Филипп Опус
Филипп (или Филипп ) из Опуса ( греч . Φίλιππος Ὀπούντιος ) был философом, астрономом и математиком. Он был членом Академии Платона и после смерти мастера редактировал его последний труд « Законы» . Его обычно считают автором платоновского «Эпиномиса» ( «О законах» ), последующей беседы между теми же собеседниками.
Древние свидетельства Филиппа
[ редактировать ]О Филиппе мало что известно, кроме того, что указано выше. Он получил несколько упоминаний в течение столетий после его смерти, но, кроме признания его известности, мало что было предоставлено, кроме приведенной выше информации. Наиболее важными ссылками являются ссылки Диогена Лаэрция , написавшего краткие биографии многих ранних философов, и Суда 10-го века нашей эры , каталог нескольких тысяч лиц и терминов из древности.
В своей биографии Платона Диоген писал:
Некоторые говорят, что Филипп Опунциан переписал свой труд «Законы» , который был написан воском [деревянные таблички, покрытые воском]. Еще говорят, что Эпиномис — его. [1]
А в другом отрывке Филипп указан среди членов Академии:
[Платона] учениками Спевсипп Афинский ... , Ксенократ Халкидонский были , Аристотель Стагирский , Его Филипп Опусский [2]
В « Суде » Филипп указан анонимно под заголовком «философ» («философ»), его имя потеряно в начале записи:
Философ, разделивший «Законы Платона» на 12 книг; ибо говорят, что он сам добавил 13-е число. И он был учеником Сократа и самого Платона, занимаясь изучением неба. Живя во времена Филиппа Македонского, он написал следующее: О расстоянии солнца и луны; О богах (2); Вовремя (1); О мифах (1); О свободе (1); О гневе (1); О взаимности (1); Об опунтских локрах ; В удовольствие (1); О страсти (1); О друзьях и дружбе (1); При написании; О Платоне; При затмениях Луны; О размерах Солнца, Луны и Земли (1); На молнии; На планетах; Арифметика; О плодовитых числах; Оптика (2); Эноптика (2); Кикляка; Означает; и т. д. [3]
Поскольку запись помещена под заголовком «Философ» , имя этого человека, по-видимому, отсутствовало в источнике, использованном автором « Суды» . Лишь в начале 18 века Людольф Кюстер , редактировавший Суду , отождествил эту анонимную запись с Филиппом Опусом, упомянутым Диогеном Лаэрцием. В примечании к нему он написал:
Я давно спрашивал, кто этот анонимный философ, о котором здесь говорит Суда. Наконец я узнал, что это был Филипп Опунций, ученик Платона; и эта информация исходит от Лаэрция в «Жизнеописании Платона», номер 37. Ибо там вы читаете, что Филипп Опунций был автором «Эпиномиса», то есть книги XIII. Более того, рассматривая сочинения нашего анонимного философа, мы видим, между прочим, что он писал о Локрисе Опунции, свидетельствует, что никто не смеется над тем, как хорошо подходит Филипп Опунций. [4]
Имя Филиппа встречается в произведениях ряда других древних писателей. В хронологическом порядке это: Витрувий (Марк Витрувий Поллион) в книге «Архитектура» (I век до н.э.):
Что касается натурфилософии, Милетский , , Анаксагор из Клазомены , Пифагор Самосский Фалес Ксенофан . из Колофона , Демокрит Абдеритский опубликовали системы , объясняющие способ регулирования Природы и способы достижения каждого результата Евдокс , Эндемон, Каллипп , Мелон, Филипп , Гиппарх , Арат и другие, следуя по стопам предыдущих, обнаружили с помощью инструментов восход и заход звезд, смену времен года и оставили трактаты. на нем для использования потомству. Их ученость вызовет восхищение человечества, потому что, в добавление к вышесказанному, они, кажется, как будто по божественному вдохновению предсказывают погоду в определенные времена года. Поэтому для знания этих вопросов необходимо обратиться к их трудам и исследованиям. [5]
Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э.):
Примечательно и редко бывает то, что Филипп , Каллипп, Досифей, Пармениск, Конон, Критон, Демокрит и Евдокс - все согласны с тем, что Коза [6] встает утром четвёртого числа перед календами Октября, а третьего — Малышами. [7]
Псевдо-Плутарх в Моралии (2 век н.э.):
... какое и какое большое удовлетворение мы можем тогда предположить, были получены от геометрии и астрономии Евклидом , когда он писал свою «Диоптрику», Филиппом , когда он усовершенствовал свою демонстрацию формы [ схемы ] Луны ... [т.е. , объяснил этапы] [8]
Прокл в своем «Комментарии к «Элементам» Евклида» (V век н.э.):
Филипп Менде, ученик Платона и привлеченный им к изучению математики, по предложению Платона проводил исследования и поставил перед собой задачу придать завершенность философии Платона. [9]
Стефан Византийский (6 век н.э.):
Медме: город в Италии и одноименный источник, Геката, Европа, от некоего источника из Медме. Гражданин Медме Филипп был человеком, достойным упоминания, писавшим о ветрах. [10]
Сколько Филипс?
