Фрейр
Фрейр ( древнескандинавский : «Господь»), иногда англоязычный как Фрей , — широко известный бог в скандинавской мифологии , связанный с королевской властью, плодородием, миром, процветанием, хорошей погодой и хорошим урожаем. Фрейр, иногда называемый Ингви -Фрейр, был особенно связан со Швецией и считался предком шведского королевского дома . [ нужна ссылка ] По мнению Адама Бременского , Фрейр ассоциировался с миром и удовольствием и был представлен фаллической статуей в храме в Уппсале . По словам Снорри Стурлусона , Фрейр был «самым известным из асов » и почитался за хороший урожай и мир.
В мифологических рассказах в исландских книгах « Поэтическая Эдда» и « Прозаическая Эдда » Фрейр представлен как один из ванов , сын бога Ньёрда и его сестры-жены , а также брат-близнец богини Фрейи . Боги подарили ему Альфхейм , царство эльфов , в качестве подарка для прорезывания зубов. Он ездит на блестящем гномами кабане, созданном , Гуллинбурсти , и владеет кораблем Скидбладнир , на котором всегда дует попутный ветер, и его можно сложить и носить в сумке, когда он не используется. Известно также, что Фрейр был связан с культом лошади . Он также держал священных лошадей в своем святилище в Тронхейме в Норвегии. [ 2 ] У него есть слуги Скирнир , Бюггвир и Бейла .
Самый обширный из сохранившихся мифов о Фрейре повествует о том, что Фрейр влюбился в женщину -йётунн Герд . В конце концов, она становится его женой, но сначала Фрейру приходится отдать свой меч , который сражается сам по себе, «если мудр тот, кто им владеет». побеждает ётуна Бели рогом Хотя Фрейр и лишен этого оружия, он . Однако, не имея меча, Фрейр будет убит огнем йотуна Суртра во время событий Рагнарёка .
Как и другие германские божества, почитание Фрейра возродилось в современный период благодаря языческому движению.
Имя
[ редактировать ]имя Обычно считается , что древнескандинавское Фрейр ( «господин») происходит от прото-норвежской формы, реконструированной как * frawjaʀ , происходящей от протогерманского существительного * frawjaz ~ * fraw(j)ōn («господин») и родственного ему имени . с готским frauja , древнеанглийским frēa или древневерхненемецким frō , что означает «господин, господин». [ 3 ] [ 4 ] Руническая форма frohila , происходящая от более раннего * frōjila , также может быть родственной. [ 3 ] этимология, производящая имя бога от номинальной формы протоскандинавского прилагательного * fraiw(i)a - («плодоносный, порождающий»). Однако недавно была предложена и [ 5 ] [ 6 ] По словам лингвиста Гууса Кроонена, «в германском языке подтверждение ON frjar , frjór , frær , Icel. frjór прил. 'плодородный; плодовитый' < * fraiwa - явно указывает на основу * frai(w) - означающую 'плодородный' '. И по форме, и по значению fraiwa - ("семя") напоминает Фрейру "плодородие". божество' < * frauja - поэтому следует учитывать возможность того, что * fraiwa - произошло из * frawja -, некоего рода коллектива". [ 7 ] Фрейр также известен под рядом других имен , которые описывают его качества и роль в религиозной практике и связанной с ней мифологии.
Адам Бременский
[ редактировать ]Написано ок. 1080 год, одним из старейших письменных источников по дохристианским скандинавским религиозным практикам является Адама Бременского Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum . Адам утверждал, что имеет доступ к рассказам из первых рук о языческих обычаях в Швеции. Он называет Фрейра латинизированным именем Фрико и упоминает, что изображение его в Скаре было уничтожено христианским миссионером епископом Эгино . [ 8 ] Описание Адамом Храма в Уппсале дает некоторые подробности о боге.
В этом храме, приготовленном целиком из золота, люди поклонялись статуям двора богов, так что самый могущественный из них, Тор, имел трапезную посреди тронов; Водан и Фрикко занимают места тут и там. Значение этого слова следующее: «Тор», говорят они, «правит воздухом, который управляет громом и молнией, ветрами и дождями, дождями и посевами». Другой Водан, то есть ярость, ведет войны и доблестно служит людям против их врагов. Третий — Фрико, дарующий смертным покой и удовольствие. И делают его изображение с огромным рогом.
|
В этом храме, целиком украшенном золотом, люди поклоняются статуям трех богов так, что самый могущественный из них, Тор , занимает трон посреди комнаты; У Водена и Фрикко есть места по обе стороны. Значение этих богов таково: Тор, говорят, управляет воздухом, который управляет громом и молнией, ветрами и дождями, ясной погодой и урожаем. Другой, Воден, то есть Неистовый, ведет войну и придает человеку силу против его врагов. Третий — Фрикко, дарующий смертным покой и удовольствие. Его подобие они также создают с помощью огромного фаллоса .
|
Позже в отчете Адам утверждает, что при заключении брака совершается возлияние к образу Фрикко.
