Ашта Лакшми
Ашта Лакшми | |
---|---|
Богиня процветания и богатства Верховная богиня в вайшнавизме | |
![]() Ашталакшми – Восемь форм Лакшми. | |
Деванагари | Ашталакшми |
Санскритская транслитерация | ашталакшми |
Принадлежность | Лакшми , Шри Вайшнавизм , Махадеви |
Обитель | Вайкунтха , Манидвипа |
Мантра | Ашталакшми Стотра |
Оружие | Кханда (меч) , Лук и стрела, Тришула (Трезубец), Сударшана чакра (диск), Гада (булава) , Анкуша (стрекало) и Щит. |
Устанавливать | Лотос, Сова, Орел, Лев, Слон |
Супруга | Вишну |
Ашта Лакшми ( санскрит : अष्टलक्ष्मी, IAST : Aṭalakṣmī; букв. «Октет Лакшми») или Ашталакшми, представляет собой группу из восьми проявлений Лакшми , индуистской богини процветания. Она управляет восемью источниками богатства: духовностью, материальным богатством, сельским хозяйством, королевской властью, знаниями, храбростью, потомством и победой. [1] [2]
Ашта Лакшми всегда изображают и поклоняются в храмах октетом. [3] Богиня Лакшми проявляется в восьми различных формах, каждая из которых представляет уникальный аспект процветания и благополучия. Эти формы, известные под общим названием Ашта Лакшми, почитаются за то, что даруют своим преданным различные виды богатства и удачи. Эти формы охватывают различные типы процветания, необходимые для сбалансированной и полноценной жизни.
Иконография
[ редактировать ]Аади Лакшми
[ редактировать ]Ади Лакшми (Первобытная Лакшми) изображается как самая ранняя форма Лакшми. [3] [1]
Ади Лакшми — это проявление, которое помогает искателю достичь своего источника, или Атмана . Считается, что она дарует дхьяну , состояние абсолютной тишины, блаженства и покоя. Этот аспект богини отвечает за продвижение в поисках духовного богатства.
Она изображается четырехрукой , несущей лотос и красный флаг, а две другие руки выражают абхая мудру (позу бесстрашия) и варада мудру (позу благословения).
Дхана Лакшми
[ редактировать ]Дхана Лакшми (Лакшми Богатства) — это Лакшми в своей форме богини материального богатства. [3]
Дхана Лакшми изображается с шестью руками, в красных одеждах, несет Сударшана-чакру , шанкху , калашу (кувшин с водой с листьями манго и кокосом на нем) или Амриту Калашу (кувшин с Амритой – эликсиром жизни), лук и стрелы, лотос и рука, выполняющая абхая мудру , с которой падают золотые монеты.
Дханья Лакшми
[ редактировать ]Дханья Лакшми (Зерновая Лакшми) — это форма Лакшми, олицетворяющая богатство сельского хозяйства . [3] Дханья Лакшми также является аспектом Лакшми, который предоставляет последователям ресурсы для их существования и благополучия.
Она изображается восьмирукой, одетой в зеленые одежды, несущей два лотоса, гаду ( булаву ), рисовый урожай, сахарный тростник и бананы. Ее руки выражают Абхая мудру и Варада мудру .
Гаджа Лакшми
[ редактировать ]Гаджа Лакшми (Слон Лакшми) — даритель животного богатства (например, скота), [3] или существо, предлагающее царское великолепие, согласно Нараяне Панчаратре . [4]
Согласно индуизму , Гаджа Лакшми восстановила могущество, утраченное Индрой (царем дэвов ) во время Самудра Мантаны . [1] Васудха Нараянан интерпретировал это имя как «тот, кому поклоняются слоны». [2]
Она изображается четырехрукой, одетой в красные одежды, несущей два лотоса, две руки выражают абхая мудру и варада мудру , в окружении двух слонов, омывающих ее из горшков с водой.
