Jump to content

Еда в Древнем Риме

Банкет для нескольких поколений, изображенный на фреске из Помпеи (I век нашей эры).

Еда в Древнем Риме отражает как разнообразие продуктов питания, доступных через расширенные торговые сети Римской империи , так и традиции веселья с самых ранних времен Древнего Рима , частично унаследованные от греков и этрусков . В отличие от греческого симпозиума , который представлял собой в первую очередь попойку, аналогичный социальный институт римского конвивиума ( званый обед ) был ориентирован на еду. Банкеты играли важную роль в общинной религии Рима . Поддержание снабжения города Рима продовольствием стало важным политическим вопросом в поздней республике и продолжало оставаться одним из основных способов выражения императором своих отношений с римским народом и утверждения своей роли благотворителя. Римские торговцы продуктами питания и фермерские рынки продавали мясо, рыбу, сыры, продукты, оливковое масло и специи; а пабы, бары, гостиницы и продуктовые ларьки продавали готовую еду.

Хлеб был важной частью рациона римлян: более обеспеченные люди ели пшеничный хлеб, а более бедные - ячменный . Свежие продукты, такие как овощи и бобовые, были важны для римлян, поскольку сельское хозяйство было ценным занятием. разнообразные оливки и орехи Были съедены . Хотя были выдающиеся римляне, которые не поощряли употребление мяса, готовились разнообразные мясные продукты, в том числе кровяные пудинги , колбасы, вяленая ветчина и бекон. Молоко коз или овец считалось лучше коровьего; молоко использовалось для изготовления многих видов сыра, так как это был способ хранения и торговли молочными продуктами. Хотя оливковое масло было основой римской кухни, сливочное масло считалось нежелательным галльским продуктом. В сладких продуктах, таких как выпечка, обычно использовали мед и сироп винного сусла в качестве подсластителя разнообразные сухофрукты . Также ели (инжир, финики и сливы) и свежие ягоды.

Соль , которая в чистом виде была дорогим товаром в Риме, была основной приправой, а самой распространенной соленой приправой был ферментированный рыбный соус, известный как гарум . Местные приправы включали садовые травы, тмин , кориандр и ягоды можжевельника . Импортированные специи включали перец , шафран , корицу и фенхель . Хотя вино было важным напитком, римляне презирали чрезмерное употребление вина и пили вино, смешанное с водой; пить вино «в чистом виде» считалось варварским обычаем .

Основными ингредиентами римских блюд были пшеница, вино, мясо и рыба, хлеб, а также соусы и специи. Более богатые римляне вели роскошную жизнь и иногда устраивали банкеты и пиршества.

Зерновые и бобовые

[ редактировать ]
Хлебный ларек с помпейской настенной росписи.

Большинство людей потребляли бы не менее 70 процентов своих ежедневных калорий в виде злаков и бобовых . [1] Зерновые включали несколько сортов пшеницы полбу , заклёпку , однозерновое зерно , полбу и мягкую пшеницу ( Triticum aestivum ). [2] — а также менее желательные ячмень , просо и овес . [1]

Бобовые включали чечевицу , нут , вику горькую , фасоль , садовый горох и посевной горох ; Плиний называет такие разновидности, как горох Венеры , [3] и поэты восхваляют египетскую чечевицу, импортированную из Пелусия . [4] Бобовые культуры сажали чередуя со злаками, чтобы обогатить почву . [5] и запасались на случай голода. Писатель-агроном Колумелла дает подробные инструкции по лечению чечевицы, а Плиний говорит, что она полезна для здоровья. [6] Хотя бобовые обычно считаются скромным блюдом, они также появляются среди блюд на банкетах. [7]

Бобовые ( похлебка ) [8] считался исконной пищей римлян и играл роль в некоторых архаичных религиозных ритуалах, которые продолжали соблюдаться во времена Империи. [9] Базовую зерновую похлебку можно дополнить нарезанными овощами, кусочками мяса, сыром или зеленью, чтобы получить блюда, похожие на поленту или ризотто . [10] «Юлианское рагу» (Pultes Iulianae) готовилось из полбы, к которой добавлялись два вида фарша , перец , любисток , фенхель , черный хлеб и винная редукция ; по традиции, его ели солдаты Юлия Цезаря и это было «типичное римское блюдо». [11]

Мельнично-пекарной комплекс в Помпеях

Городское население и военные предпочитали потреблять зерно в виде хлеба. [1] Низшие классы ели грубый черный хлеб из полбы или ячменя. Прекрасные белые хлебы были заквашены дикими дрожжами и культурами закваски . [12] и Галлии , пьющие пиво, Кельты Испании были известны качеством своего хлеба, приготовленного на закваске или пивных дрожжах . [13] В стихотворении «Моретум» описывается лепешка, приготовленная на сковороде с сыром и соусом песто , чем-то похожим на пиццу или фокаччу . [14]

Содержание хлебной печи трудоемко и требует места, поэтому жители квартир, вероятно, готовили тесто дома, а затем пекли его в общей печи. [15] Мельницы и коммерческие печи, обычно объединенные в хлебопекарный комплекс, считались настолько важными для благополучия Рима, что несколько религиозных праздников чтили божеств , которые способствовали этим процессам, и даже ослов, которые трудились на мельницах. Веста , богиня домашнего очага, считалась дополняющей Цереру , богиню зерна, а на празднике Весты ослам надевали гирлянды и давали им отдохнуть . Форнакалия называлась « Фестивалем печей». Латеран был божеством кирпичных печей.

