Басквы
Общая численность населения | |
---|---|
в 3 миллиона | |
Регионы со значительным населением | |
Испания (Люди, живущие в баскских провинциях Испании, в том числе в некоторых областях, где большинство людей не идентифицируют себя как баскские) | 2,410,000 [ 1 ] [ 2 ] |
Франция (Люди, живущие во французской баскской стране , не все из которых идентифицируют как баскские) | 239,000 [ 1 ] |
United States (self-identifying as having Basque ancestry) | 57,793[3] |
Canada (including those of mixed ancestry) | 7,745[4] |
Languages | |
Basque, Spanish, French, Gascon | |
Religion | |
Christianity (mostly Catholicism),[5] others |
Баски ( / b ː s s в / basks ; s b æ s / группа Европе бас басккские : vascos baskos ; французский : басккс [ баскские [ , ] ) этническая : ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] характеризуется баскским языком , общей культурой и общей генетической происхождением для древних Васконов и аквитанцев . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Баскки коренные и в первую очередь обитают, область, традиционно известная как баскская страна ( Баскская : Ескал Херрия )- регион, расположенный вокруг западного конца пиренеев на побережье залива Бискай и ограничивает части северо-севера. Центральная Испания и юго-западная Франция . [ 10 ]
Этимология
[ редактировать ]
The English word Basque may be pronounced /bɑːsk/ or /bæsk/ and derives from the French Basque (Французский: [BASK] ), сам по себе, полученный от Gascon Basco (произносится [ˈbasku] ), родственная с испанским васко (произносится [ˈbasko] ). Они, в свою очередь, происходят из латинского васка (произносится [ˈwaskoː] ; множественное число vascōnēs - см. Историю раздел ниже). Латинский / w / обычно развивался в билабиальные / / б / и / β̞ , под влиянием баскской и родственной ( латинский . / вероятно на газоне и испанском языке , аквитанцы вес Романские языки ).
Several coins from the 2nd and the 1st centuries BC found in the Basque Country bear the inscription barscunes. The place in which they were minted is not certain but is thought to be somewhere near Pamplona, in the heartland of the area that historians believe was inhabited by the Vascones. Some scholars have suggested a Celtic etymology based on bhar-s-, meaning "summit", "point" or "leaves", according to which barscunes may have meant "the mountain people", "the tall ones" or "the proud ones", and others have posited a relationship to a Proto-Indo-European root *bar- meaning "border", "frontier", "march".[12]
In Basque, people call themselves the euskaldunak, singular euskaldun, formed from euskal- (i.e. "Basque (language)") and -dun (i.e. "one who has"); euskaldun literally means a Basque-speaker. Not all Basques are Basque-speakers. Therefore, the neologism euskotar, plural euskotarrak, was coined in the 19th century to mean a Basque person, whether Basque-speaking or not. Alfonso Irigoyen posits that the word euskara is derived from an ancient Basque verb enautsi "to say" (compare modern Basque esan) and the suffix -(k)ara ("way (of doing something)"). Thus, euskara would mean literally "way of saying" or "way of speaking". One item of evidence in favour of that hypothesis is found in the Spanish book Compendio Historial, written in 1571 by the Basque writer Esteban de Garibay. He records the name of the Basque language as enusquera. That may, however, be a writing mistake.
In the 19th century, the Basque nationalist activist Sabino Arana posited an original root euzko, which he thought came from eguzkiko ("of the sun", related to the assumption of an original solar religion). On the basis of that putative root, Arana proposed the name Euzkadi for an independent Basque nation, composed of seven Basque historical territories. Arana's neologism Euzkadi (in the regularized spelling Euskadi) is still widely used in both Basque and Spanish since it is now the official name of the Autonomous Community of the Basque Country.[13]
Genetic origins
[edit]
The distinctiveness noted by studies of 'classical' genetic markers (such as blood groups) and the apparently "pre-Indo-European" nature of the Basque language has resulted in a popular and long-held misleading view that Basques are "living fossils" of the earliest modern humans who colonised Europe.[14] Partly for these reasons, anthropological and genetic studies from the beginning and the end of the 20th century theorized that the Basques are the descendants of the original Cro-Magnons.[15][16]
But although they are genetically distinctive in some ways due to isolation, the Basques are still very typically European in their Y-DNA and mtDNA sequences, and in some other genetic loci. These same sequences are widespread throughout the Western half of Europe, especially along the Western fringe of the continent.[17][18]
Autosomal genetic studies have confirmed that Basques share close genetic ties to other Europeans, especially with Spaniards, who have a common genetic identity of over 70 % with Basques, a homogeneity amongst both their Spanish and French populations, according to high-density SNP genotyping study done in May 2010, and a genomic distinctiveness, relative to other European populations.[17][19]
Studies of the Y-DNA haplogroups found that on their direct male lineages, the vast majority of modern Basques have a common ancestry with other Western Europeans, namely a marked predominance of Haplogroup R1b-DF27[14][20] (70 % according to some[21]). This had initially been theorised to be a Palaeolithic marker.[22][17]: p. 1365 (Table 3) But this theory encountered inconsistencies even prior to the most recent chronological re-evaluations.[14][23] More recent studies suggest that R1b spread up to Western Europe from southwestern Eurasia in the Neolithic period or later, between 8,000 and 4,000 years ago.[24][25][26][27] The age of the subclade which Basques carry, R1b-DF27, "is estimated at ~4,200 years ago, at the transition between the Neolithic and the Bronze Age, when the Y chromosome landscape of Western Europe was thoroughly remodeled. In spite of its high frequency in Basques, Y-STR internal diversity of R1b-DF27 is lower there, and results in more recent age estimates", implying it was brought to the region from elsewhere.[21] Next to the main lineage R1b, high frequencies of E-V65, associated with the Maghreb, Italy and Spain, were found among Basque autochthonous inhabitants of Álava province (17.3 %), Biscay province (10.9 %), and Gipuzkoa province (3.3 %).[28]
Several ancient DNA samples have been recovered and amplified from the Iberian and Basque region. The collection of mtDNA and Y-DNA haplogroups sampled there differed significantly compared to their modern frequencies. The authors concluded that there is "discontinuity" between ancient locals and modern Basques.[29] While Basques harbour some very archaic mtDNA lineages,[30][31] they are not of "undiluted Palaeolithic ancestry" but of significantly early Neolithic origin with a connection to the isolate Sardinian people.[9] It appears that some 4,500 years ago almost all Y-DNA heritage from Iberian admixture of Mesolithic hunter-gatherers and Neolithic farmers was replaced by the R1b lineage of herders from the steppe,[32][33] and the Basque genetic distinctiveness is a result of centuries of low population size, genetic drift, and endogamy.[11]
In 2015, a new scientific study of Basque DNA was published which seems to indicate that Basques are descendants of Neolithic farmers who mixed with local Mesolithic hunters before becoming genetically isolated from the rest of Europe for millennia.[34] Mattias Jakobsson from Uppsala University in Sweden analysed genetic material from eight Stone Age human skeletons found in El Portalón Cavern in Atapuerca, northern Spain. These individuals lived between 3,500 and 5,500 years ago, after the transition to farming in southwest Europe. The results show that these early Iberian farmers are the closest ancestors to present-day Basques.[35] The findings were published in Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America.[9] According to the study, the "results show that the Basques trace their ancestry to early farming groups from Iberia, which contradicts previous views of them being a remnant population that trace their ancestry to Mesolithic hunter-gatherer groups." Still these early Neolithic farmer ancestors of the Basques did mix with local southwestern hunter-gatherers, and "the proportion of hunter gatherer-related admixture into early farmers also increased over the course of two millennia." This admixed group was also found to be ancestral to other modern-day Iberian peoples, but while the Basques remained relatively isolated for millennia after this time, later migrations into Iberia led to distinct and additional admixture in all other Iberian groups.[36]
In 2019, a study was published in Science in which a more modern time-transect of Iberian ancient populations including the Basque were analyzed. From their abstract, it says: "and we reveal that present-day Basques are best described as a typical Iron Age population without the admixture events that later affected the rest of Iberia." This indicates Basques were isolated from admixture with outside groups since at least 1000 BC, or 3000 years before the present. In Iberia, these later admixture (interbreeding) events were with central European (Celtic), eastern Mediterranean (Phoenician, Greek and Roman), northern African (Carthaginian and Mauritanian) and northern European (Gothic and Frankish) populations, and genomic ancestry from them are found in varying degrees in all or most present-day Iberian populations, except – albeit to a limited extent even there – for the Basque.[10]
History
[edit]Basque tribes were mentioned in Roman times by Strabo and Pliny, including the Vascones, Aquitani, and others. There is enough evidence to support the hypothesis that at that time and later they spoke old varieties of the Basque language (see: Aquitanian language).
