Мифология во Франции
Мифология |
---|
Мифология Франции современной Франции включает в себя мифологию галлов франков , существах , , норманнов , бретонцев и других народов, живущих во , те древние истории о божественных или героических которые эти конкретные культуры считали правдивыми и которые часто используют сверхъестественные события или персонажей, объясняющих природу Вселенной и человечества. На французский миф в первую очередь повлияли мифы и легенды галлов ( или кельтов ) и бретонцев , мигрировавших во французский регион из современной Англии и Ирландии. Другое меньшее влияние на развитие французской мифологии оказали франки .
История мифа во Франции
[ редактировать ]До марта 1790 года Франция была разделена на 34 провинции, существовавшие независимо друг от друга. Все провинции действовали под властью короля, но не было национального гражданства или целостного национального государства. [ 1 ] Большинство провинций были заселены представителями нескольких разных расовых групп. Таким образом, в большинстве провинций сложились свои собственные уникальные мифологические верования и обычаи. Это историческое географическое разделение привело к появлению огромного разнообразия мифов и легенд, которые сохранились по всей современной Франции.
Галлия, этимологически отличная от Галлии, хотя в просторечии используется как синонимы, была названием, данным современной Франции римлянами , и охватывала земли от средиземноморского побережья Франции до Пиренеев . Галлию населяли несколько этнических групп, в основном потомков кельтских народов, известных как галльские племена . Эти галльские племена развили различные формы галло-римской культуры после разграбления Галлии римлянами во втором веке. [ 2 ] Первые поселенцы населили современную Бретань, а мифология самых северных галльских племен, включая оборотней и других мишвесов , сохранилась в средневековых рукописях. [ 3 ] Между III и VII веками германские мигранты начали селиться в Римской Галлии. Когда Западно-Римская империя начала распадаться, немецкие мигранты, которые впоследствии стали известны как франки, начали оказывать свое влияние на запад Франции. Франки разделяли многие обычаи и суеверия с другими германскими народами и распространили многие из своих природных ритуалов и верований по всей западной Франции. [ 4 ]
Галло-римский миф
[ редактировать ]
После разграбления Галлии римлянами во II веке духовные и мифологические практики галлов во французском регионе начали меняться под римским влиянием. Традиционное кельтское язычество опирается на божеств кельтского пантеона, обширную группу богов и богинь, которым традиционно поклоняются в кельтских землях, и признает сверхъестественное в естественной среде. Когда Римская империя начала расширяться, многие кельтские верования и обычаи слились с верованиями римлян. К III веку галлы поклонялись многим римским божествам, таким как Меркурий и Марс, а также некоторым уникальным галло-римским богам, таким как Тевтат и Деа Матрона . [ 5 ] [ 6 ] Многим римским божествам, возможно, поклонялись под разными именами, хотя большинство записей о галльских религиях были написаны римлянами, такими как Юлий Цезарь , и поэтому эти имена неизвестны. [ 7 ]
Отдельные хозяйства и племена имели своих богов и богинь, служивших мостом между людьми и природой. Галло-римляне верили, что некоторые природные объекты имеют своих божеств. Некоторые из этих божеств до сих пор почитаются под христианскими именами, как, например, нимфа бретонского побережья, которую до сих пор почитают под именем Святой Анны. Многие из этих местных божеств были взяты из старого кельтского пантеона и находились под влиянием римских божеств . [ 8 ]
Галлы поклонялись главным богам римского пантеона, соблюдая ритуалы, связанные с Меркурием , Аполлоном , Марсом , Юпитером и Минервой . Галло-римляне считали Меркурия создателем искусств и богом, управляющим торговлей, коммерцией и общением. Считалось, что Аполлон защищает галлов от болезней, Минерва была богиней мудрости и практических жизненных искусств, Юпитер мог управлять солнцем, луной и погодой, а Марс был богом войны. [ 9 ] Галлы часто приносили жертвы Марсу во время войны, предлагая скот с завоеванных территорий в обмен на защиту в бою.
