Социальные эмоции
Социальные эмоции — это эмоции , которые зависят от мыслей, чувств или действий других людей, «как они переживаются, вспоминаются, ожидаются или воображаются из первых рук». [ 1 ] [ 2 ] Примерами являются смущение , вина , стыд , ревность , зависть , возвышение , сочувствие и гордость . [ 3 ] Напротив, базовые эмоции, такие как счастье и печаль, требуют только осознания собственного физического состояния. Поэтому развитие социальных эмоций тесно связано с развитием социального познания , способности представлять психические состояния других людей, которая обычно развивается в подростковом возрасте . [ 4 ] [ 5 ] Исследования показали, что дети в возрасте от 2 до 3 лет могут выражать эмоции, напоминающие чувство вины. [ 6 ] и раскаяние . [ 7 ] Однако, хотя пятилетние дети способны представить ситуации, в которых могут ощущаться основные эмоции, способность описывать ситуации, в которых могут испытываться социальные эмоции, появляется только к семи годам. [ 8 ]
Люди могут не только делиться эмоциями с другими, но также могут испытывать такое же физиологическое возбуждение, как и другие, если они чувствуют социальную связь с другим человеком. Лабораторное исследование, проведенное Квиром, Каром, Уолтоном и Спенсером (2011), показало, что, когда участник ощущал чувство социальной связи с незнакомцем (соратником по исследованию), он испытывал эмоциональные состояния и физиологические реакции, аналогичные тем, что были у участника исследования. незнакомец, наблюдая, как незнакомец выполняет стрессовую задачу. [ 9 ]
Социальные эмоции иногда называют моральными эмоциями, поскольку они играют важную роль в морали и принятии моральных решений. [ 10 ] В нейроэкономике роль социальных эмоций в теории игр и принятии экономических решений только начинает изучаться. [ 11 ]
Поведенческая нейробиология
[ редактировать ]После того, как функциональная визуализация , в частности функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), стала популярной примерно десять лет назад, исследователи начали изучать процесс принятия экономических решений с помощью этой новой технологии. Это позволяет исследователям изучить на неврологическом уровне роль эмоций в принятии решений.
Развивающая картинка
[ редактировать ]Способность описывать ситуации, в которых будут испытываться социальные эмоции, появляется примерно в 7 лет. [ 8 ] и к подростковому возрасту опыт социальных эмоций пронизывает повседневный социальный обмен . [ 12 ] [ 13 ] Исследования с использованием фМРТ показали, что в разных возрастных группах при выполнении социально-когнитивных и социально-эмоциональных задач задействованы разные области мозга. В то время как области мозга, такие как медиальная префронтальная кора (MPFC) , верхняя височная борозда (STS) , височные полюса (TP) и предклинье, граничащее с задней поясной извилиной коры , активируются как у взрослых, так и у подростков, когда они рассуждают об интенциональности других, медиальная PFC активируется. более активируется у подростков и правый СТС больше у взрослых. [ 14 ] Аналогичные возрастные эффекты были обнаружены и у более молодых участников: когда участники выполняли задачи, связанные с теорией сознания , увеличение возраста коррелировало с увеличением активации дорсальной части MPFC и снижением активности вентральной части MPFC. MPFC наблюдались. [ 15 ]
Исследования, сравнивающие взрослых и подростков в их обработке основных и социальных эмоций, также предполагают изменения в развитии задействованных областей мозга. По сравнению с подростками, у взрослых левый височный полюс имеет более сильную активность при чтении историй, вызывающих социальные эмоции. [ 16 ] Считается, что временные полюса хранят абстрактные социальные знания. [ 17 ] [ 18 ] Это говорит о том, что взрослые могут чаще использовать социально-семантические знания при обдумывании социально-эмоциональных ситуаций, чем подростки. [ 16 ]
Нейроэкономика
[ редактировать ]Чтобы изучить функцию социальных эмоций в экономическом поведении, исследователи интересуются различиями в областях мозга, задействованных, когда участники играют или думают, что играют с другим человеком, а не с компьютером. Исследование с помощью фМРТ показало, что у участников, которые склонны сотрудничать в играх «доверие и взаимность» для двоих, вера в то, что они играют с другим участником, активирует префронтальную кору , тогда как вера в то, что они играют с компьютером, этого не делает. [ 19 ] Эта разница не была замечена у игроков, которые склонны не сотрудничать. [ 19 ] Авторы интерпретируют это различие как теорию разума, которую участники сотрудничества используют, чтобы предвидеть стратегии оппонентов. Это пример того, как принятие социальных решений отличается от других форм принятия решений.
