Культура австралийских аборигенов
Культура австралийских аборигенов включает в себя ряд практик и церемоний, основанных на вере во Время снов и другой мифологии . благоговению и уважению к земле и устным традициям Особое внимание уделяется . Слова «закон» и «предания», последние относятся к обычаям и историям, передаваемым из поколения в поколение, обычно используются как синонимы. Усвоенные с детства знания диктуют правила взаимодействия с землей, родством и сообществом.
Более 300 языков и других групп породили широкий спектр индивидуальных культур. Искусство аборигенов существует уже тысячи лет и варьируется от древних наскальных рисунков до современных акварельных пейзажей. Традиционная музыка аборигенов разработала ряд уникальных инструментов, а современная музыка аборигенов охватывает множество жанров. не было развитой системы письменности У аборигенов до колонизации , но существовало огромное разнообразие языков, включая языки жестов .
Устная традиция
[ редактировать ]Культурные традиции и верования, а также исторические рассказы о реальных событиях передаются в устной традиции аборигенов , также известной как устная история (хотя последняя имеет более конкретное определение). Некоторым историям много тысяч лет. В исследовании, опубликованном в феврале 2020 года, новые данные, полученные с помощью радиометрического датирования, показали, что вулканы Будж-Бим и Тауэр-Хилл извергались как минимум 34000 лет назад. [ 1 ] Примечательно, что это «минимальное возрастное ограничение для присутствия человека в Виктории», а также его можно интерпретировать как свидетельство устных историй Гундитджмара , в которых говорится, что извержения вулканов являются одними из старейших существующих устных традиций. [ 2 ] Топор, найденный под вулканическим пеплом в 1947 году, также был доказательством того, что люди населяли этот регион до извержения Тауэрского холма. [ 1 ]
Искусство и ремесла
[ редактировать ]Искусство австралийских аборигенов имеет тысячелетнюю историю. Художники-аборигены продолжают эти традиции, используя в своих произведениях как современные, так и традиционные материалы. Искусство аборигенов — наиболее узнаваемая во всем мире форма австралийского искусства. В наше время появилось несколько стилей искусства аборигенов, включая акварельные картины Альберта Наматжиры , Германсбургскую школу и акриловое Папунья Тула движение «точечное искусство» . Живопись является крупным источником дохода для некоторых общин Центральной Австралии, таких как Юэндуму .
Плетением корзин традиционно занимались женщины многих аборигенов по всему континенту на протяжении веков. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Астрономия
[ редактировать ]Для многих культур аборигенов ночное небо является хранилищем историй и законов. Линии песен можно проследить по небу и по земле. Истории и песни, связанные с небом, под многими культурными палатками. [ 7 ]
Убеждения
[ редактировать ]Устные традиции и духовные ценности австралийских аборигенов основаны на почтении к земле и вере во Время Сновидений или Сновидений. Сон считается одновременно древним временем творения и современной реальностью Сновидения. Он описывает космологию аборигенов и включает в себя истории предков о сверхъестественных существах-творцах и о том, как они создавали места. Каждую историю можно назвать «Сновидениями», где весь континент пронизан Сновидениями или следами предков, также представленными песенными строками . [ 8 ]
Существует множество различных групп , каждая из которых имеет свою собственную культуру, структуру убеждений и язык .
- Радужная змея — главный предок многих аборигенов Австралии.
- Байаме или Бунджил считаются основными духами-создателями в Юго-Восточной Австралии.
- Динго Дриминг является важным предком во внутренних регионах Бандияна , поскольку Динго сформировал песенные линии, которые пересекают континент с севера на юг и с востока на запад. [ 9 ]
- Йоуи имеют и Буньип свои корни в мифологии аборигенов.
Священные места
[ редактировать ]Для аборигенов некоторые места являются священными из-за их центрального места в мифологии местного населения. [ 10 ]
Обычное право
[ редактировать ]Слова «закон» и «предания» обычно используются как синонимы: «закон» был введен британцами, тогда как «предания» относятся к обычаям и историям Времени Снов, которые передавались через бесчисленные поколения через песни , истории и танец. Усвоенные с детства знания диктуют правила взаимодействия с землей, родством и сообществом. [ 11 ]
Курдаича
[ редактировать ]Курдаича (или курдаича мужчина, а также пишется курдаича , гадайджа , кадиче , кадаитча или караджи ) [ 12 ] — тип шамана среди народа Аррернте , группы аборигенов в Центральной Австралии . Курдаича может быть привлечен для наказания виновного смертной казнью. Это слово может также относиться к ритуалу, в котором человек-курдаитча желает смерти, известному также как наведение кости.
