Североамериканский Р-64
НА-50, НА-68/П-64 | |
---|---|
![]() Североамериканский Р-64 | |
Общая информация | |
Тип | боец |
Производитель | Североамериканская авиация |
Основные пользователи | Перуанские ВВС |
Количество построенных | 13 |
История | |
Первый полет | Май 1939 г. (НА-50) [ 1 ] 1 сентября 1940 г. (НА-68) [ 2 ] |
Ушедший на пенсию | 1950 (Перу) |
Разработано на основе | Североамериканский NA-16 |
North American P-64 — обозначение, присвоенное Воздушным корпусом армии США (USAAC) истребителю North American Aviation NA-68 , модернизированному варианту NA-50, разработанному в конце 1930-х годов. Семь NA-50 были закуплены ВВС Перу , которые прозвали его Торито («Маленький Бык»).
Шесть NA-68, заказанные Королевскими ВВС Таиланда, были конфискованы перед экспортом правительством США в 1941 году, после франко-тайской войны и растущих связей между Таиландом и Японской империей . Эти самолеты использовались USAAC в качестве учебно-тренировочных невооруженных истребителей.
Перуанские NA-50 впоследствии участвовали в боевых действиях во время эквадорско-перуанской войны 1941 года.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]НА-50
[ редактировать ]
North American Aviation NA-50 разрабатывался как простой одноместный одномоторный низкоплан для экспорта. Конструкция была разработана на основе учебного самолета базовой подготовки NA-16 / BT-9 1935 года. NA-16 превратился в серию самолетов, которые были одними из наиболее широко используемых самолетов повышенной и базовой подготовки, производимых любой страной, и обеспечивали базовая конструкция одномоторного истребителя, предназначенная для небольших стран, которым требовался простой самолет с современными возможностями и характеристиками.
NA-50 Torito (по-испански «бычок»), построенный для Перу, представлял собой конструкцию одноместного истребителя, основанную на двухместном базовом боевом демонстраторе NA-44. воздушного охлаждения Wright R-1820-G3 мощностью 840 л.с. (626 кВт) NA-50 был оснащен радиальным двигателем , который обеспечивал NA-50 максимальную скорость 295 миль в час (475 км/ч) на высоте 9500 футов (2900 м). . Он был вооружен двумя пулеметами M1919 Browning калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) . Самолеты были изготовлены в мае 1939 года и прошли испытания на заводе. [ 1 ]
НА-68
[ редактировать ]В 1940 году Королевские ВВС Таиланда заказали шесть самолетов, аналогичных NA-50, получивших обозначение NA-68 . Изменения в NA-68 включали модифицированное шасси, новые внешние крылья, более тяжелое вооружение и измененную конструкцию хвостового оперения, аналогичную тем, которые были приняты на более поздних серийных учебно-тренировочных самолетах. Североамериканский летчик-испытатель Льюис Уэйт совершил полет на первом NA-68 1 сентября 1940 года. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Перу закупило семь самолетов для ВВС Перу , поставки завершились в мае 1939 года. На вооружении Перу эти самолеты были оснащены бомбодержателями под фюзеляжем для легких бомб. Перуанские NA-50 приняли участие в эквадорско-перуанской войне в июле 1941 года, поддерживая сухопутные войска армии Перу . [ 3 ]
В 1940 году самолеты NA-68 (вместе с параллельным заказом на двухместные самолеты NA-69 ), заказанные Королевскими ВВС Таиланда, направлялись в Таиланд, но их экспортное разрешение было аннулировано, и они были возвращены в Соединенные Штаты, где им были присвоены обозначение P-64, разоружен и использовался для повышения квалификации истребителей.
