Абдул Хай Хасани
Маулана, Хаким Сайед Абдул Хай Хасани | |
---|---|
Четвертый канцлер Дарул Улума Надватула Уламы | |
В офисе 3 апреля 1915 г. - 2 февраля 1923 г. | |
Предшественник | Халилур Рахман Сахаранпури |
Преемник | Али Хасан Хан |
Помощник канцлера Дарул Улума Надватула Уламы | |
В офисе 25 декабря 1895 г. - 3 апреля 1915 г. | |
Личные данные | |
Рожденный | Сайед Ахмад 22 декабря 1869 г. Раебарели , Северо-Западные провинции , Британская Индия |
Умер | 2 февраля 1923 г. Лакхнау, Соединенные провинции Агра и Ауд , Британская Индия | ( 53 года
Место отдыха | Дайра-и-Шах Аламулла, Такия Калан, Рабарели |
Дети |
|
Альма-матер | Дарул Улум Деобанд |
Персональный | |
Религия | ислам |
Номинал | суннитский ханафитский |
Движение | Деобанди |
Известные работы |
|
Сайед Абдул Хай Хасани (1869–1923) был индийским исламским ученым, историком, биографом, писателем, суфием и Хакимом . Он занимал пост четвертого канцлера Дарул Улума Надватула Уламы в период с 1915 по 1923 год. Он был отцом Абул Хасана Али Хасани Надви . Среди его работ «Нужат аль-Хаватир» , «Аль-Хинд фил Ахд аль-Ислами» , «Ат Сакафат аль-Исламийя Фил-Хинд» , «Яд-Айам » и «Гуль-э-Рана» . [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Сайед Абдул Хай Хасани родился 22 декабря 1869 года в Райбарели . [ 2 ] Его отец, Фахруддин Хаяли, был писателем и поэтом. [ 3 ] [ 4 ] Он был потомком Хасана II ибн Хасана ибн Али. [ 5 ] через Саеда Ахмада Барелви . [ 6 ] [ 7 ] Он был отцом Абул Хасана Али Хасани Надви . [ 8 ] [ 9 ]
Прочитав элементарные книги на персидском и арабском языке в Хасве и Райбарели, он отправился в Аллахабад , пробыл там около двух лет и учился у Мухаммеда Хусейна Аллахабади и других ученых. Он пробыл в Фатехпуре несколько месяцев и прочитал книгу по юриспруденции Нура Мухаммада Пенджаби. В 1301 году хиджры (1883–1884) он навестил своего отца в Бхопале и учился там у ученых. В то время Бхопал назывался центром знаний и ученых из-за Джамалуддина Хана и Сиддика Хасан Хана . [ 10 ] [ 11 ]
В 1303 г. хиджры (1886 г.) он вернулся на родину из Бхопала, а через несколько дней отправился в Лакхнау и прочитал Тафсир аль-Джалалайн от Амира Али Малихабади, Хидаят аль-Хикма и др. от Фазлуллы Фиранги Махали и Аль-Хидая , Ас-Сиражия, Шарх аль-Акаид и Нахбат-уль-Фикр от Мухаммада Наима Фаранги Махали. Далее он прочитал другие учебники Маулви Альтафа Хусейна, ФАТХ Мухаммада Тайба Лахнави и Ахмад Шаха Вилаяти. Он пробыл в Лакхнау около пяти лет, и за этот период появился на службе у своего тезки Абд аль-Хая аль-Лакнави , хотя Хасани не стал его учеником. [ 12 ] [ 13 ] Примерно во время своего возвращения из Бхопала и переезда в Лакхнау он некоторое время оставался в Канпуре и изучал некоторые части Шарх Джами, Усула аш-Шаши и Кутби у Ашрафа Али Танви и Фатха Мухаммада Танви, учителей Джамиула Улума. Паткапур. [ 14 ]
Около 1309 г.х. (1891–1892 гг.) он уехал из Лакнау в свой родной Райбарели, а после женитьбы, проведя некоторое время на родине, вернулся в Бхопал, чтобы прочитать оставшиеся учебники Абдул Хака Кабули. Он изучал математику у Сайеда Ахмада Дехлави и арабскую литературу у шейха Мухаммеда Араба. Он изучал Сихах Ситту у шейха Хусейна бин Мухсина аль-Ямани и получил от него иджазу в хадисах. [ 15 ] [ 16 ] Во время своего пребывания в Бхопале Хасани изучил науку хикма у Хакима Абдул Али из Лакхнау, который жил там. [ 17 ] [ 18 ] В 1311 году хиджры он прочитал медицинскую книгу « Аль-Канун» Хакима Абдул Азиза из Лакхнау. [ 17 ]
