Сохранение того же поперечного сечения восьми атлеров A310 на 6,95 м (22,8 фута ) короче, чем начальные варианты A300, и имеет меньшее крыло, от 260 до 219 м. 2 (От 2800 до 2 360 кв. Футов ). A310 представил кабину с двумя кевами , позже принятую для A300-600 с общим типовым рейтингом . Он был основан на том же General Electric CF6 -80 или Pratt & Whitney JT9D, а затем PW4000 турбовентивные реактивные двигатели . Он может разместить 220 пассажиров в два класса, или 240 в полностью экономическую, и имеет летный диапазон до 5150 морских миль (9 540 км; 5930 миль). У него есть выходы между двумя основными парами передней и задней дверей.
Во время разработки более раннего A300 консорциум был изучен целый ряд различных размеров самолетов и пропускной способности; Полученное предложение Airbus A300B стало одним из меньших вариантов. Когда появились прототипы A300B1, ряд авиакомпаний выпустили запросы на самолет с большей мощностью, что привело к начальной версии производства A300B2. Когда A300 вступил в службу, становилось все более очевидным, что был также значительный рынок для небольших самолетов; У некоторых операторов не было достаточно трафика, чтобы оправдать относительно большой A300, в то время как другие хотели больше частоты или снижения затрат на дистанции самолетов за счет более высоких затрат на дистанции места (в частности, Swissair и Lufthansa ). В то же время на Airbus было большое давление, чтобы проверить себя за пределами проектирования и изготовления одного авиалайнера. В ответ на эти желания Airbus исследовал варианты производства меньшего производного A300B2. [ 11 ]
«Мы показали миру, что не сидили на девятидневном чуде, и что мы хотели реализовать семью самолетов… Мы выиграли клиентов, которых иначе не выиграли бы… теперь у нас было два самолета, у которых было много Общие в отношении систем и кабины были обеспокоены ».
Джин Редер, главный инженер Airbus , говоря о A310. [ 7 ]
Чтобы свести к минимуму связанные с ними расходы на исследования и разработки для предварительного проекта, Airbus решил изучить несколько ранних исследований проектирования, проведенных в ходе программы A300. Компания в конечном итоге решила расставить приоритеты в своем внимании к одному варианту, который стал известен как A300B10MC (стоящий за M Inimum C Hange). Как предполагалось, мощность авиалайнера была снижена до максимум 220 пассажиров, что рассматривалось в то время как желаемая мощность среди многих авиакомпаний. Тем не менее, такая конструкция привела бы к тому, что относительно небольшой фюзеляж был сопряжен с сравнительно большим крылом и негабаритной ходом ; Такое расположение, среди прочего, сделало бы самолет потреблять излишне большее количество топлива, поскольку оно носило более тяжелый вес, чем то, что требовалось иным образом. [ 12 ]
Другая проблема для программы была представлена в форме инфляции , показатель которого в Соединенном Королевстве (один из ранних членов консорциума Airbus) составлял около 35 процентов в 1979–80 годах. Этот фактор отвечал за значительное повышение затрат на разработку программы и, как подключение, увеличить затраты на затрат в результирующем авиалайнере. [ 12 ] Во время разработки A300 британский производитель Hawker Siddeley Aviation (HSA) был назначен субподрядчиком для выполнения производства крыла самолета; Вскоре после этого британское правительство решило уйти с недавно сформированного предприятия в 1969 году . В течение 1977 года HSA впоследствии объединилась с тремя другими британскими авиационными компаниями, что привело к формированию британской аэрокосмической промышленности (BAE). К этому моменту британское правительство публично указало на свои намерения присоединиться к программе Airbus. В течение мая 1976 года французское правительство вступило в серию дискуссий о сотрудничестве, в течение которых его представители заявили, что размещение ордера British Airways (BA) было условием для повторного введения Соединенного Королевства в Airbus Industrie как Полный партнер. [ 13 ]