Другая продукция

[ редактировать ]
Настенная роспись из Помпеи (ок. 70 г. н. э.), изображающая осенние продукты: виноград, яблоки и гранаты, переливающиеся через большую стеклянную чашу, рядом с наклонной амфорой и терракотовым горшком с консервированными фруктами.

Из-за важности землевладения в формировании римской культурной элиты римляне идеализировали сельское хозяйство и очень гордились подачей продуктов . Листовую зелень и травы ели в виде салатов с уксусной заправкой . [16] Вареные овощи, такие как свекла , лук-порей и тыквы , готовились с соусами в качестве первых блюд или подавали с хлебом в качестве простой еды. [16] У римлян было более 20 видов овощей и зелени. Соленые оливки были доступны в широком ассортименте даже тем, у кого был ограниченный бюджет. [16] Трюфели и лесные грибы , хотя и не являлись повседневной пищей, возможно, добывались чаще, чем сегодня. [17]

Провинции экспортировали региональные сухофрукты, такие как карийский инжир и фиванские финики. [16] а фруктовые деревья с Востока были распространены по всей Западной империи: вишня с Понта (современная Турция); персик (персика) из Персии (Иран), а также лимон и другие цитрусовые; абрикос из Армении ; « дамасская » слива или чернослив из Сирии ; и то, что римляне называли «Пуническим яблоком», гранат из Северной Африки. [18] Римляне ели вишню, ежевику, смородину, бузину, финики, гранаты, персики, абрикосы, айву, дыни, сливы, инжир, виноград, яблоки и груши. [19]

Ягоды выращивали или собирали в диком виде. Знакомые орехи включали миндаль, фундук, грецкие орехи, фисташки, кедровые орехи и каштаны. [20] Фруктовые и ореховые деревья можно прививать несколькими сортами. [21]

Мясо и молочные продукты

[ редактировать ]

Хотя были выдающиеся римляне, которые не поощряли употребление мяса, императоры Дидий Юлиан и Септимий Север презирали мясо. [22] – Римские мясники продавали разнообразное свежее мясо, включая свинину, говядину, баранину и баранину . [23] Из-за отсутствия охлаждения были разработаны методы консервирования мяса, рыбы и молочных продуктов. Ни одна часть животного не выбрасывалась впустую, в результате чего получались кровяные пудинги , фрикадельки (исиция) , колбасы и тушеные блюда. [23] Сельские жители готовили ветчину и бекон, а региональные деликатесы, такие как хорошо соленая галльская ветчина, были предметом торговли. [23] Колбаски Лукании изготавливались из смеси мясного фарша, трав и орехов с яйцами в качестве связующего ингредиента, а затем выдерживались в коптильне . [24]

Свежее молоко использовалось в лечебных и косметических препаратах или в кулинарии. [25] Молоко коз или овец считалось лучше коровьего. [26] Сыр было легче хранить и транспортировать на рынок; В литературных источниках подробно описано сыроделие, включая свежие и твердые сыры, региональные деликатесы и копченые сыры. [27]

Масла и жиры

[ редактировать ]
Оливковая мельница из Волюбилиса , современное Марокко.

Оливковое масло имело основополагающее значение не только для приготовления пищи, но и для римского образа жизни, поскольку оно также использовалось в лампах и средствах для купания и ухода за собой. [28] Римляне изобрели трапетум для добычи оливкового масла. [29] Оливковые сады римской Африки привлекали крупные инвестиции и были очень продуктивными: деревья были крупнее, чем в Средиземноморской Европе; Для эффективного извлечения были разработаны массивные рычажные прессы. [30] Испания также была крупным экспортером оливкового масла, но римляне считали масло из центральной Италии лучшим. [31] Специальные смеси были созданы из испанского оливкового масла; Либурнийское масло (Oleum Liburnicum) ароматизировали девясилом , корнем циперуса , лавром и солью. [24]

сливочное масло , но оно было отличительной чертой галльской диеты. Римляне по большей части презирали [32] Сало использовали для выпечки выпечки и приправы некоторых блюд. [23]

Приправы и подсластители

[ редактировать ]

Соль была основной приправой: Плиний Старший заметил, что «цивилизованная жизнь не может существовать без соли: это настолько необходимый ингредиент, что он стал метафорой сильного душевного удовольствия». [33] В латинской литературе соль (sal) была синонимом слова «остроумие». [34] Это был важный предмет торговли, но чистая соль стоила относительно дорого. Самой распространенной соленой приправой был гарум , ферментированный рыбный соус , который добавлял вкусовой аспект, который теперь называется « умами ». Основные экспортеры гарума располагались в провинциях Испании.

