Jump to content

Коренная мода Америки

Вышивка майя, Дзибальчен, Кампече, Мексика
Одежда женщин аймара в Боливии вдохновила современных дизайнеров из числа коренных народов.
Мода мапуче в Чили подчеркивает цвета радуги и изделия из серебра, уникальные для их народа.

Мода коренных народов Америки — это дизайн и создание модной одежды и модных аксессуаров коренными народами Америки .

Дизайнеры из числа коренных народов часто включают мотивы и традиционные материалы в свои произведения искусства, которые можно носить, создавая основу для создания предметов для рынка высокой моды и международных рынков моды. Их дизайн может быть результатом таких техник, как вышивка бисером , вышивка пером , кожа и текстильное искусство , такое как плетение, переплетение и тафтинг. Однако в некоторых случаях они предпочитают не включать какие-либо материалы, связанные с культурой коренных народов.

Разногласия возникли по поводу культурного присвоения или ненадлежащего использования культурного наследия и интеллектуальной собственности дизайнерами, не принадлежащими к коренным народам. Уважительное использование образов ведущими дизайнерами, не принадлежащими к коренным народам, может помочь расширить понимание коренных культур, но плагиат дизайна или некорректное использование усиливает негативные стереотипы и вызывает споры. Аналогичным образом, использование ремесленных изделий может повысить осведомленность, если дизайнеры будут получать справедливую компенсацию за свою работу и признание их вклада. Современные противоречия стимулировали как краудсорсинговые, так и законодательные действия по защите проектов и культурного наследия дизайнеров коренных народов.

Элегантная женщина аймара из Боливии сочетала традиционный котелок аймайя, шали и несколько слоев нижних юбок с лодочками на высоком каблуке, ок. 1920 год

Середина 20 века

[ редактировать ]
Жилберто Ортис, дизайнер одежды Mixtec, 2015 год.
Жилберто Ортис в 2015 году.

В Мексике до 1950 года многие общины коренных народов были изолированы и производили собственную традиционную одежду. По мере того как дороги улучшались и люди начали переезжать из сельской местности в города, многие отказались от своей традиционной одежды, чтобы гармонировать со своими новыми космополитическими соседями. [ 1 ] В 1965 году Хильберто Ортис ( Mixtec ) переехал из Сан-Андрес-Лагунас , штат Оахака, в Мехико и начал обучение на портного у немецкого бизнесмена Хосе Шредера. Приняв традиционный европейский стиль, его первым крупным клиентом стала икона кино Мария Феликс . В 1978 году Ортис покинул Шредера и стал партнером итальянского бизнесмена Эдмундо Каланчини. Он создавал одежду в основном для бизнесменов и политиков до 1997 года, когда открыл собственный магазин, ориентированный специально на рынок высокой моды. В 2006 году по предложению своего клиента Хуана Габриэля Ортис запустил собственный лейбл Gioros , аббревиатуру, состоящую из первых двух букв каждого из его имен, Жилберто Ортис Осорио. включила его в тройку лучших портных мира В 2012 году текстильная фирма Scabal . Обычно Ортис производит одежду в классическом стиле из высококачественных тканей, но в его последнем предложении 2017 года представлены мужские и женские джинсы. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Шон Маккормик (Метис), который начал заниматься дизайном обуви в начале 1990-х, а в 2008 году запустил Manitobah Mukluks ; [ 5 ] [ 6 ] и Вирджиния Яззи Балленджер (Навахо), дизайнер из Новой Мексики, [ 7 ] [ 8 ] наиболее известна своей «рифленой юбкой-метлой и подходящей вельветовой блузкой». [ 9 ]

