Еда в Древнем Риме
Еда в Древнем Риме отражает как разнообразие продуктов питания, доступных через расширенные торговые сети Римской империи , так и традиции веселья с самых ранних времен Древнего Рима , частично унаследованные от греков и этрусков . В отличие от греческого симпозиума , который представлял собой в первую очередь попойку, аналогичный социальный институт римского конвивиума ( званый обед ) был ориентирован на еду. Банкеты играли важную роль в общинной религии Рима . Поддержание снабжения города Рима продовольствием стало важным политическим вопросом в поздней республике и продолжало оставаться одним из основных способов выражения императором своих отношений с римским народом и утверждения своей роли благотворителя. Римские торговцы продуктами питания и фермерские рынки продавали мясо, рыбу, сыры, продукты, оливковое масло и специи; а пабы, бары, гостиницы и продуктовые ларьки продавали готовую еду.
Хлеб был важной частью рациона римлян: более обеспеченные люди ели пшеничный хлеб, а более бедные - ячменный . Свежие продукты, такие как овощи и бобовые, были важны для римлян, поскольку сельское хозяйство было ценным занятием. разнообразные оливки и орехи Были съедены . Хотя были выдающиеся римляне, которые не поощряли употребление мяса, готовились разнообразные мясные продукты, в том числе кровяные пудинги , колбасы, вяленая ветчина и бекон. Молоко коз или овец считалось лучше коровьего; молоко использовалось для изготовления многих видов сыра, так как это был способ хранения и торговли молочными продуктами. Хотя оливковое масло было основой римской кухни, сливочное масло считалось нежелательным галльским продуктом. В сладких продуктах, таких как выпечка, обычно использовали мед и сироп винного сусла в качестве подсластителя разнообразные сухофрукты . Также ели (инжир, финики и сливы) и свежие ягоды.
Соль , которая в чистом виде была дорогим товаром в Риме, была основной приправой, а самой распространенной соленой приправой был ферментированный рыбный соус, известный как гарум . Местные приправы включали садовые травы, тмин , кориандр и ягоды можжевельника . Импортированные специи включали перец , шафран , корицу и фенхель . Хотя вино было важным напитком, римляне презирали чрезмерное употребление вина и пили вино, смешанное с водой; пить вино «в чистом виде» считалось варварским обычаем .
Еда
[ редактировать ]Основными ингредиентами римских блюд были пшеница, вино, мясо и рыба, хлеб, а также соусы и специи. Более богатые римляне вели роскошную жизнь и иногда устраивали банкеты и пиршества.
Зерновые и бобовые
[ редактировать ]Большинство людей потребляли бы не менее 70 процентов своих ежедневных калорий в виде злаков и бобовых . [1] Зерновые включали несколько сортов пшеницы — полбу , заклёпку , однозерновое зерно , полбу и мягкую пшеницу ( Triticum aestivum ). [2] — а также менее желательные ячмень , просо и овес . [1]
Бобовые включали чечевицу , нут , вику горькую , фасоль , садовый горох и посевной горох ; Плиний называет такие разновидности, как горох Венеры , [3] и поэты восхваляют египетскую чечевицу, импортированную из Пелусия . [4] Бобовые культуры сажали чередуя со злаками, чтобы обогатить почву . [5] и запасались на случай голода. Писатель-агроном Колумелла дает подробные инструкции по лечению чечевицы, а Плиний говорит, что она полезна для здоровья. [6] Хотя бобовые обычно считаются скромным блюдом, они также появляются среди блюд на банкетах. [7]
Бобовые ( похлебка ) [8] считался исконной пищей римлян и играл роль в некоторых архаичных религиозных ритуалах, которые продолжали соблюдаться во времена Империи. [9] Базовую зерновую похлебку можно дополнить нарезанными овощами, кусочками мяса, сыром или зеленью, чтобы получить блюда, похожие на поленту или ризотто . [10] «Юлианское рагу» (Pultes Iulianae) готовилось из полбы, к которой добавлялись два вида фарша , перец , любисток , фенхель , черный хлеб и винная редукция ; по традиции, его ели солдаты Юлия Цезаря и это было «типичное римское блюдо». [11]
Городское население и военные предпочитали потреблять зерно в виде хлеба. [1] Низшие классы ели грубый черный хлеб из полбы или ячменя. Прекрасные белые хлебы были заквашены дикими дрожжами и культурами закваски . [12] и Галлии , пьющие пиво, Кельты Испании были известны качеством своего хлеба, приготовленного на закваске или пивных дрожжах . [13] В стихотворении «Моретум» описывается лепешка, приготовленная на сковороде с сыром и соусом песто , чем-то похожим на пиццу или фокаччу . [14]
Содержание хлебной печи трудоемко и требует места, поэтому жители квартир, вероятно, готовили тесто дома, а затем пекли его в общей печи. [15] Мельницы и коммерческие печи, обычно объединенные в хлебопекарный комплекс, считались настолько важными для благополучия Рима, что несколько религиозных праздников чтили божеств , которые способствовали этим процессам, и даже ослов, которые трудились на мельницах. Веста , богиня домашнего очага, считалась дополняющей Цереру , богиню зерна, а на празднике Весты ослам надевали гирлянды и давали им отдохнуть . Форнакалия называлась « Фестивалем печей». Латеран был божеством кирпичных печей.
