джунгарский геноцид
джунгарский геноцид | |
---|---|
Часть завоевания Джунгарии | |
Расположение | Джунгарское ханство (современная Джунгария , Западная Монголия , Казахстан , север Киргизии , юг Сибири , Синьцзян ) |
Дата | 1755–1758 |
Цель | Джунгары |
Тип атаки | Геноцид , массовые убийства , этнические чистки. |
Летальные исходы | 420,000 [ 1 ] –480,000 [ 2 ] (70–80% населения Джунгар, как от войн, так и от болезней) |
Раненый | Неизвестный |
Преступники | Цин Восемь Знамен , Халха-монголы , казахи , уйгуры и хуэйские повстанцы |
Джунгарский геноцид ( китайский : 準噶爾滅族 ; букв. «Истребление джунгарского племени») — массовое истребление монгольского джунгарского народа династией Цин . [ 3 ] Император Цяньлун приказал провести геноцид после восстания в 1755 году джунгарского лидера Амурсаны против правления Цин, после того как династия впервые завоевала Джунгарское ханство при поддержке Амурсаны. Геноцид был совершен маньчжурскими генералами цинской армии при поддержке тюркских жителей оазиса (ныне известных как уйгуры ), восставших против джунгарского правления.
Джунгарское ханство было конфедерацией нескольких тибетских буддийских ойрат- монгольских племен, возникшей в начале 17 века, и последней великой кочевой империей в Азии. По оценкам некоторых ученых, около 80% населения Джунгар, или от 500 000 до 800 000 человек, были убиты в результате сочетания войн и болезней во время или после цинского завоевания в 1755–1757 годах. [ 2 ] [ 4 ] После уничтожения коренного населения Джунгарии правительство Цин затем переселило ханьцев , хуэйцев , уйгуров и сибэ в совхозы в Джунгарии вместе с маньчжурскими знаменосцами для повторного заселения этой территории.
Цинское завоевание джунгар
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Династия Цин вступила в войну против джунгар в Джунгаро-Цинской войне . Джунгары жили на территории, простирающейся от западного конца Великой Китайской стены до современного восточного Казахстана и от современного северного Кыргызстана до южной Сибири (большая часть которой расположена в современном Синьцзяне ). Они были последней кочевой империей , которая угрожала Китаю с начала 17 века до середины 18 века. [ 5 ]
В это время джунгары стали пионерами местного проявления «военной революции» в Центральной Евразии после усовершенствования процесса производства порохового оружия местного производства. Они также создали на своих землях смешанную аграрно-пастбищную экономику, а также дополнительные горнодобывающую и обрабатывающую промышленность. Кроме того, Джунгарам удалось принять общеимперскую систему законов и политики, направленную на расширение использования ойратского языка в регионе. [ 6 ]
После серии безрезультатных военных конфликтов, начавшихся в 1680-х годах, в конце 1750-х годов джунгары были порабощены маньчжурской династией Цин (1644–1911). Кларк утверждал, что кампания Цин в 1757–1758 годах «привела к полному уничтожению не только Зунгарского государства, но и Зунгаров как народа». [ 2 ] После того, как император Цяньлун привел войска Цин к победе над джунгарами в 1755 году, он первоначально планировал разделить Джунгарское ханство на четыре племени во главе с четырьмя ханами, ханом хойтского племени должен был стать джунгарский вождь Амурсана . [ 7 ]
Амурсана отверг соглашение Цин и восстал, потому что хотел стать лидером объединенной джунгарской нации. Разъяренный император Цяньлун затем издал приказ об уничтожении всей джунгарской нации и имени. Монгольские знамена и маньчжуры получали в рабство джунгарских женщин и детей. Остальные джунгары должны были быть убиты. [ 7 ]
Внешнемонгольский халха- принц Чингюнджав вступил в сговор с Амурсаной с целью восстания против Цин в 1755 году. Затем Чингюнджав начал свое собственное восстание во Внешней Монголии против Цин в 1756 году, но оно было подавлено Цин в 1757 году. Чингюнджав и вся его семья были казнены Цин после подавления восстания. Затем император Цин Цяньлун приказал Маньчжурским восьми знаменам завоевать джунгаров. [ 8 ]
Политика истребления
[ редактировать ]Император Цяньлун издал следующие приказы в переводе Питера К. Пердью : [ 9 ]
«Не проявляйте никакой пощады к этим повстанцам. Спасать следует только старых и слабых. Наши предыдущие военные кампании были слишком мягкими. Если мы будем действовать, как прежде, наши войска отойдут, и возникнут новые проблемы. Если мятежник попал в плен и его последователи желают сдаться, он должен лично прийти в гарнизон, пасть ниц перед командиром и попросить сдаться. Если он посылает кого-то только с просьбой о подчинении, это, несомненно, уловка. Скажи Ценгюнджаву, чтобы он перебил этих хитрых джунгаров. Не верьте тому, что они говорят».