Историки разделились во мнениях относительно достоверности рассказа Адама. [ 10 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]Когда Снорри Стурлусон писал в Исландии XIII века, о местных германских богах все еще помнили, хотя открыто им не поклонялись уже более двух столетий.
Гильфагиннинг
[ редактировать ]В разделе «Gylfaginning» своей «Прозаической Эдды » Снорри представляет Фрейра как одного из главных богов.
Позже у Ньёрда в Ноатуне было двое детей: сына звали Фрейр, а дочь - Фрейя. Они были красивыми и могущественными. Фрейр — лучший из асов. Он управляет дождём и солнечным светом, а вместе с ними и плодами земли, и Ему хорошо молиться о годе и мире. Он также управляет судьбами людей. Gylfaginning 24, издание EB |
Ньёрд в Ноатуне впоследствии родил двоих детей: сына звали Фрейр, а дочь Фрейю ; они были прекрасны лицом и могущественны. Фрейр — самый известный из асов ; он управляет дождем и сиянием солнца, а вместе с тем и плодами земли; и хорошо призывать его к плодотворным временам и миру. Он управляет также процветанием людей. Gylfaginning XXIV, перевод Бродера |
Это описание похоже на более раннее описание Адама Бременского, но различия интересны. Адам поручает Тору контроль над погодой и урожайностью полей, но Снорри говорит, что Фрейр управляет этими территориями. Снорри также опускает какие-либо откровенно сексуальные упоминания в описании Фрейра. Эти расхождения можно объяснить по-разному. Адам и Снорри писали с разными целями. Вполне возможно, что скандинавские боги играли разную роль в исландском и шведском язычестве. Либо Снорри, либо Адам также могли иметь искаженную информацию.
Единственный расширенный миф, связанный с Фрейром в « Прозаической Эдде», — это история его женитьбы.
Был однажды день, когда Фрейр отправился в Хлидскьяльф и увидел всех дома. Но когда он посмотрел на север, то увидел на одной ферме большой и красивый дом, и к этому дому шла женщина, и когда она подняла руки и закрыла перед собой дверь, ее руки засветились и в полете, и в песня, и все миры сияли от нее. Gylfaginning 37, издание EB |
Однажды Фрейр отправился в Хлидскьяльв и осмотрел весь мир; но когда он взглянул на северную местность, то увидел в имении дом большой и красивый. И к этому дому подошла женщина; когда она подняла руки и открыла перед собой дверь, из ее рук засиял свет, как над небом, так и над морем, и все миры озарились ею. Gylfaginning XXXVII, перевод Бродера |
Женщина — Герд , прекрасная великанша . Фрейр сразу влюбляется в нее, становится депрессивным и молчаливым. После периода размышлений он соглашается поговорить со Скирниром , своим фут-пейджем. Он говорит Скирниру, что влюбился в красивую женщину и думает, что умрет, если не сможет получить ее. Он просит Скирнир пойти и добиться ее для него.
Тогда Скирнир отвечает, говоря, что отправится на задание, но Фрейр отдаст ему свой меч. Это был такой хороший меч, что он мылся сам. Но Фрейр не отпустил его и дал ему меч. Тогда Скирнир пошел и спросил у него эту женщину и узнал ее имя, а девять ночей спустя она должна была прийти в место под названием Барей, а затем пойти на свадьбу с Фреем. Gylfaginning 37, издание EB |
Тогда Скирнир ответил так: он пошел бы по своему поручению, но Фрейр должен дать ему свой собственный меч — который настолько хорош, что сражается сам по себе, — и Фрейр не отказался, а дал ему меч. Тогда Скирнир вышел и посватался к этой женщине и получил ее обещание; а девять ночей спустя она должна была прийти в место под названием Барри , а затем отправиться на свадьбу с Фрейром. Gylfaginning XXXVII, перевод Бродера |
Потеря меча Фрейра имеет последствия. Согласно « Прозаической Эдде» , Фрейру пришлось сражаться с Бели без меча, и он убил его рогом . Но результат Рагнарёка , конца света, будет гораздо серьёзнее. Фрейру суждено сразиться с огненным великаном Суртом , и, поскольку у него нет своего меча, он потерпит поражение.
Даже после потери своего оружия у Фрейра все еще есть два магических артефакта, оба изготовленные гномами . Одним из них является корабль «Скидбладнир» , который будет дуть попутным ветром туда, куда захочет отправиться его владелец, а также его можно сложить, как салфетку, и носить в сумке. Другой — кабан Гуллинбурсти , чья грива светится, освещая путь своему хозяину. Никаких мифов о Скидбладнире до нас не дошло, но Снорри рассказывает, что Фрейр поехал на похороны Бальдра в повозке, которую тянул Гуллинбурсти.
