Католическая церковь в Грузии
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Католическая церковь в Грузии в XI веке после раскола Востока и Запада состояла в основном из Латинской церкви католиков ; очень большая община Армянской католической церкви существует в Грузии с 18 века.
Небольшая грузинская греко-католическая община существует уже несколько столетий, но никогда не представляла собой автономную sui iuris церковь . издавна существовал небольшой приход За пределами Грузии в Стамбуле , центром которого была церковь Богоматери Лурдской в Стамбуле , основанная в 1861 году. [ 1 ] Она никогда не была признана конкретной церковью любого уровня (экзархат, ординариат и т. д.) в рамках сообщества католических церквей и, соответственно, никогда не появлялась в списке восточно-католических церквей, опубликованном в Annuario Pontificio .
История
[ редактировать ]Христианство в Грузии всерьез началось с евангелизации святой Нино в IV веке. Грузинское православие затем развивалось в византийской православной традиции, хотя контакты с Римом все же имели место. Раскол между Востоком и Западом не сразу разорвал общение между Грузией и Святым Престолом , хотя разрыв был признан к середине 13 века .
Примерно в это же время в Грузии активизировались католические миссионеры, основав небольшие латинские общины. Епархия Латинской церкви была основана в Тбилиси в 1329 году, но ей было разрешено прекратить свое существование после назначения четырнадцатого и последнего епископа в ее линии в 1507 году из-за небольшого числа католиков.
В 1626 году ордены театинов и капуцинов учредили в Грузии новые миссии. В последующие столетия начала формироваться община латино-католиков, членов этой общины обычно называли «французами», что было доминирующей национальностью миссионеров. Оба ордена были изгнаны царем Николаем I в 1845 году.
Однако соглашение между Папой Пием IX и царем Николаем I в 1848 году разрешило создание Тираспольской латинской епархии . Она базировалась в России, но к ней были объединены все католики Закавказья, включая этнических грузин. Русская часть этой епархии теперь называется Святым Климентом Саратовским .
К концу XIX века некоторые грузинские католики хотели использовать византийский обряд на древнегрузинском языке , но им помешало объявление вне закона византийских « униатских » групп. Соответственно, поскольку цари запрещали своим католическим подданным использовать византийский обряд – а Святой Престол не поощрял его использование среди грузин – часть духовенства и мирян приняли армянский обряд .
В Стамбуле в 1861 году этнический грузин и бывший -мхитарист священник о. Петр Харищирашвили основал первые две религиозные общины Грузинской греко-католической церкви ; Слуги Непорочного Зачатия , один для мужчин, другой для женщин. Они служили грузинским католикам, жившим в Османской империи и в других местах грузинской диаспоры , например, в Монтобоне , Франция . Обе общины просуществовали до конца 1950-х годов. Здание, в котором располагалась мужская община сервитов Фери-Куоа, до сих пор стоит в Стамбуле , но сейчас находится в частной собственности. Их духовенство предоставило грузинским католикам в Константинополе возможность богослужения по византийскому обряду на старогрузинском языке , но, как это обычно бывает с восточными католиками, не имеющими собственной иерархии, они находились под властью местного латинско-католического епископа.
Грузинский националист , римско-католический священник и политический эмигрант о. Мишель Тамарати был первым, кто изучил историю католицизма в Грузии, и в конечном итоге в 1911 году написал на французском языке часто цитируемую книгу « L'Église géorgienne des origines jusqu'à nos jours» на французском языке. [ 2 ]
Некоторые грузинские националисты связывали грузинскую идентичность с православной верой, а католиков называли французами, чтобы подчеркнуть, что они не настоящие грузины. [ 3 ]
Лишь после предоставления свободы вероисповедания во время русской революции 1905 года некоторые грузинские католики возобновили византийский обряд, не дойдя до стадии создания для них отдельной епархии (конкретной церкви).
В начале Первой мировой войны грузинских католиков было около 50 000 человек. Около 40 000 из них были латиноамериканцами, остальные были в основном армянскими католиками . Канонически они зависели от Тираспольской латинской епархии, штаб-квартира которой находилась в Саратове на реке Волге .
В течение короткого периода независимости Грузии между 1918 и 1921 годами некоторые влиятельные грузинские православные выразили заинтересованность в воссоединении со Святым Престолом , и в 1919 году из Ватикана был отправлен посланник для изучения ситуации. В результате начала гражданской войны и советского вторжения это сошло на нет.