Три позолоченные римские пиператории (перечники) из клада Хоксне в Римской Британии.

Местные приправы включали садовые травы, тмин , кориандр и ягоды можжевельника . [23] Перец был настолько важен для кухни, что декоративные горшки ( пиператории ) для его хранения были созданы . Piper longum был импортирован из Индии, как и нард , используемый для приправы дичи и морских ежей . [35]

Другими импортируемыми специями были шафран , корица и сиренский сирен , разновидность острого фенхеля , который был уничтожен в результате чрезмерного сбора урожая во время правления Нерона , после чего его заменили лазерпицием , асафетидой, экспортируемой из современного Афганистана. [36] Плиний подсчитал, что римляне тратили 100 миллионов сестерциев в год на специи и духи из Индии, Китая и Аравийского полуострова. [37]

Подсластители ограничивались в основном медом и винного сусла сиропом ( дефрутум ) . [23] Тростниковый сахар был экзотическим ингредиентом, который использовался в качестве украшения, ароматизатора или в лекарствах. [23]

Сельское хозяйство и рынки

[ редактировать ]
Мальчик держит блюдо с фруктами и что-то вроде ведра с крабами на кухне с рыбой и кальмарами , на июньском панно из мозаики с изображением месяцев (3 век). [38]

Центральное правительство проявляло активный интерес к поддержке сельского хозяйства . [39] Производство продуктов питания было главным приоритетом землепользования. [40] Более крупные фермы ( латифундии ) достигли эффекта масштаба , который поддерживал городскую жизнь и более специализированное разделение труда. [39] Транспортная сеть дорог и судоходных линий Империи принесла пользу мелким фермерам, открыв доступ к местным и региональным рынкам в городах и торговых центрах. Сельскохозяйственные методы, такие как севооборот и селекция, были распространены по всей Империи, а новые культуры были завезены из одной провинции в другую, например, горох и капуста в Британию. [41]

Продавцы еды изображены в искусстве по всей Империи. В городе Риме Форум Холаторий был древним фермерским рынком , а Викус Тускус славился своими свежими продуктами . [42] По всему городу мясо, рыба, сыры, продукты, оливковое масло , специи и вездесущая приправа гарум ( рыбный соус ) продавались на мачеллах , римских крытых рынках и на рынках по всей провинции. [43]

Обеспечение доступного продовольствия в городе Риме стало важным политическим вопросом в поздней республике, когда государство начало предоставлять пособие на зерно ( аннона ) гражданам, зарегистрировавшимся на него. [39] Около 200 000–250 000 взрослых мужчин в Риме получали пособие, составляющее около 33 кг в месяц, за год в общей сложности около 100 000 тонн пшеницы, в основном из Сицилии , Северной Африки и Египта. [44]

Пособие обходится как минимум в 34 процента государственных доходов. [39] но улучшились условия жизни и семейной жизни среди низших классов, [45] и субсидировал богатых, позволяя рабочим тратить больше своих доходов на вино и оливковое масло, производимые в поместьях землевладельцев. [39]

Пособие на зерно имело и символическое значение: оно подтверждало как положение императора как всеобщего благодетеля, так и право всех граждан делиться «плодами завоеваний». [39] Аннона , общественные удобства и впечатляющие развлечения смягчали унылые условия жизни римлян из низшего сословия и сдерживали социальные волнения. сатирик Ювенал Однако считал « хлеб и зрелища » (panem et circenses) символом утраты республиканской политической свободы: [46]

Публика уже давно отбросила свои заботы: народ, который когда-то даровал командования, консульства, легионы и все прочее, теперь больше не вмешивается и жадно жаждет только двух вещей: хлеба и зрелищ. [47]

Римляне, получавшие пособие, относили его на мельницу, чтобы перемолоть в муку. [48] Ко времени правления Аврелиана государство начало раздавать аннону в качестве ежедневного рациона хлеба, испеченного на государственных фабриках, и добавило оливковое масло , вино и свинину. к пособию [49]

Коммерческое приготовление пищи

[ редактировать ]
Помпейская таберна для еды и питья. На выцветшей картине над прилавком были изображены яйца, оливки, фрукты и редис. [50]

Большинство жителей Рима жили в многоквартирных домах ( insulae ), в которых не было кухонь, хотя общие кухонные принадлежности могли быть доступны в общественных местах на первом этаже. Угольную жаровню можно было использовать для элементарной кулинарии, такой как приготовление на гриле и тушение в кастрюле ( олла ) , но вентиляция была плохой, а жаровни были опасны для пожара. [51]

