Jump to content

Югославский эсминец Дубровник

(Перенаправлено из Дубровника (корабль) )

Югославский эсминец Дубровник
черно-белая фотография двух кораблей, пришвартованных бок о бок.
Дубровник (слева) и Белград (справа) на фотографии в Которском заливе в 1941 году после захвата итальянскими войсками.
История
Югославия
Имя Дубровник
Тезка Город Дубровник
Заказал 1929
Строитель Судостроители Тысячелистника
Заложен 10 июня 1930 г.
Запущен 11 октября 1931 г.
Спонсор Княгиня Ольга
Введен в эксплуатацию Май 1932 г.
Судьба Захвачен итальянскими войсками 17 апреля 1941 г.
Италия
Имя Прессованный
Тезка Остров Премуда
Приобретенный 17 апреля 1941 г.
Введен в эксплуатацию февраль 1942 г.
Судьба В плену немецких войск 9 сентября 1943 г.
Германия
Имя ТА32
Приобретенный 9 сентября 1943 г.
Введен в эксплуатацию 18 августа 1944 г.
Судьба Затоплен 24 апреля 1945 г.
Общие характеристики
Тип Лидер флотилии
Смещение
Длина 113,2 м (371 футов 5 дюймов)
Луч 10,67 м (35 футов 0 дюймов)
Черновик 3,58–4,1 м (11 футов 9 дюймов – 13 футов 5 дюймов)
Движение
Скорость
  • Максимум: 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час)
  • Крейсерская: 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час)
Диапазон 7000 миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час)
Дополнить 20 офицеров и 220 рядовых
Вооружение

Дубровник был лидером флотилии, построенной для Королевского югославского флота компанией Yarrow Shipbuilders в Глазго в 1930 и 1931 годах. Он был одним из крупнейших эсминцев своего времени. Напоминающий современные британские конструкции, «Дубровник» представлял собой быстроходный корабль с основным вооружением из четырех чехословацкой постройки Škoda 140-мм (5,5 дюйма) орудий в одиночных установках. Он должен был стать первым из трех лидеров флотилии, построенных для Югославии, но был единственным завершенным. Во время службы в Королевском югославском военно-морском флоте Дубровник совершил несколько круизов в мирное время по Средиземному морю , Турецким проливам и Черному морю . В октябре 1934 года она доставила короля Александра во Францию ​​с государственным визитом и привезла его тело обратно в Югославию после его убийства в Марселе .

Во время вторжения войск Оси Дубровник в Югославию в апреле 1941 года . был захвачен итальянцами После ремонта, который включал замену части ее вооружения и укорочение грот-мачты и воронок , он был принят в состав Королевского военно-морского флота Италии как Premuda . На итальянской службе он в основном использовался в качестве эскорта и военного транспорта. В июне 1942 года она входила в состав итальянских войск, атаковавших конвой союзников в ходе операции «Гарпун», пытавшийся освободить остров Мальта . В июле 1943 года он сломался и был доставлен в Геную для ремонта и переоборудования. Премуда был самым важным и эффективным итальянским военным кораблем- призом Второй мировой войны .

На момент капитуляции Италии перед союзниками в сентябре 1943 года «Премуда» все еще стоял в доке Генуи и был захвачен Германией. От планов превратить ее в радиолокационный пикет для ночных истребителей отказались. В августе 1944 года, после замены вооружения, он был принят в состав ВМС Германии как Torpedoboot Ausland (иностранный торпедный катер) с обозначением ТА32 . Корабль участвовал в обстреле позиций союзников на итальянском побережье и установке морских мин . В марте 1945 года он принял участие в битве в Лигурийском море против двух эсминцев Королевского флота , в ходе которого получил легкие повреждения. В следующем месяце он был затоплен , когда немцы отступали из Генуи.

