Альбомно-ориентированный рок
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Альбомно-ориентированный рок ( AOR , первоначально называлось альбомно-ориентированное радио ) — формат FM- радио, созданный в США в конце 1960-х годов, ориентированный на полный репертуар рок - альбомов и в настоящее время ассоциирующийся с классическим роком . [ 1 ] [ 2 ]
Американские радиостанции, транслирующие треки из альбомов рок-исполнителей жанров хард-рок и прогрессив-рок, изначально создали радио, ориентированное на альбомы. В середине 1970-х годов AOR характеризовался многослойным, сладкозвучным звучанием и сложной продукцией со значительной зависимостью от мелодических зацепок. Формат AOR достиг огромной популярности в конце 1960-х - начале 1980-х годов благодаря исследованиям и формальному программированию, направленным на создание рок-формата альбомов с большой коммерческой привлекательностью.
С начала 1980-х годов аббревиатура AOR перешла от «альбомно-ориентированного радио» к «альбомно-ориентированному року», что означает радиостанции, специализирующиеся на классическом роке, записанном в конце 1960-х и 1970-х годах. [ 3 ]
Этот термин также часто путают с « роком, ориентированным на взрослых », радиоформатом, который также использует инициализм «AOR» и охватывает не только альбомно-ориентированный рок, но также альбомные треки и « глубокие фрагменты » из ряда других рок-жанров. такие как софт-рок и поп-рок .
История
[ редактировать ]Свободная форма и прогрессивный
[ редактировать ]Формат рок-радио, ориентированный на альбомы, начался с концепций программирования в 1960-х годах. Свободные прогрессивные и AOR на форматы определяли тон плейлистов протяжении большей части их расцвета.
США В июле 1964 года Федеральная комиссия по связи (FCC) приняла правило недублирования, запрещающее FM-радиостанциям вести одновременную трансляцию программ своих аналогов AM. Владельцы дочерних станций AM/FM выступили против этих новых правил, отложив их принятие до 1 января 1967 года. [ 4 ]
Формат произвольной формы на коммерческом радио был создан для недорогого программирования FM-радиостанций. Такие программисты, как Том Донахью из KMPX в Сан-Франциско, разработали станции, на которых диджеи могли свободно проигрывать длинные музыкальные композиции, часто охватывающие самые разные жанры. Не ограничиваясь хитами или синглами, ди-джеи часто проигрывали малоизвестные или более длинные треки более новых или более смелых исполнителей, а не те, которые звучали на радиостанциях из топ-40 того времени. Благодаря этому новому формату альбомы, а не синглы, стали основным художественным средством рока в 1960-х и 1970-х годах. [ 5 ]
За некоторыми исключениями, коммерческая свободная форма просуществовала относительно недолго. Поскольку все больше слушателей приобретают FM-радиостанции, для радиостанций становится все более важным привлечь большую долю рынка для продажи большего количества рекламы. К 1970 году на многих станциях были введены правила программирования с «часами» и системой « ротации ». Благодаря этому сдвигу форматы станций начала 1970-х годов теперь считались прогрессивными. Тем не менее, диджеи по-прежнему вносили свой вклад в музыку, которую они играли. Выбор был глубоким и эклектичным, с множеством жанров.
1970-е годы
[ редактировать ]В октябре 1971 года WPLJ в Нью-Йорке начали менять свой формат прогрессивного рока свободной формы на более жесткий, ориентированный на хиты рок-формат, похожий на тот, который позже стал известен как AOR. [ 6 ] Материнская компания WPLJ, ABC , установила аналогичные форматы на все свои FM-станции, включая KLOS в Лос-Анджелесе и WRIF в Детройте. Гордон МакЛендон последовал этому примеру на своих станциях, наиболее печально известный на WPHD в Буффало, Нью-Йорк , где МакЛендон сократил более 90% библиотеки альбомов станции и подтолкнул популярного вечернего спортсмена Джима Сантеллу, которого МакЛендон не любил, публично уйти в отставку . [ 7 ] В 1973 году Ли Абрамс , ранее работавший в WRIF, успешно установил аналогичный формат, позже известный как SuperStars, в WQDR в Роли, Северная Каролина.