С юных лет он продолжал получать духовную пользу от старейшин своей семьи и искал эзотерических знаний, особенно у Абдуса Салама Хасви. После смерти Хасви он переписывался с Имдадуллой Мухаджиром Макки , заочно выразил ему верность и получил байат . от него [ 19 ] [ 20 ] Он присягнул Фазл-е-Рахману Ганджу Мурадабади, но из-за академических обязанностей он не смог получить от него выгоду в этом отношении, хотя и получил свое разрешение на хадисы. [ 19 ] Он получил формальные инструкции по суфизму от Сайеда Зия-ун-Наби, Фахруддина Хайали и Хакима Аминуддина, и ему было предоставлено разрешение практиковать все четыре традиции Кадирийя - Чиштийя - Сухравардийя - Накшбандия . [ 21 ]
После окончания учебы он предпринял научное путешествие в возрасте 26 лет. Путешествие началось 12 января 1895 года из Хасвы, Фатехпура , и закончилось 21 февраля 1895 года. В промежутке он посетил Дели , Панипат , Сирхинд , лагерь Амбала , Деобанд , Пиран Калияр , Сахаранпур , Ганго , Нагина и несколько его городов, а также встретились с Саедом Назиром Хусейном Дехлави , Мауланой Абдул Али (директором медресе Абд-ур-Раба Дели), Абд-ур-Рахманом Панипати, Сайном Таваккул Шахом Амбалви, Зульфикаром . Али Деобанди ( Махмуда Хасана Деобанди отец ), Рашид Ахмад Гангохи , Миан Мухаммад Хусейн (друг и слуга Сайеда Ахмада Барелви ) и Ахмад Хасан Амрохи (ученик Мухаммада Касима Нанаутави ) и получил от них разрешение на хадисы. [ 22 ] [ 23 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1311 году хиджры, когда он начал изучать Аль-Кунун у Хакима Абдул Азиза в Лакхнау, он также практиковал медицину под руководством Хакима Абдул Али и продолжал заниматься медициной до конца 1312 года хиджры (начало 1895 года). [ 18 ]
Он не закончил свое медицинское образование, когда была сформирована Надватул-Улама , но с самого начала посещал ее собрания. [ 24 ] [ 25 ] В Сафаре 1313 года хиджры (1895 года нашей эры), в возрасте 27 лет, он основал Анджуман Аль-э-Хашим для благополучия своей семьи и ее реформации. [ 26 ]
В 1313 году хиджры он начал работать под руководством Мухаммеда Али Мунгери , основателя и первого канцлера Надватула Уламы. 25 декабря 1895 года Мунгери назначил его помощником канцлера Надватула Уламы. 3 апреля 1915 года он сменил Халилура Рахмана Сахаранпури на посту канцлера Надватул Уламы и оставался на этом посту до своей кончины. [ 25 ] [ 27 ] [ 28 ]
В 1905 году (1313 г. хиджры), когда офис Надватула Уламы был перенесен из Шахджаханпура в Лакхнау, он решил служить Надватулу Уламе добровольно и без зарплаты, начал заниматься медициной и сделал это своим источником существования на всю жизнь. [ 29 ]
Помимо своих официальных обязанностей, работал учителем арабской литературы и ифты в Дарул Улум Надватул Улама . вначале он также некоторое время [ 30 ] Среди его учеников был Сайед Сулейман Надви . [ 30 ] [ 31 ]
Литературные произведения
[ редактировать ]Хасани является автором Нужат аль-Хаватир , восьмитомной биографической энциклопедии, в которой на арабском языке описаны почти 4500 личностей. Его сын, Абул Хасан Али Хасани Надви , завершил незаконченный последний том. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Его книга «Маариф аль-Авариф Фи Анва аль-Улум Вал Маариф» (Ат Сакафат аль-Исламийя Фил-Хинд) содержит подробный и полный анализ истории образования в Индии, эволюции учебной программы и его периодические изменения и подробный анализ литературного творчества тысячелетней исламской эпохи Индии. [ 36 ] [ 37 ] Перевод этой книги на урду был опубликован Надватулом Мусаннифином под названием « Ислами Улум о Фунун Хиндустан Мейн» ( перевод: «Исламские науки и искусство в Индии »). [ 38 ]
Он написал книгу на арабском языке под названием « Джаннат аль-Машрик ва Матла ан-Нур аль-Мушрик » (Аль Хинд Фил Ахд аль-Ислами) об исламской истории Индии, исламских султанах, исламской культуре здесь, мечетях, медресе. , исламские структуры, больницы и другие объекты. [ 39 ]