По оценкам, в результате джунгарского геноцида погибло от 70 до 80 процентов из 600 000 или более джунгар, уничтоженных болезнями и войнами в период с 1755 по 1758 год. [ 10 ] [ 11 ] которое Майкл Кларк описывает как «полное уничтожение не только Джунгарского государства, но и джунгар как народа». [ 12 ] [ 1 ] [ 2 ] По данным цинского ученого Вэй Юаня (1794–1857), джунгарское население до цинского завоевания составляло около 600 000 человек в 200 000 домохозяйств. [ 1 ]
Вэй Юань писал, что около 40 процентов джунгарских дворов погибли от оспы , 20 процентов бежали в Россию или к казахским племенам, а 30 процентов были убиты маньчжурскими знаменосцами. На протяжении нескольких тысяч ли не было ни одного гера, кроме тех, кто сдался. [ 1 ] По российским данным, все мужчины, женщины и дети джунгар были убиты маньчжурскими войсками. [ 13 ] Население Джунгарии не восстанавливалось на протяжении нескольких поколений. [ 14 ]
Уничтожение джунгар объясняется явной политикой истребления, описанной императором Цяньлуном как «этнический геноцид», продолжавшейся два года. [ 15 ] [ нужна страница ] Он приказал уничтожить большую часть джунгарского населения и поработить или изгнать оставшуюся часть, что привело к уничтожению джунгар. Энциклопедия геноцида и преступлений против человечества классифицирует действия императора Цяньлуна против джунгар как геноцид в соответствии с определением, данным Конвенцией ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него . [ 16 ]
Император не видел противоречия между своим приказом об истреблении и соблюдением мирных принципов конфуцианства . Он поддержал свою позицию, изображая джунгаров варварами и недочеловеками . Император Цяньлун провозгласил, что «сметание варваров - это способ обеспечить стабильность во внутренних районах», что джунгары «отвернулись от цивилизации» и «Небеса поддержали императора» в их разрушении. [ 17 ]
Его командиры не хотели выполнять его приказы, которые он повторял несколько раз, используя термин цзяо снова и снова (истребление). Полководцы Хадаха и Аги были наказаны за то, что лишь заняли джунгарские земли, но позволили людям бежать. Генералы Джаохуэй и Шухэдэ были наказаны за то, что не проявили достаточного рвения в истреблении повстанцев. Другие, такие как Танкелу, были вознаграждены за участие в резне. [ 9 ] [ 18 ] Цяньлун прямо приказал халха-монголам «взять молодых и сильных и убить их». Стариков, детей и женщин пощадили, но они не смогли сохранить свои прежние имена и титулы. [ 19 ]
Лоялисты-халхасы приняли в рабство джунгарских койтских женщин из Чебудэнджабу, и был отдан приказ лишить голодающих джунгар еды. джунгарских женщин, детей и стариков Маньчжурские знаменосцы и лоялистские монголы приняли в качестве рабов , и их джунгарская идентичность была уничтожена. [ 9 ] [ 20 ] Марк Левен, историк, чьи недавние научные интересы сосредоточены на геноциде, утверждает, что истребление джунгар было «возможно, геноцидом восемнадцатого века по преимуществу». [ 21 ]
Союз Ходжи Эмина с Цин
[ редактировать ]Джунгары завоевали и подчинили уйгуров во время джунгарского завоевания Алтишахра после того, как Афаки Ходжа пригласил их на вторжение. Джунгары обложили уйгуров высокими налогами, при этом уйгуры поставляли сборщикам налогов женщин и угощения. Уйгурские женщины, как утверждается, подвергались групповому изнасилованию со стороны сборщиков налогов, когда сумма налога была неудовлетворительной. [ 22 ]
