Конституционная монархия
Из серии «Политика». |
Монархия |
---|
Политический портал |
Из серии «Политика». |
Основные формы правления |
---|
Список стран по системе правления |
Политический портал |
Конституционная монархия , также известная как ограниченная монархия , парламентская монархия или демократическая монархия , представляет собой форму монархии , при которой монарх осуществляет свою власть в соответствии с конституцией и не единолично принимает решения. [1] [2] [3] Конституционные монархии отличаются от абсолютных монархий (в которых монарх является единственным лицом, принимающим решения) тем, что они обязаны осуществлять полномочия и полномочия в пределах, установленных установленной правовой базой.
Конституционные монархии варьируются от таких стран, как Лихтенштейн , Монако , Марокко , Иордания , Кувейт , Бахрейн и Бутан , где конституция предоставляет существенные дискреционные полномочия суверену, до таких стран, как Соединенное Королевство и другие государства Содружества , Нидерланды , Испания , Бельгия. , Норвегия , Швеция , Лесото , Малайзия , Таиланд , Камбоджа и Япония , где монарх сохраняет значительно меньше, если вообще вообще, личного усмотрения при осуществлении своей власти. На поверхностном уровне это различие может быть трудно установить, поскольку многие либеральные демократии ограничивают монархическую власть на практике, а не в писаном законе, например, конституция Соединенного Королевства , которая предоставляет монарху существенные, хотя и ограниченные, законодательные и исполнительные полномочия.
Конституционная монархия может относиться к системе, в которой монарх действует как беспартийный политический церемониальный глава государства в соответствии с конституцией , кодифицированной или некодифицированной . [4] Хотя большинство монархов могут обладать формальной властью, а правительство может на законных основаниях действовать от имени монарха, в типичной для Европы форме монарх больше не устанавливает государственную политику лично и не выбирает политических лидеров. Политолог Вернон Богданор , перефразируя Томаса Маколея , определил конституционного монарха как «суверена, который правит, но не правит». [5]
Помимо того, что выступает в качестве видимого символа национального единства конституционный монарх , он может обладать формальными полномочиями, такими как роспуск парламента или предоставление королевского согласия на законодательство. Однако такие полномочия обычно могут осуществляться только в строгом соответствии либо с писаными конституционными принципами, либо с неписаными конституционными соглашениями, а не с какими-либо личными политическими предпочтениями суверена. В «Английской конституции » британский политический теоретик Уолтер Бэджхот определил три основных политических права, которые конституционный монарх может свободно осуществлять: право на консультацию, право поощрять и право предупреждать. Однако многие конституционные монархии по-прежнему сохраняют значительные полномочия или политическое влияние, например, посредством определенных резервных полномочий , а также могут играть важную политическую роль.
Королевства Содружества имеют одного и того же человека, что и наследственная монархия в рамках Вестминстерской системы конституционного управления. Две конституционные монархии – Малайзия и Камбоджа – являются выборными монархиями , в которых правитель периодически избирается небольшой коллегией выборщиков .
Концепция полуконституционного монарха определяет конституционные монархии, в которых монарх сохраняет существенные полномочия наравне с президентом в президентской или полупрезидентской системе . [6] В результате конституционные монархии, в которых монарх играет в основном церемониальную роль, также могут называться « парламентскими монархиями », чтобы отличить их от полуконституционных монархий. [7] Сильно ограниченные конституционные монархии, такие как монархии Соединенного Королевства и Австралии называли коронованными республиками . , писатели Герберт Уэллс и Гленн Патмор [8] [9]
История
[ редактировать ]Древнейшей конституционной монархией, восходящей к древним временам, была хеттская монархия . Это был древний анатолийский народ , живший в бронзовом веке , чей король должен был разделить свою власть с собранием, называемым Панку , которое было эквивалентом современного совещательного собрания или законодательного органа. Члены Панку происходили из разрозненных дворянских семей, которые работали представителями своих подданных в адъютантских или подчиненных условиях федерального типа. [10] [ нужен лучший источник ] [11]
Конституционная и абсолютная монархия
[ редактировать ]Англия, Шотландия и Соединенное Королевство
[ редактировать ]В Королевстве Англии Славная революция 1688 года способствовала развитию конституционной монархии, ограниченной такими законами, как Билль о правах 1689 года и Акт об урегулировании 1701 года , хотя первая форма конституции была принята Великой хартией вольностей 1215 года. В то же время В то время в Шотландии Конвенция о сословиях приняла Закон о претензиях на права 1689 года , который налагал аналогичные ограничения на шотландскую монархию.
