Карма в джайнизме
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Карма — это основной принцип всеобъемлющей психокосмологии в джайнизме . Нравственные действия человека составляют основу переселения души ( дживы ) . Душа ограничена циклом перерождений, заперта во временном мире ( сансара ), пока, наконец, не достигнет освобождения ( мокша ). Освобождение достигается путем следования по пути очищения. [ 1 ]
Джайны верят, что карма — это физическая субстанция, которая находится повсюду во Вселенной. Частицы кармы притягиваются к душе действиями этой души. Частицы кармы притягиваются, когда мы что-то делаем, думаем или говорим, когда что-то убиваем, когда лжем, когда воруем и так далее. Карма не только охватывает причинность переселения, но также рассматривается как чрезвычайно тонкая материя, которая проникает в душу , затемняя ее естественные, прозрачные и чистые качества. Карму считают своего рода загрязнением, которое окрашивает душу в различные цвета ( лешья ). В зависимости от своей кармы душа подвергается переселению и перевоплощается в различных состояниях существования — например, в раю или аде, в образе человека или животного.
Джайны называют неравенство, страдания и боль доказательством существования кармы. Различные виды кармы классифицируются в зависимости от их воздействия на потенцию души. Джайнская теория пытается объяснить кармический процесс, определяя различные причины кармического наплыва ( ашрава ) и рабства ( бандха ), уделяя одинаковое внимание как самим поступкам, так и намерениям, стоящим за этими поступками. Джайнская кармическая теория возлагает огромную ответственность на индивидуальные действия и исключает всякую надежду на предполагаемое существование божественной милости или возмездия . Доктрина джайнов также утверждает, что мы можем как изменить нашу карму, так и получить от нее освобождение посредством аскезы и чистоты поведения.
Философский обзор
[ редактировать ]Согласно джайнам, все души изначально чисты в своем идеальном состоянии и обладают качествами бесконечного знания, бесконечного восприятия, бесконечного блаженства и бесконечной энергии. [ 2 ] Однако современный опыт обнаруживает, что эти качества осквернены и заблокированы из-за связи этих душ с кармой. Таким образом душа была связана с кармой на протяжении вечности безначального времени. [ 3 ] Это рабство души объясняется в джайнских текстах аналогией с золотой рудой, которая в естественном состоянии всегда встречается неочищенной, с примесями примесей. Точно так же идеально чистое состояние души всегда было покрыто нечистотами кармы. Эта аналогия с золотой рудой также идет еще дальше: очищения души можно достичь, если применить правильные методы очистки. [ 3 ] На протяжении веков джайнские монахи создали большой и сложный корпус литературы, описывающий природу души, различные аспекты действия кармы, а также пути и средства достижения мокши . [ 3 ] Тиртханкара-нама-карма — это особый вид кармы, рабство которой возводит душу до высшего статуса тиртханкары . [ 4 ]
Теория материала
[ редактировать ]Джайнизм говорит о кармической «грязи», поскольку считается, что карма проявляется в виде очень тонких и чувственно неощутимых частиц, пронизывающих всю вселенную. [ 5 ] Они настолько малы, что одна точка пространства — наименьшая возможная протяженность пространства — содержит бесконечное количество кармических частиц (или количество кармической грязи). Именно эти кармические частицы прилипают к душе и влияют на ее естественную потенцию. [ 6 ] Эта материальная карма называется дравья кармой ; и возникающие в результате эмоции — удовольствие, боль, любовь, ненависть и т. д. — переживаемые душой, называются бхава кармой , психической кармой. [ 7 ] Отношения между материальной и психической кармой являются причинно-следственными. Материальная карма порождает чувства и эмоции в мирских душах. [ примечание 1 ] которые, в свою очередь, порождают психическую карму, вызывая эмоциональные изменения внутри души. Эти эмоции снова приводят к притоку и связыванию свежей материальной кармы. [ 8 ] Джайны считают, что кармическая материя на самом деле является агентом, который позволяет сознанию действовать в материальном контексте этой вселенной. Они являются материальным носителем стремления души физически ощутить этот мир. Привлеченные сознанием, они сохраняются в интерактивном кармическом поле, называемом кармана шарира , которое исходит из души. [ 9 ] Таким образом, карма – это тонкая материя, окружающая сознание души. Когда эти два компонента — сознание и созревшая карма — взаимодействуют, душа переживает жизнь, известную в нынешней материальной вселенной. [ 9 ]
Саморегулирующийся механизм
[ редактировать ]По мнению индолога Роберта Дж. Зиденбоса , карма — это система естественных законов, в которой считается, что действия, имеющие моральное значение, вызывают определенные последствия так же, как и физические действия. Если взять яблоко в руки, а затем отпустить, яблоко упадет. Здесь нет ни судьи, ни морального суждения, поскольку это механическое следствие физического действия. [ 10 ] Точно так же последствия естественным образом возникают, когда кто-то произносит ложь, крадет что-то, совершает бессмысленное насилие или ведет развратную жизнь. Вместо того чтобы предполагать, что эти последствия — моральные награды и возмездия — являются работой какого-то божественного судьи, джайны верят, что в космосе существует врожденный моральный порядок, саморегулирующийся посредством действия закона кармы. Мораль и этика важны в джайнизме не из-за Бога, а потому, что жизнь, ведущаяся в согласии с моральными и этическими принципами ( махаврата ), считается полезной: она ведет к уменьшению — и, наконец, к полной утрате — кармы, которая в поворот ведет к вечному счастью. [ 11 ] Джайнистская концепция кармы снимает ответственность за спасение с Бога и возлагает ее на самого человека. По словам джайнского ученого Дж. Л. Джайни: [ 12 ]
Джайнизм больше, чем любое другое вероучение, дает человеку абсолютную религиозную независимость и свободу. Ничто не может стоять между нашими действиями и их плодами. После этого они становятся нашими хозяевами и должны принести плоды. Поскольку моя независимость велика, моя ответственность равна ей. Я могу жить так, как мне нравится; но мой голос необратим, и я не могу избежать последствий его. Никакой Бог, его Пророк, его заместитель или возлюбленный не может вмешиваться в человеческую жизнь. Душа, и только она ответственна за все, что она делает.
Преобладание кармы
[ редактировать ]Согласно джайнизму, кармические последствия безошибочно определенны и неизбежны. Никакая божественная благодать не может уберечь человека от их переживания. Только практика аскезы и самоконтроля может изменить или смягчить последствия кармы. [ 13 ] [ 14 ] Даже тогда, в некоторых случаях, нет другого выбора, кроме как невозмутимо принять карму. Джайнский текст второго века «Бхагавати Арадхана» (стих № 1616) резюмирует преобладание кармы в джайнской доктрине: [ 15 ]
Нет ничего могущественнее в мире, чем карма; карма попирает все силы, как слон – куст лотосов.