Антиджунгаро-уйгурские повстанцы из оазисов Турфан и Хами подчинились правлению Цин как вассалы и просили Цин помощи в свержении правления Джунгар. Уйгурские лидеры, такие как Эмин Ходжа, получили титулы среди цинской знати, и эти уйгуры помогали снабжать цинские вооруженные силы во время антиджунгарской кампании. [ 23 ] [ 24 ] Цин нанял Ходжу Эмина в своей кампании против джунгар и использовал его в качестве посредника с мусульманами из Таримской котловины, чтобы сообщить им, что Цин стремился только убить ойратов (джунгар) и что они оставят мусульман в покое. Чтобы убедить их убить самих джунгар и встать на сторону Цин, Цин отметил недовольство мусульман своими бывшими джунгарскими правителями руками Цеванга Араптана . [ 25 ]
Ойраты были переданы в рабство турфанским тюркским мусульманам Эмина Ходжи Цином во время Цинского завоевания джунгар. [ 26 ]
Демографические изменения
[ редактировать ]Геноцид Цин против джунгар обезлюдел северный Синьцзян. Цин спонсировал поселение миллионов этнических ханьцев, хуэйцев, жителей среднеазиатских оазисов (уйгуров) и маньчжурских знаменосцев в Джунгарии. [ 1 ] Профессор Стэнли В. Тупс отметил, что современная демографическая ситуация аналогична ситуации раннего периода Цин в Синьцзяне. В северный Синьцзян Цин привел ханьских, хуэйских, уйгурских, сибе и казахских колонистов после того, как они истребили джунгарских ойратских монголов в этом регионе. В результате этих демографических изменений Синьцзян в период Цин состоял из 62 процентов уйгуров, сосредоточенных на юге, 30 процентов ханьцев и хуэйцев на севере и 8 процентов различных других меньшинств. [ 27 ] [ 28 ]
Синьцзян, как единая, определенная географическая идентичность, был создан и развит Цин. [ 29 ] Депопуляция северного Синьцзяна привела к тому, что Цин заселил маньчжуров, сибо (Сибэ), дауров , солонов , ханьцев, хуэйских мусульман и мусульманских таранчи на севере, причем ханьцы и хуэйские мигранты составляли наибольшее количество поселенцев. [ 30 ] В Джунгарии Цин основал новые города, такие как Урумчи и Инин . [ 31 ] После того, как Цин победил Джахангира Ходжу в 1820-х годах, 12 000 уйгурских семей таранчи были депортированы Китаем из Таримской котловины в Джунгарию для колонизации и заселения этой территории. [ 32 ] Джунгарский . бассейн, ранее населенный джунгарами, в настоящее время населен казахами [ 33 ]
Поскольку разгром буддистов Оёлёдов (джунгар) Цин привел к распространению ислама и расширению прав и возможностей мусульманских бегов в южном Синьцзяне, а также к миграции мусульманских таранчи в северный Синьцзян, Генри Шварц предположил, что «победа Цин была в определенном смысле победа ислама». [ 30 ] Именно правление Цин привело к преобладанию ислама в регионе, усилившемуся после разгрома буддийских джунгар. Цин терпел или даже поощрял мусульманскую культуру и самобытность. [ 34 ] Цин дал Джунгарии название Синьцзян после ее завоевания, при этом с 1760 по 1820 год новые колонии ханьских китайских земледельцев превратили 1 миллион му (17 000 акров) из степных пастбищ в сельскохозяйственные угодья. [ 29 ]