Друидизм
[ редактировать ]Влияние кельтской мифологии не исчезло после римского вторжения, а ритуалы и практики друидизма все еще оказывают влияние на мифологию галлов. Друиды в Римско-Галлии были философами и религиозными деятелями галльских племен. Друиды были образованным классом кельтской и галло-римской культуры, обладавшим знаниями о природе , астрономии , литературе и законе . Друиды не могли записать какие-либо свои знания в письменной форме, но сохранились записи Юлия Цезаря, в которых подробно описываются ритуалы друидов. Цезарь пишет, что друиды отвечали за принесение в жертву как людей, так и животных для тех, кто был болен или рисковал погибнуть в бою. Друиды сооружали плетеные статуи и изображения, в которые помещали жертвы перед их сожжением. В традиционном кельтском язычестве эти жертвы приносились кельтским богам и богиням. Римско-галло-друиды, вероятно, приносили жертвы в честь богов римского пантеона, опираясь на кельтскую практику жертвоприношений. Плиний Старший , римско-галльский автор, много писавший о галло-римской культуре, заметил, что друиды выступали судьями в уголовных делах и давали духовное руководство своему народу, интерпретируя предзнаменования. [ 10 ] [ 11 ]
Мифы Бретани
[ редактировать ]Доисторический миф
[ редактировать ]
Камни Карнака представляют собой скопление мегалитов в северо-западной деревне Карнак в Бретани. Мегалиты, вероятно, были построены кельтскими или докельтскими народами между бронзовым и железным веками . В кластере насчитывается более 3000 типов мегалитов, включая дольмен — большую скалу, поддерживаемую камнями меньшего размера; и менгир , монолит, установленный на конце одного камня, зарытого в землю. [ 12 ] Фольклорное значение этих камней неясно, хотя они, вероятно, служили уличными алтарями или храмами под открытым небом для ритуалов, связанных с практикой кельтского язычества. [ 13 ] Дольмены и менгиры могут также обозначать могилы выдающихся лидеров племенных групп, таких как вожди, священники или знаменитые воины. [ 14 ]
Средневековье и язычество
[ редактировать ]Средние века были периодом перехода между различными языческими традициями под влиянием кельтов и римлян и притоком христианства из Британии. Большая часть фольклора Бретани, в том числе галло-римские божества и мифические фигуры, сохранилась в лаисах; короткий стиль поэзии, популярный в Средневековье, в котором обсуждаются ценности рыцарства, роль мифического в жизни обычных людей и в первую очередь затрагиваются вопросы любви. [ 15 ] Lais Марии де Франс были одними из самых влиятельных и дали представление о многих фольклорных верованиях Бретани в средние века. [ 16 ]
Выдающиеся деятели кельтского язычества широко представлены в бретонских lais. Многие спрайты, феи и демоны населяют систему верований кельтов и были важными фигурами в передаче моральных уроков и объяснении неизвестных явлений в Бретани. Среди таких фигур, которые были важны для бретонцев, были

- Анку: фигура типа мрачного жнеца, которая путешествует по Бретани в телеге и собирает души крестьян. Анко обычно изображается в виде женского скелета, и эта фигура, вероятно, произошла от кельтского бога Смерти, но на него сильно повлияли средневековые идеи «Смерти-скелета». [ 17 ]
- Найн: существо, похожее на горгулью, которое танцует вокруг дольмена посреди ночи. Считалось, что те, кто увидит Наин, проклянут их неудачей и внесут ложные воспоминания в сознание жертв, чтобы заманить их в опасность. [ 17 ]
- Юдики: жертвы обширных болот, которые считаются порталами в адские регионы и ад, известный как Юн. [ 17 ]
Оборотни также широко фигурируют в мифологии Бретани. Бриттоны считали оборотней людьми, приговоренными превращаться в волков в наказание за грехи. Суеверия относительно оборотней, возможно, возникли из-за страха каннибализма среди первых жителей Бретани, но опасения по поводу существования оборотней продолжались и в 16 веке. [ 16 ] Оборотни появляются во многих бретонских лаах, в том числе в лаах Марии де Франс, одной из самых известных авторов старофранцузских лаис XII века. Оборотни появляются в романе Мари де Франс « Бисклаврет », в котором рассказывается история человека, который превращается в оборотня, которого в этой истории называют бисклавретом, когда он снимает свою одежду. [ 18 ] Работа Мари де Франс, вероятно, во многом опирается на уже существовавшую мифологию и может быть использована, чтобы понять, как общественность относилась к определенным фигурам. [ 18 ]
