Вишневского-Снерга .
жанр социальной научной фантастики (польский: fantastyka socjologiczna возник В конце 1970-х годов в Польской Народной Республике ) . В то время оно было сосредоточено на развитии обществ, в которых доминировали тоталитарные правительства. В жанре доминируют Януш А. Зайдель ( «Лимы нижние» , «Парадизия» ), Эдмунд Внук-Липиньский ( трилогия «Апостезион» ), Адам Вишневский-Снерг и Марек Орамус . некоторые произведения Станислава Лема К этому жанру можно отнести и . Фантастические декорации книг этого жанра обычно были лишь поводом для анализа устройства польского общества и всегда были полны намеков на действительность.
1980-е годы ознаменовались созданием первого польского литературного журнала, посвященного научной фантастике и фэнтези, Fantastyka, позже переименованного в Nowa Fantastyka . Основанный писателем и журналистом Адамом Холланеком , он приобрел культ поклонников и стал тренировочной площадкой для некоторых из самых выдающихся писателей фэнтези и научной фантастики в Польше, в том числе Анджея Сапковского ( серия «Ведьмак »).
В 1980-е годы были также выпущены польские комиксы, посвященные фэнтези и научной фантастике, такие как комикс «Ведьмак» и серия научно-фантастических комиксов «Funky Koval» .
После революций 1989 года , когда использование примеров из реального мира в художественной литературе стало безопасным в странах бывшего Восточного блока , этот жанр в значительной степени трансформировался в политическую фантастику , представленную такими писателями, как Рафал А. Зиемкевич , хотя отголосок виден и в 1990-х годов Антиутопия / жесткая научно-фантастическая диология Томаша Колодзейчака .
В 1990-е годы произошел взрыв переводов, в первую очередь западной (англоязычной) литературы. Крупнейшим польским издательством, специализирующимся на польской научной фантастике и фэнтези, было SuperNOWA . [1] Сцена изменилась примерно в 2002 году и после него, когда SuperNOWA потеряла свое доминирующее положение и появилось много новых польских писателей, «поколения 2002 года». [1] Заметно также увеличение количества переводов из неанглоязычных стран (русского, украинского, чешского).
В настоящее время большая часть польской научной фантастики и фэнтези напоминает ту, что знакома англоязычным писателям. В Польше много писателей-фантастов , а также писателей-фантастов , и их произведения варьируются от альтернативной истории до научной фантастики . Лучшим всемирно известным польским писателем-фантастом, несомненно, является Станислав Лем , хотя многие другие могут считаться писателями мирового уровня. [2] их книги переведены на многие (в основном европейские) языки. Сравнительно мало научной фантастики и фэнтези на польском языке было переведено на английский, хотя бесчисленное количество англоязычных писателей было переведено на польский язык.
Современные писатели
[ редактировать ]Среди современных польских писателей-фантастов и фэнтези:
- Ева Бялоленцка [1]
- Анна Бжезинская : [1] одна из самых молодых польских писательниц, известная своей продолжающейся фантастической сагой, первая книга которой ( Zbójecki Gościniec ) вышла в 1999 году.
- Евгениуш Дембский : [1] писатель фэнтези и научной фантастики, наиболее известный благодаря двум сериям — научно-фантастическим детективам Оуэна Йейтса и юмористическим приключениям «рыцаря-хамелеона» Хонделика.
- Яцек Дукай : один из самых известных писателей 1990-х и 2000-х годов, обладатель множества наград. Он известен сложностью своих книг, и часто говорят, что один рассказ Дукая содержит больше идей, чем многие другие писатели вложили в свои книги за свою жизнь. Его книги, как правило, сложны в жанре научной фантастики ; популярные темы включают технологическую сингулярность , нанотехнологии и виртуальную реальность . Среди его любимых писателей — австралиец Грег Иган , а книги Дукая имеют некоторое сходство с книгами Игана.
- Ярослав Гжендович : [1] автор фантастических рассказов, лауреат премии Зайделя за книгу и рассказ 2005 года.
- Адам Холланек : писатель и журналист, основатель Fantastyka
- Анна Канточ
- Томаш Колодзейчак : [1] писатель-фантаст и фэнтези, сценарист, издатель и редактор книг, комиксов и ролевых игр.
- Марек Хуберат : [1] автор множества рассказов, уделяет особое внимание гуманистическим аспектам (психологии, чувствам, мотивации и т. д.) своих персонажей.