Ожидание того, что смерть наступит в результате направленной в жертву кости, не лишено оснований. По всему миру зафиксированы и другие подобные ритуалы, вызывающие смерть. [ 13 ] Жертвы становятся вялыми и апатичными, обычно отказываются от еды или воды, а смерть часто наступает в течение нескольких дней после «проклятия». Если жертвы выживают, предполагается, что ритуал был выполнен неправильно. Это явление признано психосоматическим , поскольку смерть вызвана эмоциональной реакцией — часто страхом — на некую предполагаемую внешнюю силу и известна как « смерть вуду ». Поскольку этот термин относится к конкретной религии, медицинское учреждение предположило, что более подходящим является «своевольная смерть» или «синдром наведения кости». [ 14 ] [ 15 ] В Австралии эта практика все еще достаточно распространена, поэтому больницы и медперсонал обучены лечить болезни, вызванные «плохими духами» и накалыванием костей. [ 16 ]
Арнем Лэнд
[ редактировать ]Полной системой обычного права Йолнгу является «Мадаин», воплощающая в себе права и обязанности правообладателей, или граждан ( ром ватангу валал , или просто ром ). Мадаин включает в себя ром, а также объекты, символизирующие закон, устные правила, имена и циклы песен, а также священные места, которые используются для поддержания, развития и обучения закону. [ 17 ] Ром можно примерно перевести как «закон» или «культура», но он воплощает в себе нечто большее, чем любое из этих слов. [ 18 ] Галарвуй Юнупингу описал Ром ватангу как всеобъемлющий закон страны, который «вечен и жив… моя опора». [ 19 ]
Он охватывает право собственности на землю, воду и ресурсы в этом регионе; он контролирует торговлю продукцией; и включает социальные, религиозные и этические законы. К ним относятся законы по сохранению и выращиванию флоры и фауны. Соблюдение Мадайина создает состояние равновесия, мира и истинной справедливости, известное как Магайя . [ 17 ]
Ром включает в себя кустарные ремесла, такие как плетение корзин и изготовление циновок , а также истории, которые учат истории, охоте, изготовлению копий, сбору еды , строительству убежищ и плотов, различным ритуалам и заботе о других. [ 20 ]
«Ром» — это слово и концепция, разделяемая по крайней мере одним из близлежащих народов, анбарра , которые также проводят церемонию рома. [ 21 ] [ 22 ]
Церемонии и священные предметы
[ редактировать ]Церемонии аборигенов были частью культуры аборигенов с самого начала и до сих пор играют жизненно важную роль в обществе. [ 23 ] Они проводятся часто по разным причинам, каждая из которых основана на духовных верованиях и культурных традициях сообщества. [ 24 ] К ним относятся истории сновидений, тайные события в священных местах, возвращения домой, рождения и смерти. [ 25 ] Они до сих пор играют очень важную роль в жизни и культуре аборигенов. Их проводят в Арнемленде и Центральной Австралии с целью обеспечить обильный запас продуктов питания; во многих регионах они играют важную роль в образовании детей, передавая знания своего народа, духовные убеждения и навыки выживания ; некоторые церемонии являются обрядом посвящения для подростков ; другие церемонии связаны с браком, смертью или погребением. Большинство из них включают танцы, песни, ритуалы и тщательно продуманные украшения тела и/или костюмы. Древние наскальные рисунки аборигенов показывают церемонии и традиции, которые продолжаются и сегодня. [ 26 ]
Церемонии предоставляют время и место для всех членов группы и сообщества для совместной работы, чтобы обеспечить постоянное выживание духовных и культурных убеждений. Определенные истории индивидуально «принадлежат» группе, и в некоторых случаях танцы, украшения тела и символы церемонии передают эти истории только внутри группы, поэтому жизненно важно, чтобы эти церемонии запоминались и выполнялись правильно. Мужчины и женщины выполняют разные роли, и иногда их назначают хранителями священного места, чья роль заключается в заботе об этом месте и живущих там духовных существах, частично достигаемой посредством проведения церемоний. Иногда используются термины «мужской бизнес» и «женский бизнес»; ни один из них не имеет больших духовных потребностей или ответственности, чем другой, но совместно обеспечивает передачу священных практик. Мужчины часто проводят церемонии, но женщины также являются хранительницами особых знаний, обладают огромной духовной силой внутри группы и проводят церемонии. Участие в церемониях также может быть ограничено по возрасту, семейной группе, языковой группе, но иногда открыто для всех, в зависимости от цели церемонии. [ 24 ]
Право доступа к песням и танцам, относящимся к конкретной церемонии, принадлежит определенной группе (известной как маникай у народов йолнгу на северо-востоке Арнемленда или клановые песни). [ 27 ] ); некоторые могут быть переданы людям за пределами сообщества, но некоторые никогда не передаются. Существует широкий спектр песен, танцев, музыки, украшений тела, костюмов и символики, призванных связать тело с духовным миром предков. Церемонии помогают сохранить идентичность аборигенов , а также связь группы со страной и семьей. [ 24 ]
Примеры церемоний
[ редактировать ]- Бора ( — это церемония посвящения, во время которой молодые мальчики киппы ) [ 28 ] стать мужчинами.