In the Early Middle Ages, the territory between the Ebro and Garonne rivers was known as Vasconia, a vaguely defined ethnic area and political entity struggling to fend off pressure from the Iberian Visigothic kingdom and Arab rule to the south, as well as the Frankish push from the north.[37][38] By the turn of the first millennium, the territory of Vasconia had fragmented into different feudal regions, such as Soule and Labourd, while south of the Pyrenees the Castile, Pamplona and the Pyrenean counties of Aragon, Sobrarbe, Ribagorça (later Kingdom of Aragon), and Pallars emerged as the main regional entities with Basque population in the 9th and 10th centuries.
The Kingdom of Pamplona, a central Basque realm, later known as Navarre, underwent a process of feudalization and was subject to the influence of its much larger Aragonese, Castilian and French neighbours. Castile deprived Navarre of its coastline by conquering key western territories (1199–1201), leaving the kingdom landlocked. The Basques were ravaged by the War of the Bands, bitter partisan wars between local ruling families. Weakened by the Navarrese civil war, the bulk of the realm eventually fell before the onslaught of the Spanish armies (1512–1524). However, the Navarrese territory north of the Pyrenees remained beyond the reach of an increasingly powerful Spain. Lower Navarre became a province of France in 1620.
Nevertheless, the Basques enjoyed a great deal of self-government until the French Revolution (1790) and the Carlist Wars (1839, 1876), when the Basques supported heir apparent Carlos V and his descendants. On either side of the Pyrenees, the Basques lost their native institutions and laws held during the Ancien régime. Since then, despite the current limited self-governing status of the Basque Autonomous Community and Navarre as settled by the Spanish Constitution, many Basques have attempted higher degrees of self-empowerment (see Basque nationalism), sometimes by acts of violence. Labourd, Lower Navarre, and Soule were integrated into the French department system (starting 1790), with Basque efforts to establish a region-specific political-administrative entity failing to take off to date. However, in January 2017, a single agglomeration community was established for the Basque Country in France.[39]
Geography
[edit]Political and administrative divisions
[edit]The Basque region is divided into at least three administrative units, namely the Basque Autonomous Community and Navarre in Spain, and the arrondissement of Bayonne and the cantons of Mauléon-Licharre and Tardets-Sorholus in the département of Pyrénées Atlantiques, France.
The autonomous community (a concept established in the Spanish Constitution of 1978) known as Euskal Autonomia Erkidegoa or EAE in Basque and as Comunidad Autónoma Vasca or CAV in Spanish (in English: Basque Autonomous Community or BAC),[40] is made up of the three Spanish provinces of Álava, Biscay and Gipuzkoa. The corresponding Basque names of these territories are Araba, Bizkaia and Gipuzkoa, and their Spanish names are Álava, Vizcaya and Guipúzcoa.
The BAC only includes three of the seven provinces of the currently called historical territories. It is sometimes referred to simply as "the Basque Country" (or Euskadi) by writers and public agencies only considering those three western provinces, but also on occasions merely as a convenient abbreviation when this does not lead to confusion in the context. Others reject this usage as inaccurate and are careful to specify the BAC (or an equivalent expression such as "the three provinces", up to 1978 referred to as "Provincias Vascongadas" in Spanish) when referring to this entity or region. Likewise, terms such as "the Basque Government" for "the government of the BAC" are commonly though not universally employed. In particular in common usage the French term Pays Basque ("Basque Country"), in the absence of further qualification, refers either to the whole Basque Country ("Euskal Herria" in Basque), or not infrequently to the northern (or "French") Basque Country specifically.
Under Spain's present constitution, Navarre (Nafarroa in present-day Basque, Navarra historically in Spanish) constitutes a separate entity, called in present-day Basque Nafarroako Foru Erkidegoa, in Spanish Comunidad Foral de Navarra (the autonomous community of Navarre). The government of this autonomous community is the Government of Navarre. In historical contexts Navarre may refer to a wider area, and that the present-day northern Basque province of Lower Navarre may also be referred to as (part of) Nafarroa, while the term "High Navarre" (Nafarroa Garaia in Basque, Alta Navarra in Spanish) is also encountered as a way of referring to the territory of the present-day autonomous community.
There are three other historic provinces parts of the Basque Country: Labourd, Lower Navarre and Soule (Lapurdi, Nafarroa Beherea and Zuberoa in Basque; Labourd, Basse-Navarre and Soule in French), devoid of official status within France's present-day political and administrative territorial organization, and only minor political support to the Basque nationalists. A large number of regional and local nationalist and non-nationalist representatives have waged a campaign for years advocating for the creation of a separate Basque département, while these demands have gone unheard by the French administration.
Population, main cities, and languages
[edit]
There are 2,123,000 people living in the Basque Autonomous Community (279,000 in Alava, 1,160,000 in Biscay and 684,000 in Gipuzkoa). The most important cities in this region, which serve as the provinces' administrative centers, are Bilbao (in Biscay), San Sebastián (in Gipuzkoa), and Vitoria-Gasteiz (in Álava). The official languages are Basque and Spanish. Knowledge of Spanish is compulsory under the Spanish constitution (article no. 3), and knowledge and usage of Basque is a right under the Statute of Autonomy (article no. 6), so only knowledge of Spanish is virtually universal. Knowledge of Basque, after declining for many years during Franco's dictatorship owing to official persecution, is again on the rise due to favorable official language policies and popular support. Currently about 33 percent of the population in the Basque Autonomous Community speaks Basque.
Navarre has a population of 601,000; its administrative capital and main city, also regarded by many nationalist Basques as the Basques' historical capital, is Pamplona (Iruñea in modern Basque). Only Spanish is an official language of Navarre, and the Basque language is only co-official in the province's northern region, where most Basque-speaking Navarrese are concentrated.
About a quarter of a million people live in the French Basque Country. Nowadays Basque-speakers refer to this region as Iparralde (Basque for North), and to the Spanish provinces as Hegoalde (South). Much of this population lives in or near the Bayonne-Anglet-Biarritz (BAB) urban belt on the coast (in Basque these are Baiona, Angelu and Miarritze). The Basque language, which was traditionally spoken by most of the region's population outside the BAB urban zone, is today rapidly losing ground to French. The French Basque Country's lack of self-government within the French state is coupled with the absence of official status for the Basque language in the region. Attempts to introduce bilingualism in local administration have so far met direct refusal from French officials.
Basque diaspora
[edit]

Large numbers of Basques have left the Basque Country to settle in the rest of Spain, France or other parts of the world in different historical periods, often for economic or political reasons. Historically the Basques abroad were often employed in shepherding and ranching and by maritime fisheries and merchants. Millions of Basque descendants (see Basque American and Basque Canadian) live in North America (the United States; Canada, mainly in the provinces of Newfoundland[41] and Quebec), all over Latin America, South Africa, and Australia.
Latin America
[edit]Miguel de Unamuno said: "There are at least two things that clearly can be attributed to Basques: the Society of Jesus and the Republic of Chile."[42] Chilean historian Luis Thayer Ojeda estimated that 48 percent of immigrants to Chile in the 17th and 18th centuries were Basque.[43] Estimates range between 2.5 and 5 million Basque descendants live in Chile; the Basque have been a major if not the strongest influence in the country's cultural and economic development.
