Югославский эсминец Дубровник
![]() Дубровник (слева) и Белград (справа) на фотографии в Которском заливе в 1941 году после захвата итальянскими войсками.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Дубровник |
Тезка | Город Дубровник |
Заказал | 1929 |
Строитель | Судостроители Тысячелистника |
Заложен | 10 июня 1930 г. |
Запущен | 11 октября 1931 г. |
Спонсор | Княгиня Ольга |
Введен в эксплуатацию | Май 1932 г. |
Судьба | Захвачен итальянскими войсками 17 апреля 1941 г. |
![]() | |
Имя | Прессованный |
Тезка | Остров Премуда |
Приобретенный | 17 апреля 1941 г. |
Введен в эксплуатацию | февраль 1942 г. |
Судьба | В плену немецких войск 9 сентября 1943 г. |
![]() | |
Имя | ТА32 |
Приобретенный | 9 сентября 1943 г. |
Введен в эксплуатацию | 18 августа 1944 г. |
Судьба | Затоплен 24 апреля 1945 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Лидер флотилии |
Смещение |
|
Длина | 113,2 м (371 футов 5 дюймов) |
Луч | 10,67 м (35 футов 0 дюймов) |
Черновик | 3,58–4,1 м (11 футов 9 дюймов – 13 футов 5 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 7000 миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 20 офицеров и 220 рядовых |
Вооружение |
|
Дубровник был лидером флотилии, построенной для Королевского югославского флота компанией Yarrow Shipbuilders в Глазго в 1930 и 1931 годах. Он был одним из крупнейших эсминцев своего времени. Напоминающий современные британские конструкции, «Дубровник» представлял собой быстроходный корабль с основным вооружением из четырех чехословацкой постройки Škoda 140-мм (5,5 дюйма) орудий в одиночных установках. Он должен был стать первым из трех лидеров флотилии, построенных для Югославии, но был единственным завершенным. Во время службы в Королевском югославском военно-морском флоте Дубровник совершил несколько круизов в мирное время по Средиземному морю , Турецким проливам и Черному морю . В октябре 1934 года она доставила короля Александра во Францию с государственным визитом и привезла его тело обратно в Югославию после его убийства в Марселе .
Во время вторжения войск Оси Дубровник в Югославию в апреле 1941 года . был захвачен итальянцами После ремонта, который включал замену части ее вооружения и укорочение грот-мачты и воронок , он был принят в состав Королевского военно-морского флота Италии как Premuda . На итальянской службе он в основном использовался в качестве эскорта и военного транспорта. В июне 1942 года она входила в состав итальянских войск, атаковавших конвой союзников в ходе операции «Гарпун», пытавшийся освободить остров Мальта . В июле 1943 года он сломался и был доставлен в Геную для ремонта и переоборудования. Премуда был самым важным и эффективным итальянским военным кораблем- призом Второй мировой войны .
На момент капитуляции Италии перед союзниками в сентябре 1943 года «Премуда» все еще стоял в доке Генуи и был захвачен Германией. От планов превратить ее в радиолокационный пикет для ночных истребителей отказались. В августе 1944 года, после замены вооружения, он был принят в состав ВМС Германии как Torpedoboot Ausland (иностранный торпедный катер) с обозначением ТА32 . Корабль участвовал в обстреле позиций союзников на итальянском побережье и установке морских мин . В марте 1945 года он принял участие в битве в Лигурийском море против двух эсминцев Королевского флота , в ходе которого получил легкие повреждения. В следующем месяце он был затоплен , когда немцы отступали из Генуи.