- Бунггул — традиционный церемониальный танец народа йолнгу восточного Арнемленда . [ 29 ] [ 30 ]
- Праздник бунья , проводимый во внутренних районах Солнечного побережья Квинсленда , хорошо известен. Представители множества различных групп со всего южного Квинсленда и северного Нового Южного Уэльса встречались, чтобы обсудить важные вопросы, касающиеся окружающей среды, социальных отношений, политики и знаний о сновидениях, пиршества и совместных танцевальных церемоний. На этом мероприятии будут урегулированы многие конфликты, обсуждены последствия нарушений законов. [ 24 ]
- Практика захоронения различается от группы к группе. В некоторых частях Северной Австралии существуют два этапа захоронения. После того, как тело пролежало на возвышении, покрытом листьями и ветвями, достаточно долго, чтобы плоть сгнила от костей, кости собирают, окрашивают охрой и распределяют различными способами. [ 23 ]
- Корробори — это церемониальная встреча австралийских аборигенов, которая взаимодействует со Сновидениями и сопровождается песнями и танцами. Они различаются от группы к группе и могут быть священными и частными. [ 8 ]
- Ильма — это как публичная церемония или представление народа Барди , так и ручные предметы, используемые в этих церемониях.
- Инма — это культурная церемония женщин Ангу в Центральной Австралии , включающая песни и танцы и воплощающая истории и замыслы тюкурпа ( Закона предков, или Времени снов). Церемония несет в себе дух товарищества, радость, игривость и серьезность и может длиться часами. Существует много разных инм, и все они имеют глубокое значение для культуры. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
- Мамурринг — это церемония Западного Арнемленда , на которой две разные языковые общины собираются вместе для торговли и дипломатии. [ 34 ]
- Церемония Утренней звезды — это погребальная церемония фратрии Дхува . [ 35 ] [ 36 ]
- Нгарра Арнемленда — один из главных региональных ритуалов, проводимых на северо-востоке , начатый Рирратджингу кланом народа йоллу из Восточного Арнема. Первую нгарру совершили предки творения по имени Джанг'каву в священном месте Балма в Ялангбаре после рождения первого представителя клана Рирратджингу. [ 37 ]
- Пукамани , которая длится несколько , или Пукумани, — церемония захоронения на островах Тиви дней вокруг могилы умершего примерно через шесть месяцев после его смерти. Перед церемонией вокруг могилы воздвигают сложные погребальные столбы, известные как тутини, а вокруг столбов танцуют и поют танцоры. [ 38 ] [ 39 ]
- Церемония ROM (или Rom - см. предыдущий раздел), включающая песни, танцы и артефакты, которая включает в себя дарение другим соседним общинам украшенных тотемных столбов с намерением установить или восстановить с ними дружеские отношения; форма дипломатии. Процесс изготовления и украшения шестов может длиться несколько недель и включает в себя последовательные песни и танцы, кульминацией которых является церемония обмена подарками. [ 22 ] [ 40 ] В апреле 2017 года четырехдневный фестиваль, посвященный церемонии Ром, посетило около 500 человек в школе Гапувияк на северо-востоке Арнемленда. Планировалось проводить мероприятие каждый семестр. [ 20 ] Историк и писатель Билли Гриффитс в своей отмеченной наградами книге « Глубокие сны: раскрытие древней Австралии» (2018) написал о церемонии римлян как о «продлении дружбы» и «ритуале дипломатии», «полное значение которых… В основе этого символического акта лежит дар – песни, танцы и культурные знания, но он сопряжен с обязательствами. ". [ 41 ]
- Церемония курения – это очистительный ритуал, проводимый в особых случаях.