По просьбе Наваба Хабибура Рахмана Хана Шервани он написал трактат о достижениях Гуджарата в исламский период, который будет представлен на Всеиндийской мусульманской образовательной конференции , состоявшейся в Сурате в декабре 1918 года. Трактат был опубликован конференцией позже под титул Яд-э-Айям . [ 40 ]
Среди других его книг: [ 41 ] [ 42 ]
- Гуль-е-Рана (книга на урду, содержащая упоминания поэтов урду)
- Талхис аль-Ахбар (сборник хадисов Пророка на житейские насущные темы)
- Мунтаха аль-Афкар (арабский комментарий к Талхису аль-Ахбару )
- Тазкират-уль-Абрар (Книга на персидском языке, содержащая упоминания ученых и Машейхов семьи Кутбия Хасайния)
- Китаб аль-Гина Филь Ислам (на арабском языке; перевод «Пение в исламе »)
- Карабадин (сборник медицинских рецептов на урду)
- Армаган-э-Ахбаб (путешествие на урду)
- Табиб-уль-'аила (путеводитель по лечению повседневных недугов женщин и детей на урду)
- Шарх Саба Муаллака (несложный арабский комментарий к Муаллакату )
- Райханат-уль-Адаб ва Шамамат-ут-Тарб (книга арабской литературы)
- Талимул Ислам (исламский путеводитель по решению повседневных проблем на урду)
- Нур-уль-Иман (познавательная книга, написанная для детей на урду)
- Рисала Дар Баян-э-Саласил-э-Ханвада-э-Накшбандия
- Таликат Ала Сунан Аби Дауд (несложный арабский комментарий к Сунан Аби Дауд )
- Аль-Канун Фи Интифа аль-Муртахин би аль-Мархун (на арабском языке; перевод: Закон о выгодах залогодержателя от заложенного имущества )
Личная жизнь
[ редактировать ]7 Джумада аль-Ахира 1309 года хиджры (10 декабря 1891 года) Хасани женился на дочери своего дяди по материнской линии Моулви Саеда Абдул Азиза, от которого у него родился сын Хаким Абдул Али Хасани , шестой канцлер Дарул Улума Надватула Уламы, и она умерла в 1319 году хиджры. [ 43 ] [ 44 ]
После смерти первой жены он женился на дочери шаха Зия-ун-Наби Хайр-ун-Ниса Бехтар в 1322 году хиджры (1904 год нашей эры), от которой у него были сын Абул Хасан Али Хасани Надви и две дочери Амат- уль-Азиз (мать Мухаммада Рабея Хасани Надви ) и Аматулла Тасним (переводчик на урду Рияда аш-Салихина ). [ 45 ] [ 46 ]
Смерть
[ редактировать ]Хасани умер в пятницу, 2 февраля 1923 года ( Джумада аль-Ахира 15 1341 года хиджры ) в Лакхнау. Тело доставили в Раебарели. На следующий день, 3 февраля (16 Джумада аль-Ахира), Хафизулла Азамгархи , директор Даруль Улум Надватул Улама, возглавил погребальную молитву, и он был похоронен на нижней стороне могилы старейшины семьи Шаха Аламуллы. и Сайед Мухаммад Адл. [ 47 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ МЕХМЕТ, МАКСУДОГЛУ (1988). «АБДУЛХАЙ эль-ХАСЕНО» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 1 (Аб-ы Хаят - Эль-ахкамю'ш-шер'ийе) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. п. 229. ИСБН 978-975-954-801-8 .
- ^ Надви 1970 , с. 33.
- ^ Надви 1970 , стр. 37–41.
- ^ Хасани, Абдул Хай (1951). Гул-э-Рана (на урду) (4-е изд.). Азамгарх : Маариф Пресс. стр. 527–537.
- ^ Хасани, Махмуд Хасан (август 2014 г.). Сират-е-Даие-Ислам Хазрат Маулана Сайед Абдулла Хасани Надви (на урду) (1-е изд.). Такия Калан, Райбарели: Академия Сайеда Ахмада Шахида, Дар-э-Арафат. стр. 46–47, 70–72.
- ^ Хасани 2014 , с. 72.
- ^ Амини, Нур Алам Халил (март 2021 г.). «Маулана Сайед Абдулла Мухаммад аль-Хасани Надви». Рафатаган и На-Рафта (на урду) (1-е изд.). Деобанд : Идара Ильм о Адаб. п. 293. ИСБН 978-93-5457-133-6 .
- ^ Сиканд, Йогиндер (31 июля 2004 г.). Мусульмане в Индии с 1947 года: исламские взгляды на межконфессиональные отношения . Рутледж. п. 31. ISBN 978-1-134-37825-8 .