В то время как некоторые пытались представить действия Цин, такие как создание поселений и совхозов, как антиуйгурский заговор с целью заменить их на их земле в свете современной ситуации в Синьцзяне с миграцией ханьцев, Джеймс А. Миллуорд отмечает, что Цин сельскохозяйственные колонии не имели ничего общего с уйгурами и их землей. Цин фактически запретил поселение ханьских китайцев в населенных уйгурами районах оазисов Таримской котловины и фактически приказал ханьским поселенцам вместо этого селиться в неуйгурской Джунгарии и новом городе Урумчи. Из совхозов, в которых с 1760 по 1830 год проживало 155 000 ханьских китайцев, все находились в Джунгарии и Урумчи, где проживало лишь незначительное количество уйгуров. [ 35 ]
Цинский взгляд на Джунгарский поход
[ редактировать ]Император Цяньлун отметил завоевание Цин джунгар как добавление новой территории в Синьцзяне к «Китаю», определение Китая как многоэтнического государства и отказ от идеи, что Китай имел в виду только ханьские территории в «собственном Китае». По мнению Цин, как ханьские, так и неханьские народы были частью «Китая», который включал новую территорию «Синьцзян», отвоеванную Цин у джунгар. [ 36 ] После того, как Цин завоевал Джунгарию в 1759 году, они провозгласили, что земля, ранее принадлежавшая джунгарам, теперь присоединена к «Китаю» ( Дулимбай Гурун ) в мемориале на маньчжурском языке . [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
Цин разъяснял свою идеологию, согласно которой они объединяли «внешних» неханьских китайцев (таких как внутренние монголы, восточные монголы, ойратские монголы и тибетцы) вместе с «внутренними» ханьскими китайцами в «одну семью», объединенную в Государство Цин, показывающее, что все разнообразные подданные Цин были частью одной семьи. Цин использовал фразу «Чжун Вай И Цзя» 中外一家 или «Нэй Вай И Цзя» 內外一家 («внутреннее и внешнее как одна семья»), передать эту идею объединения. [ 40 ]
При Цин жителям Синьцзяна не разрешалось называть иностранцев (И, 夷). [ 41 ] В маньчжурском чиновника Тулисена отчете маньчжурского о его встрече с лидером торгутов Аюка-ханом было написано, что, хотя торгуты и отличались от русских, они были «народом Центрального царства» (дулимба-и гурун中國, Чжунго) были подобны торгутским монголам, а «народ Центрального царства» имел в виду маньчжуров. [ 42 ]
Император Цяньлун отверг более ранние идеи о том, что только Хань может быть подданным Китая и только ханьская земля может считаться частью Китая, вместо этого он переопределил Китай как многонациональный. В 1755 году он сказал: «Существует точка зрения на Китай (чжунся), согласно которой неханьцы не могут стать подданными Китая, а их земли не могут быть интегрированы в территорию Китая. Это не отражает понимание Китая нашей династией, но вместо этого это эпоха более ранних династий Хань, Тан, Сун и Мин». [ 44 ]
Маньчжурский император Цяньлун отверг точку зрения ханьских чиновников, которые говорили, что Синьцзян не является частью Китая и что он не должен его завоевывать, выдвигая точку зрения, что Китай многонационален и относится не только к Хань. [ 36 ] Миграция ханьцев в Синьцзян была разрешена маньчжурским императором Цяньлуном, который также дал городам китайские названия вместо их монгольских названий, введя в этом районе экзамены на государственную службу. Он ввел в округах и префектурах административную систему китайского стиля и способствовал миграции ханьцев в Синьцзян, чтобы укрепить контроль Цин. [ 45 ]