Королева Анна была последним монархом, наложившим вето на парламентский акт, когда 11 марта 1708 года она заблокировала законопроект о шотландской милиции . Однако ганноверские монархи продолжали выборочно диктовать политику правительства. Например, король Георг III постоянно блокировал эмансипацию католиков , что в конечном итоге ускорило отставку Уильяма Питта-младшего с поста премьер-министра в 1801 году. [12] Влияние государя на выбор премьер-министра за этот период постепенно снижалось. Король Вильгельм IV был последним монархом, уволившим премьер-министра, когда в 1834 году он сместил лорда Мельбурна в результате выбора Мельбурном лорда Джона Рассела лидером Палаты общин. [13] [14] Королева Виктория была последним монархом, обладавшим реальной личной властью, но за время ее правления она уменьшилась. В 1839 году она стала последним сувереном, который сохранил премьер-министра у власти вопреки воле парламента, когда кризис опочивальни привел к сохранению администрации лорда Мельбурна. [15] Однако к концу своего правления она ничего не могла сделать, чтобы заблокировать неприемлемое (для нее) премьерство Уильяма Гладстона , хотя она все еще пользовалась властью при назначениях в кабинет министров. Например, в 1886 году она наложила вето на выбор Гладстоном Хью Чилдерса на пост военного министра в пользу сэра Генри Кэмпбелла-Баннермана . [16]
Сегодня роль британского монарха по традиции носит церемониальный характер. [17] Британский парламент и правительство – главным образом в должности премьер-министра Соединенного Королевства – осуществляют свои полномочия в рамках «королевской (или коронной) прерогативы» : от имени монарха и посредством полномочий, формально все еще принадлежащих монарху. [18] [19]
Ни один человек не может занять значительную государственную должность без принесения присяги на верность королю . [20] За некоторыми исключениями, монарх обязан согласно конституционному соглашению действовать по рекомендации правительства.
Континентальная Европа
[ редактировать ]Польша разработала первую конституцию монархии в континентальной Европе - Конституцию от 3 мая 1791 года ; это была вторая однодокументная конституция в мире сразу после первой республиканской конституции Соединенных Штатов . Конституционная монархия также существовала ненадолго в первые годы Французской революции , но гораздо более широко впоследствии. Наполеон Бонапарт считается первым монархом, провозгласившим себя воплощением нации, а не назначенным Богом правителем; такая интерпретация монархии актуальна для континентальных конституционных монархий. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своей работе «Элементы философии права» (1820) дал этой концепции философское обоснование, которое совпадало с развивающейся современной политической теорией и протестантским христианским взглядом на естественное право. [21] Прогноз Гегеля о конституционном монархе с весьма ограниченными полномочиями, функция которого состоит в том, чтобы воплощать национальный характер и обеспечивать конституционную преемственность в чрезвычайных ситуациях, нашел отражение в развитии конституционных монархий в Европе и Японии. [21]
Исполнительная монархия против церемониальной монархии
[ редактировать ]В современном мире существуют как минимум два типа конституционных монархий – исполнительная и церемониальная. В исполнительных монархиях монарх обладает значительной (хотя и не абсолютной) властью. Монархия при этой системе правления является мощным политическим (и социальным) институтом. Напротив, в церемониальных монархиях монарх практически не обладает реальной властью или прямым политическим влиянием, хотя они часто обладают большим социальным и культурным влиянием.
Церемониальную и исполнительную монархию не следует путать с демократическими и недемократическими монархическими системами. Например, в Лихтенштейне и Монако правящие монархи обладают значительной исполнительной властью. Однако, хотя они теоретически очень сильны в своих маленьких государствах, они не являются абсолютными монархами и имеют очень ограниченную де-факто власть по сравнению с исламскими монархами , поэтому их страны обычно считаются либеральными демократиями . Например, когда наследный принц Лихтенштейна Алоис пригрозил наложить вето на референдум по легализации абортов в 2011 году, это стало неожиданностью, поскольку принц не накладывал вето ни на один закон в течение более 30 лет (в конце концов, этот референдум не дошел до окончательного решения). голосование).
