Jump to content

Византийские флаги и знаки отличия

На протяжении большей части своей истории Восточно-Римская (Византийская) империя не использовала геральдику в западноевропейском смысле постоянных мотивов, передаваемых по наследственному праву. [1] Различные крупные аристократические семьи использовали определенные символы для идентификации; [1] использование креста и икон Христа . , Богородицы и различных святых также засвидетельствовано на печатях чиновников, но зачастую это были личные, а не семейные гербы [2] Точно так же различные эмблемы ( греч . σημεῖα , sēmeia ; пение. σημεῖον , sēmeion ) использовались в официальных случаях и в военных целях, например, знамена или щиты с различными мотивами, такими как крест или лабарум . [3] Несмотря на обилие догеральдических символов в византийском обществе с X века, только благодаря контактам с крестоносцами в XII веке (когда геральдика начала систематизироваться в Западной Европе) [4] ), и особенно после Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.) и основания франкских княжеств на византийской земле с 1204 г., геральдическое использование проникло в Византию. [5] Родная византийская геральдика начала появляться в средних и нижних ступенях аристократических семей в 14 веке, что совпало с упадком императорской власти и фрагментацией политической власти при поздних императорах Палеологов . Однако он так и не достиг такого широкого распространения или систематизации, как его западные аналоги. [6]

Императорские знаки отличия

[ редактировать ]

Одноглавый орел

[ редактировать ]
Флавий Анастасий (консул 517 г.) в консульской одежде, держит скипетр с орлом наверху.

Одноглавый римский императорский орел продолжал использоваться в Византии, хотя и гораздо реже. [7] Таким образом, «орлоносцы» ( ὀρνιθόβορας ), потомки водоплавающих римских легионов, до сих пор упоминаются в военном руководстве VI века, известном как Стратегикон Маврикия , хотя неизвестно, имели ли знамена, которые они несли, какое-либо сходство со знаменами легионеров. аквилы . [8] Скипетры с орлиными вершинами были частой особенностью консульских диптихов и появлялись на монетах до правления Филиппика Бардана ( годы правления 711–713 ). [9] Однако его продолжали использовать в барельефах в церквях и погребальных памятниках вплоть до 11 века. [10] В последние века существования Империи он был пришит к императорской одежде и показан в иллюминированных рукописях как украшение подушек ( suppedia ), на которых стояли императоры. [9]

Двуглавый орел

[ редактировать ]

Эмблемой, которая чаще всего ассоциируется с Византийской империей, является двуглавый орел . Это не византийское изобретение, а традиционный анатолийский мотив, относящийся к хеттским временам, и сами византийцы использовали его только в последние века существования Империи. [11] [12] Дата его принятия византийцами горячо обсуждается учеными. [9]

Устройство Андроника II Палеолога, в так называемом «Флаге Андроника Палеолога», хранящемся в Ватопедском монастыре .

В 1861 году греческий ученый Георгиос Хрисовергис писал, что она была принята Комнинами в 1048 году. Хотя это не было основано ни на каких доказательствах, эта точка зрения получила широкое признание и распространение. [13] Более тщательное изучение первоисточников Спиридоном Ламбросом и Августом Гейзенбергом показало, что, хотя двуглавый орел в качестве декоративного мотива начинает появляться в византийском искусстве в X-XI веках, он не имеет надежного подтверждения в связи с императором до тех пор, пока хризобулла Андроника II Палеолога в 1301 году, где он изображен на суппедионе, украшенном этим устройством. [14] [15] Ламброс предположил, что оно было заимствовано из хеттских наскальных рисунков. [13] в то время как А. Соловьев выступал за позднее принятие около 1288 г. как талисман против первых успехов Османской империи в Анатолии, как символический жест, подтверждающий византийское господство как над европейскими, так и над азиатскими территориями. [16]

