Музыка Таиланда
Часть серии о |
Культура Таиланда |
---|
Общество |
Кухня |
Искусство и литература |
СМИ |
Другие |
Символы |
Музыка Таиланда отражает его географическое положение на пересечении Китая и Индии , а также исторические торговые пути, в том числе с Африкой , Грецией и Римом .
Традиционные тайские музыкальные инструменты разнообразны и отражают древнее влияние издалека, включая клонг тхап и хим ( персидского происхождения), чакхе (индийского происхождения), клонг чин (китайского происхождения) и клонг кхаек ( индонезийского происхождения).
Двумя наиболее популярными стилями традиционной тайской музыки являются лук тхунг ( тайский : кантри-музыка или музыка кантри) и мор лам ( исан и тайский : мор лам). Последний особенно близок к музыке Лаоса .
Помимо тайцев, этнические меньшинства, такие как лаосцы , лауа , хмонги , акха , кхмеры , лису , карен и лаху , сохранили традиционные музыкальные формы.
Хотя Таиланд никогда не был колонией , колониальных держав поп -музыка и другие формы современной азиатской , европейской и американской музыки стали чрезвычайно влиятельными.
Традиционная и народная музыка
[ редактировать ]Классическая музыка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Тайская классическая музыка является синонимом тех стилизованных придворных ансамблей и репертуаров, которые возникли в их нынешнем виде в королевских центрах Центрального Таиланда около 800 лет назад. Эти ансамбли, хотя и находятся под влиянием старых практик и репертуара Индии, сегодня представляют собой уникальное тайское выражение. Хотя три основных классических ансамбля — Пипхат , Хруанг Сай и Махори существенно различаются, все они имеют общий базовый инструментарий и теоретический подход. В каждом из них используются маленькие ручные тарелки цзин и деревянные палочки из крапа для обозначения основной доли. Тайская классическая музыка оказала большое влияние на музыкальные традиции соседних стран. На традиционную музыку Мьянмы сильное влияние оказал тайский музыкальный репертуар под названием Йодая (ယိုးဒယား), который был привезен из Королевства Аюттхая . Когда Сиам расширил свое политическое и культурное влияние на Лаос и Камбоджу в ранний период Раттанакосин , его музыка была быстро поглощена камбоджийскими и лаосскими дворами. Как объясняет Фредерик Морель: «С конца восемнадцатого века и вплоть до девятнадцатого века ряд кхмерских пажей, классических танцовщиц и музыкантов учились у тайских аджарнов (мастеров или учителей) в Камбодже. Присутствие этой тайской элиты в Камбодже Камбоджа способствовала развитию сильного тайского культурного влияния среди высших классов кхмеров. Более того, некоторые члены кхмерской королевской семьи обратились к тайскому двору и установили тесные отношения с хорошо образованной тайской знатью, а также с несколькими придворными поэтами. связи были настолько мощными, что в некоторых областях можно было использовать термин «сиамизация» для обозначения процессов культурной абсорбции при кхмерском дворе того времени». [1]
несколько видов маленьких барабанов ( клонг В этих ансамблях используются ), чтобы обозначить основную ритмическую структуру ( натаб ), которая в конце акцентируется ударами подвешенного гонга ( монг ). В своей самой базовой формулировке классические тайские оркестры оказывают очень сильное влияние на камбоджийские (кхмерские) ансамбли пинпета и махори и структурно подобны другим оркестрам, встречающимся в широко распространенной музыкальной культуре гонг-перезвонов Юго-Восточной Азии, такой как большая ансамбли гамеланов Бали и Явы, которые, скорее всего, имеют общие корни в распространении вьетнамских бронзовых барабанов Донг-Сон , начиная с первого века.
Традиционный тайский классический репертуар анонимен и передается через устную традицию исполнения, в которой имена композиторов (если действительно произведения исторически создавались одним автором) неизвестны. Однако с начала современного периода Бангкока имена композиторов были известны, и примерно с начала века многие крупные композиторы записывали свои произведения в нотах. Музыканты же представляют себе эти композиции и нотации как родовые формы, которые в полной мере реализуются в своеобразных вариациях и импровизациях в контексте исполнения.