- Тьюрунга (или чуринга) - объекты религиозного значения, принадлежащие Аррернте Центральной Австралии. группам
- Прогулка — это обряд посвящения в подростковом возрасте , который часто применяется неправильно.
- Добро пожаловать в страну — это ритуал, который сейчас проводится на многих мероприятиях, проводимых в Австралии, с целью подчеркнуть культурное значение окружающей территории для определенной группы аборигенов. Приветствие должен совершать признанный старейшина группы. Церемония встречи иногда сопровождается церемонией курения, музыкой или танцем.
Музыкальные инструменты и другие предметы
[ редактировать ]Диджериду зародился в северной Австралии, но сейчас используется по всему континенту. хлопушки , погремушки Используются для семян и такие предметы, как камни или куски дерева; в некоторых районах женщины играют на барабане, сделанном из гоанны , змеи, кенгуру или эму . кожи [ 24 ]
Кухня
[ редактировать ]Животные продукты включают кенгуру , эму , личинки ведьмы и крокодила , а растительные продукты включают фрукты, такие как куандонг , кутджера , специи, такие как лимонный мирт , и овощи, такие как зелень воина и различные местные ямсы. С 1970-х годов австралийцы-некоренные австралийцы признали пищевую и изысканную ценность местных продуктов, и индустрия бушфудов значительно выросла. [ 42 ]
Лекарство
[ редактировать ]Питури — это смесь листьев и древесной золы, которую традиционно жевали в качестве стимулятора (или, после длительного употребления, депрессанта ) австралийские аборигены по всему континенту . Листья собирают с любого из нескольких видов местного табака ( Nicotiana ) или, по крайней мере, с одной отдельной популяции вида Duboisia hopwoodii . Различные виды акации , гревиллеи и эвкалипта сжигаются для получения золы. Традиционные целители (известные как Нгангкари в западных шутовских районах Центральной Австралии ) — это весьма уважаемые мужчины и женщины, которые не только действовали как целители или врачи, но также в целом служили хранителями важных историй о сновидениях. [ 43 ]
Пожарные практики
[ редактировать ]Культурное сжигание , выявленное австралийским археологом Рисом Джонсом в 1969 году, представляет собой практику регулярного и систематического сжигания участков растительности, используемую в Центральной и Северной Австралии для облегчения охоты, уменьшения частоты крупных лесных пожаров и изменения состава растений. и животных виды на данной территории. Такое «разведение огненных палочек», или «сжигание», снижает запас топлива для потенциального крупного лесного пожара, одновременно удобряя землю и увеличивая количество молодых растений, обеспечивая дополнительную пищу для кенгуру и другой фауны, на которую охотятся ради мяса. У аборигенов Северной территории это считается хорошим земледелием и «заботой о земле» . [ 44 ]
Язык
[ редактировать ]Языки австралийских аборигенов состоят примерно из 290–363 языков. [ 45 ] языки, принадлежащие примерно к 28 языковым семьям и изолированным языкам , на которых говорят австралийские аборигены материковой части Австралии и нескольких близлежащих островов. [ 46 ] Отношения между этими языками в настоящее время не ясны. Многие культуры австралийских аборигенов имели или традиционно имели язык с ручным кодированием , жестовый аналог их устного языка. По-видимому, это связано с различными речевыми табу между определенными родственниками или в определенное время, например, во время траура для женщин или во время церемоний инициации для мужчин.
Избегающая речь на языках австралийских аборигенов тесно связана со сложной системой племенного родства, в которой определенные родственники считаются табу . Отношения избегания различаются от племени к племени с точки зрения строгости и того, к кому они применяются. Обычно существуют отношения избегания между мужчиной и его свекровью, обычно между женщиной и ее тестем, а иногда и между любым человеком и его однополым свекром. В некоторых племенах отношения избегания распространяются на других членов семьи, например, брата свекрови в Варлпири или кросскузенов в Дюрбале . Все отношения носят классификационный характер – в категорию «свекровь» может попасть больше людей, чем просто мать жены мужчины. [ 47 ]
Английский для австралийских аборигенов (AAE) — это диалект австралийского английского, используемый значительной частью коренного населения Австралии ( австралийские аборигены и жители островов Торресова пролива ). Австралийский криол — это основанный на английском языке креольский язык, , который развился из пиджина, использовавшегося в первые дни европейской колонизации . Пиджин вымер на большей части территории страны, за исключением Северной территории , где до сих пор активно используется язык, на котором говорят около 30 000 человек. Он отличается от креольского языка Торресова пролива .