Было показано, что двуглавый орел произошел от традиций Центральной Азии и распространился в восточное Средиземноморье вместе с турками-сельджуками . [17] В конце XII и на протяжении всего XIII века двуглавый орел использовался в северной Сирии и Верхней Месопотамии : султаны Артукидов из Амиды использовали его в качестве своей эмблемы, он был изображен на монетах династии Зенгидов , а также Саладина и сельджуков султана . Кайкубад I также использовал его в качестве декоративного мотива в своих зданиях. [18] Это использование резко сократилось после битвы при Кёсе-Даге в 1243 году, поскольку многие сельджукские традиции доисламского происхождения были оставлены, включая изображение животных. Этот мотив продолжает время от времени появляться в качестве архитектурного украшения в 14 веке, а также в некоторых османских монетах в 15 веке. [19] Кроме того, двуглавый орел, возможно, использовался в Латинской империи, возникшей после Четвертого крестового похода : согласно Роберту Клари , первый латинский император Балдуин Фландрский во время своей коронации носил плащ, вышитый орлами; его дочери использовали то же устройство на руках; а византийский историк Никита Хониат сообщает, что латинские императоры чеканили бронзовые монеты с двуглавым орлом на них. [20]

Императоры -палеологи использовали двуглавого орла как символ старших членов императорской семьи. В основном он использовался на одежде и других аксессуарах, как это было зафиксировано в середине 14 века псевдо-Кодиносом в его «Книге должностей» . По сообщению Кодиноса, император носил особые сапоги ( цангиа ) с орлами из жемчуга на обеих голенях и на подъеме; [21] Деспоты . носили подобные сапоги белого и пурпурного цвета, а на седлах у них были вышитые жемчугом орлы, а седельная ткань и их палатки были белыми, украшенными красными орлами [22] Точно так же севастократор носил синие сапоги с вышитыми золотой проволокой орлами на красном фоне, а его седельная ткань была синей с четырьмя вышитыми красными орлами. [23] Единственный случай, когда двуглавый орел появляется на флаге, - это корабль, который доставил императора Иоанна VIII Палеолога на Флорентийский собор , как упоминается Сфранцем и подтверждается его изображением на Филаретских дверях базилики Святого Петра . [24] [25] Согласно нескольким сохранившимся примерам, таким как предполагаемый «Флаг Андроника II Палеолога» в монастыре Ватопед или фронтиспис Библии, принадлежащей Деметрию Палеологу , византийский двуглавый орел был золотым на красном фоне. [26] Точно так же в западных гербах XV века золотой двуглавый орел на красном щите изображен как герб «Империи Востока» или «Константинополя» или как эмблема членов императорской семьи. [27] Однако изображение орла на щите является адаптацией к западной геральдической практике; византийцы никогда не использовали его таким образом для себя, хотя они использовали его в западном контексте, например, при предоставлении права носить императорское оружие флорентийскому гражданину Джакомо Паоло ди Мореллису в 1439 году. [28] Западноевропейские правители греческих земель, такие как Исав де Буондельмонти и Карло I Токко , также пронзили свои руки двуглавым орлом в знак своего статуса, когда они получили титул деспота от византийских императоров. [29]

орла также использовали полуавтономные деспоты Мореи , которые были младшими имперскими принцами, и Гаттилузи Лесбоса , В византийском мире которые были родственниками и вассалами Палеологов. [30] [31] Двуглавый орел использовался в отколовшейся Трапезундской империи также , будучи засвидетельствованным императорской одеждой, а также на флагах. Действительно, западные портоланы XIV–XV веков используют двуглавого орла (серебро/золото на красном/ киноварь ) как символ Трапезунда, а не Константинополя. Одноглавые орлы также встречаются на монетах Трапезунтина, а источник 1421 года изображает трапезунтинский флаг желтым с красным одноглавым орлом. По-видимому, так же, как и в столичном Византийском государстве, продолжалось параллельно использование обоих мотивов, одноглавого и двуглавого. [32] [33] [34] Рельефы двуглавых орлов также засвидетельствованы на стенах Трапезунда, причем один экземпляр сохранился в церкви в Каламарии , Салоники , который очень похож на образцы сельджуков 13-го века. [35] Современные ученые обычно считают, что двуглавый орел был усыновлен великими императорами Трапезундского Комнина после признания ими сюзеренитета и смешанных браков с династией Палеологов в 1280-х годах. [36] Точно так же небольшое византийское княжество Феодоро в Крыму , правители которого заключали брачные союзы как с Палеологами, так и с Великими Комнинами, также использовало двуглавого орла в 15 веке. [37]

Другие балканские государства также следовали византийской модели: в основном сербы , но также болгары и Албания под руководством Георгия Кастриоти (более известного как Скандербег ), а после 1472 года орел был принят Московией , а затем Россией . [38] В Западной Европе Священная Римская империя также приняла двуглавого орла в середине 13 века, при Фридрихе II Гогенштауфене , и использовала его бок о бок с одноглавой версией. [39]

Тетраграмматический крест

[ редактировать ]
Рельеф с тетраграмматическим крестом в качестве императорского герба в Стамбульском археологическом музее.

