Модальный джаз
В этой статье отсутствует информация о модуляции. ( Январь 2022 г. ) |
Модальный джаз | |
---|---|
Культурное происхождение | Середина 1950-х годов, США |
Типичные инструменты |
Модальный джаз - это джаз , который использует музыкальные моды , часто модулируя среди них, чтобы сопровождать аккорды , а не полагаться на один тональный центр, используемый по всему пьесу.
Несмотря на то, что оказал влияние на настоящее, Modal Jazz был наиболее популярен в 1950 -х и 1960 -х годах, о чем свидетельствует успех Майлза Дэвиса « Milestones » 1959 года композиции и Джона Колтрейна квартета с 1960 по 1965 год. . Другие исполнители модального джаза включают Чик Кореа , Билл Эванс , Херби Хэнкок , Джо Хендерсон , Бобби Хатчерсон , Фароа Сандерс , Вуди Шоу , Уэйн Шортер , Маккой Тайнер и Ларри Янг . [ 1 ]
История
[ редактировать ]В Bebop, а также в жестком бопе музыканты используют аккорды, чтобы обеспечить фон для соло. Произведение начинается с темы, которая представляет серию аккордов для соло. Эти аккорды повторяются на протяжении всего произведения, в то время как солисты играют новые, импровизированные темы над повторной прогрессией аккордов . К 1950 -м годам импровизация над аккордами стала такой доминирующей частью джаза, что побочные места на даты записи иногда получали не что иное, как список аккордов для игры. [ 2 ]
Мерсер Эллингтон заявил, что Хуан Тизол задумал мелодию « каравану » в 1936 году в результате его дни, изучая музыку в Пуэрто -Рико, где они не могли позволить Играйте в правую сторону. [ 3 ] Эта техника «инверсии» привела к модальному звуку на протяжении всей работы Тизола. [ 3 ]
Сообщается, что Sun Ra репетировала небольшую группу, состоящую из Гарольда Усли , Вернера Фурнье и Уилбура Уэйра в 1950 году, в которой играли оригинальные песни, которые были модальными, в которых мелодия была основана на одном аккорде или вампире - за десять лет до того, как этот подход стал популярным в джазе. [ 4 ]
Саксофонист Уэйн Шортер отметил, что композиция 1953 года « стеклянное корпус » пианиста Буда Пауэлла была одной из самых ранних джазовых композиций, чтобы использовать лидийские аккорды , основанный на режиме Лидиана , который не использовался в джазе примерно до десятилетия спустя. [ 5 ] Пауэлл 1951 г. Un Poco Loco использует лидийские аккорды и даже использует лидийские аккорды, сложенные поверх каждого, подразумевая политональность (D Major 7 над C Major 7: Cegbdf#AC#) с импровизацией, основанной на чередующейся политоне лидийской, и измененной доминирующей аккорд. [ 6 ]
К концу 1950 -х годов, подкрепленных экспериментами композитора и лидера группы Джорджа Рассела, музыканты начали использовать модальный подход. Они решили не писать свои части, используя обычные изменения аккорда, а вместо этого используя режимы. Музыканты, использующие эту технику, включают в себя Майлз Дэвис, Фредди Хаббард , Билл Эванс, Херби Хэнкок и Уэйн Шортер.

Среди значительных композиций модального джаза были « так что » Майлз Дэвис и « впечатления » Джона Колтрейна. [ 9 ] «Итак, что» и «впечатления» следуют той же структуре AABA и были в D Dorian для раздела A и модулировали на полшага до E-Flat Dorian для секции B. Дорианский режим является естественной малой шкалой с поднятым шестым. » Дэвиса Другие композиции включают « эскизы фламенко » Билла Эванса , « Мирное произведение » Шортера и « следы . [ 9 ]
Дэвис записал один из самых продаваемых джазовых альбомов всех времен в этой модальной рамке. Вроде синего - это исследование возможностей модального джаза. [ 10 ] [ 9 ] Дэвис признал важную роль, сыгранную Биллом Эвансом, бывшим членом ансамблей Джорджа Рассела, в его переходе от жесткого бопа к модальной игре. Хотя его исследования модального джаза были спорадическими в течение 1960 -х годов, он включил несколько мелодий из -за синего в репертуаре своего второго квинтета.
Колтрейн взял на себя инициативу в широком изучении ограничений модальной импровизации и композиции своим квартетом, в котором участвовали Элвин Джонс (барабаны), Маккой Тайнер (пианино), и Реджи Райорман и Джимми Гаррисон (бас). Некоторые из альбомов Колтрейна из этого периода признаны примерами модального джаза: Африка/Ласс (1961), [ 9 ] Жить! в деревне Vanguard (1962), Crescent (1964), Love Supreme (1964), [ 9 ] и медитации (1965). Композиции Колтрейна этого периода, такие как «Индия», «Шасин» Трейн »,« Полумесяц »и« впечатления », вошли в джазовый репертуар, а также его интерпретации стандартов, таких как« Мои любимые вещи »Ричарда Роджерса и традиционные " Greensleeves ".
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Генри Мартин, Кит Уотерс (2008). Основной джаз: первые 100 лет , с. 178-79. ISBN 978-0-495-50525-9 .
- ^ «История модального джаза и хип -хопа» . Сплайс . Получено 2024-06-11 .
- ^ Jump up to: а беременный Эллингтон, Мерсер (24 апреля 2011 г.) [1994]. «Мерсер Эллингтон на фортепиано джаз» . Piano Jazz (интервью). Интервью Мариан МакПартленд . 13:50 . Получено 2013-12-03 .
Ну, Тизол сделал мелодию, и он сказал, что, вы знаете, он слышал эти необычные мелодии, потому что в Пуэрто -Рико, где он учился, они были очень бедны, и они не могли позволить себе слишком много музыки. Поэтому, чтобы заставить их получить больше практики и получить различные композиции, они перевернули музыку вверх ногами. И в результате вы получаете тот модальный звук, который происходит от большинства вещей, в которых Tizol участвовал.
- ^ Szwed, John F. (1997). Пространство - это место: жизнь и времена Sun Ra (глава 2). Нью -Йорк: Patheon Books
- ^ Мерсер, Мишель (2007) Следы: жизнь и работа Уэйна Шортер. Пингвин.
- ^ Демотта, Дэвид Дж. (2015) Вклад графа «Бад» Пауэлла в современный джазовый стиль. Докторская диссертация, Городской университет Нью -Йорка.
- ^ Кернфельд, Барри (1997). Что слушать в джазе , с.68. ISBN 978-0-300-07259-4 .
- ^ Гердер, Рональд (1987). 1000 идей клавиатуры , с.75. ISBN 978-0-943748-48-1 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Сатро, Дирк (2011). Джаз для чайников . ISBN 978-1-118-06852-6 .
- ^ Миллер, Майкл (2008). Полное руководство идиота по истории музыки , [ страница необходима ] . ISBN 978-1-59257-751-4 .