Basque place names are to be found, such as Nueva Vizcaya (now Chihuahua and Durango, Mexico), New Navarre (now Sonora and Sinaloa, Mexico), Biscayne Bay (United States), and Aguereberry Point (United States).[44] Nueva Vizcaya was the first province in the north of the Viceroyalty of New Spain (Mexico) to be explored and settled by the Spanish. It consisted mostly of the area which is today the states of Chihuahua and Durango (the original Durango is a known city in Biscay).
In Mexico most descendants of Basque emigrees are concentrated in the cities of Monterrey, Saltillo, Reynosa, Camargo, and the states of Jalisco, Durango, Nuevo León, Tamaulipas, Coahuila, and Sonora. The Basques were important in the mining industry; many were ranchers and vaqueros (cowboys), and the rest opened small shops in major cities such as Mexico City, Guadalajara and Puebla. In Guatemala, most Basques have been concentrated in Sacatepequez Department, Antigua Guatemala, Jalapa for six generations now, while some have migrated to Guatemala City.
In Colombia, a large number of Basques settled mainly in Antioquia and the Coffee Axis. In 1955, Joaquín Ospina said: "Is there something more similar to the Basque people than the "antioqueños".[45] Also, writer Arturo Escobar Uribe said in his book "Mitos de Antioquia" (Myths of Antioquia) (1950): "Antioquia, which in its clean ascendance predominates the peninsular farmer of the Basque provinces, inherited the virtues of its ancestors. ... Despite the predominance of the white race, its extension in the mountains ... has projected over Colombia's map the prototype of its race; in Medellín with the industrial paisa, entrepreneur, strong and steady ... in its towns, the adventurer, arrogant, world-explorer. ... Its myths, which are an evidence of their deep credulity and an indubitable proof of their Iberian ancestor, are the sequel of the conqueror's blood which runs through their veins".[46] Bambuco, a Colombian folk music, has Basque roots.[47][48]
United States
[edit]The largest of several important Basque communities in the United States is in the area around Boise, Idaho , home to the Basque Museum and Cultural Center, host to an annual Basque festival, as well as a festival for the Basque diaspora every five years. Reno, Nevada , where the Center for Basque Studies and the Basque Studies Library are located at the University of Nevada , is another significant nucleus of Basque population. Элко, штат Невада , спонсирует ежегодный баскский фестиваль, который празднует танец, кухню и культуры баскских народов испанских, французских и мексиканских национальностей, которые прибыли в Неваду с конца 19 -го века.
Техас имеет большой процент латиноамериканцев, произошедших от баскров, которые участвовали в завоевании Новой Испании . У многих из первоначальных Теджано была баскская кровь, в том числе те, кто сражался в битве при Аламо вместе со многими другими техасцами. Вдоль мексиканской/техасской границы можно найти много баскских фамилий. The largest concentration of Basques who settled on Mexico's north-eastern "frontera", including the states of Chihuahua , Durango , Coahuila , Nuevo León , and Tamaulipas , also settled along Texas' Rio Grande from South Texas to West Texas . Многие исторические Идальго , или благородные семьи из этого района, получили свои титулы и земельные гранты из Испании и Мексики; Они все еще ценят свою землю. Некоторые из крупнейших ранчо Северной Америки, которые были основаны в рамках этих колониальных земельных грантов, можно найти в этом регионе.
В Калифорнии есть серьезная концентрация басккс, особенно в долине Сан -Хоакин между Стоктоном , Фресно и Бейкерсфилдом . В городе Бейкерсфилд есть большая баскская община, а в городе есть несколько баскских ресторанов, в том числе Noriega's, которые выиграли награду Foundation James Beard America Foundation 2011 года. , есть история баскской культуры В Чино, штат Калифорния . В Чино два ежегодных баскских фестиваля празднуют танец, кухню и культуру народов. В окрестностях округа Сан -Бернардино есть много баскских потомков в качестве жителей. Они в основном потомки поселенцев из Испании и Мексики. Эти баски в Калифорнии сгруппированы в группу, известную как Калифорния .
Basques of European Spanish-French and Latin American nationalities also settled throughout the western U.S. in states like Louisiana, New Mexico, Arizona, Utah, Colorado, Wyoming, Montana, Oregon, and Washington.
Культура
[ редактировать ]Культура баскской страны |
---|
![]() |
Мифология |
Литература |


2 - Да, в некотором смысле 3 - нет
4 - не знаю / не отвечайте
Язык
[ редактировать ]Идентификационный язык басккнов называется басккской или Ескарой , на котором сегодня говорят 25%-30% [ 49 ] населения региона. An idea of the central place the language has in cultural terms is given by the fact that Basques identify themselves by the term euskaldun and their country as Euskal Herria , literally "Basque speaker" and "Country of the Basque Language" respectively. Этот язык стал политической проблемой официальной испанской и французской политикой, ограничивающей его использование исторически или в настоящее время; Тем не менее, это не остановило преподавание, говорить, писать и развивать этот все более динамичный язык меньшинства. Это чувство баскской идентичности, привязанное к местному языку, существует не только в изоляции. For many Basques, it is juxtaposed with a sense of either Spanish or French identity tied with the use of the Spanish and French languages among other Basques, especially in the French Basque Country. Что касается испанской баскской страны, басккс, у которых нет чувства испанской идентичности, составляют важную часть населения. [ 50 ] Как и во многих европейских государствах, региональная идентичность, будь то лингвистически, или иначе, не является взаимоисключающей с более широкой национальной. Например, баскский игрок профсоюза регби во Франции Иманол Харинордови сказал о своей национальной идентичности:
"I am French and Basque. There is no conflict, I am proud of both. ... I have friends who are involved in the political side of things but that is not for me. My only interest is the culture, the Euskera language , люди, наша история и пути ». [ 51 ]
As a result of state language promotion, school policies, the effects of mass media and migration, today virtually all Basques (except for some children below school age) speak the official language of their state (Spanish or French). Есть чрезвычайно мало баскских одноязычных динамиков: по сути, все басккские динамики двуязычные по обе стороны границы. Spanish or French is typically the first language of citizens from other regions (who often feel no need to learn Basque), and Spanish or French is also the first language of many Basques, all of which maintains the dominance of the state tongues of both France и Испания. Недавняя правительственная политика Баски направлена на то, чтобы изменить эту модель, поскольку они рассматриваются как потенциальные угрозы в отношении основного использования языка меньшинства. [ 52 ]
The Basque language is thought to be a genetic language isolate in contrast with other European languages, vast majority of which belong to the broad Indo-European language family . Another peculiarity of Basque is that it has probably been spoken continuously in situ , in and around its present territorial location, for longer than most other modern European languages, which are typically thought to have been introduced in historic or prehistoric times through population migrations or other процессы культурной передачи. [ 53 ] [ страница необходима ]
However, popular stereotypes characterizing Basque as "the oldest language in Europe" and "unique among the world's languages" may be misunderstood and lead to erroneous assumptions.[ 54 ] Over the centuries, Basque has remained in continuous contact with neighboring western European languages with which it has come to share numerous lexical properties and typological features; Поэтому вводит в заблуждение преувеличить «диковинный» характер Баски. Basque is also a modern language, and is established as a written and printed one used in present-day forms of publication and communication, as well as a language spoken and used in a very wide range of social and cultural contexts, styles, and registers Полем
Земля и наследство
[ редактировать ]

Баски имеют тесную привязанность к своему дому ( etxe (a) «дом, дом»), особенно когда это состоит из традиционной самодостаточной, семейной фермы или Baserri (а) . Дом в этом контексте является синонимом семейных корней. Некоторые баскские фамилии были адаптированы из старых имен басорри или жилья . Они обычно связаны с географической ориентацией или другими локально значимыми идентифицирующими функциями. Такие фамилии предоставляют даже те баски, чьи семьи, возможно, оставили земельные поколения назад с важной связью с их происхождением в сельской семье: бенгенксеа «Дом дальше вниз», Гойкоэтксеа «Дом выше», Ландбуру «Верхняя часть поля», Эррекондо. «Рядом с потоком», Элизальде «Церковь», Мендизабал «Широкий холм», ibarretxe «Дом птиц», - «Дом в долине», Этксеберрия «Новый дом» и так далее. [ 55 ]
In contrast to surrounding regions, ancient Basque inheritance patterns, recognised in the fueros , favoured survival of the unity of inherited land holdings. В своего рода первородстве они обычно были унаследованы старшим мужчиной или ребенком. Как и в других культурах, судьба других членов семьи зависела от активов семьи: богатые баскские семьи, как правило, каким-то образом обеспечивали всех детей, в то время как у меньших семей, возможно, был только один актив, который для одного ребенка. Тем не менее, этот наследник часто обеспечивал оставшуюся часть семьи (в отличие от Англии, со строгими первородством, где старший сын унаследовал все и часто не обеспечивал других). Несмотря на то, что они были предоставлены каким -то образом, младшие братья и сестры должны были зарабатывать большую часть своей жизни другими способами. В основном после [ 56 ] Появление индустриализации, эта система привела к эмиграции многих сельских баскров в Испанию, Францию или Америку. Harsh by modern standards, this custom resulted in a great many enterprising figures of Basque origin who went into the world to earn their way, from Spanish conquistadors such as Lope de Aguirre and Francisco Vásquez de Coronado , to explorers, missionaries and saints of the Catholic Церковь, такая как Фрэнсис Ксавье .