Это преобладание кармы — тема, которую джайнские аскеты часто исследовали в создаваемой ими литературе на протяжении всех столетий. Пол Дандас отмечает, что аскеты часто использовали предостерегающие истории , чтобы подчеркнуть все кармические последствия морально неправильного образа жизни или чрезмерно интенсивных эмоциональных отношений. Однако он отмечает, что такие повествования часто смягчались заключительными заявлениями о преобразующем эффекте благочестивых действий главных героев и их конечном достижении освобождения. [ 16 ]
Биографии легендарных личностей, таких как Рама и Кришна , в джайнских версиях эпосов Рамаяна и Махабхарата . [ примечание 2 ] [ примечание 3 ] Карма также является одной из основных тем. Основные события, персонажи и обстоятельства объясняются со ссылкой на их прошлые жизни, с примерами конкретных действий особой интенсивности в одной жизни, определяющих события в следующей. [ 17 ] Джайнские тексты повествуют, как даже Махавира , один из самых популярных пропагандистов джайнизма и 24-й тиртханкара (создатель брода), [ примечание 4 ] ему пришлось нести основную тяжесть своей предыдущей кармы, прежде чем он достиг кевала-гьяны . Он достиг этого только после двенадцати лет суровой аскезы и отстраненности. [ 18 ] Ачаранга Сутра говорит о том, как Махавира переносил свою карму с полной невозмутимостью, следующим образом: [ 19 ]
Его ударили палкой, кулаком, копьем, ударили фруктом, комом, черепком. Избивая его снова и снова, многие плакали. Когда однажды он сидел, не двигая своим телом, многие резали его плоть, рвали волосы от боли или покрывали его пылью. Подбрасывая его, они давали ему упасть или мешали ему принимать религиозные позы; оставив заботу о своем теле, Преподобный смирился и терпел боль, свободный от желаний. Как герой, стоящий во главе битвы, окружен со всех сторон, так был и Махавира. Преодолев все невзгоды, Достопочтенный, невозмутимо, продолжил путь к нирване .
- Акаранга Сутра 8–356:60
Реинкарнация и переселение
[ редактировать ]Карма составляет центральную и фундаментальную часть джайнской веры, будучи неразрывно связанной с другими ее философскими концепциями, такими как переселение людей, реинкарнация, освобождение, ненасилие ( ахимса ) и непривязанность, среди других. Считается, что действия имеют последствия: некоторые немедленные, некоторые отложенные, даже в будущих воплощениях. Таким образом, учение о карме рассматривается не просто по отношению к одной жизни, но также по отношению как к будущим воплощениям, так и к прошлым жизням. Уттарадхьяяна-сутра 3.3–4 гласит: [ 20 ]
Джива . или душа иногда рождается в богов , иногда в аду мире Иногда он принимает тело демона ; все это происходит из-за его кармы. Эта джива иногда рождается в виде червя, насекомого или муравья.
Далее в тексте говорится (32.7): [ 20 ]
Карма – это корень рождения и смерти. Души, связанные кармой, движутся по кругу в цикле существования.
Здесь нет никакого возмездия, осуждения или награды, а есть естественные последствия жизненного выбора, сделанного сознательно или неосознанно. [ 10 ] Следовательно, какие бы страдания или удовольствия, которые душа может испытывать в своей нынешней жизни, происходят из-за выбора, который она сделала в прошлом. В результате этой доктрины джайнизм придает первостепенное значение чистому мышлению и моральному поведению. [ 21 ]
Четыре Гати (состояния существования)
[ редактировать ]
В джайнских текстах постулируются четыре гати , то есть состояния существования или категории рождения, внутри которых душа переселяется. Четырьмя гати являются: дева (полубоги), манушья (люди), нараки (существа ада) и тирьянча (животные, растения и микроорганизмы). [ 22 ] Четырем гати соответствуют четыре царства или уровня обитания в вертикально многоярусной джайнской вселенной : полубоги занимают более высокие уровни, где расположены небеса; люди, растения и животные занимают средние уровни; а адские существа занимают нижние уровни, где расположены семь адов. [ 22 ]
Однако одночувственные души, называемые нигода , [ примечание 5 ] и души со стихийными телами пронизывают все уровни этой вселенной. Нигоды — это души, находящиеся на нижнем конце экзистенциальной иерархии. Они настолько малы и недифференцированы, что у них отсутствуют даже отдельные тела, и они живут колониями. Согласно джайнским текстам, эту бесконечность нигод также можно найти в тканях растений, корнеплодах и телах животных. [ 23 ] В зависимости от своей кармы душа переселяется и перевоплощается в рамках этой космологии судеб. Четыре основные судьбы далее делятся на подкатегории и еще более мелкие подкатегории. В целом джайнские тексты говорят о цикле из 8,4 миллионов жизней, в которых души оказываются снова и снова, циркулируя в сансаре . [ 24 ]
В джайнизме Бог не играет никакой роли в судьбе человека; личная судьба человека рассматривается не как следствие какой-либо системы вознаграждений или наказаний, а скорее как результат его собственной личной кармы. [ 25 ] Текст из тома древнего джайнского канона, Бхагвати-сутры 8.9.9, связывает определенные состояния существования с конкретной кармой. Насильственные поступки, убийство существ, имеющих пять органов чувств, поедание рыбы и т. д. приводят к перерождению в аду. Обман, мошенничество и фальшь приводят к перерождению в животном и растительном мире. Доброта, сострадание и скромный характер приводят к рождению человека; а аскетизм, принятие и соблюдение обетов ведут к перерождению на небесах. [ 25 ]
В джайнской мысли существует пять типов тел: земное (например, большинство людей, животных и растений), метаморфическое (например, боги, существа ада, тонкая материя, некоторые животные и несколько людей, которые могут трансформироваться из-за своего совершенства), тип переноса. (например, добрые и чистые субстанции, осознаваемые аскетами), огненные (например, тепло, которое преобразует или переваривает пищу) и кармические (субстрат, в котором находятся кармические частицы и которые заставляют душу постоянно меняться). [ 26 ]
Философия джайнов далее делит земное тело по симметрии, количеству органов чувств, жизненным силам ( айус ), функциональным возможностям и тому, вмещает ли одно тело одну душу или одно тело вмещает множество. [ 27 ] У каждого живого существа есть от одного до пяти чувств, три бала (сила тела, языка и ума), дыхание (вдох и выдох) и продолжительность жизни. [ 28 ] [ 29 ] Согласно сложным теориям джайнских текстов, все живые существа во всех сферах, включая богов и адских существ, накапливают и уничтожают восемь типов кармы. [ 30 ] Подробные описания формы и функций физической и метафизической вселенной, а также ее составляющих также представлены в джайнских текстах . [ 31 ] [ 32 ] Все эти сложные теории пытаются проиллюстрировать и последовательно объяснить джайнскую теорию кармы в глубоко моральных рамках, очень похожих на буддизм и индуизм, но со значительными различиями в деталях и предположениях. [ 33 ]
Леся – окрас души
[ редактировать ]