Разработка

[ редактировать ]

После распада Австро-Венгерской империи и последующего создания Королевства сербов, хорватов и словенцев корабли бывшего австро-венгерского флота (KSCS) Австро-Венгрия передала новому государству . Королевство Италия было этим недовольно и убедило союзников разделить австро-венгерские корабли между державами-победительницами. В результате единственными современными морскими судами, оставшимися в составе КСКС, стали 12 миноносцев , [ 1 ] и им пришлось строить свои военно-морские силы практически с нуля. [ 2 ]

В 1920-е годы многие военно-морские силы придерживались концепции лидера флотилии , строя большие эсминцы, подобные времен Первой мировой войны Королевского флота эсминцам V и W-класса . [ 3 ] В межвоенном военном флоте Франции эти корабли были известны как contre-torpilleurs и предназначались для работы с меньшими эсминцами или в виде полуфлотилий из трех кораблей. Идея заключалась в том, что такая полуфлотилия могла бы победить итальянский лёгкий крейсер класса «Кондотьери » . [ 4 ] Военно -морской флот КСКС решил построить три таких лидера флотилии — корабли, способные развивать большую скорость и обладающие большой автономностью. Требование о длительной автономности отражало планы Югославии по переброске кораблей в центральное Средиземноморье , где они смогут действовать вместе с французскими и британскими военными кораблями. [ 5 ]

На момент принятия решения французские верфи активно занимались производством судов для ВМС Франции. Поэтому, несмотря на намерение разработать французскую концепцию, KSCS привлекла компанию Yarrow Shipbuilders в Глазго к постройке кораблей , Шотландия. В отличие от французов, предпочитавших устанавливать пушки собственного производства, Ярроу с удовольствием заказал пушки у чехословацкой фирмы «Шкода» . Первоначальный проект Yarrow был основан на увеличенной версии британского Shakespeare класса с пятью морскими пушками Skoda 14 cm/56 . Из-за чрезмерного верхнего веса одну из пушек сняли и заменили установкой на гидросамолет . В финальной версии гидросамолетную установку заменили на улучшенное зенитное вооружение. [ 5 ]

Намерение построить три лидера флотилии было продемонстрировано тем фактом, что Ярроу заказал в общей сложности 12 140-мм (5,5 дюйма) орудий Škoda, по четыре на корабль. [ 5 ] В июле или августе 1929 года KSCS (ставшее 3 октября Королевством Югославия) подписала с «Ярроу» контракт на поставку эсминца « Дубровник» . [ 6 ] Это был единственный построенный корабль; Великая депрессия помешала строительству остальной части запланированной полуфлотилии. [ 5 ]

Описание и конструкция

[ редактировать ]

Дубровник во многих отношениях был похож на британские эсминцы, производившиеся в то же время, имея квадратный коробчатый мостик , длинный бак и острый форштевень, похожий на более поздний класс British Tribal . Ее закругленная корма была приспособлена для постановки мин . [ 5 ] Она имела общую длину 113,2 метра (371 фут 5 дюймов), ширину 10,67 м (35 футов) , среднюю осадку 3,58 м (11 футов 9 дюймов) и максимальную осадку 4,1 м (13 футов 5 дюймов). ). Ее стандартное водоизмещение составляло 1880 длинных тонн (1910 т). [ 7 ] и 2400 длинных тонн (2439 т) при полной загрузке. [ 8 ]

В Дубровнике было две Парсонса с редуктором паровые турбины , каждая из которых приводила в движение один гребной вал. Пар для турбин обеспечивали три водотрубных котла Ярроу , расположенные в отдельных котельных . [ 9 ] а турбины имели мощность 48 000 л.с. (36 000 кВт). По проекту корабль имел максимальную скорость 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час). [ 7 ] В 1934 году в идеальных условиях он достиг максимальной скорости 40,3 узла (74,6 км/ч; 46,4 миль в час). [ 9 ] Для крейсерского хода была установлена ​​отдельная турбина Кертиса мощностью 900 л.с. (670 кВт), с которой она могла достичь дальности полета 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). [ 9 ] Он перевез 470 тонн (460 длинных тонн) мазута . [ 7 ]