Другая продукция
[ редактировать ]Из-за важности землевладения в формировании римской культурной элиты римляне идеализировали сельское хозяйство и очень гордились подачей продуктов . Листовую зелень и травы ели в виде салатов с уксусной заправкой . [16] Вареные овощи, такие как свекла , лук-порей и тыквы , готовились с соусами в качестве первых блюд или подавали с хлебом в качестве простой еды. [16] У римлян было более 20 видов овощей и зелени. Соленые оливки были доступны в широком ассортименте даже тем, у кого был ограниченный бюджет. [16] Трюфели и лесные грибы , хотя и не являлись повседневной пищей, возможно, добывались чаще, чем сегодня. [17]
Провинции экспортировали региональные сухофрукты, такие как карийский инжир и фиванские финики. [16] а фруктовые деревья с Востока были распространены по всей Западной империи: вишня с Понта (современная Турция); персик (персика) из Персии (Иран), а также лимон и другие цитрусовые; абрикос из Армении ; « дамасская » слива или чернослив из Сирии ; и то, что римляне называли «Пуническим яблоком», гранат из Северной Африки. [18] Римляне ели вишню, ежевику, смородину, бузину, финики, гранаты, персики, абрикосы, айву, дыни, сливы, инжир, виноград, яблоки и груши. [19]
Ягоды выращивали или собирали в диком виде. Знакомые орехи включали миндаль, фундук, грецкие орехи, фисташки, кедровые орехи и каштаны. [20] Фруктовые и ореховые деревья можно прививать несколькими сортами. [21]
Мясо и молочные продукты
[ редактировать ]Хотя были выдающиеся римляне, которые не поощряли употребление мяса, императоры Дидий Юлиан и Септимий Север презирали мясо. [22] – Римские мясники продавали разнообразное свежее мясо, включая свинину, говядину, баранину и баранину . [23] Из-за отсутствия охлаждения были разработаны методы консервирования мяса, рыбы и молочных продуктов. Ни одна часть животного не выбрасывалась впустую, в результате чего получались кровяные пудинги , фрикадельки (исиция) , колбасы и тушеные блюда. [23] Сельские жители готовили ветчину и бекон, а региональные деликатесы, такие как хорошо соленая галльская ветчина, были предметом торговли. [23] Колбаски Лукании изготавливались из смеси мясного фарша, трав и орехов с яйцами в качестве связующего ингредиента, а затем выдерживались в коптильне . [24]
Свежее молоко использовалось в лечебных и косметических препаратах или в кулинарии. [25] Молоко коз или овец считалось лучше коровьего. [26] Сыр было легче хранить и транспортировать на рынок; В литературных источниках подробно описано сыроделие, включая свежие и твердые сыры, региональные деликатесы и копченые сыры. [27]
Масла и жиры
[ редактировать ]Оливковое масло имело основополагающее значение не только для приготовления пищи, но и для римского образа жизни, поскольку оно также использовалось в лампах и средствах для купания и ухода за собой. [28] Римляне изобрели трапетум для добычи оливкового масла. [29] Оливковые сады римской Африки привлекали крупные инвестиции и были очень продуктивными: деревья были крупнее, чем в Средиземноморской Европе; Для эффективного извлечения были разработаны массивные рычажные прессы. [30] Испания также была крупным экспортером оливкового масла, но римляне считали масло из центральной Италии лучшим. [31] Специальные смеси были созданы из испанского оливкового масла; Либурнийское масло (Oleum Liburnicum) ароматизировали девясилом , корнем циперуса , лавром и солью. [24]
сливочное масло , но оно было отличительной чертой галльской диеты. Римляне по большей части презирали [32] Сало использовали для выпечки выпечки и приправы некоторых блюд. [23]
Приправы и подсластители
[ редактировать ]Соль была основной приправой: Плиний Старший заметил, что «цивилизованная жизнь не может существовать без соли: это настолько необходимый ингредиент, что он стал метафорой сильного душевного удовольствия». [33] В латинской литературе соль (sal) была синонимом слова «остроумие». [34] Это был важный предмет торговли, но чистая соль стоила относительно дорого. Самой распространенной соленой приправой был гарум , ферментированный рыбный соус , который добавлял вкусовой аспект, который теперь называется « умами ». Основные экспортеры гарума располагались в провинциях Испании.