Согласно джайнской теории кармы, кармическая материя придает цвет ( лешья ) в зависимости от умственной деятельности, стоящей за действием. душе [ 34 ] Окраска души объясняется аналогией с кристаллом, приобретающим цвет связанной с ним материи. упоминается именно цвет Точно так же душа также отражает качества вкуса, запаха и прикосновения связанной с ней кармической материи, хотя обычно при обсуждении лешьяс . [ 35 ] Уттарадхьяяна-сутра 34.3 говорит о шести основных категориях лешьи, представленных шестью цветами: черным, синим, серым, желтым, красным и белым. [ 36 ] Черный, синий и серый цвета — неблагоприятная лешья , ведущая к рождению души в несчастьях. Желтый, красный и белый — благоприятные лешьи , которые ведут к рождению души в удаче. [ 37 ] Уттарадхьяяна-сутра описывает умственный характер людей, имеющих черно-белые лешьи : [ 38 ]
Джайнские тексты далее иллюстрируют влияние лешьи на умственные способности души, используя пример реакции шести путешественников, увидевших плодоносящее дерево. Они видят дерево, увешанное плодами, и начинают думать о том, как добыть эти плоды: один из них предлагает вырвать с корнем все дерево и съесть плоды; второй предлагает спилить ствол дерева; третий предлагает просто срезать ветки; четвертый предлагает срезать ветки и пощадить ветки и дерево; пятый предлагает срывать только плоды; шестой предлагает собирать только упавшие плоды. [ 37 ] Мысли, слова и телесные действия каждого из этих шести путешественников различны в зависимости от их умственных предрасположенностей и соответственно иллюстрируют шесть лешья . С одной стороны, человек с черной лешей , имеющий злой характер, думает вырвать с корнем все дерево, хотя ему хочется съесть только один плод. С другой стороны, человек с белой лешей , обладающий чистым характером, думает собрать упавший плод, чтобы пощадить дерево. [ 37 ]
Роль дел и намерений
[ редактировать ]Роль намерения — один из наиболее важных и определяющих элементов теории кармы во всех ее традициях. В джайнизме намерение важно, но не является обязательным условием греха или неправильного поведения. Злой умысел является лишь одним из способов совершения греха. [ 39 ] Любое действие, совершенное сознательно или неосознанно , имеет кармические последствия. В некоторых философиях, например в буддизме, человек виновен в насилии только в том случае, если у него было намерение совершить насилие. С другой стороны, по мнению джайнов, если действие приводит к насилию, то человек виновен в нем, независимо от того, было ли у него намерение его совершить или нет. [ 40 ]
Джон Коллер объясняет роль намерения в джайнизме на примере монаха, который по незнанию предложил своим собратьям отравленную пищу. Согласно точке зрения джайнов, монах виновен в совершении насильственного действия, если другие монахи умирают из-за того, что съели отравленную пищу; но, согласно буддийской точке зрения, он не был бы виновен. [ 40 ] Решающее различие между двумя точками зрения заключается в том, что буддийская точка зрения оправдывает это действие, классифицируя его как непреднамеренное, поскольку он не знал, что еда была отравлена; тогда как джайнская точка зрения считает, что ответственность несет монах из-за его невежества и небрежности. Джайны утверждают, что само невежество и небрежность монаха представляют собой намерение совершить насилие и, следовательно, влекут за собой его вину. [ 40 ] Так что отсутствие намерения также не освобождает человека от кармических последствий вины, согласно джайнскому анализу.
Намерение — это функция кашая , которая относится к негативным эмоциям и негативным качествам умственного (или обдуманного) действия. Наличие намерения действует как отягчающий фактор, повышая вибрации души, в результате чего душа поглощает больше кармы. [ 41 ] Это объясняется в «Таттвартха-сутре» 6.7: «[Намеренное] действие порождает сильное кармическое рабство, а [] непреднамеренное – слабое, кратковременное кармическое рабство». [ 42 ] Точно так же физический акт также не является необходимым условием для связывания кармы с душой: достаточно существования одного намерения. Это объясняется Кундакундой (I век н.э.) в Самайасаре 262–263: «Намерение убить, украсть, быть нецеломудренным и приобрести собственность, независимо от того, совершаются ли эти преступления на самом деле или нет, приводит к рабству плохой кармы». [ 43 ] Таким образом, джайнизм уделяет равное внимание как физическому действию, так и намерению связать карму.
Истоки и влияние
[ редактировать ]Хотя учение о карме занимает центральное место во всех индийских религиях , трудно сказать, когда и где в Индии зародилось понятие кармы. В джайнизме предполагается, что его развитие произошло в эпоху, когда литературные документы недоступны. [ 44 ] поскольку основы этого учения присутствовали и заключались даже в самых ранних документах джайнов. [ 45 ] Ачаранга Сутра и Сутракританга содержат общий обзор доктрин кармы и реинкарнации. [ 46 ] Корни этой доктрины в джайнизме могут лежать в учении Паршвы, который, как говорят, жил примерно за двести пятьдесят лет до Махавиры. [ 44 ] Джайнская концепция кармы как чего-то материального, обременяющего душу, имеет архаичную природу. [ 47 ] что оправдывает гипотезу о том, что оно восходит к 8 или 9 веку до нашей эры. [ 44 ] [ 48 ]
Нынешняя форма доктрины, похоже, не изменилась, по крайней мере, со времен Бхадрабаху (ок. 300 г. до н.э.), которого уважают обе секты. [ 44 ] Это подтверждается тем фактом, что секты шветамбара и дигамбара согласны с основной доктриной, что указывает на то, что она возникла в своей нынешней форме до того, как произошел раскол. Бхадрабаху обычно считают последним лидером объединенного джайн-санга. Подробная систематизация типов кармы и их последствий была засвидетельствована Умасвати , которого и Дигамбара, и Шветамбара считают одним из них. [ 46 ]
Джайнский и буддийский ученый Падманаб Джайни отмечает: [ 49 ]
Мы пока не в состоянии окончательно объяснить более ранний и более интенсивный интерес к карме, проявленный джайнскими мыслителями (и, в меньшей степени, буддистами) по сравнению с их брахманическими коллегами. Возможно, вся концепция того, что ситуация и опыт человека на самом деле являются результатом поступков, совершенных в различных жизнях, может вообще не иметь арийского происхождения, а, скорее, могла развиться как часть местных гангских традиций, из которых возникли различные движения Шраманы. В любом случае, как мы увидим, взгляды джайнов на процесс и возможности перерождения явно неиндуистские; Более того, социальные последствия этих взглядов были глубокими.
Что касается влияния теории кармы на развитие различных религиозных и социальных практик в древней Индии, Падманабх Джайни утверждает: [ 50 ]
Акцент на пожинании плодов только своей кармы не ограничивался джайнами; как индуистские, так и буддийские писатели создали доктринальные материалы, подчеркивающие одну и ту же точку зрения. Однако каждая из последних традиций развивала практики, в корне противоречащие такой вере. Помимо шраддхи (индуистского ритуала подношения умершим предкам), мы находим среди индуистов широко распространенную приверженность идее божественного вмешательства в судьбу человека, в то время как буддисты (махаяны) со временем стали выдвигать такие теории, как дарующие благо Бодхисаттвы , передача заслуг и тому подобное. Только джайны абсолютно не желали позволять таким идеям проникать в их сообщество, несмотря на то, что для этого на них должно было оказываться огромное социальное давление.