- Майя Лидия Коссаковска : [1] писательница-фантаст, ее визитная карточка — частое появление ангелов .
- Феликс В. Крес : [1] наиболее известен своими двумя фэнтезийными циклами: Księga całości ( «Книга целостности »), действие которой происходит в мире под названием Шерер, где кошки и стервятники , а также люди, разумны, и Piekło i szpada ( «Ад и лопата» ), темное фэнтези, действие которого происходит в альтернативный 17 век, где демоны и существа старше Сатаны открыто взаимодействуют с человечеством
- Яцек Комуда : известен своими фантастическими рассказами, действие которых происходит в Речи Посполитой ; его произведения часто напоминают исторический роман, хотя он не чурается сверхъестественных элементов, таких как ведьмы и дьяволы. Он также является одним из авторов «Дзики Пола», ролевой игры действие которой происходит в тот период.
- Станислав Лем . Лем был самым известным и известным писателем-фантастом в Польше (хотя до 1990-х годов он практически перестал писать в жанре научной фантастики) и единственным, чья большая часть произведений была переведена на английский язык. Он часто погружался в философские рассуждения о технологиях , природе интеллекта , невозможности взаимного общения и понимания, а также месте человечества во Вселенной. Его работы иногда представляются как художественные , чтобы избежать атрибутов академической жизни и ограничений читательской аудитории и научного стиля, в то время как другие принимают форму эссе и философских книг.
- Конрад Т. Левандовски [1]
- Лукаш Орбитовский
- Ромуальд Павляк [1]
- Яцек Пекара [1]
- Анджей Пилипюк [1] наиболее известен своим юмористическим сериалом о Якубе Вендровиче алкоголике , экзорцисте- и супергерое поневоле. Недавно он начал еще один популярный сериал, в котором рассказывается о приключениях трех женщин: тысячелетнего вампира , 300-летнего алхимика - шляхчанки и ее родственницы, бывшего польского секретного агента ЦБЗ ( Центрального бюро Расследование ). Повторяющийся персонаж в сериале - алхимик Михал Сендзивой , а вселенная такая же, как и у Вендровича (который появляется время от времени).
- Анджей Сапковский . [1] Сапковский — один из самых продаваемых польских авторов, переведенных на многие языки (недавно на английский), он наиболее известен благодаря фэнтезийному сериалу «Ведьмак» . Главный герой сериала — Геральт , мутант-убийца, с детства обученный выслеживать и уничтожать монстров и других неестественных существ. Геральт движется в неоднозначной моральной вселенной, но ему удается сохранять свой собственный последовательный этический кодекс. Геральта, одновременно циничного и благородного, сравнивают с Рэймонда Чендлера характерным персонажем Филипом Марлоу . Мир, в котором происходят эти приключения, во многом обязан Дж. Р. Р. Толкину , а также находится под сильным влиянием польской истории и славянской мифологии.
- Яцек Собота [1]
- Вит Шостак
- Януш Зайдель . Он стал вторым по популярности польским писателем-фантастом (после Станислава Лема ) до своей внезапной смерти в 1985 году. [3] Романы Зайделя составили основу польской социальной фантастики и антиутопии . В своих работах он представляет тоталитарные государства и распавшиеся общества. Его герои отчаянно пытаются найти смысл в окружающем мире; иногда, как в «Цилиндре ван Троффа» , они являются аутсайдерами из другого времени и места, пытающимися адаптироваться к новой среде. Основная повторяющаяся тема в его произведениях — сравнение мрачных, безнадежных ситуаций читателей с тем, что может случиться в космической среде, если мы перенесем тоталитарные идеи и привычки в космические миры: красные космические республики или космические трудовые лагеря, или и то, и другое. Януша А. Зайделя . Премия польского фэндома Его именем названа
- Рафал А. Зиемкевич . [1] В 1990-е годы он был одним из самых популярных польских авторов-фантастов. За романы «Pieprzony los kataryniarza» (1995) и «Walc stulecia» (1998), а также рассказ «Spiąca królewna» (1996) он был удостоен престижной премии Зайделя . Популярная тема в его произведениях — судьба Польши и шире Европы в ближайшем будущем (от нескольких до нескольких десятков лет). Его книги часто рисуют будущее в мрачных тонах, показывая, как Содружество Независимых Государств распадается на гражданскую войну , Европейский Союз становится бессильным перед лицом исламского терроризма , а хищнический капитализм и политкорректность воспринимаются до абсурда, приводя к эрозии морали и этики. . Таким образом, его книги часто классифицируются как политическая фантастика и социальная научно-фантастическая фантастика , хотя их нельзя назвать антиутопической фантастикой .