Местные приправы включали садовые травы, тмин , кориандр и ягоды можжевельника . [23] Перец был настолько важен для кухни, что декоративные горшки ( пиператории ) для его хранения были созданы . Piper longum был импортирован из Индии, как и нард , используемый для приправы дичи и морских ежей . [35]
Другими импортируемыми специями были шафран , корица и сиренский сирен , разновидность острого фенхеля , который был уничтожен в результате чрезмерного сбора урожая во время правления Нерона , после чего его заменили лазерпицием , асафетидой, экспортируемой из современного Афганистана. [36] Плиний подсчитал, что римляне тратили 100 миллионов сестерциев в год на специи и духи из Индии, Китая и Аравийского полуострова. [37]
Подсластители ограничивались в основном медом и винного сусла сиропом ( дефрутум ) . [23] Тростниковый сахар был экзотическим ингредиентом, который использовался в качестве украшения, ароматизатора или в лекарствах. [23]
Сельское хозяйство и рынки
[ редактировать ]Центральное правительство проявляло активный интерес к поддержке сельского хозяйства . [39] Производство продуктов питания было главным приоритетом землепользования. [40] Более крупные фермы ( латифундии ) достигли эффекта масштаба , который поддерживал городскую жизнь и более специализированное разделение труда. [39] Транспортная сеть дорог и судоходных линий Империи принесла пользу мелким фермерам, открыв доступ к местным и региональным рынкам в городах и торговых центрах. Сельскохозяйственные методы, такие как севооборот и селекция, были распространены по всей Империи, а новые культуры были завезены из одной провинции в другую, например, горох и капуста в Британию. [41]
Продавцы еды изображены в искусстве по всей Империи. В городе Риме Форум Холаторий был древним фермерским рынком , а Викус Тускус славился своими свежими продуктами . [42] По всему городу мясо, рыба, сыры, продукты, оливковое масло , специи и вездесущая приправа гарум ( рыбный соус ) продавались на мачеллах , римских крытых рынках и на рынках по всей провинции. [43]
Аннона
[ редактировать ]Обеспечение доступного продовольствия в городе Риме стало важным политическим вопросом в поздней республике, когда государство начало предоставлять пособие на зерно ( аннона ) гражданам, зарегистрировавшимся на него. [39] Около 200 000–250 000 взрослых мужчин в Риме получали пособие, составляющее около 33 кг в месяц, за год в общей сложности около 100 000 тонн пшеницы, в основном из Сицилии , Северной Африки и Египта. [44]
Пособие обходится как минимум в 34 процента государственных доходов. [39] но улучшились условия жизни и семейной жизни среди низших классов, [45] и субсидировал богатых, позволяя рабочим тратить больше своих доходов на вино и оливковое масло, производимые в поместьях землевладельцев. [39]
Пособие на зерно имело и символическое значение: оно подтверждало как положение императора как всеобщего благодетеля, так и право всех граждан делиться «плодами завоеваний». [39] Аннона , общественные удобства и впечатляющие развлечения смягчали унылые условия жизни римлян из низшего сословия и сдерживали социальные волнения. сатирик Ювенал Однако считал « хлеб и зрелища » (panem et circenses) символом утраты республиканской политической свободы: [46]
Публика уже давно отбросила свои заботы: народ, который когда-то даровал командования, консульства, легионы и все прочее, теперь больше не вмешивается и жадно жаждет только двух вещей: хлеба и зрелищ. [47]
Римляне, получавшие пособие, относили его на мельницу, чтобы перемолоть в муку. [48] Ко времени правления Аврелиана государство начало раздавать аннону в качестве ежедневного рациона хлеба, испеченного на государственных фабриках, и добавило оливковое масло , вино и свинину. к пособию [49]
Коммерческое приготовление пищи
[ редактировать ]Большинство жителей Рима жили в многоквартирных домах ( insulae ), в которых не было кухонь, хотя общие кухонные принадлежности могли быть доступны в общественных местах на первом этаже. Угольную жаровню можно было использовать для элементарной кулинарии, такой как приготовление на гриле и тушение в кастрюле ( олла ) , но вентиляция была плохой, а жаровни были опасны для пожара. [51]
Готовая еда продавалась в пивных и барах, гостиницах и продуктовых ларьках ( таберне , капонае, попинае ) . [52] В некоторых заведениях столешницы были снабжены отверстиями для кастрюль, которые могли сохранять пищу теплой над источником тепла ( термополиум ) или просто служили сосудами для хранения ( долиа ) . [53]
Рестораны и рестораны были предназначены для низших классов. Посещение таверн, где иногда работали проститутки, входило в число моральных недостатков, в которых можно было обвинять дурных императоров и других общественных деятелей. [54]
Мельницы и торговые печи обычно объединялись в хлебопекарный комплекс. [15]
Диетические теории
