Жак Аркадельт
Жак Аркадельт | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 14 октября 1568 г. Париж, Франция | (в возрасте 61 года)
Занятия |
|
Организации |
|
Известен для | Мадригалы |
Жак Аркадель (также Джейкоб Аркадель ; 10 августа 1507 г. - 14 октября 1568 г. [ 1 ] ) был франко-флемческим композитором эпохи Возрождения , активным как в Италии, так и в Франции, и в основном известный как композитор светской вокальной музыки. Хотя он также написал священную вокальную музыку, он был одним из самых известных из ранних композиторов мадригалов ; Его первая книга Мадригалов, опубликованная в течение десятилетия после появления самых ранних примеров формы, была самой широко напечатанной коллекцией мадригалов всей эпохи. [ 2 ] В дополнение к его работе мадригалиста и отличив его от других выдающихся ранних композиторов мадригалов - Филиппа Верделота и Костанцо Фестпа - он был одинаково плодовит и искусен в составлении Чансона , особенно в конце своей карьеры, когда он жил в Париже. [ 3 ]
Arcadelt был самым влиятельным членом ранней фазы мадригальной композиции, «классической» фазы; Именно благодаря публикациям Аркадельта, больше, чем у любого другого композитора, Мадригал стал известен за пределами Италии. Более поздние композиторы считали стиль Аркадельта представлять идеал; Более поздние перепечатки его первой мадригальной книги часто использовались для обучения, причем перепечатки появлялись более чем через столетие после ее первоначальной публикации. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Аркадельт родился в Намуре 10 августа 1507 года. [ 4 ] Он переехал в Италию в молодости и присутствовал во Флоренции к концу 1520 -х годов, тем самым получив возможность встретиться или поработать с Филиппом Верделотом , который написал самые ранние по имени Мадригалс. [ 1 ] В 1538 году, или непосредственно, он переехал в Рим, где получил встречу с папским хором в базилике Святого Петра; Многие композиторы из Нидерландов служили там певцами в течение этого периода, и даже возможно, что он отправился в Рим до приезда во Флоренцию. [ 5 ] Все еще в Риме, в январе 1539 года, он, вероятно, стал членом Джулианской часовни (записи дают его имя как «Якобус Фландер», предполагая фламандское происхождение, но с уверенностью его нельзя известно, если эта запись относится к Аркадельту). [ 1 ] Через несколько месяцев он стал членом Сикстинской часовни , где был назначен Магистер Пуэрорум . В том же году была опубликована не менее четырех книг его мадригалов. [ 6 ] Первая из этих коллекций, IL Primo Libro di Madrigali, прошла через 45 изданий, став наиболее широко перепечатанной коллекцией мадригалов того времени. [ 7 ]

Аркадельт оставался в Риме в качестве певца и композитора в Сикстинской часовне до 1551 года, за исключением одного отпуска, чтобы посетить Францию в 1547 году. В течение этого периода, вероятно, в начале 1542 года он познакомился с Микеланджело , но свои мадригальские обстановки двух Сонеты художника были получены с безразличием; Действительно, из писем Микеланджело на эту тему он, вероятно, считал себя незамужным и неспособным оценить работу Аркадельта. Микеланджело заплатил Arcadelt кусочком атласа, подходящего для превращения в дублет . [ 8 ]
Аркадель написал более 200 мадригалов, прежде чем он покинул Италию в 1551 году, чтобы вернуться во Францию, где он провел оставшуюся часть своей жизни; Его многочисленные Шансоны датируются этим и последующими годами. [ 7 ] В 1557 году он опубликовал книгу масс, посвященную своему новому работодателю, Чарльзу де Гюйзу, кардиналу Лорейн (Аркадельт был Мейтр де Чапель , то есть хормейст для него). В этой публикации он был упомянут как член Королевской часовни, и поэтому, должно быть, служил как Генрию II (умер в 1559 году), так и Чарльзу IX на этой поздней фазе своей карьеры. В Париже он нанял издательство Ле Роя и Балларда, которые напечатали свои обильные Чансоны, Массы и Мотеты, как только венецианские принтеры ранее напечатали свои мадригалы. [ 1 ]
Аркадельт умер в Париже 14 октября 1568 года. [ 4 ]