Социально-религиозные практики джайнов включают регулярный пост, суровые аскезы и покаяния. [ 14 ] ритуальная смерть Саллекханы [ 51 ] и неприятие Бога как создателя и оператора вселенной — все это может быть связано с джайнской теорией кармы. Джайни отмечает, что разногласия по поводу кармической теории переселения привели к социальным различиям между джайнами и их соседями-индуистами. [ 52 ] Таким образом, один из самых важных индуистских ритуалов, шраддха, был не только отвергнут, но и подвергся резкой критике со стороны джайнов как суеверие. [ 52 ] Некоторые авторы также отмечают сильное влияние концепции кармы на джайнскую этику , особенно на этику ненасилия. Когда доктрина переселения душ стала включать перерождение на Земле как в животной, так и в человеческой форме, в зависимости от кармы человека, вполне вероятно, что она создала гуманитарное чувство родства среди всех форм жизни и, таким образом, способствовала представлению о ахимса (ненасилие). [ 53 ]
Факторы, влияющие на последствия Кармы
[ редактировать ]Характер переживания последствий кармы зависит от следующих четырех факторов: [ 54 ]
- Пракрити (природа или тип кармы). Согласно джайнским текстам, существует восемь основных типов кармы, которые делятся на «причиняющую вред» и «не причиняющую вреда»; каждый разделен на четыре типа. Вредящая карма ( гхатия карма ) напрямую влияет на силы души, препятствуя ее восприятию, знанию и энергии, а также вызывает заблуждения. Этими вредными кармами являются: даршанаварана (карма, скрывающая восприятие), гьянаварана (карма, скрывающая знание), антарайа (карма, создающая препятствия) и мохания (карма, сбивающая с толку). Категория непричинения вреда ( агхатия карма ) отвечает за физическое и психическое состояние перерождённой души, долголетие, духовный потенциал и переживание приятных и неприятных ощущений. Этими не причиняющими вред кармами являются: нама (карма, определяющая тело), айу (карма, определяющая продолжительность жизни), готра (карма, определяющая статус) и ведания (карма, порождающая чувства) соответственно. [ 54 ] Таким образом, разные типы кармы влияют на душу по-разному в зависимости от своей природы.
- Стхити ( продолжительность кармической связи ). Кармическая связь остается скрытой и привязанной к сознанию до момента ее активации. Хотя скрытая карма не влияет на душу напрямую, ее существование ограничивает духовный рост души. В джайнских текстах указывается минимальная и максимальная продолжительность действия такой кармы, прежде чем она созреет.
- Анубхава (интенсивность кармы). Степень переживания кармы, то есть легкая или интенсивная, зависит от качества анубхавы или интенсивности рабства. Оно определяет силу кармы и ее влияние на душу. Анубхава зависит от интенсивности страстей во время связывания кармы. Чем интенсивнее эмоции — такие как гнев, жадность и т. д. — во время связывания кармы, тем интенсивнее будет ее переживание во время зрелости.
- Прадеша (Количество кармы) – это количество кармической материи, которая получена и активируется во время переживания. [ 54 ]
И эмоции, и деятельность играют роль в связывании кармы. Продолжительность и интенсивность кармической связи определяются эмоциями или « кашайей » , а тип и количество связанной кармы зависит от йоги или деятельности. [ 54 ]
Процесс связывания и освобождения
[ редактировать ]Кармический процесс в джайнизме основан на семи истинах или фундаментальных принципах ( таттва ) джайнизма, которые объясняют затруднительное положение человека. [ 55 ] Из того, что семь таттв , четыре — приток ( ашрава ), рабство ( бандха ), остановка ( самвара ) и освобождение ( нирджара ) — относятся к кармическому процессу. [ 55 ] В некоторых случаях эти истины могут также включать в себя недостойные виды кармы (папа-пракрити) и похвальные виды (пунья-пракрити). [ 56 ]
Привлечение и связывание
[ редактировать ]
Кармическое рабство возникает в результате следующих двух процессов: ашрава и бандха . Ашрава – это приток кармы. [ 6 ] Кармический приток происходит, когда частицы притягиваются к душе из-за йоги . Йога – это вибрации души, возникающие в результате деятельности ума, речи и тела. [ 57 ] Некоторые из этих частиц затем способны взаимодействовать с душой и делятся на две категории: те, которые кармически связаны с душой (йогья), и те, которые не связаны с душой (апрайогья). [ 58 ] Пуджьяпада, известный ачарья, сравнивает действия, посредством которых карма вливается в душу, с ручьями, посредством которых вода течет в озеро. [ 56 ] Однако сама по себе йога не порождает рабства. Кармы имеют эффект только тогда, когда они связаны с сознанием. Эта привязка кармы к сознанию называется бандхой . [ 59 ] Из многих причин рабства эмоции или страсти считаются основной причиной рабства. Кармы буквально связаны из-за липкости души из-за существования различных страстей или умственных предрасположенностей. [ 6 ] Такие страсти, как гнев, гордость, обман и жадность, называются липкими ( кашаяс ), потому что они действуют как клей, заставляя кармические частицы прилипать к душе, что приводит к бандхе . [ 60 ] Кармический приток за счет йоги , движимый страстями и эмоциями, вызывает долговременный приток кармы, продлевающий цикл перевоплощений. С другой стороны, кармические наплывы из-за действий, не обусловленных страстями и эмоциями, имеют лишь преходящий, кратковременный кармический эффект. [ 61 ] Поэтому древние джайнские тексты говорят об подавлении этих негативных эмоций: [ 62 ]
Когда он желает добра для себя, ему следует избавиться от четырех пороков — гнева, гордыни, обмана и жадности, — которые увеличивают зло. Гнев и гордость, когда они не подавлены, и обман и жадность, когда возникают: все эти четыре черные страсти питают корни возрождения.
- Дашавайкалика Сутра, 8:36–39.
Причины влечения и бондажа
[ редактировать ]Джайнская теория кармы предполагает, что частицы кармы притягиваются, а затем связываются с сознанием души комбинацией четырех факторов, относящихся к действиям: инструментальности, процесса, модальности и мотивации. [ 63 ]
- Инструментальность действия относится к тому , было ли орудием действия: тело, как в физических действиях; свою речь, как в речевых актах ; или разум, как при вдумчивом обдумывании.
- Процесс действия относится к временной последовательности, в которой оно происходит: решение действовать, планы по облегчению действия, подготовка, необходимая для действия, и, в конечном итоге, осуществление самого действия.
- Модальность действия относится к различным способам, в которых человек может участвовать в действии, например: быть тем, кто выполняет само действие; быть тем, кто побуждает другого совершить действие; или быть тем, кто дает разрешение, одобрение или одобрение действия.
- Мотивация . действия относится к внутренним страстям или негативным эмоциям, которые побуждают к действию, в том числе: гнев, жадность, гордость, обман и так далее
Во всех действиях присутствуют указанные выше четыре фактора. Когда рассчитываются различные перестановки подэлементов четырех факторов, джайнские учителя говорят о 108 способах, которыми кармическая материя может быть привлечена к душе. [ 64 ] Даже молчаливое согласие или одобрение актов насилия издалека имеет кармические последствия для души. [ 65 ] Следовательно, писания советуют осторожность в действиях, осознание мира и чистоту мыслей как средства избежать бремени кармы. [ 66 ] [ 67 ]
Согласно основному джайнскому тексту , Таттвартха-сутре : [ 68 ]
Неправильная вера, невоздержание, небрежность, страсти и действия являются причинами рабства.
