Чичен-Ица
Расположение в Мезоамерике | |
Расположение | Юкатан , Мексика |
---|---|
Область | Юкатан |
Координаты | 20 ° 40'59 "с.ш. 88 ° 34'7" з.д. / 20,68306 ° с.ш. 88,56861 ° з.д. |
История | |
Периоды | От поздней классики до ранней постклассики |
Культуры | цивилизация майя |
Официальное название | Доиспанский город Чичен-Ица |
Тип | Культурный |
Критерии | я, ii, iii |
Назначен | 1988 г. (12-я сессия ) |
Справочный номер. | 483 |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
Чичен-Ица [номер 1] (часто пишется Чичен-Ица на английском и традиционном юкатекском языке майя) был большим доколумбовым городом, построенным народом майя в терминальный классический период. Археологический объект расположен в муниципалитете Тинум , штат Юкатан , Мексика . [1]
Чичен-Ица был главным центром северной низменности майя от позднего классического периода (ок. 600–900 гг. н.э.) до терминального классического периода (ок. 800–900 гг. н.э.) и до начала постклассического периода (ок. 900 г. н.э.). –1200). На этом месте представлено множество архитектурных стилей, напоминающих стили центральной Мексики, а также стили Пуук и Ченес в низинах северных майя. Когда-то считалось, что присутствие центрально-мексиканских стилей свидетельствует о прямой миграции или даже завоевании центральной Мексики, но большинство современных интерпретаций рассматривают присутствие этих стилей, не принадлежащих майя, скорее, как результат культурного распространения .
Чичен-Ица был одним из крупнейших городов майя и, вероятно, одним из мифических великих городов, или Толланов , упоминаемых в более поздней мезоамериканской литературе. [2] В городе, возможно, проживало самое разнообразное население в мире майя, и этот фактор мог способствовать разнообразию архитектурных стилей на этом месте. [3]
Руины Чичен-Ицы являются федеральной собственностью, а управление этим объектом осуществляет Мексиканский национальный институт антропологии и истории (Национальный институт антропологии и истории). Земля под памятниками находилась в частной собственности до 29 марта 2010 года, когда ее купил штат Юкатан. [номер 2]
Чичен-Ица — один из самых посещаемых археологических памятников Мексики: в 2017 году его посетило более 2,6 миллиона туристов. [4]
Имя и орфография
Название майя «Чичен-Ица» означает «У устья колодца Ицы». Это происходит от chi' , что означает «рот» или «край», и chʼen или chʼeʼen , что означает «хорошо». Ица - это название этнической группы, которая завоевала политическое и экономическое господство на северном полуострове. Один из возможных переводов слова «Ица» — «волшебник (или чары) воды». [5] от его (итц) «колдун» и ха «вода». [6]
пишется Название Чичен-Ица на испанском языке, а в других языках иногда сохраняются акценты, чтобы показать, что обе части имени имеют ударение на последнем слоге. Другие источники предпочитают современную орфографию майя , Чичен-Ица (произносится [tʃitʃʼen itáʔ] ). Эта форма сохраняет фонематическое различие между chʼ и ch , поскольку основное слово chʼeʼen (которое, однако, не имеет ударения в майя) начинается с постальвеолярного выбрасывающего аффрикатного согласного. Традиционное написание юкатекских майя латинскими буквами, использовавшееся с 16 по середину 20 века, записывало его как «Чичен-Ица» (поскольку ударения на последнем слоге являются обычными для языка, они не обозначаются, как в испанском языке). В слове «Ица» высокий тон начинается с буквы «а», за которой следует гортанная остановка (обозначается апострофом). [ нужна ссылка ]
Свидетельства в книгах Чилам Балам указывают на другое, более раннее название этого города до прихода гегемонии Ица на север Юкатана. Хотя большинство источников сходятся во мнении, что первое слово означает семь, относительно правильного перевода остальных ведутся серьезные споры. Это более раннее название трудно определить из-за отсутствия единого стандарта орфографии, но оно представлено по-разному: Уук Ябнал («Семь великих домов»), [7] Уук Хаб Нал («Семь густых мест»), [8] Уучьябнал («Семь великих правителей») [2] или Ук Абнал («Семь строк Абнала»). [номер 3] Это имя, относящееся к позднему классическому периоду, записано как в книге Чилам Балам де Чумайель, так и в иероглифических текстах на руинах. [9]
Расположение
Чичен-Ица расположен в восточной части штата Юкатан в Мексике. [10] Северная часть полуострова Юкатан покрыта карстом , а все реки внутри него протекают под землей. Есть четыре видимых естественных провала, называемых сенотами , которые могли бы обеспечивать Чичен в изобилии водой круглый год, что делало его привлекательным для поселения. Из этих сенотов самым известным является « Сенот Саградо » или «Священный сенот» (также известный как Священный колодец или Колодец жертвоприношения). [11] находится скрытый сенот В 2015 году ученые установили, что под храмом Кукулькан , который никогда не был замечен археологами. [12]
Согласно источникам после завоевания (майя и испанцы), доколумбовые майя приносили в жертву предметы и людей в сеноте как форму поклонения майяскому богу дождя Чааку . Эдвард Герберт Томпсон проводил дноуглубительные работы в сеноте Саградо с 1904 по 1910 год и обнаружил артефакты из золота, нефрита , керамики и благовоний , а также человеческие останки. [11] Исследование человеческих останков, взятых из сенота Саградо, показало, что на них были раны, соответствующие человеческим жертвоприношениям. [13]
Политическая организация
Некоторые археологи в конце 1980-х предположили, что в отличие от предыдущих государств майя ранней классики, Чичен-Ица, возможно, не управлялась отдельным правителем или одной династической линией . Вместо этого политическая организация города могла бы быть структурирована в виде « многопалой » системы, которая характеризуется как управление через совет, состоящий из членов элитных правящих линий. [14]
Эта теория была популярна в 1990-е годы, но в последние годы исследования, подтверждающие концепцию «мультипалной» системы, были поставлены под сомнение, если не дискредитированы. В настоящее время в науках майя наблюдается тенденция к более традиционной модели королевств майя южных низменностей классического периода в Мексике . [15]
Экономика
Чичен-Ица была крупной экономической державой на северных низменностях майя во время своего апогея. [16] Участвуя в водном торговом маршруте вокруг полуострова через свой порт Исла Серритос на северном побережье, [17] Чичен-Ица смог добыть недоступные на местном уровне ресурсы из отдаленных районов, такие как обсидиан из центральной Мексики и золото из южной части Центральной Америки.
Между 900 и 1050 годами нашей эры Чичен-Ица расширилась и стала мощной региональной столицей, контролирующей северный и центральный Юкатан. Он превратил остров Серритос в торговый порт. [18]
История
Планировка ядра города Чичен-Ица сложилась на более раннем этапе его оккупации, между 750 и 900 годами нашей эры. [19] Его окончательная планировка была разработана после 900 года нашей эры, а в 10 веке город стал региональной столицей, контролирующей территорию от центрального Юкатана до северного побережья, причем его власть распространялась на восточное и западное побережья полуострова. [20] Самая ранняя иероглифическая дата, обнаруженная в Чичен-Ице, соответствует 832 году нашей эры, а последняя известная дата была записана в храме Осарио в 998 году. [21]
Учреждение
Город позднего классицизма был сосредоточен на территории к юго-западу от сенота Штолок, а основная архитектура была представлена подструктурами, которые сейчас лежат в основе Лас-Монхас и Обсерватории, а также базовой платформой, на которой они были построены. [22]
господство
Чичен-Ица приобрела региональную известность к концу раннего классического периода (примерно 600 г. н.э.). Однако ближе к концу поздней классики и в начале терминальной классики это место стало крупной региональной столицей, централизовавшей и доминировавшей в политической, социокультурной, экономической и идеологической жизни северных низменностей майя. Возвышение Чичен-Ицы примерно коррелирует с упадком и фрагментацией основных центров южных низменностей майя.
По мере того как Чичен-Ица становился все более популярным, города Яксуна (на юге) и Коба (на востоке) переживали упадок. Эти два города были взаимными союзниками, а Яксуна зависела от Кобы. В какой-то момент в 10 веке Коба потерял значительную часть своей территории, изолировав Яксуну, и Чичен-Ица, возможно, напрямую способствовала разрушению обоих городов. [23]
Отклонить
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
История |
Испанское завоевание майя |
Согласно некоторым колониальным источникам майя (например, «Книге Чилам Балама из Чумаеля»), Унак Сил , правитель Майяпана , завоевал Чичен-Ицу в 13 веке. Унак Сил якобы предсказал свой приход к власти. По обычаю того времени считалось, что люди, брошенные в сенот Саградо, обладают силой пророчества, если выживут. Во время одной из таких церемоний, как сообщается в хрониках, не осталось выживших, поэтому Унак Кил прыгнул в сенот Саградо и, когда его удалили, предсказал свое собственное вознесение.