Основное вооружение корабля состояло из четырех 140-мм (5,5 дюйма) Škoda L/56. [ а ] сверхстрелковые орудия в одиночных установках: две в носовой части надстройки и две в кормовой . Он также был оснащен двумя тройными 533-мм (21 дюйм) торпедными аппаратами Brotherhoods на центральной линии. [ 10 ] Для противовоздушной обороны Дубровник имел спаренные 83,5-мм (3,29 дюйма) орудия Škoda L/35, расположенные по центральной линии между двумя комплектами торпедных аппаратов. [ 10 ] и шесть полуавтоматических 40-мм (1,6 дюйма) зенитных орудий Škoda L/67, расположенных в двух спаренных и двух одинарных установках. [ 11 ] [ 12 ] Сдвоенные установки располагались между двумя трубами, а одиночные - на главной палубе рядом с кормовым постом управления. Для противолодочной работы он был оснащен двумя метателями глубинных бомб и двумя направляющими для глубинных бомб и нес десять глубинных бомб. [ 10 ] Она также имела два Česká zbrojovka 15-мм (0,59 дюйма) пулемета и 40 мин . Ее экипаж насчитывал 20 офицеров и 220 рядовых . [ 11 ] [ 12 ] Он был заложен 10 июня 1930 года и спущен на воду 11 октября 1931 года княгиней Ольгой , супругой принца-регента Югославии принца Павла . Она была названа в честь бывшего города-государства и югославского порта Дубровник . [ 11 ] [ 13 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Дубровник

[ редактировать ]
Король Александр на борту Дубровника в октябре 1934 года перед путешествием во Францию.

Дубровник был построен на верфях Ярроу в Глазго в 1932 году, к этому времени на нем были установлены основные орудия и легкие зенитные орудия. После перехода в Которский залив на юге Адриатики он был оснащен тяжелыми зенитными орудиями. [ 9 ] Он был принят на вооружение Королевского флота Югославии в мае 1932 года. [ 10 ] Ее капитаном был Армин Павич. [ 9 ]

В конце сентября 1933 года корабль покинул Которский залив и направился через Турецкие проливы в Констанцу на черноморском побережье Болгарии , где погрузился на борт Александра и королевы Марии короля Югославии . Затем она посетила Балчич в Румынии и Варну в Болгарии, а затем вернулась через Стамбул и греческий остров Корфу в Ионическом море и 8 октября вернулась в Которский залив. [ 14 ] 6 октября 1934 года король Александр покинул Которский залив на борту корабля «Дубровник» с государственным визитом во Францию ​​и прибыл в Марсель 9 октября. В тот же день он был убит болгарским убийцей, а Дубровник переправил его тело обратно в Югославию в сопровождении французских, итальянских [ 15 ] и британские корабли. [ 16 ] Вскоре после этого Владимир Шашкевич сменил Павича на посту капитана. [ 15 ] В августе 1935 года Дубровник посетил Корфу и Бизерту во французском протекторате Тунис . [ 17 ] В августе 1937 года Дубровник посетил Стамбул и греческие порты Мудрос на севере Эгейского моря и Пирей недалеко от Афин . [ 18 ]

Несмотря на попытки оставаться нейтральными на ранних этапах Второй мировой войны , Югославия была втянута в конфликт в апреле 1941 года, когда нее вторглись в Германии под руководством державы Оси . В то время «Дубровник» все еще находился под командованием Шашкевича и был назначен флагманом 1 -й торпедной дивизии вместе с меньшими «Белоград» эсминцами класса « Белоград» и «Загреб» . [ 15 ] 6 апреля, в день начала вторжения, Дубровник находился в Которском заливе. [ 19 ]

Прессованный

[ редактировать ]

