Римская скульптура
Изучение римской скульптуры осложняется ее связью с греческой скульптурой . Многие примеры даже самых известных греческих скульптур, таких как Аполлон Бельведерский и Фавн Барберини , известны только по римско-имперским или эллинистическим «копиям». восприняли это подражание Одно время историки искусства как свидетельство узости римского художественного воображения, но в конце 20-го века римское искусство начало переоцениваться на своих собственных условиях: некоторые впечатления о природе греческой скульптуры могут быть фактически основываться на римском искусстве.
Сильные стороны римской скульптуры заключаются в портретной живописи, где они меньше заботились об идеале, чем греки или древние египтяне, и создавали очень характерные произведения, а также в повествовательных рельефных сценах. Образцы римской скульптуры сохранились в изобилии, что полностью контрастирует с римской живописью, которая широко практиковалась, но почти полностью утрачена. Латинские и некоторые греческие авторы , в частности Плиний Старший в книге 34 своей «Естественной истории» , описывают статуи, и некоторые из этих описаний соответствуют дошедшим до нас произведениям. Хотя большая часть римской скульптуры, особенно каменной, сохранилась более или менее неповрежденной, она часто бывает повреждена или фрагментарна; статуи в натуральную величину Бронзовые встречаются гораздо реже, поскольку большинство из них было переработано для получения металла. [ 1 ]
Большинство статуй на самом деле были гораздо более реалистичными и часто были ярко окрашены при первоначальном создании; Необработанные каменные поверхности, обнаруженные сегодня, возникли из-за потери пигмента с течением веков. [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]Раннее римское искусство находилось под влиянием искусства Греции и соседних этрусков , которые сами находились под сильным влиянием своих греческих торговых партнеров . Особенностью этрусков были терракотовые изображения гробниц в натуральную величину , обычно лежащие на крышке саркофага, подпертые на один локоть, в позе обедающего в тот период. Когда расширяющаяся Римская республика начала завоевывать территорию Греции, сначала в Южной Италии, а затем во всем эллинистическом мире, за исключением парфянского Дальнего Востока, официальная и патрицианская скульптура стала в значительной степени продолжением эллинистического стиля, из которого трудно выделить конкретно римские элементы. распутать, тем более, что большая часть греческой скульптуры сохранилась только в копиях римского периода. [ 3 ] Ко II веку до нашей эры «большинство скульпторов, работавших в Риме», были греками. [ 4 ] часто попадали в рабство во время завоеваний, таких как завоевание Коринфа (146 г. до н.э.), а скульпторы по-прежнему оставались в основном греками, часто рабами, имена которых очень редко записываются. Римляне не считали скульптуру профессией — в лучшем случае это было хобби. [ 5 ] Огромное количество греческих статуй было импортировано в Рим либо в качестве добычи, либо в результате вымогательства или торговли, а храмы часто украшались повторно использованными греческими произведениями искусства. [ 6 ]
Родной итальянский стиль можно увидеть в надгробных памятниках зажиточных римлян среднего класса, на которых очень часто присутствовали портретные бюсты, а портретная живопись, возможно, является основной силой римской скульптуры. Не сохранилось традиций масок предков, которые носили в процессиях на похоронах великих семей и иным образом выставляли дома, но многие из сохранившихся бюстов, должно быть, изображают фигуры предков, возможно, из больших семейных гробниц, таких как Гробница Сципионов или более поздняя мавзолея за пределами города. Знаменитый « Капитолийский Брут », бронзовая голова, предположительно Луция Юния Брута , датируется очень по-разному, но считается очень редким пережитком италийского стиля времен Республики, выполненным из предпочтительной бронзы. [ 7 ] Столь же суровые и сильные головы можно увидеть на монетах консулов, а в имперский период монеты и бюсты, разосланные по Империи для размещения в базиликах провинциальных городов, были основной визуальной формой имперской пропаганды; даже в Лондиниуме была почти колоссальная статуя Нерона , хотя и намного меньшая, чем 30-метровый Колосс Нерона в Риме, ныне утерянный. [ 8 ] Могила Эврисака Пекаря , успешного вольноотпущенника ( ок. 50–20 до н. э.), имеет фриз , который представляет собой необычайно крупный образец «плебейского» стиля. [ 9 ]
Римляне обычно не пытались конкурировать с отдельно стоящими греческими произведениями о героических подвигах из истории или мифологии, но с самого начала создавали рельефные исторические произведения , кульминацией которых стали великие римские триумфальные колонны с непрерывными повествовательными рельефами, обвивающими их, из которых в память о Траяне (113 г. н. э.) и Марке Аврелии (к 193 г.) сохранились в Риме, где Ara Pacis («Алтарь мира», 13 г. до н. э.) представляет собой официальный греко-римский стиль в его самом классическом и изысканном виде. Среди других важных примеров - ранее повторно использованные рельефы на Арке Константина и основании Колонны Антонина Пия (161 г.), [ 10 ] Рельефы Кампаны были более дешевыми керамическими версиями мраморных рельефов, и вкус к рельефам с имперского периода распространился на саркофаги.