Сантана Лакшми
[ редактировать ]Сантана Лакшми (Вечная Лакшми) — проявление богини, дарующей потомство. [3]
Она изображена шестирукой, несущей две калаши (кувшин с водой с листьями манго и кокосом), меч, щит, ребенка на коленях, руку в абхая мудре, а другую, держащую Прану как ребенка, . держащий лотос (в «Сканда-пуране» это косвенно подразумевается). [5] [6]
Дайрия Лакшми
[ редактировать ]Дайрия Лакшми (Мужество Лакшми) или Вира Лакшми (Доблестная Лакшми) — это форма богини, дарующей велюр во время сражений. [3] , смелость и силы для преодоления жизненных трудностей. [1]
Она изображается восьмирукой, сидящей на льве, в красных одеждах, несущей чакру, шанкху , лук, стрелы, тришулу (или меч), связку священных писаний из пальмовых листьев, две другие руки в абхая мудре и Варада мудра .
Виджая Лакшми
[ редактировать ]Виджая Лакшми или Джая Лакшми (Победоносная Лакшми) — форма богини, дарующей победу. [7] в битвах и преодолении препятствий, чтобы добиться успеха. [1] [3] Ее также называют Дургой .
Она изображается восьмирукой, одетой в синие одежды, несущей чакру, шанкху, меч, щит, лотос, пашу и две другие руки, выражающие абхая мудру и варада мудру .
Видья Лакшми
[ редактировать ]Видья Лакшми (Лакшми Знания) — богиня и дарительница знаний в области искусств и наук.
Она одета в белое сари и имеет сходство с богиней Сарасвати . Она держит книгу Вед , павлинье перо вместо ручки, Варада-мудру и Абхая-мудру . [7]
Другие формы
[ редактировать ]В некоторые списки Ашта Лакшми включены и другие формы Лакшми:
- Айшварья Лакшми (Благоприятная Лакшми): Богиня, дарующая покровительство. [3] и единственная форма Лакшми, которая садится на лошадь. Обычно она заменяет Видью Лакшми из списка Ашта Лакшми.
- Саубхагья Лакшми (Лакшми Удачи): Проявление, приносящее удачу. [7]
- Раджья Лакшми (Королевская Лакшми): форма Лакшми, дарующая величие, почитаемая монархами. [8]
- Вара Лакшми (Бун Лакшми): образ богини, дарующей блага. [8] Эта форма Лакшми почитается по случаю Варалакшми Вратам .
Поклонение
[ редактировать ]
Примерно в 1970-х годах ведущий шри-вайшнавский теолог У.В. Шриниваса Варадачариар опубликовал гимн под названием Ашталакшми Стотра, посвященный восьми формам Лакшми. [9] Нараянан комментирует:
«Хотя эти атрибуты (которые представляют собой богатство, дарованное Ашта Лакшми) Шри (Лакшми) можно найти в традиционной литературе, появление этих восьми (богинь Ашта Лакшми) именно в такой комбинации, насколько я могу судить, является новый." [2]
Молитва Ашталакшми Стотра перечисляет все Ашта Лакшми. [2] на котором богиня изображена сидящей на лотосе. Рост популярности Ашта Лакшми можно связать с ростом популярности Ашталакшми Стотры.
Ашта Лакшми в настоящее время широко почитается как Шри Вайшнавами , так и другими индуистскими общинами Южной Индии . [2] Иногда Ашта Лакшми изображается вместе в святилищах или в «картинах в рамках» в рамках общего дизайна, и ей поклоняются последователи Лакшми, которые поклоняются ей в ее различных проявлениях. [8] Помимо появления храмов Ашта Лакшми с 1970-х годов, теперь появляются традиционные серебряные изделия, используемые в домашнем богослужении, а также декоративные кувшины (кумбха) с отформованной по бокам группой Ашта Лакшми.
Книги, популярные молитвенные руководства, брошюры, продаваемые за пределами храмов в Южной Индии, ритуальные богослужения и «растущий рынок аудиокассет» также в настоящее время популяризируют октет Лакшми. [10]
Храмы
[ редактировать ]
- Храм Ашталакшми , Безант Нагар , Ченнаи , Тамил Наду , Индия: Ашта Лакшми Ковил, построенный в 1974 году, является первым храмом, посвященным исключительно Ашта Лакшми, где Лакшми придается большее значение, чем Вишну. [11] В нем есть восемь небольших святилищ, расположенных по часовой стрелке, посвященных Ашта Лакшми, а затем девятый храм, посвященный Вишну и Лакшми вместе, в отличие от традиционных отдельных святилищ. [12]
- Храм Ашталакшми , колония Васави, Дилсух Нагар, Хайдарабад , Андхра-Прадеш, Индия [13]
- Сиднейский храм Дурги . Индуистский храм, расположенный в Риджентс-парке в Сиднее, Австралия, имеет 8 небольших святилищ, посвященных Ашта Лакшми.