Современная конституционная монархия
[ редактировать ]По первоначальному замыслу, конституционный монарх был главой исполнительной власти и достаточно влиятельной фигурой, хотя его власть была ограничена конституцией и избранным парламентом. Некоторые из создателей Конституции США, возможно, представляли президента как избранного конституционного монарха, как тогда понимался этот термин, следуя Монтескье . концепции разделения властей [22]
Современная концепция конституционной монархии сложилась в Соединенном Королевстве, где власть осуществляют демократически избранные парламенты и их лидер, премьер-министр , при этом монархи уступили власть и остались в качестве титульной должности. Во многих случаях монархи, все еще находившиеся на самой вершине политической и социальной иерархии, получали статус «слуг народа», чтобы отразить новое, эгалитарное положение. Во время Франции во Июльской монархии . Луи-Филиппа I называли «королем французов», а не «королем Франции»
После Германии объединения Отто фон Бисмарк отверг британскую модель. В конституционной монархии, установленной в соответствии с Конституцией Германской империи, вдохновленной Бисмарком, кайзер сохранял значительную фактическую исполнительную власть, в то время как имперский канцлер не нуждался в парламентском вотуме доверия и управлял исключительно на основании имперского мандата. Однако эта модель конституционной монархии была дискредитирована и отменена после поражения Германии в Первой мировой войне . Позже фашистскую Италию также можно было считать конституционной монархией, поскольку номинальным главой государства был король , а фактическая власть принадлежала Бенито Муссолини в соответствии с конституцией. В конечном итоге это дискредитировало итальянскую монархию и привело к ее отмене в 1946 году. После Второй мировой войны сохранившиеся европейские монархии почти всегда принимали тот или иной вариант модели конституционной монархии, первоначально разработанной в Великобритании.
В настоящее время считается, что парламентская демократия , являющаяся конституционной монархией, отличается от республики лишь в деталях, а не по существу. В обоих случаях номинальный глава государства – монарх или президент – выполняет традиционную роль олицетворения и представления нации, в то время как правительство осуществляет кабинет, состоящий преимущественно из избранных членов парламента .
Однако три важных фактора отличают такие монархии, как Соединенное Королевство , от систем, где в противном случае большая власть могла бы принадлежать парламенту . Это:
- Королевская прерогатива , согласно которой монарх может осуществлять власть при определенных, очень ограниченных обстоятельствах.
- Суверенный иммунитет , при котором монарх не может совершать никаких нарушений в соответствии с законом, поскольку вместо этого ответственное правительство считается ответственным.
- Иммунитет монарха от некоторых налогов или ограничений на использование собственности.
Другие привилегии могут быть номинальными или церемониальными (например, когда исполнительная, судебная власть, полиция или вооруженные силы действуют на основании полномочий Короны или подчиняются ей ).
Сегодня чуть более четверти конституционных монархий составляют страны Западной Европы , включая Великобританию , Испанию , Нидерланды , Бельгию , Норвегию , Данию , Люксембург , Монако , Лихтенштейн и Швецию . Однако две самые густонаселенные конституционные монархии в мире находятся в Азии: Япония и Таиланд . В этих странах премьер-министр обладает полномочиями повседневного управления, в то время как монарх сохраняет остаточные (но не всегда незначительные) полномочия. Полномочия монарха различаются в разных странах. Например, в Дании и Бельгии монарх официально назначает представителя, который будет руководить созданием коалиционного правительства после парламентских выборов, а в Норвегии король председательствует на специальных заседаниях кабинета министров .
Почти во всех случаях монарх по-прежнему является номинальным главой исполнительной власти, но по соглашению обязан действовать по рекомендации Кабинета министров. Однако несколько монархий (особенно Япония и Швеция ) внесли поправки в свои конституции, так что монарх больше не является номинальным главой исполнительной власти.