Всем формам роскошной небольшой скульптуры продолжали оказывать покровительство, а качество могло быть чрезвычайно высоким, как в серебряной чашке Уоррена , стеклянной чаше Ликурга и больших камеях, таких как Джемма Августея , Камея Гонзаги и « Великая камея Франции ». [ 11 ] Для гораздо более широкой части населения лепные рельефные украшения керамических сосудов и небольшие статуэтки. в большом количестве и зачастую значительного качества производились [ 12 ]
Пройдя через фазу «барокко» конца II века, [ 13 ] в III веке римское искусство в значительной степени отказалось или просто стало неспособным создавать скульптуру в классической традиции, и причины этого изменения до сих пор широко обсуждаются. Даже самые важные императорские памятники теперь изображали приземистые, большеглазые фигуры в суровом фронтальном стиле, в простых композициях, подчеркивающих мощь в ущерб изяществу. Контраст хорошо проиллюстрирован Аркой Константина 315 года в Риме, которая сочетает в себе секции в новом стиле с медальонами в более раннем греко-римском стиле, взятыми из других мест, и четырьмя тетрархами ( ок. 305 г. ) из новой столицы Рима. Константинополь , ныне Венеция . Эрнст Китцингер обнаружил в обоих памятниках одни и те же «короткие пропорции, угловатые движения, расположение частей посредством симметрии и повторения, а также передачу черт и складок драпировки посредством разрезов, а не моделирования... Отличительной чертой стиля, где бы он ни появлялся, является подчеркнутая жесткость, тяжеловесность и угловатость — словом, почти полный отказ от классической традиции». [ 14 ]
Эта революция в стиле незадолго предшествовала периоду, когда христианство было принято римским государством и подавляющим большинством народа, что привело к концу большой религиозной скульптуры, когда большие статуи теперь использовались только для императоров, как в знаменитых фрагментах колоссальная акролитическая статуя Константина и Колосс Барлетты IV или V веков . Однако богатые христиане продолжали заказывать рельефы для саркофагов, как в саркофаге Юния Басса , а очень маленькие скульптуры, особенно из слоновой кости, были продолжены христианами, основываясь на стиле консульского диптиха . [ 15 ]
-
« Капитолийский Брут », вероятно, конец 4 — начало 3 века до нашей эры, возможно, 1 век до нашей эры. [ 16 ]
-
Римская военно-морская бирема , изображенная на рельефе из храма Фортуны Примигении в Пренесте ( Паластрина ), [ 17 ] который был построен ок. 120 г. до н.э .; [ 18 ] выставлен в Музее Пия-Климента ( Museo Pio-Clementino ) в музеях Ватикана .
-
Бюст патриция Торлонии , предположительно Катона Старшего. 1 век до н.э.