В период Палеологов знаком царствующей династии и наиболее близким к византийскому «национальному флагу», по мнению Соловьева, был так называемый «тетраграмматический крест», золотой или серебряный крест с четырьмя буквами бета «В». (часто интерпретируется как огненная сталь ) одного и того же цвета, по одному в каждом углу. [43] [44]

В качестве знака крест уже часто использовался в Византии со времен поздней античности . С VI века известны кресты с четвертованными буквами, особенно из чеканки, образующие аббревиатуры различных призывов, например, четвертованные буквы X для Σταυρὲ Χριστοῦ χάριν χριστιανούς χάριζε Staurè Christou chárin christianoús chárize («C Росс Христов дарует благодать христианам «) или буквы ϹΒΡΔ вместо Σταυρὲ σου βοήθει Ρωμανόν δεσπότην Staurè sou boíthei Romanón despótin («Крест Твой помог Господу Роману »). [45] Изображения флагов с крестами, разделенными на четыре части золотыми дисками, сохранились с X века, а изображение флага, почти идентичное дизайну Палеолога, известно с начала XIII века. [46]

Тетраграмматический крест с большой частотой появляется в XIV и XV веках: он появляется на византийских монетах во время совместного правления Андроника II Палеолога и его сына Михаила IX Палеолога , на нескольких западных портоланах для обозначения Константинополя и других византийских городов, над одним из окна Дворца Багрянородных и описывается псевдо-Кодиносом как «обычное императорское знамя» ( basilikon phlamoulon ). [43] [47] [48] На монетах буквы «B» часто сопровождались кругами или звездами вплоть до конца Империи, в то время как западные источники иногда изображают византийский флаг в виде простого золотого креста на красном фоне без букв «B». [49] [50] Символ также был принят византийскими вассалами, такими как Гаттилузи, которые правили Лесбосом после 1355 года, или латинскими лордами Родоса Виньоло деи Виньоли и Фулкесом де Вилларе . Его поместили на стены Галаты , очевидно, в знак сюзеренитета византийского императора — в основном теоретического — над генуэзской колонией. Наряду с двуглавым орлом тетраграмматический крест был принят в качестве части своего семейного герба и кадетской линией правящей в Монферрате династии Палеологов . [48] [51] Он также был принят в Сербии с небольшими изменениями. [52]

Интерпретация символики эмблемы зависит от идентификации четырех устройств либо как букв, либо как огненных сталей, спора, в котором даже современные источники противоречивы и который привел к многочисленным научным дебатам со времен ученых 17-го века Дю Канжа и Маркус Вульсон де ла Коломбьер . [53] Таким образом, французский источник конца XV ​​века прямо называет их буквами, но севильский путешественник середины XIV века и псевдо-Кодинос называют их огненной сталью (πυρέκβολα, пиреквола , по-гречески). Тем не менее, как указывает Филип Грирсон, использование букв греками в качестве символов было давно устоявшейся практикой, и отождествление Кодиносом их с огненной сталью, вероятно, отражает западное влияние. [54] Два традиционных прочтения четырех букв «B»: (оба означают «Царь царей Basileùs basileúon basileúousin и , правящий Basileùs basileuónton basileúei королями/правителями») были продемонстрированы греческим археологом и нумизматом Иоаннисом Свороносом как более поздние интерпретации. Маркус Вульсон де ла Коломбьер. Сам Своронос предложил три альтернативных прочтения, включив в девиз символ креста: Staurè ( « Крест basileùs basileon basileuoúse boéthei Царя царей в помощь правящему городу [Константинополю]») и Staurè basileùs basileús basileúon basíleue («Крест Царь царей, прави в царствовании»), тогда как греческий геральдист Г. Типалдос отверг прочтения Свороноса и предположил, что они представляют собой повторение девиза Ставре, это помогает Staurè, boéthei («Крест, приди к нам на помощь»). [55] [53]

Личные и семейные знаки отличия

[ редактировать ]
Типичная византийская печать Феодоры Палеологиной, жены грузинского Давида VI . На аверсе изображена Дева Мария, а на реверсе — изображение Феодоры с ее титулами.
Рельеф в замке Митилини , показывающий фамильный вензель Палеологов ( слева), византийского двуглавого орла (в центре) с гербом Гаттилузи на груди и орла семьи Дориа (справа).