Скальдическая поэзия
[ редактировать ]Фрейр несколько раз упоминается в скальдической поэзии . В Хусдрапе , частично сохранившейся в Прозаической Эдде, говорится, что он ехал на кабане на похороны Бальдра.
|
|
В стихотворении Эгилла Скалла-Гримссона призван Фрейр вместе с Ньёрдом изгнать Эрика Кровавого Топора из Норвегии. Тот же скальд упоминает в «Аринбьярнарквиде» , что его друг был благословлен двумя богами.
|
|
Назовите мантры
[ редактировать ]в Нафнатулуре Говорят, что Кровавое Фрейр ездит на лошади Копыто .
Поэтическая Эдда
[ редактировать ]Фрейр упоминается в нескольких стихотворениях « Поэтической Эдды» . Информация там во многом соответствует информации из « Прозаической Эдды», хотя в каждом сборнике есть некоторые детали, которых нет в другом.
Выбор прогноза
[ редактировать ]Вёлуспа , самая известная из эддических поэм, описывает финальную конфронтацию между Фрейром и Суртом во время Рагнарёка.
|
|
Некоторые ученые предпочли несколько иной перевод, в котором солнце светит «от меча богов». Идея состоит в том, что меч, которым Сурт убивает Фрейра, является «мечом богов», который Фрейр ранее выторговал за Герда. Это добавило бы еще один слой трагедии к мифу. Сигурдур Нордал отстаивал эту точку зрения, но возможность, представленная приведенным выше переводом Урсулы Дронке , в равной степени возможна.
Юмористическое дело
[ редактировать ]Grímnismál , стихотворение, которое в основном состоит из различной информации о богах, упоминает обитель Фрейра.
|
|
Зуб -подарок — подарок, который преподносили младенцу при прорезывании первого зуба. Поскольку Альфхейм или Альфхейм означает «Мир Альфаров (Эльфов)», тот факт, что Фрейр должен владеть им, является одним из признаков связи между Ванирами и малоизвестными Альфарами. Гримнисмал также упоминает, что сыновья Ивальди построили Скидбладнир для Фрейра и что это лучший из кораблей.
Финальная сцена
[ редактировать ]В поэме «Локасенна» Локи обвиняет богов в различных проступках. Он критикует ванов за инцест , говоря, что Ньёрд родил Фрейра со своей сестрой . Он также утверждает, что боги обнаружили, что Фрейр и Фрейя вместе занимались сексом. Бог Тир выступает в защиту Фрейра.
|
|
Локасенна также упоминает, что у Фрейра есть слуги по имени Бюггвир и Бейла . Судя по всему, они были связаны с выпечкой хлеба.
Крещение имеет значение
[ редактировать ]Ухаживание Фрейра и Герда подробно рассматривается в стихотворении Skírnismál . Фрейр в депрессии после встречи с Гердом. Ньёрд и Скади просят Скирнира пойти и поговорить с ним. Фрейр раскрывает причину своего горя и просит Скирнира отправиться в Ётунхейм, чтобы добиться от него Герда. коня и свой волшебный меч Фрейр дает Скирниру в путешествие .
|
|
Когда Скирнир находит Герд, он начинает с предложения ей сокровищ, если она выйдет замуж за Фрейра. Когда она отказывается, он заставляет ее согласиться, угрожая разрушительной магией.
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
Молодёжная сказка
[ редактировать ]Снорри Стурлусон начинает свою эпическую историю королей Норвегии с саги об Инглингах , эвгемеризованного повествования о скандинавских богах. Здесь Один и Асы — люди из Азии, которые получили власть благодаря своему военному мастерству и навыкам Одина. Но когда Один нападает на ванов, он откусывает больше, чем может прожевать, и после разрушительной и нерешительной войны асов и ванов заключаются мирные переговоры . Заложников обменивают, чтобы заключить мирное соглашение, и ваны отправляют Фрейра и Ньёрда жить к асам. В этом месте сага, как и Локасенна , упоминает, что среди ванов практиковался инцест.