-
Оратор , ок. 100 г. до н. э. , этрусско-римская бронзовая статуя, изображающая Ауле Метеле (лат. Aulus Metellus), этрусского человека, носящего римскую тогу , занимающегося риторикой ; на статуе имеется надпись этрусским алфавитом.
-
Бронзовый бюст римского священника Исиды , ранее известного как Сципион Африканский , середина I века до нашей эры. [ 19 ] [ 20 ]
-
Так называемый « Тогат Барберини », статуя, изображающая римского сенатора, держащего в руках портретные изображения (возможно, изображения ) умерших предков; мрамор, конец I века до н.э.; голова (не принадлежащая): середина I в. до н.э.
-
Римский, республиканский или ранний имперский , Рельеф сидящего поэта ( Менандра ) с масками Новой комедии , 1 век до н.э. – начало 1 века нашей эры, Художественный музей Принстонского университета
-
Камень -камея, известный как « Великая камея Франции », ок. 23 г. н.э. , с аллегорией Августа . и его семьи
-
Бюст императора Клавдия , ок. 50 г. н.э. (переработанный из бюста императора Калигулы ). Найден в так называемой базилике Отриколи в Ланувии , Италия, Музеи Ватикана.
-
Рельеф гробницы Дециев, 98–117 гг. н.э.
-
Статуя Марса с Нервского форума , начало 2 века нашей эры, основана на оригинале эпохи Августа , который, в свою очередь, использовал эллинистическую греческую модель 4 века до нашей эры, Капитолийские музеи. [ 21 ]
-
Полихромная мраморная статуя, изображающая богиню Тихе, младенца Плута держащую на руках , II век нашей эры, Стамбульский археологический музей.
-
Статуя Антиноя (Дельфи) , изображающая Антиноя , полихромный парийский мрамор , изготовленный во времена правления Адриана (годы правления 117-138 гг. н. э.)
-
Мужской торс с ногами до колен, обнаружен на месте Лионского Одеона в 1964 году. Мрамор. Лион, Лугдунум
-
Мужской торс, обнаруженный на месте Лионского Одеона в 1964 году. Мрамор. Лион, Лугдунум .
-
Древний бюст римского императора Луция Вера (годы правления 161–169), натурального блондина , который посыпал свои волосы золотой пылью, чтобы сделать их еще светлее. [ 22 ] Национальный музей Бардо , Тунис
-
Остатки римского бюста юноши со светлой бородой, возможно, изображающего римского императора Коммода (годы правления 177–192), Национальный археологический музей, Афины.
-
Марк Аврелий принимает покоренных врагов в Маркоманских войнах , рельеф с его ныне разрушенной триумфальной арки в Риме, Капитолийские музеи , 177-180 гг. н.э.
-
Частный портрет с индивидуальным и неумолимым натурализмом и стилизованным влиянием портретов императоров Адриана и Антонина Пия в его бороде и прическе.
-
Древнеримская статуя Исиды из коллекции греческих и римских древностей в Музее истории искусств в Вене; первая половина II века нашей эры, найден в Неаполе , Италия; выполнен из черно-белого мрамора.
-
Мраморная подставка для стола, украшенная группой, включающей Диониса , Пана и Сатира ; Дионис держит ритон в форме пантеры; следы красного и желтого цвета на волосах фигур и ветвях сохранились ; из малоазиатской мастерской, 170-180 гг. н.э., Национальный археологический музей, Афины , Греция.
-
Фарнезский Геракл , вероятно, увеличенная копия, сделанная в начале 3-го века нашей эры и подписанная неким Гликоном, с оригинала Лисиппа (или кого-то из его круга), который должен был быть сделан в 4-м веке до нашей эры; Копия была сделана для терм Каракаллы в Риме (посвящена в 216 году нашей эры), где она была обнаружена в 1546 году.