Литература
[ редактировать ]На момент первой колонизации коренные австралийцы не разработали систему письма, поэтому первые литературные отчеты об аборигенах взяты из дневников первых европейских исследователей, которые содержат описания первых контактов. [ 48 ]
Письмо губернатору Артуру Филлипу, написанное Беннелонгом в 1796 году, является первым известным произведением, написанным на английском языке аборигеном. [ 49 ]
В то время как его отец, Джеймс Унайпон ( ок. 1835–1907 ), внес свой вклад в отчеты о мифологии Нгарринджери, написанные миссионером Джорджем Тэплином в Южной Австралии , [ 50 ] Дэвид Унайпон (1872–1967) представил первые описания мифологии аборигенов, написанные аборигенами, «Легендарные сказки австралийских аборигенов» (1924–25), и был первым опубликованным автором-аборигеном.
Петиции о коре Йирркала 1963 года являются первым традиционным документом аборигенов, признанным австралийским парламентом . [ 51 ]
Уджеру Нунуккал (1920–1993) был известным поэтом-аборигеном, писателем и правозащитником, которому приписывают публикацию первого сборника стихов аборигенов: «Мы идем» (1964). [ 52 ]
Салли Морган Мемуары « Мое место » 1987 года привлекли более широкое внимание к историям коренных народов.
Ведущие активисты-аборигены Марсия Лэнгтон ( «Первый документальный сериал об австралийцах», 2008 г.) и Ноэль Пирсон ( «Вверх от миссии» , 2009 г.) являются современными авторами австралийской научно-популярной литературы. Другие голоса коренных австралийцев включают драматурга Джека Дэвиса и Кевина Гилберта .
В число писателей, ставших известными в XXI веке, входят Ким Скотт , Алексис Райт , Кейт Ховарт , Тара Джун Винч , Иветт Холт и Анита Хейсс . В число авторов из числа коренных народов, получивших австралийскую премию Майлза Франклина, входит Ким Скотт , которая стала совместным победителем (вместе с Теей Эстли ) в 2000 году за фильм «Бенанг» и снова в 2011 году за «Танец мертвеца» . Алексис Райт получила награду в 2007 году за свой роман «Карпентария» . Мелисса Лукашенко получила премию Майлза Франклина в 2019 году за роман « Слишком много губ» . [ 53 ]
Музыка
[ редактировать ]Аборигены разработали уникальные музыкальные инструменты и народные стили. Диджериду ; часто считают национальным инструментом австралийских аборигенов однако традиционно в нее играли народы Северной Австралии, и только мужчины. Возможно, жители региона Какаду использовали его уже 1500 лет.
Хлопающие палочки, вероятно, являются более распространенным музыкальным инструментом, особенно потому, что они помогают поддерживать ритм. Совсем недавно музыканты-аборигены стали заниматься рок-н-роллом , хип-хопом и регги . Такие группы, как No фиксированный адрес и Yothu Yindi, были двумя из первых групп аборигенов, получивших популярность среди австралийцев всех культур.
В 1997 году правительства штата и федеральное правительство создали Центр исполнительских искусств аборигенов (ACPA) для сохранения и развития музыки и талантов аборигенов во всех стилях и жанрах, от традиционных до современных.
Спорт и игры
[ редактировать ]Воггабалири - это традиционная австралийская «совместная игра в волейбол ногами». [ 54 ] Коренные жители районов Нового Южного Уэльса и его окрестностей играли в игру с мячом под названием Воггабалири. Мяч обычно изготавливался из меха опоссума , и в него играли группой из четырех-шести игроков, стоящих по кругу. Это была совместная игра по ударам ногами, целью которой было выяснить, как долго мяч можно будет удерживать в воздухе, прежде чем он коснется земли. [ 55 ]
Народы Джаб Вуррунг и Джардваджали из западной Виктории когда-то участвовали в традиционной игре Марн Грук , разновидности футбола , в который играют со шкурой опоссума . В эту игру верят некоторые комментаторы, в том числе Мартин Фланаган . [ 56 ] Джим Поултер и полковник Хатчинсон вдохновили Тома Уиллса , изобретателя кодекса австралийских футбольных правил .