Хотя есть некоторые археологические свидетельства, указывающие на то, что Чичен-Ица когда-то была разграблена и разграблена, [24] кажется, есть больше доказательств того, что этого не могло быть в Маяпане, по крайней мере, когда Чичен-Ица была активным городским центром. Археологические данные теперь показывают, что Чичен-Ица как региональный центр пришел в упадок к 1100 году, до возникновения Майяпана. Продолжающиеся исследования на месте Майяпана могут помочь решить эту хронологическую загадку.
После того, как деятельность элиты Чичен-Ицы прекратилась, город, возможно, не был заброшен. Когда прибыли испанцы, они обнаружили процветающее местное население, хотя из испанских источников неясно, жили ли эти майя в самом Чичен-Ице или в близлежащем поселении. Относительно высокая плотность населения в регионе стала фактором, повлиявшим на решение конкистадоров разместить здесь столицу. [25] Согласно источникам после завоевания, как испанским, так и майя, сенот Саградо оставался местом паломничества. [26]
Испанское завоевание
В 1526 году испанский конкистадор Франсиско де Монтехо (ветеран экспедиций Грихальвы и Кортеса) успешно подал прошение королю Испании о выдаче хартии на завоевание Юкатана. Его первая кампания в 1527 году, охватившая большую часть полуострова Юкатан, уничтожила его силы, но закончилась основанием небольшого форта в Ксаман-Ха , к югу от нынешнего Канкуна . Монтехо вернулся на Юкатан в 1531 году с подкреплением и основал свою главную базу в Кампече на западном побережье. [27] В конце 1532 года он послал своего сына, Франсиско Монтехо Младшего, завоевать внутреннюю часть полуострова Юкатан с севера. Целью с самого начала было отправиться в Чичен-Ицу и основать столицу. [28]
Монтехо Младший в конце концов прибыл в Чичен-Ицу, который он переименовал в Сьюдад-Реаль. Сначала он не встретил сопротивления и приступил к разделу земель вокруг города и раздаче их своим солдатам. Со временем майя стали более враждебными и в конце концов осадили испанцев, отрезав им линию снабжения на побережье и вынудив их забаррикадироваться среди руин древнего города. Прошли месяцы, но подкрепления не прибыло. Монтехо Младший предпринял полномасштабную атаку на майя и потерял 150 оставшихся солдат. Он был вынужден покинуть Чичен-Ицу в 1534 году под покровом темноты. К 1535 году все испанцы были изгнаны с полуострова Юкатан. [29]
В конце концов Монтехо вернулся на Юкатан и, завербовав майя из Кампече и Чампотона, собрал большую индийско-испанскую армию и завоевал полуостров. [30] Позже испанская корона предоставила землю, которая включала Чичен-Ицу, и к 1588 году это было действующее скотоводческое ранчо. [31]
Современная история
Чичен-Ица вошел в общественное сознание в 1843 году с книгой Случаи путешествий по Юкатану» « Джона Ллойда Стивенса (с иллюстрациями Фредерика Катервуда ). В книге рассказывается о визите Стивенса на Юкатан и его поездке по городам майя, включая Чичен-Ицу. Книга побудила к другим исследованиям города. В 1860 году Дезире Шарне обследовал Чичен-Ицу и сделал множество фотографий, которые опубликовал в Cités et Ruins Américaines (1863).
Посетители Чичен-Ицы в 1870-х и 1880-х годах приходили с фотографическим оборудованием и более точно фиксировали состояние нескольких зданий. [32] В 1875 году Огюст Ле Плонжон и его жена Алиса Диксон Ле Плонжон посетили Чичен и раскопали статую фигуры, лежащей на спине, с подогнутыми коленями, поднятой на локтях верхней частью туловища с пластиной на животе. Огастес Ле Плонжон назвал ее «Чаакмол» (позже переименованную в « Чак Мул », этим термином обозначались все типы этих скульптур, найденных в Мезоамерике). Теоберт Малер и Альфред Модслей исследовали Чичен в 1880-х годах, оба провели здесь несколько недель и сделали обширные фотографии. Модслей опубликовал первое подробное описание Чичен-Ицы в своей книге Biologia Centrali-Americana .
В 1894 году консул Соединенных Штатов на Юкатане Эдвард Герберт Томпсон приобрел гасиенду Чичен , в которую входили руины Чичен-Ицы. На протяжении 30 лет Томпсон исследовал древний город. Его открытия включали самую раннюю датированную резьбу на перемычке в Храме Первой серии и раскопки нескольких могил в Осарио (Храме Первосвященника). Томпсон наиболее известен тем, что проводил дноуглубительные работы в сеноте Саградо (Священный сенот) с 1904 по 1910 год, где он обнаружил артефакты из золота, меди и резного нефрита, а также первые в истории образцы того, что считалось тканью доколумбовых майя и деревянное оружие. Томпсон отправил большую часть артефактов в музей Пибоди в Гарвардском университете .
В 1913 году Институт Карнеги принял предложение археолога Сильвануса Дж. Морли и взял на себя обязательство провести долгосрочные археологические исследования в Чичен-Ице. [33] Мексиканская революция и последовавшая за ней нестабильность правительства, а также Первая мировая война задержали реализацию проекта на десятилетие. [34]
В 1923 году правительство Мексики предоставило Институту Карнеги разрешение сроком на 10 лет (позже продленное еще на 10 лет), позволяющее археологам США проводить обширные раскопки и реставрацию Чичен-Ицы. [35] Исследователи Карнеги раскопали и восстановили Храм Воинов и Караколь, среди других крупных зданий. В то же время мексиканское правительство раскопало и восстановило Эль-Кастильо (Храм Кукулькана) и Большую площадку для игры в мяч. [36]
В 1926 году мексиканское правительство обвинило Эдварда Томпсона в краже, утверждая, что он украл артефакты из сенота Саградо и вывез их контрабандой из страны. Правительство захватило гасиенду Чичен. Томпсон, который в то время находился в Соединенных Штатах, так и не вернулся на Юкатан. Он написал о своих исследованиях и исследованиях культуры майя в книге « Люди Змея» , опубликованной в 1932 году. Он умер в Нью-Джерси в 1935 году. В 1944 году Верховный суд Мексики постановил, что Томпсон не нарушил никаких законов, и вернул Чичен-Ицу своим наследникам. . Томпсоны продали гасиенду пионеру туризма Фернандо Барбачано Пеону. [37]
Позднее в 1961 и 1967 годах были предприняты еще две экспедиции по обнаружению артефактов из сенота Саградо. Первая спонсировалась National Geographic, а вторая - частными интересами. Оба проекта курировались Национальным институтом антропологии и истории Мексики (INAH). INAH постоянно работает над раскопками и восстановлением других памятников в археологической зоне, в том числе Осарио, Акаба Дзиба и нескольких зданий в Чичен-Вьехо (Старый Чичен).
В 2009 году, чтобы исследовать строительство, предшествовавшее Эль-Кастильо, археологи Юкатека начали раскопки рядом с Эль-Кастильо под руководством Рафаэля (Раха) Кобоса.
Описание сайта
Чичен-Ица был одним из крупнейших городов майя с относительно плотно сгруппированной архитектурой ядра города, занимавшим площадь не менее 5 квадратных километров (1,9 квадратных миль). [2] Жилая архитектура меньшего масштаба простирается на неизвестное расстояние. [2] Город был построен на пересеченной местности, которая была искусственно выровнена для строительства основных архитектурных групп, при этом наибольшие усилия были затрачены на выравнивание территорий для пирамиды Кастильо, а также групп Лас-Монхас, Осарио и Главного Юго-Запада. [10]
На этом месте находится множество прекрасных каменных зданий в различной степени сохранности, многие из которых были отреставрированы. Здания были соединены густой сетью мощеных дорог, называемых сакбеоб . [номер 4] Археологи обнаружили более 80 сакбеобов , пересекающих это место. [10] и простирается во всех направлениях от города. [38] Многие из этих каменных зданий изначально были окрашены в красный, зеленый, синий и фиолетовый цвета. Пигменты выбирались в соответствии с тем, что было наиболее легкодоступно в данной местности. Сайт надо представлять себе красочным, не таким, как сегодня. Как и в случае с готическими соборами в Европе, цвета создавали большее ощущение завершенности и в значительной степени способствовали символическому воздействию зданий. [39]
Архитектура включает в себя ряд стилей, в том числе стили Пуук и Ченес на севере полуострова Юкатан. [2] Здания Чичен-Ицы сгруппированы в ряд архитектурных комплексов, каждый из которых когда-то был отделен от другого рядом невысоких стен. Три наиболее известных из этих комплексов: Великая Северная платформа, включающая памятники Храма Кукулькана (Эль-Кастильо), Храма Воинов и Большой площадки для игры в мяч; Группа Осарио, в которую входит одноименная пирамида, а также храм Кстолока; и Центральная группа, в которую входят Караколь, Лас Монхас и Акаб Дзиб.