-
Древнеримская статуя императора Бальбина , датируемая 238 годом нашей эры, выставлена в Археологическом музее Пирея (Афины)
-
Бронза Требониана Галла, датируемая временем его правления в качестве римского императора, единственная сохранившаяся почти полная полноразмерная римская бронза III века ( Метрополитен-музей ) [ 23 ]
-
Четыре тетрарха , ок. 305 , демонстрирующий новый антиклассический стиль, из порфира , ныне Сан-Марко, Венеция.
-
Голова и другие фрагменты колоссальной бронзовой статуи Константина I , начало IV века нашей эры, Капитолийский музей (Рим)
-
Мраморный портретный бюст римской матроны, начало IV века нашей эры, Эрмитаж , Санкт-Петербург.
-
Бюст, изображающий идеализированный портрет Менандра Эфесского , IV век нашей эры, Археологический музей Эфеса.
-
Деталь саркофага, изображающая христианскую веру в умножение хлебов и рыбы Иисусом Христом, ок. 350–375 гг. н.э., Музеи Ватикана.
-
из самшита Рельеф , изображающий освобождение осажденного города силами помощи, при этом те, кто защищает стены, совершают вылазку ; Западная Римская империя , начало V века нашей эры.
-
Портрет неизвестного мужчины, найденный на Афинской Агоре , датируемый примерно 400-450 годами нашей эры; Национальный археологический музей, Афины
-
Бюст императора Восточной Римской империи Феодосия II (годы правления 408–450 гг. Н.э.); мрамор, V век нашей эры.
-
Бюст восточноримской дамы ( Галлы Плацидии ?) в Музее Сен-Раймона в Тулузе , V век нашей эры.
Портретная живопись
[ редактировать ]Портретная живопись — доминирующий жанр римской скульптуры, возникший, возможно, из традиционного римского акцента на семье и предках; в вестибюле ( атриуме ) римского элитного дома выставлены портретные бюсты предков . Во времена Римской республики считалось признаком характера не замалчивать физические недостатки и изображать мужчин, в частности, суровыми и не заботящимися о тщеславии: портрет был картой опыта. В имперскую эпоху более идеализированные статуи римских императоров стали повсеместными, особенно в связи с государственной религией Рима . На надгробиях портреты неизвестных умерших даже скромно богатых представителей среднего класса иногда можно увидеть рельефные .
коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Британского музея в Лондоне Среди множества музеев с образцами римской портретной скульптуры особого внимания заслуживают .
Религиозное и погребальное искусство
[ редактировать ]Религиозное искусство также было основной формой римской скульптуры. Центральной особенностью римского храма была культовая статуя божества, которое считалось «размещённым» там (см. aedes ). Хотя изображения божеств также выставлялись в частных садах и парках, самые великолепные из сохранившихся статуй, по-видимому, были культовыми. Римские алтари обычно были довольно скромными и простыми, но некоторые имперские образцы созданы по образцу греческой практики с тщательно продуманными рельефами, наиболее известный из которых - Ara Pacis , который был назван «наиболее представительным произведением искусства Августа ». [ 24 ] Небольшие бронзовые статуэтки и керамические фигурки, выполненные с различной степенью художественного мастерства, многочисленны в археологических источниках, особенно в провинциях , и указывают на то, что они постоянно присутствовали в жизни римлян, будь то по обету или для частной религиозной демонстрации. дома или в местных святынях. Обычно они демонстрируют больше региональных различий в стиле, чем крупные и более официальные работы, а также стилистические предпочтения между разными классами. [ 25 ]