Есть пятнадцать конституционных монархий при короле Карле III , которые известны как королевства Содружества . [23] В отличие от некоторых своих коллег из континентальной Европы, монарх и его генерал-губернаторы в сферах Содружества обладают значительными «резервными» или «прерогативными» полномочиями, которые можно использовать во время чрезвычайных чрезвычайных ситуаций или конституционных кризисов, обычно для поддержки парламентского правления. Например, во время австралийского конституционного кризиса 1975 года генерал-губернатор уволил премьер-министра Австралии Гофа Уитлэма . Сенат Австралии правительства пригрозил заблокировать бюджет , отказавшись принять необходимые законопроекты об ассигнованиях. 11 ноября 1975 года Уитлам намеревался объявить полусенатские выборы, чтобы попытаться выйти из тупика. Когда он добивался одобрения выборов генерал-губернатором, генерал-губернатор вместо этого уволил его с поста премьер-министра. Вскоре после этого он назначил на свое место лидера оппозиции Малкольма Фрейзера . Действуя быстро, прежде чем все парламентарии узнали о смене правительства, Фрейзер и его союзники добились принятия законопроектов об ассигнованиях, а генерал-губернатор распустил парламент на некоторое время. с двойным роспуском выборы . Фрейзер и его правительство были возвращены подавляющим большинством голосов. Это привело к множеству спекуляций среди сторонников Уитлама относительно того, уместно ли такое использование резервных полномочий генерал-губернатора и должна ли Австралия стать республикой . Однако среди сторонников конституционной монархии это событие подтвердило ценность монархии как источника сдержек и противовесов против избранных политиков, которые могут стремиться к полномочиям, превышающим те, которые предоставлены конституцией, и, в конечном итоге, как защиты от диктатуры.
В конституционной монархии Таиланда монарх признан главой государства, главой вооруженных сил, защитником буддийской религии и защитником веры. Непосредственный бывший король Пумипон Адульядет был самым долгоправящим монархом в мире и за всю историю Таиланда, прежде чем скончался 13 октября 2016 года. [24] Пумипон правил благодаря нескольким политическим изменениям в правительстве Таиланда. Он играл влиятельную роль в каждом инциденте, часто выступая посредником между спорящими политическими оппонентами. (См. Роль Пумипона в «Политике Таиланда ».) Среди полномочий, сохраняемых тайским монархом в соответствии с конституцией, оскорбление величества защищает имидж монарха и позволяет ему играть роль в политике. Он предусматривает строгие уголовные наказания для нарушителей. В целом тайцы с почтением относились к Пумипону. Большая часть его социального влияния возникла из-за этого почтения и усилий по улучшению социально-экономического положения, предпринятых королевской семьей.
В Соединенном Королевстве часто возникают споры о том, когда уместно действовать британскому монарху. Когда монарх действительно действует, часто могут возникнуть политические разногласия, отчасти потому, что нейтралитет короны рассматривается как компромисс в пользу партийных целей, в то время как некоторые политологи отстаивают идею «монарха-интервенциониста» в качестве меры против возможных незаконных действий. действия политиков. Например, монарх Соединенного Королевства теоретически может наложить абсолютное вето на законодательство, отказавшись от королевской санкции. Однако ни один монарх не делал этого с 1708 года, и широко распространено мнение, что эта и многие другие политические полномочия монарха являются устаревшими .
Список нынешних конституционных монархий
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
В настоящее время в мире существует 43 монархии.
Церемониальные конституционные монархии
[ редактировать ]Исполнительные конституционные монархии
[ редактировать ]- ^ В случае Объединенных Арабских Эмиратов президент ; функционирует как глава государства федерации семи абсолютных монархий и юре избирается Верховным советом де - премьер -министр назначается де-юре и является главой правительства. Президент и премьер-министр де-факто являются правителями абсолютных монархий Абу-Даби и Дубая соответственно.
Бывшие конституционные монархии
[ редактировать ]- Королевство Афганистан было конституционной монархией под властью Мохаммада Захир Шаха с 1964 по 1973 год.
- Королевство Албания с 1928 по 1939 год представляло собой конституционную монархию, управляемую Домом Зогу , короля Зога I.