Когда Ньёрд был с Ваном, у него было восемь сестер, потому что там были законы; их детьми были Фрейр и Фрейя. Но Асам было запрещено строить столь близкое родство. Сага об Инглинге 4, издание Шульца. Архивировано 31 декабря 2005 г. в Александринской библиотеке. |
Пока Ньёрд был с народом Ваналанда, он женился на своей сестре, ибо это было разрешено их законом; и их детьми были Фрейр и Фрейя. Но среди народа Асаланд было запрещено вступать в брак с такими близкими родственниками. Сага об Инглинге 4, перевод Лэйнга |
Один делает Ньёрда и Фрейра жрецами жертвоприношений, и они становятся влиятельными лидерами. Один продолжает завоевывать Север и поселяется в Швеции, где правит как король, собирает налоги и совершает жертвоприношения. После смерти Одина трон занимает Ньёрд. Во время его правления царит мир и хороший урожай, и шведы начинают верить, что Ньёрд контролирует все это. В конце концов Ньёрд заболевает и умирает.
Затем Фрейр взял королевство после Ньорда; его называли сеньором шведов и брал с них дань; он был популярен и знаменит, как и его отец. храм в Уппсале Фрейр построил великий и разместил там свою столицу; внес все свои обязанности, земли и свободную ауру; затем Уппсала начала процветать и продолжает процветать до сих пор. В его дни начался ученый мир, потом был также год во всех странах; кенду шведский это Фрей. Поэтому ему поклонялись больше, чем другим богам, которые в его дни стали богаче, чем прежде, благодаря миру и процветанию. Его жену звали Герд Гимис доттир; их сына звали Фьёльнир. Имя Фрейра было Ингви; Долгое время имя Ингва использовалось в его семье как титул, а Инглингами тогда называли членов его семьи. Фрейр взял трубку; но когда его собирались забрать, люди обратились за советом, и к нему пришли несколько человек, но они построили большой холм с дверью и тремя окнами. Но когда Фрейр умер, его тайно отнесли на курган, а шведам сказали, что он жив, и продержали там 3 зимы. Но все налоги сложили в кучу: в одно окно золото, в другое серебро, а в третье медные монеты. Потом был год и мир. Сага об Инглингах 12, издание Шульца. Архивировано из оригинала 31 декабря 2005 года в Александринской библиотеке. |
Фрейр взял королевство после Ньорда, и называли его дротом шведы , и они платили ему налоги. Ему, как и его отцу, повезло с друзьями и хорошими сезонами. Фрейр построил большой храм в Упсале, сделал его своей главной резиденцией и отдал ему все свои налоги, свою землю и имущество. Затем начались домены Упсала , которые остались до сих пор. Тогда в его дни начался Фроде-мир ; и затем на всей земле были хорошие времена, которые шведы приписывали Фрею, так что ему поклонялись больше, чем другим богам, так как люди стали намного богаче в его дни благодаря миру и хорошим временам года. Жену его звали Герд, дочь Гюмира , а сына их звали Фьёльне . Фрея звали другим именем, Ингве ; и это имя Ингве долгое время спустя считалось в его племени почетным именем, так что его потомков с тех пор стали называть Инглингерами . Фрейр заболел; и когда его болезнь взяла верх, его люди решили не подпускать к себе немногих. Тем временем они подняли большое курган , в котором поместили дверь с тремя дырками. Теперь, когда Фрейр умер, они тайно перенесли его в курган, но сказали шведам, что он жив; и стерегли его три года. Все налоги сносили в курган, и через одно отверстие клали золото, через другое серебро, а через третье медные деньги, которые платили. Мир и хорошие времена продолжались. Сага об Инглингах 12, перевод Лэйнга |
Тогда все шведы знали, что Фрейр умер, но был год и мир, тогда они верили, что так будет, пока Фрейр был в Швеции, и не хотели его сжигать, и называли его богом мир и поклялся больше всего на год и мир всю свою жизнь с тех пор. Сага об Инглингах 13, издание Шульца. Архивировано 31 декабря 2005 г. в Александринской библиотеке. |
Когда шведам стало известно, что Фрейр умер, а мир и хорошие времена продолжались, они поверили, что так и должно быть, пока Фрейр остается в Швеции; и поэтому они не стали сжигать его останки, но называли его богом мира сего , а затем постоянно приносили кровавые жертвы ему , главным образом за мир и хорошие времена. Сага об Инглингах 13, перевод Лэйнга |
У Фрейра был сын по имени Фьёльнир , который стал его преемником на посту короля и правил в течение продолжающегося периода мира и хороших сезонов. Потомки Фьёльнира перечислены в «Инглингатале» , описывающем мифологических королей Швеции .
Эпизод Огмундара
[ редактировать ]XIV века Исландский Ögmundar þáttr dytts содержит традицию о том, как Фрейра перевозили в повозке и управляли жрицей в Швеции. Роль Фрейра как бога плодородия требовала женского аналога в божественной паре (перевод МакКиннелла, 1987 г.). [ 12 ] ):
В то время там совершались великие языческие жертвоприношения, и долгое время Фрейр был богом, которому там больше всего поклонялись – и статуя Фрея приобрела такую большую силу, что дьявол говорил с людьми из уст идол, и молодая и красивая женщина была призвана служить Фрею. Местные жители верили, что Фрей жив, что в некоторой степени и было правдой, и думали, что ему потребуется вступить в сексуальные отношения со своей женой; вместе с Фреем она должна была иметь полный контроль над храмовым поселением и всем, что ему принадлежало.