Римские мраморные саркофаги в основном датируются 2-4 веками нашей эры. [ 26 ] после изменения римских обычаев погребения с кремации на погребение и в основном делались в нескольких крупных городах, включая Рим и Афины , которые экспортировали их в другие города. В других местах надгробие стелы оставалось более распространенным. Они всегда были очень дорогой формой, предназначенной для элиты, особенно в относительно немногих экземплярах с очень искусной резьбой; большинство из них всегда были относительно простыми, с надписями или символами, такими как гирлянды. Саркофаги делятся на несколько стилей в зависимости от региона производства. «Римские» упирались в стену и оставляли одну сторону нерезной, тогда как «Аттические» и другие типы были вырезаны со всех четырех сторон; но короткие стороны обоих типов обычно были менее тщательно украшены. [ 27 ]
Время, затраченное на их изготовление, способствовало использованию стандартных предметов, к которым можно было добавлять надписи для их персонализации, а портреты умерших появлялись медленно. Саркофаги представляют собой примеры замысловатых рельефов, изображающих сцены, часто основанные на греческой и римской мифологии или мистических религиях , предполагавших личное спасение, а также аллегорические изображения. Римское погребальное искусство также предлагает множество сцен из повседневной жизни, таких как игры, охота и военные действия. [ 28 ]
Раннехристианское искусство быстро приняло саркофаги, и они являются наиболее распространенной формой раннехристианской скульптуры, развивающейся от простых примеров с символами до сложных фасадов, часто с небольшими сценами из жизни Христа , расположенными в два ряда внутри архитектурного каркаса. Саркофаг Юния Басса (ок. 359 г.) относится к этому типу, а более ранний Догматический саркофаг довольно простой. Огромные порфировые саркофаги Елены и Константины являются великими имперскими образцами.
Сцены из римских саркофагов
-
Сцены орфической религии (2 век)
-
Саркофаг Портоначчо с битвой
-
Дионис верхом на пантере в сопровождении сопровождающих , 220-230 гг. н. э.
-
Дети играют с орехами (3 век)
-
Саркофаг с Калидонской охотой, Палаццо деи Сенатори — Капитолийский музей , Рим .
-
Саркофаг Квинты Флавии Северины, Палаццо сенаторов — Капитолийские музеи , Рим .
-
Раннехристианский мраморный саркофаг с горельефом, изображающим сцены из Ветхого и Нового Завета , ок. 310 г. н.э.
-
Кадр суда над Христом перед Пилатом, где Пилат собирается мыть руки. Фрагмент раннехристианского саркофага Юния Басса (ум. 359)
Сады и бани
[ редактировать ]Ряд известных больших каменных ваз с рельефами императорского периода, по-видимому, в основном использовались в качестве садовых украшений; действительно, многие статуи были также размещены в садах, как общественных, так и частных. Скульптуры, обнаруженные на месте Садов Саллюстия , открытых для публики Тиберием , включают:
- Обелиско Саллюстиано , римская копия египетского обелиска , который сейчас стоит перед церковью Тринита-деи-Монти над площадью Испании на вершине Испанской лестницы.
- , Ваза Боргезе обнаруженная здесь в 16 веке.
- скульптуры, известные как « Умирающий Галл» и « Галл, убивающий себя и свою жену» , мраморные копии частей знаменитой эллинистической группы из бронзы, заказанные для Пергама примерно в 228 году до нашей эры.
- Трон Людовизи (вероятно, подлинный греческий образец в Суровом стиле ), найденный в 1887 году, и Бостонский трон , найденный в 1894 году.
- « Крадущаяся амазонка» , найденная в 1888 году недалеко от улицы Бонкомпаньи, примерно в двадцати пяти метрах от улицы Кинтино Селла (Музей консерваторов).
Римские бани были еще одним местом для скульптур; Среди хорошо известных произведений, найденных в термах Каракаллы , - Фарнезский бык и Фарнезский Геркулес , а также патриотические фигуры начала III века, превышающие натуральную величину, чем-то напоминающие произведения советского соцреализма (сейчас находятся в Музее Каподимонте , Неаполь ).
Найдены в садах Саллюстия и садах Мецената :
-
Падающий Ниобид , обнаруженный на этом месте в 1906 году ( Museo Nazionale Romano ), греческий оригинал. [ 29 ]
-
Статуя кариатиды, Палаццо дей Сенатори — Капитолийские музеи , Рим .