В отличие от западных феодалов , византийские аристократические семьи, насколько известно, не использовали определенные символы для обозначения себя и своих последователей. [а] Только с XII века, когда Империя вошла в более тесные контакты с жителями Запада из-за крестовых походов , геральдика начала использоваться среди византийцев. Однако даже тогда тематика во многом основывалась на символах, использовавшихся в более ранние эпохи, и ее использование было ограничено основными семьями Империи. Гораздо более распространенным, как в печатях, так и в украшениях, было использование вензелей или монограмм (sing. συμπίλημα, симпилема ), с буквами личного или семейного имени владельца, расположенными вокруг креста.

Герб Андроника II Палеолога, расположенный на ныне разрушенных морских стенах Константинополя, зарисованный Мэри Аделаидой Уокер в XIX веке. [58]

Другой очень западный дизайн можно найти на одной из ныне снесенных башен стен Константинополя , обращенных к морю , которая была восстановлена ​​Андроником II Палеологом (годы правления 1282–1328) и носила эмблему этого императора - безудержного коронованного льва, держащего меч. . [58]

Частое использование символа звезды и полумесяца , который появляется на монетах, военных знаках отличия и, возможно, когда-то в качестве муниципальной эмблемы имперского города, по-видимому, связано с культом Гекаты Лампадефор («несущей свет») в Византия эллинистической эпохи. [59] [60] В 330 году нашей эры Константин Великий использовал этот символ при повторном посвящении Константинополя Деве Марии . [61]

Известно, что Анна Нотарас , дочь последнего мегадуса Византийской империи Лукаса Нотараса , после падения Константинополя и эмиграции в Италию, сделала печать со своим гербом, на котором были изображены два льва, обращенные друг к другу, каждый из которых держал по меч на правой лапе, а полумесяц на левой. Однако, скорее всего, это дизайн, созданный после ее эмиграции в Италию. [62] С другой стороны, адаптацию византийских форм к западному использованию можно увидеть на печати Андреаса Палеолога , которая включает в себя императорского двуглавого орла на гербе , практика, никогда не использовавшаяся в Византии. [63]

Военные флаги и знаки различия

[ редактировать ]
Монета Константина (около 337 г.) с изображением его лабарума , пронзающего змею.

Позднеримская армия в конце III века продолжала использовать знаки различия, обычные для римских легионов с орлиным наконечником : аквилу , квадратный вексиллум и имаго (бюст императора на шесте). было широко распространено использование драко , перенятого у даков Кроме того, среди кавалерии и вспомогательных частей . Однако немногие из них, похоже, дожили до IV века. Аквила имаго вышла из употребления с распадом старых легионов, было заброшено с принятием христианства , и только вексиллум и дракон все еще иногда встречаются в V веке и позже. [64] [65] Константин Великий (годы правления 306–337) вставил эмблему Хи-Ро в римские военные штандарты, в результате чего появился так называемый лабарум . В иконографических свидетельствах он обычно принимает форму Хи-Ро, вышитого на поле вексиллума , но литературные данные предполагают также его использование в качестве символа на голове посоха. Лабарум , хотя и был распространен в IV и V веках, полностью исчезает в VI и появляется вновь лишь намного позже в измененной форме как часть императорских регалий. [66]

конца VI века, В Стратегиконе приписываемом императору Морису , появляются два вида военных флагов: треугольный вымпел или фламулон (φλάμουλον, от латыни : flammula , «маленькое пламя») и больший бандон (βάνδον, от латинского и, в конечном счете, германского языка). бандум ). [67] [68] Вымпелы использовались на копьях в декоративных целях, но Стратегикон рекомендует снимать их перед битвой. Согласно литературным данным, они были одинарными или двусторонними, тогда как более поздние иллюминации рукописей свидетельствуют о треххвостой фламуле . [69] Бандон бандон был основным византийским боевым штандартом с VI века и даже дал название основной византийской армейской единице ( или тагма ) . [67] Его происхождение и эволюция неизвестны. Возможно, он возник в результате модификаций дракона или вексиллума , но в своей окончательной форме он появляется в Стратегиконе , состоящем из квадратного или прямоугольного поля с прикрепленными лентами. [70]