- Таттвартхасутра, 8-1.
Индивидуальное «я» притягивает частицы материи, способные превратиться в карму, поскольку «я» приводится в действие страстями. Это рабство.
- Таттвартхасутра, 8-2.
Причинами бандхи или кармического рабства – в том порядке, в котором душа должна устранить их для духовного прогресса – являются:
- Митхятва (Иррациональность и ошибочное мировоззрение). Заблуждающееся мировоззрение — это непонимание того, как на самом деле функционирует этот мир, из-за односторонних взглядов, извращенных точек зрения, бессмысленных обобщений и невежества.
- Авирати (несдержанность или жизнь без обетов) – Авирати – это неспособность добровольно воздерживаться от злых действий, причиняющих вред себе и другим. [ 69 ] Преодолеть состояние авирати можно только соблюдением малых обетов мирянина.
- Прамада (небрежность и расхлябанность поведения). Эта третья причина рабства состоит из рассеянности, отсутствия энтузиазма в отношении приобретения заслуг и духовного роста, а также неправильных действий ума, тела и речи без всякого уважения к себе или другим. [ 70 ]
- Кашая (страсти или отрицательные эмоции). Четыре страсти — гнев, гордость, обман и жадность — являются основной причиной привязанности кармы к душе. Они держат душу погруженной во тьму заблуждения, ведущую к ошибочному поведению и бесконечным циклам перевоплощений. [ 71 ]
- Йога (деятельность ума, речи и тела)
Каждая причина предполагает существование следующей причины, но следующая причина не обязательно предполагает существование предыдущей причины. [ 70 ] Душа способна продвигаться по духовной лестнице, называемой гунастхана , только тогда, когда она способна устранить вышеперечисленные причины рабства одну за другой.
плодотворность
[ редактировать ]
Последствия кармы неизбежны, хотя для того, чтобы они вступили в силу, может потребоваться некоторое время. Чтобы объяснить это, джайнский монах Ратнапрабхачарья говорит: [ 72 ]
Процветание порочного человека и несчастье добродетельного человека являются соответственно лишь последствиями добрых и плохих поступков, совершенных ранее. Порок и добродетель могут иметь свои последствия в их следующих жизнях. Таким образом, закон причинности здесь не нарушается.
Скрытая карма становится активной и приносит плоды, когда возникают благоприятные условия. Большая часть привлеченной кармы имеет свои последствия с незначительными мимолетными эффектами, поскольку, как правило, на большую часть нашей деятельности влияют легкие негативные эмоции. Однако те действия, которые происходят под влиянием сильных негативных эмоций, вызывают столь же сильную кармическую привязанность, которая обычно не сразу приносит плоды. [ 72 ] Он переходит в неактивное состояние и ждет, пока возникнут поддерживающие условия, такие как подходящее время, место и окружающая среда, чтобы проявиться и произвести эффекты. Если поддерживающие условия не возникают, соответствующая карма проявится в конце максимального периода, в течение которого она может оставаться связанной с душой. Эти благоприятные условия для активации скрытой кармы определяются природой кармы, интенсивностью эмоционального взаимодействия во время связывания кармы и нашим действительным отношением ко времени, месту и окружению. Существуют определенные законы старшинства карм, согласно которым осуществление некоторых карм может быть отсрочено, но не полностью исключено. [ 72 ]
В джайнских текстах проводится различие между воздействием кармы на правильного и неправильного верующего:
Невежественный человек, поглощенный природой различных видов кармы, наслаждается плодами кармы (в виде удовольствий). и боль), а знающий осознаёт плоды кармы, но не наслаждается ими.
Модификации
[ редактировать ]Хотя джайны считают кармические последствия неизбежными, джайнские тексты также утверждают, что душа обладает энергией для преобразования и изменения последствий кармы. [ 74 ] Карма претерпевает следующие модификации:
- Удая (зрелость) – это проявление кармы в соответствии с ее природой в надлежащее время. [ 75 ]
- Удирана (преждевременное действие). С помощью этого процесса можно заставить определенные кармы действовать до наступления заранее определенного времени. [ 76 ]
- Удвартана (увеличение). В результате этого процесса происходит последующее увеличение продолжительности и интенсивности кармы из-за дополнительных негативных эмоций и чувств. [ 75 ]
- Апавартана (уменьшение). В этом случае происходит последующее уменьшение продолжительности и интенсивности кармы из-за положительных эмоций и чувств. [ 75 ]
- Санкрамана (трансформация) – это мутация или преобразование одного подтипа кармы в другой подтип. Однако между разными типами этого не происходит. Например, папа (плохая карма) может быть преобразована в пунья (хорошая карма), поскольку оба подтипа принадлежат к одному и тому же типу кармы. [ 77 ]
- Упашамана (состояние опускания). Во время этого состояния карма не действует. Карма начинает действовать только тогда, когда прекращается продолжительность погружения. [ 78 ]
- Нидхатти (предотвращение). В этом состоянии преждевременное действие и трансформация невозможны, но возможно увеличение и уменьшение кармы. [ 79 ]
- Никачана (инвариантность). Для некоторых подтипов невозможны никакие вариации или модификации — последствия такие же, как были установлены во время связи. [ 79 ]
Таким образом, джайнская кармическая теория говорит о великих способностях души манипулировать кармой своими действиями. [ 74 ]
Выпускать
[ редактировать ]Джайнская философия утверждает, что освобождение невозможно до тех пор, пока душа не освобождена от рабства кармы. Это возможно посредством самвары (остановки притока новой кармы) и нирджары (отвержения существующей кармы посредством сознательных усилий). [ 80 ] Самвара достигается посредством практики:
- Три гупти или три контроля ума, речи и тела, [ 81 ]
- Пять самити или соблюдение осторожности в движении, разговоре, еде, размещении предметов и выбрасывании мусора. [ 82 ]
- Десять дхарм или наблюдение за хорошими поступками, такими как: прощение, смирение, прямота, довольство, правдивость, самообладание, покаяние, отречение, непривязанность и воздержание. [ 83 ]
- Анупрекшас или медитация на истины этой вселенной. [ 83 ]
- Паришахаджайа , то есть человек, идущий по нравственному пути, должен развивать совершенно терпеливое и невозмутимое отношение посреди тяжелых и трудных обстоятельств. [ 83 ]
- Чаритра , то есть стараться оставаться в устойчивой духовной практике. [ 84 ]
Нирджара возможна посредством тапаса , аскезы и покаяния. Тапас может быть как внешним, так и внутренним. Шесть форм внешнего тапаса — это пост, контроль аппетита, принятие пищи при определенных условиях, отказ от вкусной еды, сидение и сон в уединенном месте и отказ от удобств. Шесть форм внутреннего тапаса — искупление, почтение, служение достойным, духовное изучение, избегание эгоистических чувств и медитация. [ 85 ]
Обоснование
[ редактировать ]Судья Тукол отмечает, что высшая важность доктрины кармы заключается в обеспечении рационального и удовлетворительного объяснения кажущегося необъяснимого феномена рождения и смерти, счастья и несчастья, неравенства и существования различных видов живых существ. [ 86 ] Сутракританга , один из старейших канонов джайнизма, гласит: [ 87 ]
Здесь, на востоке, западе, севере и юге, многие люди родились в соответствии со своими заслугами, как жители этого нашего мира — некоторые как арии, некоторые как неарийцы, некоторые в благородных семьях, некоторые в низких семьях, некоторые как большие люди, некоторые как маленькие люди, некоторые с хорошим цветом лица, некоторые с плохим цветом лица, некоторые как красивые мужчины, некоторые как уродливые мужчины. И из этих людей один — король.