-
Фонтан в форме роговидной чаши для питья (ритон), Палаццо дей Сенатори — Musei Capitolini , Рим .
-
Ребенок в театральной маске, для сада или дома, Палаццо Нуово - Капитолийский музей , Рим.
Технология
[ редактировать ]Сцены, изображенные на рельефах, таких как колонна Траяна и саркофаги, открывают изображения давно утраченных римских технологий, таких как баллисты и использование пил с водяным колесом для резки камня. Последний был совсем недавно [ когда? ] обнаружен в Иерополе и посвящен памяти мельника, использовавшего эту машину. На других рельефах изображены уборочные машины, во многом похожие на те, которые описал Плиний Старший в своей «Естественной истории» .
Архитектура
[ редактировать ]По сравнению с греками, римляне меньше использовали каменную скульптуру на зданиях, по-видимому, имея мало фризов с фигурами. Важные фронтоны , такие как , например, Пантеон , изначально имели скульптуры, но почти ничего не сохранилось. Терракотовые рельефные панели, называемые рельефами Кампаны, сохранились в большом количестве. Их полосами использовали для украшения внутренних стен.
Писатель-архитектор Витрувий странно сдержан в отношении архитектурного использования скульптуры, упоминая лишь несколько примеров, хотя он говорит, что архитектор должен уметь объяснить значение архитектурного орнамента, и приводит в качестве примера использование кариатид . [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Древнеримская керамика
- Классическая скульптура
- Галло-римское искусство
- История скульптуры
- Римское искусство
- Римская инженерия
- Римская технология
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хенниг, 94–95.
- ^ «Настоящие цвета | Искусство и культура | Журнал Смитсоновского института» .
- ^ Стронг, 58–63; Хенниг, 66–69 лет.
- ^ Хенниг, 24 года.
- ^ Ричардсон, Эмелин Хилл (1953). «Этрусское происхождение раннеримской скульптуры» . Мемуары Американской академии в Риме . 21 : 75–124. дои : 10.2307/4238630 . ISSN 0065-6801 . JSTOR 4238630 .
- ^ Хениг, 66–69; Стронг, 36–39, 48; На суде над Верресом , бывшим губернатором Сицилии , обвинение Цицерона подробно описывает его грабежи коллекций произведений искусства.
- ^ Хениг, 23–24; Стронг, 47 лет
- ^ Хениг, 66–71.
- ^ Хенниг, 66 лет; Стронг, 125
- ^ Хениг, 73–82; Стронг, 48–52, 80–83, 108–117, 128–132, 141–159, 177–182, 197–211.
- ^ Хениг, Глава 6; Стронг, 303–315
- ^ Хениг, Глава 8
- ^ Стронг, 171–176, 211–214.
- ^ Китцингер, 9 (обе цитаты), в более общем смысле, его глава 1; Сильный, 250–257, 264–266, 272–280; также на Арке Константина, Эльснер, 98–101.
- ^ Стронг, 287–291, 305–308, 315–318; Хениг, 234–240
- ^ Стронг, 47 лет.
- ^ Д.Б. Саддингтон (2011) [2007]. « Эволюция римского императорского флота », в Поле Эрдкампе (редактор), « Спутник римской армии» , 201–217. Молден, Оксфорд, Чичестер: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-2153-8 . Табличка 12.2 на стр. 204.
- ^ Коарелли, Филиппо (1987), Святилища Лацио в эпоху республиканцев . НИС, Рим, стр. 35–84.
- ^ «Индивидуальный объект 13585: Portraitbüste eines Mannes (Исида-Жрец)» . arachne.uni-koeln.de . Кёльнского университета Археологический институт . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ «печать; альбом для рисования | Британский музей» . Британский музей . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Капитолийские музеи. « Колоссальная статуя Марса Ультора, также известного как Пирр — инв. Scu 58. » Capitolini.info. По состоянию на 8 октября 2016 г.
- ^ Майкл Грант (1994). Антонины: Римская империя в переходный период . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-10754-7 , стр. 27–28.
