Jump to content

Сожжение книг и захоронение ученых

Династия Цинь в 210 г. до н.э.
  Циньский регион   Отдаленные регионы
Сожжение книг и захоронение ученых
Традиционный китайский Сожжение книг и ловушка Конфуция
Упрощенный китайский Сожжение книг и ловушка Конфуция
Буквальный смысл сжигать книги и хоронить ученых
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinfénshū kēngrú
Gwoyeu Romatzyhfernshu kengru
Wade–Gilesfen2-shu1 k'eng1-ju2
IPA[fə̌n.ʂú kʰə́ŋ.ɻǔ]
Yue: Cantonese
Yale Romanizationfàhn-syū hāang-yùh
Jyutpingfan4-syu1 haang1-jyu4
Southern Min
Tâi-lôhûn-tsu khenn-lû
Middle Chinese
Middle Chinesebɨun ɕɨʌ kʰˠæŋ ȵɨo
Old Chinese
Baxter–Sagart (2014)*bun s-ta kʰˤreŋ nyu

Сожжение книг и захоронение ученых было предполагаемым сожжением текстов в 213 г. до н.э. и живым захоронением 460 конфуцианских ученых в 212 г. до н.э. по приказу китайского императора Цинь Шихуанди . Утверждалось, что эти события уничтожили философские трактаты Ста школ мысли с целью укрепления официальной философии Цинь, управляющей легизмом .

Современные историки сомневаются в деталях этой истории, которая впервые появилась более века спустя в династии Хань представителя Сыма Цяня официального «Записках великого историка» . Как придворный ученый, Сыма имел все основания очернять предыдущего императора, чтобы польстить своему собственному, но более поздние конфуцианцы не подвергали сомнению эту историю. По словам историка Ульриха Найнингера, их послание было таким: «Если вы заберете нашу жизнь, Небеса заберут жизнь вашей династии». [1]

Современные ученые сходятся во мнении, что Цинь Шихуан собрал и уничтожил множество произведений, которые он считал неверными или подрывными. Он приказал сохранить по два экземпляра каждого текста в императорских библиотеках. Некоторые из них были уничтожены в боях после падения династии. Он приказал убивать ученых, но не хоронить их заживо, и жертвами не были ру ( китайский : ; букв. «Конфуцианцы»), поскольку эта школа еще не сформировалась как таковая. [2] [3] [4]

Традиционная версия

[ редактировать ]
События древней китайской книги

'[1]' Сожжение книги Первого императора Цинь
'[2]' Ван Мана, Столица Чанъань, подверглась нападению, а императорский дворец был разграблен. Манг погиб в бою, и, в конце концов, войска сожгли национальную библиотеку дворца Вэйян .
'[3]' В конце династии Хань Троецарствие . распустило государственную библиотеку в результате волнений, возникших в результате Вэй (魏), Шу (蜀) и У (吳) состязаний
'[4]' В конце турбулентности Ян-Цзя , распад государственной библиотеки в результате волнений в Западной Цзинь .
'[5]' Император Юань из династии Лян в окружении армии Западной Вэй в своем замке; Юань поджег коллекцию национальных рекордов.

Наказание ученых

[ редактировать ]

Согласно Сыма Цяня , «Запискам великого историка» после того, как Цинь Шихуан, первый император Китая , объединил Китай в 221 году до нашей эры, его канцлер Ли Си предложил подавить интеллектуальный дискурс, чтобы объединить мысли и политические взгляды.

записей . слуга, предлагаю сжечь все записи историков, Си сказал: «Я, ваш Цинь Канцлер Ли кроме ], Шуцзин [Классик истории] или сочинения ста философских школ , они должны передать их (книги) губернатору или коменданту для сожжения любого, кто осмелится обсуждать Ши Цзин или Классик истории. будет публично казнен. Любой, кто использует историю для критики настоящего, должен казнить свою семью. подвергнуть татуировкам и отправить на строительство Великой стены . Исключением являются книги по медицине, гаданию, сельскому и лесному хозяйству. Те, кто интересуется законами, должны вместо этого учиться у чиновников.