С 1995 года на Канадском фестивале аборигенов (CANAB) проводится показ мод дизайнеров коренных народов . Дэйв Джонс ( оджибве Гарден Ривер ) начал продюсировать ежегодный показ мод для Канадской музыкальной премии аборигенов (CAMA) в 2001 году. [ 10 ] [ 11 ] К 2008 году на фестивале CANAB было проведено шесть показов мод, а также стенды, на которых дизайнеры могли выставить свои товары. [ 12 ] В 1998 году в Денверском художественном музее прошел показ мод « Индийский шик» , на котором были представлены работы Дороти Грант, Венди Понка и Маргарет Роуч Уилер. Это был первый случай, когда крупный музей представил произведения из своей коллекции одежды коренных народов, назвав их «модными». [ 13 ] Среди других местных дизайнеров 2000-х годов - Орландо Дуги (Навахо), Даллин Мэйби ( Северный Арапахо / Сенека ), Конни Гауссойн (Навахо / Пикурис Пуэбло ), Дуглас Майлз из Apache Skateboards ( Сан-Карлос Апач / Акимель О'одхам ) и кастом. туфли Луи Гонга ( Nooksack / Squamish ). [ 14 ] Дуги — самоучка в моде, учится шить, измерять и создавать выкройки на основе онлайн-ресурсов. [ 15 ] Джейми Окума ( Луисеньо / Шошоне-Бэннок ), еще один художник-самоучка, стал самым молодым человеком, получившим ленту Best of Show на индийском рынке Санта-Фе в 2000 году. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

наблюдается возрождение На рубеже XXI века в Латинской Америке дизайна коренных народов. Тенденция заключалась в том, чтобы сотрудничать с сообществами ремесленников коренных народов для создания тканей для дизайнеров, не являющихся коренными народами. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Во многих странах наследие коренных народов рассматривается как часть национальной идентичности, и мало кто признает, что элементы дизайна, которые использовали и модифицировали дизайнеры, не принадлежащие к коренным народам, были частью интеллектуальной собственности общин коренных народов. Дизайнеры часто использовали остатки текстиля или вырезанную вышивку на одном предмете одежды, чтобы использовать его на другом. Имитации образцов коренных народов были заказаны на рынках труда в Азии. После 2010 года тенденция начала меняться по мере постепенного признания того, что следует уважать оригинальные проекты и дизайнеров коренных народов. [ 1 ] Одним из новаторов в этот период был Франклин Джанета ( Пуруха ) из Риобамбы начал работать мастером по вышивке , Эквадор, который еще ребенком , а в 2000 году открыл Vispu, магазин для продажи своих работ. Модифицируя традиционные стили одежды, он изменил такие компоненты, как вырезы и длину рукавов, чтобы создать более современную моду. [ 24 ] Примерно в то же время Элиана Пако Паредес ( Аймара ) из Боливии начала создавать моду на основе традиционных костюмов чолитас , используя шерсть или ткани агуайо , но соединяя их с кружевом или шелком и украшая стразами и блестками. В 2016 году после показа своих работ на Неделе моды в Боливии ее пригласили принять участие в Неделе моды в Нью-Йорке. [ 25 ]

В Эквадоре . Люсия Гильин ( Пуруха ) в 2012 году запустила бренд Churandy, в котором представлены стили одежды коренных жителей Анд с современными модификациями. Ее линии одежды расширились и теперь включают блузки, куртки и шорты с узорами вышивки и цветами, типичными для этого региона [ 26 ] В том же году Сиса Морочо (Пуруха) также открыла свою дизайнерскую компанию Sumak Churay в Кито после изучения моды в Институте Аны МакОлайф. Смерть отца побудила ее оставить семейный шляпный бизнес и заняться самостоятельной деятельностью. Используя мотивы культуры Пуруха и украшая их бисером, вышивкой и блестками на ярких тканях, она сначала продавала блузки, а затем стала известна благодаря платьям. В 2015 году Морочо смогла открыть второй магазин своих моделей в Риобамбе. [ 27 ] [ 28 ]

См. подпись
Современная женская парка от дизайнера Inuk Виктории Какуктинник , 2021 год.

В 2013 году Виктория Какуктинник (инуитка) основала Victoria’s Arctic Fashion для продвижения своих моделей. Она создает изделия из меха и кожи для зимней одежды, включая повязки на голову, куртки, перчатки и парки , используя тюленью кожу и украшая манжеты из лисы и вышивку. [ 29 ] [ 30 ] В 2015 году Какуктинник получил награду «Бизнес года» на ежегодной торговой выставке в Нунавуте. [ 31 ]

