Мотив (повествование)
Мотив ( / m oʊ ˈ t iː f / moh - TEEF ) — любая отличительная особенность или идея, которая повторяется в рассказе ; часто это помогает развить другие элементы повествования, такие как тема или настроение . [ 1 ] [ 2 ]
Повествовательный мотив может быть создан посредством использования образов , структурных компонентов, языка и других элементов в литературе. Флейта в Артура Миллера пьесе «Смерть коммивояжера» — повторяющийся звуковой мотив, передающий сельские и идиллические представления. Другой пример из современной американской литературы — зеленый свет, найденный в романе Великий Гэтсби» « Ф. Скотта Фицджеральда .
Повествования могут включать в себя несколько мотивов разных типов. В Шекспира пьесе «Макбет » он использует множество повествовательных элементов для создания множества различных мотивов. Образные отсылки к крови и воде постоянно повторяются. Фраза «справедливо — это грязно, а грязно — это справедливо» повторяется во многих местах пьесы и представляет собой комбинацию, в которой смешиваются понятия добра и зла . В пьесе также присутствует центральный мотив омовения рук , сочетающий в себе как словесные образы, так и движения действующих лиц.
В повествовании мотив устанавливает образец идей, которые могут служить разным концептуальным целям в разных произведениях. Курт Воннегут , например, в своих нелинейных повествованиях, таких как «Бойня номер пять» и «Колыбель для кошки» , часто использует мотивы , чтобы соединить разные моменты, которые в противном случае могли бы показаться разделенными временем и пространством. [ 3 ] американском научно-фантастическом В культовом фильме «Бегущий по лезвию » режиссер Ридли Скотт использует мотивы, чтобы не только создать мрачную и призрачную атмосферу нуара , [ 4 ] но и сплести воедино тематические сложности сюжета. На протяжении всего фильма повторяющийся мотив «глаз» связан с постоянно меняющимся потоком образов, а иногда и с жестокими манипуляциями, призванными поставить под сомнение нашу способность и собственную способность рассказчика точно воспринимать и понимать реальность. [ 5 ]
Повествовательные мотивы могут быть ироничными. Например, в романе Майкла Крайтона « Парк Юрского периода » контроль является повторяющимся мотивом в названии главы и теме обсуждения; это ироничный мотив, воплощенный в постоянном создании неизведанного и вере в то, что его можно контролировать и сдерживать. Ирония объясняется артикуляцией доктора Яна Малкольма . диалога [ нужны разъяснения ] [ оригинальное исследование? ]
Использование
[ редактировать ]Любое количество элементов повествования, имеющих символическое значение, можно классифицировать как мотивы — будь то изображения, устные или письменные фразы, структурные или стилистические приемы или другие элементы, такие как звук, физическое движение или визуальные компоненты в драматических повествованиях. Хотя это может показаться взаимозаменяемым с соответствующим понятием, темой , [ 6 ] общее правило состоит в том, что тема абстрактна, а мотив конкретен. [ 7 ] Тема обычно определяется как сообщение, утверждение или идея, а мотив — это просто деталь, повторяемая для более широкого символического значения.
Другими словами, повествовательный мотив — деталь, повторяющаяся в смысловой схеме, — может создать тему; но это также может создать и другие повествовательные аспекты. Тем не менее, различие между этими двумя терминами по-прежнему трудно определить. Например, термин « тематическое паттернирование » использовался для описания способа, которым «повторяющиеся тематические концепции» формируются по образцу для создания значения, например, «моралистические мотивы», встречающиеся в рассказах « Тысячи и одной ночи» . [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Х. Грейсон (2000). Мифы и легенды Кореи: аннотированный сборник древних и современных материалов . Нью-Йорк и Абингдон: Рутледж Керзон. п. 9. ISBN 0-7007-1241-0 .
- ^ Сильвер, Ален; Урсини, Джеймс (1996). Фильм Нуар Читатель . Корпорация Хэла Леонарда. п. 65. ИСБН 978-0-87910-197-8 .
- ^ "Курт Воннегут-младший." Энциклопедия мировой биографии . Томсон Гейл. 2004. Исследование HighBeam. 26 августа 2010 г.
- ^ Карло (2000). «Бегущий по лезвию 1982» . О фильме.com . Архивировано из оригинала 20 ноября 2000 г.
- ^ Букатман, стр. 9–11.
- ^ «ВордНет 3.0» . Принстонский университет. 2006. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Эбботт, Х. Портер (2008). Кембриджское введение в повествование . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 95. ИСБН 978-0-521-88719-9 .
- ^ Хит, Питер (май 1994 г.), «Рецензируемые работы Дэвида Пино « Техники рассказывания историй в арабские ночи », Международный журнал исследований Ближнего Востока , 26 (2), Cambridge University Press : 358–360 [359–60] ], doi : 10.1017/s0020743800060633 , S2CID 162223060
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение мотива в Викисловаре