В поведенческой экономике резко критикуют то, что люди не всегда действуют полностью рационально, как многие экономические модели . предполагают [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Например, в игре-ультиматуме двум игрокам предлагается разделить определенную сумму денег, скажем x . Один игрок, называемый предлагающим , определяет соотношение, по которому будут разделены деньги. Другой игрок, называемый ответчиком , решает, принимать это предложение или нет. Если ответчик принимает предложение, скажем, на сумму y денег, то предлагающий получает сумму xy , а ответчик получает y . Но если ответчик откажется принять предложение, оба игрока ничего не получат. Эта игра широко изучается в поведенческой экономике. Согласно модели рационального агента , наиболее рациональный способ действия для предлагающего — сделать y как можно меньшим, а наиболее рациональный способ действия для отвечающего — принять предложение, поскольку небольшая сумма денег лучше, чем отсутствие. деньги. Однако эти эксперименты, как правило, обнаруживают, что предлагающие склонны предлагать 40% x , а предложения ниже 20% будут отклонены ответчиками. [ 23 ] Используя сканирование фМРТ, исследователи обнаружили, что социальные эмоции, вызванные предложениями, могут играть роль в объяснении результата. Когда предложения несправедливы, а не честны, активируются три области мозга: дорсолатеральная префронтальная кора (DLPFC) , передняя поясная извилина (ACC) и островковая доля . Островковая часть – это область, активная в регистрации дискомфорта в теле. Он активируется, когда люди, помимо прочего, чувствуют социальную изоляцию. [ 24 ] Авторы интерпретируют активность островка как аверсивную реакцию, которую человек испытывает, сталкиваясь с несправедливостью, активность DLPFC — как обработку будущего вознаграждения от сохранения денег, а ACC — арбитра, который взвешивает эти два конфликтующих фактора для принятия решения. Будет ли предложение отклонено или нет, можно предсказать (с корреляцией 0,45) по уровню островковой активности респондента. [ 11 ]
Нейроэкономика и социальные эмоции также тесно связаны при изучении наказания. Исследования с использованием ПЭТ- сканирования показали, что, когда игроки наказывают других игроков, активируется прилежащее ядро (часть полосатого тела ), область, известная тем, что обрабатывает вознаграждения, полученные за действия. [ 25 ] активируется. [ 26 ] Это показывает, что мы не только чувствуем себя обиженными, когда становимся жертвами несправедливости, но также находим психологически полезным наказать обидчика, даже ценой нашей собственной пользы.