К югу от Лас-Монхас, в районе, известном как Чичен-Вьехо (Старый Чичен), открытом только для археологов, находится несколько других комплексов, таких как Группа начальной серии, Группа перемычек и Группа Старого замка.
Архитектурные стили
Архитектура в стиле Пуук сосредоточена в районе Старого Чичена, а также в более ранних постройках женского монастыря (включая здания Лас Монхас, Пристройка и Ла Иглесия); он также представлен в структуре Акаба Дзиба. [40] Здание в стиле Пуук имеет обычные верхние фасады, украшенные мозаикой, характерные для этого стиля, но отличается от архитектуры центра Пуук своими каменными стенами, в отличие от тонкой облицовки самого региона Пуук. [41]
По крайней мере одно строение в группе Лас Монхас имеет богато украшенный фасад и замаскированный дверной проем, которые являются типичными примерами архитектуры в стиле Шенес, стиля, сосредоточенного в регионе на севере штата Кампече , расположенном между регионами Пуук и Рио-Бек . [42] [43]
Эти сооружения со скульптурным иероглифическим письмом сосредоточены в определенных областях памятника, наиболее важной из которых является группа Лас Монхас. [21]
Архитектурные группы
Великая Северная Платформа
Храм Кукулькана (Эль-Кастильо)
На северной платформе Чичен-Ицы возвышается храм Кукулькана майя, ( пернатого змеиного божества похожего на ацтекского Кетцалькоатля ). Первые испанцы, увидевшие его, назвали храм Эль-Кастильо («замок»), и его регулярно называют таковым. [44] Эта ступенчатая пирамида имеет высоту около 30 метров (98 футов) и состоит из девяти квадратных террас, каждая высотой примерно 2,57 метра (8,4 фута), с храмом высотой 6 метров (20 футов) на вершине. [45]
Стороны пирамиды составляют примерно 55,3 метра (181 фут) у основания и поднимаются под углом 53 °, хотя для каждой стороны этот угол немного различается. [45] Четыре грани пирамиды имеют выступающие лестницы, поднимающиеся под углом 45°. [45] Осыпные . стены каждой террасы наклонены под углом от 72° до 74° [45] У основания балюстрады северо-восточной лестницы вырезаны головы змеи. [46]
Мезоамериканские культуры периодически накладывали более крупные структуры на более старые. [47] и Храм Кукулькана является одним из таких примеров. [48] В середине 1930-х годов правительство Мексики спонсировало раскопки храма. После нескольких фальстартов они обнаружили лестницу под северной стороной пирамиды. Раскопав сверху, они нашли еще один храм, погребенный под нынешним. [49]
Внутри храмовой камеры находилась статуя Чак Мула и трон в форме Ягуара, выкрашенный в красный цвет и украшенный инкрустацией из нефрита. [49] Мексиканское правительство выкопало туннель от основания северной лестницы вверх по лестнице древней пирамиды к скрытому храму и открыло его для туристов. В 2006 году INAH закрыла тронный зал для публики. [50]
Во время весеннего и осеннего равноденствия , ближе к вечеру, северо-западный угол пирамиды отбрасывает серию треугольных теней на западную балюстраду на северной стороне, что напоминает змею, извивающуюся по лестнице, что, по мнению некоторых ученых, изображение божества пернатого змея Кукулькана. [51] Широко распространено мнение, что этот светотеневой эффект был достигнут специально для регистрации равноденствий, но эта идея крайне маловероятна: было показано, что это явление можно наблюдать без серьезных изменений в течение нескольких недель вокруг равноденствий. , что делает невозможным определение какой-либо даты, наблюдая только за этим эффектом. [52]
Большая площадка для игры в мяч
Археологи обнаружили в Чичен-Ице тринадцать площадок для игры в мяч, предназначенных для мезоамериканской игры в мяч . [53] но больше всего впечатляет Большая площадка для игры в мяч, расположенная примерно в 150 метрах (490 футов) к северо-западу от Кастильо. Это самая большая и лучше всего сохранившаяся площадка для игры в мяч в древней Мезоамерике. [44] Его размеры 168 на 70 метров (551 на 230 футов). [54]
Каждая из параллельных платформ, обрамляющих основную игровую площадку, имеет длину 95 метров (312 футов). [54] Стены этих платформ имеют высоту 8 метров (26 футов); [54] Высоко в центре каждой из этих стен установлены кольца, на которых вырезаны переплетающиеся пернатые змеи. [54] [номер 5]
У основания высоких внутренних стен расположены наклонные скамейки со скульптурными панно с изображением команд игроков в мяч. [44] На одной панели один из игроков обезглавлен; из раны выделяются потоки крови в виде извивающихся змей. [55]
На одном конце Большой площадки для игры в мяч находится Северный храм , также известный как Храм Бородатого мужчины ( Templo del Hombre Barbado ). [56] Это небольшое каменное здание имеет детальную барельефную резьбу на внутренних стенах, в том числе центральную фигуру с резьбой под подбородком, напоминающей волосы на лице. [57] В южном конце находится еще один храм, гораздо больший, но в руинах.
В восточную стену встроены Храмы Ягуара . Верхний храм Ягуара выходит на площадку для игры в мяч и имеет вход, охраняемый двумя большими колоннами, вырезанными в знакомом мотиве пернатого змея. Внутри находится большая, сильно разрушенная фреска, изображающая батальную сцену.
У входа в Нижний храм Ягуара , который открывается за площадкой для игры в мяч, стоит еще один трон Ягуара, похожий на тот, что находится во внутреннем храме Эль-Кастильо, за исключением того, что он сильно потерт и лишен краски или другого украшения. Внешние колонны и стены внутри храма покрыты сложной барельефной резьбой.
Дополнительные структуры
Цомпантли Plataforma , или Платформа Черепа ( de los Cráneos ), демонстрирует явное культурное влияние центрального Мексиканского плато . Однако, в отличие от цомпантли , обитавших в высокогорье, черепа были пронзены вертикально, а не горизонтально, как в Теночтитлане . [44]
Платформа Орлов и Ягуаров ( Plataforma de Águilas y Jaguares ) находится непосредственно к востоку от Большой площадки для игры в мяч. [56] Он построен в сочетании стилей майя и тольтеков , с каждой из четырех сторон которого ведет лестница. [44] Боковые стороны украшены панно с изображением орлов и ягуаров, пожирающих человеческие сердца. [44]
Эта Платформа Венеры посвящена планете Венера . [44] Внутри его археологи обнаружили коллекцию больших конусов, вырезанных из камня. [44] цель которого неизвестна. Эта платформа расположена к северу от Эль-Кастильо, между ним и сенотом Саградо. [56]
Храм Таблиц — самое северное из ряда зданий к востоку от Эль-Кастильо. Его название происходит от ряда алтарей наверху сооружения, которые поддерживаются небольшими резными фигурками мужчин с поднятыми руками, называемыми «атлантами».
Паровая баня представляет собой уникальное сооружение, состоящее из трех частей: галереи ожидания, водяной бани и паровой камеры, работающей при помощи раскаленных камней.
Сакбе номер один — это дамба, ведущая к сеноту Саградо, самому большому и сложному в Чичен-Ице. Эта «белая дорога» имеет длину 270 метров (890 футов) и среднюю ширину 9 метров (30 футов). Он начинается у невысокой стены в нескольких метрах от Платформы Венеры. По словам археологов, когда-то здесь стояло обширное здание с колоннами в начале дороги.
Священный сенот
Полуостров Юкатан представляет собой известняковую равнину без рек и ручьев. Этот регион испещрен естественными воронками , называемыми сенотами, которые обнажают уровень грунтовых вод на поверхности. Одним из самых впечатляющих из них является сенот Саградо диаметром 60 метров (200 футов). [58] и окружен отвесными скалами, которые падают до уровня грунтовых вод примерно на 27 метров (89 футов) ниже.
Сенот Саградо был местом паломничества древних майя, которые, согласно этноисторическим источникам, проводили жертвоприношения во время засухи. [58] Археологические исследования подтверждают это, поскольку со дна сенота были извлечены тысячи предметов, в том числе такие материалы, как золото, резной нефрит, копал, керамика, кремень, обсидиан , ракушки, дерево, резина, ткань, а также скелеты детей и мужчины. [58] [59]
Культура детей
В 1967 году при строительстве взлетно-посадочной полосы в 200 метрах к северу от сенота Саградо рабочие обнаружили небольшую систему пещер, в которой находились останки более 100 детей, большинство из которых были в возрасте от трех до шести лет. Тестирование ДНК в 2020-х годах показало, что останки принадлежали исключительно мужчинам. Археологи пришли к выводу, что, поскольку останки принадлежали людям узкого диапазона возраста и пола, а анализ ДНК показал, что некоторые из них были родственниками (включая две пары однояйцевых близнецов), останки были частью «ритуального события». Хотя на останках нет никаких следов жертвоприношения, некоторые исследователи полагают, что это могло быть частью ритуала. [60] [61]
Храм Воинов
Комплекс Храма Воинов состоит из большой ступенчатой пирамиды, по фасаду и по бокам которой расположены ряды резных колонн, изображающих воинов. Этот комплекс аналогичен Храму Б в столице толтеков Туле и указывает на некоторую форму культурного контакта между двумя регионами. Однако тот, что в Чичен-Ице, был построен в большем масштабе. На вершине лестницы на вершине пирамиды (и ведущей ко входу в храм пирамиды) находится Чак Мул.