- ^ Абу-Раби, Ибрагим (15 апреля 2008 г.). Блэквеллский спутник современной исламской мысли . Джон Уайли и сыновья. п. 89. ИСБН 978-1-4051-7848-8 .
- ^ Хасани 1983 , с. 26.
- ^ Надви 1970 , стр. 51–53.
- ^ Надви 1970 , стр. 54–59.
- ^ Хасани 1983 , стр. 26–27.
- ^ Надви 1970 , стр. 54–55.
- ^ Надви 1970 , стр. 54–64.
- ^ Фарид, Гулам (август 1979 г.). Ахвал-уль-Арифин (на урду) (1-е изд.). Лахор: Издательство Nazeer Sons. стр. 259–260.
- ^ Jump up to: а б Хасани 1983 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Надви 1970 , стр. 66–67.
- ^ Jump up to: а б Надви 1970 , стр. 90–93.
- ^ Хасани 2005 , с. 237.
- ^ Хасани 1983 , с. 29.
- ^ Хасани 1983 , стр. 27–28.
- ^ Надви 1970 , стр. 103–104.
- ^ Надви 1970 , стр. 134–136.
- ^ Jump up to: а б Хасани 2005 , с. 238.
- ^ Надви 1970 , стр. 119–120.
- ^ Надви 1970 , стр. 136, 176, 182.
- ^ Хан, Шамс Табрез (1984). Тарих э Надватул Улама [ История Надватула Уламы ] (на урду). Том. 2 (1-е изд.). Лакхнау: Зарегистрируйтесь и Низамат Надватул Улама. стр. 129–130.
- ^ Надви 1970 , с. 214.
- ^ Jump up to: а б Надви 1970 , стр. 218–19.
- ^ Надви, Соломон , изд. (февраль 1923 г.). «Шадхарат» . Ежемесячный Маариф (на урду). Том. 11, нет. 2. Азамгарх : Академия Дарула Мусаннефина Шибли . стр. 82–86 . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ Надви 1970 , стр. 266–267, 271.
- ^ Бхат, Сами Улла (10 марта 2019 г.). Исламская историография: природа и развитие . Издательство «Образование». п. 41.
- ^ Инженер Асгар Али (2002 г.). Ислам в Индии: влияние цивилизаций . Индийский совет по культурным связям. п. 166. ИСБН 978-81-7541-115-9 .
- ^ Али, Мохсин (2023). «Рост арабской биографической письменности в Южной Азии с восемнадцатого по двадцатый век» (PDF) . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 55 . Издательство Кембриджского университета : 137. doi : 10.1017/S0020743823000478 .
- ^ Азимабади, Бадр (2004). Великие личности в исламе . Адам Издатели и дистрибьюторы. п. 232. ИСБН 978-81-7435-122-7 .
- ^ Надви 1970 , стр. 295–299.
- ^ Надви 1970 , с. 299.
- ^ Надви 2004 , стр. 300, 324–325.
- ^ Надви 2004 , стр. 331–332.
- ^ Надви 2004 , стр. 331, 339, 365–369.
- ^ Хасани 2005 , с. 239.
- ^ Хасани, Махмуд Хасан (декабрь 2013 г.). Саваних Маулана Сайед Мухаммад аль-Хасани (на урду) (1-е изд.). Такия Калан, Райбарели: Академия Сайеда Ахмада Шахида, Дар-э-Арафат. п. 41. Архивировано из оригинала 19 февраля 2024 года.
- ^ Надви 2004 , стр. 231–232.
- ^ Хасани 2013 , с. 41.
- ^ Надви 2004 , стр. 232–234.
- ^ Надви 1970 , стр. 227–232.
Библиография
[ редактировать ]- Хасани, Абул Хай (1983). «Тааруф о Тазкира Абул Хасана Али Хасани Надви» . Яд-э-Айам (на урду) (3-е изд.). Лакхнау: Маджлис-э-Тахкикат или Назрийят-и-Ислам.
- Надви, Абул Хасан Али Хасани (ноябрь 1970 г.). Хаят-э-Абдул Хай [ Жизнь Абдул Хай ] (на урду) (1-е изд.). Дели: Надватул Мусаннифин .
- Надви, Абул Хасан Али Хасани (2004). Хаят-э-Абдул Хай [ Жизнь Абдул Хай ] (на урду) (3-е изд.). Лакхнау: Академия Сайеда Ахмада Шахида.
- Хасани, Мухаммад Тани (2005). Ханвада-э-Аламуллахи [ семья Аламуллахи ] (на урду) (1-е изд.). Лакхнау: Академия Сайеда Ахмада Шахида.