Социальный или моральный аспект
[ редактировать ]Некоторые социальные эмоции также называют моральными эмоциями из-за фундаментальной роли, которую они играют в морали. [ 10 ] Например, вина – это дискомфорт и сожаление, которые человек испытывает по поводу своего проступка. [ 27 ] Это социальная эмоция, поскольку она требует осознания того, что этот поступок причиняет вред другому человеку; и это также имеет значение для морали, так что виновный субъект, чувствуя себя расстроенным и виноватым, принимает на себя ответственность за проступок, который может вызвать желание исправить ситуацию или наказать себя. [ 28 ]
Не все социальные эмоции являются моральными эмоциями. Гордость, например, — это социальная эмоция, которая включает в себя воспринимаемое восхищение другими людьми, но исследования роли, которую она играет в моральном поведении, дают сомнительные результаты. [ 10 ]
Эмпатический ответ
[ редактировать ]Эмпатия определяется Айзенбергом и его коллегами как аффективная реакция, которая возникает в результате восприятия или понимания эмоционального состояния или состояния другого человека и аналогична тому, что другой человек чувствует или должен был бы чувствовать. [ 29 ] Вина, социальная эмоция с сильным моральным подтекстом, также тесно коррелирует с эмпатической отзывчивостью; тогда как стыд, эмоция с меньшим моральным привкусом, отрицательно коррелирует с эмпатической реакцией при контроле за чувством вины. [ 28 ]
Воспринимаемая управляемость также играет важную роль в модуляции социально-эмоциональных реакций и эмпатических реакций людей. [ 30 ] Например, участники, которых просят оценить успеваемость других людей, с большей вероятностью назначат наказания, когда низкая успеваемость интерпретируется как низкие усилия, а не как низкие способности. [ 31 ] Стигмы также вызывают более эмпатическую реакцию, когда они воспринимаются как неконтролируемые (т. е. имеющие биологическое происхождение, например, наличие определенного заболевания), а не как контролируемые (т. е. имеющие поведенческое происхождение, например, ожирение). [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шломо Харели ; Брайан Паркинсон. «Что такого социального в социальных эмоциях?» (PDF) . исследование.haifa.ac.il . Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2013 года . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Стефани Бернетт; Джеффри Берд; Хорхе Молл; Крис Фрит; Сара-Джейн Блейкмор (сентябрь 2009 г.). «Развитие в подростковом возрасте нейронной обработки социальных эмоций» . Журнал когнитивной нейронауки . 21 (9): 1736–50. дои : 10.1162/jocn.2009.21121 . ПМЦ 4541723 . ПМИД 18823226 .
- ^ Льюис, Майкл. Стыд: обнаженное «я» . Нью-Йорк: Свободная пресса;, 1992. 19. Печать.
- ^ Инхелдер Б. и Пиаже Дж. (1958). Развитие логического мышления от детства к подростковому возрасту. Нью-Йорк, США: Основные книги.
- ^ Уэйнриб, К.; Шоу, Луизиана; Майану, К. (1998). «Толерантность и нетерпимость: суждения детей и подростков об инакомыслящих убеждениях, речи, людях и поведении». Развитие ребенка . 69 (6): 1541–1555. дои : 10.1111/j.1467-8624.1998.tb06176.x . ПМИД 9914639 .
- ^ Зан-Вакслер С., Робинсон Дж. 1995. Сочувствие и вина: ранние истоки чувства ответственности. В самосознательных эмоциях под ред. Дж. П. Тэнгни, К. В. Фишер, стр. 143–73. Нью-Йорк: Гилфорд
- ^ Стипек, Дебора Дж; Дж. Хайди Гралински; Клэр Б. Копп (ноябрь 1990 г.). «Развитие Я-концепции в раннем детстве». Психология развития . 26 (6): 972–977. дои : 10.1037/0012-1649.26.6.972 .
- ^ Jump up to: а б Харрис, Польша; Ольтхоф, К.; Тервогт, ММ; Хардман, CC (сентябрь 1987 г.). «Знание детьми ситуаций, вызывающих эмоции». Международный журнал поведенческого развития . 3. 10 (3): 319–343. дои : 10.1177/016502548701000304 . S2CID 145712295 .
- ^ Квир, Д.; Карр, П.Б.; Уолтон, генеральный директор; Спенсер, SJ (2011). «Твое сердце заставляет мое сердце биться: сигналы социальных связей вызывают общие эмоции и физиологические состояния среди незнакомцев». Журнал экспериментальной социальной психологии . 47 (3): 661–664. дои : 10.1016/j.jesp.2011.01.009 .
- ^ Jump up to: а б с Айзенберг, Нэнси (февраль 2000 г.). «Эмоции, правила и моральное развитие». Ежегодный обзор психологии . 51 (1): 665–697. дои : 10.1146/annurev.psych.51.1.665 . ПМИД 10751984 . S2CID 12168695 .