Этот храм заключает в себе или погребает бывшую постройку под названием Храм Чак Мул. Археологическая экспедиция и реставрация этого здания проводились Вашингтонским институтом Карнеги с 1925 по 1928 год. Ключевым участником этой реставрации был граф Х. Моррис , опубликовавший работу этой экспедиции в двух томах под названием «Храм воинов» . Акварели были созданы на основе фресок в Храме Воинов, которые быстро разрушались под воздействием стихии после того, как веками находились в обнаруженных защищенных ограждениях. На многих изображены батальные сцены, а на некоторых даже есть дразнящие образы, которые вызывают спекуляции и дебаты выдающихся ученых майя, таких как Майкл Д. Коу и Мэри Миллер , относительно возможных контактов с моряками-викингами. [62]
Группа тысячи колонн
Вдоль южной стены Храма Воинов расположен ряд колонн, которые сегодня представляют собой открытые колонны, хотя, когда город был заселен, они поддерживали обширную систему крыш. Колонны разделены на три отдельные части: Западная группа, которая продолжает линии фасада Храма Воинов. Северная группа проходит вдоль южной стены Храма Воинов и содержит колонны с барельефами, изображающими солдат;
Северо-восточная группа, которая, по-видимому, образовывала небольшой храм в юго-восточном углу Храма Воинов, содержит прямоугольник, украшенный резьбой людей или богов, а также животных и змей. Храм с северо-восточной колонной также представляет собой небольшое чудо инженерной мысли — канал, по которому вся дождевая вода отводится из комплекса на расстоянии примерно 40 метров (130 футов) в рехолладу, бывший сенот.
К югу от Группы тысячи колонн находится группа из трех небольших соединенных между собой зданий. Храм резных колонн — небольшое элегантное здание, состоящее из передней галереи и внутреннего коридора, ведущего к алтарю с Чак Мул. Есть также многочисленные колонны с богатой барельефной резьбой, изображающей около 40 персонажей.
Перед сооружением изображена часть верхнего фасада с мотивом «х» и «о». Храм Малых Столов представляет собой невосстановленный курган. И Храм Томпсона (называемый в некоторых источниках Дворцом Ахау Балам Кауил ), небольшое двухуровневое здание с фризами, изображающими ягуаров ( балам на языке майя), а также глифами бога майя Кауила.
Рынок
Это квадратное сооружение закрепляет южную часть комплекса Храма Воинов. Он назван так в честь каменной полки, окружающей большую галерею и внутренний дворик, который, по предположениям ранних исследователей, использовался для демонстрации товаров, как на рынке. Сегодня археологи полагают, что его цель была скорее церемониальной, чем коммерческой.
Группа Осарио
К югу от Северной группы находится меньшая платформа, имеющая множество важных сооружений, некоторые из которых, по-видимому, ориентированы на второй по величине сенот в Чичен-Ице, Кстолок.
Сам Осарио , как и храм Кукулькана, представляет собой храм в виде ступенчатой пирамиды, возвышающийся над своей платформой, только в меньшем масштабе. Как и его более крупный сосед, он имеет четыре стороны с лестницами на каждой стороне. На вершине находится храм, но, в отличие от Кукулькана, в центре находится отверстие в пирамиде, ведущее в естественную пещеру на 12 метров (39 футов) ниже. Эдвард Х. Томпсон раскопал эту пещеру в конце 19 века и, поскольку он нашел несколько скелетов и артефактов, таких как нефритовые бусы, он назвал сооружение Храмом Первосвященников. Сегодня археологи не верят ни в то, что это сооружение было гробницей, ни в то, что похороненные в нем люди были священниками.
Храм Кстолока — недавно отреставрированный храм за пределами платформы Осарио. Он выходит на другой большой сенот в Чичен-Ице, названный в честь слова майя, обозначающего игуану, «Кстолок». В храме имеется ряд пилястр с резными изображениями людей, а также изображениями растений, птиц и мифологических сцен.
Между храмом Кстолок и Осарио находится несколько выровненных сооружений: Платформа Венеры , которая по конструкции похожа на одноименное сооружение рядом с Кукульканом (Эль-Кастильо), Платформа гробниц и небольшое круглое сооружение, которое является безымянным. Эти три сооружения были построены в ряд от Осарио. За ними платформа Осарио заканчивается стеной, в которой есть отверстие для сакбе, ведущего на несколько сотен футов к храму Кстолок.
К югу от Осарио, на границе платформы, есть два небольших здания, которые, по мнению археологов, служили резиденциями важных персон. Они были названы Домом Метатов и Домом Метисов .
Каса Колорада Групп
К югу от группы Осарио находится еще одна небольшая платформа, на которой есть несколько сооружений, которые являются одними из старейших в археологической зоне Чичен-Ица.
Casa Colorada (по-испански «Красный дом») — одно из наиболее хорошо сохранившихся зданий в Чичен-Ице. Значительное количество красной краски все еще присутствовало во времена исследователей 19 века. Его майяское имя — Чичанчоб , что, согласно INAH, может означать «маленькие дырочки». В одной из комнат находятся обширные резные иероглифы, в которых упоминаются правители Чичен-Ицы и, возможно, соседнего города Эк-Балам, а также записана дата майя, которая соотносится с 869 годом нашей эры, одна из старейших таких дат, найденных во всей Чичен-Ице.
В 2009 году INAH восстановила небольшую площадку для игры в мяч, примыкающую к задней стене Casa Colorada. [63]
Хотя Casa Colorada находится в хорошем состоянии, другие здания в группе, за одним исключением, представляют собой ветхие курганы. Одно здание полустоящее и называется La Casa del Venado (Дом Оленя). Название этого здания издавна использовалось местными майя, и некоторые авторы упоминают, что оно было названо в честь оленя, рисующего на лепнине, которого больше не существует. [64]
Центральная группа
Лас Монхас – одно из самых примечательных сооружений Чичен-Ицы. Это комплекс зданий Terminal Classic, построенных в архитектурном стиле Пуук. Испанцы назвали этот комплекс Лас Монхас («Монахини» или «Женский монастырь»), но это был правительственный дворец. К востоку находится небольшой храм (известный как Ла Иглесия , «Церковь»), украшенный искусными масками. [44] [65]
Группа Лас Монхас отличается концентрацией иероглифических текстов, относящихся к позднему и конечному классическому периоду. В этих текстах часто упоминается правитель по имени Какупакал . [21] [66]
Эль Караколь («Улитка») расположен к северу от Лас Монхас . Это круглое здание на большой квадратной платформе. Свое название он получил от каменной винтовой лестницы внутри. Предполагается, что это сооружение с необычным расположением на платформе и круглой формой (остальные прямоугольные, в соответствии с практикой майя) представляло собой протообсерваторию с дверями и окнами, ориентированными на астрономические события, особенно вокруг пути Венера, пересекающая небеса. [67]
Акаб Дзиб расположен к востоку от Каракола. На языке юкатекских майя это имя означает «Темное письмо»; «темный» в смысле «таинственный». Более раннее название здания, согласно переводу глифов в Casa Colorada, - Wa(k)wak Puh Ak Na , «плоский дом с чрезмерным количеством комнат», и это был дом администратора Чичена. Ица, коком Яхавал Чо Как. [68]
INAH завершила реставрацию здания в 2007 году. Оно относительно короткое, всего 6 метров (20 футов) в высоту, 50 метров (160 футов) в длину и 15 метров (49 футов) в ширину. Длинный фасад, обращенный на запад, имеет семь дверных проемов. Восточный фасад имеет всего четыре дверных проема, прерываемых большой лестницей, ведущей на крышу. Судя по всему, это была передняя часть сооружения, откуда открывается вид на то, что сегодня является крутым сухим сенотом.
Южный торец здания имеет один вход. Дверь ведет в небольшую комнату, а на противоположной стене находится еще один дверной проем, над которым на перемычке высечены искусно вырезанные глифы — «таинственное» или «малопонятное» письмо, которое сегодня дает зданию его название. Под перемычкой дверного косяка находится еще одна резная панель с изображением сидящей фигуры, окруженной множеством глифов. Внутри одной из камер, у потолка, находится нарисованный отпечаток руки.
Старый Чичен
Старый Чичен (или Чичен-Вьехо по-испански) — это название группы построек к югу от центрального участка, где сосредоточена большая часть архитектуры города в стиле Пуук. [2] В него входят Группа Начальной серии, Фаллический храм, Платформа Большой Черепахи, Храм Сов и Храм Обезьян.