написали в «Имперском географическом справочнике западных регионов» (Сию тужи) предложение использовать финансируемые государством школы для пропаганды конфуцианства среди мусульман в Синьцзяне. Фухэн, его команда маньчжурских чиновников и император Цяньлун [ 46 ] Конфуцианские названия были даны городам в Синьцзяне императором, например, «Дихуа» для Урумчи в 1760 году, а Чанцзи, Фэнцин, Фукан, Хуэйфу и Суйлай для других городов Синьцзяна. [ 47 ]
Император Цин Цяньлун сравнил свои достижения с достижениями ханьцев и танцев в Центральной Азии. [ 48 ] Завоевание Цяньлуном Синьцзяна было обусловлено его вниманием к примерам Хань и Тан. [ 49 ] Ученые Цин, написавшие официальный имперский справочник Цин по Синьцзяну, часто ссылались на названия региона в эпоху Хань и Тан. [ 50 ] Цинский завоеватель Синьцзяна Чжао Хуэй по своим достижениям приравнивается к генералу династии Тан Гао Сяньчжи и генералам династии Хань Бань Чао и Ли Гуанли . [ 51 ]
Оба аспекта ханьской и танской моделей управления Синьцзяном были приняты Цин. Система Цин также внешне напоминала систему кочевых держав, таких как Кара-Китай (Западный Ляо), но на самом деле система Цин отличалась от системы кочевников как с точки зрения завоеванной территории, так и с точки зрения централизованной административной системы, напоминающей западный стиль. (европейская и российская) система правления. [ 52 ] В официальных произведениях Цин изображал свое завоевание Синьцзяна как продолжение и восстановление достижений Хань и Тан в регионе. [ 53 ]
Цин оправдал свое завоевание, заявив, что границы эпох Хань и Тан восстанавливаются. [ 54 ] и отождествление величия и авторитета Хань и Тан с Цин. [ 55 ] Маньчжурские и монгольские писатели династии Цин, писавшие о Синьцзяне, делали это на китайском языке с точки зрения китайской культуры. [ 56 ] Были пересказаны истории о Синьцзяне времен Хань и Тан, а древние китайские названия мест были повторно использованы и распространены. [ 57 ] Записи и отчеты о Синьцзяне эпохи Хань и Тан были единственными сочинениями о регионе, доступными китайцам эпохи Цин в 18 веке, и литераторы должны были заменить их обновленными отчетами. [ 56 ] [ 58 ]
Ссылки
[ редактировать ]История Синьцзяна |
---|
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Пердью 2009 , с. 285
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 2004 , с. 37.
- ^ Климеш, Ондржей (8 января 2015 г.). Борьба за перо: уйгурский дискурс о нации и национальных интересах, около 1900-1949 гг . БРИЛЛ . стр. 27–. ISBN 978-90-04-28809-6 .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Пердью 2005 . Главы 3–7 описывают взлет и падение Джунгарского ханства и его отношения с другими монгольскими племенами, династией Цин и Российской империей .
- ^ Хейнс, Спенсер (2017). «Военная революция» приходит в Центрально-Евразийскую степь: уникальный случай Зунгара (1676–1745)». Монголика: Международный журнал монгольских исследований . 51 : 170–185.
- ^ Jump up to: а б Миллуорд 2007 , с. 95.
- ^ Эл Джей Ньюби (2005). Империя и ханство: политическая история отношений Цин с Кокандом C1760-1860 . БРИЛЛ. стр. 15–. ISBN 90-04-14550-8 .
- ^ Jump up to: а б с Пердью 2009 , стр. 283–.
- ^ Чу, Вэнь-Джанг (1966). Мусульманское восстание на северо-западе Китая 1862–1878 гг . Мутон и компания. п. 1.