- ^ Jump up to: а б Санфей, АГ; Джеймс К. Риллинг1; Джессика А. Аронсон; Ли Э. Нистром1; Джонатан Д. Коэн (13 июня 2003 г.). «Нейронная основа принятия экономических решений в игре «Ультиматум». Наука . 300 (5626): 1755–1758. Бибкод : 2003Sci...300.1755S . дои : 10.1126/science.1082976 . ПМИД 12805551 . S2CID 7111382 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Земан, Дж.; Кассано, М.; Перри-Пэрриш, К.; Стегалл, С. (2006). «Регуляция эмоций у детей и подростков». Журнал развивающей и поведенческой педиатрии . 27 (2): 155–168. дои : 10.1097/00004703-200604000-00014 . ПМИД 16682883 . S2CID 8662305 .
- ^ Элкинд, Дэвид; Боуэн, Роберт (1 января 1979 г.). «Воображаемое поведение аудитории у детей и подростков». Психология развития . 15 (1): 38–44. дои : 10.1037/0012-1649.15.1.38 .
- ^ Блейкмор, С.-Дж.; ден Оуден, Х.; Чоудри, С.; Фрит, К. (1 июня 2007 г.). «Развитие у подростков нейронных цепей мышления о намерениях» . Социальная когнитивная и аффективная нейронаука . 2 (2): 130–139. дои : 10.1093/скан/nsm009 . ЧВК 1948845 . ПМИД 17710201 .
- ^ МОРИГУЧИ, ЁШИЯ; ОХНИШИ, ТАКАСИ; МОРИ, ТАКЕЮКИ; МАЦУДА, ХИРОСИ; КОМАКИ, ГЕН (1 августа 2007 г.). «Изменения активности мозга в нейронных субстратах теории разума в детстве и подростковом возрасте». Психиатрия и клинические нейронауки . 61 (4): 355–363. дои : 10.1111/j.1440-1819.2007.01687.x . ПМИД 17610659 .
- ^ Jump up to: а б Бернетт, С; Берд, Дж; Молл, Дж; Фрит, К; Блейкмор, SJ (сентябрь 2009 г.). «Развитие в подростковом возрасте нейронной обработки социальных эмоций» . Журнал когнитивной нейронауки . 21 (9): 1736–50. дои : 10.1162/jocn.2009.21121 . ПМЦ 4541723 . ПМИД 18823226 .
- ^ Фрит, CD (29 апреля 2007 г.). «Социальный мозг?» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 362 (1480): 671–678. дои : 10.1098/rstb.2006.2003 . ЧВК 1919402 . ПМИД 17255010 .
- ^ Зан, Р.; Молл, Дж.; Крюгер, Ф.; Хьюи, Эд; Гарридо, Дж.; Графман, Дж. (10 апреля 2007 г.). «Социальные концепции представлены в верхней передней височной коре» . Труды Национальной академии наук . 104 (15): 6430–6435. Бибкод : 2007PNAS..104.6430Z . дои : 10.1073/pnas.0607061104 . ПМК 1851074 . ПМИД 17404215 .
- ^ Jump up to: а б Маккейб, К. (25 сентября 2001 г.). «Исследование функциональной визуализации сотрудничества при взаимном обмене между двумя людьми» . Труды Национальной академии наук . 98 (20): 11832–11835. Бибкод : 2001PNAS...9811832M . дои : 10.1073/pnas.211415698 . ПМЦ 58817 . ПМИД 11562505 .
- ^ Канеман, Дэниел (декабрь 2003 г.). «Карты ограниченной рациональности: психология для поведенческой экономики». Американский экономический обзор . 93 (5): 1449–1475. CiteSeerX 10.1.1.194.6554 . дои : 10.1257/000282803322655392 . JSTOR 3132137 .
- ^ Канеман, Дэниел; Джек Л. Кнетч; Ричард Х. Талер (зима 1991 г.). «Аномалии: эффект владения, неприятие потерь и предвзятость статус-кво» . Журнал экономических перспектив . 5 (1): 193–206. дои : 10.1257/jep.5.1.193 . JSTOR 1942711 .