- Храм Ашталакшми, Шугар Лэнд , Хьюстон , Техас , США [14]
- Храм Ашталакшми, Северный Голливуд, Калифорния , США [15]
- У входа, ведущего с улицы Виттавасал к храму Минакши , в Мадурае ( находится мандапам зал) под названием Ашта Лакшми Мандапам , посвященный Ашта Лакшми, статуи которого поддерживают крышу с обеих сторон.
- В храме Парашакти, Понтиак, штат Мичиган, установлены божества. [16]
- Аста Лакшми Девастханам, Фремонт, Калифорния. [17]
- В храме Шри Васудевапурам Махавишну, расположенном в районе Эрнакулам в Керале, Индия, проводится Ашталакшми Тампуласампрана Махотсавам каждый год, начиная с кануна Акшая Тритайя, . Считается, что Маха Лакшми дает даршан и осыпает преданных благословениями только восемь дней в году как Ашта Лакшми. Самый благоприятный храмовый ритуал, известный как Тампуласамарпанам, проводится во время махотсавама.
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Храм Парашакти, Мичиган. «Ашта Лакшми» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Васудха Нараянан в: Джон Стрэттон Хоули, Донна Мари Вульф стр.104
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Обратная сторона индуистского символизма (социологические и научные связи в индуизме), автор MKV Нараян; опубликовано в 2007 г. корпорацией Fultus; 200 страниц; ISBN 1-59682-117-5 ; стр. 93
- ^ www.wisdomlib.org (22 ноября 2015 г.). «Гаджалакшми, Гаджалакшми, Гаджа-лакшми: 4 определения» . www.wisdomlib.org . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (29 февраля 2020 г.). «Проклятие бога ветра [глава 19]» . www.wisdomlib.org . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ www.wisdomlib.org (22 ноября 2015 г.). «Сантаналакшми, Сантаналакшми, Сантана-лакшми, Самтаналакшми: 2 определения» . www.wisdomlib.org . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Свами Чидананда. «Восьмеричная Лакшми» .
- ^ Jump up to: а б с Исследования индуистского и буддийского искусства П.К. Мишры, с. 34
- ^ Васудха Нараянан в: Джон Стрэттон Хоули, Донна Мари Вульф стр.108
- ^ Васудха Нараянан в: Джон Страттон Хоули, Донна Мари Вульф стр.105
- ^ Васудха Нараянан в: Джон Страттон Хоули, Донна Мари Вульф, стр. 109 «Цель состоит в том, чтобы Вишну стал супругом Лакшми, а не наоборот, как это было традиционно»
- ^ Васудха Нараянан в: Джон Страттон Хоули, Донна Мари Вульф, стр. 108-9.
- ^ «Храм Ашталакшми, Хайдарабад» . Моя городская педия. Архивировано из оригинала 26 апреля 2006 г.
- ^ «Официальный сайт храма Ашталакшми, Хьюстон» . Храм Ашталакшми, Хьюстон.
- ^ «Официальный сайт храма Ашталакшми, Северный Голливуд» .
- ^ Наши Божества - Ашта Лакшми (и Дурга Махалакшми) - ОМ Шакти - Храм Парашакти. Архивировано 5 июля 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ «Аста Лакшми Девастханам» . Архивировано из оригинала 8 июля 2015 г. Проверено 7 июля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Исследования индуистского и буддийского искусства П.К. Мишры, опубликовано в 1999 г., Abhinav Publications, 413 страниц, ISBN 81-7017-368-Х
- Васудха Нараянан в главе ШРИ: Податель удачи, Дарительница милости в книге «Деви: Богини Индии» Джона Стрэттона Хоули, Донны Мари Вульф; Опубликовано в 1996 г.; Калифорнийский университет Press; 373 страницы; ISBN 0-520-20058-6