Эта часть объекта была закрыта для туризма в течение многих лет, пока продолжались археологические раскопки и реставрации, и ее планируется вновь открыть для посетителей в 2024 году. [69]
Другие структуры
В Чичен-Ице также есть множество других построек, плотно расположенных в церемониальном центре площадью около 5 квадратных километров (1,9 квадратных миль) и нескольких отдаленных вспомогательных объектах.
Пещеры Баланканче
Примерно в 4 км (2,5 мили) к юго-востоку от археологической зоны Чичен-Ица находится сеть священных пещер, известных как Баланканче ( испанский : Gruta de Balankanche ), Баламкаанче у юкатекских майя). В пещерах можно увидеть большой выбор древней керамики и идолов на тех местах, где они находились в доколумбовые времена.
Местоположение пещеры хорошо известно в наше время. Эдвард Томпсон и Альфред Тоззер посетили ее в 1905 году. А. С. Пирс и группа биологов исследовали пещеру в 1932 и 1936 годах. Э. Уиллис Эндрюс IV также исследовал пещеру в 1930-х годах. Эдвин Шук и Р.Э. Смит исследовали пещеру по поручению Института Карнеги в 1954 году и выкопали несколько траншей, чтобы найти черепки и другие артефакты. Шук определил, что пещера была заселена в течение длительного периода, по крайней мере, с доклассического периода до эпохи после завоевания. [70]
15 сентября 1959 года Хосе Умберто Гомес, местный гид, обнаружил в пещере ложную стену. Позади него он обнаружил обширную сеть пещер со значительным количеством нетронутых археологических находок, включая керамику и резные каменные курильницы , каменные орудия труда и украшения. INAH превратила пещеру в подземный музей, а объекты после каталогизации были возвращены на прежнее место, чтобы посетители могли увидеть их на месте . [71]
Туризм
Чичен-Ица — один из самых посещаемых археологических памятников Мексики; По оценкам, в 2017 году его посетило 2,1 миллиона человек. [72]
Туризм играет важную роль в Чичен-Ице уже более века. Джон Ллойд Стивенс, который популяризировал майя Юкатан в воображении публики своей книгой «Случаи путешествий на Юкатане» , вдохновил многих совершить паломничество в Чичен-Ицу. Еще до публикации книги Бенджамин Норман и барон Эмануэль фон Фридрихсталь после встречи со Стивенсом отправились в Чичен и оба опубликовали результаты своих открытий. Фридрихсталь первым сфотографировал Чичен-Ицу, используя недавно изобретенный дагерротип . [73]
После того, как Эдвард Томпсон в 1894 году приобрел гасиенду Чичен, в которую входил Чичен-Ица, к нему стал постоянный поток посетителей. В 1910 году он объявил о своем намерении построить на своей территории отель, но отказался от этих планов, вероятно, из-за Мексиканской революции.
В начале 1920-х годов группа жителей Юкатека во главе с писателем и фотографом Франсиско Гомесом Рулом начала работать над расширением туризма на Юкатане. Они призвали губернатора Фелипе Каррильо Пуэрто построить дороги к наиболее известным памятникам, включая Чичен-Ицу. В 1923 году губернатор Каррильо Пуэрто официально открыл шоссе на Чичен-Ицу. Гомес Рул опубликовал один из первых путеводителей по Юкатану и его руинам.
Зять Гомеса Рула, Фернандо Барбачано Пеон (внучатый племянник бывшего губернатора Юкатана Мигеля Барбачано ), начал первый официальный туристический бизнес на Юкатане в начале 1920-х годов. Он начал с того, что встречал пассажиров, прибывших на пароходе, в Прогресо, порт к северу от Мериды, и убеждал их провести неделю на Юкатане, после чего они сядут на следующий пароход и доберутся до следующего пункта назначения. Сообщается, что за первый год Барбачано Пеон смог убедить только семь пассажиров покинуть корабль и присоединиться к нему в туре. В середине 1920-х годов Барбачано Пеон убедил Эдварда Томпсона продать 5 акров (20 000 м²) земли. 2 ) рядом с Чиченом для отеля. В 1930 году к северу от Hacienda Chichen открылся отель Mayaland, который перешел в управление Института Карнеги. [74]
В 1944 году Барбачано Пеон приобрел всю гасиенду Чичен, включая Чичен-Ицу, у наследников Эдварда Томпсона. [37] Примерно в то же время Институт Карнеги завершил свою работу в Чичен-Ице и отказался от гасиенды Чичен, которую Барбачано превратил в еще один сезонный отель.
В 1972 году Мексика приняла Ley Federal Sobre Monumentos y Zonas Arqueológicas, Artísticas e Históricas (Федеральный закон о памятниках и археологических, художественных и исторических памятниках), согласно которому все доколумбовые памятники страны, в том числе в Чичен-Ице, перешли в федеральную собственность. [75] Теперь Чичен-Ицу ежегодно посещали сотни, если не тысячи, и ожидалось, что с развитием курортной зоны Канкуна на востоке его станет больше.
В 1980-х годах Чичен-Ица стала принимать наплыв посетителей в день весеннего равноденствия. Сегодня несколько тысяч человек пришли посмотреть на эффект света и тени в храме Кукулькана, во время которого пернатый змей, кажется, сползает по склону пирамиды. [номер 6] Гиды также продемонстрируют уникальный акустический эффект в Чичен-Ице: хлопок руки перед лестницей пирамиды Эль-Кастильо вызовет эхо, напоминающее щебетание птицы, похожее на эхо кетцаля , исследованное Деклерком . [76]
Чичен-Ица, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО , является вторым по посещаемости археологическим объектом Мексики. [77] Археологический объект привлекает множество посетителей с популярных туристических курортов Канкуна , которые совершают однодневную поездку на туристических автобусах.
В 2007 году храм Кукулькан (Эль-Кастильо) в Чичен-Ице был назван одним из новых семи чудес света после всемирного голосования. [78] Несмотря на то, что голосование спонсировалось коммерческим предприятием и его методология подверглась критике, голосование было поддержано представителями правительства и туризма Мексики, которые прогнозировали, что в результате такой рекламы число туристов в Чичене удвоится к 2012 году. . [номер 7] [79] Последовавшая за этим огласка возобновила дебаты в Мексике по поводу права собственности на это место, кульминацией которых стало 29 марта 2010 года, когда штат Юкатан приобрел землю, на которой покоятся наиболее известные памятники, у владельца Ханса Юргена Тиса Барбачано. [80]
INAH, которая управляет этим объектом, закрыла ряд памятников для публичного доступа. Хотя посетители могут ходить вокруг них, они больше не могут подняться на них или войти в свои покои. Доступ к Эль-Кастильо был закрыт после того, как в 2006 году женщина из Сан-Диего, штат Калифорния, разбилась насмерть. [50]
Фотогалерея
- Эль-Караколь, обсерватория Чичен-Ицы.
- Храм Воинов в 1986 году - Храм Больших Столов, сразу слева, в то время не реставрировался.
- Каменное кольцо расположено на высоте 9 м (30 футов) над полом Большой площадки для игры в мяч.
- Платформа Венеры на Большой площади
- Кукульканская пирамида
- Мозаичная маска на западном склоне Ла Иглесиа.
- Сложные мозаичные маски.
- Скульптура пернатого змея у подножия одной из лестниц Кукулькана (Эль-Кастильо).
- Лас Монхас (Чичен-Ица) в 1843 году работы Фредерика Катервуда . [81]
См. также
- Астероид 100456 Чичен-Ица
- Список археоастрономических объектов, отсортированный по странам
- Список мезоамериканских пирамид
- Споры между майя и тольтеками в Чичен-Ице
- Тикаль
- Ушмаль
Примечания
- ^ / tʃ iː ˈ tʃ ɛ n iː ˈ t s ɑː / chee- CHEN eet- SAH , испанский : Chichén Itzá [tʃiˈtʃen iˈtsa] , часто с обратным ударением в английском языке на / ˈ tʃ iː tʃ ɛ n ˈ iː t s ə / CHEE -chen EET -sə ; от юкатекского майя : Chiʼchʼèen Ìitshaʼ [tɕʰiʔtɕʼèːn ìːtsʰaʔ] ( Barrera Vásquez 1980 ) «в устье колодца народа Ица »
- ^ Относительно правовой основы владения Чиченом и другими объектами наследия см. Breglia (2006), в частности главу 3, «Чичен-Ица, век приватизации». О продолжающихся конфликтах по поводу права собственности на Чичен-Ицу см. Кастаньеда (2005). О покупке см. «Юкатан: paga gobierno 220 mdp por terrenos de Chichen Itzá», La Jornada, 30 марта 2010 г., получено 30 марта 2010 г. с сайта jornada.unam.mx.
- ^ Уук Ябнал становится Ук Абналом , что означает «Семь Абналов» или «Семь строк Абнала», где Абнал — фамилия, согласно Ральфу Л. Ройсу ( Roys 1967 , стр. 133n7).