A widespread belief that Basque society was originally matriarchal is at odds with the current, clearly patrilineal kinship system and inheritance structures. Некоторые ученые и комментаторы пытались примирить эти очки, предполагая, что патрилинейное родство представляет собой инновации. In any case, the social position of women in both traditional and modern Basque society is somewhat better than in neighbouring cultures, and women have a substantial influence in decisions about the domestic economy. В прошлом некоторые женщины участвовали в коллективных магических церемониях. Они были ключевыми участниками богатого фольклора, сегодня в значительной степени забыты.
Кухня
[ редактировать ]Баскская кухня лежит в основе баскской культуры, под влиянием соседних общин и производится из моря и земли. Особенность баскской культуры 20-го века-это явление гастрономических обществ (называемые Txoko в Баск), продовольственных клубов, где мужчины собираются готовить и наслаждаться собственной едой. До недавнего времени женщинам разрешалось въезжать только один день в году. Сидрные дома ( Sagardotegiak ) являются популярными ресторанами в Gipuzkoa Open в течение нескольких месяцев, пока сидр находится в сезон.
Культурное производство
[ редактировать ]
At the end of the 20th century, despite ETA violence (ended in 2010) and the crisis of heavy industries, the Basque economic condition recovered remarkably. Они вышли из режима Франко с оживленным языком и культурой. The Basque language expanded geographically led by large increases in the major urban centers of Pamplona, Bilbao, and Bayonne, where only a few decades ago the Basque language had all but disappeared. В настоящее время число баскских динамиков поддерживает свой уровень или немного увеличивается.
Музыка
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Традиционно баски были в основном католики . В 19 -м веке и в 20 -м, басккс в качестве группы оставался в замешательстве набожных и ставших церковными. В последние годы посещаемость церкви упала, как и в большинстве западной Европы. Регион был источником таких миссионеров, как Фрэнсис Ксавье и Мишель Гарико . Игнатий Лойола , основатель Общества Иисуса , была басккой. Калифорнийский францисканец Фермин Ласюэн родился в Витории . Ласюэн был преемником францисканского Падре Джуниперо Серра и основал 9 из 21 существующих калифорнийских миссий вдоль побережья.
A sprout of Protestantism in the continental Basque Country produced the first translation of the new Testament into Basque by Joanes Leizarraga. Queen Jeanne III of Navarre, a devout Huguenot, commissioned the translation of the New Testament into Basque and Béarnese for the benefit of her subjects. By the time Henry III of Navarre converted to Catholicism in order to become king of France, Protestantism virtually disappeared from the Basque community.
Байонна держала еврейскую общину, состоящую в основном из евреев Сефарди, бегущих из испанских и португальских инквизиций . Были также важные еврейские и мусульманские общины в Наварре до вторжения в Кастильс 1512–21.
Nowadays, according to one single opinion poll, only slightly more than 50% of Basques profess some kind of belief in God , while the rest are either agnostic or atheist . Количество религиозных скептиков заметно увеличивает для молодых поколений, в то время как старшие более религиозные. [ 57 ] Католицизм, безусловно, самая большая религия в Баскской стране . В 2019 году доля баски, которые идентифицируют себя как римско -католик, составляли 60%, [ 58 ] В то время как это одно из наиболее секуляризованных сообществ в Испании: 24,6% были нерелигиозными, а 12,3% баски были атеистом .
Дохристианская религия и мифология
[ редактировать ]
Христианская страна Басков была темой некоторой дискуссии. В целом есть два взгляда. According to one, Christianity arrived in the Basque Country during the 4th and 5th centuries but according to the other, it did not take place until the 12th and 13th centuries. говорит Британская энциклопедия , что баски не были христианизированы до десятого века, и что их более ранний анимизм выживает в их фольклоре. [ 59 ] Основная проблема заключается в различных интерпретациях того, что считается христианизацией. Ранние следы христианства можно найти в основных городских районах с 4 -го века, епископство из 589 в Памплоне и три концентрации пещеры (две в Алаве , одна в Наварре ), которые использовались с 6 -го века. В этом смысле христианство прибыло «рано».
Пред-христианская вера, кажется, сосредоточилась на богине по имени Мари . Ряд точечных имен содержит ее имя, которое предполагает, что эти места были связаны с поклонение ее, таким как Анботоко Мари, которая, по-видимому, была связана с погодой. Согласно одной традиции, она путешествовала каждые семь лет между пещерой на горе Анбото и одной на другой горе (истории различаются); Погода была бы влажной, когда она была в Анбото, высыхала, когда была в Алонье , или Suplegor , или Gorbea . Одна из ее имен, Мари Уррака, возможно, связывает ее с исторической принцессой на Наваррзе 11 -го и 12 -го века, а другие легенды дают ей брата или двоюродного брата, который был римско -католическим священником. До сих пор обсуждения о том, является ли название Мари оригинальным и только что совпадало с христианским именем Марией, или Мари является ранней баскской попыткой дать христианскому облику языческому поклонению, остались спекулятивными. Во всяком случае, Мари (Андрамари) является одной из старейших поклоняемых христианских иконов на баскских территориях.
Консорт Мари - Сугаар . Эта хтоническая пара, кажется, носит превосходную этическую силу и силу творения и разрушения. Говорят, что когда они собрались в высоких пещерах священных пиков, они породили штормы. Эти встречи обычно происходили в пятницу вечером, в день исторического Акеларра или Ковена . Говорят, что Мари жила на горе Анбото ; Периодически она пересекала небо как яркий свет, чтобы добраться до другого дома на горе Txindoki .
говорят о многих и обильных родинах, таких как эквивалент ) , Ламиак ( эквивалент нимфам ), Маруак (строители кромлехов или каменных кругов, буквально мавров ) Иратксоак ( беседи , гигантам Легенды также ( Жентилак ), и так далее. Басаджаун - баскемная версия деревянной свисы . Есть обманщик по имени Сан -Мартин Тексики («Святой Мартин Малдер»).
Неясно, имеют ли неолитические каменные сооружения, называемые дольменом религиозным значением или были построены для дома животных или отдыхающих. Некоторые из долменов и кромлехов являются местами захоронения, служащих также в качестве пограничных маркеров.

С другой стороны, Jentilak ») - (« Гиганты это легендарные люди, которые объясняют исчезновение культуры народа каменного века , которая жила на высоких землях и не зная железа. Многие легенды о них говорят, что они были больше и выше, с большой силой, но были вытеснены Ферронами или работниками литейных заводов Ironworks, пока их полное исчезновение. Это были язычники, но один из них, Оленцеро , принял христианство и стал своего рода баскским Санта -Клаусом . Они дали имя нескольким топонимам, как Дьентилбаратза .
