Мария Клопская
Мария Клопская | |
---|---|
Мироносица | |
Почитается в | Восточная Православная Церковь Костел |
Праздник | 23 мая (Православие) 24 апреля (католицизм) |
Согласно Евангелию от Иоанна , Мария Клопская ( древнегреческий : Μαρία ἡ τοῦ Κλωπᾶ , María hē tou Clōpá ) была одной из женщин, присутствовавших при распятии Иисуса и приносивших припасы для его похорон . Выражение «Мария Клопа» в греческом тексте неоднозначно относительно того, была ли Мария дочерью или женой Клопы , но в экзегезе обычно отдается предпочтение чтению «жена Клопы». Гегесипп идентифицировал Клопу как брата Иосифа . [ 1 ] В последнем официальном издании Римского Мартиролога Католической Церкви ее память отмечается вместе с Саломеей 24 апреля. [ 2 ]
Наряду с Марией Магдалиной и «Марией» Саломеей , Мария Клопская известна как одна из Трех Марий у гроба Иисуса. Говорят, что ее мощи находятся во Франции в церкви Сент-Мари-де-ла-Мер .
Появления в Евангелиях
[ редактировать ]Мария Клопская прямо упоминается только в Иоанна 19:25, где она находится среди женщин, присутствовавших при распятии Иисуса :
Теперь стояли у креста Иисуса мать Его и сестра матери Его Мария Клопская и Мария Магдалина. [ 3 ]
Евангелия от Марка и Матфея включают схожие отрывки, почти идентичные друг другу:
Среди них была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосифа, и мать детей Зеведея. [ 4 ]
Были и женщины, смотревшие издали: среди них была Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего, и Иосии, и Саломея. [ 5 ]
Это побудило ученых отождествить Марию Клопскую с « Марией, матерью Иакова и Иосифа/Иосея ». [ 6 ] Евангелия от Матфея [ 7 ] и Марк [ 8 ] упомяните Иакова и Иосифа/Иосея (Марк всегда использовал менее распространенный вариант «Иосий») среди четырех братьев Иисуса .
По некоторым толкованиям, та же Мария была и среди женщин, которые в утро воскресения пошли ко гробу, чтобы помазать тело Иисуса благовониями. Мэтью называет ее «другой Мэри». [ 9 ] чтобы отличить ее от Марии Магдалины, тогда как Марк использует имя « Мария, мать Иакова ». [ 10 ] ( Мария Джеймс на латыни).
Апокрифические сочинения
[ редактировать ]В манере, очень похожей на Евангелие от Иоанна , апокрифическое Евангелие от Филиппа (3-й век), похоже, также включает Марию Клопскую в женское окружение Иисуса:
С Господом всегда ходили трое: Мария, мать его, и сестра ее, и Магдалина , та, которую называли спутницей Его. Его сестра, его мать и его спутница были Мэри. [ 11 ]
Еще больше путаницы добавляет то, что в Евангелии от Филиппа она, похоже, упоминается как сестра матери Иисуса («ее сестра») и собственная сестра Иисуса («его сестра»).
Евангелие от Псевдо-Матфея (7 век) представляет Марию Клеофу как дочь Клеопы и Анны:
Иисус встретил их, с Марией, матерью Своей, и с сестрой ее Марией Клеофовой, которую Господь Бог отдал отцу ее Клеофе и матери ее Анне, потому что они принесли в жертву Господу Марию, мать Иисуса. И назвали ее тем же именем, Марией, для утешения родителей. [ 12 ]
Личность Клопы
[ редактировать ]Выражение «Мария Клопа» в греческом тексте неоднозначно относительно того, была ли Мария дочерью или женой Клопы, но в экзегезе обычно отдается предпочтение чтению «жена Клопы». Клоп появляется в ранних христианских писаниях как брат Иосифа и как отец Симеона , второго епископа Иерусалима. [ 13 ] Евсевий Кесарийский , ссылаясь на труды Гегезиппа , рассказывает в своей «Церковной истории» (книга III, гл. 11), что после разрушения Иерусалима в 70 году нашей эры христиане Иерусалима:
все единогласно провозгласили Симеона, сына Клопы, о котором упоминает и Евангелие; быть достойным епископского престола этого прихода. Он был, как говорят, двоюродным братом Спасителя. Гегесипп сообщает, что Клоп был братом Иосифа. [ 1 ]
Это отождествление сделало бы Иосифа зятем Марии Клопской.
Клопу иногда отождествляли с Клеопой. [ 14 ] и Алфей , отец Иакова , одного из Двенадцати Апостолов . В 1982 году Стивен С. Смолли, почетный декан Честерского собора , счел это отождествление «вероятным». [ 6 ] В средневековой традиции Клоп считался вторым мужем Анны и отцом Марии Клопской. [ 15 ] позволяя идентифицировать Марию как сводную сестру Марии, матери Иисуса.