Франсуа Рабелайс Усвековил Аркадельт во введении к книге IV Гаргантуи и Пантаграуэля , где он включает музыканта между Климентом Янекином и Клаудином де Сермиси в рамках хора, поющего песню Рибальда, в которой Приапус может похвастаться богами на горе Олимп из своего метода. Использования молотка для разжигания новой невесты. [ 9 ] [ 10 ]
Музыка
[ редактировать ]За свою долгую и продуктивную карьеру Аркадельт писал музыку как священную, так и светскую, все это вокально. Он оставил в общей сложности 24 мота , 125 французских Chansons, приблизительно 250 мадригалов (около пятидесяти из которых имеют неопределенную атрибуцию), три массы , а также настройки плачек Иеремии и Магнифи . Возможно, еще 250 мадригалов от Arcadelt, которые анонимно выживают в источниках рукописей. [ 11 ] [ 1 ] Влияние на его музыку варьировалось от Шансона и полифонического стиля его северной родины, до местной светской музыки Италии, такой как Футтола , до музыки, которую он слышал, пока он служил в хоре Сикстинской часовни. Из всех ранних мадригалистов он был самым универсальным в своей апелляции; Его влияние на других было огромным. Arcadelt принес мадригальную форму до ранней зрелости. [ 12 ]
Светская музыка
[ редактировать ]Мадригалы
[ редактировать ][ 13 ] Arcadelt чередуются гомофонические и полифонические текстуры, «в состоянии нежного лабильного равновесия». [ 14 ] Его мадригалы лучше всего представляют собой «классическую» фазу разработки формы, с их четким схем, из четырех частей написания, уточнения и баланса; Слово живопись , хроматизм, орнамент, виртуозность, экспрессионистское и манеристическое письмо мадригалистов в конце столетия нигде не можно найти в Аркаделте. [ 15 ]
(Мадригал за четыре голоса; установка стихотворения Микеланджело, с начала 1540 -х годов) Несколько сотен мадригалов Аркадельта, составленные на протяжении не менее двух десятилетий, обычно были для четырех голосов, хотя он написал несколько на три и горстку за пять и шесть голосов. Стилистически его мадригалы мелодичные и простые по структуре, поют и построены на четкой гармонической основе, обычно полностью диатонической. Музыка часто является слогой, и, хотя иногда она использует повторные фразы, почти всегда проводятся через современный Шансон, который часто был строго).Его музыка стала чрезвычайно популярной в Италии и Франции более ста лет, когда к 1654 году его первая книга Мадригалс была перепечатана пятьдесят восьми раз, а его музыка появлялась в бесчисленной интиализации для таких инструментов, как « Лют» , «Гитара» и «Виол» . [ 1 ] Дополнительными намеками на его популярность является частота, с которой анонимные композиции были приписаны ему, и появление его музыки в нескольких картинах музыкантов с того времени. [ 1 ] Вероятно, его популярность была из-за его дара захвата итальянского духа и жениться на его техническом совершенстве франко-флеменного гармонического и полифонического стиля; Кроме того, он написал броские мелодии, которые было легко петь. В отличие от более поздних поколений мадригальных композиторов, Аркадель не ожидал, что профессиональные певцы станут единственными потребителями его работы; Любой, кто мог читать заметки, мог петь его мадригалов. [ 16 ]
Для своих текстов Аркадель выбрал поэтов, начиная с Петрархи (и его обстановка полной канзоны, как набор из пяти взаимосвязанных мадригалов, был предшественником моды для мадригальных циклов), Пьетро Бембо , Санназаро , Флорентина Лорензино де'медиси, Бенедетто Варчи, Филиппо Строцци и Сам Микеланджело, для других, таких как Луиджи Кассола из Пиаценцы, ныне популярный писатель, который был одним из наиболее часто встречающихся поэтов ранних мадригалистов. [ 17 ] [ 1 ] Большая часть поэзии мадригалов Аркадельта осталась анонимной, так же, как считается, что некоторые из музыки Аркадельта выживают анонимно. Другим поэтом, которого он установил, был Джованни Гутиччиони, который написал эти слова в свою самую известную композицию, и один из самых устойчивых из всего 16-го века: четырехловой Мадригал Ир Бьянко Э Дольче Синьо (белый и нежный лебедь). [ 15 ]