- ↑ Из языков майя : сакбе , что означает «белый путь/дорога». Форма множественного числа — сакбеоб (или в современной орфографии майя сакбеоб ).
- ^ Популярное объяснение состоит в том, что целью игры было провести мяч через одно из колец, однако на других, меньших площадках для игры в мяч нет кольца, а только стойка.
- ↑ См. Кецил Кастанеда (1996) в Музее культуры майя (Издательство Университета Миннесоты), где содержится книжное исследование туризма в Чичене, включая главу, посвященную ритуалу равноденствия. 90-минутный этнографический документальный фильм о спиритуализме нового века в период равноденствия см. Джефф Химпеле и Кастанеда (1997) [Случаи путешествий в Чичен-Ице] (Документальные образовательные ресурсы).
- ^ Рисунок принадлежит Франсиско Лопесу Мене, директору Совета по развитию туризма Мексики (CPTM - Совет по развитию мексиканского туризма).
Ссылки
- ^ Правительство штата Юкатан, 2007 г.
- ^ Миллер 1999 , с. 26
- ^ «Estadística de Visitantes» (на испанском языке). ИНАХ . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ Boot 2005 , с. 37
- ^ Ананас Чан 1993 , с. 13
- ^ Лакстон 1996 , с. 141
- ^ Кох 2006 , с. 19
- ^ Осорио Леон 2006 , с. 458.
- ^ Перейти обратно: а б с Осорио Леон 2006 , с. 456.
- ^ Перейти обратно: а б Коггинс 1992 г.
- ^ Чавес 2015
- ^ Анда Аланис, 2007 г.
- ^ Фрейдель , с. 6; Шарер и Трэкслер 2006 , с. 581
- ^ Шмидт 2007 , стр. 166–167.
- ^ Кобос Пальма 2005 , стр. 539–540
- ^ Кобос Пальма 2005 , с. 540
- ^ Кобос Пальма 2005 , стр. 537–541
- ^ Кобос Пальма 2005 , с. 531
- ^ Кобос Пальма 2005 , стр. 531–533
- ^ Перейти обратно: а б с Осорио Леон 2006 , с. 457.
- ^ Осорио Леон 2006 , с. 461.
- ^ Кобос Пальма 2005 , с. 541
- ^ Томпсон 1966 , стр. 137.
- ^ Чемберлен 1948 , стр. 136, 138.
- ^ Ресталл 1998 , стр. 81, 149; де Ланда 1937 , с. 90
- ^ Клендиннен 2003 , с. 23
- ^ Чемберлен 1948 , стр. 19–20, 64, 97, 134–135.
- ^ Чемберлен 1948 , стр. 132–149.
- ^ Клендиннен 2003 , с. 41
- ^ Брелия 2006 , с. 67
- ^ Кобос, Рафаэль. «Чичен-Ица». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- ^ Морли 1913 , стр. 61–91.
- ^ Брунхаус 1971 , стр. 74–75.
- ^ Брунхаус 1971 , стр. 195–196; Уикс и Хилл 2006, стр.111.
- ^ Брунхаус 1971 , стр. 195–196; Уикс и Хилл 2006, стр. 577–653.
- ^ Перейти обратно: а б Асборн 2007 г.
- ^ Руис
- ^ Ковальский 1985 , стр. 51–53.
- ^ Sharer & Traxler 2006 , стр. 562–563.
- ^ Sharer & Traxler 2006 , стр. 562.
- ^ Коу 1999 , стр. 100, 139.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кано 2002 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гарсиа-Сальгадо 2010 , с. 118
- ^ Гарсиа-Сальгадо 2010 , стр. 119, 122
- ^ Филлипс 2007 , с. 264
- ^ Перейти обратно: а б Уиллард 1941 год
- ^ Перейти обратно: а б Diario de Yucatan, 3 марта 2006 г.
- ^ Гарсиа-Сальгадо 2010 , стр. 121–122
- ^ Шпрайц, Иван; Санчес Нава, Педро Франциско (2018). «Солнце в Чичен-Ице и Дзибильчалтуне: предполагаемая важность равноденствий в Мезоамерике». Мексиканская археология . XXV (149): 26–31.
- ^ Курджак, Мальдонадо К. и Грин Робертсон 1991 , стр. 150
- ^ Перейти обратно: а б с д Ананас Чан 1993 , с. 42
- ^ Ананас Чан 1993 , с. 44
- ^ Перейти обратно: а б с Кано 2002 , с. 83.
- ^ Сирерол Сансорес 1948 , стр. 94–96
- ^ Перейти обратно: а б с Кано 2002 , с. 85.
- ^ Коггинс 1984 , стр. 26–27.
- ^ Баркера 2024 .
- ^ Галлардо 2023 .
- ^ Хансен, Валери, Викинги в Америке , Информационный бюллетень, Aeon , 22 сентября 2020 г.
- ^ Фрай 2009
- ^ Чичан Чоб и Дом Оленя, Чичен-Ица, Юкатан. Уильям Дж. Фолан [1]
- ^ Кано 2002 , с. 87.
- ^ Осорио Леон 2006 , с. 460.
- ^ Будущее 1997 , стр. 135–138
- ^ Восс и Кремер 2000
- ^ «Городской комплекс майя «Начальная серия» в Чичен-Ице откроется в 2024 году» . 11 февраля 2023 г.
- ^ Эндрюс 1961 , стр. 28–31.
- ^ Эндрюс 1970
- ^ «Культурные достопримечательности Юкатана готовы побить рекорд ежегодного количества посетителей» . Юкатан Таймс . 17 октября 2017 г. Проверено 18 января 2019 г.
- ^ Палмквист и Кейлборн 2000 , стр. 252.
- ^ Мадейра 1931 , стр. 108–109
- ^ Бреглия 2006 , стр. 45–46.
- ^ Бал 2004 г.
- ^ СЕКТУР 2006
- ^ «Новые семь чудес света» . Индостан Таймс . 8 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ ЭФЭ 2007
- ^ Боффил Гомес 2010
- ^ «Лас Монхас, Чичен-Ица, Юкатан» . Бруклинский музей . 1843.
Библиография
- Эндрюс, Энтони П.; Э. Уиллис Эндрюс В.; Фернандо Роблес Кастельянос (январь 2003 г.). «Коллапс северных майя и его последствия». Древняя Мезоамерика . 14 (1). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета : 151–156. дои : 10.1017/S095653610314103X . ISSN 0956-5361 . OCLC 88518111 . S2CID 162992099 .
- Эндрюс, Э. Уиллис IV (1961). «Раскопки в Грута-де-Баланканче, 1959 г. (Приложение)». Предварительный отчет о полевом сезоне 1959–1960 гг. Национальное географическое общество – Программа Дзибильчалтун Тулейнского университета: с помощью грантов Национального научного фонда и Американского философского общества . Разная серия № 11 Среднеамериканского исследовательского института. Новый Орлеан: Среднеамериканский исследовательский институт , Тулейнский университет . стр. 28–31. ISBN 0-939238-66-7 . OCLC 5628735 .
- Эндрюс, Э. Уиллис IV (1970). Баланканче: Трон Тигрового Жреца . Публикация № 32 Среднеамериканского исследовательского института. Новый Орлеан: Среднеамериканский исследовательский институт, Университет Тулейн . ISBN 0-939238-36-5 . OCLC 639140 .
- де Анда Аланис, Гильермо (2007). «Жертвоприношения и ритуальные увечья тел в постклассическом обществе майя: тафономия человеческих останков из сенота Саградо в Чичен-Ице». У Веры Тислер; Андреа Кучина (ред.). Новые взгляды на человеческие жертвоприношения и ритуальные процедуры по уходу за телом в древнем обществе майя . Междисциплинарный вклад в археологию. Майкл Йохим (ред. серии). Нью-Йорк: Springer Verlag . стр. 190–208. ISBN 978-0-387-48871-4 . ISSN 1568-2722 . OCLC 81452956 .
- Авени, Энтони Ф. (1997). Лестницы к звездам: наблюдение за небом в трех великих древних культурах . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья . ISBN 0-471-15942-5 . ОСЛК 35559005 .
- Болл, Филип (14 декабря 2004 г.). «Новости: Тайна «чирикающей» пирамиды раскрыта» . Новости природы . дои : 10.1038/news041213-5 . Проверено 14 декабря 2011 г.
- Баркера, Родриго (июнь 2024 г.). «Древние геномы позволяют лучше понять ритуальную жизнь Чичен-Ицы» . Природа . Природа. дои : 10.1038/s41586-024-07509-7 . ПМЦ 11208145 .