- Англо -Корсиканское королевство — короткий период в истории Корсики (1794–1796), когда остров порвал с революционной Францией и обратился за военной защитой к Великобритании . Корсика стала независимым королевством при Георге III Соединенного Королевства, но со своим собственным избранным парламентом и писаной конституцией, гарантирующей местную автономию и демократические права.
- Барбадос с момента обретения независимости в 1966 году до 2021 года был конституционной монархией в Содружестве Наций с генерал-губернатором, представляющим монархию Барбадоса . После обширной истории республиканских движений 30 ноября 2021 года была провозглашена республика.
- Бразилия с 1822 года, с провозглашением независимости и возникновением Бразильской империи Педро I из Бразилии , до 1889 года, когда Педро II был свергнут в результате военного переворота.
- Королевство Болгария до 1946 года, когда царь Симеон был свергнут коммунистическим собранием.
- Многие республики Содружества Наций в течение некоторого периода после обретения независимости были конституционными монархиями, включая Южную Африку (1910–1961), Цейлон (ныне Шри-Ланка ) (1948–1972), Фиджи (1970–1987), Гамбию (1965–1970). ), Гана (1957–1960), Гайана (1966–1970), Тринидад и Тобаго (1962–1976) и Барбадос (1966–2021).
- Египет был конституционной монархией, начиная с поздней части хедивата , с парламентскими структурами и ответственным хедивальным министерством, развивавшимся в 1860-х и 1870-х годах. Конституционная система продолжалась в течение периода Хедивата и развивалась в период существования Султаната , а затем Королевства Египет , который установил по существу демократический либеральный конституционный режим в соответствии с Конституцией Египта 1923 года . Эта система сохранялась до провозглашения республики после переворота Движения свободных офицеров в 1952 году. Однако большую часть этого периода Египет был оккупирован Соединенным Королевством , а общий политический контроль находился в руках британских колониальных чиновников, номинально аккредитованных в качестве дипломатов. египетскому королевскому двору, но фактически может отменить любое решение монарха или избранного правительства.
- Великое княжество Финляндское было конституционной монархией, хотя его правитель Александр I был одновременно самодержцем и абсолютным правителем в России.
- Франция , несколько раз с 1789 по 19 век. Преобразование Генеральных штатов 1789 года в Национальное собрание инициировало специальный переход от абсолютной монархии Ancien Régime к новой конституционной системе. Франция формально стала исполнительной конституционной монархией с обнародованием французской конституции 1791 года , которая вступила в силу 1 октября того же года. Эта первая французская конституционная монархия просуществовала недолго и закончилась свержением монархии и установлением Первой французской республики после восстания 10 августа 1792 года . Несколько лет спустя, в 1804 году, Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции в стране, которая якобы была конституционной монархией, хотя современные историки часто называют его правление абсолютной монархией. [ нужна ссылка ] Реставрация Бурбонов (при Людовике XVIII и Карле X ), Июльская монархия (при Луи-Филиппе ) и Вторая империя (при Наполеоне III ) также были конституционными монархиями, хотя власть монарха значительно различалась между ними, а иногда и внутри них. .
- Германская империя с 1871 по 1918 год (а также более ранние конфедерации и монархии, из которых она состояла) также была конституционной монархией — см. Конституцию Германской империи .
- Греция до 1973 года, когда Константин II был свергнут военным правительством . Решение было официально оформлено плебисцитом 8 декабря 1974 года.
- Гавайи , которые были абсолютной монархией с момента своего основания в 1810 году, перешли к конституционной монархии в 1840 году, когда король Камеамеа III королевства обнародовал первую конституцию . Эта конституционная форма правления сохранялась до тех пор, пока монархия не была свергнута в результате переворота 1893 года .
- Королевство Венгрия . В 1848–1849 и 1867–1918 годах в составе Австро-Венгрии . В межвоенный период (1920–1944) Венгрия оставалась конституционной монархией без правящего монарха.
- Исландия . Акт о союзе, соглашение с Данией от 1 декабря 1918 года, провозгласил Исландию суверенным королевством, объединенным с Данией под общим королем. Исландия отменила монархию и стала республикой 17 июня 1944 года после конституционного референдума в Исландии, состоявшегося 24 мая 1944 года.