- ↑ Бронзовый портрет Требониана Галла, 05.30.
- ^ Карл Галинский, Культура Августа: интерпретативное введение (Princeton University Press, 1996), стр. 141.
- ^ Хенниг, 95–96.
- ^ Саркофаг Луция Корнелия Сципиона Барбата - редкий пример гораздо более раннего периода.
- ^ Хенниг, 93–94.
- ^ Хенниг, 93–94.
- ^ Т. Эшби, «Недавние раскопки в Риме», CQ 2/2 (1908), стр.49.
- ^ Брунильда Сисмондо Риджуэй, Молитвы в камне: греческая архитектурная скульптура ок. 600–100 до н. э. (Калифорнийский университет Press, 1999), стр. 13–14 онлайн и 145.
Ссылки
[ редактировать ]- Элснер, Джас , «Стиль» в критических терминах истории искусства , Нельсон, Роберт С. и Шифф, Ричард, 2-е изд. 2010, Издательство Чикагского университета, ISBN 0226571696 , 9780226571690, книги Google
- Хениг, Мартин (редактор, глава 3, «Скульптура» Энтони Бонанно), Справочник римского искусства , Phaidon, 1983, ISBN 0714822140
- Китцингер, Эрнст , Византийское искусство в становлении: основные линии стилистического развития средиземноморского искусства, III–VII века , 1977, Faber & Faber, ISBN 0571111548 (США: Кембриджский университет, 1977 г.)
- Стронг, Дональд и др., Римское искусство , 1995 (2-е изд.), Издательство Йельского университета (Пингвин / Йельская история искусства), ISBN 0300052936
- Уильямс, Дифри. Шедевры классического искусства , 2009, British Museum Press, ISBN 9780714122540
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Конлин, Дайан Атналли. Художники Ara Pacis: процесс эллинизации в римской рельефной скульптуре . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 1997.
- Фейфер, Джейн. Новые портреты в контексте . Берлин: Де Грюйтер, 2008.
- Флауэр, Гарриет И. Маски предков и аристократическая власть в римской культуре . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1996.
- Грюн, Эрих С. Культура и национальная идентичность в республиканском Риме . Итака: Издательство Корнельского университета, 1992.
- Халлетт, Кристофер Х. Обнаженная римлянка: героический портрет, статуэтка 200 г. до н.э. – 300 г. н.э. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2005.
- Кляйнер, Диана Э.Э. Римский групповой портрет: погребальные рельефы поздней республики и ранней империи . Нью-Йорк: Паб Garland, 1977.
- --. Римская скульптура . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1992.
- Куртбоджян, Майкл. Миф, смысл и память о римских саркофагах . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1995.
- Куссер, Рэйчел Мередит. Эллинистическая и римская идеальная скульптура: очарование классики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008.
- Кристенсен, Троэльс Майруп и Леа Маргарет Стирлинг . Загробная жизнь греческой и римской скульптуры: реакции и практики поздней античности . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 2016.
- Маттуш, Кэрол А. Вилла Папири в Геркулануме: жизнь и загробная жизнь скульптурной коллекции . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2005.
- Райберг, Инес Скотт. Обряды государственной религии в римском искусстве . Рим: Американская академия в Риме, 1955.
- Собоцински, Мелани Грунов, Элиза А. Фридланд и Элейн К. Газда. Оксфордский справочник по римской скульптуре . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015.
- Стюарт, Питер. Социальная история римского искусства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008.
- Варнер, Эрик Р. Увечья и трансформация: Damnatio Memoriae и портретная живопись Римской Империи . Лейден: Брилл, 2004.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Римское искусство: Скульптура ». Электронная энциклопедия Колумбии , 6-е издание. © 2006. Издательство Колумбийского университета / Infoplease. Посещался 28 мая 2006 г.
- Галерея древнего искусства: римская скульптура
- Комплексная визуальная документация скульптуры Ara Pacis ».