- Баррера Васкес, Альфредо (1980). Бастаррачеа Мансано, Хуан Рамон; Брито Сансорес, Уильям (ред.). Словарь майя Cordemex: майя-испанский, испанский-майя . при сотрудничестве Рефухио Вермонта Саласа, Дэвида Дзула Гонгоры и Доминго Дзула Пута. Мерида, Мексика: Cordemex Editions. ОСЛК 7550928 . (на испанском языке и юкатекских майя)
- Бейер, Герман (1937). Исследования надписей Чичен-Ицы (PDF) . Вклад в американскую археологию, № 21. Вашингтон, округ Колумбия: Институт Карнеги в Вашингтоне . OCLC 3143732 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 марта 2003 года . Проверено 22 ноября 2007 г.
- Боффил Гомес, Луис А. (30 марта 2010 г.). «Юкатан покупает 80 гектаров земли в зоне Чичен-Ица » . Ла Хорнада (на испанском языке). Мехико: ДЕМОС, Десаролло-де-Медиос, SA-де-CV . Проверено 14 декабря 2011 г.
- Бут, Эрик (2005). Непрерывность и изменение текста и изображений в Чичен-Ице, Юкатан, Мексика: исследование надписей, иконографии и архитектуры на стоянке майя от поздней классики до раннего посткласса . Публикации CNWS нет. 135. Лейден, Нидерланды: Публикации CNWS. ISBN 90-5789-100-Х . OCLC 60520421 .
- Бреглия, Лиза (2006). Монументальная амбивалентность: политика наследия . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-71427-4 . OCLC 68416845 .
- Брунхаус, Роберт (1971). Сильванус Морли и мир древних майя . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-0961-9 . OCLC 208428 .
- Кано, Ольга (январь – февраль 2002 г.). «Чичен-Ица, Юкатан (Путеводитель для путешественников)». Мексиканская археология (на испанском языке). IX (53). Мексика: Редакционные статьи: 80–87. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 .
- Кастаньеда, Кецил Э. (1996). В Музее культуры майя: экскурсия по Чичен-Ице . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Университета Миннесоты . ISBN 0-8166-2672-3 . ОСЛК 34191010 .
- Кастаньеда, Кецил Э. (май 2005 г.). «О туристических войнах Юкатана: Тиич, презентация наследия майя» . Новости антропологии . 46 (5). Арлингтон, Вирджиния: Американская антропологическая ассоциация : 8–9. дои : 10.1525/ан.2005.46.5.8.2 . ISSN 1541-6151 . OCLC 42453678 . Архивировано из оригинала (перепечатано в Интернете как «Туризм «Войны» на Юкатане», AN Commentaries) 11 октября 2007 г. Проверено 22 ноября 2007 г.
- Чемберлен, Роберт С. (1948). Завоевание и колонизация Юкатана 1517–1550 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Институт Карнеги в Вашингтоне . OCLC 42251506 .
- Шарне, Дезире (1886). «Путешествие на Юкатан» . Земля и ее народы, 1886 г. (на голландском языке). Харлем, Нидерланды: Круземан и Тьенк Виллинк. ОСЛК 12339106 . Репродукция электронного текста проекта Гутенберга [#13346] . Проверено 23 ноября 2007 г.
- Шарне, Дезире (1887). Древние города Нового Света: путешествия и исследования Мексики и Центральной Америки в 1857–1882 годах . Дж. Гонино и Хеллен С. Конант (пер.). Нью-Йорк: Харпер и братья . ОСЛК 2364125 .
- Чавес, Рене; и др. (2015). Специальная установка ERT-3D выполнена для исследования недр пирамиды Эль-Кастильо, Чичен-Ица, Мексика . Техеро А., Сифуэнтес-Нава Г. и Эрнандес-Кинтеро Э. Турин, Италия: Приповерхностные геолого-геофизические исследования, 2015 г. – 21-е Европейское совещание по экологической и инженерной геофизике . Проверено 5 февраля 2018 г.
- Сирерол Сансорес, Мануэль (1948). «Чи Чин Ица»: археологический рай Америки . Мерида, Мексика: Talleres Graficos del Sudeste. OCLC 18029834 .
- Клендиннен, Инга (2003). Амбивалентные завоевания: майя и испанцы на Юкатане, 1517–1570 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-37981-4 . OCLC 50868309 .
- Кобос, Рафаэль. «Чичен-Ица», Дэвид Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- Кобос Пальма, Рафаэль (2005) [2004]. «Чичен-Ица: поселение и гегемония в последний классический период» . У Артура А. Демареста; Пруденс М. Райс; Дон С. Райс (ред.). Терминальная классика в низменностях майя: крах, переход и трансформация (изд. в мягкой обложке). Боулдер, Колорадо: Университетское издательство Колорадо . стр. 517–544 . ISBN 0-87081-822-8 . OCLC 61719499 .
- Коу, Майкл Д. (1987). Майя (4-е издание, исправленное издание). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27455-Х . OCLC 15895415 .
- Коу, Майкл Д. (1999). Майя . Серия «Древние народы и места» (6-е издание, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон/Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28066-5 . OCLC 59432778 .
- Коггинс, Клеменси Чейз (1984). Сенот жертвоприношения: сокровища майя из священного колодца в Чичен-Ице . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-71098-4 .
- Коггинс, Клеменси Чейз (1992). Артефакты из сенота жертвоприношения, Чичен-Ица, Юкатан: текстиль, корзины, камень, кости, ракушки, керамика, дерево, копал, каучук, другие органические материалы и останки млекопитающих . Кембридж, Массачусетс: Музей археологии и этнологии Пибоди , Гарвардский университет; распространяется издательством Гарвардского университета . ISBN 0-87365-694-6 . ОСЛК 26913402 .
- Колас, Пьер Р .; Восс, Александр (2006). «Игра жизни и смерти – игра майя с мячом». У Николая Грубе (ред.). Майя: Божественные короли тропического леса . Ева Эггебрехт и Маттиас Зайдель (помощник редактора). Кёльн, Германия: Кенеманн. стр. 186–191. ISBN 978-3-8331-1957-6 . OCLC 71165439 .
- Кучина, Андреа; Вера Тислер (2007). «Новые взгляды на человеческие жертвоприношения и постжертвенное лечение тела в древнем обществе майя: Введение». У Веры Тислер; Андреа Кучина (ред.). Новые взгляды на человеческие жертвоприношения и ритуальные процедуры по уходу за телом в древнем обществе майя . Междисциплинарный вклад в археологию. Майкл Йохим (ред. серии). Нью-Йорк: Спрингер. стр. 1–13. ISBN 978-0-387-48871-4 . ISSN 1568-2722 . OCLC 81452956 .
- Демарест, Артур (2004). Древние майя: взлет и падение цивилизации тропических лесов . Тематические исследования в ранних обществах, № 3. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-59224-0 . OCLC 51438896 .
- Diario de Yucatán (3 марта 2006 г.). «Отмена льгот для мексиканцев: им придется платить за вход в археологическую зону в день равноденствия». Diario de Yucatán (на испанском языке). Мерида, Юкатан: Compañía Typographic Yucateca, SA de CV OCLC 29098719 .
- ЭФЕ (29 июня 2007 г.). «Чичен-Ица может удвоить количество посетителей за 5 лет, если объявить его чудом» (на испанском языке). Мадрид, Испания. Агентство ЭФЕ, SA
- Фрейдель, Дэвид . «Археологические исследования Яксуны: отчет о полевом сезоне 1988 года» (PDF) . Фонд развития мезоамериканских исследований . Проверено 12 декабря 2011 г.
- Фрай, Стивен М. (2009). «Площадка для игры в мяч Casa Colorada: INAH превращает курганы в памятники» . americanegypt.com . Мистери Лейн Пресс. Архивировано из оригинала 19 декабря 2010 года . Проверено 14 декабря 2011 г.
- Галлардо, Альфонсо (март 2023 г.). «Движение населения терминальной классики в Чичен-Ице, по морфологии зубов группы принесенных в жертву детей» . Древняя Мезоамерика . 34 (2). Издательство Кембриджского университета: 545–562. дои : 10.1017/S0956536120000528 .
- Гарсиа-Сальгадо, Томас (2010). «Эффект солнечного света пирамиды Кукулькан или история линии» (PDF) . Сетевой журнал Nexus . Проверено 27 июля 2011 г.
- Правительство штата Юкатан (2007 г.). «Муниципалитеты Юкатана: Тинум» (на испанском языке). Мерида, Юкатан: Правительство штата Юкатан. Архивировано из оригинала 3 января 2012 года . Проверено 30 января 2012 г.
- Химпеле, Джеффри Д. и Кецил Э. Кастаньеда (кинорежиссеры и продюсеры) (1997). Случаи путешествий в Чичен-Ице: визуальная этнография (документальный фильм (VHS и DVD)). Уотертаун, Массачусетс: Документальные образовательные ресурсы. OCLC 38165182 . Архивировано из оригинала 29 ноября 2007 года . Проверено 23 ноября 2007 г.
- Кох, Питер О. (2006). Ацтеки, конкистадоры и становление мексиканской культуры . Джефферсон, Северная Каролина: ISBN McFarland & Co. 0-7864-2252-1 . OCLC 61362780 .