Готовая еда продавалась в пивных и барах, гостиницах и продуктовых ларьках ( таберне , капонае, попинае ) . [52] В некоторых заведениях столешницы были снабжены отверстиями для кастрюль, которые могли сохранять пищу теплой над источником тепла ( термополиум ) или просто служили сосудами для хранения ( долиа ) . [53]

Рестораны и рестораны были предназначены для низших классов. Посещение таверн, где иногда работали проститутки, входило в число моральных недостатков, в которых можно было обвинять дурных императоров и других общественных деятелей. [54]

Мельницы и торговые печи обычно объединялись в хлебопекарный комплекс. [15]

Диетические теории

[ редактировать ]

Важность хорошей диеты для здоровья признавалась такими писателями-медиками, как Гален (2 век нашей эры), в чьи трактаты входил трактат « О ячменном супе» . На взгляды на питание повлияли такие школы мысли, как гуморальная теория . [55] Считалось, что переваривание пищи в организме представляет собой процесс, аналогичный приготовлению пищи. [56]

[ редактировать ]
Натюрморт на мозаике II века.

Латинское выражение для обозначения полного обеда было ab ovo usque ad Mala , «от яйца до яблок», что эквивалентно английскому «от супа до орехов». [57] Ужин из нескольких блюд начинался с gustatio («дегустация» или «закуска»), часто салата или другого готового блюда, приготовленного минимально, с ингредиентами, способствующими хорошему пищеварению. Собственно сена была сосредоточена на мясе, практика, которая напоминает традицию общественных банкетов после жертвоприношения животных. Трапеза завершалась фруктами и орехами или заведомо излишними десертами (secundae mensae) . [58]

Римская литература фокусируется на обеденных привычках высших классов. [59] а самое известное описание римской трапезы — это, вероятно, званый обед Трималхиона в «Сатириконе» , вымышленной феерии, мало похожей на реальность даже среди самых богатых. [60] Поэт Марсьяль описывает подачу более правдоподобного ужина, начиная с gustatio , который представлял собой салат из листьев мальвы , салата, нарезанного лука-порея, мяты , рукколы , скумбрии, украшенной рутой , нарезанных яиц и маринованного свиного вымени. Основное блюдо представляло собой сочные куски козлятины , фасоли, зелени, курицы и остатков ветчины, за которыми следовал десерт из свежих фруктов и марочного вина. [61]

Римский рецепт:
Парфянская курица

Приготовьте курицу. Раздавить перец, любисток и немного тмина ; смешайте с рыбным соусом , чтобы получилась кашица, затем разбавьте вином. Заливаем курицу в кастрюле с крышкой. Растворите асафетиду в теплой воде и поливайте курицу во время приготовления. Приправьте перцем для подачи.

Апиций, Де Ре Кокинария 6.9.2 [62]

Римские книги по сельскому хозяйству включают несколько рецептов. [63] Коллекция римских рецептов длиной в книгу приписывается Апицию — имени нескольких деятелей древности, которое стало синонимом слова « гурман »: [64] «Рецепты написаны беспорядочно, как будто кто-то, знакомый с работой кухни, записывает заметки для коллеги». [65] Хотя Апиций часто бывает неточным, особенно в отношении размеров, он использует восемь различных глаголов для обозначения методов добавления яиц в блюдо, включая тот, из которого можно приготовить суфле . [66]

Рецепты включают региональные деликатесы, такие как Ofellas Ostiensis , закуска, приготовленная из «отборных кусочков маринованной свинины, приготовленных в остром соусе с типично римскими вкусами: любисток, фенхель, тмин и анис». [67] Фирменное блюдо Patina Apiciana сложного фарша с яйцом и блинами . требовало подачи на серебряном блюде [68]

Настенная роспись из дома Юлии Феликс в Помпеях.

Римские « гурманы » баловались дичью , дичью, такой как павлины и фламинго , крупной рыбой ( кефаль особенно ценилась ) и моллюсками . Устрицы выращивались в Байях , курортном городе на Кампании . побережье [23] известен региональным рагу из моллюсков, приготовленным из устриц, мидий , морских ежей , сельдерея и кориандра. [67]

Самым эффектным блюдом императора Вителлия должен был стать «Щит Минервы », составленный из щучьей печени, мозгов фазана и павлина, языка фламинго и молок миноги . В описании, данном Светонием, подчеркивается, что эти роскошные ингредиенты были доставлены флотом из дальних уголков империи, от парфянской границы до Гибралтарского пролива . [69] Историк Августа Ливий явно связывает развитие изысканной кухни с территориальной экспансией Рима, датируя появление первых поваров 187 годом до нашей эры, после Галатийской войны . [70]

Вино и напитки брожения

[ редактировать ]
Мозаика с изображением урожая (из Черчеля , современный Алжир , Римская Африка).