Разработка
[ редактировать ]После распада Австро-Венгерской империи и последующего создания Королевства сербов, хорватов и словенцев корабли бывшего австро-венгерского флота (KSCS) Австро-Венгрия передала новому государству . Королевство Италия было этим недовольно и убедило союзников разделить австро-венгерские корабли между державами-победительницами. В результате единственными современными морскими судами, оставшимися в составе КСКС, стали 12 миноносцев , [ 1 ] и им пришлось строить свои военно-морские силы практически с нуля. [ 2 ]
В 1920-е годы многие военно-морские силы придерживались концепции лидера флотилии , строя большие эсминцы, подобные времен Первой мировой войны Королевского флота эсминцам V и W-класса . [ 3 ] В межвоенном военном флоте Франции эти корабли были известны как contre-torpilleurs и предназначались для работы с меньшими эсминцами или в виде полуфлотилий из трех кораблей. Идея заключалась в том, что такая полуфлотилия могла бы победить итальянский лёгкий крейсер класса «Кондотьери » . [ 4 ] Военно -морской флот КСКС решил построить три таких лидера флотилии — корабли, способные развивать большую скорость и обладающие большой автономностью. Требование о длительной автономности отражало планы Югославии по переброске кораблей в центральное Средиземноморье , где они смогут действовать вместе с французскими и британскими военными кораблями. [ 5 ]
На момент принятия решения французские верфи активно занимались производством судов для ВМС Франции. Поэтому, несмотря на намерение разработать французскую концепцию, KSCS привлекла компанию Yarrow Shipbuilders в Глазго к постройке кораблей , Шотландия. В отличие от французов, предпочитавших устанавливать пушки собственного производства, Ярроу с удовольствием заказал пушки у чехословацкой фирмы «Шкода» . Первоначальный проект Yarrow был основан на увеличенной версии британского Shakespeare класса с пятью морскими пушками Skoda 14 cm/56 . Из-за чрезмерного верхнего веса одну из пушек сняли и заменили установкой на гидросамолет . В финальной версии гидросамолетную установку заменили на улучшенное зенитное вооружение. [ 5 ]
Намерение построить три лидера флотилии было продемонстрировано тем фактом, что Ярроу заказал в общей сложности 12 140-мм (5,5 дюйма) орудий Škoda, по четыре на корабль. [ 5 ] В июле или августе 1929 года KSCS (ставшее 3 октября Королевством Югославия) подписала с «Ярроу» контракт на поставку эсминца « Дубровник» . [ 6 ] Это был единственный построенный корабль; Великая депрессия помешала строительству остальной части запланированной полуфлотилии. [ 5 ]
Описание и конструкция
[ редактировать ]Дубровник во многих отношениях был похож на британские эсминцы, производившиеся в то же время, имея квадратный коробчатый мостик , длинный бак и острый форштевень, похожий на более поздний класс British Tribal . Ее закругленная корма была приспособлена для постановки мин . [ 5 ] Она имела общую длину 113,2 метра (371 фут 5 дюймов), ширину 10,67 м (35 футов) , среднюю осадку 3,58 м (11 футов 9 дюймов) и максимальную осадку 4,1 м (13 футов 5 дюймов). ). Ее стандартное водоизмещение составляло 1880 длинных тонн (1910 т). [ 7 ] и 2400 длинных тонн (2439 т) при полной загрузке. [ 8 ]
В Дубровнике было две Парсонса с редуктором паровые турбины , каждая из которых приводила в движение один гребной вал. Пар для турбин обеспечивали три водотрубных котла Ярроу , расположенные в отдельных котельных . [ 9 ] а турбины имели мощность 48 000 л.с. (36 000 кВт). По проекту корабль имел максимальную скорость 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час). [ 7 ] В 1934 году в идеальных условиях он достиг максимальной скорости 40,3 узла (74,6 км/ч; 46,4 миль в час). [ 9 ] Для крейсерского хода была установлена отдельная турбина Кертиса мощностью 900 л.с. (670 кВт), с которой она могла достичь дальности полета 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). [ 9 ] Он перевез 470 тонн (460 длинных тонн) мазута . [ 7 ]
