Операция «Желтая лента»
Расположение | Канада |
---|---|
Организатор: | Транспорт Канады |

Операция «Жёлтая лента» ( французский : Operation Ruban jaune ) была начата Канадой с целью перенаправления рейсов гражданских авиакомпаний в ответ на теракты 11 сентября 2001 года в Соединённых Штатах . Целью Канады было обеспечить, чтобы потенциально разрушительные воздушные перевозки были удалены из воздушного пространства как можно быстрее Соединенных Штатов и вдали от потенциальных целей США, и вместо этого разместили эти самолеты на земле в Канаде, в военных и гражданских аэропортах, прежде всего в канадских провинциях Новая Шотландия , Ньюфаундленд и Британская Колумбия . Юкон , Нью-Брансуик , Альберта , Манитоба , Онтарио , Северо-Западные территории и Квебек также приняли на вооружение самолеты, чтобы можно было лучше сдерживать и нейтрализовать любые вредоносные или разрушительные потенциальные угрозы. Ни один из самолетов не представлял угрозы, и Канада приняла тысячи пассажиров, которые оказались в затруднительном положении, пока воздушное пространство США не было вновь открыто.
Канада начала операцию после того, как Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), внедрив систему контроля безопасности воздушного движения и аэронавигационных средств (SCATANA), заземлило все самолеты на всей территории Соединенных Штатов, что является беспрецедентной акцией. Затем ФАУ работало с Transport Canada над перенаправлением прибывающих международных рейсов в аэропорты Канады. [1]
Во время операции вылетающие рейсы, за исключением полицейских, военных и гуманитарных рейсов, были отменены, что стало первым случаем воздушного пространства Канады закрытия . Всего в результате операции «Желтая лента» от 225 до 240 самолетов были перенаправлены в 17 различных аэропортов страны.
Принятие экстренных мер
[ редактировать ]Сразу после атак на Всемирный торговый центр (ВТЦ) Transport Canada и Nav Canada канадское аэронавигационное агентство активизировало свои чрезвычайные меры.
Транспорт Канады
[ редактировать ]Транспорт Канады активировал свой ситуационный центр (SitCen) в Оттаве в 09:21 по восточному времени. [2] (13:21 UTC ), через 18 минут после того, как второй самолет врезался в ВТЦ.
SitCen — это центр экстренных операций (EOC) Министерства транспорта Канады, первоначально построенный для борьбы с землетрясениями на побережье Британской Колумбии . До 11 сентября 2001 года он использовался несколько раз, включая ледяной шторм в Северной Америке в январе 1998 года и после того, как рейс 111 авиакомпании Swissair разбился у побережья бухты Пегги, Новая Шотландия , 2 сентября 1998 года. такие организации, как Nav Canada , Министерство национальной обороны , Королевская канадская конная полиция (RCMP), Канадская служба безопасности и разведки (CSIS), Канадская служба гражданства и иммиграции (CIC) и Канадское таможенное и налоговое агентство (CCRA). Операции SitCen. Одной из задач SitCen было поддержание контактов с другими членами канадского авиационного сообщества, такими как Ассоциация воздушного транспорта Канады и местные власти аэропортов. Их коллеги из ФАУ (США) и других органов международной гражданской авиации также были проинформированы.
Навигация Канады
[ редактировать ]Навигация Канады создала два командных центра: Стратегический командный центр (SCC) и Тактический командный центр (TCC).
SCC, расположенный в головном офисе в Оттаве и возглавляемый Энди Васаринсом, вице-президентом по операциям, курировал весь кризис и обеспечивал эффективное распределение информации и ресурсов между TCC и другими сторонами.
Первоначально TCC был учебным заведением в Корнуолле, Онтарио , и его возглавляла Кэти Фокс, помощник вице-президента по обслуживанию воздушного движения. Его роль в кризисе заключалась в распространении информации среди аэропортов и диспетчерских вышек . Чтобы облегчить это, присутствовали генеральные менеджеры со всей Канады. После того, как кризис миновал, TCC был переведен в головной офис, а его деятельность была объединена с SCC.