В этом рассказе человек по имени Гуннар был заподозрен в непредумышленном убийстве и сбежал в Швецию, где Гуннар познакомился с этой молодой жрицей. Он помог ей вести повозку Фрейра с изображением бога внутри, но бог не оценил Гуннара и поэтому напал на него и убил бы Гуннара, если бы он не пообещал себе вернуться к христианской вере, если он вернется в Норвегию. Когда Гуннар пообещал это, из чучела бога выпрыгнул демон, и Фрейр остался не чем иным, как куском дерева. Гуннар уничтожил деревянного идола и оделся Фрейром, затем Гуннар и жрица путешествовали по Швеции, где люди были рады видеть бога в гостях. Через некоторое время он сделал жрицу беременной, но это было воспринято шведами как подтверждение того, что Фрейр действительно был богом плодородия, а не аферистом. В конце концов, Гуннару пришлось бежать обратно в Норвегию со своей молодой невестой и крестить ее при дворе Олафа Трюггвасона .
Другие исландские источники
[ редактировать ]Поклонение Фрейру упоминается в нескольких сагах исландцев .
Главный герой саги о Храфнкельсе — жрец Фрейра. Он посвящает богу лошадь и убивает человека, который ехал на ней, запуская цепь роковых событий.
В саге о Гисле вождь по имени Торгримр Фрейсгоди является ярым поклонником Фрейра. Когда он умирает, его хоронят в хижине .
Было также одно, что новорожденный считал правдой: снег никогда не скапливался снаружи и к югу от кургана Торгрима и не замерзал; и мужчины смогли заставить Фрея настолько опасаться ругани, что он не захотел бы ссориться между ними. [ 13 ] |
И теперь произошло нечто странное и новое. На южной стороне хижины Торгрима снег не скопился и не замерз. И люди догадались, что это произошло потому, что Торгрим был так дорог Фрею ради его поклонения, что бог не позволил морозу встать между ними. - [ 14 ] |
Сага о Халльфредаре , сага о Вига-Глуме и сага о Ватнсделе также упоминают Фрейра.
Другие исландские источники, относящиеся к Фрейру, включают Ислендингабук , Ланднамабук и сагу о Хервараре .
Ислендингабок , написано ок. 1125 год — старейший исландский источник, в котором упоминается Фрейр, включая его в генеалогию шведских королей. Ланднамабок включает в себя языческую клятву, которую нужно принести на собрании, на котором Фрейр, Ньёрд и « всемогущий осел призываются ». В саге о Хервараре упоминается святочное жертвоприношение кабана Фрейру.
Дела датчан
[ редактировать ]XII века Датская Gesta Danorum описывает Фрейра под именем Фрё как «наместника богов».
Фрё, также сатрап богов, занял свое место недалеко от Упсалы, где заменил древний обычай литургии, использовавшийся для стольких народов и веков, печальным и странным благочестием. Действительно, когда он намеревался убить жертв рода человеческого, он поплатился за отвратительные возлияния начальника. Деяния датчан 3, издание Ольрика |
Был также наместник богов Фрё, который поселился недалеко от Уппсалы и превратил древнюю систему жертвоприношений, практиковавшуюся на протяжении веков у многих народов, в болезненную и невыразимую форму искупления. Он принес отвратительные жертвы вышеназванным силам, установив резню человеческих жертв. Gesta Danorum 3, перевод Фишера |
То, что у Фрейра был культ в Уппсале, хорошо подтверждается другими источниками. Ссылка на изменение жертвенного ритуала может также отражать некоторую историческую память. Существуют археологические свидетельства увеличения количества человеческих жертвоприношений в конце эпохи викингов. [ 15 ] хотя среди скандинавских богов человеческие жертвоприношения чаще всего связаны с Одином. о начале ежегодного позора Еще одно упоминание о Фрё и жертвоприношениях встречается ранее в работе, где рассказывается в его честь. Король Хадингус проклят после убийства божественного существа и искупает свое преступление жертвоприношением.
Действительно, по милости умилостивляющих богов Фрё бог совершил божественное дело с вероломными жертвами. Какую литургическую традицию он оставил потомкам, чтобы они повторяли ее в ежегодном цикле праздников. Они называют Фрёблота шведами. Деяния датчан 1, издание Ольрика |
[В] чтобы умилостивить божеств, он действительно принес священную жертву из темных жертв богу Фрё. Он повторил этот способ умилостивления на ежегодном фестивале и предоставил ему подражать своим потомкам. Шведы называют его Фрёблот. Gesta Danorum 1, перевод Фишера |
Принесение в жертву Фрейру темных жертв имеет параллель в древнегреческой религии , где хтонические божества плодородия предпочитали темные жертвы более светлым.