Основное вооружение корабля состояло из четырех 140-мм (5,5 дюйма) Škoda L/56. [ а ] сверхстрелковые орудия в одиночных установках: две в носовой части надстройки и две в кормовой . Он также был оснащен двумя тройными 533-мм (21 дюйм) торпедными аппаратами Brotherhoods на центральной линии. [ 10 ] Для противовоздушной обороны Дубровник имел спаренные 83,5-мм (3,29 дюйма) орудия Škoda L/35, расположенные по центральной линии между двумя комплектами торпедных аппаратов. [ 10 ] и шесть полуавтоматических 40-мм (1,6 дюйма) зенитных орудий Škoda L/67, расположенных в двух спаренных и двух одинарных установках. [ 11 ] [ 12 ] Сдвоенные установки располагались между двумя трубами, а одиночные - на главной палубе рядом с кормовым постом управления. Для противолодочной работы он был оснащен двумя метателями глубинных бомб и двумя направляющими для глубинных бомб и нес десять глубинных бомб. [ 10 ] Она также имела два Česká zbrojovka 15-мм (0,59 дюйма) пулемета и 40 мин . Ее экипаж насчитывал 20 офицеров и 220 рядовых . [ 11 ] [ 12 ] Он был заложен 10 июня 1930 года и спущен на воду 11 октября 1931 года княгиней Ольгой , супругой принца-регента Югославии принца Павла . Она была названа в честь бывшего города-государства и югославского порта Дубровник . [ 11 ] [ 13 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Дубровник
[ редактировать ]Дубровник был построен на верфях Ярроу в Глазго в 1932 году, к этому времени на нем были установлены основные орудия и легкие зенитные орудия. После перехода в Которский залив на юге Адриатики он был оснащен тяжелыми зенитными орудиями. [ 9 ] Он был принят на вооружение Королевского флота Югославии в мае 1932 года. [ 10 ] Ее капитаном был Армин Павич. [ 9 ]
В конце сентября 1933 года корабль покинул Которский залив и направился через Турецкие проливы в Констанцу на черноморском побережье Болгарии , где погрузился на борт Александра и королевы Марии короля Югославии . Затем она посетила Балчич в Румынии и Варну в Болгарии, а затем вернулась через Стамбул и греческий остров Корфу в Ионическом море и 8 октября вернулась в Которский залив. [ 14 ] 6 октября 1934 года король Александр покинул Которский залив на борту корабля «Дубровник» с государственным визитом во Францию и прибыл в Марсель 9 октября. В тот же день он был убит болгарским убийцей, а Дубровник переправил его тело обратно в Югославию в сопровождении французских, итальянских [ 15 ] и британские корабли. [ 16 ] Вскоре после этого Владимир Шашкевич сменил Павича на посту капитана. [ 15 ] В августе 1935 года Дубровник посетил Корфу и Бизерту во французском протекторате Тунис . [ 17 ] В августе 1937 года Дубровник посетил Стамбул и греческие порты Мудрос на севере Эгейского моря и Пирей недалеко от Афин . [ 18 ]
Несмотря на попытки оставаться нейтральными на ранних этапах Второй мировой войны , Югославия была втянута в конфликт в апреле 1941 года, когда нее вторглись в Германии под руководством державы Оси . В то время «Дубровник» все еще находился под командованием Шашкевича и был назначен флагманом 1 -й торпедной дивизии вместе с меньшими «Белоград» эсминцами класса « Белоград» и «Загреб» . [ 15 ] 6 апреля, в день начала вторжения, Дубровник находился в Которском заливе. [ 19 ]
Прессованный
[ редактировать ]Итальянцы захватили Дубровник в Которском заливе 17 апреля 1941 года; перед захватом она была повреждена югославскими мирными жителями. 21 мая «Дубровник» был отправлен в Таранто на юге Италии , где прошел ремонт и переоборудование. Он был переименован в Премуду в честь далматинского острова, возле которого итальянский торпедный катер потопил австро-венгерский дредноут « Сент Иштван» в июне 1918 года. Ее кормовая рубка и запасной мостик были сняты и заменены зенитной платформой, а грот -мачта и воронки были укорочены. Ее четыре одиночные установки Škoda 140 мм (5,5 дюйма) L/56 были заменены четырьмя одиночными 135-мм пушками L/45 , а ее спаренные зенитные орудия Škoda 83,5 мм (3,29 дюйма) L/55 были заменены на 120-мм пушки. (4,7 дюйма) гаубица L/15 стреляет звездчатыми снарядами для освещения, а шесть 40-мм гаубиц Škoda (1,6 дюйма) зенитные орудия L/67 были заменены четырьмя Breda Model 35 L/65 в одиночных установках, 20-мм (0,79 дюйма) пулеметами [ 15 ] место для последней освободилось путем удаления прожекторов. нового директора . На ее мостик также установили [ 20 ] Позже на ее службе в Италии 120-мм (4,7 дюйма) гаубица была заменена спаренной 37-мм (1,5 дюйма) зенитной артустановкой Breda L/54. [ 15 ] Под итальянским флагом ее экипаж состоял из 13 офицеров и 191 рядового. [ 9 ]