Пифат
[ редактировать ]Пипхат — самый распространенный и знаковый стиль тайской классической музыки. Он символизирует танец легендарных драконов Таиланда и состоит из оркестра среднего размера, включающего два ксилофона ( ранат ), гобой ( пи ), бочкообразные барабаны (клонг) и два круглых набора настроенных горизонтальных гонгов ( хонг вонг лек и кхонг). Вонг Яй ). Пипхат можно исполнять либо громко на открытом воздухе с использованием твердых молотков ( Пифат май кхенг ; ปี่พาทย์ไม้แข็ง), либо в помещении с использованием мягких молотков ( Пифат май нуам ; ปี่พาทย์ไ). ม้นวม).
Существует несколько типов ансамблей пифатов, различающихся по размеру и оркестровке, каждый из которых обычно связан с определенными церемониальными целями. Богато украшенный ансамбль пипхатов с богато вырезанным и раскрашенным полукруглым вертикальным гонгом традиционно ассоциируется с церемониями похорон и кремации этнической группы мон. Различные версии ансамбля пипхат используются для сопровождения определенных форм традиционной тайской драмы, таких как большой кукольный театр теней ( нанг яй ) и танцевальная драма хон.
Хрюанг Сай
[ редактировать ]Оркестр Хрюанг Сай сочетает в себе некоторые ударные инструменты духовых инструментов пипхата с расширенной струнной секцией, включая пилу дуанг (высокая двухструнная смычковая лютня), более низкую пилу у (смычковая лютня) и трехструнную смычковую лютню. чаки (сорванная цитра). В дополнение к этим инструментам имеются хлуй (вертикальная флейта) нескольких размеров и диапазонов, кубковый барабан ( тон - раммана ) и, иногда, небольшой чеканный китайский дульцимер ( хим ). Ансамбль «Хруанг Сай» в основном используется для инструментальных представлений в помещении и для сопровождения тайского хун грабок (кукольного театра), жанра, на который глубоко повлияли стили китайского кукольного искусства . Соответственно, добавление струнных инструментов, звучащих по-китайски, в ансамбль «хрюанг сай» рассматривается тайцами как отсылка к вероятному китайскому происхождению этой театральной формы.
Махори
[ редактировать ]Третий крупный тайский классический ансамбль — это махори, на котором традиционно играют женщины при дворах Центрального Таиланда и Камбоджи. Исторически сложилось так, что в состав ансамбля входили инструменты меньшего размера, более подходящие, как считалось, к телосложению исполнительниц. Сегодня в ансамбле используются инструменты стандартного размера — комбинация инструментов ансамблей «Хруанг сай» и «Пипхат», но за исключением громкого и довольно пронзительного гобоя пи . Ансамбль, исполняемый в трех размерах — маленьком, среднем и большом, включает в себя трехструнную пилу сам сай скрипку — деликатно звучащую смычковую лютню среднего диапазона с шелковыми струнами. В ансамбле Махори со сам сай аккомпанирует вокалисту, который играет в этом ансамбле более заметную роль, чем в любом другом классическом тайском оркестре.
В то время как тайская классическая музыка несколько обескураживалась как несовременная и отсталая во время агрессивной националистической политики модернизации Таиланда в середине 20-го века, классическое искусство в последнее время выиграло от увеличения государственного спонсорства и финансирования, а также от общественного интереса, выраженного в таких фильмах, как Хомронг: Увертюра (2003), популярная художественная биография известного исполнителя традиционного ксилофона ( ранат эк ).
Лук Тунг
[ редактировать ]Лук Тхунг , или тайская кантри-музыка, возникла в середине 20-го века, чтобы отразить ежедневные испытания и невзгоды сельских тайцев. Понгсри Воранут и Сурафол Сомбатчароен были первыми крупными звездами этого жанра, вобравшими в себя влияние других частей Азии . Многие из самых популярных артистов родом из центрального города Супханбури , в том числе мегазвезда Пумпуанг Дуангжан , который стал пионером электронного лук-тхунга . В конце 1990-х годов произошло коммерческое возрождение Лук Тунга, и современная электрифицированная версия этого жанра с влиянием поп-музыки остается самой популярной музыкальной формой в стране.
Мор Лам
[ редактировать ]Мор лам - доминирующая народная музыка северо-восточного региона Исан в Таиланде , где проживает в основном лаосское население. У него много общего с «Лук Тунг» , например, внимание к жизни сельской бедноты. Для него характерен стремительный, ритмичный вокал и фанковое ощущение перкуссии. Ведущего певца, также называемого морлам, чаще всего аккомпанирует кхаен , также известный как кхене .