Общество
[ редактировать ]
Исторически, баскское общество может быть описано как несколько расходящегося с римскими, а затем европейскими общественными нормами. Рассказ Страбона о севере Испании в его географии (написанный примерно 20 до н.э. и 20 г. н. из -за этого периода - необычное положение женщин: «Женщины могут наследовать и контролировать имущество, а также исполнять обязанности в церквях». Однако доказательства этого утверждения довольно редки. [ 60 ]
Это предпочтение женскому господству существовало в 20 -м веке:
... Законы о наследии матрилинейных лиц и сельскохозяйственная работа, выполняемая женщинами, продолжалась в Баскской стране до начала двадцатого века. В течение более веков ученые широко обсуждали высокий статус кодексов баскских женщин в области права, а также их позиции в качестве судей, наследников и арбитров через анте-римские, средневековые и современные времена. Система законов, регулирующих преемственность во французском баскском регионе, отражала полное равенство между полами. Вплоть до канун французской революции басксская женщина была действительно «любовницей дома», наследственным опекуном и главой линии. [ 61 ]
В то время как женщины продолжали иметь более высокую позицию в Баске, чем в других западных европейских обществах, маловероятно, что любой момент, когда общество было «матриархальным», как это часто ложно утверждается о до-индоувропейских народах в целом. Аргумент «баскского матриархата», как правило, связан с национализмом 20 -го века и противоречит более ранним отчетам об обществе. [ 62 ]
Хотя Королевство Наварра действительно приняло феодализм, большинство баскков также обладали необычными социальными институтами, отличными от остальной части феодальной Европы. Некоторые аспекты этого включают в себя изящную традицию, когда местные владельцы дома встретились перед Церковью, чтобы выбрать представителя отправить в Жунтас и Юнтас генералы (например, Юнтас-де-Визскайя или Гипускоа ), которые управляли гораздо более крупными областями. Другим примером было то, что в средневековый период большая часть земли принадлежала фермерам, а не церкви или королем. [ 53 ] [ страница необходима ] [ 63 ]
Спорт в Баскской стране
[ редактировать ]
Мяч
[ редактировать ]Великая семья Ball Games имеет свое уникальное потомство среди баскских игр с мячом, известные как Pilota (испанский: Pelota ). Некоторые варианты были экспортированы в Соединенные Штаты и Макао под названием Jai Alai .
Сельские виды спорта
[ редактировать ]

Есть несколько видов спорта, полученных баскесами из повседневных дел. Тяжелые работники были брошены, а ставки были сделаны на них. Примеры:
- Регаты гребля Эстропадака : от рыбаков.
- Сокатира : буксир -f -Вар.
- Камень получает : каменные, карьерные работы.
- Aizkolaritza и Trominaritza : деревянная запуска и распиливание.
- Sega Jokoa : Резать траву с косой .
- Giza-Abere Probak : Каменное блок, вытягивание, из строительных работ:
- Idi percak с командами волов.
- Ослы с тестами осла.
- Лошади с лошажными испытаниями .
- человеческими тестами . Человеческие команды с
- TXINGA ERAMATEA : ношение весов, по одному в каждой руке, представляющая молочные канистры.
- Встреча барана : Рам боится.
- соревнования Harri Zulaketa : бурение каменных блоков с металлическим баром, только в бывших горных районах Западного Биская.
- Соревнования по испытаниям баскской овчарки .
Bull Runs и Bullock Games
[ редактировать ]Encierro Fiestas (Bull Run) в начался Pamplona Sanfermines от как транспорт быков на ринг. Эти Encierros, а также другие мероприятия, связанные с Bull и Bullock, не являются эксклюзивными для Pamplona, но являются традиционными во многих городах и деревнях баскской страны.
Футбол
[ редактировать ]Есть несколько клубов в стране Басков, таких как спортивный Бильбао , Реал Соедидад , Депортив Алаве , С.Д. Эйбар и, как Клуб Наварра, Кали Осасуна (единственный клуб в Ла Лиге , который имеет баскское название - Осасуна означает «здоровье») Полем В сезоне 2016–17 гг. Эти пять клубов сыграли вместе в Ла Лиге, в первую очередь, когда пять баскских клубов достигли этого уровня одновременно. Athletic Политика найма в отношении подбора персонала означала, что клуб отказывается подписывать любых не баского игроков, причем «баскские» в настоящее время определяются, чтобы включать либо этнические баски, либо игроки любой этнической принадлежности, обученной баск-клубом. [ 64 ] Real Sociedad также ранее использовал такую политику.
Баскетбол
[ редактировать ]В Basque Country также есть несколько профессиональных баскетбольных команд, наиболее заметной из которых является Saski Baskonia от Vitoria-Gasteiz, одного из 11 клубов, в которых владеют ставки в баскетболе Euroleague , компанию, которая управляет общенациональной евролигой и Eurocup . В настоящее время они присоединяются в испанском топ -рейсе, Лига ACB , Bilbao Basket , с двумя клубами, вовлеченными в давнее соперничество . Другой клуб из Баскской страны, корзина Gipuzkoa второго уровня из Donostia, в настоящее время играет в Leb Oro .
Регби Союз
[ редактировать ]Rugby Union - популярный вид спорта среди французских баскров, с крупными клубами Biarritz Olympique и Aviron Bayonnais традиционными электростанциями в главном подразделении французского регби ( Top 14 ). Биарриц регулярно играет в матчах чемпионов , особенно в нокаутах, в Estadio Anoeta в Сан -Себастьяне . Игры между баскскими клубами и каталонским клубом США всегда сражаются.
Профессиональная езда на велосипеде
[ редактировать ]Велосипедный велосипед популярен, и профессиональная команда Euskaltele-Euskadi , частично спонсируемая правительством Баски, участвовала в дивизионе UCI World Tour до 2014 года. Известные своими апельсинами и способностями на холме, их поклонники знамениты тем, что выкладывали знаменитые пирены Тур де Франс, в поддержку своих соотечественников.
Каждый апрель недельный тур по Баскской стране демонстрирует красивую катящуюся баскскую сельскую местность. Мигель Индурейн , родившийся в Виллаве, является одним из самых знаменитых велосипедистов в мире, выигравших 5 последовательных туров по Франции .
Политика
[ редактировать ]
Несмотря на то, что не существует независимого баскского государства, автономное сообщество Испании Баскской страны, состоящее из провинций Алава (Араба), Бискай (Бицкайя) и Гипузкоа, является главным образом историческим последствием и ответом на широкое утверждение автономии своего населения. Полем
У Наварры есть отдельный закон о автономии, спорная договоренность, разработанная во время испанского перехода к демократии ( Amejoramiento , «обновление» его предыдущего статуса во время диктатуры). Это относится к статусу Королевства Наварры (до 1841 года) и их традиционной институциональной и правовой базе ( чартеров ). Баскский, оригинальный и основной язык Наварры до конца 18 -го века, сохранил семейную передачу, особенно в северной части Наварры и центральных районов в меньшей степени, обозначенной как Баскскую речь или смешанный район в законе Наварреса. Вопросы политической, языковой и культурной верности и идентичности очень сложны в Наварре. Политически некоторые баскские националисты хотели бы интегрироваться с баскским автономным сообществом.
Французская страна Баскской сегодняшнего дня не существует как официальное политическое сущность и официально является просто частью французского департамента пириновых атлантиков , сосредоточенных на Беарне . В последние годы число мэров региона, поддерживающих создание отдельного баскского департамента, выросло до 63,87%. [ 65 ] До сих пор их попытки были безуспешными.
Политические конфликты
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Как испанские, так и французские правительства иногда подавляли баскскую лингвистическую и культурную идентичность. Французские республики , воплощение национального государства , имеют долгую историю попытки полного культурного поглощения групп культурных меньшинств. Испания, в большинстве случаев в своей истории, предоставила некоторую степень лингвистической, культурной и даже политической автономии своим баскам, но под режимом Франциско Франко правительство испанского языка отменило достижения баскского национализма, как и в случае сражается в Напротив гражданской войны в Испании : культурная деятельность в Баске была ограничена фольклорными проблемами и католической церковью .