Операция
[ редактировать ]Операция официально началась в 09:45 по восточному времени (13:45 по всемирному координированному времени), когда Бен Слайни [3] Работая в свой первый день на должности национального менеджера по операциям Федерального управления гражданской авиации США (FAA), он приказал закрыть все воздушное пространство США в результате атак.
Действия, предпринятые Транспортом Канады
[ редактировать ]Узнав, что ФАУ закрыло воздушное пространство США, Дэвид Колленетт Канады , министр транспорта , отдал приказ открыть канадские аэропорты только для исходящих полицейских, военных и гуманитарных рейсов, а также для прибывающих международных рейсов, направляющихся в США. [4] Это было первое незапланированное закрытие воздушного пространства Канады. [5]
На момент терактов в США направлялось около 500 рейсов. Транспортная служба Канады поручила Навигационной службе Канады дать разрешение трансокеанским рейсам, которые находились как минимум на полпути к пункту назначения (т. е. уже прошли точку невозврата через Атлантический или Тихий океан ), на посадку в ближайшем канадском аэропорту. [6] [7] в зависимости от места их происхождения и оставшегося топлива. [4] Самолеты входили в воздушное пространство Канады со скоростью один-два самолета в минуту.
В ходе операции сотрудники SitCen сосредоточились на двух вопросах: где посадить самолет и как досмотреть, высадить и пройти через иммиграционный и таможенный контроль десятки тысяч пассажиров. CIC и CCRA привлекли дополнительный персонал с других постов для очистки пассажиров. [ нужна ссылка ]
Первым аэропортом, принявшим перенаправленные рейсы, была база канадских вооруженных сил (CFB) Гуз-Бэй , принявшая семь самолетов; [8] Четырнадцать других аэропортов от побережья до побережья также будут принимать перенаправленные рейсы. По ходу операции сотрудники SitCen поддерживали связь с пострадавшими аэропортами Колленеттом и его заместителем Маргарет Бладворт .
Атлантические рейсы
[ редактировать ]Эта операция стала непростой задачей для аэропортов Атлантической Канады . Транспортная служба Канады попросила Навигацию Канады проинструктировать рейсы, прибывающие из Европы, избегать международного аэропорта Макдональд-Картье в Оттаве, международного аэропорта Лестера Б. Пирсона в Торонто и международного аэропорта Дорваль в Монреале в качестве меры безопасности, поскольку они являются одними из основных - и, следовательно, самые загруженные — аэропорты Центральной Канады . Большинство прибывающих рейсов из Европы было принято аэропортами Атлантики, хотя некоторые перенаправленные рейсы все же приземлились в Дорвале и Пирсоне. [ нужна ссылка ]
Международный аэропорт Гандер , который был первым североамериканским аэропортом на трансатлантическом маршруте, принял 38 широкофюзеляжных самолетов , в основном направлявшихся в пункты назначения в США. [ нужна ссылка ] Число пассажиров и экипажа, размещенных на Гандере, составляло около 6600 человек. Население Гандера в то время составляло менее 10 000 человек. Жан Кретьен , тогдашний премьер-министр Канады , заявил, что за несколько часов население Гандера подскочило более чем на 50%. [9]
международный аэропорт Галифакса обслужил 40 рейсов. Аналогичным образом [10] обслуживались международным аэропортом Сент-Джонс , международным аэропортом Большого Монктона , CFB Goose Bay и международным аэропортом Стивенвилля Остальные трансатлантические рейсы .
Тихоокеанские рейсы
[ редактировать ]Большинству рейсов, прибывающих из Азии и Тихоокеанского региона в пункты назначения на западном побережье Соединенных Штатов и в другие пункты, не было другого выбора, кроме как приземлиться в международном аэропорту Ванкувера , поскольку это был единственный крупный канадский аэропорт на западном побережье, способный принимать большие самолеты. используется для транстихоокеанских рейсов. [11] Тридцать четыре рейса с 8500 пассажирами приземлились в Ванкувере , Британская Колумбия .