- ^ Эллсберг, Дэниел (ноябрь 1961 г.). «Риск, двусмысленность и дикие аксиомы» (PDF) . Ежеквартальный экономический журнал . 75 (4): 643–669. дои : 10.2307/1884324 . JSTOR 1884324 .
- ^ Камерер, Колин Ф. (2003). Эксперименты поведенческой теории игр в стратегическом взаимодействии . Нью-Йорк [ua]: Рассел Сейдж [ua] ISBN 978-0-691-09039-9 .
- ^ Айзенбергер, Н.И. (10 октября 2003 г.). «Больно ли отказ? ФМРТ-исследование социальной изоляции». Наука . 302 (5643): 290–292. Бибкод : 2003Sci...302..290E . дои : 10.1126/science.1089134 . ПМИД 14551436 . S2CID 21253445 .
- ^ О'Доэрти, Дж. (16 апреля 2004 г.). «Диссоциируемые роли вентрального и дорсального полосатого тела в инструментальном кондиционирования». Наука . 304 (5669): 452–454. Бибкод : 2004Sci...304..452O . дои : 10.1126/science.1094285 . hdl : 21.11116/0000-0001-A0A8-C . ПМИД 15087550 . S2CID 43507282 .
- ^ де Кервен, DJ-F. (27 августа 2004 г.). «Нейронная основа альтруистического наказания». Наука . 305 (5688): 1254–1258. Бибкод : 2004Sci...305.1254D . дои : 10.1126/science.1100735 . ПМИД 15333831 . S2CID 264669 .
- ^ Фергюсон Т.Дж., Стегге Х. 1998. Измерение вины у детей: у розы под любым другим именем все еще есть шипы. В книге «Вина и дети», под ред. Дж. Байби, стр. 19–74. Сан-Диего: академический
- ^ Jump up to: а б Тангни, Джун П. (1 января 1991 г.). «Моральный аффект: хороший, плохой и уродливый». Журнал личности и социальной психологии . 61 (4): 598–607. дои : 10.1037/0022-3514.61.4.598 . ПМИД 1960652 .
- ^ Айзенберг, Нэнси; Фабс, Ричард А.; Мерфи, Бриджит; Карбон, Марис; и др. (1 января 1994 г.). «Отношения эмоциональности и регуляции с диспозиционной и ситуационной реакцией, связанной с эмпатией». Журнал личности и социальной психологии . 66 (4): 776–797. дои : 10.1037/0022-3514.66.4.776 . ПМИД 8189352 .
- ^ Вайнер, Бернард (2006). Социальная мотивация, справедливость и моральные эмоции: атрибутивный подход . Махва, Нью-Джерси [ua]: Lawrence Erlbaum Associates. ISBN 978-0-8058-5526-5 .
- ^ Вайнер, Бернард (1 января 1985 г.). «Атрибутивная теория мотивации достижения и эмоций». Психологический обзор . 92 (4): 548–573. дои : 10.1037/0033-295X.92.4.548 . ПМИД 3903815 . S2CID 6499506 .
- ^ Вайнер, Бернард; Перри, Раймонд П.; Магнуссон, Джейми (1 января 1988 г.). «Атрибутивный анализ реакций на стигмы». Журнал личности и социальной психологии . 55 (5): 738–748. дои : 10.1037/0022-3514.55.5.738 . ПМИД 2974883 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Экономика и психология — новая многообещающая междисциплинарная область. Кембридж, Массачусетс. MIT Press. 2007. ISBN 978-0-262-06263-3 . http://econpapers.repec.org/bookchap/mtptitles/0262062631.htm
- Эмоциональное, регуляционное и моральное развитие . Нэнси Айзенберг. http://psych.colorado.edu/~tito/sp03/7536/Eisenberg_2000.pdf
- Вайнер, Бернард (2006). Социальная мотивация, справедливость и моральные эмоции: атрибутивный подход. Махва, Нью-Джерси [ua]: Lawrence Erlbaum Associates. ISBN 0-8058-5526-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с социальными эмоциями, на Викискладе?