Христианизация Бретани
[ редактировать ]Бретань была христианизирована во второй половине галло-римского заселения Франции. В V и VI веках нашей эры британские граждане переехали в Бретань, спасаясь от англосаксонских захватчиков. Британские мигранты распространяли христианство по всей Бретани в течение следующих 300 лет при помощи миссионеров с Британских островов. [ 19 ] Современные британцы с большим уважением относятся к «Семи святым-основателям», которым приписывают принесение католицизма в Бретань. «Семь святых-основателей»:
- Святой Павел Аорелиан
- Сент-Тудвал
- Сен-Бриг
- Сен-Малу
- Святой Самсун Долский
- Санкт-Падарн
- Санкт-Кауринтин [ 19 ]
Замкнутый характер Бретани привел к развитию многих отличительных традиций в рамках католической религиозной практики, включая « помилование ». Помилование — покаянный обряд, происходящий в отдельном приходе в день памяти святого. В торжествах прихожане собираются вместе в церковь или святилище, чтобы попросить прощения за грехи, и заканчиваются обильной трапезой, которую устраивают все кающиеся. [ 20 ]
Откровенный миф
[ редактировать ]Дохристианское язычество
[ редактировать ]
Франкские люди — это группа германских мигрантов, которые черпают свое мифологическое и духовное происхождение в дохристианском германском язычестве. Франки вторглись в галло-римские земли в V веке и стали доминирующей силой в регионе современной Франции и Западной Германии. В 358 году Рим был вынужден отказаться от части принадлежащих ему галльских земель, что позволило франкам расширить свою территорию до земель Галлии. К 480 году н.э. франки прочно удерживали западную часть Франции. [ 21 ]
Ранняя франкская мифология нашла свои корни в германском язычестве, и франки, вероятно, поклонялись богам немецкого пантеона , но, возможно, делали упор на богов плодородия . В немецком пантеоне, вероятно, было три центральные фигуры; Тор , самый могущественный бог, управляющий воздухом и морем, Водан , бог войны, и Фрикко, бог мира. Франки, вероятно, поклонялись божествам немецкого пантеона, строя алтари и выполняя природные ритуалы в лесных долинах или возле озер. Считается, что франки придерживались глубоко племенного подхода к религиозной практике. Помимо самых центральных фигур немецкого пантеона и некоторых богов, заимствованных из нордического пантеона, или «Алфадира», центрального всезнающего божества, многие франкские племена поклонялись отдельным богам. Этим племенным богам не поклонялись и не боялись за пределами их племен. Культы Водана (иногда называемого Одином) и культы Нертуса были распространены среди центрально-франкских племен, в то время как культы Ингви были распространены среди племен Северного моря. [ 22 ]
Христианизация франков
[ редактировать ]Процесс обращения франков-язычников в халкидонское христианство начался между концом V и началом VI веков. Все началось с крещения жены Хлодвига I , первого короля, объединившего все франкские племена под одним правителем. Его жена Клотильда приняла халкидонское христианство примерно в 500 году нашей эры, а затем убедила Хлодвига I принять халкидонское христианство в 508 году нашей эры. [ 23 ] Во время своего правления король Хлодвиг I призвал многие франкские племена начать исповедовать христианство, ослабив влияние римских легенд на франков. Он повлиял на массовое принятие халкидонского христианства при распаде Римской империи, что способствовало объединению франкских племен под властью Хлодвига. Королю Хлодвигу I во время своего правления удалось практически полностью отказаться от практики германского язычества на франкской земле. [ 24 ] [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Редакторы Британской энциклопедии (2019). «Старый режим | История Франции» . Британская энциклопедия . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Редакторы Британской энциклопедии (2019). «Франция – Римское завоевание» . Британская энциклопедия . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Спенс, Льюис (1917). «ГЛАВА VI: БРЕТОНСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ». Легенды и мифы Бретани . Нью-Йорк: Издательство компании Фредерика А. Стокса. стр. 156–172.