Итальянская дизайнерская фирма Ermenegildo Zegna в 2016 году открыла институт моды в районе Аскапоцалько в Мехико с целью обучения методам дизайна женщин коренных народов. В число зачисленных студентов входили представители этнических групп масауа , науа , отоми , пурепеча , трики и цельталь . Обучение, которое прошли женщины, было сосредоточено на методах пошива одежды, а не на элементах местного дизайна, чтобы дать женщинам возможность перейти от ремесла к рынку высокой моды. [ 32 ] В том же году Нала Питер (инуитка) начала шить бюстгальтеры и трусики по предложению своего партнера из тюленьей кожи, заниматься их интернет-маркетингом и была приглашена принять участие в выставке Floe Edge : Contemporary Art and Collaborations в Нунавуте . Еще одним экспонентом выставки стала Николь Камфауг (инуитка), которая разрабатывает обувь на каблуках из тюленьей кожи и меха, а также на союзках. [ 33 ] [ 29 ]

В 2017 году в Ванкувере прошла первая Неделя моды коренных народов, в которой были представлены работы многих дизайнеров коренных народов, в том числе Шо Шо Эскиро. [ 18 ] ( Каска Дена /Кри), известная искусно украшенными платьями, украшенными мехом, бобровым хвостом, кожей лосося, перьями и ракушками в сочетании с золотой отделкой; Эван Дюшарм (Метис), чья работа сосредоточена на устойчивом и экологически чистом дизайне. [ 34 ] и включает элементы метисов, такие как завязанные ремни, основанные на технике рыболовных сетей; [ 35 ] Дженин Фрей Нджутли ( Вунтут Гвитчин ), представившая коллекцию с использованием инновационного дизайна, включающего мех и шкуры; Отум Жюль ( Тлинкит ), известная своим использованием текстур и цветов, чтобы отразить связь между людьми и землей; Тайлер-Алан Джейкобс ( Сквомиш ), чьи проекты отражают его личность как художника с двумя духами ; и Алано Эдзерза ( Талтан ), известный как мультимедийный художник, чьи работы включают в себя трафаретные изображения местной иконографии на его одежде. [ 34 ] Джилл Сетах ( Юнеситин ) приняла участие в мероприятии в Ванкувере после того, как продемонстрировала свои работы на Неделе моды в Оксфорде и Неделе моды в Париже . [ 35 ] Тишина Буффало ( Джордж Гордон ), живущая в Альберте , Канада, была приглашена принять участие в Неделе моды в Лондоне в 2017 году, чтобы продемонстрировать свои инновационные модели, в которых часто используются одеяла Pendleton и украшены вышивкой из бисера и цветочными узорами кри. [ 36 ] Хелен Оро ( Pelican Lake В мероприятии также приняла участие ), занимающаяся дизайном модных аксессуаров. Оро, который считает церемониальное вышивание бисером сковывающим, украшает очками, повязками, каблуками и создает украшения из бисера. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]

Дизайнеры коренных народов, в том числе Сейдж Пол ( Денесулин ), запустили первую Неделю моды коренных народов в Торонто в 2018 году. [ 39 ]

[ редактировать ]

После того как Соединенные Штаты приняли Закон об индийском искусстве и ремеслах 1990 года, общественные дебаты в Канаде по поводу защиты прав интеллектуальной собственности стали темой средств массовой информации. В Канаде нет законов, специально защищающих от культурного присвоения. Правительство использует международные соглашения для подтверждения своей фидуциарной ответственности перед коренными народами. Как и в США, законы охватывают сообщества в целом, а не отдельные авторские права, и коренным народам трудно предотвратить незаконное присвоение их имен и символов. Большинство существующих мер защиты направлено на защиту экономических, а не наследственных прав. В двух случаях товарные знаки были получены для защиты местных художников. С 1959 года «тег иглу» могут использовать только инуиты для защиты своих произведений. Совет группы Cowichan зарегистрировал знак «Genuine Cowichan Approved» как знак, специально предназначенный для дизайна одежды. [ 40 ]


В Канаде нет специальных законов, защищающих иконографию коренных народов и искусство коренных народов, хотя два товарных знака , «бирка иглу» и «Genuine Cowichan Approved», были зарегистрированы для защиты инуитов и дизайна одежды для племен ковичан .

В Латинской Америке законодательство немногочисленно, но некоторые страны или отдельные штаты в странах с высокой численностью коренного населения приняли законы по защите наследия и дизайна коренных народов.

Модельеры-неместные дизайнеры вызвали споры из-за культурного незаконного присвоения образцов коренных народов и другой интеллектуальной собственности . Экологи также преследуют некоторых местных дизайнеров, особенно инуитов, которые используют мех в своей одежде и украшениях.