Военное участие
[ редактировать ]Было также несколько инцидентов, когда военные сопровождали самолеты в воздушное пространство Канады. Совместное американо-канадское командование аэрокосмической обороны Северной Америки использовало воздушное командование канадских вооруженных сил и США истребители ВВС для перехвата и сопровождения гражданских пассажирских рейсов в международный аэропорт Уайтхорс на Юконе . [12]
Одним из перехваченных рейсов был рейс 85 Korean Air , направлявшийся в международный аэропорт Джона Ф. Кеннеди с остановкой в Анкоридже, Аляска , который, как предполагалось, был угнан. Опасения по поводу крушения самолета в Анкоридже привели к эвакуации нескольких зданий в городе. также было эвакуировано несколько зданий . в Уайтхорсе В качестве меры предосторожности [13] В итоге у рейса закончилось топливо, и, по словам представителя по связям с общественностью аэропорта, также возникла проблема со связью с экипажем. [14] Когда он приземлился в аэропорту, свидетели сообщили, что КККП приказала экипажу покинуть самолет под дулом пистолета. [12] Инцидент произошел по недоразумению, вызванному неисправностью транспондера и ошибкой перевода. Через год после этого события тогдашний премьер-министр Жан Кретьен сообщил, что он дал разрешение перехватывающим истребителям сбить авиалайнер, если летчики-истребители считали, что на борту самолета находились террористы. [15]
Global и National Post сообщили, что аналогичный инцидент произошел в международном аэропорту Ванкувера. [12] [16] Два американских F-15 сопровождали Boeing 747 авиакомпании Air China, направлявшийся из Пекина в Сан-Франциско, на северную взлетно-посадочную полосу аэропорта. Официальные лица в аэропорту сообщили, что это была исключительно проблема со связью. [12] [16] [17]
Реакция
[ редактировать ]Перед приземлением большинство пилотов не информировали пассажиров о ситуации или нападениях, чтобы избежать страха и паники. На некоторых самолетах даже пилоты не знали о терактах. Global TV процитировал одного из пилотов, который сказал журналистам: «Когда мы были в воздухе, мы действительно не знали, что происходит. Все, что мы слышали, это меры безопасности, и нас отклонили. Это все, что мы знали…» [16]
Лишь после приземления пилоты рассказывали пассажирам о случившемся, иногда обращаясь к пассажирам прямо в салоне. The Washington Post процитировала женщину, чей рейс из Франкфурта в Даллас был перенаправлен на Пирсон , заявив, что за три часа до приземления пилот объявил, что самолет движется через турбулентность. Далее она рассказала: «Затем он сказал, что у нас сильный встречный ветер, и нам пришлось приземлиться в Канаде для дозаправки. Когда мы приземлились, он сказал: «Хорошо, произошел теракт». [4]
Пассажирам пришлось часами ждать высадки, поскольку Транспортная служба Канады находилась в режиме повышенной безопасности. КККП направила в аэропорты дополнительный персонал, чтобы они могли провести проверку безопасности каждого самолета, выстроившегося в ряд на закрытых взлетно-посадочных полосах в большинстве аэропортов. Они также увеличили свое присутствие в терминалах аэропортов. [16] [18]
В некоторых аэропортах застрявшие пассажиры смотрели телевизионные репортажи, в то время как другие разговаривали с капелланами аэропорта, как в Пирсоне. [18] [19] В аэропортах были группы кризисной поддержки, которые могли им помочь.
CBC сообщил , что операция получила благодарность Вашингтона. Норман Минета , министр транспорта США , заявил на брифинге в Белом доме , что «мы в долгу перед нашими канадскими соседями за то, что они помогли нам перенаправить… рейсы и их пассажиров в аэропорты Канады». [18] [19] В десятую годовщину событий 11 сентября президент Барак Обама напомнил о помощи Канады в тот день и выразил благодарность за дружбу и солидарность Канады. [20]
Последствия
[ редактировать ]Итоги
[ редактировать ]Фактическое количество перенаправленных самолетов и пассажиров варьируется в зависимости от источника. Transport Canada сообщила, что в Канаду прибыло более 33 000 пассажиров на 224 рейсах, тогда как Nav Canada выполнила в общей сложности 239 рейсов. По словам премьер-министра Жана Кретьена, количество рейсов составляло от 225 до 250, а количество пассажиров - от 30 000 до 45 000.