Итальянцы захватили Дубровник в Которском заливе 17 апреля 1941 года; перед захватом она была повреждена югославскими мирными жителями. 21 мая «Дубровник» был отправлен в Таранто на юге Италии , где прошел ремонт и переоборудование. Он был переименован в Премуду в честь далматинского острова, возле которого итальянский торпедный катер потопил австро-венгерский дредноут « Сент Иштван» в июне 1918 года. Ее кормовая рубка и запасной мостик были сняты и заменены зенитной платформой, а грот -мачта и воронки были укорочены. Ее четыре одиночные установки Škoda 140 мм (5,5 дюйма) L/56 были заменены четырьмя одиночными 135-мм пушками L/45 , а ее спаренные зенитные орудия Škoda 83,5 мм (3,29 дюйма) L/55 были заменены на 120-мм пушки. (4,7 дюйма) гаубица L/15 стреляет звездчатыми снарядами для освещения, а шесть 40-мм гаубиц Škoda (1,6 дюйма) зенитные орудия L/67 были заменены четырьмя Breda Model 35 L/65 в одиночных установках, 20-мм (0,79 дюйма) пулеметами [ 15 ] место для последней освободилось путем удаления прожекторов. нового директора . На ее мостик также установили [ 20 ] Позже на ее службе в Италии 120-мм (4,7 дюйма) гаубица была заменена спаренной 37-мм (1,5 дюйма) зенитной артустановкой Breda L/54. [ 15 ] Под итальянским флагом ее экипаж состоял из 13 офицеров и 191 рядового. [ 9 ]

Premuda был введен в состав ВМС Италии ( итал . Regia Marina ) в феврале 1942 года. [ 15 ] Позже в том же месяце она спасла британских военнопленных , которые пережили затопление итальянского корабля SS Ariosto , перевозившего их из Триполи на Сицилию . [ 21 ] В начале июня итальянская подводная лодка «Алаги» выпустила торпеды по Премуде , приняв её за британский эсминец из-за сходства с британским эсминцем H-класса . Атака не попала в Премуду и поразила «Навигатори» эсминец класса Антониотто Усодимаре , потопив его. [ 22 ] В течение 12–16 июня 1942 года Премуда принимал участие в операциях против конвоя союзников в рамках операции «Гарпун», пытавшегося добраться до осажденного острова Мальта из Гибралтара . В составе 10-й флотилии эсминцев «Премуда» поддерживал 7-ю итальянскую крейсерскую эскадру, в состав которой входили легкие крейсеры «Эухенио ди Савойя» и «Раймондо Монтекукколи» . Военно-морские силы союзников потеряли два эсминца и четыре торговых корабля в результате артиллерийского огня, торпед, атак с воздуха и морских мин. [ 23 ] Эсминец «Навигатори» типа «Уголино Вивальди» был сбит британским эсминцем, и Премуде было поручено отбуксировать его в безопасное место в гавани Пантеллерии , острова в Сицилийском проливе , под конвоем эсминца «Ланцеротто Малочелло» . [ 15 ]

6–7 января 1943 года «Премуда» и 13 других итальянских эсминцев перевезли войска в удерживаемый странами Оси порт Тунис в Северной Африке . [ 15 ] В период с 9 февраля по 22 марта они завершили еще две такие миссии. [ 24 ] 17 июля у Премуды возникли серьезные проблемы с двигателем в Лигурийском море недалеко от Специи . [ 25 ] Впоследствии ее доставили в Геную для капитального ремонта котла и двигателя. [ 26 ] Было решено перестроить ее по образцу класса «Навигатори» , включая более широкую балку для улучшения устойчивости. Поскольку снарядов для ее основных орудий производства Škoda не хватало, было принято решение заменить их на 135-мм (5,3 дюйма) / L45 итальянского производства в одиночных установках. [ 25 ] Реконструкция также должна была включать усиленное 37-мм и 20-мм вооружение, вероятно, с использованием места, освободившегося в результате удаления кормовых торпедных аппаратов. [ 20 ] Восстановление не было завершено, когда Италия сдалась союзникам, а Премуда была захвачена Германией в Генуе 8 или 9 сентября 1943 года. [ 20 ] [ 25 ] Премуда был самым важным и эффективным итальянским военным кораблем-призом Второй мировой войны. [ 26 ]