Хотя нехватка продовольствия была постоянной проблемой, итальянское виноградарство производило изобилие дешевого вина, которое отправлялось в Рим. [71] Большинство провинций были способны производить вино, но региональные сорта были желательны, а вино было центральным предметом торговли. Нехватка ординарного вина была редкостью. [72] региональные сорта, такие как Альбан , Цекубан и Фалерн . Ценились [37] Опимиан был самым престижным урожаем. [73]

Основными поставщиками для города Рима были западное побережье Италии, южная Галлия, регион Тарраконенсис в Испании и Крит . Александрия, второй по величине город Империи, импортировала вино из Лаодикии в Сирии и на Эгейском море. [74] На уровне розничной торговли таверны или специализированные винные магазины (vinaria) продавали вино в кувшинах на вынос и напитком в помещении, при этом диапазон цен отражал качество. [75]

Помимо регулярного употребления во время еды, вино было частью повседневных религиозных обрядов. Перед едой совершалось возлияние домашним богам. Когда римляне регулярно посещали места захоронений, чтобы позаботиться об умерших , они совершали возлияние, которое в некоторых гробницах совершалось с помощью трубки для кормления в могилу.

Римляне пили вино, смешанное с водой или в виде «смешанных напитков» с ароматизаторами. Мульсум представлял собой сладкое глинтвейн, а апсинтиум был предшественником абсента со вкусом полыни . [37] Хотя вином наслаждались регулярно, а поэт Августа Гораций придумал выражение «истина в вине» ( in vino veritas ), пьянство пренебрегалось. У римлян существовал стереотип, согласно которому галлы имели чрезмерную любовь к вину, а употребление вина «прямого» ( пурум или мерум , несмешанное) было признаком «варвара». Галлы также варили различные сорта пива.

Обед дома

[ редактировать ]
Воссоздание триклиния в Государственной археологической коллекции Мюнхена.

Поскольку рестораны обслуживали низшие классы, изысканную кухню можно было искать только на частных званых обедах в зажиточных домах или на банкетах, устраиваемых социальными клубами ( коллегиями ) . [76] Частный дом ( domus ) элитной семьи должен был иметь кухню, огород и обученный персонал, включающий повара (archimagirus) , су-шефа (vicarius supra cocos) и помощников на кухне (coci , единственное число cocus или coquus) . от которого происходит английское слово «готовить»). [77]

В семьях высшего сословия вечерняя трапеза ( сена ) выполняла важные социальные функции. [78] Гостей развлекали в прекрасно оформленной столовой ( триклинии ) , часто с видом на перистильный сад. Посетители сидели на диванах, опираясь на левый локоть. Идеальное количество гостей для званого обеда ( конвивиума , «разделения жизни» или «совместной жизни») составляло девять. [78]

К поздней республике, если не раньше, женщины обедали, возлежали и пили вино вместе с мужчинами. [79] По крайней мере, в некоторых случаях на занятиях присутствовали дети, чтобы они могли приобрести социальные навыки. [80] Многоразовые обеды подавали домашние рабы , которые занимают видное место в искусстве поздней античности как образы гостеприимства и роскоши. [81]

Фрагмент знаменитой мозаики «грязный пол», изображающий остатки кухни и столовой с пирующей мышью ( Музей Ватикана )

Кормление военных

[ редактировать ]

Одной из главных логистических задач римской армии было снабжение людей, кавалерийских лошадей и вьючных животных, обычно мулов. Пшеница и ячмень были основными источниками пищи. Также были предоставлены мясо, оливковое масло, вино и уксус. Армия численностью 40 000 человек, включая солдат и другой персонал, например рабов, будет иметь около 4 000 лошадей и 3 500 вьючных животных. Армия такого размера ежедневно потребляла около 60 тонн зерна и 240 амфор вина и оливкового масла.

Каждый мужчина получал около 830 граммов (1,8 фунта) пшеницы в день в виде немолотого зерна, которое менее скоропортящееся, чем мука. Для его измельчения использовались ручные мельницы. Поставка всех этих продуктов питания зависела от их наличия, и их было трудно гарантировать во время войны или других неблагоприятных условий. Военные привлекали торговцев , которые продавали различные товары, в том числе продукты питания, которыми солдат мог дополнить свой рацион. [82]

Во время экспансионизма Республики армия обычно совмещала жизнь за счет земли и организовывала линии снабжения ( frumentatio ), чтобы обеспечить снабжение продовольствием. [83] В рамках Империи провинции могли платить налоги в натуральной форме в виде зерна для обеспечения постоянных гарнизонов. [83]

Культурные ценности

[ редактировать ]
Банкет на открытом воздухе на фрагментированной мозаике IV века.