- Индия была конституционной монархией с Георгом VI в качестве главы государства и графом Маунтбеттеном в качестве генерал-губернатора в течение короткого периода между получением независимости от Великобритании 15 августа 1947 года и превращением в республику, когда она приняла свою конституцию 26 января 1950 года. , отныне отмечаемый как День Республики .
- Пехлеви Иран при Мохаммаде Реза-шахе Пехлеви был конституционной монархией, первоначально созданной во время Персидской конституционной революции в 1906 году.
- Италия до 2 июня 1946 года, когда референдум провозгласил конец Королевства и начало Республики.
- Королевство Лаос было конституционной монархией до 1975 года, когда Сисаванг Ваттхана был вынужден отречься от престола коммунистом Патет Лао .
- Мальта была конституционной монархией с Елизаветой II в качестве королевы Мальты, которую представлял назначенный ею генерал-губернатор, в течение первых десяти лет независимости с 21 сентября 1964 года до провозглашения Республики Мальта 13 декабря 1974 года.
- Мексика дважды была Империей. Первая Мексиканская империя просуществовала с 19 мая 1822 года по 19 марта 1823 года, Августин I. императором был избран Затем мексиканские монархисты и консерваторы с помощью австрийской и испанской корон и Наполеона III Франции избрали Максимилиана Австрийского императором Мексики . Эта конституционная монархия просуществовала три года, с 1864 по 1867 год.
- Черногория существовала до 1918 года, когда она объединилась с Сербией и другими территориями и образовала Югославию .
- Непал до 28 мая 2008 года, когда король Гьянендра был свергнут и была провозглашена Федеративная Демократическая Республика Непал.
- Османская империя с 1876 по 1878 год и снова с 1908 года до распада империи в 1922 году.
- Пакистан был конституционной монархией в течение короткого периода между получением независимости от Великобритании 14 августа 1947 года и превращением в республику, когда была принята первая Конституция Пакистана 23 марта 1956 года. в Доминионе Пакистан Всего было два монарха ( Георг VI) . и Елизавета II ) и четыре генерал-губернатора ( Мухаммед Али Джинна первым был ). День Республики (или День Пакистана) отмечается каждый год 23 марта в ознаменование принятия Конституции и перехода Доминиона Пакистана к Исламской Республике Пакистан .
- Речь Посполитая , образованная после Люблинской унии в 1569 году и просуществовавшая до окончательного раздела государства в 1795 году, действовала во многом подобно многим современным европейским конституционным монархиям (в которые она была официально преобразована принятием Конституции 3 мая). 1791 года , которую историк Норман Дэвис называет «первой конституцией такого рода в Европе»). [25] Законодатели единого государства действительно видели в нем вовсе не монархию, а республику под председательством короля . Польша-Литва также следовала принципу Rex regnat et non gubernat , имела двухпалатный парламент и набор устоявшихся юридических документов, составляющих конституцию по образцу современного Соединенного Королевства . Король был избран, и на нем лежала обязанность защищать права народа.
- Португалия была монархией с 1139 года и конституционной монархией с 1822 по 1828 год, а затем с 1834 по 1910 год, когда Мануэль II был свергнут в результате военного переворота. С 1815 по 1825 год он был частью Соединенного Королевства Португалии, Бразилии и Алгарви, которое в 1820–1823 годах было конституционной монархией.
- Королевство Румыния с момента его основания в 1881 году до 1947 года, когда Михаила I отречься от престола. коммунисты заставили
- Королевство Сербия с 1882 по 1918 год, когда оно объединилось с Государством словенцев, хорватов и сербов в унитарное Югославское королевство, которым руководила сербская династия Караджорджевичей .
- Тринидад и Тобаго была конституционной монархией с Елизаветой II в качестве королевы Тринидада и Тобаго , представленной назначенным ею генерал-губернатором , в течение первых четырнадцати лет независимости с 31 августа 1962 года до провозглашения Республики Тринидад и Тобаго 1 Август 1976 года. День Республики отмечается ежегодно 24 сентября.
- Югославия с 1918 года (как Королевство сербов, хорватов и словенцев ) до 1929 года и с 1931 года (как Королевство Югославия ) до 1945 года, когда коммунистическое правительство отменило монархию при Петре II .