Иллюминированные хроники, такие как « Мадридские скилицы» , часто изображают флаги, соответствующие общему типу бандонов , в различных цветах и ​​рисунках, но их точность сомнительна. [71] Хотя они могут дать хорошее общее представление о том, как выглядели флаги, сами флаги «упрощены и схематизированы», и иллюстраторы не утруждают себя различием между флагами, показанными для византийцев и их врагов; даже сарацины изображены развевающимися под флагом, увенчанным крестом. [72] Историк А. Бабуин, кроме того, отмечает, что флаги, показанные в рукописи, сильно различаются по внешнему виду и что невозможно различить какой-либо особый узор, за исключением относительно ограниченного диапазона цветов (красный, белый и синий), используемых либо монохромно, либо в чередующихся полосах. . Кроме того, «значительная длина лент», показанная в рукописи, не встречается в аналогичных источниках из территорий, находящихся под прямым контролем Византии, а отражает иконографию, распространенную в южной Италии, где рукопись была иллюминирована. [73]

Согласно «Стратегикону» , цвета штандарта отражали иерархическое подчинение части: банда полков одной бригады ( мойра , друнгос ) имела поле одного цвета, отличавшееся характерным рисунком, а полки одного и того же цвета. дивизии ( мерос или турма ) армии имели на своих вымпелах одинаковый цвет. У каждой мойры и мероса также был свой флаг, а также командующий армией генерал ( стратегос ). Они были того же образца, но большего размера и, возможно, с большим количеством вымпелов ( Стратегикон изображает флаги с двумя-восемью вымпелами). Морис далее рекомендует, чтобы флаг центрального мероса , возглавляемого заместителем командующего ( гипостратегос ), был более заметным, чем флаг другого мероса , и чтобы флаг командующего генерала (или императора, если он присутствовал) должен быть самым заметным из всех. Кроме того, Стратегикон предписывает отдельный стандарт для обозного поезда ( тулдона ) каждой мойры . Штандарты использовались не только для различения частей, но и в качестве точек сбора и передачи сигналов другим формированиям. [74] [75] В византийском флоте каждый корабль имел свой штандарт. Как и их наземные аналоги, они также использовались для передачи сигналов. [76] В 10 веке крест стал более заметным символом и часто использовался в качестве навершия, а не острия копья. При Никифоре II Фоке (годы правления 963–969) в качестве знамен использовались большие кресты из золота и драгоценных камней, которые, возможно, переносились на шесте или иным образом отображались на флагах. Кроме того, использование частей Животворящего Креста часто упоминается на военных парадах. [77] [78]

В поздневизантийский период псевдо-Кодинос фиксирует использование «тетраграмматического креста» Палеологана (см. выше) на императорском флаге ( греч . βασιλικόν φλάμουλον , basilikon phlamoulon ), который несли византийские военно-морские корабли, в то время как командующий флотом мега дукс , отображало изображение императора верхом на коне. [79]

Церемониальные знаки отличия

[ редактировать ]
Церемониальный миниатюрный лабарум X века. , который, по-видимому, носил торжествующий император Гюнтертуха

С VI века и до конца империи византийцы использовали также ряд других знаков отличия. В основном они упоминаются в церемониальных процессиях, особенно в « De Ceremoniis» 10-го века , но, возможно, их также несли в бою. Когда они не использовались, они хранились в различных церквях по всему Константинополю . [80] Среди них были императорские фламулы из золота и расшитого золотом шелка, а также знаки отличия, известные под общим названием «скипетры» ( σκῆπτρα , skēptra ), которые обычно представляли собой символические предметы на вершине посоха. Ряд из них, так называемые «римские скипетры» ( ῥωμαϊκὰ σκῆπτρα , rhōmaïka skēptra ), напоминали старинные вексиллы с свисающим полотном ( βῆλον , велон , от латинского velum ). [81] [82] Дальнейшие знаки отличия этого типа включали эвтихию или птихию ( εὐτυχία или πτυχία ), которые, вероятно, несли какое-то изображение Победы . [83] [84]