- Классик поэзии , Глава 6. «Основные летописи первого императора Цинь», тридцать четвертый год (213 г. до н.э.) [а]

Ли Си считал три категории книг наиболее опасными с политической точки зрения. Это были поэзия (особенно « Книга Китая »), история ( Шуцзин и особенно исторические записи других государств, кроме Цинь) и философия. Древний сборник стихов и исторических записей содержал множество рассказов о древних добродетельных правителях. Ли Сы считал, что если люди прочитают эти произведения, они, скорее всего, вспомнят прошлое и разочаруются в настоящем. Причиной противостояния различных школ философии было то, что они отстаивали политические идеи, зачастую несовместимые с тоталитарным режимом. [5]

Последствия

[ редактировать ]

Масштабы ущерба, нанесенного китайскому интеллектуальному наследию, трудно оценить, поскольку подробности не зафиксированы в истории. Однако некоторые факты указывают на то, что последствия этого события, хотя и длительные, но не были масштабными. Во-первых, в мемориале Ли Си записано, что все технологические книги нужно было сохранить. Во-вторых, даже «неугодные» книги, особенно поэзия и философия, сохранялись в императорских архивах и разрешались храниться официальным ученым. [6]

В некоторых категориях книг история понесла одну из величайших потерь древности. Сохранилось крайне мало государственных книг по истории до Цинь. Ли Си заявил, что все книги по истории, не соответствующие интерпретации Цинь, должны быть сожжены. Неясно, действительно ли копии этих книг были сожжены или остались в императорских архивах. Даже если бы некоторые истории сохранились, они, возможно, были бы уничтожены в 206 г. до н.э., когда враги захватили и сожгли императорские дворцы Цинь, в которых, скорее всего, располагались архивы. [7]

Позже сожжения книг

[ редактировать ]

В конце Цинь национальные рекорды дворца Эпан были уничтожены пожаром. Поэт династии Тан Чжан Цзе ( китайский : 章碣 ) написал стихотворение (под названием 焚书坑, Фэнь Шу Кенг , «Ямы для сжигания книг») о политике разрушения, проводимой как династией Цинь, так и повстанцами (из которых Лю Бан вошли в столицу Сяньян и Сян Юй были приведенными примерами, когда они один за другим ):

По мере того как дым от горящего бамбука и шелка рассеивается, империя ослабевает.

() Перевал Хангу и Желтая река охраняют владения Цинь Ши Хуана . тщетно
Ямы пепла еще не остыли, к востоку от гор Сяо царил беспорядок .
Как оказалось, Лю Бан и Сян Юй не умели читать.

Оригинальный китайский текст

Похороны ученых

[ редактировать ]
«Убийство ученых и сжигание книг» , анонимный альбомный лист XVIII века, раскрашенный китайцами; Национальная библиотека Франции , Париж.

Традиция гласила, что после обмана двух алхимиков фанши , Сюй Фу и Хань Чжуна , в поисках продления жизни Цинь Шихуан приказал заживо похоронить в столице более 460 ученых во второй год запрета. Это убеждение было основано на следующем отрывке из «Шиджи» (глава 6):

Поэтому первый император поручил императорскому цензору исследовать ученых одного за другим. Учёные обвиняли друг друга, поэтому император лично решал их судьбу. Более 460 из них были похоронены заживо в Сяньяне, и об этом событии было объявлено всему поднебесной, чтобы предупредить последователей. Больше людей было сослано внутри страны в приграничные регионы. Фусу, старший сын императора, посоветовал: «Империя только что достигла мира, а варвары в отдаленных районах не сдались. Все ученые почитают Конфуция и считают его образцом для подражания. Ваш слуга боится, если Ваше Величество накажет их так строго, это может вызвать волнения в империи. Пожалуйста, обратите на это внимание, Ваше Величество». Однако он не изменил решения отца и вместо этого был отправлен охранять границу как фактический изгнанник». [8]

Отчет Вэй Хуна во II веке добавил к этой цифре еще 700 человек.

Скептицизм

[ редактировать ]

В 2010 году Ли Кайюань (李开元), исследователь в области истории династий Цинь и Хань , опубликовал статью под названием « Правда или вымысел о сожжении книг и казни ученых Жу: полуфальшивая история » (焚书坑儒的真伪虚实—半桩伪造的历史), в котором возникли четыре сомнения по поводу «казни русских ученых» («坑儒») и утверждалось, что Сыма Цянь злоупотребил историческими материалами. Ли считает, что сожжение книг и казнь ученых ру — это псевдоистория, умело синтезированная с реальным «сожжением книг» (真实的»焚书») и ложным «казнем ученых ру» (虚假的»坑儒"). [9]

Ученый Майкл Нилан отмечает, что, несмотря на свое мифическое значение, легенда о сожжении книг не выдерживает пристального внимания. Найлан предполагает, что причина, по которой ученые династии Хань обвиняли Цинь в уничтожении « Пяти классических произведений Конфуция» , заключалась отчасти в «клевете» на государство, которое они победили, а отчасти в том, что ханьские ученые неправильно поняли природу текстов, поскольку только после основания Хань они Сыма Цянь назвал «Пять классических произведений» «конфуцианскими». [3]