- Сутракританга, 2.1.13
Таким образом, джайны ссылаются на неравенство, страдания и боль как на доказательства существования кармы. Теория кармы способна объяснить наблюдаемые изо дня в день явления, такие как неравенство между богатыми и бедными, удача, различия в продолжительности жизни и способность наслаждаться жизнью, несмотря на то, что она аморальна. По мнению джайнов, подобные неравенства и странности, существующие даже с момента рождения, могут быть отнесены к поступкам прошлых жизней и тем самым служить доказательством существования кармы: [ 88 ]
Один толстый, другой худой; один — господин, другой — раб, и подобным же образом мы находим высоких и низких, увечных и хромых, слепых и глухих и множество подобных странностей. Троны могущественных монархов исчезли. Гордые и надменные были в один миг унижены и превращены в пепел. Даже среди близнецов, рожденных от одной матери, мы находим одного тупого, а другого умного, одного богатого и другого бедного, одного черного и другого белого. Из-за чего все это? Они не могли совершить никаких дел, пока находились в утробе матери. Тогда почему же тогда должны существовать такие странности? Тогда мы должны сделать вывод, что эти различия должны быть результатом их поступков в прошлых рождениях, хотя они родились вместе в одно время. В этом мире много странностей, и следует признать, что за всем этим действует какая-то мощная сила, благодаря которой мир кажется полным странностей. Эта сила называется «карма». Мы не можем воспринимать карму невооруженным глазом, но можем узнать ее по ее действиям.
Критика
[ редактировать ]Джайнская теория кармы с давних времен подвергалась сомнению со стороны Веданты и Санкхьи ветвей индуистской философии . В частности, индуисты-веданта считали позицию джайнов о верховенстве и могуществе кармы, в частности ее настаивание на невмешательстве какого-либо Высшего Существа в судьбу душ, настикой или атеистической . [ 89 ] Например, в комментарии к « Брахма-сутрам» (III, 2, 38 и 41) Ади Шанкара утверждает, что изначальные кармические действия сами по себе не могут привести к должным результатам в каком-то будущем; также и сверхчувственные, неразумные качества, такие как адришта — невидимая сила, являющаяся метафизической связью между работой и ее результатом, — сами по себе не могут опосредовать соответствующее, справедливо заслуженное удовольствие и боль. Таким образом, плоды, по его мнению, должны быть получены посредством действия сознательного агента, а именно, высшего существа ( Ишвары ). [ 90 ] [ примечание 6 ]
Сильный упор джайнизма на доктрину кармы и интенсивный аскетизм также подвергся критике со стороны буддистов. Так, « Саньютта-никая» повествует историю Асибандхакапутты, старосты, который изначально был учеником Махавиры. Он спорит с Буддой , говоря ему, что, согласно Махавире (Нигантха Натапутта), судьба или карма человека определяется тем, что он делает обычно. Будда отвечает, считая эту точку зрения неадекватной, заявляя, что даже закоренелый грешник проводит больше времени, «не совершая греха», и лишь некоторое время действительно «совершает грех». [ 91 ]
В другом буддийском тексте Маджхима Никайя Будда критикует акцент джайнов на разрушении ненаблюдаемых и непроверяемых типов кармы как средстве прекращения страданий, а не на устранении злых психических состояний, таких как жадность, ненависть и заблуждение, которые можно наблюдать и проверять. [ 92 ] В диалоге Упалисутты этого текста Маджхима Никаи Будда спорит с джайнским монахом, который утверждает, что телесные действия являются наиболее преступными по сравнению с действиями речи и ума. Будда критикует эту точку зрения, говоря, что наиболее преступны действия ума , а не действия речи или тела. [ 93 ] Будда также критикует джайнскую аскетическую практику различных аскез, утверждая, что он, Будда, становится счастливее, когда не практикует аскетизм. [ 94 ] [ примечание 7 ]
Признавая сложность и изощренность джайнской доктрины, Падманабх Джайни сравнивает ее с индуистской доктриной перерождения и указывает, что джайнские провидцы умалчивают о точном моменте и способе перерождения, то есть о возвращении души в мир. чрево после смерти. [ 95 ] Критике подвергается также концепция нитья-нигоды , которая утверждает, что существуют определенные категории душ, которые всегда были нигодами . Согласно джайнизму, нигоды — это низшая форма чрезвычайно микроскопических существ, имеющих кратковременную продолжительность жизни, живущих колониями и пронизывающих всю вселенную. По мнению Джайни, вся концепция нитья-нигоды подрывает концепцию кармы, поскольку у этих существ явно не было ранее возможности совершать какие-либо кармически значимые действия. [ 96 ]
Карму также критикуют на том основании, что она приводит к угасанию духа людей, страдающих от жизненных невзгод, поскольку ход жизни определяется кармой. [ 97 ] Часто утверждается, что представление о карме как о скоплении горы плохих поступков, нависшей над нашими головами без всякого выхода, ведет к фатализму. Однако, как говорит Пол Дандас, джайнская теория кармы не подразумевает отсутствие свободы воли или действия тотального детерминистского контроля над судьбами. [ 16 ] Более того, учение о карме не поощряет фатализм среди своих верующих из-за веры в личную ответственность за действия и в то, что аскетизм может распространить злую карму и можно достичь спасения, подражая жизни джинов. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джайнская философия делит души- дживы на две категории: мирские души, которые не освобождены; и освобожденные души, свободные от всей кармы.
- ^ «Первая джайнская версия Рамаяны была написана примерно в четвертом веке нашей эры на пракрите Вималой Сури ». см. Дандас, Пол (2002): стр. 238–39.
- ^ «Похоже, что джайны иногда использовали этот эпос для конфронтации с индуистами. В шестнадцатом веке джайнские писатели в западной Индии создали версии « Махабхараты», клевещущие на Вишну , который, согласно другому влиятельному индуистскому тексту, « Шива-пуране », создал фигуру, похожую на фордмейкера, которая обратила демонов в нищенство джайнов, тем самым позволив богам победить их. Еще одна цель этих джайнов. Махабхарата — это Кришна , который перестает быть благочестивым джайном ранней традиции Шветамбары и вместо этого изображается коварным и безнравственным интриганом». см. Дандас, Пол (2002): с. 237.
- ^ Слово тиртханкара переводится как создатель брода , но также в широком смысле переводится как пророк или учитель . Переход вброд означает переход реки вброд или переход вброд. Поэтому их называют переправщиками, потому что они служат переправщиками через реку переселения людей . см. Граймс, Джон (1996), с. 320
- ^ Джайнская иерархия жизни классифицирует живые существа на основе чувств: существа с пятью чувствами, такие как люди и животные, находятся наверху, а существа с одним чувством, такие как микробы и растения, находятся внизу.