Изысканную кухню можно морализировать как признак либо цивилизованного прогресса, либо упадка. [84] Ранний имперский историк Тацит противопоставлял роскошь римского стола своего времени простоте германской диеты, состоящей из свежего мяса диких животных, фруктов и сыра, не приправленных импортными приправами и изысканными соусами. [85]

Из-за важности землевладения в римской культуре продукты — зерновые, бобовые, овощи и фрукты — чаще всего считались более цивилизованной формой питания, чем мясо. Философ стоик - Мусоний Руфус , вегетарианец , считал мясоедов не только менее цивилизованными, но и «более медленными в интеллекте». [86]

« Варваров » можно стереотипно представить как хищных хищников. [87] В Historia Augusta императоры Дидий Юлиан и Септимий Север описываются как пренебрегавшие мясом в пользу овощей, в то время как первый император, рожденный от двух родителей-варваров, Максимин Фракс , как говорят, пожирал горы мяса. [22]

Для Плиния приготовление выпечки было признаком мира в цивилизованных странах. [88] Основные средиземноморские продукты , такие как хлеб , вино и масло , были сакрализованы римским христианством, а потребление мяса у германцев стало признаком язычества . [22] поскольку это может быть продукт жертвоприношения животных .

Некоторые философы и христиане сопротивлялись требованиям тела и удовольствиям от еды и считали пост идеалом. [89] Еда в целом стала проще, поскольку городская жизнь на Западе уменьшилась, торговые пути были нарушены, [90] а богатые перешли к более ограниченной самодостаточности своих загородных поместий. [29] Поскольку городской образ жизни стал ассоциироваться с упадком, Церковь формально порицала чревоугодие . [29] а охота и скотоводство считались простым, но добродетельным образом жизни. [91]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эмили Гауэрс Нагруженный стол: изображение еды в римской литературе (Oxford University Press, 1993)
  1. ^ Перейти обратно: а б с Питер Гарнси, «Земля», в Кембриджской древней истории: Высшая империя, 70–192 гг. Нашей эры (Cambridge University Press, 2000), том. 11, с. 681.
  2. ^ «Продукты питания», в «Поздней античности: Путеводитель по постклассическому миру» (Harvard University Press, 1999), стр. 453–454.
  3. ^ Флинт-Гамильтон, «Бобовые в Древней Греции и Риме», с. 373; Эдвардс, «Филология и кухня в De Re Coquinaria », с. 257.
  4. ^ Вергилий , Георгика 1.228; Боевой 13.9.1; Авзоний 12.9.9; Х.Х. Хаксли, Вергилий: Георгика I и IV (Флетчер и сыновья, 1963, 1967), стр. 96.
  5. ^ Плиний, Естественная история 18.134, 137; Флинт-Гамильтон, «Бобовые в Древней Греции и Риме», с. 373.
  6. ^ Колумелла, De Re Rustica 2.10.5–16; Плиний, Естественная история 22.142; Флинт-Гамильтон, «Бобовые в Древней Греции и Риме», стр. 374–376.
  7. ^ Флинт-Гамильтон, «Бобовые в Древней Греции и Риме», с. 382; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 198.
  8. ^ Грег Вульф (2007). Древние цивилизации: иллюстрированный справочник по вере, мифологии и искусству . Барнс и Ноубл. п. 388. ИСБН  978-1-4351-0121-0 .
  9. ^ Плиний Старший , Естественная история 19.83–84; Эмили Гауэрс, Нагруженный стол: изображение еды в римской литературе (Oxford University Press, 1993, 2003), стр. 17; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 198.
  10. ^ Стамбо, Древний римский город , с. 144.
  11. ^ Джон Эдвардс, «Филология и кухня в De Re Coquinaria », Американский филологический журнал 122.2 (2001), стр. 258–259.
  12. ^ Кимберли Б. Флинт-Гамильтон, «Бобовые в Древней Греции и Риме: еда, лекарство или яд?» Гесперия 68.3 (1999), с. 371; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 197–198.
  13. ^ Плиний, Естественная история 18.68; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 198.
  14. ^ Кэрол Филд, Итальянский пекарь: классические вкусы итальянской сельской местности (Random House, 1985, 2011), стр. 250.
  15. ^ Перейти обратно: а б Холлеран, Шопинг в Древнем Риме, стр. 134–135.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 198.
  17. ^ Фаас, Патрик (2005). За римским столом: еда и пиршества в Древнем Риме , стр. 236–239. Издательство Чикагского университета.
  18. ^ Патрик Боу, Сады римского мира , с. 49; Филлис Прей Бобер, Искусство, культура и кухня: древняя и средневековая гастрономия (University of Chicago Press, 1999), с. 337; К. Сринивасан, Изабель М.Г. Падилья и Ральф Скорца, « Prunus spp. Миндаль, абрикос, вишня, нектарин, персик и слива», в журнале «Биотехнология фруктовых и ореховых культур » (CABI Publishing, 2005), стр. 512; Роберт Э.А. Палмер , Рим и Карфаген в мире (Франц Штайнер, 1997), стр. 40, 45–46 (о гранате).