В 1991 году Д'Арси Дж. Мозес ( Пехдзе Ки ), чьи смелые цвета и дизайн с изображением бобра и других мехов продавались в элитных розничных магазинах, таких как Holt Renfrew , Neiman Marcus и Saks Fifth Avenue , подписал контракт с Советом по меху. Канады, чтобы помочь им улучшить свой имидж, что вызвало гнев активистов, выступающих против меха . Хотя контракт обеспечивал стабильный доход, разногласия отвлекли его от работы. [ 41 ] [ 42 ]

В 2017 году парижский дизайнер Кристиан Лубутен подвергся критике за то, что заплатил из Юкатека ремесленникам майя всего 238 песо (около 13 долларов США) за каждую сумку, которую он продал примерно за 28 000 песо (что эквивалентно 1550 долларам США). Споры разгорелись, когда активисты обвинили Лубутена в эксплуатации ремесленников. Он оплатил все материалы и платил рабочим 478 песо в день за 6 часов работы, что сопоставимо со средней мексиканской зарплатой в районе 80 песо за 8 часов работы в день. Ремесленники были благодарны за работу и полученные деньги, но фирма Лабутена удалила страницу с рекламой сумок с его сайта. [ 43 ] [ 44 ] В том же году перуанская текстильная компания Kuna отозвала коллекцию после жалоб на то, что компания незаконно присвоила кене дизайн у народа Шипибо-Конибо . Этот спор побудил конгрессмена Танию Париону Тарки принять закон о защите культурного наследия и символов коренных народов Перу. [ 45 ]

Известные модельеры коренных народов Америки

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Гомес 2011 .
  2. ^ Мартинес 2014 .
  3. ^ Кемчи 2017 .
  4. ^ Эль-Дневник Чиуауа, 2017 .
  5. ^ Сокол 2009 .
  6. ^ Синополи 2015 .
  7. ^ Меткалф 2013 , с. Z042.
  8. ^ Хардин-Буррола, Сарат и Роузбро, 2017 , с. 122.
  9. ^ Меткалф 2010 , с. 237.
  10. ^ Уиллмотт 2016 , с. 187.
  11. ^ Дурнан 2013 .
  12. ^ Уиллмотт 2016 , с. 188.
  13. ^ Меткалф 2010 , с. 243.
  14. ^ Меткалф 2012b , с. 85.
  15. ^ Беннетт-Бегай, 2015 , с. 95.
  16. ^ Grinberg 2013 .
  17. ^ Индике 2001 .
  18. ^ Jump up to: а б «Лучшие из лучших моделей индейской моды появились на подиуме в Санта-Фе [30 фотографий] – Indian Country Media Network» . indiancountrymedianetwork.com . Проверено 17 января 2018 г.
  19. ^ Аконча 2014 .
  20. ^ Реальный 2016 год .
  21. ^ Кастельянос Усигли 2016 .
  22. ^ Кампос Л. 2016 .
  23. ^ Свяжитесь сегодня, 2017 .
  24. ^ Телеграф 2017 .
  25. ^ Свободная пресса 2016 .
  26. ^ Альварадо 2015 .
  27. ^ Маркес 2017 .
  28. ^ Мендьета Т. 2017 .
  29. ^ Jump up to: а б Страна Индии сегодня, 2017 .
  30. ^ Тамото 2013 .
  31. ^ Зерех 2016 .
  32. ^ Эрнандес 2016 .
  33. ^ МакКью 2016 .
  34. ^ Jump up to: а б Колли 2017г .
  35. ^ Jump up to: а б Наранг 2017 .
  36. ^ Jump up to: а б Белл 2017 .
  37. ^ Материя 2018 .
  38. ^ Джеймс 2017 .
  39. ^ Бьольн-Штюбинг, Лаура (26 марта 2023 г.). «Модные дизайнеры из числа коренных народов не ждут перемен в отрасли — они меняют ее сами» . ЦБК . Проверено 12 ноября 2023 г.
  40. ^ Уды 2015 .
  41. ^ Буш 2015 .
  42. ^ Надо 2005 , с. 186.
  43. ^ Эскобар и Родригес 2017 .
  44. ^ Фрегосо 2017 .
  45. ^ Ла Авангардия 2017 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66df2ced9177da8e86ecec0ab40fe5bd__1725562920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/bd/66df2ced9177da8e86ecec0ab40fe5bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous fashion of the Americas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)