- ^ О джайнском опровержении теории Бога как оператора и распределителя кармы см. Джайнизм и некреационизм .
- ↑ VIII века В джайнском тексте «Аштакапракаранам» (11.1–8) Харибхадра опровергает буддийскую точку зрения о том, что аскеза и покаяние приводят к страданиям и боли. По его мнению, страдания происходят из-за прошлой кармы, а не из-за покаяния. Даже если покаяние приводит к некоторым страданиям и усилиям, его следует предпринимать, поскольку это единственный способ избавиться от кармы. Он сравнивает это с усилиями и усилиями, предпринимаемыми бизнесменом для получения прибыли, что делает его счастливым. Точно так же аскезы и покаяния приносят блаженство подвижнику, желающему освобождения. См. Харибхадрасури, Синха, Ашок Кумар и Джайн, Сагармал (2000), с. 47
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чаппл 1990 , с. 255
- ^ Джайни 1998 , стр. 104–06
- ^ Jump up to: а б с Джайни 1998 , с. 107
- ^ Чампат Рай Джайн 1929b , с. 48.
- ^ Гомбрич 2006 , стр. 50.
- ^ Jump up to: а б с Джайни 1998 , с. 112
- ^ Шах 1998 , с. 262
- ^ Джавери 2001 , стр. 1328–1329.
- ^ Jump up to: а б Татия 1994 , с. 55
- ^ Jump up to: а б Зиденбос 2006 , с. 34
- ^ Зиденбос 2006 , с. 35
- ^ Tukol 1980 , p. 73
- ^ Джайни 2000 , с. 76
- ^ Jump up to: а б с Кришан 1997 , с. 50
- ^ Дандас 2002 , с. 97
- ^ Jump up to: а б Дандас 2002 , с. 101
- ^ Дандас 2002 , стр. 237–239.
- ^ Шах 1998 , с. 75
- ^ Пратт 2007 , с. 289
- ^ Jump up to: а б Кришан 1997 , с. 43
- ^ Рэнкин 2006 , с. 67
- ^ Jump up to: а б Джайни 1998 , с. 108
- ^ Джайни 1998 , стр. 108–109
- ^ Джайни 2000 , с. 130
- ^ Jump up to: а б Кришан 1997 , с. 44
- ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 195–196.
- ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 195–198.
- ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 198–201.
- ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. 34.
- ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 185–194.
- ^ Шах, Р.С. «Джайнская математика: знания больших чисел». Бюллетень Математического общества Маратвада 10.1 (2009): 43–61.
- ^ фон Глазенапп 1925 , с. 241.
- ^ Лонг 2013 , стр. 180–182.
- ^ Дандас 2002 , с. 100
- ^ Уайли, Кристи (июль 2000 г.), «Цвета души: побочные продукты деятельности или страстей?», Philosophy East and West , 50 (3), Гавайи: University of Hawai'i Press : 351, ISSN 1527- 943X , JSTOR 1400178
- ^ Якоби 1895 , с. 197
- ^ Jump up to: а б с Варни 1993 , с. 197
- ^ Якоби 1895 , стр. 199–200
- ^ Кришан 1997 , с. 47
- ^ Jump up to: а б с Коллер 2007 , с. 23
- ^ Кришан 1997 , с. 48
- ^ Кришан 1997 , с. 48–49
- ^ Кришан 1997 , с. 49
- ^ Jump up to: а б с д Глазенапп 1999 , с. 176.
- ^ фон Глазенапп 1999 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Э.Б., 2001 , стр. 3357, 3372
- ^ Фрейдхельм 1990 , с. 57
- ^ фон Глазенапп 2003 , с. ix.
- ^ Джайни 2000 , с. 122
- ^ Падманабх Джайни, Сборник статей по джайнским исследованиям, глава 7, стр. 137.
- ^ Джайни 2000 , с. 134
- ^ Jump up to: а б Джайни 2000 , с. 135
- ^ Патил 2006 , с. 11
- ^ Jump up to: а б с д Сангви 1974 , с. 302
- ^ Jump up to: а б Сони, Джаяндра (1998), Э. Крейг (редактор), «Джайнская философия» , Энциклопедия философии Routledge , Лондон: Routledge, заархивировано из оригинала 22 июля 2006 г. , получено 5 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон, Брианна (2021). Настойчивая жизнь: принципы биоэтики в джайнской традиции . Калифорния, Соединенные Штаты Америки: Издательство Калифорнийского университета. п. 15. ISBN 978-0-520-38057-8 .
- ^ Татиа 1994 , с. 151
- ^ Дональдсон, Брианна (2021). Настойчивая жизнь: принципы биоэтики в джайнской традиции . Калифорния, Соединенные Штаты Америки: Издательство Калифорнийского университета. п. 20. ISBN 978-0-520-38057-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Татиа 1994 , с. 6
- ^ Райхенбах, Брюс (апрель 1989 г.), «Карма, причинно-следственная связь и божественное вмешательство», Philosophy East and West , 39 (2), University of Hawaii press: 135–149, doi : 10.2307/1399374 , JSTOR 1399374
- ^ Татиа 1994 , с. 152
- ^ Джонсон 1995 , с. 36
- ^ Татиа 1994 , с. 191
- ^ Сангхви 1974 , стр. 239–240
- ^ Прасада, Аджит (1974) стр.33
- ^ Сейф 1993 , с. 61
- ^ Сейф 1993 , с. 195
- ^ Джайн, Виджай К. (2011). Таттвартсутра Ачарьи Умасвами . Принтеры Викальп. п. 113.ISBN 978-81-903639-2-1 .
- ^ Джайни 1998 , с. 158
- ^ Jump up to: а б Татия 1994 , с. 190
- ^ Татиа 1994 , с. 194
- ^ Jump up to: а б с Бхаттачарья 1966 , с. 197
- ^ Джайн, Виджай К. (2012). Самаясара Ачарьи Кундкунда . Принтеры Викальп. п. 151. ИСБН 978-81-903639-3-8 .
- ^ Jump up to: а б Джайни 1998 , с. 139
- ^ Jump up to: а б с Татиа 2006 , с. 257
- ^ Татиа 2006 , стр. 257–258
- ^ Татиа 2006 , с. 255
- ^ Татиа 2006 , с. 258
- ^ Jump up to: а б Татиа 2006 , с. 259
- ^ Сангхви 1974 , с. 320
- ^ Бхаттачарья 1976 , с. 45
- ^ Бхаттачарья 1976 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с Бхаттачарья 1976 , с. 46
- ^ Бхаттачарья 1976 , с. 47
- ^ Бхаттачарья 1976 , стр. 48–50.
- ^ Tukol 1980 , p. 106
- ^ Кришан 1997 , с. 46
- ^ Киртивиджай 1957 , с. 21
- ^ Панде 1978 , с. 1
- ^ Райхенбах, Брюс Р. (апрель 1989 г.), «Карма, причинно-следственная связь и божественное вмешательство» , Philosophy East and West , 39 (2), Гавайи: University of Hawaii Press: 135–149 [145], doi : 10.2307/1399374 , JSTOR 1399374 , заархивировано из оригинала 27 октября 2009 г. , получено 29 декабря 2009 г.
