Апокалипсис
Часть серии о |
Эсхатология |
---|
Апокалипсис (от древнегреческого ἀποκάλυψις ( apokálupsis ) « откровение , раскрытие») — литературный жанр, зародившийся в иудаизме спустя столетия после вавилонского изгнания (597–587 гг. до н. э.), но сохранившийся в христианстве и исламе. В нем сверхъестественное существо открывает человеческому посреднику космические тайны или будущее. [1] Средства посредничества включают сны, видения и небесные путешествия. [2] и они обычно содержат символические образы, взятые из еврейской Библии , [3] космологические и (пессимистические) исторические обзоры, деление времени на периоды, эзотерическая нумерология и утверждения об экстазе и вдохновении. [4] Почти все они написаны под псевдонимами (вымышленными именами), утверждая, что автором является почитаемый герой прошлых столетий. [5] как и в случае с Книгой Даниила , составленной во 2 веке до нашей эры, но носящей имя легендарного Даниила из 6 века до нашей эры. [6]
Эсхатология , от греческого eschatos , последний, касается ожиданий конца нынешнего века. [7] а апокалиптическая эсхатология — это применение апокалиптического мировоззрения к концу света, когда Бог принесет миру суд и спасет Своих последователей. [8] Апокалипсис часто содержит много эсхатологического материала, как, например, прозрение апостола Павла , но это не обязательно: крещение Иисуса в Евангелии от Матфея , например, можно считать апокалиптическим, поскольку небеса открываются для присутствия божественного посредника (голубя). представляющий дух Божий) и голос сообщает сверхъестественную информацию, но в этом нет эсхатологического элемента. [9]
Ученые определили примеры этого жанра, начиная с середины 2-го века до нашей эры и заканчивая 2-м веком нашей эры. [10] примеры можно найти в персидской и греко-римской литературе, а также в еврейской и христианской литературе. [11] Единственный ясный случай в еврейской Библии ( Ветхом Завете ) — это главы 7–12 Книги Даниила , но есть много примеров из неканонических еврейских произведений; [12] Книга Откровения — единственный апокалипсис в Новом Завете , но отрывки, отражающие этот жанр, можно найти в Евангелиях и почти во всех подлинных посланиях Павла . [13]
Определение и история
[ редактировать ]«Апокалипсис» стал широко использоваться как синоним катастрофы, но греческое слово «apokálypsis» , от которого оно произошло, означает «откровение». [13] Он был определен Джоном Дж. Коллинзом как «жанр откровенной литературы с повествовательной структурой, в котором откровение передается через потустороннее существо человеческому получателю, раскрывая трансцендентную реальность, которая одновременно является временной, поскольку она предусматривает эсхатологическое спасение». и пространственный, поскольку он включает в себя другой, сверхъестественный мир». [14] Позже Коллинз уточнил свое определение, добавив, что апокалипсис «предназначен для интерпретации настоящих, земных обстоятельств в свете сверхъестественного мира и будущего, а также для влияния как на понимание, так и на поведение аудитории посредством божественной власти». [14]
Жанр еврейского и христианского апокалипсиса процветал около 250 г. до н.э. – 250 г. н.э., но его предшественники можно проследить гораздо дальше, в еврейских пророческих традициях и традициях мудрости (например, Иезекииль 1–3 и Захария 1–6), а также в мифологии Древнего Ближнего Востока, которые оставили после себя символическое наследие (например, море как символ хаоса в Даниила 7 и Откровении 13:1). [15] Зороастрийский дуализм, возможно, также сыграл свою роль. [10] Причины его возникновения неясны, но, по-видимому, существует связь с кризисными периодами, такими как гонения евреев во 2-м веке до нашей эры, отраженные в видении Даниила , или разрушение Храма в 70 последнем г. 2 Барух . [16]
Характеристики
[ редактировать ]Апокалиптические откровения обычно передаются через такие средства, как сны и видения (античный мир не делал между ними различий), ангелов и небесные путешествия. [2] Они служат для соединения двух наборов осей: пространственной оси, наверху которой находятся Бог и небесное царство, а внизу — человеческий мир, а также временной оси настоящего и будущего. [2] Таким образом, откровение демонстрирует, что Бог управляет видимым миром и что нынешние дни ведут к концу времени, в котором свершится божественное правосудие и Божье правление станет видимым. [2] Мифические образы, уходящие своими корнями в тексты еврейской Библии и богатые символическим значением, являются важной характеристикой жанра. [3] Дальнейшие характеристики включают трансцендентализм, мифологию, пессимистические космологические и исторические исследования, дуализм (включая доктрину двух веков и разделение времени на периоды), нумерологию (например, «число зверя » в Откровении), заявления об экстазе и вдохновении. и эзотерика. [4]