Аэропорт | Код аэропорта | количество самолетов | количество пассажиров |
---|---|---|---|
Международный аэропорт Галифакса | ЯХЗ | 47 | 7,300 [21] |
Международный аэропорт Гандер | YQX | 38 | 6,600 |
Международный аэропорт Ванкувера | ЮВР | 34 | 8,500 |
Международный аэропорт Сент-Джонс | ГГТ | 21 | |
Международный аэропорт Виннипег | YWG | 15 | |
Международный аэропорт Торонто Пирсон | ГГЗ | 14 | |
Международный аэропорт Калгари | YYC | 13 | |
Международный аэропорт Большого Монктона | YQM | 10 | |
Международный аэропорт Монреаль – Мирабель | YMX | 10 | |
Международный аэропорт Стивенвилля | YJT | 8 | |
База канадских вооруженных сил Гуз-Бэй | ГГ | 7 | |
Международный аэропорт Монреаль-Дорваль | ЮЛ | 7 | |
Международный аэропорт Эдмонтона | ЕСТЬ | 6 | |
Международный аэропорт Гамильтон | ЮХМ | 4 | |
Международный аэропорт Уайтхорс | YXY | 2 | |
Дир Лейк аэропорт | ЯДФ | 1 | |
Йеллоунайф аэропорт | ЯЗФ | 1 | |
Общий | 238 |
Международный аэропорт Галифакса принял наибольшее количество рейсов, а международный аэропорт Ванкувера принял наибольшее количество пассажиров. [10]
Транспортная служба Канады и аэропорты, участвовавшие в операции, также сообщили о резком увеличении посещаемости своих веб-сайтов с обновленной и актуальной информацией, касающейся выпусков новостей, часто задаваемых вопросов и информации об измененных рейсах. Transport Canada сообщила, что 12 сентября 2001 г., на следующий день после атак, только их веб-сайт посетили более 47 000 человек. Международный аэропорт Галифакса сообщил, что только в сентябре их веб-сайт посетили 2,1 миллиона человек, а в октябре — полмиллиона. Оба показателя были намного выше среднего на тот момент времени и составляли от 40 000 до 50 000 посещений в месяц. [10]
Последствия для Канады
[ редактировать ]
После того, как первоначальная задача по изменению направления рейсов была выполнена, тысячи застрявших пассажиров и летных экипажей пришлось разместить и накормить, пока кризис не закончится. Во время отклонения рейсов некоторые аэропорты, в том числе международный Ванкувер, были завалены сотнями телефонных звонков от представителей общественности и корпоративного сообщества с предложениями своей поддержки. В Оттаве сотрудники SitCen также были завалены звонками из аэропортов, авиаперевозчиков, средств массовой информации и широкой общественности. Сотрудники SitCen получали около 5000 звонков в день. [ нужна ссылка ]
Отвечая на вопрос в интервью CNN , смог ли он доставить еду пассажирам, Жан Кретьен премьер -министр Канады ответил, что он смог, и что «многие из них были размещены в гостиницах, школах и спортзалах и так далее». И канадские власти, и власти провинции работают… [чтобы сделать посетителей] в этих местах максимально комфортными». [ нужна ссылка ]
Общественные усилия по оказанию помощи пострадавшим в результате операции «Желтая лента» привели к положительным отзывам по этому поводу со стороны таких людей, как Кретьен и его жена Алин ; посол США в Канаде Пол Селлуччи ; Колленетт; Генерал-губернатор Эдриенн Кларксон и ее муж Джон Ралстон Сол ; а в провинциях - премьер-министры и вице-губернаторы . Аэропорты, участвовавшие в этой работе, получили благодарственные письма от пассажиров, авиакомпаний, жителей, принявших пассажиров, а также сотрудников иммиграционной службы и таможни США . Международный аэропорт Эдмонтона также получил рисунок ребенка-пассажира с изображением перенаправленных рейсов на земле, опубликованный на странице 12 их годового отчета за 2001 год. [23] Некоторые аэропорты, в том числе Галифакс и Эдмонтон, также опубликовали благодарственные письма на своих веб-сайтах и/или в годовых отчетах. [23] [24] В результате операции стало известно множество историй о гостеприимстве, оказанном застрявшим пассажирам.