[ редактировать ]Важность хорошей диеты для здоровья признавалась такими писателями-медиками, как Гален (2 век нашей эры), в чьи трактаты входил трактат « О ячменном супе» . На взгляды на питание повлияли такие школы мысли, как гуморальная теория . [55] Считалось, что переваривание пищи в организме представляет собой процесс, аналогичный приготовлению пищи. [56]
Меню и рецепты
[ редактировать ]Латинское выражение для обозначения полного обеда было ab ovo usque ad Mala , «от яйца до яблок», что эквивалентно английскому «от супа до орехов». [57] Ужин из нескольких блюд начинался с gustatio («дегустация» или «закуска»), часто салата или другого готового блюда, приготовленного минимально, с ингредиентами, способствующими хорошему пищеварению. Собственно сена была сосредоточена на мясе, практика, которая напоминает традицию общественных банкетов после жертвоприношения животных. Трапеза завершалась фруктами и орехами или заведомо излишними десертами (secundae mensae) . [58]
Римская литература фокусируется на обеденных привычках высших классов. [59] а самое известное описание римской трапезы — это, вероятно, званый обед Трималхиона в «Сатириконе» , вымышленной феерии, мало похожей на реальность даже среди самых богатых. [60] Поэт Марсьяль описывает подачу более правдоподобного ужина, начиная с gustatio , который представлял собой салат из листьев мальвы , салата, нарезанного лука-порея, мяты , рукколы , скумбрии, украшенной рутой , нарезанных яиц и маринованного свиного вымени. Основное блюдо представляло собой сочные куски козлятины , фасоли, зелени, курицы и остатков ветчины, за которыми следовал десерт из свежих фруктов и марочного вина. [61]
Римский рецепт:
Парфянская курица
Приготовьте курицу. Раздавить перец, любисток и немного тмина ; смешайте с рыбным соусом , чтобы получилась кашица, затем разбавьте вином. Заливаем курицу в кастрюле с крышкой. Растворите асафетиду в теплой воде и поливайте курицу во время приготовления. Приправьте перцем для подачи.
Апиций, Де Ре Кокинария 6.9.2 [62]
Римские книги по сельскому хозяйству включают несколько рецептов. [63] Коллекция римских рецептов длиной в книгу приписывается Апицию — имени нескольких деятелей древности, которое стало синонимом слова « гурман »: [64] «Рецепты написаны беспорядочно, как будто кто-то, знакомый с работой кухни, записывает заметки для коллеги». [65] Хотя Апиций часто бывает неточным, особенно в отношении размеров, он использует восемь различных глаголов для обозначения методов добавления яиц в блюдо, включая тот, из которого можно приготовить суфле . [66]
Рецепты включают региональные деликатесы, такие как Ofellas Ostiensis , закуска, приготовленная из «отборных кусочков маринованной свинины, приготовленных в остром соусе с типично римскими вкусами: любисток, фенхель, тмин и анис». [67] Фирменное блюдо Patina Apiciana сложного фарша с яйцом и блинами . требовало подачи на серебряном блюде [68]
Римские « гурманы » баловались дичью , дичью, такой как павлины и фламинго , крупной рыбой ( кефаль особенно ценилась ) и моллюсками . Устрицы выращивались в Байях , курортном городе на Кампании . побережье [23] известен региональным рагу из моллюсков, приготовленным из устриц, мидий , морских ежей , сельдерея и кориандра. [67]
Самым эффектным блюдом императора Вителлия должен был стать «Щит Минервы », составленный из щучьей печени, мозгов фазана и павлина, языка фламинго и молок миноги . В описании, данном Светонием, подчеркивается, что эти роскошные ингредиенты были доставлены флотом из дальних уголков империи, от парфянской границы до Гибралтарского пролива . [69] Историк Августа Ливий явно связывает развитие изысканной кухни с территориальной экспансией Рима, датируя появление первых поваров 187 годом до нашей эры, после Галатийской войны . [70]
Вино и напитки брожения
[ редактировать ]Хотя нехватка продовольствия была постоянной проблемой, итальянское виноградарство производило изобилие дешевого вина, которое отправлялось в Рим. [71] Большинство провинций были способны производить вино, но региональные сорта были желательны, а вино было центральным предметом торговли. Нехватка ординарного вина была редкостью. [72] региональные сорта, такие как Альбан , Цекубан и Фалерн . Ценились [37] Опимиан был самым престижным урожаем. [73]
Основными поставщиками для города Рима были западное побережье Италии, южная Галлия, регион Тарраконенсис в Испании и Крит . Александрия, второй по величине город Империи, импортировала вино из Лаодикии в Сирии и на Эгейском море. [74] На уровне розничной торговли таверны или специализированные винные магазины (vinaria) продавали вино в кувшинах на вынос и напитком в помещении, при этом диапазон цен отражал качество. [75]
Помимо регулярного употребления во время еды, вино было частью повседневных религиозных обрядов. Перед едой совершалось возлияние домашним богам. Когда римляне регулярно посещали места захоронений, чтобы позаботиться об умерших , они совершали возлияние, которое в некоторых гробницах совершалось с помощью трубки для кормления в могилу.