Сегодня южная страна Баскской страны в Испании пользуется обширной культурной и политической автономией. Большинство школ под юрисдикцией баскской системы образования используют Баск в качестве основного среда обучения. Тем не менее, ситуация более деликатная в северной стране Баскской страны в рамках Франции, где баск официально не признан, и где отсутствие автономии и одноязычное государственное обучение на французском языке оказывают большое давление на баскский язык.
В Наварре Баскский был объявлен исчезающим языком, так как антибаскное и консервативное правительство народного народного союза выступает против символов баскской культуры, [ 66 ] Подчеркивая испанскую идентичность для Наварры.
Баск также говорят иммигрантами в крупных городах Испании и Франции, в Австралии , во многих частях Латинской Америки и в Соединенных Штатах , особенно в Неваде, Айдахо и Калифорнии. [ 53 ] : 1
Политический статус и насилие
[ редактировать ]С момента своего артикуляции Сабино Араны в конце 19-го века, более радикальные течения баскского национализма потребовали право на самоопределение и даже независимость . Внутри страны Баскскую страну этот элемент баскской политики часто находится в равновесии с концепцией баскской страны как просто еще одной части испанского государства, что более часто поддерживается по праву политического спектра. Напротив, стремление к большей автономии или независимости особенно распространено среди левых баскских националистов. Право на самоопределение было утверждено баскским парламентом в 2002 и 2006 годах. [ 67 ] Поскольку самоопределение не признается в испанской конституции 1978 года , широкое большинство басккс воздержались (55%), а некоторые даже проголосовали против него (23,5%) на референдуме по ратификации 6 декабря того же года. Тем не менее, это было одобрено явным большинством в Испании (87%). Автономный режим для Баскской страны был одобрен на референдуме 1979 года, но автономия Наварры ( Amejoramiento del Fuero : «Улучшение хартии») никогда не подчинялась референдуму, но одобрено только Наваррезе Кортом (Парламент).
Политическое насилие
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к этому . ( Август 2010 г. ) |
Классификация
[ редактировать ]Как и в случае с их языком, басквы явно отличаются от различной культурной группы в их регионе. Они считают себя культурными и особенно лингвистически отличными от окружающих соседей. Некоторые баски идентифицируют себя только как басквы, тогда как другие идентифицируют себя как баскскую, так и испанскую. [ 68 ] Многие баски считают обозначение как «культурное меньшинство» как неполное, что предпочитает вместо этого определение как нацию, общепринятое обозначение для баскского народа вплоть до роста национальных государств и определения, навязанного Конституцией Испании 1812 года .
В наше время, будучи европейским народом, живущим в высокоиндустриализированной области, культурные различия от остальной Европы неизбежно размыты, хотя сознательная культурная идентичность как народ или нация остается очень сильной, как идентификация с их родиной, даже среди Многие баски, которые эмигрировали в другие части Испании или Франции, или в другие части мира.
Самое сильное различие между басками и их традиционными соседями является лингвистическим. Окруженный романтическими носителями, басквицы традиционно говорили (и многие все еще говорят) на языке, который был не только не-романным, но и неиндоевропейским. Преобладающая вера среди басков и формирование части их национальной идентичности заключается в том, что их язык имеет преемственность с людьми, которые были в этом регионе, так как не только до-римские и доельтские времена, но и с каменного века.
Примечательные баски
[ редактировать ]Среди наиболее заметных басккских людей- Хуан Себастьян Элькано (который возглавил первую успешную экспедицию, которая совершила кругосветное плавание после того, как Фердинанд Магеллан умер в середине Джорни); Санчо III из Наварры ; и Игнатий Лойола и Фрэнсис Ксавье , основатели Общества Иисуса .
Дон Диего Мария де Гардоки и Аррикибар (1735–1798) также был басккской, который стал первым послом Испании в Соединенных Штатах, а Мигель де Унамуно был известным романистом и философом конца 19 -го и 20 -го века, также был басккской.
Другим известным баскесом был отец Альберто Эртадо, SJ (1901–1952), иезуитский священник, который основал благотворительную жилищную систему Хогар де Кристо , то есть очаг или дом Христа, в Чили. Эль Хогар предоставил домашнюю среду для бездомных. Уртадо также основал Ассоциацию профсоюзов чилийской профсоюзы для продвижения профсоюзного движения, основанного на социальных учениях католической церкви. Он был другом и Спасителем для всех бедных и бездомных, и 16 октября 2005 года он был избит папой Иоанном Павлом II . Он был канонизирован папой Бенедиктом XVI . [ 69 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Аберри Эгуна
- Аквитания
- Баскские кодовые говорящие
- Cro-Magnon
- Герцогство Васконии
- Французский народ
- Генетическая история Европы
- Иберианцы
- Покойная басказацию
- Список басква
- Национальная и региональная идентичность в Испании
- Испанский житель
- Баск
Сноски
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный V. Социолингвистический опрос 2011 [ V. Социолингвистический обследование ] (PDF) (в баске). Vitoria-Gasteic: Центральная публикационная служба правительства Баски. 2013. ISB 978-84-457-3303-5 Полем Архивировано (PDF) из оригинала 1 июня 2014 года . Получено 2 ноября 2016 года .
- ^ "Ine" . Ine. 2013. Архивировано с оригинала 7 ноября 2014 года . Получено 5 ноября 2014 года .
- ^ «Перепись 2000: Таблица 1. Первый, второй, и общие ответы на вопрос о происхождении по подробному кодексу происхождения: 2000» (XLS) . Бюро переписей США . 22 января 2007 года. Архивировано с оригинала 23 июля 2017 года . Получено 2 ноября 2016 года .
- ^ «Профиль переписи Канады 2021» . Профиль переписи, перепись 2021 года . Статистика Канада Статистика Канада. 7 мая 2021 года. Архивировано с оригинала 3 января 2023 года . Получено 3 января 2023 года .
- ^ Estadísticas Enseñanzas no Universitarias – Resultados Detallados – Curso 2007–2008, Ministry of Education, educacion.es – Compiled by Fernando Bravo. FP: Профессиональная подготовка (Профессиональная подготовка).
- ^ "Баск" . Britannica Online для детей . Архивировано с оригинала 11 марта 2016 года . Получено 16 марта 2013 года .
- ^ "Баск" . Оксфордская ссылка онлайн . Архивировано с оригинала 24 сентября 2015 года . Получено 3 ноября 2016 года .
- ^ Totoricaguena, Gloria Pilar (2004). Идентичность, культура и политика в баскской диаспоре . Университет Невады Пресс. п. 59. ISBN 978-0-87417-547-9 Полем Получено 3 ноября 2016 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Гюнтер, Торстен; и др. (2015). «Древние геномы связывают ранних фермеров из Атапуерки в Испании к современным баскам» . Труды Национальной академии наук . 112 (38): 11917–11922. Bibcode : 2015pnas..11211917G . doi : 10.1073/pnas.1509851112 . PMC 4586848 . PMID 26351665 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Олалде, Иньиго; и др. (2019). «Геномная история иберийского полуострова за последние 8000 лет» . Наука . 363 (6432): 1230–1234. Bibcode : 2019sci ... 363.1230o . doi : 10.1126/science.aav4040 . PMC 6436108 . PMID 30872528 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Байкрофт, Клэр; и др. (2019). «Модели генетической дифференциации и следы исторических миграций на иберийском полуострове» . Природная связь . 10 (1): 551. Bibcode : 2019natco..10..551b . doi : 10.1038/s41467-018-08272-w . PMC 6358624 . PMID 30710075 .
- ^ «Баски - название (Энциклопедия Aunende) » Баск. Оригинал из оригинала от 2010-03-0 Получено 2010-08-2
- ^ Фермы Сайнз, Хосе Луис; Сантьяго де Пабло; Коро Рубио Побс (2011). Краткая история Ескади: от Фуэроса до автономии (1 -е изд.). Мадрид: дебаты. ISBN 978-84-9992-039-9 Полем OCLC 947160667 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Алонсо, Сантос; и др. (2005). «Место басков в европейском ландшафте разнообразия Y-хромосомы» . Европейский журнал человеческой генетики . 13 (12). Спрингер Природа: 1293–1302. doi : 10.1038/sj.ejhg.5201482 . PMID 16094307 . S2CID 7089003 .