В книге 9 Саксон называет Фрё «королем Швеции» ( rex Suetiae ):
В то время Фрё, король Швеции, убив Сиварда, короля Норвегии, сослал жен своих приближенных в публичный дом и подверг их публичному насилию. Деяния датчан 9, издание Ольрика |
Примерно в это же время шведский правитель Фрё, убив Сиварда, короля норвежцев, отправил жен родственников Сиварда в публичный дом и подверг их публичной проституции. Gesta Danorum 9, перевод Фишера |
Упоминание публичной проституции может быть воспоминанием о практиках культа плодородия. Такое воспоминание может быть также источником описания в 6 книге пребывания Старкатера , последователя Одина, в Швеции.
Но когда Бемоно умер, Старкатер, поощряемый биармянскими богатырями за свою храбрость, совершивший немало подвигов, достойных упоминания среди них, вошел на территорию свеонов. Где с сыновьями Фрё, после семилетнего отпуска от них, он наконец перебрался к Хакону, тирану Дании, который во время жертвоприношений, устроенных в Упсале, ненавидел женоподобные движения тел, театральные аплодисменты мимов и тихие звуки нол. Из этого видно, насколько далек был его ум от похотливости, что он не мог даже быть зрителем этого. Таким образом, добродетель противостоит роскоши. Деяния датчан 6, издание Ольрика |
После смерти Бемони Старкатер за свою доблесть был призван чемпионами Биармии и совершил там множество подвигов, достойных упоминания. Затем он вошел на территорию Швеции, где провел семь лет в неторопливом пребывании у сыновей Фрё, после чего отправился к Хаки, сеньору Дании, ибо, живя в Уппсале в период жертвоприношений, он возненавидел женственные движения тела, топот актеров на сцене и тихий звон колокольчиков. Очевидно, как далеко было его сердце от легкомыслия, если он не мог даже наблюдать за этими событиями. Мужественный человек устойчив к распутству. Gesta Danorum 6, перевод Фишера |
Ингви
[ редактировать ]В строфе англосаксонской рунической поэмы (ок. 1100 г.) записано, что:
- Инг был первым среди восточных датчан, которого увидели мужчины.
Это может относиться к истокам поклонения ингви в племенных территориях, которые Тацит упоминает в своей «Германии» как населенные ингуйонскими племенами. Более поздний датский летописец сообщает, что Инги был одним из трех братьев, от которых произошли датские племена. В строфе также говорится, что «затем он (Ингуй) вернулся по волнам, его повозка позади него», что может связать Ингуи с более ранними представлениями о процессиях повозок Нертуса и более поздними скандинавскими представлениями о путешествиях Фрейра на повозках.
Инги упоминается также в некоторой более поздней англосаксонской литературе под различными формами его имени, такими как «Ибо какое отношение Ингельд имеет к Христу» и варианты, используемые в « Беовульфе» для обозначения королей как «лидеров друзей Инг». . Составное слово Ingui-Frea (OE) и Yngvi-Freyr (ON), вероятно, относится к связи между богом и ролью германских королей как жрецов во время жертвоприношений в языческий период, поскольку Фрея и Фрейр — это титулы, означающие «Господь».
Шведская королевская династия была известна как Инглинги из-за своего происхождения от Ингви-Фрейра. Это подтверждает Тацит, который писал о германцах: «В своих древних песнях, их единственном способе вспомнить или записать прошлое, они прославляют земного бога Туиско и его сына Маннуса как начало своей расы, как их основателями Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых, как они говорят, прибрежные племена называются ингевонами , герминоны , все остальные - истаевонами ;
Археологические данные
[ редактировать ]Статуэтка Рёллинге
[ редактировать ]В 1904 году статуэтка эпохи викингов , идентифицированная как изображение Фрейра, была обнаружена на ферме Ряллинге в Лунде, приход Сёдерманланд в провинции Сёдерманланд , Швеция. На изображении изображен сидящий, скрестив ноги, бородатый мужчина с эрегированным пенисом. На нем остроконечная кепка или шлем, он поглаживает треугольную бороду. Статуя высотой семь сантиметров выставлена в Шведском музее национальных древностей . [ 16 ]
Лесной гобелен
[ редактировать ]На части шведского гобелена Ског изображены три фигуры, которые были интерпретированы как намеки на Одина, Тора и Фрейра. [ 17 ] но также и как три скандинавских святых короля Канута , Эрика и Олафа . Цифры совпадают с описаниями расположения статуй XI века, записанными Адамом Бременским в храме в Уппсале, и письменными отчетами о богах поздней эпохи викингов. Гобелен родом из Хельсингланда , Швеция, но сейчас находится в Шведском музее национальных древностей.