Римляне пили вино, смешанное с водой или в виде «смешанных напитков» с ароматизаторами. Мульсум представлял собой сладкое глинтвейн, а апсинтиум был предшественником абсента со вкусом полыни . [37] Хотя вином наслаждались регулярно, а поэт Августа Гораций придумал выражение «истина в вине» ( in vino veritas ), пьянство пренебрегалось. У римлян существовал стереотип, согласно которому галлы имели чрезмерную любовь к вину, а употребление вина «прямого» ( пурум или мерум , несмешанное) было признаком «варвара». Галлы также варили различные сорта пива.
Обед дома
[ редактировать ]Поскольку рестораны обслуживали низшие классы, изысканную кухню можно было искать только на частных званых обедах в зажиточных домах или на банкетах, устраиваемых социальными клубами ( коллегиями ) . [76] Частный дом ( domus ) элитной семьи должен был иметь кухню, огород и обученный персонал, включающий повара (archimagirus) , су-шефа (vicarius supra cocos) и помощников на кухне (coci , единственное число cocus или coquus) . от которого происходит английское слово «готовить»). [77]
В семьях высшего сословия вечерняя трапеза ( сена ) выполняла важные социальные функции. [78] Гостей развлекали в прекрасно оформленной столовой ( триклинии ) , часто с видом на перистильный сад. Посетители сидели на диванах, опираясь на левый локоть. Идеальное количество гостей для званого обеда ( конвивиума , «разделения жизни» или «совместной жизни») составляло девять. [78]
К поздней республике, если не раньше, женщины обедали, возлежали и пили вино вместе с мужчинами. [79] По крайней мере, в некоторых случаях на занятиях присутствовали дети, чтобы они могли приобрести социальные навыки. [80] Многоразовые обеды подавали домашние рабы , которые занимают видное место в искусстве поздней античности как образы гостеприимства и роскоши. [81]
Кормление военных
[ редактировать ]Одной из главных логистических задач римской армии было снабжение людей, кавалерийских лошадей и вьючных животных, обычно мулов. Пшеница и ячмень были основными источниками пищи. Также были предоставлены мясо, оливковое масло, вино и уксус. Армия численностью 40 000 человек, включая солдат и другой персонал, например рабов, будет иметь около 4 000 лошадей и 3 500 вьючных животных. Армия такого размера ежедневно потребляла около 60 тонн зерна и 240 амфор вина и оливкового масла.
Каждый мужчина получал около 830 граммов (1,8 фунта) пшеницы в день в виде немолотого зерна, которое менее скоропортящееся, чем мука. Для его измельчения использовались ручные мельницы. Поставка всех этих продуктов питания зависела от их наличия, и их было трудно гарантировать во время войны или других неблагоприятных условий. Военные привлекали торговцев , которые продавали различные товары, в том числе продукты питания, которыми солдат мог дополнить свой рацион. [82]
Во время экспансионизма Республики армия обычно совмещала жизнь за счет земли и организовывала линии снабжения ( frumentatio ), чтобы обеспечить снабжение продовольствием. [83] В рамках Империи провинции могли платить налоги в натуральной форме в виде зерна для обеспечения постоянных гарнизонов. [83]
Культурные ценности
[ редактировать ]Изысканную кухню можно морализировать как признак либо цивилизованного прогресса, либо упадка. [84] Ранний имперский историк Тацит противопоставлял роскошь римского стола своего времени простоте германской диеты, состоящей из свежего мяса диких животных, фруктов и сыра, не приправленных импортными приправами и изысканными соусами. [85]
Из-за важности землевладения в римской культуре продукты — зерновые, бобовые, овощи и фрукты — чаще всего считались более цивилизованной формой питания, чем мясо. Философ стоик - Мусоний Руфус , вегетарианец , считал мясоедов не только менее цивилизованными, но и «более медленными в интеллекте». [86]
« Варваров » можно стереотипно представить как хищных хищников. [87] В Historia Augusta императоры Дидий Юлиан и Септимий Север описываются как пренебрегавшие мясом в пользу овощей, в то время как первый император, рожденный от двух родителей-варваров, Максимин Фракс , как говорят, пожирал горы мяса. [22]
Для Плиния приготовление выпечки было признаком мира в цивилизованных странах. [88] Основные средиземноморские продукты , такие как хлеб , вино и масло , были сакрализованы римским христианством, а потребление мяса у германцев стало признаком язычества . [22] поскольку это может быть продукт жертвоприношения животных .