- ^ Уэллс, Hg Схема истории . Нью-Йорк: Doubleday & Co., 1920, том I, Глава XI «Расы человечества», с. 131-144. Сравните стр. 98, 137 и 139.
- ^ Cavalli-Sforza, L. Luca; Меноцци, Паоло; и Пьяцца Альберто. История и география человеческих генов . Принстон, Нью -Джерси: издательство Принстонского университета, 1994, с. 280.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Dupanloup, я.; и др. (2004). «Оценка влияния доисторической примесь на геном европейцев» . Молекулярная биология и эволюция . 21 (7). Издательство Оксфордского университета: 1361–1372. doi : 10.1093/molbev/msh135 . PMID 15044595 .
- ^ Перич, м.; и др. (2005). «Филогенетический анализ с высоким разрешением юго-восточной Европы прослеживает основные эпизоды отцовского потока генов среди славянских популяций» . Молекулярная биология и эволюция . 22 (10). Издательство Оксфордского университета: 1964–1975. doi : 10.1093/molbev/msi185 . PMID 15944443 .
- ^ Родригес-Эзпелета, Найара; и др. (2010). «Генотипирование SNP высокой плотности обнаруживает гомогенность испанских и французских басккс и подтверждает их геномную отличительность от других европейских популяций». Человеческая генетика . 128 (1): 113–7. doi : 10.1007/s00439-010-0833-4 . PMID 20443121 . S2CID 28086737 .
- ^ Ли, JZ; Absher, DM; Тан, ч.; Саутвик, Ам; Касто, Ам; Ramachandran, S.; Cann, HM; Barsh, GS; et al. (2008). «Во всем мире человеческие отношения, вытекающие из моделей вариаций по всему геному». Наука . 319 (5866): 1100–4. Bibcode : 2008Sci ... 319.1100L . doi : 10.1126/science.1153717 . PMID 18292342 . S2CID 53541133 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Solé-Morata, Neus (2017). «Анализ гаплогруппы R1B-DF27 показывает, что большая часть иберийских линий Y-хромосом возникла недавно на месте» . Научные отчеты . 7 (7341): 7341. Bibcode : 2017natsr ... 7.7341S . doi : 10.1038/s41598-017-07710-x . PMC 5544771 . PMID 28779148 .
- ^ Semino, o.; Пассариан, Г.; Oefner, PJ; Лин, Аа; Arbuzova, S.; Бекман, Ле; de Benedictis, G.; Franlacci, P.; Kouvatsi, A.; Limborska, S.; Marcikiae, M.; Мика, А.; Мика, Б.; Primorac, D.; Santachiara-Benerecetti, AS; Cavalli-Sforza, LL; Андерхилл, Пенсильвания (2000-11-10). «Генетическое наследие палеолитического Homo Sapiens Sapiens у существующих европейцев: перспектива хромосомы AY » Наука 290 (5494). Sciencemag.org: 1155–1 Bibcode : 2000sci ... 290.1155s doi : 10.1126/science.290.5494.1155 . PMID 11073453 Архивировано с оригинала 2014-01-0 Получено 2013-03-2
- ^ Капелли, C; Brisighelli, F; Scarnicci, F; и др. (2013-01-30). «Генетическая вариация хромосомы на итальянском полуострове является клиническим и поддерживает модель примесей для мезолитического неолитического встречи». Мол Филогенет. Эвол . 44 (1): 228–39. doi : 10.1016/j.ympev.2006.11.030 . PMID 17275346 .
- ^ Арреди, Барбара; Эстелла S Poloni; Крис Тайлер-Смит (2007). «13. Народ Европы» (PDF) . В Майкл Х. Кроуфорд (ред.). Антропологическая генетика: теория, методы и приложения . Издательство Кембриджского университета. С. 380–408. ISBN 978-0-521-54697-3 Полем Архивировано из оригинала (PDF) 3 ноября 2016 года . Получено 3 ноября 2016 года . [ страница необходима ]
- ^ Балареск, Патриция; Боуден, Джорджина Р.; Адамс, Сьюзен М.; Леунг, Хо-Йи; Король, Тури Э.; и др. (2010). Пенни, Дэвид (ред.). «Преимущественно неолитическое происхождение для европейских отцовских линий» . PLOS Биология . 8 (1). Публичная библиотека науки : E1000285. doi : 10.1371/journal.pbio.1000285 . PMC 2799514 . PMID 20087410 .
- ^ Myres, Natalie M.; и др. (2010). «Основной эффект эпохи эпохи Y-хромосомы R1B Holocene Era в Центральной и Западной Европе» . Европейский журнал человеческой генетики . 19 (1). Спрингер Природа: 95–101. doi : 10.1038/ejhg.2010.146 . PMC 3039512 . PMID 20736979 .
- ^ Sjödin, per; Оливье Франсуа (2011). «Модели волны адаптации диффузии гаплогруппы Y-хромосомы R1B1B2 в Европе» . Plos один . 6 (6). Публичная библиотека науки: E21592. Bibcode : 2011ploso ... 621592S . doi : 10.1371/journal.pone.0021592 . PMC 3123369 . PMID 21720564 .
- ^ Родригес, Хавьер; Паленсия-Мадрид, Лейр; Мендоса, Вивиан С.; Гарсия-Бертран, Ральф; De Pancorbo, Marian M.; Эррера, Рене Дж. (2021). «Y -хромосома автохтонных баскских популяций и замены бронзового века» . Научные отчеты . 11 (1): 5607. Bibcode : 2021natsr..11.5607l . doi : 10.1038/s41598-021-84915-1 . PMC 7970938 . PMID 33692401 .
- ^ Леви-Коффман, Эллен (17 августа 2006 г.). «Мы не наши предки: доказательства разрыва между доисторическими и современными европейцами» . Журнал генетической генеалогии . Архивировано из оригинала 8 апреля 2009 года . Получено 3 ноября 2016 года .
- ^ Гонсалес, Ана М.; Оскар Гарсия; Хосе М. Ларруга; Висенте М. Кабрера (23 мая 2006 г.). «Митохондриальная линия U8A раскрывает палеолитическое поселение в баскской стране» . BMC Genomics . 7 (1): 124. doi : 10.1186/1471-2164-7-124 . PMC 1523212 . PMID 16719915 .
- ^ Бехар, DM; Harmant, c; Мэнри, J; Ван печь, м; Haak, w; Martinez-Cruz, B; Saluter, J; Ойхарсабал, б; Bauduer, F; Comas, D; Quintana-Murci, L (9 марта 2012 г.). грехи «Баскская парадигма: генетические доказательства непрерывности паникеры в франко-сантабрианском регионе Американский журнал генетики человека 90 (3): 486–4 Doi : 10.1016/ j.ajhg.2012.01.0 3309182PMC PMID 22365151
- ^ Гиббонс, Энн (14 марта 2019 г.). «Мужчины, которые жили в Испании 4500 лет назад, сегодня почти не оставили мужского генетического наследия» . Наука . doi : 10.1126/science.aax3372 . S2CID 188982483 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 года . Получено 29 ноября 2020 года .
- ^ БЛАКЕМОР, Эрин (14 марта 2019 г.). «Удивительная ДНК, найденная у древних людей из Южной Европы» . National Geographic . Архивировано из оригинала 2 декабря 2020 года . Получено 29 ноября 2020 года .
- ^ Грант, Боб (9 сентября 2015 г.). «Древняя ДНК выясняет баскское происхождение» . The Scientist.com. Архивировано с оригинала 17 ноября 2015 года . Получено 2 ноября 2016 года .
- ^ «Древняя ДНК -трещины баскского происхождения» . BBC News . 7 сентября 2015 года. Архивировано с оригинала 7 декабря 2020 года . Получено 2 ноября 2016 года .
- ^ «Древние геномы связывают ранних фермеров с баски» . Phys.org. 7 сентября 2015 года. Архивировано с оригинала 27 октября 2020 года . Получено 2 ноября 2016 года .