Тем не менее, и BA, и Rolls-Royce не отказались от своей желания сотрудничать с американцами в будущих самолетах и, в случае BA, приобретают американские самолеты. В конце 1970 -х годов BA стремился приобрести два отдельных типа самолетов в разработке американской компанией Boeing , первоначально известной как 7N7 и 7x7 , которые будут развиваться в 757 и 767 , последняя из которых является предполагаемым конкурентом для предстоящего A310 , а также существующий Boeing 747 . Независимо от британского правительства, BAE начал свой собственный диалог между собой и американскими производителями самолетов Боинг и Макдоннелл Дуглас с целью оценки того, может ли BAE участвовать в любой из их будущих программ, хотя председатель компании, лорд Бесвик , публично заявил, что Общая цель фирмы состояла в том, чтобы продолжить сотрудничество в Европе. [ 13 ] На авиасалоне в Фарнборо в 1978 году Эрик Варли , государственный секретарь британского министра промышленности , объявил, что BAE должен присоединиться к Airbus Industrie и участвовать в качестве полного партнера с 1 января 1979 года. В соответствии с согласованной договоренностью BAE будет выделен 20 -процентный акционер в Airbus Industrie и будет исполнять «полную роль в разработке и производстве A310». [ 14 ]
С конца 1977 года, до объявления Варли, BAE уже начал работу по дизайну нового крыла на своем объекте в Хэтфилде . Тем не менее, из -за переговоров с Британией по возвращении в консорциум Airbus, затягивался, были изучены альтернативные варианты, в том числе потенциально производство крыла в других местах. [ 7 ] В то же время, как британские усилия, французская аэрокосмическая фирма Aérospatiale , немецкий производитель самолетов Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) и голландско-германская совместная предприятия VFW-Fokker также проводили свои индивидуальные исследования в возможные варианты для крыла Проспективный авиалайнер. [ Цитация необходима ]
На авиасалоне Ганновера в апреле 1978 года Airbus продемонстрировала модель предлагаемого A310. Его зона крыла, на 219,25 м. 2 (2360,0 кв. Фута ) было немного больше, чем изучалось, на 209 м. 2 (2250 кв. Футов); Его пассажирская кабина была двенадцать кадров короче, чем A300, [ C ] Приспосабливание типичных пассажирских нагрузок в 195 в двухклассах или 245 в полностью экономике. [ 14 ] Однако в течение следующих двенадцати месяцев почти каждый аспект был еще более утончен. 9 июня 1978 года Swissair и Lufthansa разработали совместную спецификацию для самолета, и в течение месяца объявили, что они разместят заказы на запуск. 15 марта Swissair стала первой авиакомпанией, которая разместила твердый заказ на этот тип, объявив, что он приобретет десять самолетов, с еще одним из десяти, чтобы заменить свой McDonnell Douglas DC-9 на своих основных внутриовропейских маршрутах. Lufthansa быстро разместила заказ в 240 миллионов долларов США; дополнительные заказы от французского оператора Air France и испанской авиакомпании Iberia . Вскоре последовали [ 14 ]
В конце 1970 -х годов все более высокий интерес к предварительному авиалайнеру в сочетании с восстановлением отрасли, способствовал тому, чтобы Airbus решил поставить A310 в производство 7 июля 1978 года. [ 15 ] Во второй половине 1978 года был размещен на десять A300 независимый британский авиакомпания Laker Airways , что удовлетворяло спрос Airbus о размещении британского ордена на свои самолеты. [ 7 ] 1 апреля 1979 года Lufthansa решила поднять свои обязательства по этому типу до 25 самолетов, а также 25 вариантов. Два дня спустя голландский оператор KLM подписал свой заказ на десять самолетов и десять вариантов в фунтов стерлингов . 238 миллионов [ 14 ] [ 16 ] [ 17 ] 6 июля 1979 года Air France объявила, что подняла свой заказ с четырех до тридцати пяти авиалайнеров. [ Цитация необходима ] Другие авиакомпании, объявляющие заказы на A310 в 1979 году, были Мартинаир , Сабена и Air Afrique . [ 16 ] [ 17 ]
Первоначально пара отдельных версий A310 была запланирована Airbus; Региональный A310-100 и трансконтинентальный A310-200. A310-100 имел диапазон 2000 нм (3700 км; 2300 миль) с 200 пассажирами, в то время как A310-200 обладал более высоким топливом MTOW и центральной секцией, имея возможность нести ту же нагрузку еще 1000 нм (1900 км; 1200 миль). [ 18 ] Основные двигатели, предлагаемые для типа, включали General Electric CF6 -45B2 и Pratt & Whitney JT9D -7R4. В какой-то момент британский производитель двигателей Rolls-Royce открыто рассматривал возможность предложения двигателя для A310, Rolls-Royce RB.207 , однако в конечном итоге он решил отказаться от таких усилий в пользу меньшей конструкции с тремя запятой, RB. 211.