Необычные конституционные монархии
[ редактировать ]- В Андорре существует двоевластие , возглавляемое двумя соправителями : епископом Уржельским и президентом Франции .
- Андорра , Монако и Лихтенштейн — единственные страны, где правят принцы.
- Бельгия – единственная сохранившаяся явная народная монархия : формальный титул ее короля – король бельгийцев, а не король Бельгии . Исторически несколько несуществующих конституционных монархий следовали этой модели; Признано, что бельгийская формулировка была создана по образцу титула «Король Франции», предоставленного Хартией 1830 года монарху Июльской монархии .
- Япония – единственная страна, в которой остался император . [26]
- Люксембург – единственная страна, в которой остался великий герцог .
- Малайзия является федеративным государством с выборной монархией : Ян ди-Пертуан Агонг выбирается из числа девяти правителей штатов , которые сами также являются конституционными монархами.
- Папуа-Новая Гвинея . В отличие от большинства других сфер Содружества, суверенитет конституционно принадлежит гражданам Папуа-Новой Гвинеи, а в преамбуле конституции говорится, что «вся власть принадлежит народу, действующему через своих должным образом избранных представителей». Согласно статье 82 конституции, монарх «просил народ Папуа-Новой Гвинеи через свое Учредительное собрание стать [монархом] и главой государства Папуа-Новая Гвинея» и, таким образом, действует в этом качестве.
- Испания . Конституция Испании признает монарха даже не сувереном ( , а всего лишь главой государства статья 56). Раздел 2 статьи 1 гласит, что «национальный суверенитет принадлежит испанскому народу ». [27]
- Объединенные Арабские Эмираты — федеративная страна с выборной монархией , президент или Раис избирается из числа правителей семи эмиратов , каждый из которых является наследственным абсолютным монархом в своем эмирате.
См. также
[ редактировать ]- Австралийская монархическая лига
- Критика монархии
- Монархизм
- Подставное лицо
- Парламентская республика
- Резервная мощность
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Блюм, Кэмерон и Барнс 1970 , стр. 2Nnk67–268.
- ^ Тридимас, Джордж (2021). «Конституционная монархия как разделение власти» . Конституционная политическая экономия . 32 (4): 431–461. дои : 10.1007/s10602-021-09336-8 .
- ^ Степан, Альфред; Линц, Хуан Дж.; Миновес, Джули Ф. (2014). «Демократические парламентские монархии» . Журнал демократии . 25 (2): 35–36. дои : 10.1353/jod.2014.0032 . ISSN 1086-3214 . S2CID 154555066 .
- ^ Куриан 2011 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Богданор 1996 , стр. 407–422.
- ^ Анкар, Карстен; Академи, Або (2016). «Полупрезидентские системы и полуконституционные монархии: историческая оценка разделения исполнительной власти» . Европейский консорциум политических исследований (ECPR). Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 года . Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ Гроте, Райнер (2016). «Парламентская монархия» . Оксфордский конституционный закон . Энциклопедия сравнительного конституционного права Макса Планка (MPECCoL). doi : 10.1093/law:mpeccol/e408.013.408 . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ «64. Британская империя в 1914 году. Уэллс, Х.Г. 1922. Краткая история мира» . bartleby.com . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Патмор, Гленн (2009). Выбор Республики . Сидней, Новый Южный Уэльс: UNSW Press. п. 105. ИСБН 978-1-74223-200-3 . OCLC 635291529 .
- ^ «Хетты» , smie.co , 12 сентября 2008 г., заархивировано из оригинала 20 октября 2017 г. , получено 21 ноября 2015 г.
- ^ Акургал 2001 , с. 118.
- ^ Гаага, Уильям (2004). Уильям Питт Младший (1-е изд.). Лондон: ХарперКоллинз. стр. 469–472. ISBN 0007147198 .
- ^ Херд, Дуглас (2007). Роберт Пил – биография (1-е изд.). Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр. 169–170. ISBN 978-0297848448 .
- ^ Митчелл, LG (1997). Лорд Мельбурн 1779–1848 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 147. ИСБН 0198205929 .
- ^ Митчелл, LG (1997). Лорд Мельбурн 1779–1848 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 241–242. ISBN 0198205929 .