Этот Мадригал был привлекательным на многих уровнях. По словам Альфреда Эйнштейна , написания в итальянском мадригале : «… он доволен простым, нежным декламацией текста, в зависимости от элементарной и магической силы музыки, гармонии, которая задирает этот стихотворение в подсвечении возвышенной и отдаленной Сентиментальность здесь достигается идеалом того, что ожидалось от времени от Dolcezza [ Sweetness и Suavità [Suavense]. [ 18 ] Текстура в основном гомофоническая, с намеком на искусство в гармонии; Предмет эротичен, с оргазмическими «тысячами смертей», изображенной восходящей четвертой фигурой в тесной имитации ; Происходят короткие кусочки раскраски слов, такие как использование сплющенного седьмого на «формировании»; и музыкальные фразы перекрывают строки стиха, размывая формальное разделение линии, техника, известную в музыке, как в поэзии, как Enjambment . [ 19 ] [ 18 ]
Песни
[ редактировать ]Поскольку Аркадельт жил как во Франции, так и в Италии, написав светскую музыку в обеих странах, его Чансонс и Мадригалы не неожиданно разделяют некоторые особенности. Шансон был по своей природе более стабильной формой, часто строфкой и с рисунком; Мадригал, с другой стороны, обычно был пропущен. [ 20 ] Аркадельт заимствовал некоторые особенности Шансона, когда написал свои мадригалы, точно так же, он написал некоторые из своих Шансонов с мадригальскими чертами. Большинство его Chansons являются слоговыми и простыми, с краткими всплесками полифонического письма, иногда канонического, и с разделами, подражающими стилю Note Nere of the Madrigal - быстрых «черных нот», создавающих эффект песни паттерна . Некоторые из его Шансонов были на самом деле контрафакта его мадригалов (та же музыка, напечатанная с новыми словами французски, а не итальянца). Редко в истории музыки были как Мадригал и Шансон, более похожие. [ 1 ]
Священная музыка
[ редактировать ]В дополнение к его обильному выходу из мадригалов и Chansons, Arcadelt произвел три массы , 24 мотета , настройки Magnificat , плаги Иеремии и некоторые священные Чансоны - французский эквивалент духовного мадригале . На массам влияет предыдущее поколение франко-флеменных композиторов, в частности, Джин Мутон и Джоскин Де-През ; Мотеты, избегающие плотной полифонии, предпочитаемой Нидерландами, более декламационны и ясны в текстуре, аналогично его светской музыке. Большая часть его религиозной музыки, за исключением священных Шансонов, он, вероятно, писал за свои годы в папской часовне в Риме. Документы из архивов систинской часовни указывают на то, что хор пел свою музыку во время его резиденции там. [ 1 ] Arcadelt's Maria не является оригинальной священной работой композитора. В 1842 году Пьер-Луи Дитч скорректировал «Шансон" Аркадельт "nous voyons que les hommes" в латинский текст и добавил басовую линию. [ 21 ]
Издатели
[ редактировать ]Антуан Гардано стал основным итальянским издателем для Arcadelt, хотя конкурирующий венецианский издательство Скотто также выявила одну из своих мадригальных книг. [ 22 ] [ 1 ] от Arcadelt Il Bianco E Dolce Cigno открыл одну из книг Гардано; Поскольку произведение уже достигла огромной славы, это была главная торговая точка. [ 23 ] В Париже некоторые из Шансонов Аркадельта появились еще в 1540 году в публикациях Пьера Аттаингана и Жака Модерна , поэтому, должно быть, было написано в Италии. [ 3 ] После того, как Аркадель вернулся во Францию, его Шансоны, Массы и Мотеты появились в изданиях печатной фирмы Le Roy и Ballard в течение 1550 -х и 1560 -х годов, в то время как его музыка все еще была напечатана в далекой Венеции. [ 1 ]
Работа
[ редактировать ]Полное современное издание произведений Arcadelt опубликовано в CMM , XXXI, 1–10 (десять объемов), под редакцией Альберта Сия . Первый том содержит массы Аркадельта; Его светские композиции находятся в томах с двух до девяти, а его моты и другая священная музыка находятся в десятом томе. Ниже приведен частичный список его работ. Обратите внимание, что нумерация по количеству голосов: например, есть IL Primo Libro di Madrigali (Первая книга Мадригалов) для четырех голосов, и еще один Primo Libro di Madrigali за три.