Диапазон A310 превышает серию A300, за исключением A300-600R, что, в свою очередь, превосходит диапазон A310-200. Больший диапазон A310 способствовал тому, что авиалайнер широко используется операторами на трансатлантических маршрутах. A300 и A310 представили концепцию общности : пилоты A300-600 и A310 могут перекрестно квалифицироваться для других самолетов с одним днем обучения. [ Цитация необходима ]
Продажи A310 продолжались до начала 1980 -х годов. 3 апреля 1982 года авиалайнер прототипа A310-200 провел свой первый полет ; К этому моменту тип накопил объединенные заказы и варианты для 181 самолета, которые были размещены пятнадцатью авиакомпаниями по всему миру, что было лучше, чем оригинальный A300. Запуск клиента A310, Swissair, стал оператором запуска в апреле 1983 года. [ 15 ] Со временем стало ясно, что самолеты с более длительным диапазоном -200 были более популярными из двух предлагаемых моделей. В 1979 году, в ответ на отсутствие спроса на A310-100, Airbus решил прекратить предлагать более низкую модель грубого веса, которая была первоначально предложена для Lufthansa; Как следствие, ни один из этих вариантов не был в конечном итоге изготовлен. [ 16 ]
В 1988 году A310 был доставлен в Interflug : первый Airbus для авиакомпании восточного блока.
В начале 1990 -х годов спрос на самолеты начал ослаблять; В конце 1990 -х годов не было размещено новых заказов пассажиров A310, отчасти из -за введения более новой и более продвинутой Airbus A330 в течение этого времени. В результате 15 июня 1998 года была сделана последняя доставка A310 (MSN. 706, Reg.uk-31003) в Узбекистан Airways . [ 19 ] A310, наряду с его конюшни A300, официально прекратил производство в течение июля 2007 года , хотя приказ от Иракских Airways на пять A310 оставался в книгах до июля 2008 года . Вместо этого оставшиеся продажи грузовых перевозок должны были быть выполнены новой производной A330-200F . [ 20 ]
A310 имеет передние и задние основные двери и небольшую аварийную дверь крыла над крылом. 2-4-2 Экономическая каюта Двухместная кабина
Airbus A310 представлял собой с двумя двигателями двухпроизводительный авиалайнер среднего и длинного двигателя . Первоначально производная A300, самолет изначально был обозначен A300B10 . По сути, это был сокращенный вариант раннего самолета; Однако между двумя самолетами были значительные различия. [ 22 ] В частности, фюзеляж обладал таким же поперечным сечением, но, будучи короче, чем A300, он обеспечил емкость для типичного максимума 200 пассажиров. Задний фюзеляж был в значительной степени перепроектирован с измененным сужанием , в то время как включал в себя движение задней части переборки для создания дополнительной емкости; Это же изменение дизайна было позже перенесено обратно в более поздние варианты A300, такие как фюзеляжи A300-600 и A330/A340. [ 22 ] A310 также имел другую конфигурацию аварийного выхода, состоящую из четырех основных дверей (две спереди и две в задней части самолета) и двух небольших двери над крыльями. [ Цитация необходима ]
Крыло A310 было перепроектировано, обладал уменьшенным пролетом и областью крыла, и включало более простые однослотые лоскуты Fowler, разработанные British Aeroscae вскоре после его решения присоединиться к консорциуму Airbus. [ 22 ] Другие изменения в крыле включали устранение внешних элеронов , которые иногда называли производителем «низкоскоростными элеронами», и добавление съемных спойлеров . В крыле также были представлены общие пилоны, которые могли поддерживать все типы двигателей, которые были предложены клиентам для питания авиалайнера. [ 22 ] Начиная с 1985 года , A310-300 внедрил заборы крыла , которые уменьшили сопротивление вихря и, таким образом, улучшили расход круизного топлива более чем на 1,5%. [ 23 ] Ограниченное количество изменений было также внесено в хвостовое устройство авиалайнера, такие как принятие более мелких горизонтальных хвостовых поверхностей. [ 22 ]