Златовласка
[ редактировать ]Небольшие кусочки золотой фольги с гравюрами, датируемыми периодом миграции и ранней эпохой викингов (известные как «gullgubber »), были обнаружены в различных местах Скандинавии , в одном месте их почти 2500. Кусочки фольги находили в основном на местах построек и лишь изредка в могилах. Фигуры иногда одиночные, иногда животные, иногда мужчина и женщина с листвой ветки между ними, обращенные друг к другу или обнимающие друг друга. Человеческие фигуры почти всегда одеты и иногда изображаются с согнутыми коленями. Ученый Хильда Эллис Дэвидсон говорит, что было высказано предположение, что фигуры принимают участие в танце и что они могли быть связаны со свадьбами, а также с группой богов ванов , представляющих идею божественного брака, например как в «Поэтическая Эдда» стихотворении Skirnismál ; встреча Герда и Фрейра. [ 18 ]
-
Часть гобелена Скогской церкви, возможно, изображающая Одина, Тора и Фрейра.
-
Пример маленьких золотых кусочков фольги, на которых могут быть изображены Герд и Фрейр.
Топонимы
[ редактировать ]- Фрейсакр («Поле Фрейра») — название двух старых ферм в Голе и Торпе .
- Фрейсхоф («храм Фрейра») — название двух старинных ферм в Холе и Трёгстаде .
- Фрейсланд («Земля/поле Фрейра») — название шести старых ферм в Феде , Хальсе , Фёрде , Согндале , Сёгне и Торпе . [ нужна ссылка ]
- Фрейслид («Холм Фрейра») — название двух старых ферм в Луннере и Торпе .
- Фрейснес («мыс Фрейра») — название старой фермы в Санднесе .
- Фрейссетр («Ферма Фрейра») — название двух старинных ферм в Масфьордене и Сокнедале .
- Фрейсстейн («камень Фрейра») — название старой фермы в Листе .
- Фрейстейгр («Поле Фрейра») — название старой фермы в Рамнесе .
- Фрейсвик («залив/залив Фрейра») — название двух старых ферм во Фресвике и Улленсванге .
- Фрейсвин («Луг Фрейра») — название четырех старинных ферм в Холе , Ломе , Суннильвене и Остре Гаусдале .
- Фрейсвёллр («Поле Фрейра») — название старой фермы в Сёр-Одале .
- Freysþveit («Туэйт Фрейра») — название старой фермы в Хедруме .
- Фрёслунда («роща Фрейра») - Упппланд.
- Frösåker («Поле Фрейра») - Возвышенность .
- Фрёсон («остров Фрейра») - Емтланд.
- Фрёсеке («Дубовый лес Фрейра») - Смоланд.
- Фрёсве («святилище Фрейра») - Вестергётланд.
- Фрёсакулл («Холм Фрейра») – Халланд
- Фрёс Херред («Шир Фрейра») - Южная Ютландия.
Современное влияние
[ редактировать ]Фрейр появляется во многих произведениях современного искусства и литературы. Он появляется, например, рядом с многочисленными другими персонажами скандинавской мифологии в поэта Адама Готтлоба Оленшлегера » датского «Норденс Гудер (1819). Он также появляется в исландского поэта Гердура Кристны » «Blóðhófnir (2010). [ 19 ] феминистский пересказ эддической поэмы Skírnismál , получившей в 2010 году Исландскую литературную премию . [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Линдоу 2001 , с. 121.
- ^ Дэвидсон 1964 , стр. 96–97.
- ^ Перейти обратно: а б де Врис 1962 , с. 142.
- ^ Orel 2003 , p. 112.
- ^ Эльмевик 2003 .
- ^ Сундквист 2013 , с. 26.
- ^ Кроонен 2013 , стр. 152–153.
- ^ Чан 2002 , с. 192 (Книга 4, ix (9))
- ^ Чан 2002 , с. 207 (Книга 4, xxvi (26))
- ^ Хааструп 2004, стр. 18–24.
- ^ Кеннинг , означающий «огонь».
- ^ «Хейнрихс, Энн: Поиск идентичности: проблема после обращения , в alvissmál 3. стр. 54–55» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 10 июня 2004 г. Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «Сага о Гисле Сурссон» . www.snerpa.is . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «История преступника Гисли» . Нортвегр . Архивировано из оригинала 5 июня 2008 года.
- ^ Дэвидсон 1999, Том. II, с. 55.