Premuda был введен в состав ВМС Италии ( итал . Regia Marina ) в феврале 1942 года. [ 15 ] Позже в том же месяце она спасла британских военнопленных , которые пережили затопление итальянского корабля SS Ariosto , перевозившего их из Триполи на Сицилию . [ 21 ] В начале июня итальянская подводная лодка «Алаги» выпустила торпеды по Премуде , приняв её за британский эсминец из-за сходства с британским эсминцем H-класса . Атака не попала в Премуду и поразила «Навигатори» эсминец класса Антониотто Усодимаре , потопив его. [ 22 ] В течение 12–16 июня 1942 года Премуда принимал участие в операциях против конвоя союзников в рамках операции «Гарпун», пытавшегося добраться до осажденного острова Мальта из Гибралтара . В составе 10-й флотилии эсминцев «Премуда» поддерживал 7-ю итальянскую крейсерскую эскадру, в состав которой входили легкие крейсеры «Эухенио ди Савойя» и «Раймондо Монтекукколи» . Военно-морские силы союзников потеряли два эсминца и четыре торговых корабля в результате артиллерийского огня, торпед, атак с воздуха и морских мин. [ 23 ] Эсминец «Навигатори» типа «Уголино Вивальди» был сбит британским эсминцем, и Премуде было поручено отбуксировать его в безопасное место в гавани Пантеллерии , острова в Сицилийском проливе , под конвоем эсминца «Ланцеротто Малочелло» . [ 15 ]
6–7 января 1943 года «Премуда» и 13 других итальянских эсминцев перевезли войска в удерживаемый странами Оси порт Тунис в Северной Африке . [ 15 ] В период с 9 февраля по 22 марта они завершили еще две такие миссии. [ 24 ] 17 июля у Премуды возникли серьезные проблемы с двигателем в Лигурийском море недалеко от Специи . [ 25 ] Впоследствии ее доставили в Геную для капитального ремонта котла и двигателя. [ 26 ] Было решено перестроить ее по образцу класса «Навигатори» , включая более широкую балку для улучшения устойчивости. Поскольку снарядов для ее основных орудий производства Škoda не хватало, было принято решение заменить их на 135-мм (5,3 дюйма) / L45 итальянского производства в одиночных установках. [ 25 ] Реконструкция также должна была включать усиленное 37-мм и 20-мм вооружение, вероятно, с использованием места, освободившегося в результате удаления кормовых торпедных аппаратов. [ 20 ] Восстановление не было завершено, когда Италия сдалась союзникам, а Премуда была захвачена Германией в Генуе 8 или 9 сентября 1943 года. [ 20 ] [ 25 ] Премуда был самым важным и эффективным итальянским военным кораблем-призом Второй мировой войны. [ 26 ]
ТА32
[ редактировать ]Премуды Новые орудия еще не были готовы, когда она была захвачена немцами. Их первоначальные планы предусматривали, что корабль будет служить радиолокационным пикетом для ночных истребителей с тремя 105-мм (4,1 дюйма) зенитными орудиями L/45 в одиночных установках, «Фрея» радаром раннего предупреждения , «Вюрцбург» наводки радаром и FuMO. 21 надводная система управления огнем . От этих планов вскоре отказались, поскольку у немцев не хватало эсминцев и торпедных катеров в Средиземном море, и было принято решение ввести его в строй как Torpedoboot Ausland (иностранный торпедный катер) с радаром DeTe вместо радаров Freya и Würzburg. [ 25 ] [ 26 ] Ее вооружение было заменено четырьмя 105-мм (4,1 дюйма) корабельными орудиями L/45, восемью 37-мм (1,5 дюйма) зенитными орудиями и от тридцати двух до тридцати шести 20-мм (0,79 дюйма) зенитными орудиями в счетверенных орудиях. и двойные крепления. Количество торпедных аппаратов сократили с шести до трех. Позже количество 37-мм (1,5 дюйма) зенитных орудий было увеличено до десяти: в четырех спаренных и двух одиночных установках. [ 25 ] На немецкой службе ее экипаж состоял из 220 офицеров и солдат. [ 9 ]

Корабль был введен в состав ВМС Германии ( нем . Kriegsmarine ) 18 августа 1944 года под позывным TA32 под командованием капитанлейтенанта Эмиля Копки. Она служила в Лигурийском море в составе 10-й флотилии торпедных катеров и сразу же приступила к обстрелу позиций союзников на итальянском побережье, а затем к разведке и постановке мин в западной части Генуэзского залива . [ 25 ] 2 октября 1944 года TA32 вместе с TA24 и TA29 направились в сторону Сан-Ремо для постановки мин, где столкнулись с эсминцем USS Gleaves . После перестрелки три корабля вернулись в Геную, не получив повреждений. [ 27 ] К середине марта 1945 года ТА32 , ТА24 и ТА29 были единственными кораблями 10-й флотилии торпедных катеров, оставшимися в строю. [ 25 ] В ночь с 17 на 18 марта 1945 года ТА32 установил 76 морских мин у мыса Корс , северной оконечности Корсики , в ходе наступательной операции по постановке мин вместе с ТА24 и ТА29 . [ 28 ] После обнаружения береговым радаром корабли были атакованы эсминцами HMS Lookout и HMS Meteor в так называемой битве в Лигурийском море . [ 28 ] [ 29 ] Не имея вооружения, ТА24 и ТА29 были потоплены, а ТА32 удалось уйти с легким повреждением руля направления после нескольких выстрелов и неудачной торпедной атаки. [ 25 ] [ 28 ] TA32 был затоплен в Генуе 24 апреля 1945 года при отступлении немцев. [ 25 ] Ее обломки были подняты и разобраны в 1950 году. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Шено 1980 , с. 355.