Премуды Новые орудия еще не были готовы, когда она была захвачена немцами. Их первоначальные планы предусматривали, что корабль будет служить радиолокационным пикетом для ночных истребителей с тремя 105-мм (4,1 дюйма) зенитными орудиями L/45 в одиночных установках, «Фрея» радаром раннего предупреждения , «Вюрцбург» наводки радаром и FuMO. 21 надводная система управления огнем . От этих планов вскоре отказались, поскольку у немцев не хватало эсминцев и торпедных катеров в Средиземном море, и было принято решение ввести его в строй как Torpedoboot Ausland (иностранный торпедный катер) с радаром DeTe вместо радаров Freya и Würzburg. [ 25 ] [ 26 ] Ее вооружение было заменено четырьмя 105-мм (4,1 дюйма) корабельными орудиями L/45, восемью 37-мм (1,5 дюйма) зенитными орудиями и от тридцати двух до тридцати шести 20-мм (0,79 дюйма) зенитными орудиями в счетверенных орудиях. и двойные крепления. Количество торпедных аппаратов сократили с шести до трех. Позже количество 37-мм (1,5 дюйма) зенитных орудий было увеличено до десяти: в четырех спаренных и двух одиночных установках. [ 25 ] На немецкой службе ее экипаж состоял из 220 офицеров и солдат. [ 9 ]

черно-белая фотография военного корабля в море
HMS Meteor (на фото) и HMS Lookout превзошли по вооружению TA32 и ее товарищей во время битвы в Лигурийском море в марте 1945 года.

Корабль был введен в состав ВМС Германии ( нем . Kriegsmarine ) 18 августа 1944 года под позывным TA32 под командованием капитанлейтенанта Эмиля Копки. Она служила в Лигурийском море в составе 10-й флотилии торпедных катеров и сразу же приступила к обстрелу позиций союзников на итальянском побережье, а затем к разведке и постановке мин в западной части Генуэзского залива . [ 25 ] 2 октября 1944 года TA32 вместе с TA24 и TA29 направились в сторону Сан-Ремо для постановки мин, где столкнулись с эсминцем USS Gleaves . После перестрелки три корабля вернулись в Геную, не получив повреждений. [ 27 ] К середине марта 1945 года ТА32 , ТА24 и ТА29 были единственными кораблями 10-й флотилии торпедных катеров, оставшимися в строю. [ 25 ] В ночь с 17 на 18 марта 1945 года ТА32 установил 76 морских мин у мыса Корс , северной оконечности Корсики , в ходе наступательной операции по постановке мин вместе с ТА24 и ТА29 . [ 28 ] После обнаружения береговым радаром корабли были атакованы эсминцами HMS Lookout и HMS Meteor в так называемой битве в Лигурийском море . [ 28 ] [ 29 ] Не имея вооружения, ТА24 и ТА29 были потоплены, а ТА32 удалось уйти с легким повреждением руля направления после нескольких выстрелов и неудачной торпедной атаки. [ 25 ] [ 28 ] TA32 был затоплен в Генуе 24 апреля 1945 года при отступлении немцев. [ 25 ] Ее обломки были подняты и разобраны в 1950 году. [ 26 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ L/56 обозначает длину пистолета. В данном случае орудие L/56 имеет калибр 56 , то есть длина орудия в 56 раз превышала диаметр его канала ствола.

Периодика и фильмы

[ редактировать ]
  • Бирмингем Пост (14 мая 2003 г.). «Выжившие после военно-пленного вновь переживают то, что затонули на подводной лодке». Бирмингем Пост . Бирмингем, Англия: Тринити.
  • Фрейвогель, Звонимир (2014). «От Глазго до Генуи под тремя флагами - лидер югославской флотилии Дубровник» (PDF) . Военный сборник . 4 (2). Академическое издательство Исследователь: 83–88 . Проверено 25 октября 2014 г.
  • Глазго. Принцесса Югославии Ольга называет и спускает на воду лидера флотилии «Дубровник» – самого мощного в своем классе – британского корабля, построенного на знаменитой верфи Ярроу – для югославского флота (кинофильм). Глазго, Великобритания: British Pathé . 1931 год. Событие происходит в 0:21.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30c580027770804c9005fa68acd5d0a7__1716232200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/a7/30c580027770804c9005fa68acd5d0a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yugoslav destroyer Dubrovnik - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)