Сходство между Марном Груком и австралийским футболом включает в себя прыжки, чтобы поймать мяч, или высокую «маркировку», приводящую к штрафному удару. На использование слова «метка» в игре может повлиять слово «мумарки » Марна Грука , означающее «поймать». [ 57 ] Однако, скорее всего, это ложная этимология ; термин «отметка» традиционно используется в регби и других играх, предшествовавших AFL, для описания штрафного удара, возникшего в результате ловли мяча, [ 58 ] в отношении игрока, который делает отметку на земле, с которой можно выполнить штрафной удар, вместо того, чтобы продолжать игру. [ 59 ]
На профессиональном уровне есть много игроков AFL из числа коренных народов, причем по состоянию на 2007 год примерно каждый десятый игрок был коренным населением. [update]. [ 60 ] [ 61 ] Вклад аборигенов в игру признан ежегодным матчем AFL «Dreamtime at the G» на Мельбурн Крикет Граунд между футбольными клубами «Эссендон» и «Ричмонд» (цвета двух клубов объединяются, образуя цвета флага аборигенов). ).
Свидетельством обилия талантов коренных народов является то, что Aboriginal All-Stars , футбольная команда аборигенов уровня AFL, соревнуется с любой из нынешних футбольных команд Австралийской футбольной лиги в предсезонных тестах. Фонд Клонтарфа и футбольная академия — это лишь одна организация, целью которой является дальнейшее развитие футбольных талантов аборигенов. « Тиви Бомберс» начали играть в Футбольной лиге Северной территории и стали первой командой аборигенов, принявшей участие в крупном австралийском соревновании.
Корида — это стиль народной борьбы, практикуемый в Австралии и основанный на единоборствах аборигенов, существовавших в доколониальный период до 19 века. [ 62 ] Сочетая движения традиционного танца кенгуру в качестве разминочного ритуала со стилем борьбы, в котором используется желтый круг диаметром 4,5 метра с черной и красной рамкой (похожий на флаг аборигенов ), Кориду часто сравнивают со столь разнообразными видами спорта, как капоэйра и сумо . [ 63 ]
Популярная детская игра в некоторых частях Австралии — «мокрый-мокрый» , или бросание игровой палочки. Победитель бросает сырик дальше и точнее всех. [ 64 ]
См. также
[ редактировать ]- Артефакты австралийских аборигенов
- Черный театр (Сидней)
- Современное искусство коренных народов Австралии
- Страна (коренные австралийцы)
- Фестиваль традиционных культур Гарма
- Искусство коренных народов Австралии
- Литература коренных народов Австралии
- Традиционная опека коренных народов Австралии
- Джиндиворобакское движение — белое австралийское литературное движение, вдохновленное культурой аборигенов.
- Живой архив языков аборигенов , цифровой архив литературы на исчезающих языках Северной территории.
- Остров Лизард#Мангровый пляж , находка керамики 2024 года.
- Каменный инструмент # Использование австралийских аборигенов
- Фестиваль Яама Нгунна Баака 2019 года - это фестиваль 2019 года, состоящий из серии корробори.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джонсон, Сиан (26 февраля 2020 г.). «Исследование дат викторианского вулкана, похоронившего рукотворный топор» . Новости АВС . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Матчан, Эрин Л.; Филлипс, Дэвид; Журдан, Фред; Остинг, Кориен (2020). «Раннее заселение человеком юго-востока Австралии: новые данные о датировании молодых вулканов по 40Ar/39Ar». Геология . 48 (4): 390–394. Бибкод : 2020Geo....48..390M . дои : 10.1130/G47166.1 . ISSN 0091-7613 . S2CID 214357121 .
- ^ «О ткачестве» . Манингрида . 1 марта 2017 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ «История текстиля аборигенов и жителей островов Торресова пролива» . архив.maas.museum . 9 апреля 2017 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Миллс, Ванесса (21 июля 2011 г.). «Плетение волшебных корзин и обмен знаниями аборигенов» . ABC Кимберли . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ «Плетение корзины Нгарринджери » Устойчивые сообщества SA 24 августа 2016 г. Получено 25 января.
- ^ Питер Д'Арси (1994). Марго Саттон (ред.). Эму в небе: Истории об аборигенах, дневном и ночном небе. Эму на небе изображен в темном пространстве между звездами° — Эму . Национальный научно-технический центр. стр. 15, 16. ISBN. 978-0-64618-202-5 .
- ^ Jump up to: а б «Радужный сон [объяснение церемонии]» . Набеги аборигенов . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ Эндрюс, М. (2000) «Семь сестер», Spinifex Press, Северный Мельбурн, стр. 428
- ^ «Священные места» . Управление по охране территорий аборигенов . Правительство Северной территории . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ «Закон и знание» . Работа с коренными австралийцами . 19 февраля 2017 года . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ См. Джеймс Коуэн, Тайны времени снов: Духовная жизнь австралийских аборигенов , 2-е исправленное издание, Prism Press, 1992 ( ISBN 978-1-8532-7077-2 ).