Некоторые философы и христиане сопротивлялись требованиям тела и удовольствиям от еды и считали пост идеалом. [89] Еда в целом стала проще, поскольку городская жизнь на Западе уменьшилась, торговые пути были нарушены, [90] а богатые перешли к более ограниченной самодостаточности своих загородных поместий. [29] Поскольку городской образ жизни стал ассоциироваться с упадком, Церковь формально порицала чревоугодие . [29] а охота и скотоводство считались простым, но добродетельным образом жизни. [91]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эмили Гауэрс Нагруженный стол: изображение еды в римской литературе (Oxford University Press, 1993)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Питер Гарнси, «Земля», в Кембриджской древней истории: Высшая империя, 70–192 гг. Нашей эры (Cambridge University Press, 2000), том. 11, с. 681.
- ^ «Продукты питания», в «Поздней античности: Путеводитель по постклассическому миру» (Harvard University Press, 1999), стр. 453–454.
- ^ Флинт-Гамильтон, «Бобовые в Древней Греции и Риме», с. 373; Эдвардс, «Филология и кухня в De Re Coquinaria », с. 257.
- ^ Вергилий , Георгика 1.228; Боевой 13.9.1; Авзоний 12.9.9; Х.Х. Хаксли, Вергилий: Георгика I и IV (Флетчер и сыновья, 1963, 1967), стр. 96.
- ^ Плиний, Естественная история 18.134, 137; Флинт-Гамильтон, «Бобовые в Древней Греции и Риме», с. 373.
- ^ Колумелла, De Re Rustica 2.10.5–16; Плиний, Естественная история 22.142; Флинт-Гамильтон, «Бобовые в Древней Греции и Риме», стр. 374–376.
- ^ Флинт-Гамильтон, «Бобовые в Древней Греции и Риме», с. 382; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 198.
- ^ Грег Вульф (2007). Древние цивилизации: иллюстрированный справочник по вере, мифологии и искусству . Барнс и Ноубл. п. 388. ИСБН 978-1-4351-0121-0 .
- ^ Плиний Старший , Естественная история 19.83–84; Эмили Гауэрс, Нагруженный стол: изображение еды в римской литературе (Oxford University Press, 1993, 2003), стр. 17; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 198.
- ^ Стамбо, Древний римский город , с. 144.
- ^ Джон Эдвардс, «Филология и кухня в De Re Coquinaria », Американский филологический журнал 122.2 (2001), стр. 258–259.
- ^ Кимберли Б. Флинт-Гамильтон, «Бобовые в Древней Греции и Риме: еда, лекарство или яд?» Гесперия 68.3 (1999), с. 371; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 197–198.
- ^ Плиний, Естественная история 18.68; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 198.
- ^ Кэрол Филд, Итальянский пекарь: классические вкусы итальянской сельской местности (Random House, 1985, 2011), стр. 250.
- ^ Перейти обратно: а б Холлеран, Шопинг в Древнем Риме, стр. 134–135.
- ^ Перейти обратно: а б с д Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 198.
- ^ Фаас, Патрик (2005). За римским столом: еда и пиршества в Древнем Риме , стр. 236–239. Издательство Чикагского университета.
- ^ Патрик Боу, Сады римского мира , с. 49; Филлис Прей Бобер, Искусство, культура и кухня: древняя и средневековая гастрономия (University of Chicago Press, 1999), с. 337; К. Сринивасан, Изабель М.Г. Падилья и Ральф Скорца, « Prunus spp. Миндаль, абрикос, вишня, нектарин, персик и слива», в журнале «Биотехнология фруктовых и ореховых культур » (CABI Publishing, 2005), стр. 512; Роберт Э.А. Палмер , Рим и Карфаген в мире (Франц Штайнер, 1997), стр. 40, 45–46 (о гранате).