- ^ Малаласекера 2003 , с. 211
- ^ Томас 1975 , стр. 205–206.
- ^ Кришан 1997 , с. 64
- ^ Бронкхорст 1993 , стр. 29–28
- ^ Джайни 2000 , с. 124
- ^ Джайни 2000 , с. 128
- ^ Калхатги 1988 , с. 184
Источники
[ редактировать ]- Бхаттачарья, Харишатья (1966), Реалии в джайнской метафизике (диссертация), Бомбей: Благотворительный фонд Сета Санти Даса Хетси
- Бхаттачарья, доктор. HS (1976), Джайнская моральная доктрина , Мумбаи: Джайн Сахитья Викас Мандал
- Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в Древней Индии , Дели: Motilal Banarsidass Publ, ISBN 81-208-1114-3
- Чаппл, Кристофер (1990), С. Николсон (редактор), Карма: ритмичное возвращение к гармонии , Иллинойс: Quest Books, ISBN 0-8356-0663-5
- Дандас, Пол (2002), Хиннелс, Джон (редактор), Джайны , Лондон: Routledge, ISBN 0-415-26606-8
- Э.Б. (2001), «Джайнские предположения, происходящие в Акаранге I», в Сингхе, Нагендра Кр. (редактор), Энциклопедия джайнизма , Нью-Дели: Anmol Publications, ISBN 81-261-0691-3
- Фрейдхельм, Харди (1990), Религии мира: религии Азии , Лондон: Routledge, ISBN 0-415-05815-5
- Гомбрич, Ричард Фрэнсис (2006), Как зародился буддизм: обусловленное происхождение ранних учений , Routledge, ISBN 978-0-415-37123-0 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Якоби, Герман (1895), Ф. Макс Мюллер (редактор), Уттарадхьяяна Сутра , Священные книги Востока, том 45, Часть 2 , Оксфорд: The Clarendon Press, ISBN 0-7007-1538-Х Примечание: ISBN и номера страниц. относится к переизданию UK:Routledge (2001). URL — это сканированная версия оригинального переиздания 1895 года.
- Джайн, Чампат Рай (1929), Практическая Дхарма , The Indian Press Ltd.,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайн, Виджай К. (2012), Пурушартха Сиддхьюпая Ачарьи Амритчандры: реализация чистого «я», с хинди и английским переводом , Vikalp Printers , ISBN 978-81-903639-4-5 ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайни, Падманаб С. (1998) [1979], Путь очищения джайнов , Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1578-5
- Джайни, Падманабх (2000), Сборник статей по джайнским исследованиям , Дели: Motilal Banarsidass Publ, ISBN 81-208-1691-9
- Джавери, Б.Дж. (2001), «Рассмотрение себя», в Сингхе, Нагендра Кр. (редактор), Энциклопедия джайнизма , Нью-Дели: Anmol Publications, ISBN 81-261-0691-3
- Джонсон, WJ (1995), Безобидные души: кармическое рабство и религиозные изменения в раннем джайнизме с особым упором на Умасвати и Кундакунду , Дели: Motilal Banarsidass Publishers, ISBN 81-208-1309-Х
- Калхатги, доктор Т.Г. (1988), Исследование джайнизма , Джайпур: Академия Пракрита Бхарти.
- Киртивиджай, М. (1957), Джайнизм в двух словах , Бомбей: Типография Навпрабхат.
- Коллер, Джон М. (2007), Азиатская философия , Пирсон Прентис Холл, ISBN 978-0-13-195183-9
- Кришан, Юврадж (1997), Учение о карме: его происхождение и развитие в брахманических, буддийских и джайнских традициях , Дели: Издательство Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-1233-6
- Лонг, Джеффри Д. (2013), Джайнизм: Введение , IB Tauris, ISBN 978-0-85771-392-6
- Маласекера, врач общей практики (2003), Словарь палийских имен собственных , Лондон: Азиатские образовательные службы, ISBN 81-206-1823-8
- Панде, GC (1978), Традиция Шраманы: ее история и вклад в индийскую культуру , Ахмадабад: Институт индологии LD.
- Патил, Бал (2006), Джая Гомматеса , Мумбаи: хинди Грант Карьялай , ISBN 81-88769-10-Х
- Пратт, Джеймс Биссетт (2007), Индия и ее вера , Великобритания: читайте книги, ISBN 978-1-4067-1173-8
- Рэнкин, Адиан (2006), Джайнский путь: древняя мудрость для Запада , Винчестер, Великобритания: O Books, ISBN 1-905047-21-5
- Сангви, Сухлал (1974), Комментарий к Таттвартхасутре Вачаки Умасвати , пер. К.К. Диксит, Ахмадабад: Институт индологии LD
- Шах, Натубхай (1998), Джайнизм: Мир завоевателей , Том I и II, Сассекс: Sussex Academy Press, ISBN 1-898723-30-3
- Татиа, Натмал (1994), Таттварта Сутра: То, что исходит от Вачаки Умасвати (на санскрите и английском языке), Ланхэм, Мэриленд: Роуман Альтамира, ISBN 0-7619-8993-5
- Татиа, Натмал (2006), Исследования джайнской философии , Фремонт, Калифорния: Jain Publishing Co., ISBN 0-89581-996-1
- Томас, Эдвард Дж. (1975), «Жизнь Будды как легенда и история», Nature , 120 (3013), Лондон: Routledge: 152, Бибкод : 1927Natur.120R.152. , doi : 10.1038/120152b0 , hdl : 2027/mdp.39015034711559 , ISBN 0-7100-8162-6 , S2CID 4073896
- Тукол, Т.А. (1980), Сборник джайнизма , Дхарвад: Университет Карнатаки.
- Варни, Джинендра (1993), Сагармал Джайн (редактор), Саман Суттам , перевод судьи Т.К. Тукола и доктора. К.К. Диксит, Нью-Дели: мемориал Бхагвана Махавира Самити
- фон Глазенапп, Хельмут (1925), спасения , Джайнизм: индийская религия Шридхар Б. Шротри (пер.), Дели: Мотилал Банарсидасс (Перепечатка: 1999), ISBN 978-81-208-1376-2
- фон Глазенапп, Хельмут (2003) [1942], HR Kapadia (редактор), Доктрина Кармана в джайнской философии , перевод Дж. Барри Гиффорда, Фремонт, Калифорния: Asian Humanities Press, ISBN 0-89581-971-6
- фон Глазенапп, Хельмут (1999), Джайнизм: , индийская религия спасения Шридхар Б. Шротри (пер.), Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1376-6
- Зиденбос, Роберт Дж. (2006), Джайнизм сегодня и его будущее , Мюнхен: Манья Верлаг
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джонсон, Хелен М. (1931), Карма (Приложение 1.2 к Тришашти Шалака Пуруша Чаритра) , Восточный институт Барода
- Философия джайнов, Теория кармы , Сурендранатх Дасгупта, 1940 г.