- ^ Рунка. Составлено доктором Керин Уолш для Южно-Австралийского музея . Гайд Парк Пресс 2009 ISBN 978-0-646-50388-2
- ^ Хан, Патрик Д. (4 сентября 2007 г.). «Напуган до смерти: своевольная смерть, или синдром наведения костей» . Биология онлайн .
- ^ Кэннон, Уолтер. Смерть вуду . стр. 169–181.
- ^ Кертис, Кейт; Рамсден, Клер; Дружба, Джули, ред. (2007). Сестринская помощь при неотложной и травматологической помощи . Эльзевир Австралия. п. 34. ISBN 978-0-7295-3769-8 .
- ^ Jump up to: а б «О Ёлнгу» . Корпорация Нхулунбай . Архивировано из оригинала 20 февраля 2020 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Йоллу Ром (Право и культура)» . История Йидаки . 2 августа 2016 г. Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Юнупингу, Галарвуй (июль 2016 г.). «Ром Ватангу» . Ежемесячный . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Школа Гапувияк отмечает Йолнгу Ром» . Департамент образования . 28 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2020 г. . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Лонг, Эндрю Ставовчик (1995), «1 прозрачность: цвет; 5,5 х 5,5 см.», [Портрет неопознанных жителей Анбарры, совершающих римскую церемонию...] , Коллекция фотографий, сделанных на открытии выставки «Речь идет о дружбе» - Ром , церемония с выставки Арнемленда в Национальной библиотеке Австралии, Канберра, 5 января 1995 г., nla.obj-147351861 , получено 29 января 2020 г. - через Trove.
- ^ Jump up to: а б «РОМ: ритуал демократии аборигенов» . Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива . Рекламный ролик книги Стивена Уайлда 1986 года. 20 января 2015 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
Первая церемония ROM, «ритуал дипломатии», проведенная за пределами Арнемленда, была проведена, когда жители Анбарры... подарили ром AIATSIS в 1982 году.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Аборигенные обряды» . Коренной стиль . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Церемонии аборигенов (PDF) (Отчет). Ресурс: Перспективы коренных народов: Res008. Правительство Квинсленда и Управление исследований Квинсленда. Февраль 2008 года . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ «Культура аборигенов: Культурные церемонии аборигенов» . Галерея изящных искусств и Музей культуры Мбантуа . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ «Традиционный церемониальный танец аборигенов» . Галерея искусств аборигенов Артландиш . 15 июля 2015 года . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ Листер, Питер. «Типы песен в верхней части» . Маникай.Ком . Проверено 22 января 2020 г.
- ^ «Воспоминания Тома Петри о раннем Квинсленде» . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Джаш, Тани (6 августа 2023 г.). «Кланы Ёлнгу отдают дань уважения любимому лидеру Гуматджа Юнупигуну на фестивале Гарма » ABC News (Австралия) . Получено 5 августа.
- ^ Хеннесси, Кейт (6 августа 2015 г.). «Гарма: искусство и политика объединяются в волнующий фестиваль Арнемленда» . Хранитель . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Линдси, Кирстин (4 мая 2017 г.). «Фестиваль Тджунгу 2017: Старшие женщины Анангу делятся законом и пониманием того, как нужно объединяться» . Радио НИТВ . СБС . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ «Инма (танец и песня) спектакль» . Ткачи пустыни Тьянпи . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ «МГ2019: Спасение языка посредством истории сновидений» . Департамент инфраструктуры, транспорта, регионального развития и коммуникаций . 8 июля 2019 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ Браун, Рубен (2017). «Другой способ обмена». В Гиллеспи, Кирсти; Трелойн, Салли; Найлз, Дон (ред.). Другой способ обмена: Церемония Мамурринга в Западном Арнемленде . Очерки в честь Стивена А. Уайлда. АНУ Пресс. стр. 41–72. ISBN 978-1-76046-111-9 . JSTOR j.ctt1trkk4c.9 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Хатчерсон, Джиллиан (1995). Джалкири Ванга: Земля — моя основа . Западная Австралия: Музей антропологии Берндта. ISBN 0864224214 .
- ^ Норрис, Рэй П. (2016). «Обзор Дауэса 5: Астрономия и навигация австралийских аборигенов» . Публикации Астрономического общества Австралии . 33 : е039. arXiv : 1607.02215 . Бибкод : 2016PASA...33...39N . дои : 10.1017/pasa.2016.25 . ISSN 1323-3580 .