Еще одна группа, известная под общим названием skeuē (σκεύη), упоминается в De Ceremoniis , в основном старых военных стандартах, передаваемых из поколения в поколение. Это были лабара (λάβουρα), вероятно, разновидность лабарума ; кампедиктурия ( καμπηδικτούρια ), потомки дубинок позднеримских мастеров строевой подготовки или кампидукторов ; сигна (σίγνα, «знак отличия »); драконтия ( δρακόντια ) и банда . [85] Драконтии . явно являются потомками древнеримского дракона , а термин драконарий, обозначающий знаменосца, сохранился до 10 века Однако неизвестно, как выглядели более поздние стандарты. По описанию Никиты Хониата , они еще включали в себя ветроуказатель , который был отличительной особенностью дракона , но это может быть намеренной архаикой. В любом случае, использование дракона в качестве изображения засвидетельствовано еще в 14 веке. [84] [86]

Псевдо-Кодинос также перечисляет различные знамена и знаки отличия, используемые в императорских процессиях: один назван архистратегосом ( ἀρχιστράτηγος , «главный генерал»); другой с изображениями известных прелатов и восьми лент, известных как октаподион ( ὀκταπόδιον , «осьминог»); другой в виде креста с изображениями святого Димитрия , святого Прокопия , святого Феодора Тирона и святого Феодора Стратилата ; другой, изображающий Святого Георгия верхом на коне; другой в форме дракона (δρακόνειον, драконеон ); и еще один с императором верхом на коне. [87] Существовало по паре каждого экземпляра, и их носили в процессиях, а в поход брали с собой один или два экземпляра, в зависимости от численности императорского эскорта. Им всегда предшествовали скутерии с дибеллионом (διβέλλιον), личным знаменем императора, а также с императорским щитом ( скутерион ), а за ними следовали знамена деспотов и других полководцев со знаменами демархов ( головы Константинопольских казарм), замыкая арьергард. [88] ведутся О природе дибеллиона велум споры, но его название – скорее всего, смешанное греко-латинское соединение, означающее «двойной » – очевидно, описывает раздвоенный вымпел , очевидно, западноевропейского происхождения. [89]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Обзор имеющихся на тот момент доказательств см. Типалдос 1926 , стр. 206–222.
  1. ^ Jump up to: а б Черноводяну 1982 , стр. 409.
  2. ^ ОДБ , «Гербы» (А. Каждан), стр. 472–473.
  3. ^ ODB , "Insignia" (A. Kazhdan), pp. 999–1000.
  4. ^ Крауч 2002 , с. 28. «Согласно нынешнему мнению, начало систематизированного и осознанного использования геральдики аристократами приходится на середину двенадцатого века».
  5. ^ Черноводяну 1982 , стр. 409–411.
  6. ^ Черноводяну 1982 , стр. 411–412.
  7. ^ Соловьев 1935 , стр. 129–130.
  8. ^ Бабуин 2001 , стр. 15–16.
  9. ^ Jump up to: а б с ОДБ , «Орлы» (А. Катлер), с. 669.
  10. ^ Соловьев 1935 , с. 130.
  11. ^ фон Кёне 1871–1873 , с. 1.
  12. ^ Соловьев 1935 , стр. 119–126.
  13. ^ Jump up to: а б Соловьев 1935 , с. 120.
  14. ^ Соловьев 1935 , стр. 119–121, 130–132.
  15. ^ Черноводяну 1982 , стр. 412.
  16. ^ Соловьев 1935 , с. 121.
  17. ^ Андрудис 2017 , с. 184.