- ^ Уилсон, Джон (1973). CB — Жизнь сэра Генри Кэмпбелла-Баннермана . Лондон: Констебль и Компания Лимитед. стр. 161–162 . ISBN 009458950X .
- ^ «Парламент и Корона» . Парламент Великобритании . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Данн 2015 .
- ^ Аппарат парламента, 2010 г.
- ^ Сир 2001 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Гегель 1991 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Монтескье 1924 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Сотрудники Королевского двора, 2015b .
- ^ Деван, Анджела (13 октября 2016 г.). «Король Таиланда Пумипон Адульядет умирает в возрасте 88 лет» . CNN Регионы+ . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Дэвис 1996 , с. 699.
- ^ «Императорское учреждение – Агентство императорского двора» . kunaicho.go.jp .
- ^ Индекс . Конституция Испании , Конгресс депутатов
Источники
[ редактировать ]- Акургал, Экрем (2001), Хаттская и хеттская цивилизации , Анкара: Министерство культуры Турции, стр. 118, ISBN 975-17-2756-1
- Блюм, Джером; Кэмерон, Рондо; Барнс, Томас Г. (1970), Европейский мир , том. 1, Бостон: Литтл, Браун, стр. 267–268, OCLC 76819.
- Богданор, Вернон (1996), «Монархия и конституция» , «Дела парламента » , 49 (3): 407–422, doi : 10.1093/pa/49.3.407 , заархивировано из оригинала 20 октября 2017 г. – отрывок из Богданор, Вернон (1995), Монархия и конституция , Oxford University Press
- Бойс, Питер (2008), Другие королевства , Аннандейл: Federation Press, стр. 1, ISBN 978-1-86287-700-9
- Дэвис, Норман (1996), Европа: История , Oxford University Press, стр. 699 , ISBN 0-19-820171-0
- Дант, Ян, изд. (2015), «Монархия – Предыстория» , policy.co.uk , получено 13 сентября 2011 г.
- Гегель, GWF (1991) [1820], Вуд, Аллен В. (редактор), « Элементы философии права» , перевод Нисбета, HB, Cambridge University Press , ISBN 0-521-34438-7 - первоначально опубликовано как Георг Фридрих Вильгельм Гегель, Философия права .
- Куриан, Джордж Томас (2011), «Конституционная монархия» , Энциклопедия политической науки , CQ Press, doi : 10.4135/9781608712434 , ISBN 978-1933116440 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Макканнон, Джон (2006), Barron's, как подготовиться к экзамену по всемирной истории AP (2-е, иллюстрированное издание), Образовательная серия Barron's, стр. 177–178 , ISBN 978-0764132711 – Англия и Нидерланды в 17-18 веках были парламентскими демократиями.
- Монтескье, Шарль-Луи, барон де (1924), Дух законов , Библиотека юридической классики
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Орр, Кэмпбелл, изд. (2002), Королевство в Великобритании, 1660–1837: королевский патронаж, придворная культура и династическая политика (иллюстрированное издание), Manchester University Press, стр. 3 , ISBN 978-0719057694
- «Прерогатива короны» , Официальный сайт британского парламента , 21 апреля 2010 г. , дата обращения 13 сентября 2011 г.
- Патмор, Гленн (2009), Выбор республики , UNSW Press, стр. 105 , ISBN 978-1-74223-015-3
- «Что такое конституционная монархия?» , Официальный сайт Британской монархии , 12 декабря 2015 г.
- «Что такое царство Содружества?» , Официальный сайт Британской монархии , 12 декабря 2015 г., заархивировано из оригинала 2 декабря 2010 г.
- Шмитт, Карл (2008) [1928], Зейцер, Джеффри (редактор), Конституционная теория , перевод Зейцера, Джеффри (иллюстрированный редактор), Duke University Press, стр. 313–314 , ISBN 978-0822340119
- Сир, Крис (2001), «Исследовательский документ 01/116» (PDF) , Официальный сайт британского парламента.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Локк, Джон (2003) [1690], Шапиро, Ян (ред.), Два трактата о правительстве и Письмо о терпимости (с эссе Джона Данна, Рут В. Грант и ред. Яна Шапиро), Нью-Хейвен: Йельский университет Пресса , ISBN 0-300-10017-5