- ^ Марика, Бандук; Уэст, Марджи (7 декабря 2010 г.). «Ялангбара: искусство Джангкаву» . Западно-Австралийский музей . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ «Погребение — Пукумани, острова Тиви» . Австралийский музей . 6 декабря 2018 года . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ «Быть Тиви: работы 9 художников с островов Тиви – Истории и идеи» . МКА Австралия . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Каруана, Уолли (4 августа 2014 г.). «Искусство и предмет» . АИАЦИС . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Робинсон, Скотт (12 декабря 2018 г.). «Археолог как герой «Глубоких снов» Билли Гриффитса . Сухопутный . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Лоу, Тим (1991). Дикие пищевые растения Австралии . Ангус и Робертсон. ISBN 0-207-16930-6 .
- ^ Традиционные целители Центральной Австралии: Нганкари . Корпорация аборигенов Женского совета . 2013. Обложки книг , Брум, Вашингтон , стр. 107-1. 15-1
- ^ Человек Какаду , Большой Билл Нейджи , Стивен Дэвис и Аллан Фокс, 1986, ISBN 0-9589458-0-2
- ^ Бауэрн 2011 .
- ^ Бауэрн и Аткинсон 2012 , с. 830.
- ^ Диксон 1980 , стр. 58–59.
- ^ Дженони, Пол (2004). Подрыв империи: исследователи и исследования в австралийской художественной литературе . Альтона, Виктория: точки соприкосновения.
- ^ Махер, Луиза (8 августа 2013 г.). «Сокровищница: письмо Беннелонга» . 666 ABC Канберра . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 6 января 2020 г.
- ^ Дженкин, Грэм (1979). Завоевание Нгарринджери . Аделаида: Ригби. ISBN 9780727011121 .
- ^ «Документирование демократии» . Архивировано из оригинала 1 июня 2011 года . Проверено 2 июня 2011 г.
- ^ (на английском языке) «Современная австралийская поэзия» . Министр культуры. Архивировано из оригинала 10 апреля 2011 года.
- ^ «Обнародован шорт-лист литературной премии Майлза Франклина 2019 года | Вечная» . www.perpetual.com.au . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Мейнард, Джон (2011), Футбольное племя аборигенов: история участия аборигенов в мировой игре , Magabala Books, ISBN 978-1-921248-39-9
- ^ «Воггабалири» . Правительство Нового Южного Уэльса – Управление спорта . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Мартин Фланаган, Зов . Сент-Леонардс, Аллен и Анвин, 1998, с. 8 Мартин Фланаган, «Спорт и культура»
- ^ «Ранняя история» . Footystamps.com .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 октября 2012 года . Проверено 10 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Фрэнсис Мариндин» . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 22 мая 2008 г.
- ^ «Австралийская игра, австралийская идентичность: (пост)колониальная идентичность в футболе» . Центр исследований коренных народов Австралии, Университет Монаша . 2007. с. 10. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 года.
- ^ «Австралийцы правят футболом и улучшают отношения с коренными народами» . Рев . 22 мая 2013 г.
- ^ «Ассоциация Корида Австралии» . Coreedaoz.com . Архивировано из оригинала 11 января 2016 года . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ «Архив блога» Австралийская ассоциация Корида | Документирование и продвижение традиционных стилей борьбы со всего мира» . Борьба с корнями. 14 января 2014 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ «Weet Wet» (PDF) . Австралийская спортивная комиссия . Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2012 года . Проверено 12 ноября 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрн, Клэр (23 декабря 2011 г.). «На скольких языках говорили в Австралии?» . Ангарргун. Архивировано из оригинала 3 февраля 2019 года . Проверено 30 марта 2018 г.
- Бауэрн, Клэр ; Аткинсон, Квентин (2012). «Вычислительная филогенетика и внутренняя структура Пама-Ньюнгана». Язык . 84 (4): 817–845. CiteSeerX 10.1.1.691.3903 . дои : 10.1353/lan.2012.0081 . S2CID 4375648 .
- Диксон, RMW (1980). Языки Австралии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-29450-8 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 года . Проверено 30 августа 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- по культуре коренных народов Австралии от Wikivoyage Путеводитель
- ПРИВЛЕЧЕНИЕ - Руководство по уважительному и взаимному взаимодействию с аборигенами и жителями островов Торресова пролива, их художественными практиками и интеллектуальной собственностью (Правительство Австралии: Поддержка культуры коренных народов)