- Анджей Зимняк [1]
- Анджей Земяньский . [1] Земяньский пишет как научную фантастику на такие темы, как постапокалиптический автобан в Познани и альтернативную историю «Бомба Гейзенберга» , так и фэнтези, как его последняя «Ахая» . серия
Издатели
[ редактировать ]Крупнейший польский научной фантастики и фэнтези ежемесячный журнал и старейший — Nowa Fantastyka (выходил в 1982–1990 годах под названием Fantastyka ). Еще одним, основанным в 2001 году и действовавшим до 2012 года, был журнал Science Fiction , который публиковал в основном новые польские произведения и имел меньше переводов, чем Nowa Fantastyka . [1] По состоянию на 2006 год тираж обоих составлял около 8 000–15 000 экземпляров. [1] Другие важные журналы, выпуск которых прекращен, включают Fenix (1990–2001), [1] СФинкс (1994–2002) [1] и Магия и Меч (1993–2002). Некоторые из них опубликованы в Интернете в форме электронных журналов , в том числе «Фаренгейт» (1997–) и «Esensja (2000–). [1]
Есть два крупных польских издательства, специализирующихся на польской научной фантастике и фэнтези: Fabryka Słów и Runa . [1] SuperNOWA , когда-то доминирующее издательство в этой области, теперь потеряло большую часть своих позиций. MAG и Solaris (с 2019 года Stalker Books) публикуют в основном переводы, и в условиях бума на польском рынке научной фантастики и фэнтези основные издательства также все чаще публикуют такие произведения. [1] Книга тиражом более 10 000 экземпляров считается в Польше бестселлером . [1]
Фэндом
[ редактировать ]Польский фэндом научной фантастики широко известен: по всей Польше проводятся десятки съездов научной фантастики . Самый крупный из них — Polcon (впервые проведен в 1982 году), к другим известным относятся Falkon , Imladris, Krakon и Nordcon . Конвенции научной фантастики в Польше де-факто почти всегда являются «конвенциями научной фантастики и фэнтези» и часто сильно смешаны с ролевых традициями игр . С другой стороны, хотя в Польше также есть несколько конвенций по манге и аниме , они обычно держатся отдельно от конвенций фэндомов научной фантастики и игр. Наиболее важные конференции комиксов и научной фантастики в Польше включают Варшавский Comic Con и Международный фестиваль комиксов и игр в Лодзи .
Литературные награды
[ редактировать ]- Премия Януша А. Зайделя (кратко известная как «Сфинкс»)
- Премия Наутилуса
- Śląkfa — награда старейшего польского фандом-клуба Силезского фэнтезийного клуба .
- Sfinks Award , награда SFinks журнала
- Литературная премия Ежи Жулавского , основанная в 2008 году в честь Ежи Жулавского.
Другие СМИ
[ редактировать ]Польская научная фантастика не оказала большого влияния на непечатные средства массовой информации, такие как кино , телевидение и компьютерные игры . [ нужна ссылка ] хотя в Польше было снято несколько научно-фантастических, фэнтезийных фильмов и игр ужасов. Заметным исключением является «Сексмися» («Секс-миссия»), который стал своего рода культовым фильмом в Польше и широко транслировался за рубежом, например, в Великобритании. Другие менее известные примеры включают фильмы Петра Шулкина .
В конце 2015-х серия компьютерных игр «Ведьмак» стала бестселлером во всем мире.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Яцек Дукай , Пейзаж после победы или польская фантазийная реклама 2006 г. , Nowa Fantastyska, 1/2007 (292), стр. 11–16.
- ^ Мифы, легенды, фэнтези... Обзор польской научной фантастики и фэнтези , Британский Совет
- ^ Фредерик Пол, Элизабет Энн Халл, Сказки с планеты Земля , Св. Мартина, 1986, ISBN 0-312-78420-1 , Google Print, стр. 268.
Ссылки
[ редактировать ]- Обзор польской научной фантастики и фэнтези , последний раз по состоянию на 15 июня 2006 г.
- (на польском языке) фантастической литературы История польской
- « Зачарована Гра » (PDF) (на польском языке). (176 КиБ ) — краткое содержание и рецензия на книгу Антония Шмушкевича об истории польской научно-фантастической литературы, изданную в 1982 году. одноименную