  19. ^ Вокруг римского стола, с. 239.
  20. ^ Фаза (2005), с. 239.
  21. ^ Согласно Плинию, Естественная история ; Боу, «Сады римского мира», с. 49.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Монтанари, «Римляне, варвары, христиане», с. 166.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 199.
  24. ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, «Филология и кухня в De Re Coquinaria », с. 259.
  25. ^ Джоан П. Алкок, «Молоко и продукты из него в Древнем Риме», в книге « Молоко: за пределами молочных продуктов». Труды Оксфордского симпозиума по продуктам питания и кулинарии, 1999 г. (Prospect Books, 2000), стр. 31–33.
  26. ^ Алкок, «Молоко и продукты из него в Древнем Риме», стр. 31–32.
  27. ^ Алкок, «Молоко и продукты из него в Древнем Риме», стр. 35–37; Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, с. 150.
  28. ^ Эндрю Долби, статья об оливковом масле, Еда в древнем мире от А до Я (Routledge, 2003), стр. 10. 239.
  29. ^ Перейти обратно: а б с «Продукты питания» в «Поздней античности», с. 455.
  30. ^ Дэвид Дж. Маттингли, «Региональные вариации в римской олеокультуре: некоторые проблемы сопоставимости», в журнале Landuse in the Roman Empire («L'Erma» di Bretschneider, 1994), стр. 91–93, 104.
  31. ^ Далби, Еда в древнем мире от А до Я, стр. 239.
  32. ^ Алкок, «Молоко и продукты из него в Древнем Риме», с. 33.
  33. ^ Плиний, Естественная история 31.88, цитируется Гауэром, The Loaded Table, p. 232.
  34. ^ Гауэр, Нагруженный стол , с. 232, особенно цитируя Горация , Послание 2.2.60.
  35. ^ Эдвардс, «Филология и кухня в De Re Coquinaria », стр. 256–257.
  36. ^ Плиний, Естественная история 19.39; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 199–200.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 200.
  38. ^ Дж. Карсон Вебстер, Месячные труды в античном и средневековом искусстве до конца двенадцатого века, Исследования в области гуманитарных наук 4 (Northwestern University Press, 1938), с. 128. В собраниях Эрмитажа .
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хопкинс, «Политическая экономия Римской империи», с. 191.
  40. ^ Питер Гарнси, «Земля», в « Кембриджской древней истории: Высшая империя, 70–192 гг. Н.э.» (Cambridge University Press, 2000), том. 11, с. 679.
  41. ^ Хопкинс, «Политическая экономия Римской империи», стр. 195–196.
  42. ^ Дж. Мира Сео, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима (Oxford University Press, 2010), стр. 198; Роберт Э.А. Палмер , Рим и Карфаген в мире (Штайнер, 1997), с. 115, цитирует Варрона , De Lingua Latina 5.146–147, на Forum Holitorium как мацеллум .
  43. ^ Клэр Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме: розничная торговля в поздней республике и принципате (Oxford University Press, 2012), стр. 207–208 и др .; Со, «Еда и напитки, Роман», с. 198, и «Повара и кулинарные книги», с. 299, в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 299.
  44. ^ Хопкинс, «Политическая экономия Римской империи», с. 191, считая, что излишки пшеницы только из провинции Египет могут удовлетворить и превысить потребности города Рима и провинциальных армий.
  45. ^ Уайзман, Т.П. (1969). «Перепись в первом веке до нашей эры». Журнал римских исследований . 59 (1/2): 59–75. дои : 10.2307/299848 . JSTOR   299848 . S2CID   163672978 . , с. 73.
  46. ^ Кэтрин Кин, Определение жанра в римской сатире (Oxford University Press, 2006), с. 36; Экхарт Кёне, «Хлеб и зрелища: политика развлечений», в книге «Гладиаторы и цезари: сила зрелища в Древнем Риме» (Калифорнийский университет Press, 2000), стр. 8.
  47. ^ Ювенал, Сатира 10.77–81.
  48. ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, с. 134.
  49. ^ Стамбо, Древний римский город , с. 146; Хопкинс, «Политическая экономия Римской империи», с. 191; Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, с. 134.
  50. ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, стр. 136–137.
  51. ^ Джон Э. Стамбо, Древний римский город (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1988), стр. 144, 178; Кэтрин Хиндс, Повседневная жизнь в Римской империи (Маршалл Кавендиш, 2010), с. 90.
  52. ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, с. 140ff.
  53. ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, с. 136 и далее.