- ^ Перри, Уолтер Копленд (1857). Франки, от их первого появления в истории до смерти короля Пипина . Лондон: Лонгман, Браун, Грин, Лонгманс и Робертс. п. 22. ISBN 9785877394957 .
- ^ Аберт, Джон (2013). Экологическая история средневековья: тигель природы . Рутледж. ISBN 978-0-415-77945-6 .
- ^ Грин, Миранда (30 сентября 2011 г.). «Животные и анимисим». Боги кельтов . История Пресс. ISBN 978-0-7524-6811-2 .
- ^ Редакторы Британской энциклопедии (2016). «Кельтская религия — Кельтские боги» . Британская энциклопедия . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Макбейн, Александр (1 ноября 2005 г.). Кельтская мифология и религия . Козимо, Inc. с. 68. ИСБН 978-1-59605-339-7 .
- ^ Макбейн, Александр (1 ноября 2005 г.). Кельтская мифология и религия . Козимо, Inc. с. 62. ИСБН 978-1-59605-339-7 .
- ^ Макбейн, Александр (1 ноября 2005 г.). Кельтская мифология и религия . Нью-Йорк: Cosimo, Inc., с. 69. ИСБН 978-1-59605-339-7 .
- ^ Редакторы Британской энциклопедии (2019). «Друид | Описание, история и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Карнакские камни – Карнак, Франция» . www.sacred-destinations.com . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Спенс, Льюис (1917). «ГЛАВА II: МЕНГИРЫ И ДОЛЬМЕНЫ». Легенды и романсы Бретани . Нью-Йорк: Издательство компании Фредерика А. Стокса. п. 38.
- ^ Спенс, Льюис (1917). «ГЛАВА II: МЕНГИРЫ И ДОЛЬМЕНЫ». В «Легендах и романах Бретани» . Нью-Йорк: Издательство компании Фредерика А. Стокса. п. 39.
- ^ «Определение ЛАИС» . www.merriam-webster.com . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Спенс, Льюис (1917). «ГЛАВА XI: БРЕТОНСКИЕ Песни о Марии де Франс». Легенды и мифы Бретани . Нью-Йорк: Издательство компании Фредерика А. Стокса. стр. 282–331.
- ^ Jump up to: а б с Льюис, Спенс (1917). «ГЛАВА IV: СПРАЙТЫ И ДЕМОНЫ БРЕТАНИ». Легенды и романсы Бретани . Нью-Йорк: Издательство компании Фредерика А. Стокса. стр. 96–103.
- ^ Jump up to: а б Шоаф, Джуди (1996). Бисклаврет (PDF) . Самостоятельная публикация.
- ^ Jump up to: а б Спенс, Льюис (1917). «ГЛАВА XII: СВЯТЫЕ БРЕТАНИИ». Легенды и мифы Бретани . Нью-Йорк: Издательство компании Фредерика А. Стокса. п. 350.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Помилование Бретани» . www.newadvent.org . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Фрэнк | Люди, определения и карты» . Британская энциклопедия . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Фаббро, Эдуардо (2006). «Германское язычество среди ранних салийских франков» (PDF) . Журнал германской мифологии и фольклора . 1 (4): 7–13. Архивировано из оригинала (PDF) 20 августа 2006 г. Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Митчелл, Кэтлин (2020). «Хлодвиг I | Биография, значение и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Фаббро, Эдуардо (2006). «Германское язычество среди ранних салийских франков» (PDF) . Журнал германской мифологии и фольклора . 1 (4): 17–18. Архивировано из оригинала (PDF) 20 августа 2006 г. Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Редакторы Британской энциклопедии (2019). «Фрэнк | Люди, определения и карты» . Британская энциклопедия . Проверено 19 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с мифологией во Франции, на Викискладе?