- ^ Траск, Р.Л. (1997). История Баскского . Нью -Йорк, США: Routledge. п. 12. ISBN 0-415-13116-2 Полем Архивировано из оригинала 2020-05-04 . Получено 2017-11-01 .
- ^ Льюис, Арчибальд Р. (1965). Развитие южного французского и каталонского общества, 718-1050 . Университет Техасской прессы. С. 20–33. Архивировано из оригинала 2019-10-07 . Получено 2017-10-28 .
- ^ Garicoix, Michel (2017-12-29). «Le платит баскско SE, представляющуюся в общине D'Agglomération» [Баскская страна создана как сообщество агломерации] (на французском языке). Архивировано из оригинала 2020-04-30 . Получено 2017-10-31 .
- ^ «См. Euskalterm, баскский общедоступный банк, поддерживаемый правительством Баски для этих и других условий и их общих переводов» . .euskadi.net. Архивировано из оригинала 10 мая 2010 года . Получено 2010-08-22 .
- ^ "Баски" . Канадская энциклопедия . Архивировано из оригинала 18 июля 2017 года . Получено 13 мая 2017 года .
- ^ Lain Entralgo, Peter (январь 1949 г.). «Чили в ловушку» [Чили держалась под свет] (на испанском). Philosopanap.org. Архивировано мая из оригинала 14 Получено 2 ноября
«Компания Иисуса и Республики Чили-великие хазаны народа вакконнаго», своего рода так называемый Дон Мигель де Уна ... Мурент и Республика Чили надолго
- ^ Дуглас, Уильям А.; Джон Бильбао (2005). Американец: Баски в новом мире Университет Невады Пресс. П. 81. ISBN 978-0-87417-625-4 Полем Получено 3 ноября 2016 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Баскский день культуры» . Basqueed.org. 2007-10-06. Архивировано с оригинала 2011-08-07 . Получено 2010-08-22 .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2016-11-17 . Получено 2016-11-17 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - ^ Артуро Эскобар Урибе (1950). Мифы Антиокии. Введение.
- ^ (по-испански) http://campus.usal.es/~investigacionesmusicales/docs/influencia.pdf Архивировано 2020-05-19 на машине Wayback
- ^ Ocampo López, J. (1990). Колумбийская народная музыка (1 -е изд., Стр. 47, 98). Богота, Колумбия: площадь Янес.
- ^ «Басская социолингвистика» . Eke.eus. Архивировано с оригинала 2019-08-02 . Получено 2019-10-21 .
- ^ «Наварра - это сообщество с наименьшим чувством испанского » . Арчндд из оригинала 2 февраля 2019 года.
- ^ Галлахер, Брендан (27 февраля 2002 г.). «Франция смотрит на баскскую вундеркинку» . Telegraph.co.uk . Архивировано из оригинала 2022-01-11 . Получено 6 мая 2012 года .
- ^ Айерди Урраза, Xabier (24 июля 2006 г.). «Маршруты к лингвистической и культурной интеграции для иммигрантов в баскском автономном сообществе» . euskara.euskadi.net. Архивировано из оригинала 2 марта 2007 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Траск, Роберт Лоуренс (1997). История Баскского . Психология пресса. ISBN 978-0-415-13116-2 Полем Архивировано из оригинала 19 мая 2020 года . Получено 3 ноября 2016 года .
- ^ Морено Кабрера, Хуан Карлос (19 октября 2006 г.). «Несчастные представления о басе» . euskara.euskadi.net. Архивировано из оригинала 2 марта 2007 года.
- ^ Mitxelena, Koldo , Appellidos Vascos (Пятое издание), Сан -Себастьян: Vaccine, 1997.
- ^ Arrizabalaga, Marie-Pierre (21 декабря 2005 г.). «Стратегии пиренейских браков в девятнадцатом веке: французский баскский случай» . Международный обзор социальной истории . 50 (S13): 93–122. doi : 10.1017/s0020859005002087 .
- ^ «Опрос общественного мнения о религии Gizaker» (PDF) . EITB Служба общественного вещания в Баскской стране. Архивировано из оригинала (PDF) 2011-07-28 . Получено 2010-08-22 .
- ^ Центр социологических исследований (Центр социологических исследований) (октябрь 2019 г.). «Макробарометр от октября 2019 года, банк данных - Население документа« Население о праве голосовать на всеобщих выборах и резидент в Испании, Баскская страна (Aut.) » (PDF) (на испанском языке). п. 23. Арчндд (PDF) из оригинала 4 февраля 2020 года . Получено 4 февраля 2020 года .
- ^ «Баскский | Определение, история, регион и факты | Британская» . www.britannica.com . Архивировано из оригинала 2023-05-22 . Получено 2023-11-05 .
- ^ Курланский, Марк. Баскская история мира (с.94)
- ^ Гимбутас, М. Живая богиня Университет Калифорнийского университета: 2001
- ^ Буллен, Маргарет. Баскские гендерные исследования (с.118-120)
- ^ Коллинз, Р. Басккс Блэквелл: 1986
- ^ «Официальный сайт спортивного клуба - обзор клуба, включая« код » » . Архивировано из оригинала 2017-08-21 . Получено 2017-03-16 .
- ^ «64% баскских матерей в пользу страны отдела баскской страны » Mater-info.com. 2 г. 2005 ноября Получено 3 августа
- ^ Резолюция Генеральной Ассамблеи Европейского бюро для менее используемых языков, 13 сентября 2003 г. (Хельсинки), о положении баскского языка в автономном сообществе Наварры. Сообщается в Mercator Butlleti 55: «Выступающие на региональном языке или языке меньшинства должны иметь право использовать свой язык в частной и общественной жизни. Вопреки этим принципам местные власти из Ируньи/Памплона (столица автономного сообщества Наварры в Испании ) Реализует серию реформ в законодательство об автономном сообществе, ограничивающее использование басского языка. Наварре ... "
- ^ «EITB: Баскский парламент принимает резолюцию по самоопределению » . EITB24.com. Архивировано из оригинала на 2009-01-09 . Получено 2014-03-12 .
- ^ « Эволуцион де ла Euskobarómetro . 2007. Архивировано из оригинала 22 июня 2007 года. Тридцать три процента баскского автономного сообщества в конце 2006 года определено как только баскский.
- ^ «Святой Альберто -Хартадо, SJ: покровитель многозадач» . Журнал Америки . 18 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2020 года . Получено 5 апреля 2019 года .
Ссылки
[ редактировать ]- Аллиер, Жак. Басккс 1977; онлайн 2016 Перепечатка .
- Баски, каталонцы и Испания , Daniele Conforti, 2000, ISBN 1-85065-268-6 .
- Баскская история мира , Марк Курланский , 1999, ISBN 0-8027-1349-1 .
- Самые старые европейцы , JF Del Giorgio, AJ Place, 2006, ISBN 980-6898-00-1 .
- Этнологический отчет Франции для статистики населения во Франции.
- Euskal Herria в доистории , Xabier Peñalver Iribarren, 1996, ISBN 84-89077-58-4 .
- Гимбутас, Мария , Живые Богини (Беркли: Университет Калифорнийской Прессы , 2001).
- Гадингем, Эван (сентябрь 1992 г.). «Тайные люди Европы». Всемирный монитор . 5 (9).
- Гамильтон, Кэрри (2000). «Повторно отмечать баскскую националистическую семью: дочери, отцы и воспроизводство радикальной националистической общины». Журнал испанской культурологии . 1 (2): 153–71. doi : 10.1080/713683438 . S2CID 144135906 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Баскское автономное правительство
- 8 Вебинтцяк. Некоммерческая ассоциация, работающая с басками в мире
- Орозапенак Голоса из Баскской Америки , Университет Невады, Рено, Специальные коллекции.
- Basque Digital Collection , Университет Невады, Специальные коллекции Reno
- Овцы северной Невады , Университет Невады, Рено, Специальные коллекции
- Баскские плакаты , Университет Невады, Рено, Специальные коллекции
- Голоса из Университета Баски Америки в Неваде, библиотеки Рено