- ↑ Инвентарный номер Шведского музея национальных древностей 14232. Доступно для просмотра онлайн: [1]
- ^ Лейрен, Терье И. (1999). От язычника к христианину: история гобелена Скогской церкви XII века . Опубликовано в Интернете: http://faculty.washington.edu/leiren/vikings2.html. Архивировано 31 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Дэвидсон 1988 , с. 121.
- ^ Кристны, Гердур (2010). Клетки крови . Язык и культура.
- ^ Крокер, Кристофер; Гирт, Дастин (2022). Культурное наследие древнескандинавской литературы: новые перспективы . Кембридж: DS Брюэр. ISBN 978-1-84384-638-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- Асгейр Блёндал Магнуссон (1989). Книга по исландской этимологии . Рейкьявик: Университетский словарь.
- Бергер, Памела (1988). Сокрытая Богиня: Превращение Защитницы Зерна из Богини в Святую . Маяк Пресс. ISBN 978-0-8070-6723-9 .
- Бродер, Артур Гилкрист (тр.) (1916). «Прозаическая Эдда» Снорри Стурлусона . Нью-Йорк: Американо-скандинавский фонд. Доступно онлайн
- Дэвидсон, Хильда Э. (1964). Боги и мифы Северной Европы . Пингвин. ISBN 978-0-14-194150-9 .
- Дэвидсон, HR Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-2579-2 .
- де Врис, Ян (1962). Древнескандинавский этимологический словарь (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3 .
- Дронке, Урсула (1997). Поэтическое прошлое: Мифологические стихи . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-811181-8 .
- Дюмезиль, Джордж (1973). От мифа к вымыслу: Сага о Хадингусе Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-16972-9 .
- Эльмевик, Леннарт (2003). « Фрейр , Фрейя и Фрейфакси ». Студия Антропонимика Скандинавия . 21 :5–13.
- Эйстейн Бьернссон (редактор) (2005). Снорри-Эдда: Предисловие и Gylfaginning: Тексты четырех основных рукописей . Опубликовано на сайте: GYLFAGINNING
- Финн Йонссон (1913). Норвежская и исландская мифология по источникам . Рейкьявик: Исландское книжное общество.
- Финн Йонссон (1931). Лексикон Поэтикум . Копенгаген: СЛ Мёллерс Богтриккери.
- Гудни Йонссон (редактор) (1949). Eddukvæði: Сэмундар Эдда. Рейкьявик: Ислендингасагнагадиран.
- Касперсен, Юг; Хааструп, Улла. (2004). Образы культа и преданности: функция и восприятие христианских образов в средневековой и постсредневековой Европе . Музей Тускуланум Пресс. ISBN 978-87-7289-903-9 .
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Брилл. ISBN 978-9004183407 .
- Ли Милтон Холландер (1986). Поэтическая Эдда . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-76499-6 .
- Лейрен, Терье И. (1999). От язычника к христианину: история гобелена Скогской церкви XII века . Опубликовано в Интернете: [2] Архивировано 31 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983969-8 .
- Орел, Владимир Евгеньевич (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 978-90-04-12875-0 .
- «Реллинге-Фрё» Исторический музей . Получено 6 февраля 2006 г. из Всемирной паутины. Ряллинге-Фрё
- Сундквист, Олоф (2020). «Фрейр». В Шьёдте, Йенс Петер; Линдоу, Джон; Андрен, Андрес (ред.). Дохристианские религии Севера: история и структуры . Том. 3, гл. 43. Тюрнхаут: Брепольс. стр. 1195–1245.
- Сундквист, Олоф (2013). «О Фрейре :« Лорд »или« Плодородный »? Некоторые комментарии к обсуждению этимологии с точки зрения историка религий». Онома . 48 : 11–35.
- Тордеман, Бенгт (редактор) (1954) Эрик Святой: история, культ, реликвии . Стокгольм: Скандинавская ротогравюра.
- Торп, Бенджамин (тр.) (1866). Сёмундар Хиннс Эдда Фроды: Эдда Сэмунда Учёного . (2 тома) Лондон: Trübner & Co. Доступно онлайн
Первоисточники
[ редактировать ]- Адам Бременский (под редакцией Г. Вайца) (1876 г.). Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum . Берлин. Доступен онлайн. Перевод раздела о Храме в Уппсале доступен на сайте Храм в Старой Уппсале: Адам Бременский.
- Адам Бременский (2002). История архиепископов Гамбург-Бременских . Чан, Фрэнсис Дж. (пер.). Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-12575-8 .
- Сакс, Грамматик (1979). История датчан Д.С. Брюэр. ISBN 978-0-85991-502-1 .
- Олрик, Дж. и Х. Редер (1931). Саксон Грамматик: Деяния датчан . Доступно онлайн