  18. ^ Соловьев 1935 , стр. 126–127.
  19. ^ Андрудис 2017 , стр. 185–186.
  20. ^ Черноводяну 1982 , стр. 412–413.
  21. ^ Верпо 1966 , с. 171.
  22. ^ Верпо 1966 , стр. 144–145.
  23. ^ Верпо 1966 , с. 148.
  24. ^ Соловьев 1935 , стр. 133–135.
  25. ^ Бабуин 2001 , стр. 37–38.
  26. ^ Jump up to: а б фон Кёне 1871–1873 , с. 6.
  27. ^ фон Кёне 1871–1873 , стр. 7–8.
  28. ^ Черноводяну 1982 , стр. 413–414.
  29. ^ Jump up to: а б Оссвальд 2018 .
  30. ^ Соловьев 1935 , стр. 134–135.
  31. ^ Бабуин 2001 , с. 37.
  32. ^ Соловьев 1935 , с. 136.
  33. ^ Бабуин 2001 , стр. 36–37.
  34. ^ Андрудис 2017 , стр. 187–196.
  35. ^ Андрудис 2017 , стр. 179–184.
  36. ^ Андрудис 2017 , стр. 190–192.
  37. ^ Андрудис 2017 , стр. 196–201.
  38. ^ Соловьев 1935 , стр. 137–149, 153–155.
  39. ^ Соловьев 1935 , стр. 150–153.
  40. ^ Бабуин 2001 , стр. 42, 52, 56.
  41. ^ фон Кёне 1871–1873 , с. 8.
  42. ^ Черноводяну 1982 , стр. 414.
  43. ^ Jump up to: а б Бабуин 2001 , с. 38–39.
  44. ^ Соловьев 1935 , с. 155.
  45. ^ Соловьев 1935 , стр. 156–158.
  46. ^ Jump up to: а б Бабуин 2001 , с. 39.
  47. ^ Соловьев 1935 , стр. 155, 157–158.
  48. ^ Jump up to: а б Грирсон 1999 , с. 88.
  49. ^ Бабуин 2001 , стр. 39–40.
  50. ^ Соловьев 1935 , стр. 158–159.
  51. ^ Соловьев 1935 , стр. 159, 160.
  52. ^ Соловьев 1935 , стр. 161–162.
  53. ^ Jump up to: а б Типалдос 1926 , стр. 209–221.
  54. ^ Грирсон 1999 , стр. 88–89.
  55. ^ Соловьев 1935 , с. 159.
  56. ^ Мартинс 2007 .
  57. ^ Карта-портолан Гиллема Солера ок. 1380 ; Каталонский атлас 1375 года.
  58. ^ Jump up to: а б ван Миллинген 1899 , стр. 189–190.
  59. ^ Холмс 2003 , стр. 5f.
  60. ^ Лимберис 1994 , с. 15.
  61. ^ Собор Учения (4 марта 2012 г.). Книга посвящения комнаты турецкой национальности . Университет Питтсбурга. п. 3.
  62. ^ Типалдос 1926 , стр. 221–222.
  63. ^ Типалдос 1926 , с. 208.
  64. ^ Гросс 1924 , стр. 359–364.
  65. ^ Деннис 1981 , стр. 51–52.
  66. ^ Бабуин 2001 , стр. 7–9.
  67. ^ Jump up to: а б Деннис 1981 , с. 52.
  68. ^ Гросс 1924 , с. 365.
  69. ^ Деннис 1981 , стр. 52–53.
  70. ^ Деннис 1981 , с. 53.
  71. ^ Деннис 1981 , стр. 58–59.
  72. ^ Цамакда 2002 , с. 312.
  73. ^ Бабуин 2001 , с. 33.
  74. ^ Деннис 1981 , стр. 54–55.
  75. ^ Гросс 1924 , стр. 368–370.
  76. ^ Деннис 1981 , стр. 56–57.
  77. ^ Деннис 1981 , с. 57.
  78. ^ Халдон 1990 , стр. 245–247.
  79. ^ Верпо 1966 , с. 167.
  80. ^ Халдон 1990 , стр. 271–273.
  81. ^ Бабуин 2001 , стр. 10–13.
  82. ^ Халдон 1990 , стр. 271–272.
  83. ^ Бабуин 2001 , с. 13.
  84. ^ Jump up to: а б Хэлдон 1990 , с. 272.
  85. ^ Халдон 1990 , стр. 272–274.
  86. ^ Бабуин 2001 , стр. 13–15.
  87. ^ Верпо 1966 , стр. 195–196.
  88. ^ Верпо 1966 , с. 196.
  89. ^ Хенди 1992 , стр. 175–176.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c8327d1497e08925b418073ba6dbe8a__1715256660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/8a/8c8327d1497e08925b418073ba6dbe8a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Byzantine flags and insignia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)