В 1920 году было подсчитано, что из 40 000 католиков в Грузии 32 000 были латинянами, а остальные - армянскими католиками. [ 4 ]
По словам отца Кристофера Цуггера, девять миссионеров-сервитов из Константинополя во главе с экзархом Шио Батманишвили приехали в недавно независимую Демократическую Республику Грузия , чтобы навсегда утвердить там католицизм византийского обряда на древнегрузинском языке , и к 1929 году число их верующих выросло до 8000. [ 5 ] К сожалению, их миссия закончилась арестом экзарха Шио и его священников советской тайной полицией в 1928 году, их заключением в ГУЛАГе в Соловецком лагере и их последующим убийством сотрудниками Иосифа Сталина в НКВД Сандармохе . [ 6 ] в 1937 году. [ 7 ]
Организация
[ редактировать ]После распада Советского Союза 30 декабря 1993 года была создана Латинская апостольская администрация (предепархиальная юрисдикция) на Кавказе со штаб-квартирой в столице Грузии Тбилиси , территория которой включала Грузию, Армению и, до 2001 года, Азербайджан . С 1996 года его возглавляет епископ Джузеппе Пасотто , приехавший в Тбилиси в 1993 году и с тех пор проживающий в Грузии. В интервью изданию Aid to the Church in Need епископ описал ситуацию католической церкви по прибытии, вскоре после того, как страна обрела независимость. «Единственное, что осталось от католической церкви, — это одно открытое место поклонения (церковь Святых Петра и Павла в Тбилиси). Общины, разбросанные по сельской местности, все были заброшены. Первое, что мы сделали. было восстановить контакт, а затем найти дополнительных священников из других стран и местных церквей, которые приедут и помогут нам. И так мы постепенно начали восстанавливать самые важные структуры. Мне кажется, что четки спасли католическую веру не только в Грузии. но во всех коммунистических странах люди собирались в домах, чтобы помолиться, и ответственность взяли на себя бабушки». [ 8 ]
В том же интервью епископ назвал экуменическую работу главным приоритетом Церкви в настоящее время. «Это наша первая задача, и она очень трудная. Из-за наследия своего прошлого Православной Церкви до сих пор трудно быть открытой для этого. Католики прекрасно понимают, что они составляют меньшинство и часто сталкиваются с дискриминацией и дискриминацией. Просто нужно вспомнить шесть церквей, которые были конфискованы и так и не возвращены, или запрет межконфессиональных браков. Экуменический путь требует большого терпения и постоянного поиска новых и потенциальных возможностей для установления отношений, которые могут развиваться. В мосты важную роль играет наш университет, большинство студентов которого не католики». [ 9 ]
Армянские грузины-католики находятся под опекой Ординариата армян - католиков Восточной Европы , который был основан 13 июля 1991 года и охватывает обширную территорию, включая Россию и Украину , намного большую, чем Грузия, в которой всего около 400 000 верующих ( Annuario Pontificio 2012) . ).
Сообщается, что в 2005 году грузинских католиков византийского обряда насчитывалось 7000 человек.
Миссионеры- театинцы и капуцины работали над воссоединением Грузии, но при императорской России в 1845 году католикам не разрешалось использовать византийский обряд. Многие католики принимали армянский обряд до тех пор, пока в 1905 году не была установлена религиозная свобода, которая позволила им вернуться к византийскому обряду. грузинского католического Шио экзарха Батманишвили казнили В 1937 году советские власти (или Батмалишвии) .
Демография и основные церкви
[ редактировать ]В 2020 году христианство приняли 85,84% населения; 1% были католиками. [ 10 ] Это примерно 37 тысяч католиков в Грузии .
Чаще всего они встречаются либо в Тбилиси , либо в южном регионе страны, где существуют исключительно католические деревни. В Тбилиси есть три католические церкви; Собор Богоматери в старом городе, приходская церковь Св. Петра и Павла и Ассирийская халдейская католическая церковь Мар Шимон Бар Сабба в Сабуртало. Миссия Неокатехуменального пути, в которую входят священники, миссионерские семьи и миряне, действует в храме Святых Петра и Павла с 1991 года, помогая и руководя приходом.
Католики в Тбилиси — это в основном грузины и армяне , а также небольшая ассирийская община халдейского обряда.
Эта церковь также проводит мессы на английском языке, обслуживая растущее католическое население американцев , европейцев , индийцев и мальтийцев . В Тбилиси всего около 1000 практикующих католиков. Многие другие католические церкви были конфискованы Грузинской православной церковью после падения коммунизма, когда государство вернуло все церковное имущество Грузинской православной церкви. была построена новая семинария. Недавно на окраине Тбилиси
Католическая церковь имеется также в Сухуми , в Абхазии . Другие католические церкви находятся в Вале, Гори и Батуми .
См. также
[ редактировать ]- Религия в Грузии (стране)
- Христианство в Грузии (стране)
- Свобода религии в Грузии (страна)
- Список католических епархий в Грузии
- Грузинская католическая церковь Нотр-Дам-де-Лурд в Бомонти, Шишли , Стамбул
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кая, Ондер (9 января 2013 г.). «ГРУЗИНСКАЯ община и католическая грузинская церковь в Стамбуле» . Газета «Шалом» (на турецком языке) . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Рэпп, Стивен Х. (2010), «Грузинское христианство», с. 151 , в книге «Блэквеллский спутник восточного христианства» (Пэрри, К., ред.). Блэквелл Паблишинг Лтд, ISBN 978-0-631-23423-4 .
- ^ Сабанадзе, Натали (23 января 2013 г.), «Глава 4. Глобализация и грузинский национализм» , Глобализация и национализм: примеры Грузии и Страны Басков , сборник CEUP, Будапешт: Central European University Press, стр. 67–114, ISBN 978-963-386-006-9 , получено 25 октября 2023 г.
- ^ «华䕗䄠☣ㄵ〻⁅悭瑥牮⁃桯汩母浭畮楥楠猩瑨浵琠䡩KO慲She楥» . Архивировано из оригинала 22 июня . www.cnewa.org г. 2006
- ^ Цуггер 2001 , с. 213.
- ^ Цуггер 2001 , с. 236.
- ^ Цуггер 2001 , с. 259.
- ^ АКС (17 февраля 2022 г.). «Монсеньор Пасотто: главный герой восстановления католической церкви в Грузии после коммунистической эпохи» . АКС Интернешнл . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ АКС (17 февраля 2022 г.). «Монсеньор Пасотто: главный герой восстановления католической церкви в Грузии после коммунистической эпохи» . АКС Интернешнл . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ База данных мировых религий 2020 на веб-сайте ARDA, получено 3 августа 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Цуггер, преподобный Кристофер Лоуренс (1 апреля 2001 г.). Забытые: католики Советской империи от Ленина до Сталина . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-0679-6 .