За исключением Апокалипсиса Иоанна, авторы апокалиптических произведений выпускали свои книги под псевдонимами (вымышленными именами): [5] Книга Даниила, например, была написана во II веке до нашей эры, но в качестве своего героя она взяла имя легендарного Даниила. [6] Псевдонимность могла использоваться для обеспечения признания новых произведений, для защиты настоящих авторов от репрессий или потому, что авторы испытали то, что, по их мнению, было подлинными откровениями от известного деятеля прошлого, или идентифицировали себя с ним и утверждали, что пишут от его имени. . [17]
Еврейские апокалипсисы
[ редактировать ]Канонический (в том числе протоапокалиптический)
[ редактировать ]Неканонический
[ редактировать ]- 3 Енох
- Апокалипсис Авраама
- Апокалипсис Адама
- Апокалипсис Моисея
- Апокалипсис Седраха
- Апокалипсис Софонии
- Апокалипсис Зоровавеля
- Арамейский Апокалипсис
- Откровение Габриэля
- Бытие Апокриф
- Греческий Апокалипсис Варуха
- Греческий Апокалипсис Даниила
- Греческий Апокалипсис Ездры
- Сефер Элайджа
- Сирийский Апокалипсис Варуха
Христианские и гностические апокалипсисы
[ редактировать ]Канонический (Новый Завет)
[ редактировать ]Неканонический
[ редактировать ]- Апокалипсис Голиафа
- Апокалипсис Павла
- Апокалипсис Петра
- Апокалипсис Псевдо-Мефодия
- Апокалипсис Самуила Каламуна
- Апокалипсис Стефана
- Апокалипсис Фомы
- Коптский Апокалипсис Илии
гностический
[ редактировать ]- Гностический Апокалипсис Петра
- Первый Апокалипсис Иакова
- Второй Апокалипсис Иакова
- Коптский Апокалипсис Павла
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэри 2012 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Наджман 2014 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Рейнольдс 2011 , с. 45-46.
- ^ Jump up to: а б Льюис 2004 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Линтон 2006 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Реддит 2008 , стр. 180.
- ^ Кэрролл 2000 , с. 420.
- ^ Кроуфорд 2000 , с. 73.
- ^ Фостер 2020 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2007 , с. 80.
- ^ Коллинз 1984 , с. 106.
- ^ Наджман 2014 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Льюис 2004 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Льюис 2004 , с. 17.
- ^ Кроуфорд 2000 , с. 72.
- ^ Кроуфорд 2000 , с. 72-73.
- ^ Аун 1983 , с. 109.
Источники
[ редактировать ]- Арнольд, Билл (2007). «Ветхозаветная эсхатология и возникновение апокалиптики» . В Уоллсе, Джерри Л. (ред.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-988359-2 .
- Ауне, Дэвид (1983). Пророчества в раннем христианстве и древнем средиземноморском мире . Эрдманс. ISBN 9780802806352 .
- Кэрролл, Джон Т. (2000). «Эсхатология» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Кэри, Грег (2012). Окончательные вещи . Чалис Пресс. ISBN 9780827238183 .
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802800206 .
- Кроуфорд, Сидни Уайт (2000). «Апокалиптика» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Фостер, Пол (2020). «Эсхатология Евангелия от Матфея» . В Ферде, Такер; Фрайер-Григгс, Дэниел; К. Джонсон, Натан (ред.). «Вернуть утраченное» . БРИЛЛ. ISBN 9789004444010 .
- Льюис, Скотт М. (2004). Мать всего богословия . Паулист Пресс. ISBN 9780809142286 .
- Линтон, Грегори Л. (2006). «Читая Апокалипсис как Апокалипсис» . В Барре, Дэвид Л. (ред.). Реальность Апокалипсиса: риторика и политика в книге Откровения . Общество библейской литературы. ISBN 9781589832183 .
- Наджман, Хинди (2014). «Наследие пророчества в Апокалипсисе» . В Коллинзе, Джон Джозеф (ред.). Оксфордский справочник по апокалиптической литературе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-985649-7 .
- Реддит, Пол Л. (2008). Знакомство с Пророками . Эрдманс. ISBN 9780802828965 .
- Рейнольдс, Бенни (2011). Между символизмом и реализмом: использование символического и несимволического языка в древних еврейских апокалипсисах 333-63 гг. до н.э. Ванденхук и Рупрехт.