В 1972 году Рон Джейкобс , программный директор KGB-FM в Сан-Диего, начал использовать детальное исследование слушателей и расширенные плейлисты, чтобы сместить радиостанцию из топ-40 в сторону формата прогрессивного рока. Тем временем на конкурирующей станции KPRI программный директор Майк Харрисон аналогичным образом применял концепции Top 40 к прогрессивному формату, который он назвал «альбомно-ориентированным роком». [ 8 ] [ 9 ]
В середине 1970-х годов, когда программные директора начали больше контролировать, какие песни звучат в эфире, прогрессивные радиостанции превратились в рок-формат, ориентированный на альбомы. Станции по-прежнему воспроизводили более длинные песни и глубокие треки из альбомов (а не только синглы ). Однако директора программ и консультанты взяли на себя более значительную роль в выборе песен, обычно ограничивая трансляцию лишь несколькими «основными треками» из конкретного альбома и концентрируясь на артистах с более «коммерческим» звучанием, чем те, которые были представлены несколькими годами ранее. Известный диджей « Кид Лео » Травальанте на станции WMMS в Кливленде заметил изменения в интервью 1975 года: «Я думаю, что 60-е уже заканчиваются. Теперь мы действительно начинаем 70-е. Акцент снова смещается на развлечения, а не на развлечения». быть «релевантным». На самом деле, я бы не назвал нашу станцию прогрессивным радио. Я называю это радио, но я слышал хорошее слово «AOR», ориентированное на альбомы. Это название 70-х. [ 10 ]
Консультанты по радио Кент Беркхарт и Ли Абрамс существенно повлияли на программы AOR. Два консультанта создали компанию Kent Burkhart/Lee Abrams & Associates, которая стала одной из самых известных консалтинговых фирм AOR в середине-конце 1970-х годов. [ 11 ] Формат SuperStars Абрамса, ранее разработанный в WQDR, был основан на обширных исследованиях, ориентированных на самых популярных исполнителей, таких как Fleetwood Mac и Eagles , и включал более старый материал этих исполнителей. [ 12 ] Хотя его формат не был таким ограниченным, как радио Top 40 , он был значительно более ограниченным, чем свободное или прогрессивное радио. Их фирма консультировала программных директоров значительного сегмента станций AOR по всей территории США. [ 13 ]
К концу 1970-х радиостанции AOR начали фокусироваться на более узком рок-звучании. Станции начали сокращать количество выступающих исполнителей фолка , джаза и блюза и фактически исключили большинство чернокожих исполнителей из трансляции. [ 14 ] Хотя AOR когда-то пропагандировал соул , фанк и R&B исполнителей, таких как Стиви Уандер , War и Sly Stone , формат больше не представлял эти стили и занял позицию против диско . [ 15 ] В 1979 году Стив Даль из WLUP в Чикаго уничтожил пластинки дискотек в своем радиошоу, кульминацией которого стала пресловутая Ночь сноса дискотек в Комиски-парке . [ 16 ]
Непрерывность рок-исполнителей и песен, проходящая через каждый этап, связывает форматы свободной формы, прогрессива и AOR. Программисты и диджеи свободной и прогрессивной фаз продолжали развивать репертуар рок-музыки и стиль ее исполнения, которые стали основой AOR и классического рок-радио. Те станции AOR, которые решили сохранить демографические корни, стали станциями классического рока, избегая новых групп и стилей, которые их старшие слушатели могли бы не слушать.
Программирование
[ редактировать ]Большинство радиоформатов основано на тщательной ротации хит-синглов . Лучшим примером является Top 40 , хотя другие форматы, такие как кантри , гладкий джаз и урбан , используют одни и те же основные принципы: самые популярные песни повторяются каждые два-шесть часов, в зависимости от их места в ротации . Как правило, существует строгий порядок или список, которому необходимо следовать, и диджей не определяет выбор плейлиста.