Некоторые аэропорты были награждены за то, как они справились с кризисом. Авиационный совет Британской Колумбии вручил награду за управление аэропортом 2001 года международному аэропорту Ванкувера, отметив его профессиональное и сострадательное отношение к ситуации, а Канадское общество по связям с общественностью (Новая Шотландия) вручило Halifax International премию «Аметист» в категории «Коммуникации в кризисных ситуациях» в честь кризисная коммуникативная реакция власти на ситуацию.
11 сентября 2002 года около 2500 человек собрались в международном аэропорту Гандер на поминальную службу в Канаде, чтобы отметить первую годовщину терактов , под председательством Кретьена, Колленетт и Селлуччи, а также других провинциальных и местных чиновников. [25] Кретьен обратился к ним: «11 сентября надолго останется в памяти как день террора и горя. Но благодаря бесчисленным актам доброты и сострадания, проявленным к оказавшимся в затруднительном положении посетителям здесь, в Гандере, и по всей Канаде, оно навсегда останется в памяти, как день утешения и исцеления» [26] и завершил свою речь похвалой за операцию «Желтая лента»: «Вы гордились собой, дамы и господа, и вы гордились Канадой». [25]
В популярной культуре
[ редактировать ]Операция «Желтая лента» стала предметом нескольких популяризаций.
Это было драматизировано в мини-сериале CBC Diverted и является предметом бродвейского мюзикла Come from Away , написанного канадской командой сценаристов Ирен Санкофф и Дэвида Хейна . Мюзикл рассказывает истории нескольких пассажиров, жителей Ньюфаундленда и летных экипажей в дни после 11 сентября. [27] Спектакль проходил на Бродвее в театре Шенфельд с 2017 года по 2 октября 2022 года. Он получил семь номинаций на 71-й церемонии вручения премии «Тони» 2017 года , в том числе за лучший мюзикл. [28] Он получил премию Тони за лучшую постановку мюзикла . Роль Гандера в операции «Жёлтая лента» рассматривается в фильме 2018 года « Ты здесь» . [29] который получил премию Canadian Screen Award за лучший документальный фильм. [30]
Усилия Центра Гандера и службы управления воздушным движением Гандера во время операции «Желтая лента» были продемонстрированы в документальном фильме канала Discovery под названием «11 сентября: ОЧИЩЕНО ДЛЯ ХАОСА». [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чейз, Стивен (12 сентября 2001 г.). «Канада опускает ставни безопасности» . Глобус и почта . п. А7.
- ^ «CPAC – для протокола» .
- ^ Уильямс, Эндрю (4 октября 2006 г.). «60 секунд: Бен Слайни» . Метро онлайн . Лондон: Associated Northcliffe Digital. Архивировано из оригинала 29 мая 2008 года . Проверено 13 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Браун, Денин (12 сентября 2001 г.). «Международные рейсы перенаправлены в Канаду». Вашингтон Пост . п. Е6.
- ^ «Отмена рейсов впервые в Канаде». Ванкувер Сан . 12 сентября 2001 г. с. А18.
- ^ Горэм, Эндрю; Макартур, Дуглас (12 сентября 2001 г.). «Все полеты из Канады остановлены». Глобус и почта . п. А14.
- ^ Бэйли, Андреа (12 сентября 2001 г.). «Аэропорты CDN, офисы закрыты; больницы готовятся к приему раненых в результате атак США». Канадская пресса.
- ^ «RAFU Goose Bay, Канада - История полка, военные и военные записи и архивы» . www.forces-war-records.co.uk . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ «Обращение премьер-министра Жана Кретьена по случаю церемонии памяти 11 сентября 2001 года» . Библиотека и архивы Канады . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Аэропорт отмечает десятую годовщину 11 сентября» . Отдел новостей международного аэропорта Галифакс/Стэнфилд . 9 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ «Многие самолеты, направляющиеся в США, направляются в аэропорты Канады» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 12 сентября 2001 г. с. А22. Архивировано из оригинала 14 декабря 2014 года . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хиггинс, Майкл; Смит, Джули (12 сентября 2001 г.). «Военные сопровождают самолеты в аэропорты Уайтхорса, Ванкувер, после опасений угона» . Национальная почта . п. А9.