[ редактировать ]То, что эти авторы назвали три разных родных города Филиппа, вызвало замешательство среди ученых. Опунтиан Локрис находился к северо-западу от Афин, примерно в 80 милях. Менде — колония Эретрии ( Эвбеи ) на полуострове Паллена в северной Греции. [11] Медме была колонией локров на западном побережье южной Италии. [12] Могло ли действительно быть три разных астронома/математика по имени Филипп из таких отдаленных мест, обучавшихся у Платона? Или мы столкнулись с серией ошибок копирования или других ошибок, распространявшихся на протяжении веков?
Независимо от своего происхождения, похоже, что Филипп благодаря своей связи с Академией и тому факту, что его сочинения сохранились на протяжении нескольких столетий, был среди наиболее выдающихся натурфилософов того времени.
Авторство Эпиномиса
[ редактировать ]Не все ученые – древние или современные – признали авторство Филиппа « Эпиномиса» . Фрасилл , грамматист и астролог I века н.э., который организовал труды Платона в девять тетралогий, включил ее в последнюю вместе с Миносом , Законами и тринадцатью посланиями. Среди современных ученых, которые выдвинули доводы в пользу авторства Платона, — А. Э. Тейлор и Х. Редер, которые, по словам Вернера Йегера , «хотели приписать ему содержащиеся в нем математические знания». [13] Однако большинство, соглашаясь с интерпретацией Суды Диогеном и Кюстером, признают авторство Филиппа. [14] Тогда возникает вопрос, как это оценить. Является ли это «ложным», «мошенническим» бредом платонического подражателя? Или это авторитетное дополнение к произведению, до завершения которого Платон не дожил? Джагер склоняется к последней точке зрения:
После смерти Платона Филипп Опусский, который был его секретарем и его Босвеллом, отредактировал «Законы» из своего неполного черновика на восковых табличках и разделил их на двенадцать книг. Он заметил пробел, образовавшийся из-за отсутствия какой-либо системы воспитания правителя, и попытался восполнить его, более подробно определив особую мудрость, которой должен обладать правитель. Эти дополнительные идеи он записал в трактате, который до сих пор существует как Эпиномис или Приложение к Законам в конце самой книги. Академия, должно быть, доверила ему эту задачу, потому что он знал рукописи, оставленные Платоном, и планы, которые он имел в виду, так что мы не можем назвать « Эпиномис» подделкой. Это скорее дополнение к «Законам» , которые поэтому собственная школа Платона считала неполными. [15]
И снова:
Ученик Платона Филипп, редактировавший «Законы», несомненно, вторит мыслям своего учителя, когда говорит в « Эпиномисе», что математическая астрономия, познание «видимых богов», есть образ высшей мудрости, проявляющейся в них. [16]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Диоген Лаэртий, Жизнеописания выдающихся философов , iii.37.
- ^ DL, iii.46.
- ^ Суда ., св «Философ» («Философ»), Адлер φ[phi], 418. Упоминание о Сократе (469-399), очевидно, ошибка, если Филипп был современником Филиппа Македонского. Вероятно, имеется в виду Исократ (436-338).
- ^ Людольф Кюстер, Suide Lexicon, греческий и латынь, в трех томах . Берлин: Кембридж, 1705, вып. III, 610. https://archive.org/details/suidaelexicongr03suid/page/610/
- ^ Витрувий, об архитектуре , 9.6.3.
- ^ Капелла, ярчайшая звезда созвездия Возничего. Дополнительную информацию: https://skyandtelescope.org/astronomy-news/meet-capella-goat-star/
- ^ Плиний Старший, Естественная история , xviii.74. Филип также указан в числе «цитируемых иностранных авторов» в «Резюме» в конце книги. Редакторы добавили здесь сноску: «Астроном из Медамы, или Медины, в Великой Греции и ученик Платона. Говорят, что он написал трактат о ветрах, а Плутарх утверждает, что продемонстрировал форму Луны». Атрибуция города пришла от Стефана. См. ниже.
- ^ Псевдо-Плутарх, Моралия , «Что невозможно жить с удовольствием согласно учению Эпикура», §11.
- ^ Цитируется в Уильяме Барретте Франкленде, Первой книге «Начал Евклида» с комментариями, основанными главным образом на комментариях Прокла Диадоха , Cambridge University Press, 1905, xiv.
- ^ Стефан Византийский, о городах и народах , св "Медме".
- ^ Фукидид, iv.123.1.
- ^ Страбон, Geographica , vi.1.5. Страбон утверждал, что историк Эфор ошибался, утверждая, что колонию основали опунтийские локры. Вместо этого он утверждал, что это были озолийские локры.
- ^ Вернер Йегер, Пайдея: идеалы греческой культуры - Том III: Конфликт культурных идеалов в эпоху Платона , перевод Гилберта Хайета, Оксфордский университет. Пресс, 1944, 337, с. 12. https://archive.org/details/paideiaidealsofg0003jaeg .
- ↑ Йегер в той же заметке цитирует статьи Ф. Мюллера, В. Тейлера и Б. Эйнарсона.
- ^ Джагер, Пайдея , 214.
- ^ Джагер, Пайдея , 242.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Таран, Леонардо. Академика: Платон, Филипп Опус и псевдоплатонический Эпиномис . Филадельфия: Американское философское общество, 1975.
- Бартнинкас, В. (2023). Традиционные и космические боги у позднего Платона и ранней академии Кембриджа: Издательство Кембриджского университета, 207–248. ISBN 9781009322591