двумя клетками A310 был снабжен конфигурацией кабины с в стандартной комплектации, удаляя требование для летного инженера ; Airbus назвал эту концепцию кабиной экипажа . [ 7 ] Компания разработала кабину, чтобы значительно улучшить интерфейс самолетов самолета, тем самым повышая эксплуатационную безопасность. Он был оснащен массивом из шести дисплеев с компьютерными катодными лучами (CRT), чтобы предоставить летной бригаде централизованную навигационную, предупреждающую, мониторинг и общую информацию о полете вместо более традиционных аналоговых инструментов и циферблатов, которые использовались в сочетании с целым рядом современных электронных систем. [ 7 ] Та же самая полетная палуба была включена в A300-600, что увеличило общность между двумя типами, и позволил достичь двойной рейтинг, этот же подход был позже использован во многих будущих самолетах Airbus. В дополнение к двум летающим экипажам, на летной палубе присутствовали положения третьего и четвертого экипажа. [ 7 ]
A310 был первоначально предложен с выбором из трех двигателей: General Electric CF6-80A1, Pratt & Whitney JT9D-7R4D1 и Rolls-Royce RB211-524. [ 24 ] A310 был запущен с Pratt & Whitney JT9D-7R4D1 или General Electric CF6-80A3. Впоследствии доступны 53 500 фунтов (238 кН ) CF6-80C2A2 или 52 000 фунтов (230 кН ) PW4152. С конца 1991 года стал доступен более высокий тяга 59 000 фунтов (260 кН) CF6-80C2A8 или 56 000 фунтов (250 кН) PW4156A. [ 25 ]
A310 был оснащен модифицированным ходом , полученным из A300; Помещение было оснащено углеродными тормозами , которые были установлены в качестве стандарта. [ 22 ] Структура авиалайнера имела высокий уровень композитных материалов как на первичных, так и вторичных конструкциях, увеличивалась за пределы более раннего A300. A310 оснащен интегрированными электрическими генераторами привода, а также вспомогательным силовым блоком , которые были улучшенными версиями тех, которые использовались на A300. [ 22 ]
A310 доступен в двух основных версиях, среднем диапазоне -200 и более длинном диапазоне -300. Первой версией самолета, который будет разработан, была -200, но позже к ней присоединился -300, который затем стал стандартной производственной версией самолета. Вариант короткого расстояния -100 никогда не был разработан из -за низкого спроса.
Прототип Airbus A310-200 Первый A310, 162 -й Airbus от производственной линии, совершил свой первый полет 3 апреля 1982 года, приведенным в действие более ранних двигателей Pratt & Whitney JT9D -7R4D1. −200 вступил в службу с Swissair и Lufthansa год спустя. Поздняя серия -200 также имела заборы крыла, идентичные таковым −300. Первые три A310 были первоначально оснащены подвесными элеронами; Позже они были удалены после того, как тестирование показало, что они ненужны. [ 26 ] Производство A310-200 закончилось в 1988 году.
Круговая версия A310-200 была доступна в виде новой сборки или в качестве преобразования существующих широкофальных самолетов. Фроригер A310-200F может перевозить 39 т (86 000 фунтов) груза на 5950 км (3210 нм; 3700 миль). [ 28 ] Производственные грузоподъемники A310-200F не были произведены. Преобразованный Airbus A310-200F вступил в службу с FedEx Express в 1994 году. [ 29 ]
Air Transat A310-300 с заборами крыла Впервые пролетел 8 июля 1985 года, -300 является размерно идентичен -200, хотя обеспечивает увеличенный максимальный вес взлета (MTOW) и увеличение диапазона, обеспечиваемое дополнительным центром и горизонтальным стабилизатором (Trim-Tank) топливом бак. Эта модель также представила заборы для крыла для повышения аэродинамической эффективности, функцию, которая с тех пор была модифицирована до -200. Самолет вступил в эксплуатацию в 1986 году с Swissair. A310-300 включает в себя компьютеризированную систему распределения топлива, которая позволяет ее обрезать в полете, оптимизируя центр тяжести путем перемещения до 5000 кг (11 000 фунтов) топлива в и из горизонтального стабилизатора, контролируемый центром Гравитационный компьютер.
Круговая версия A310-300F. Операторы, такие как FedEx Express, приобрели модифицированные бывшие пассажиры A310, обычно начиная с версии -300. Производственные грузоподъемники A310-300F не были произведены.
A310 эксплуатировался несколькими воздушными силами в качестве чистого транспорта, многопользовательского транспорта A310-300 MRT. Однако в настоящее время некоторые были преобразованы в конфигурацию A310 MRTT - с ransport EADS помощью , MRTT-ransport T предоставляя возможность заправки с воздухом-воздухом. По крайней мере шесть были завершены; Четыре немецких ВВС (Люфтваффе), и два Королевскими канадскими ВВС (RCAF). Поставки начались в 2004 году. Три были преобразованы в EADS EFW в Дрездене, Германия; Остальные три в Lufthansa Technik в Гамбурге, Германия.