- ^ Вокруг римского стола, с. 239.
- ^ Фаза (2005), с. 239.
- ^ Согласно Плинию, Естественная история ; Боу, «Сады римского мира», с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б с Монтанари, «Римляне, варвары, христиане», с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 199.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, «Филология и кухня в De Re Coquinaria », с. 259.
- ^ Джоан П. Алкок, «Молоко и продукты из него в Древнем Риме», в книге « Молоко: за пределами молочных продуктов». Труды Оксфордского симпозиума по продуктам питания и кулинарии, 1999 г. (Prospect Books, 2000), стр. 31–33.
- ^ Алкок, «Молоко и продукты из него в Древнем Риме», стр. 31–32.
- ^ Алкок, «Молоко и продукты из него в Древнем Риме», стр. 35–37; Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, с. 150.
- ^ Эндрю Долби, статья об оливковом масле, Еда в древнем мире от А до Я (Routledge, 2003), стр. 10. 239.
- ^ Перейти обратно: а б с «Продукты питания» в «Поздней античности», с. 455.
- ^ Дэвид Дж. Маттингли, «Региональные вариации в римской олеокультуре: некоторые проблемы сопоставимости», в журнале Landuse in the Roman Empire («L'Erma» di Bretschneider, 1994), стр. 91–93, 104.
- ^ Далби, Еда в древнем мире от А до Я, стр. 239.
- ^ Алкок, «Молоко и продукты из него в Древнем Риме», с. 33.
- ^ Плиний, Естественная история 31.88, цитируется Гауэром, The Loaded Table, p. 232.
- ^ Гауэр, Нагруженный стол , с. 232, особенно цитируя Горация , Послание 2.2.60.
- ^ Эдвардс, «Филология и кухня в De Re Coquinaria », стр. 256–257.
- ^ Плиний, Естественная история 19.39; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 199–200.
- ^ Перейти обратно: а б с Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 200.
- ^ Дж. Карсон Вебстер, Месячные труды в античном и средневековом искусстве до конца двенадцатого века, Исследования в области гуманитарных наук 4 (Northwestern University Press, 1938), с. 128. В собраниях Эрмитажа .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хопкинс, «Политическая экономия Римской империи», с. 191.
- ^ Питер Гарнси, «Земля», в « Кембриджской древней истории: Высшая империя, 70–192 гг. Н.э.» (Cambridge University Press, 2000), том. 11, с. 679.
- ^ Хопкинс, «Политическая экономия Римской империи», стр. 195–196.
- ^ Дж. Мира Сео, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима (Oxford University Press, 2010), стр. 198; Роберт Э.А. Палмер , Рим и Карфаген в мире (Штайнер, 1997), с. 115, цитирует Варрона , De Lingua Latina 5.146–147, на Forum Holitorium как мацеллум .
- ^ Клэр Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме: розничная торговля в поздней республике и принципате (Oxford University Press, 2012), стр. 207–208 и др .; Со, «Еда и напитки, Роман», с. 198, и «Повара и кулинарные книги», с. 299, в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 299.
- ^ Хопкинс, «Политическая экономия Римской империи», с. 191, считая, что излишки пшеницы только из провинции Египет могут удовлетворить и превысить потребности города Рима и провинциальных армий.
- ^ Уайзман, Т.П. (1969). «Перепись в первом веке до нашей эры». Журнал римских исследований . 59 (1/2): 59–75. дои : 10.2307/299848 . JSTOR 299848 . S2CID 163672978 . , с. 73.
- ^ Кэтрин Кин, Определение жанра в римской сатире (Oxford University Press, 2006), с. 36; Экхарт Кёне, «Хлеб и зрелища: политика развлечений», в книге «Гладиаторы и цезари: сила зрелища в Древнем Риме» (Калифорнийский университет Press, 2000), стр. 8.
- ^ Ювенал, Сатира 10.77–81.
- ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, с. 134.
- ^ Стамбо, Древний римский город , с. 146; Хопкинс, «Политическая экономия Римской империи», с. 191; Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, с. 134.
- ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, стр. 136–137.
- ^ Джон Э. Стамбо, Древний римский город (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1988), стр. 144, 178; Кэтрин Хиндс, Повседневная жизнь в Римской империи (Маршалл Кавендиш, 2010), с. 90.
- ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, с. 140ff.
- ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, с. 136 и далее.
- ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, стр. 148–149.