По-прежнему опираясь на концепцию ротации, AOR сосредоточился на альбоме в целом, а не на синглах. В начале 1970-х годов многие ди-джеи могли свободно выбирать, какие треки воспроизводить с определенного альбома, а также определять порядок воспроизведения в списке. Следовательно, радио AOR предоставило широкую известность трекам из альбомов, которые никогда не становились хитами в чартах, ограничиваясь синглами; Billboard , например, не составлял чарт трансляций альбомных треков до 1981 года.
Позже, в 1970-х годах, станции AOR передали выбор песен программному директору или музыкальному руководителю, а не ди-джею. Тем не менее, когда станция AOR добавляла альбом в ротацию, они часто сосредотачивались на нескольких треках одновременно, а не воспроизводили синглы, выпущенные индивидуально.
Критика
[ редактировать ]В начале 1980-х годов торговая ассоциация Black Music Association и другие отраслевые обозреватели раскритиковали радио AOR за отсутствие в их программах чернокожих исполнителей. Программисты AOR ответили, что отсутствие разнообразия является результатом возросшей специализации радиоформатов, обусловленной рейтингами и демографией аудитории. [ 17 ] [ 18 ] В 1983 году успех Майкла Джексона альбома Thriller привел к тому, что трек альбома « Beat It » с участием Эдди Ван Халена был добавлен в плейлисты многих радиостанций AOR. В то же время другие чернокожие артисты также проникли на радио AOR: Джексон («Beat It»), Принс (« Little Red Corvette ») и Эдди Грант (« Electric Avenue ») дебютировали в Billboard чарте Top Tracks во время на той же неделе в апреле 1983 года. В течение оставшейся части 1980-х Джон Батчер , Трейси Чепмен , Living Color и Ленни Кравиц также транслировались по радио AOR.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Глоссарий радиовещания» . Радиосвязь . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ «50 величайших альбомов AOR всех времен» . Громче. 1 мая 2019 года . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ «Помп-рок, обзор поджанра» . Melodicrock.nl . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Гент, Джордж. «Радиостанции AM-FM готовы к великому разрыву завтра» New York Times , 31 декабря 1966 г.: 39
- ^ «История АОР» (PDF) . Радио и пластинки . 1978.
- ^ «Архив Нью-Йоркского радио — WABC-FM / WPLJ 95.5» . www.nyradioarchive.com .
- ↑ Андерсон, Дейл (20 мая 1972 г.). «Рок-радио свободной формы связано новыми правилами». Вечерние новости Буффало .
- ^ Симпсон, Ким (2011). Радио начала 70-х: революция американских форматов . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum. стр. 120–121. ISBN 978-1-4411-2968-0 .
- ^ Пиплс, Стивен. Рок вокруг света , март 1977 г.: 21
- ^ Скотт, Джейн. «Рок-отзвуки» The Plain Dealer , 28 ноября 1975 г.: Вкладка «Действие», с. 26
- ^ Киркеби, Марк (22 апреля 1978 г.). «Беркхарт/Абрамс: суперзвезды среди радиоконсультантов» (PDF) . Мировой рекорд (История Беркхарта/Абрамса): 4.
- ^ Кинг, Билл. «Беркхарт открывает двери для секретов набора и формата» Рекламный щит , 23 сентября 1978 г.: 22
- ^ Киркеби, Марк (22 апреля 1978 г.). «Record World представляет, «История Беркхарта и Абрамса» » (PDF) .
- ^ «Исключение большей части черной музыки из AOR рассматривается как следствие безопасной игры» (PDF) . История мирового радио . 9 декабря 1978 года . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Гольдштейн, Патрик. "FM-радио: Реднек-Рок?" Los Angeles Times , 21 сентября 1980 г.: T80.
- ^ Салливан, Пол (13 июня 2019 г.). «Уайт Сокс чтит память Стива Даля и Ночи сноса дискотек: «Это не могло повториться» » . Чикаго Трибьюн . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Томпсон, Билл. «По мере изменения форматов возникают крики о предвзятости», Philadelphia Inquirer, 15 февраля 1982 г.: D1
- ^ Херон, Ким и Графф, Гэри. «Расизм в мире рока / На некоторых станциях чернокожие почти никогда не появляются в эфире», Detroit Free Press , 9 января 1983 г.: 1C