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( июнь 2022 г. ) |
- НА-50 XXI-41-4 (б/н 50-951). Единственный уцелевший NA-50 в настоящее время находится на реставрации на авиабазе Лас-Пальмас в Лиме , Перу , при этом планируется, что самолет будет восстановлен в полете к 2021 году. Самолет оставался в строю до 1961 года, а затем был выставлен на постаменте рядом с Мавзолей капитана Хосе Киньонеса Гонсалеса (перуанского национального героя, погибшего на самолете NA-50) до 2018 года, когда его сняли на реставрацию. [ 4 ]
- НА-68А 41-19085 (серийный номер 68-3061). Один из шести перехваченных P-64, направлявшихся в Таиланд, которые уцелели и использовались для обучения и связи, был получен Ассоциацией экспериментальных самолетов в 1960-х годах и использовался основателем и президентом EAA Полом Поберезным для выполнения показа пилотажа в рамках программы организации. ежегодный прилет . Он был снят с эксплуатации после 1988 года и выставлен в Музее авиации ЕАА . [ 5 ] Этот самолет был восстановлен до летного состояния, двигатель снова заработал в 2013 году, после чего он впервые появился в полете на выставке 2016 года ( авиашоу EAA AirVenture в Ошкоше ).
Технические характеристики (НА-68/П-64)
[ редактировать ]Данные американского истребителя [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 27 футов 0 дюймов (8,23 м)
- Размах крыльев: 37 футов 3 дюйма (11,35 м)
- Высота: 9 футов 0 дюймов (2,74 м)
- Площадь крыла: 228 кв. футов (21,2 м 2 )
- Пустой вес: 4660 фунтов (2114 кг)
- Полная масса: 5990 фунтов (2717 кг)
- Максимальный взлетный вес: 6800 фунтов (3084 кг)
- Запас топлива: 170 галлонов США (140 имп галлонов; 640 л)
- Силовая установка: 1 × Wright R-1820-77 девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения , мощностью 870 л.с. (650 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 270 миль в час (430 км/ч, 230 узлов) на высоте 8700 футов (2700 м)
- Крейсерская скорость: 235 миль в час (378 км/ч, 204 узла)
- Диапазон: 630 миль (1010 км, 550 миль)
- Практический потолок: 27 500 футов (8 400 м)
Вооружение
- Оружие:
- 2 пулемета калибра 0,30 дюйма (7,62 мм)
- 2 × 20-мм пушки (расположены в контейнерах под каждым крылом)
- Бомбы: бомбы массой 750 фунтов (340 кг).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Североамериканский NA-16
- Североамериканский А-27
- Североамериканский Т-6 Техасец
- CAC Boomerang - австралийский истребитель на базе лицензионного варианта NA-16 (CAC Wirraway).
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Грин 1961, с. 134.
- ^ Jump up to: а б Гейтс, Джон и Том Лимберн. «Североамериканский P-64/NA-50 – N840». Архивировано 25 марта 2014 г. в музее Wayback Machine AirVenture. Проверено: 6 января 2012 г.
- ^ Купер, Том Купер и Эстебан Ривера. «Самые мощные ВВС Латинской Америки». Acig.org , 1 сентября 2003 г. Дата обращения: 26 марта 2010 г.
- ^ «Перуанский NA-50 полетит к двухсотлетию» . Самолет . Том. 47, нет. 10 октября 2019 г. с. 12. ISSN 0143-7240 .
- ^ «В течение многих лет основатель EAA Пол Поберезный выполнял фигуры высшего пилотажа на североамериканском P-64 1940 года в Музее авиации EAA на авиашоу по всей стране, распространяя «Дух авиации». В 1988 году самолет был выведен из статической экспозиции, но вернулся в небо на #OSH16 в ознаменование 75-й годовщины нападения на Перл-Харбор EAA (по состоянию на 22 декабря 2022 г.).
- ^ Ангелуччи и Бауэрс 1987 , стр. 329–330
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Бауэрс; Бауэрс, Питер (1987). Американский истребитель . Спаркфорд, Великобритания: Издательская группа Haynes. ISBN 0-85429-635-2 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны — Истребители (Том 4) . Лондон: Макдональд, 1961.
Внешние ссылки
[ редактировать ]