С марта 2024 года [update], Следующие авиакомпании являются известными оставшимися гражданскими операторами самолета A310: [ 32 ] [ нуждается в обновлении ]
По состоянию на сентябрь 2015 года произошло 12 несчастных случаев по умочению корпуса с участием A310, в общей сложности 825 смертельных случаев; и 9 угон, в общей сложности пять смертельных случаев. [ 34 ]
23 марта 1994 года: Aeroflot Flight 593 , A310-304 с 63 пассажирами и 12 экипажами, потерпел крушение в Сибири после того, как пилот позволил своему сыну сидеть у управления, а автопилот частично отключился. Все 75 на борту были убиты.
30 января 2000 года: рейс 431 Kenya Airways , A310-300, потерпевший крушение в Атлантическом океане вскоре после взлета из Абиджана в Кот-д'Ивуаре. 169 пассажиров и экипажа были убиты, а 10 пассажиров выжили с серьезными травмами. Это самая смертоносная авиационная авария с участием Airbus A310. [ 35 ]
9 июля 2006 года: Airlines Airlines Relight 778 , Airbus A310-324 из Москвы с 196 пассажирами и восемью экипажами, преодолел взлетно-посадочную полосу в Иркутске в Сибири , пробившись через бетонный барьер и загорелся, когда она врезалась в здания. В сообщениях говорится, что 70 из 204 на борту выжили, с 12 пропавшими без вести. [ 36 ] С момента аварии цифры пострадавших колебались, отчасти из -за трех человек, посадившихся на самолет, которые не были на пассажирском манифесте, и некоторые выжившие, идущие домой после того, как он был в ловушке в ловушке. [ 37 ]
30 июня 2009 года, йеменский рейс 626 , A310-324, летевший из Саны , Йемен, в Морони , Коморос врезались в Индийский океан незадолго до того, как добрался до места назначения. Самолет перевозил 153 пассажира и экипажа; Был один выживший, 14-летняя девочка. [ 39 ] [ 40 ]
24 декабря 2015 года, в 08:35, грузовой самолет Airbus A310-304F, управляемый Congolese Company Services Air на внутреннем рейсе, сбежал с конца взлетно Город Мбуджи-майи, столица провинции Касаи, в Демократической Республике Конго. Восемь человек были убиты, а девять получили ранения.
26 марта 1991 года. Сингапурские авиакомпании рейс 117 , регистрация 9V-STP, несущая 123 пассажира и экипаж, был захвачен 4 мужчинами пакистанцами по пути в Сингапур. Самолет безопасно приземлился в Сингапуре, где формация коммандос -вооруженных сил Сингапура штурмовала его и убила угонщиков. Два обитателя получили ранения во время процесса.
4 сентября 1992 года: рейс 850 авиакомпании Вьетнама 850 , регистрация LZ-JXB, арендованная из JES Air , с 127 пассажирами на борту по пути из Бангкока в Хоши Минь, захваченное Ли Тонгом , бывшим пилотом в Вьетнамских воздушных силах . Затем он уронил антикоммунистические листочки над городом Хо Ши-Мина, прежде чем сразиться с парашютом. Вьетнамские силы безопасности позже арестовали его на местах. Самолет благополучно приземлился, и никто на борту не был ранен. Тонг был заключен в тюрьму Ханой, где он оставался до 1998 года. [ 43 ]
24 сентября 1994 года Flight 381 , Airbus A310, зарегистрированный YR-LCA, летевшие из Бухареста в Париж Орли , внезапно и безрассудный пост носа и остановился. Экипаж попытался противостоять системе управления полетом самолета, но не смогла опустить нос, оставаясь на курсе. Свидетели увидели, как самолет поднимается с экстремальным отношением к носу, затем резко влево, затем справа, затем упал в крутое погружение. Только когда погружение дало дополнительную скорость, экипаж, способный восстановить устойчивый рейс. Расследование показало, что перехват скорости плаката лоскута во время подхода, неправильно командованного капитаном, вызвал переход режима к изменению уровня полета. В результате автоматические обмотки увеличили мощность, а отделка стала полным носом. Попытка экипажа командовать лифтом вниз по носу не может противодействовать влиянию отделки стабилизатора носа, а полученное погружение принесло самолет с высоты 4100 футов (1200 м) во время стойла до 800 футов (240 м) Когда команда смогла восстановить командование. Самолет благополучно приземлился после второго подхода. На борту было 186 человек. [ 45 ]
6 марта 2005 года. Полет Air Transat 961 , Airbus A310-308, по пути от Кубы в Квебек-Сити с девятью экипажами и 261 пассажирами на борту, испытал структурный провал, при котором руль отстранен на полете. A310 испытал внезапный толчок, это похоже на северо -западный рейс 85 из -за разрыва панели, рейс 85 приземлился в Анкоридже, Аляска. Но в этой ситуации самолет вернулся в Варадеро, Куба, где они совершили безопасную посадку. Экипаж не сделал необычных входов руля во время полета и не манипулировал рулем, когда он потерпел неудачу; В системе руля или рыскания не было очевидной ошибки. Последующее исследование определило, что процедура проверки Airbus для композитного руля была неадекватной; Процедуры проверки на композитные конструкции на авиалайнерах были изменены после этой аварии.