Мадригалы
[ редактировать ]- Первая книга Мадригали (четыре голоса; Венеция, 1539)
- Вторая книга Де Мадригали (четыре голоса; Венеция, 1539, опубликованная Скотто)
- Реальная вторая книга Мадригали (четыре голоса; Венеция, 1539)
- Книга Terzo о 1 Мадригали последнее (четыре голоса; Венеция, 1539)
- Четвертая книга Мадригали (четыре голоса; Венеция, 1539)
- Первая книга Мадригали (три голоса; Венеция, 1542)
- Пятая книга Мадригали (четыре голоса; Венеция, 1544)
- Многочисленные другие мадригалы в других коллекциях и в рукописи, 1537 по 1559
Песни
[ редактировать ]- Quatoorsiesme Song of Songs (духовка до шести голосов; Paris, 1561)
- Третьи стороны песен (четыре голоса; Париж, 1567)
- Четвертая песня песен (четыре голоса; Париж, 1567)
- Пятая песня песен (четыре голоса; Париж, 1567)
- Седьмая книга чувств (от четырех до пяти голосов; Париж, 1569)
- Девятая песня песен (от четырех до шести голосов; Париж, 1569)
Массы
[ редактировать ]- Мисса Трес (четыре, пять и шесть голосов; Париж, 1557)
Великолепные и оплакивания
[ редактировать ]- Magnificat primi toni (от четырех до шести голосов; Париж, 1557)
- Плачи 1 (четыре голоса; Париж, 1557)
- Paclations of Jeremiah 2 (четыре голоса; Париж, 1557)
- Lamentations 3 (четыре голоса; Париж, 1557)
Мотеты и священные песни
[ редактировать ]- Многочисленные отдельные композиции, опубликованные между 1532 и 1555 годами; Мотеты в латинском и священном Chansons на французском языке
Примечания
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Джеймс Хаар /Леттия Глозер, New Grove Online
- ^ Гарвардский словарь музыки, с. 463
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Einstein, vol. Я р. 264
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Шмидт Лучший, Томас. «Аркадель, Жак» . Музыка в истории и настоящее (на немецком языке). Том. Медведский гонщик . ISBN 3-7618-1111-х .
- ^ Перкинс, Лиман Л. Музыка в эпоху Ренессанса. Нью -Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1999. с. 671.
- ^ Риз, Густав. Музыка в эпохи Возрождения. Нью -Йорк: Norton & Company Inc., 1959. с. 321.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Перкинс 1999, с. 671.
- ^ Einstein, Vol. I с. 161–162
- ^ Einstein, Vol. Я р. 162
- , Pantagruel pp . 445–446
- ^ Риз 1959, с. 322.
- ^ Эйнштейн, с. 264
- ^ Браун 1999, с. 201.
- ^ Блюм, Фридрих. Ренессанс и барокко музыка. Нью -Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1967. с. 67
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Einstein, vol. Я р. 269
- ^ Авраам 1968, стр. 69-70.
- ^ Einstein, Vol. Я р. 172
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Einstein, vol. Я р. 270
- ^ Атлас 1998, с. 431.
- ^ Einstein, Vol. I с. 264–265
- ^ Смит, Роллин (1992). Сен-Санс и Орган . Stuyvesant, NY: Pendragon Press. С. 46–7.
- ^ Атлас 1998, с. 458.
- ^ Атлас 1998, с. 430.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авраам, Джеральд. Эпоха гуманизма. Лондон: издательство Оксфордского университета, 1968.
- Атлас, Аллан В. Ренессанс Музыка. Нью -Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1998.
- Блюм, Фридрих. Ренессанс и барокко музыка. Нью -Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1967.
- Браун, Говард Майер. Музыка в эпохи Возрождения . Prentice Hall History of Music Series. Englewood Cliffs, Нью -Джерси; Prentice-Hall, Inc., 1976. ISBN 0-13-608497-4
- Браун, Говард Майер и Стейн, Луиза К. Музыка в Ренессансе , второе издание. Верхняя седл -река: Прентис Холл, 1999.
- Эйнштейн, Альфред. Итальянский мадригал. Три тома. Принстон, Нью -Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- Хаар, Джеймс; Глозер, Летития. " Arcadelt [Archadelt, Arcadet], Жак ", Grove Music Online (требуется подписка)
- Перкинс, Лиман Л. Музыка в эпоху Ренессанса. Нью -Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1999.
- Pantagruel (Tr. JM Cohen). Балтимор, Пингвин Книги,
- Рандель, Дон, изд. Новый Гарвардский словарь музыки . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN 0-674-61525-5
- Густав Риз , музыка в эпохи Возрождения . Нью -Йорк, WW Norton & Co., 1954/1959. ISBN 0-393-09530-4
- Слолинский, Николас. Краткое издание биографического словаря музыкантов Бейкера , 8 -е изд. Нью -Йорк, Schirmer Books, 1993. ISBN 0-02-872416-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]