Мария Клопская и братья Иисуса
[ редактировать ]Иероним (347–420), писая «Против Гельвидия» в защиту вечной девственности матери Иисуса , утверждал, что братья Иисуса ( Иаков , Симон , Иуда (также отождествляемый в традиции с Иудой Фаддеем ) и Иосий или Иосиф ) были детьми Марии Клопской, сестры матери Иисуса , что делает их двоюродными братьями Иисуса, а не прямыми братьями и сестрами. Иероним также отождествил Иакова, брата Иисуса, с апостолом Иаковом, сыном Алфея (Иакова меньшего), и таким образом предположил, что Мария Клопская была замужем за Алфеем (Клопой). [ 16 ]
Эта точка зрения находит подтверждение во фрагменте, найденном в средневековом манускрипте, в котором перечислены четыре Марии, упомянутые в Евангелиях, и имеется надпись « Папия » на полях. По словам Папия, «Мария, жена Клеофы или Алфея, была матерью Иакова, Симона и Фаддея и некоего Иосифа». [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Однако приписывание этого фрагмента Папию из Иераполиса (ок. 70–163 гг. н.э.) оспаривается в пользу средневекового автора (возможно, Папия лексикографа , эт. 1040–1060 гг.) англиканскими епископами и богословами Дж. Б. Лайтфутом (1828–1889 гг.) . ). [ 20 ] [ 21 ] и Брук Фосс Уэсткотт (1825–1901). [ 19 ] Например, Лайтфут утверждал, что для Иеронима кажется совершенно невозможным не процитировать Папия, который полностью поддержал бы его точку зрения, несмотря на доступ к его сочинениям, и что эта цитата, по-видимому, заимствована из сочинений Иеронима, причем некоторые части почти слово в слово содержат то, что Джером сказал в рекламе. Хельвид. [ 20 ] [ 21 ]
Джеймс Табор пришел к выводу, что «Мария, мать Иакова и Иосии», — это не кто иной, как Мария, мать самого Иисуса. [ 22 ] Это толкование требует, чтобы Мария, мать Иисуса, вышла замуж за человека по имени Клоп после ее замужества с Иосифом (возможно, после его смерти). Табор предполагает, что брат Иосифа был бы обязан жениться на своей овдовевшей жене левиратом , несмотря на то, что это допустимо только в том случае, если первый брак был бездетным. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Евсевий Кесарийский, «История Церкви», книга III , гл. 11.
- ^ Римский мартиролог , установленный постановлением священного Вселенского Собора Второго Ватиканского Собора авторитетом Иоанна Павла Пп. II обнародовано, второе [типичное] издание, Typis Vaticanis, AD 2004 (2004), с. 251 ISBN 88-209-7210-7
- ^ Иоанна 19:25
- ^ Мэтью 27:56
- ^ Марка 15:40
- ^ Перейти обратно: а б СС Смолли. «Мария», Новый библейский словарь , 1982 г., стр. 793.
- ^ Матфея 13: 55–56.
- ^ Марка 6:3
- ^ Матфея 28:1
- ^ Марка 16:1
- ^ Ветхий и Новый Завет, а также гностический контекст и текст обсуждаются Робертом М. Грантом, «Тайна брака в Евангелии от Филиппа» Vigiliae Christianae 15.3 (сентябрь 1961: 129-140).
- ^ Евангелие от Псевдо-Матфея . Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ Евсевий Кесарийский, История Церкви, Книга III , гл. 11. еще одна ссылка
- ^ Святой Клеофа , Католик онлайн
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Вечная девственность Марии (Иеронима)» . www.newadvent.org .
- ^ Папий Иерапольский. Изложение речей Господних. Фрагмент Х. Питер Кирби . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «Фрагменты Папия. Фрагмент X». biblehub.com . Проверено 4 мая 2019 г.
(1) Мария, мать Господа; (2) Мария, жена Клеофы/Клопы/Альфея, мать Иакова меньшего, Симона и Фаддея и некоего Иосифа (Иосия); (3) Мария Саломея, жена Зеведея, мать Иоанна евангелиста и Иакова Старшего; (4.) Мария Магдалина. Эти четыре человека встречаются в Евангелии. Иаков и Иуда (Иуда/Фаддей) и Иосиф были сыновьями тети (2) Господа. Иаков и Иоанн также были сыновьями другой тети (Саломеи) (3) Господа. Мария (2), мать Иакова Меньшего и Иосифа, жена Алфея, была сестрой Марии, матери Господа, которую Иоанн называет Клеофой, то ли по отцу, то ли по роду ее, то ли по какой-либо другой причине. . Марию Саломею (3) зовут Саломеей либо по имени ее мужа, либо по имени ее деревни. Некоторые утверждают, что она то же самое, что Мария Клеофа, потому что у нее было два мужа.
- ^ Перейти обратно: а б «Фрагменты Папия. Фрагмент X». biblehub.com . Проверено 4 мая 2019 г.
Этот фрагмент был найден Грабе в мс. Бодлианской библиотеки с надписью на полях «Папия». Уэсткотт утверждает, что он является частью словаря, написанного «средневековым Папием». [Он, кажется, добавил слова: «Марию зовут Иллюминатрикс, или Звезда моря» и т. д., прием средневековья.] Словарь существует. в MS как в Оксфорде, так и в Кембридже».
- ^ Перейти обратно: а б Лайтфут, Дж. Б. (1865). «Братья Господни» . philologos.org . Архивировано из оригинала 18 июня 2018 г. Проверено 31 мая 2016 г.
Свидетельство Папия часто цитируется во главе святоотеческих авторитетов как подтверждающее точку зрения Иеронима. [...]. Странно, что способные и умные критики не смогли разглядеть насквозь столь явно ложную выдумку. [...] [T] этот отрывок был написан средневековым тезкой епископа Иераполя Папием [...], который жил в 11 веке.
- ^ Перейти обратно: а б «Папий Иерапольский» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2015 г. Проверено 6 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Табор, Джеймс Д. (2006). Династия Иисуса: новое историческое исследование Иисуса, его королевской семьи и зарождения христианства . Саймон и Шустер. ISBN 0-7432-8723-1 .