- ^ Марк Грант, Гален о еде и диете (Routledge, 2000), стр. 7, 11 и др . .
- ^ Грант, Гален о еде и диете , стр. 7–8.
- ^ Джон Донахью, Римская община за столом во время принципата (University of Michigan Press, 2004, 2007), стр. 9.
- ^ Гауэрс, Нагруженный стол, с. 17.
- ^ Вероника Э. Гримм, «О еде и теле», в «Спутнике Римской империи», стр. 354.
- ^ Гримм, «О еде и теле», с. 359.
- ^ Джоан П. Алкок, Еда в древнем мире (Greenwood Press, 2006), стр. 10. 184.
- ^ Парфянская курица: вы откроете курицу из лодки и украсите ее квадратом. Труба была затерта, липа, я был немного неосторожен; полить соусом; закалить вином. Положите курицу в миску и приготовьте соус. Вы растворяете лазер и жидкость в теплой воде, добавляете в курицу и готовите. Принесите его, посыпав перцем. Модернизированная версия этого рецепта представлена в книге Эндрю Долби и Салли Грейнджер, «Классическая кулинарная книга» (Музей Дж. Пола Гетти, 1996), стр. 108.
- ^ Со, «Повара и кулинарные книги», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 298.
- ^ Кэти К. Кауфман, «Воспоминание о прошлых приемах пищи: приготовление пищи по книге Апиция», в книге « Еда и память: материалы Оксфордского симпозиума по еде и плите», с. 125 и далее.
- ^ Кауфман, «Воспоминание о прошлой трапезе», с. 125.
- ^ Кауфман, «Воспоминание о прошлой трапезе», с. 125 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, «Филология и кухня в De Re Coquinaria », с. 258.
- ^ Де Ре Coquinaria 4.141.; Со, «Повара и кулинарные книги», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 299.
- ^ Светоний , Жизнь Вителлия 13.2 ; Гауэрс, «Нагруженный стол», с. 20.
- ^ Ливий 39,6; Со, «Повара и кулинарные книги», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 298; Гауэрс, «Нагруженный стол», с. 16.
- ^ Питер Гарнси, «Земля», в Кембриджской древней истории: Высшая империя, 70–192 гг. Нашей эры (Cambridge University Press, 2000), том. 11, с. 695.
- ^ Мирей Корбье , «Чеканка монет, общество и экономика», в Кембриджской древней истории: кризис империи, 193–337 гг. Н. Э. (Cambridge University Press, 2005), том. 12, с. 404; Харрис, «Торговля», в CAH 11, стр. 719.
- ^ Плиний, Естественная история 14.55; Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 200.
- ^ Харрис, «Торговля», в CAH 11, стр. 720.
- ^ Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме, стр. 146–147.
- ^ Фаза (2005), с. 29.
- ^ Со, «Повара и кулинарные книги», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима , стр. 299.
- ^ Перейти обратно: а б Гримм, «О еде и теле», с. 356.
- ^ Мэтью Б. Роллер, Поза за обедом в Древнем Риме (Princeton University Press, 2006), стр. 96 и след.
- ^ Квинтилиан , Institution Oratoria 1.2.7–8, ругает родителей за ненадлежащее поведение на званых обедах, когда присутствуют их дети; Роллер, Поза за обедом в Древнем Риме , с. 160.
- ^ Кэтрин, доктор медицинских наук Данбэбин, «Ожидающий слуга в позднем римском искусстве», в «Римской столовой » (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2005), стр. 115 и далее.
- ^ Пол Эрдкамп, «Война и формирование государства», в «Спутнике римской армии» (Блэквелл, 2011), стр. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Эрдкамп, «Война и государственное образование», стр. 103–104.
- ^ Со, «Еда и напитки, римляне», в Оксфордской энциклопедии Древней Греции и Рима, стр. 201.
- ^ Тацит , Германия 23; Гауэрс, «Нагруженный стол», с. 18.
- ^ Мусоний 18; Гримм, «О еде и теле», с. 363.
- ^ Массимо Монтанари, «Римляне, варвары, христиане: рассвет европейской пищевой культуры», в книге «Еда: кулинарная история от античности до наших дней» (Columbia University Press, 1999, первоначально опубликовано на французском языке в 1996 году), стр. 166.
- ^ Плиний Старший , Естественная история 18.105; Гауэрс, «Нагруженный стол», с. 17.
- ^ Гримм, «О еде и теле», стр. 365–366.
- ^ «Продукты питания», в «Поздней античности», с. 455; Монтанари, «Римляне, варвары, христиане», с. 165–167.
- ^ Монтанари, «Римляне, варвары, христиане», с. 165–167.