- ^ Пауэрс и Темплман 2012 , с. 537 .
- ^ Кларк 2004 , стр. 3, 7.
- ^ Пердью 2009 , стр. 284–.
- ^ Тайлер 2004 , с. 55 .
- ^ Пердью 2005 .
- ^ Шелтон 2005 , с. 1183 .
- ^ Нэн, Мампилли и Бартоли 2011a , стр. 219 .
- ^ Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета . стр. 95–. ISBN 978-0-231-13924-3 .
- ^ Пердью 2005 , с. 283.
- ^ Кроу 2014 , стр. 31 .
- ^ Левен 2008 , с. 188 .
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Массон Вадим Михайлович; ЮНЕСКО (1 января 2003 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Развитие в контрасте: с XVI до середины XIX века . ЮНЕСКО . стр. 197–. ISBN 978-92-3-103876-1 .
- ^ Ким 2008 , с. 134 .
- ^ Ким 2008 , с. 49 .
- ^ Ким 2008 , с. 139 .
- ^ Ньюби, ЖЖ (2013). «Рабство на северо-западной границе Цинского Китая» . Современные азиатские исследования . 47 (3): 980. doi : 10.1017/S0026749X12000261 . JSTOR 24494172 . S2CID 144623444 .
- ^ ред. Старр 2004 , с. 243.
- ^ Тупс, Стэнли (май 2004 г.). «Демография и развитие Синьцзяна после 1949 года» (PDF) . Рабочие документы Центра Восток-Запад в Вашингтоне (1). Центр Восток-Запад : 1. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2007 года . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Маркс 2011 , с. 192.
- ^ Jump up to: а б Лю и Фор, 1996 , с. 72.
- ^ Миллуорд 1998 , с. 102.
- ^ Тайлер 2004 , с. 67.
- ^ Тайлер 2004 , с. 4.
- ^ Лю и Фор 1996 , с. 76.
- ^ Миллуорд 2007 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Чжао 2006 , стр. 11–12 .
- ^ Даннелл 2004 , с. 77.
- ^ Даннелл 2004 , с. 83.
- ^ Эллиотт 2001 , с. 503.
- ^ Даннелл 2004 , стр. 76-77.
- ^ Миллуорд 1998 , с. 4.
- ^ Пердью 2009 , с. 218
- ^ Или и другие места в Тайцзи.
- ^ Чжао 2006 , стр. 4 .
- ^ Чжао 2006 , стр. 18 .
- ^ Чжао 2006 , стр. 19 .
- ^ Чжао 2006 , стр. 25 .
- ^ Миллуорд 1998 , с. 25.
- ^ Миллуорд 1998 , с. 245.
- ^ Миллуорд 1998 , стр. 20-1.
- ^ Миллуорд 2007 , с. 356.
- ^ Миллуорд 2007 , стр. 97-8.
- ^ Лю и Фор 1996 , с. 68.
- ^ Ньюби 2005 , с. 254.
- ^ Ньюби 2005 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Ньюби 2005 , с. 111.
- ^ Ньюби 2005 , с. 112.
- ^ Ньюби 2005 , с. 2.
Источники
[ редактировать ]- Андреев, Александр (2003). Советская Россия и Тибет: Дебаркль тайной дипломатии, 1918-1930-е гг . Том. 4 Библиотеки тибетских исследований Брилла (иллюстрированное издание). БРИЛЛ . ISBN 9004129529 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Андреев, Александр (2014). Миф о возрожденных мастерах: Оккультные жизни Николая и Елены Рерих . БРИЛЛ . ISBN 978-9004270435 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Бабар, Бат-Эрденийн (1999). Каплонски, Кристофер (ред.). Монголия двадцатого века . Том. 1 (иллюстрированное изд.). Пресс «Белая лошадь» . ISBN 1874267405 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Баабар, Бат-Эрдэнийн (1999). Каплонски, Кристофер (ред.). История Монголии (иллюстрировано, переиздание под ред.). Паб Монсудар. ISBN 9992900385 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Кларк, Майкл Эдмунд (2004). В оке силы: Китай и Синьцзян от Цинского завоевания до «новой большой игры» для Центральной Азии, 1759–2004 гг. (PDF) (доктор философии). Брисбен, Квинсленд: Кафедра международного бизнеса и азиатских исследований, Университет Гриффита . Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2008 года.