- ^ Новак 2004 , с. 234.
- ^ Фрейвогель 2014 , с. 83.
- ^ Freivogel 2014 , стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б с д и Фрейвогель 2014 , с. 84.
- ^ Джарман 1997 , с. 183.
- ^ Jump up to: а б с Шено 1980 , с. 357.
- ^ Лентон 1975 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фрейвогель 2014 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д Уитли 1988 , с. 313.
- ^ Jump up to: а б с Фрейвогель 2014 , стр. 84–85.
- ^ Jump up to: а б Фрейвогель 2020 , с. 44.
- ^ Британский Пате 1931 .
- ^ Джарман 1997 , с. 453.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фрейвогель 2014 , с. 86.
- ^ Нильсен 2014 , с. 239.
- ^ Джарман 1997 , с. 641.
- ^ Джарман 1997 , с. 838.
- ^ Фрейвогель и Растелли 2015 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с Уитли 1988 , с. 186.
- ^ Бирмингем Пост, 14 мая 2003 г.
- ^ Садкович 1994 , с. 252.
- ^ Вудман 2003 , с. 345-55.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фрейвогель 2014 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д Брешия 2012 , с. 134.
- ^ О'Хара 2013 , с. 250.
- ^ Jump up to: а б с О'Хара 2011 , стр. 245–246.
- ^ Томблин 2004 , с. 462.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини: Справочник по Regia Marina 1930–45 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Фрейвогель, Звонимир и Растелли, Ахилле (2015). Адриатическая военно-морская война 1940-1945 гг . Загреб: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-7892-44-9 .
- Джарман, Роберт Л., изд. (1997). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN 978-1-85207-950-5 .
- Лентон, Генри Тревор (1975). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Лондон, Англия: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-356-04661-7 .
- Нильсен, Кристиан Аксбо (2014). Создание югославов: идентичность в Югославии короля Александра . Торонто, Онтарио: Издательство Университета Торонто. ISBN 978-1-4426-2750-5 .
- Новак, Грга (2004). Адриатическое море в конфликтах и битвах на протяжении веков [ Адриатическое море в конфликтах и битвах на протяжении веков ] (на хорватском языке). Том. 2. Сплит, Хорватия: Марьян пресс. ISBN 978-953-214-222-8 .
- О'Хара, Винсент П. (2011). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-397-3 .
- О'Хара, Винсент П. (2013). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-408-6 .
- Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-105-9 .
- Садкович, Джеймс Дж. (1994). Итальянский флот во Второй мировой войне . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-28797-8 .
- Томблин, Барбара Брукс (2004). С величайшим духом: военно-морские операции союзников в Средиземноморье, 1942–1945 гг . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-3768-1 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-326-7 .
- Вудман, Р. (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-6408-6 .
Периодика и фильмы
[ редактировать ]- Бирмингем Пост (14 мая 2003 г.). «Выжившие после военно-пленного вновь переживают то, что затонули на подводной лодке». Бирмингем Пост . Бирмингем, Англия: Тринити.
- Фрейвогель, Звонимир (2014). «От Глазго до Генуи под тремя флагами - лидер югославской флотилии Дубровник» (PDF) . Военный сборник . 4 (2). Академическое издательство Исследователь: 83–88 . Проверено 25 октября 2014 г.
- Глазго. Принцесса Югославии Ольга называет и спускает на воду лидера флотилии «Дубровник» – самого мощного в своем классе – британского корабля, построенного на знаменитой верфи Ярроу – для югославского флота (кинофильм). Глазго, Великобритания: British Pathé . 1931 год. Событие происходит в 0:21.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Премуда Марина Милитаре
- корабли 1931 года
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Эсминцы Кригсмарине
- Разрушители Региа Марины
- Эсминцы Королевского флота Югославии
- История Дубровника
- Военные корабли Италии, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Военные корабли Югославии, захваченные Италией во время Второй мировой войны.
- Затопленные суда
- Эсминцы Германии времен Второй мировой войны
- Эсминцы Италии времен Второй мировой войны
- Эсминцы Югославии времен Второй мировой войны
- Морские инциденты в апреле 1945 г.
- Отношения Соединенного Королевства и Югославии