- Ковальски, Джефф К. (1985). «Расписная архитектура ареала северных майя». Расписная архитектура и полихромная монументальная скульптура в Мезоамерике: симпозиум в Думбартон-Оксе, 10-11 октября 1981 г. Джефферсон, Северная Каролина: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. стр. 51–82. ISBN 0-884-02142-4 . OCLC 611687168 .
- Курджак, Эдвард Б.; Мальдонадо К., Рубен; Грин Робертсон, Мерл (1991). «Площадки для игры в мяч низменностей северных майя» . В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны . стр. 145–159 . ISBN 0-8165-1360-0 . OCLC 51873028 .
- де Ланда, Диего (1937). Уильям Гейтс (пер.) (ред.). Юкатан до и после завоевания . Балтимор, Мэриленд: Общество майя. ОСЛК 253690044 .
- Лакстон, Ричард Н. (пер.) (1996). Книга Чумаэля: книга советов юкатекских майя, 1539–1638 гг . Уолнат-Крик, Калифорния: Aegean Park Press. ISBN 0-89412-244-4 . OCLC 33849348 .
- Мадейра, Перси (1931). Воздушная экспедиция в Центральную Америку (Переиздание). Филадельфия: Пенсильванский университет . OCLC 13437135 .
- Массон, Мэрилин (2006). «Динамика становления государственности в постклассической цивилизации майя». У Николая Грубе (ред.). Майя: Божественные короли тропического леса . Ева Эггебрехт и Маттиас Зайдель (помощник редактора). Кёльн, Германия: Кенеманн. стр. 340–353. ISBN 978-3-8331-1957-6 . OCLC 71165439 .
- Миллер, Мэри Эллен (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20327-Х . OCLC 41659173 .
- Морли, Сильванус Грисволд (1913). WHR Риверс; А.Е. Дженкс; С.Г. Морли (ред.). Археологические исследования руин Чичен-Ицы, Юкатан . Отчеты о нынешнем состоянии и будущих потребностях науки антропологии. Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский Институт Карнеги . OCLC 562310877 .
- Моррис, Эрл Х. (1931). Храм Воинов . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Осорио Леон, Хосе (2006). «Присутствие поздней классики в Чичен-Ице (600–800/830 гг. Н.э.)» (PDF) . В Лапорте, JP; Арройо, Б.; Мехия, Х. (ред.). XIX симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2005 г. (на испанском языке). Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии . стр. 455–462. Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2011 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
- Палмквист, Питер Э.; Кейлборн, Томас Р. (2000). Фотографы-пионеры Дальнего Запада: Биографический словарь, 1840–1865 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-3883-1 . OCLC 44089346 .
- Перес де Лара, Хорхе (nd). «Экскурсия по Чичен-Ице с краткой историей этого места и его археологией» . Месовеб . Проверено 23 ноября 2007 г.
- Перри, Ричард Д., изд. (2001). Исследование Юкатана: Антология путешественника . Санта-Барбара, Калифорния: Espadaña Press. ISBN 0-9620811-4-0 . OCLC 48261466 .
- Филлипс, Чарльз (2007) [2006]. Полная иллюстрированная история ацтеков и майя: полная хроника древних народов Центральной Америки и Мексики, включая ацтеков, майя, ольмеков, миштеков, тольтеков и сапотеков . Anness Publishing Ltd. Лондон: ISBN 978-1-84681-197-5 . OCLC 642211652 .
- Пинья Чан, Роман (1993) [1980]. Чичен-Ица: Город водных волшебников (на испанском языке). Мехико: Фонд экономической культуры. ISBN 968-16-0289-7 . OCLC 7947748 .
- Рестолл, Мэтью (1998). Майя Конкистадор . Бостон, Массачусетс: Beacon Press. ISBN 978-0-8070-5506-9 . OCLC 38746810 .
- Ройс, Ральф Л. (пер.) (1967). Книга Чилам Балам из Чумаэля . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ОСЛК 224990 .
- Руис, Франсиско Перес. «Сооружения со стеной: интерпретация оборонительной системы Чичен-Ицы, Юкатан» (PDF) . Фонд развития мезоамериканских исследований . Проверено 7 июня 2015 г.
- Шеле, Линда ; Дэвид Фрейдель (1990). Лес королей: нерассказанная история древних майя (переиздание). Нью-Йорк: Харпер Многолетник . ISBN 0-688-11204-8 . OCLC 145324300 .
- Шмидт, Питер Дж. (2007). «Птицы, керамика и какао: новые раскопки в Чичен-Ице, Юкатан». У Джеффа Карла Ковальски; Синтия Кристан-Грэм (ред.). Толланы-близнецы: Чичен-Ица, Тула и мезоамериканский мир от эпиклассического до раннего постклассического периода . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса: Распространяется издательством Гарвардского университета . ISBN 978-0-88402-323-4 . OCLC 71243931 .
- СЕКТОР (2006). Статистический сборник туризма Мексики, 2006 г. Мехико: Министерство туризма (SECTUR).
- СЕКТУР (7 июля 2007 г.). «Бюллетень 069: Чичен-Ица объявлен новым чудом современного мира» (на испанском языке). Мехико: Министерство туризма. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
- Шерер, Роберт Дж .; Тракслер, Лоа П. (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Томпсон, Дж. Эрик С. (1966) [1954]. Взлет и падение цивилизации майя . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-0301-9 . OCLC 6611739 .
- Тоззер, Альфред Марстон ; Гловер Моррилл Аллен (1910). Фигуры животных в кодексах майя . Том. 4 (Документы Музея американской археологии и этнологии Пибоди, изд. Гарвардского университета). Кембридж, Массачусетс: Музей. OCLC 2199473 .
- Асборн, Дэвид (7 ноября 2007 г.). «Мексиканское противостояние: битва при Чичен-Ице» . Независимый . Архивировано из оригинала 9 января 2008 года . Проверено 9 ноября 2007 г.
- Восс, Александр В.; Кремер, Х. Юрген (2000). «Как-у-пакал, Хун-пик-ток и Коком: политическая организация Чичен-Ицы». У Пьера Робера Кола (ред.). Священное и мирское: архитектура и идентичность в низменностях майя (материалы 3-й Европейской конференции майя) . 3-я Европейская конференция майя, Гамбургский университет, ноябрь 1998 г. Маркт Швабен, Германия: Verlag Anton Saurwein . ISBN 3-931419-04-5 . OCLC 47871840 .
- Уикс, Джон М.; Джейн А. Хилл (2006). Карнеги-майя: Программа исследований майя Института Карнеги в Вашингтоне, 1913–1957 гг . Боулдер, Колорадо: Университетское издательство Колорадо . ISBN 978-0-87081-833-2 . OCLC 470645719 .
- Уиллард, штат Техас (1941). Кукулькан, Бородатый завоеватель: Новые открытия майя . Голливуд, Калифорния: Мюррей и Джи. ОСЛК 3491500 .
Дальнейшее чтение
- Холмс, Уильям Х. (1895). Археологические исследования среди древних городов Мексики . Чикаго: Полевой Колумбийский музей. OCLC 906592292 .
- Спинден, Герберт Дж. (1913). Исследование искусства майя, его предмета и исторического развития . Кембридж, Массачусетс: Музей. ОСЛК 1013513 .
- Стивенс, Джон Л. (1843). Случаи путешествий на Юкатане . Нью-Йорк: Харпер и братья. OCLC 656761248 .
- Рен, Линнея и др., ред. Пейзажи Ицы: археология и история искусства в Чичен-Ице и соседних местах . Гейнсвилл: Издательство Университета Флориды, 2018.
Внешние ссылки
- Британская энциклопедия : статья о Чичен-Ице
- Цифровой медиа-архив Чичен-Ицы (фотографии, лицензированные Creative Commons, лазерные сканы, панорамы) с особенно подробной информацией об Эль-Караколе и Эль-Кастильо с использованием данных Национального научного фонда и исследовательского партнерства CyArk.
- Страница ЮНЕСКО об объекте Всемирного наследия Чичен-Ица
- Страница древних обсерваторий в Чичен-Ице
- Чичен-Ица реконструирован в 3D
- Археологическая документация Чичен-Ицы, созданная некоммерческой группой INSIGHT и финансируемая Национальным научным фондом и Космическим и научным центром Шабо.
- Сайты майя
- Чичен-Ица
- Места майя на Юкатане
- Археоастрономия
- Археологические музеи Мексики
- Юкатан: Музеи
- Ица
- Национальные памятники Мексики
- Бывшие населенные пункты Мексики
- Населенные пункты, основанные в VIII веке.
- Постройки VIII века цивилизации майя
- заведения 750-х годов
- Упадок цивилизации майя в XIII веке
- Разрушения XIII века в Северной Америке
- Туристические достопримечательности Юкатана
- Объекты всемирного наследия в Мексике
- Города майя, пережившие конец классического периода