- Кроу, Дэвид М. (2014). Военные преступления, геноцид и справедливость: глобальная история . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1137037015 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Даннелл, Рут В.; Эллиотт, Марк С.; Форе, Филипп; Миллуорд, Джеймс А. (2004). Новая имперская история Цин: создание империи Внутренней Азии в Цин Чэндэ . Рутледж . ISBN 1134362226 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Дюпри, Луи; Наби, Иден (1994). Блэк, Сирил Э. (ред.). Модернизация Внутренней Азии . Автор Элизабет Эндикотт-Уэст (переиздание). Я Шарп . ISBN 0873327799 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Эллиотт, Марк К. (2001). Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднем императорском Китае (иллюстрировано, переиздание). Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0804746842 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Ким, Кванмин (2008). Святые брокеры: мусульмане-уйгуры, торговля и становление Цин в Центральной Азии, 1696–1814 гг . Калифорнийский университет, Беркли. ISBN 978-1109101263 . Архивировано из оригинала 4 декабря 2016 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- Латтимор, Оуэн (1950). Ось Азии; Синьцзян и внутренние азиатские границы Китая и России . Маленький, Браун.
- Латтимор, Оуэн; Начукдорджи, Ш (1955). Национализм и революция в Монголии . Архив Брилла . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Левен, Марк (2008). «Империи, коренные народы и геноциды». У Моисея, А. Дирк (ред.). Империя, колония, геноцид: завоевание, оккупация и сопротивление подчиненных в мировой истории . Оксфорд и Нью-Йорк: Берган . стр. 183–204. ISBN 978-1-84545-452-4 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Лю, Тао Тао; Фор, Дэвид (1996). Единство и разнообразие: местные культуры и идентичности в Китае . Издательство Гонконгского университета . ISBN 9622094023 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Лорхе, Питер (2006). Война, политика и общество в Китае раннего Нового времени, 900–1795 гг . Рутледж . ISBN 1134372868 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Маркс, Роберт Б. (2011). Китай: его окружающая среда и история . Издательство Rowman & Littlefield . ISBN 978-1442212770 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Лю Л.В., Чжэнли Чжэнли (2010). Взгляд на историю другим взглядом (Часть 1): Многогранная интерактивная история о Китае, Японии, Южной Корее, Тайване и окружающем мире . Том 1 «Взгляд на историю другим взглядом». : История Китая, Японии и Южной Кореи, многогранная интерактивная история Тайваня и окружающего мира (иллюстрированное издание Yuanliu Publishing) . 978-9573266648 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231139243 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Морозова, Ирина Юрьевна (2009). Социалистические революции в Азии: социальная история Монголии в ХХ веке . Рутледж. ISBN 978-1135784379 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Нэн, Сьюзан Аллен; Мампилли, Захария Чериан; Бартоли, Андреа, ред. (2011а). Миротворчество: от практики к теории [2 тома]: От практики к теории . АВС-КЛИО . ISBN 978-0313375774 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Нэн, Сьюзан Аллен; Мампилли, Захария Чериан; Бартоли, Андреа, ред. (2011б). Миротворчество: от практики к теории . Том. 1. АВС-КЛИО . ISBN 978-0313375767 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Палмер, Джеймс (2011). Кровавый Белый Барон: Необыкновенная история русского дворянина, ставшего последним ханом Монголии (переиздание). Основные книги. ISBN 978-0465022076 . Проверено 22 апреля 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Пейн, СКМ (1996). Имперские соперники: Китай, Россия и их спорная граница (иллюстрированное издание). Я Шарп . ISBN 1563247240 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Пегг, Кэрол (2001). Монгольская музыка, танец и устное повествование: воплощение разнообразных идентичностей . Том. 1 (иллюстрированное изд.). Вашингтонский университет Пресс . ISBN 0295980303 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Пердью, Питер К. (2005). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии (иллюстрированное издание). Издательство Гарвардского университета . ISBN 067401684X . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Пердью, Питер К. (2009). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии (переиздание). Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0674042025 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Пауэрс, Джон; Темплман, Дэвид (2012). Исторический словарь Тибета (иллюстрированное изд.). Пугало Пресс . ISBN 978-0810879843 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Робертс, Джон А.Г. (2011). История Китая (переработанная ред.). Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0230344112 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2016 года . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Сандерс, Алан Дж. К. (2010). Исторический словарь Монголии . Том. 74 Исторических словарей Азии, Океании и Ближнего Востока (3-е, иллюстрированное изд.). Пугало Пресс . ISBN 978-0810874527 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Шелтон, Дина К. (2005). Шелтон, Дина (ред.). Энциклопедия геноцида и преступлений против человечества . Том. 3 (иллюстрированное изд.). Справочник Макмиллана. ISBN 0028658507 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Синор, Денис, изд. (1990). Аспекты алтайской цивилизации III: материалы тридцатого заседания Постоянной международной алтаистической конференции, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, 19-25 июня 1987 г. Том. 3 аспекта алтайской цивилизации / 145 Уральско-алтайской серии Университета Индианы, Университет Индианы, Блумингтон. Соавтор Университет Индианы, Блумингтон. Научно-исследовательский институт исследований внутренней Азии. Психология Пресс . ISBN 0700703802 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Старр, С. Фредерик, изд. (2004). Синьцзян: мусульманская граница Китая (иллюстрированное издание). Я Шарп. ISBN 0765613182 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Тамм, Эрик (2013). Лошадь, прыгающая сквозь облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и возвышении современного Китая . Контрапункт. ISBN 978-1582438764 . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- Теобальд, Ульрих (2013). Военные финансы и логистика в позднем императорском Китае: исследование второй кампании Цзиньчуань (1771–1776) . БРИЛЛ. ISBN 978-9004255678 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Тайлер, Кристиан (2004). Дикий Запад, Китай: Укрощение Синьцзяна (иллюстрировано, переиздание). Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0813535336 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Боннский университет. Восточноазиатский семинар (1982 г.). Азиатские исследования, тома 73-75 . О. Харрасовиц. ISBN 344702237X . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Вестад, Одд Арне (2012). Беспокойная империя: Китай и мир с 1750 года (иллюстрированное ред.). Основные книги . ISBN 978-0465029365 . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Чжао, Банда (январь 2006 г.). «Переосмысление китайской имперской идеологии Цин и рост современной китайской национальной идентичности в начале двадцатого века» (PDF) . Современный Китай . 32 (1). Публикации SAGE : 3–30. дои : 10.1177/0097700405282349 . JSTOR 20062627 . S2CID 144587815 . Архивировано из оригинала 25 марта 2014 года . Проверено 17 апреля 2014 г.
- Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. ISBN 978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Бюллетень Общества Монголии: Публикация Общества Монголии . Том. 9. Участник Монгольского общества. Общество. 1970 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Бюллетень Общества Монголии, тома 9–12 . Общество Монголии. 1970 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- 1755 заведений в Китае
- Закрытие 1758 года в Китае
- 1750-е годы в Китае
- Этническая чистка в Азии
- История Синьцзяна
- Войны с участием династии Цин
- Ойраты
- Джунгарское ханство
- Резня, совершенная Китаем
- Резня в Китае
- Император Цяньлун
- Геноцид коренных народов в Азии
- Преследование монголов
- Поселенческий колониализм в Азии