Существует около пятнадцати региональных вариаций мор-лама , а также современные версии, такие как мор-лам-синг . Некоторые консерваторы [ ВОЗ? ] раскритиковали их как коммерциализацию традиционных культур.
Терпение
[ редактировать ]Кантрума играет кхмер, живущий недалеко от границы с Камбоджей . Это быстрая и очень традиционная танцевальная музыка . В чистом виде в звучании доминируют хо-кантрум , певцы, перкуссия и тро (разновидность скрипки). Более современная форма с использованием электрических инструментов возникла в середине 1980-х годов. Позже в том же десятилетии Дарки стал крупнейшей звездой этого жанра, а в конце 1990-х он вышел на массовые рынки.
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]- Учитель музыки в Мае Он, недалеко от Чиангмая, играет на суэне .
- Группа музыкантов, играющих традиционный ранат .
- на хонг вонг леке . Играют
- Средний Клонг Яо ручной барабан , игрок из Лаоса
- Хаен -игрок в саронге и пакаме.
- Тайский оркестр или традиционные тайские музыкальные ансамбли в 1900 году.
- Тайские традиционные музыкальные ансамбли в местном музее Ват Кунгтапао
Прибытие западной музыки
[ редактировать ]В то время как композитор Луанг Прадит Файрау (1881–1954) использовал локализованные формы шифровальной (цифровой) записи, другие композиторы, такие как Монтри Трамоте (1908–1995), использовали стандартную западную нотную запись. Несколько членов тайской королевской семьи принимали активное участие в создании композиции, в том числе король Праджадхипок (Рама VII, 1883–1941) и король Пумипон Адульядет (1927–2016), чьи композиции чаще писались для джазовых оркестров, чем для классических тайских ансамблей.
Классическая тайская музыка полифонична и следует тем же правилам, что и американский фолк и диксиленда музыка . Каждый инструмент импровизирует в рамках принятых идиом вокруг основных линий гармонии или мелодии, называемых путями. Ритмически и метрически тайская музыка устойчива по темпу, регулярна по пульсу, разделяющая , в простом двойном размере , без качания , с небольшими синкопами (с. 3, 39) и с акцентом на финальную долю такта или группы импульсов. и фраза (стр. 41), в отличие от первой, как в музыке под европейским влиянием. Тайская гамма включает семь темперированных нот вместо смеси тонов и полутонов. Пять из семи тонов используются в качестве основных в любом ладе, вводя неэквидистантные интервалы. [2]
Пхленг Пхра Рача Нипон
[ редактировать ]С 1940-х по 1970-е годы король Пумипон Адульядет написал в общей сложности 48 композиций. Именно в это время он решил специализироваться на духовых инструментах, особенно на саксофоне и кларнете . [3] К тому времени, когда Пумипону исполнилось 18 лет, он начал сочинять собственную музыку, первой песней была Candlelight Blues . [3] Он продолжал сочинять музыку даже во время своего правления после своей коронации в 1946 году. Пумипон выступал с джаз-бэндом Preservation Hall Jazz Band , Бенни Гудманом , Стэном Гетцем , Лайонелом Хэмптоном и Бенни Картером . [4] [5] За свою жизнь Пумипон написал в общей сложности 49 композиций. По большей части это джазовый свинг, но он также сочинял марши , вальсы и тайские патриотические песни. Его самыми популярными композициями были Candlelight Blues , Love at Sundown и Falling Rain , которые были написаны в 1946 году. [4] Музыкальное влияние Пумипона оказали Луи Армстронг , Сидни Беше , Бенни Картер и Джонни Ходжес . [4] Пумипон также выступал со своей группой в тайских университетах, сочиняя гимны для университетов Чулалонгкорна , Таммасата и Касетсарта. [5]
Поп и рок
[ редактировать ]Однако к 1930-м годам западная классическая музыка , шоу-мелодии , джаз и танго популярна была . Вскоре джаз стал доминировать в тайской популярной музыке, и вскоре Хру Эуа Сунторнсанан основал первый тайский джаз-бэнд. Музыка, которую он вскоре помог изобрести вместе с влиятельной группой Suntharaporn , называлась pleng Thai sakorn и объединяла тайские мелодии с западной классической музыкой. Эта музыка продолжала развиваться в лук грунг , романтическую музыку, популярную среди высшего сословия. Король Пумипон был опытным джазовым музыкантом и композитором .