Найлан указывает, что двор Цинь назначал ученых-классиков, которые были специалистами по « Классику поэзии» и «Книге документов» , а это означало, что эти тексты были освобождены от уплаты налогов, и что « Книга обрядов» и « Цзоочжуань» не содержали прославления побежденных. феодальные государства, которые Первый Император назвал причиной их уничтожения. Она предполагает, что эта история может быть основана на том факте, что дворец Цинь был снесен в 207 г. до н. э., и многие книги, несомненно, были утеряны в то время. [3] Мартин Керн добавляет, что сочинения Цинь и ранние ханьцы часто цитируют классиков, особенно « Документы» и «Книгу поэзии» , что, как сообщается, было бы невозможно, если бы они были сожжены. [4]

В рассказе Сыма Цяня о казни ученых есть аналогичные трудности. Во-первых, ни в одном тексте, предшествующем Шиджи , казни не упоминаются, Шиджи не упоминает ни одного конфуцианского ученого по имени как жертву казней, и фактически ни в одном другом тексте казни вообще не упоминаются до I века нашей эры. Самое раннее известное использование знаменитой фразы «сожжение книг и казнь конфуцианцев» отмечено только в начале IV века. [4]

Сыма Цянь сообщает, что учёными были «кэн, 坑», слово, которое он использует в нескольких других местах. Контекст в этих местах показывает, что имеется в виду «убить», а не «похоронить заживо». В более ранних текстах этот персонаж означал «яма, ров», а затем приобрел значение «ловить и убивать». Сыма Цянь использовал его, чтобы описать уничтожение вражеской армии. Недоразумение возникло в более поздних династиях, когда значение слова «похоронить заживо» стало общепринятым. [10]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Премьер-министр Ли Си сказал: «Я попросил историков не сжигать записи династии Цинь. Если есть люди, которые не занимают положение докторантов и осмеливаются собирать стихи, книги и сотни школ мысли, Си И Шоу и Вэй Цза сожгут их. Любой, кто осмелится время от времени цитировать стихи и книги. Те, кто покидает город, виновны в том же преступлении, что и те, кто не знает, как это сделать, с чиновниками в качестве учителей.
  1. ^ Найнингер (1983) , стр. 122 .
  2. ^ Голдин (2005) , с. 151.
  3. ^ Jump up to: а б с Нилан (2001) , с. 29–30.
  4. ^ Jump up to: а б с Керн (2010) , стр. 111–112 .
  5. ^ Чан (1972) , стр. 105–107.
  6. ^ Чан (1972) , с. 106.
  7. ^ Чан (1972) , с. 107.
  8. ^ (Тогда императорскому цензору было предложено навести справки об этом деле, и все студенты доложили друг другу, и более 460 человек, нарушивших запрет, были истреблены, и все они были заключены в тюрьму в Сяньяне, чтобы мир узнал о их, и они будут наказаны. Они были изгнаны и перенесены на границу. Старший сын императора Фу Су увещевал его и сказал: «Мир впервые заселен, и головы Гуйчжоу вдалеке. еще не собрались. Все живые существа читают Дхарму Конфуция. Теперь я придаю большое значение верёвке Дхармы. Боюсь, что мир будет неспокойным. Я могу наблюдать за ним только сверху».) Шиджи т. 6. .
  9. ^ «Правда или вымысел о сожжении книг и казни ученых Ру: полуфальшивая история» . Сборник статей по историческим исследованиям. Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 22 ноября 2020 г.
  10. ^ Найнингер (1983) , стр. 135 .

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Найнингер, Ульрих (1983), «Заживо хоронить ученых: о происхождении легенды о конфуцианских мучениках», «Нация и мифология», в Эберхарде, Вольфраме (редактор), « Восточноазиатские цивилизации. Новые попытки понимания традиций», т. 2 , стр. 121–136 Онлайн.
  • Петерсен, Йенс Остергорд (1995), «Какие книги сжег Первый император Цинь? - о значении Пай Цзя в ранних китайских источниках», Monumenta Serica , 43 : 1–52, doi : 10.1080/02549948.1995.11731268 , JSTOR   40727062 .
  • Сыма Цянь: «Первый император Цинь» Глава 25 Сожжение книг и захоронение ученых Дэвид К. Джордан Калифорнийский университет, Сан-Диего.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 048b096f57160ba2a648abef63c8b9f1__1719455820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/f1/048b096f57160ba2a648abef63c8b9f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Burning of books and burying of scholars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)