  54. ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, стр. 148–149.
  55. ^ Марк Грант, Гален о еде и диете (Routledge, 2000), стр. 7, 11 и др . .
  56. ^ Грант, Гален о еде и диете , стр. 7–8.
  57. ^ Джон Донахью, Римская община за столом во время принципата (University of Michigan Press, 2004, 2007), стр. 9.
  58. ^ Гауэрс, Нагруженный стол, с. 17.
  59. ^ Вероника Э. Гримм, «О еде и теле», в «Спутнике Римской империи», стр. 354.
  60. ^ Гримм, «О еде и теле», с. 359.
  61. ^ Джоан П. Алкок, Еда в древнем мире (Greenwood Press, 2006), стр. 10. 184.
  62. ^ Парфянская курица: вы откроете курицу из лодки и украсите ее квадратом. Труба была затерта, липа, я был немного неосторожен; полить соусом; закалить вином. Положите курицу в миску и приготовьте соус. Вы растворяете лазер и жидкость в теплой воде, добавляете в курицу и готовите. Принесите его, посыпав перцем. Модернизированная версия этого рецепта представлена ​​в книге Эндрю Долби и Салли Грейнджер, «Классическая кулинарная книга» (Музей Дж. Пола Гетти, 1996), стр. 108.
  63. ^ Со, «Повара и кулинарные книги», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 298.
  64. ^ Кэти К. Кауфман, «Воспоминание о прошлых приемах пищи: приготовление пищи по книге Апиция», в книге « Еда и память: материалы Оксфордского симпозиума по еде и плите», с. 125 и далее.
  65. ^ Кауфман, «Воспоминание о прошлой трапезе», с. 125.
  66. ^ Кауфман, «Воспоминание о прошлой трапезе», с. 125 и далее.
  67. ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, «Филология и кухня в De Re Coquinaria », с. 258.
  68. ^ Де Ре Coquinaria 4.141.; Со, «Повара и кулинарные книги», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 299.
  69. ^ Светоний , Жизнь Вителлия 13.2 ; Гауэрс, «Нагруженный стол», с. 20.
  70. ^ Ливий 39,6; Со, «Повара и кулинарные книги», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 298; Гауэрс, «Нагруженный стол», с. 16.
  71. ^ Питер Гарнси, «Земля», в Кембриджской древней истории: Высшая империя, 70–192 гг. Нашей эры (Cambridge University Press, 2000), том. 11, с. 695.
  72. ^ Мирей Корбье , «Чеканка монет, общество и экономика», в Кембриджской древней истории: кризис империи, 193–337 гг. Н. Э. (Cambridge University Press, 2005), том. 12, с. 404; Харрис, «Торговля», в CAH 11, стр. 719.
  73. ^ Плиний, Естественная история 14.55; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 200.
  74. ^ Харрис, «Торговля», в CAH 11, стр. 720.
  75. ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, стр. 146–147.
  76. ^ Фаза (2005), с. 29.
  77. ^ Со, «Повара и кулинарные книги», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 299.
  78. ^ Перейти обратно: а б Гримм, «О еде и теле», с. 356.
  79. ^ Мэтью Б. Роллер, Поза за обедом в Древнем Риме (Princeton University Press, 2006), стр. 96 и след.
  80. ^ Квинтилиан , Institution Oratoria 1.2.7–8, ругает родителей за ненадлежащее поведение на званых обедах, когда присутствуют их дети; Роллер, Поза за обедом в Древнем Риме , с. 160.
  81. ^ Кэтрин, доктор медицинских наук Данбэбин, «Ожидающий слуга в позднем римском искусстве», в «Римской столовой » (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2005), стр. 115 и далее.
  82. ^ Пол Эрдкамп, «Война и формирование государства», в «Спутнике римской армии» (Блэквелл, 2011), стр. 102.
  83. ^ Перейти обратно: а б Эрдкамп, «Война и государственное образование», стр. 103–104.
  84. ^ Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 201.
  85. ^ Тацит , Германия 23; Гауэрс, «Нагруженный стол», с. 18.
  86. ^ Мусоний 18; Гримм, «О еде и теле», с. 363.
  87. ^ Массимо Монтанари, «Римляне, варвары, христиане: рассвет европейской пищевой культуры», в книге «Еда: кулинарная история от античности до наших дней» (Columbia University Press, 1999, первоначально опубликовано на французском языке в 1996 году), стр. 166.
  88. ^ Плиний Старший , Естественная история 18.105; Гауэрс, «Нагруженный стол», с. 17.
  89. ^ Гримм, «О еде и теле», стр. 365–366.
  90. ^ «Продукты питания», в «Поздней античности», с. 455; Монтанари, «Римляне, варвары, христиане», с. 165–167.
  91. ^ Монтанари, «Римляне, варвары, христиане», с. 165–167.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cc02e93dca0f0828f065d7e72ac4e9e__1709859840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/9e/8cc02e93dca0f0828f065d7e72ac4e9e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Food in ancient Rome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)