23 февраля 2006 года: Mahan Airbus A310, работающий на рейсе из Тегерана, Иран, был вовлечен в серьезный инцидент во время подхода к международному аэропорту Бирмингема. Самолет спустился к опубликованной минимальной высоте спуска 740 футов (230 м), несмотря на то, что он все еще составлял 11 морских миль (20 км; 13 миль) от порога взлетно -посадочной полосы. В точке 6 нм от взлетно -посадочной полосы самолет спустился на высоту 660 футов (200 м), что было на 164 фута (50 м) над уровнем земли. Заметив профиль спуска, управление воздушным движением Бирмингема выпустило немедленную инструкцию по подъему самолета, однако экипаж уже начал пропущенный подход, получив предупреждение GPWS. Самолет подвергался радиолокационным направлениям для второго подхода, во время которого летный экипаж снова инициировал ранний спуск. По этому случаю контроллер радиолокатора поручил экипажу сохранить свою высоту, а экипаж завершил подход к безопасной посадке. Расследование аварии определило, что основной причиной было использование неверного DME для подхода в сочетании с существенным разбивом в управлении ресурсами экипажа. Были сделаны три рекомендации по безопасности. [ 46 ]
12 марта 2007 года. Полет Biman Bangladesh Airlines 006, A310-325, несущий 236 пассажиров и экипаж, получил рулонное носовое снаряжение во время его взлета. Четырнадцать человек получили незначительные травмы в аварии в международном аэропорту Дубая . Самолет остановился в конце взлетно -посадочной полосы и был эвакуирован, но заблокировал единственную активную взлетно -посадочную полосу и заставил аэропорт закрыться в течение почти восьми часов. Самолет был списан. [ 47 ]
24 декабря 2015 года. Mahan Airbus A310-300, эксплуатирующий рейс из Тегерана (Иран) в Стамбул (Турция), не смог остановиться на своем стойке в аэропорту Стамбула в Ататуре, вместо этого сталкиваясь с бетонным барьером и автобусом. Самолет, регистрационный EP-MNP, получил существенный ущерб, но был отремонтирован и вернулся на службу год спустя. Еще один A310 разбился в тот же день и год. [ 48 ]
Первым Airbus, поставленным в Китае, был A310, в Китай Восточные авиакомпании в 1985 году, вышел на пенсию в 2006 году и показан в Пекинском музее гражданской авиации.
Чиллон, Жак; Дюбуа, Жан-Пьер и Вегг, Джон (1980). Французский послевоенный транспортный самолет . Тонбридж, Великобритания: воздушная бритаж. ISBN 0-85130-078-2 .
Эндрес, Гюнтер (весна 2004). «Классический авиалайнер: Airbus A300». FLEASHPATH: Международный журнал коммерческой авиации . 3 Norwalk, Connecticut, USA: Airtime Publishing: 36–85. ISBN 1-880588-73-0 .
Питт, Иван Л. и Джон Рэндольф Норсворти. Экономика американской коммерческой авиационной отрасли: производительность, технология и дерегулирование. «Springer», 2012. ISBN 1-4615-5031-9 .
Senguttuvan, PS Основы управления воздушным транспортом. «Excel Books India», 2006. ISBN 81-7446-459-X .
^ Фузеляж составляет 14 кадров (7,42 м) короче, чем фюзеляж A300, но задняя переборка была установлена на 2 кадра дальше в хвостовую конус, так что в укороченной версии было потеряно только 12 кадров сидения.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: ca8cab6eb084d4cdf32a4f2bee48f3b6__1726794840 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/b6/ca8cab6eb084d4cdf32a4f2bee48f3b6.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Airbus A310 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)