Фленг фуэа чивит
[ редактировать ]К 1960-м годам западный рок стал популярен, и тайские артисты начали подражать таким группам, как Cliff Richard & the Shadows ; Эта музыка называлась Wong Shadow , и вскоре она превратилась в разновидность тайской поп-музыки, называемую струнными . Среди групп, возникших в этот период, была The Impossibles . В 70-е годы Реват Буддхинан начал использовать тайский язык в рок-музыке, а также появились песни протеста под названием Phleng Phuea chiwit ( «Песни на всю жизнь »).
Самая ранняя группа Phleng Phuea chiwit называлась Caravan , и они были в авангарде движения за демократию. В 1976 году полиция и активисты правого толка напали на студентов университета Таммасат ; Караван вместе с другими бандами и активистами бежал в сельские холмы. Там Caravan продолжали исполнять музыку для местных фермеров и писали песни, которые войдут в их более поздние альбомы.
В 1980-х годах фленг фуэа чивит снова вошла в мейнстрим после предоставления амнистии диссидентам. Такие группы, как Carabao, стали бестселлерами и включили в свои тексты националистические элементы. К 1990-м годам Phleng Phuea Chiwit в значительной степени сошли с вершин тайских чартов, хотя такие артисты, как Pongsit Kamphee, продолжали пользоваться большой аудиторией.
Нить
[ редактировать ]Струнный поп завоевал популярность среди слушателей Таиланда в 90-е годы, а такие исполнители, как Кристина Агилар , Бёрд Тонгчай Макинтайр и Асани-Васан , стали бестселлерами. В то же время брит-поп повлиял на альтернативного рока таких исполнителей , как Modern Dog , Loso , Crub и Proud, ставших популярными в конце 1990-х годов. В 2006 году к известным тайским рок-группам относятся Clash , Big Ass , Bodyslam и Silly Fools . В конце 90-х поп-музыка была омрачена замечательным коммерческим возрождением лук-тхунга, но современный лук-тхунг также перенял некоторые элементы из поп-исполнителей.
Хэви-метал
[ редактировать ]Хэви-метал в Таиланде был очень популярен в начале 90-х. Многие хэви-метал группы той эпохи включали Hi-Rock , Stone Metal Fire , I-Scream , Uranium и Big Gun.
Хип-хоп
[ редактировать ]Инди
[ редактировать ]Группа независимых исполнителей и звукозаписывающих компаний, производящая музыку для некоммерческих целей, также находится в Таиланде: Bakery Music (теперь под управлением Sony Music ) [1] ; Маленькая комната [2] ; ФАТ-радио [3] ; Город-Синий [4] ; Холодный голос [5] ; Чувак [6] ; Идея-радио [7] Panda Records [8] ; и SO::ON Dry Flower [9] .
См. также
[ редактировать ]- Ансамбль Корфай
- Традиционные тайские музыкальные инструменты
- БЕК-ТЕРО
- ГММ Грэмми
- РС Музыка
- Тайский оркестр слонов
Источники
[ редактировать ]- ^ Морель, Фредерик (2002). «Кхмерский «нират», «Путешествие по Франции во время Всемирной выставки в Париже 1900 года»: влияние тайцев?». Исследования Юго-Восточной Азии . 10 (1): 99–112. дои : 10.5367/000000002101297026 . JSTOR 23749987 . S2CID 146881782 .
- ^ Мортон, Дэвид (1980). «Музыка Таиланда», Музыка многих культур , стр.70. Мэй, Элизабет, изд. ISBN 0-520-04778-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Король Пумипон Адульяджедж и музыка» . Король Пумипон Адульяджеж Музыкальный автопортрет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 15 марта 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тан, Алиса (13 июня 2006 г.). «Монарх Таиланда – правитель, джазовый музыкант» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 27 мая 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Король джаза» . Почта Бангкока . 10 января 2006 г. Проверено 27 мая 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клюли, Джон. «Песни для жизни». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 241–253. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- Мортон, Дэвид (1976). Традиционная музыка Таиланда . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-01876-1 .