- ^ Тобин, Чак (12 сентября 2001 г.). «Норад подозревает, что самолет был угнан» . Звезда Уайтхорса . п. 2.
- ^ «Корейский пассажирский самолет, направленный в Уайтхорс, рассматривается как угон: КККП» . Канадская пресса. 11 сентября 2001 г.
- ^ Тейлор, Хуанита (10 сентября 2021 г.). « Яркие воспоминания сохранились о рейсе 085 Korean Air и панике Уайтхорса 11 сентября» . Новости Си-Би-Си.
- ^ Перейти обратно: а б с д Global National (телевидение). Глобальное ТВ. 11 сентября 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б «NAV CANADA и кризис 11 сентября» . Навигация Канады. 2009. Архивировано из оригинала 18 апреля 2012 года . Проверено 19 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Национальный (телевидение). ЦБК. 11 сентября 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б «11 сентября 2001 года» . Архивы ЦБК. 11 сентября 2001 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2008 года . Проверено 26 июля 2009 г.
- ^ «9 сентября 2011 г.: Письмо президента Обамы Канаде по случаю 10-й годовщины событий 11 сентября» . Посольство США . Архивировано из оригинала 15 октября 2011 года . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Кларк, Энди. «Самолеты 11 сентября: застряли в Канаде: как отклоненные рейсы изменили жизни пассажиров и канадцев, которые им помогали» .
- ^ «Канадские факты» . Люфтганза. Архивировано из оригинала 13 августа 2010 года . Проверено 8 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Годовой отчет аэропортов Эдмонтона за 2001 год» (PDF) . Flyeia.com . Управление аэропортов Эдмонтона. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 5 августа 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «11 сентября 2001 г. Хронология событий» . Управление международного аэропорта Галифакса . hiaa.ca. Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б МакЧарльз, Тонда (12 сентября 2002 г.). « «Люди самолета» вспоминают доброту незнакомцев; Гандер открыл сердце застрявшим пассажирам». Торонто Стар . п. А1.
- ^ Мартин, Дон (12 сентября 2002 г.). «Салют добрым самаритянам». Гражданин Оттавы . п. А4.
- ^ Официальный сайт Come From Away . com.com.com.com . Архивировано из оригинала 21 сентября 2019 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «Номинанты на премию Тони — все категории» . TonyAwards.com . Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ « Вы здесь: история, пришедшая издалека» посвящена героям событий 11 сентября, которые вдохновили на создание популярного мюзикла» . Хаффингтон Пост . Канадская пресса . 9 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2019 г.
- ^ «Секретный путь Горда Дауни, удивительная гонка и новости CBC среди победителей Canadian Screen Awards» . Новости ЦБК . 26 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 г.
- ^ «11 сентября: Готово к хаосу» . открытие . Проверено 14 августа 2020 г.
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- День, когда мир пришел в город: 11 сентября в Гандере, Ньюфаундленд . Харпер Коллинз. 2003. ISBN 978-0-06-055971-7 .
- «Мак Мосс. В объятиях ангелов: Невоспетые герои Ньюфаундленда и Лабрадора 11 сентября [1]
- Транспорт Канады (2002). 11–09–2001 Четыре дня в сентябре (PDF) . Оттава: Ее Величество Королева в праве Канады. ISBN 0-662-66832-4 .
Телевидение
[ редактировать ]- Нападение на США (телевидение). Новости Си-Би-Си. 11 сентября 2001 г.
- Global National: Америка под атакой (телевидение). Глобальное ТВ. 11 сентября 2001 г.
Газеты
[ редактировать ]- Хиггинс, Майкл; Смит, Джули (12 сентября 2001 г.). «Военное сопровождение самолетов в аэропорты после опасений угона». Национальная почта . п. А9.