Земля в научной фантастике
Действие подавляющего большинства художественных произведений происходит на Земле или изображает ее как единственную планету, на которой обитают люди или на которой, как известно, есть жизнь . Это справедливо и в отношении научной фантастики , несмотря на мнение об обратном. Работы, посвященные конкретно Земле, могут быть целостными , рассматривая планету как единое полубиологическое целое. контрфактические изображения формы Земли , будь то плоская или полая Иногда встречаются . Персонифицированная, живая Земля появляется в немногих произведениях. В произведениях, действие которых происходит в далеком будущем , Земля может быть центром космической человеческой цивилизации или просто одной из многих обитаемых планет галактической империи , иногда разрушенной экологической катастрофой или ядерной войной или иным образом забытой или потерянной. [ 2 ] [ 1 ]
Сопутствующая лексика
[ редактировать ]В ряде произведений научной фантастики английское название Земли стало менее популярным, и вместо этого планета известна как Терра или Теллус, латинские слова, обозначающие Землю. [ 1 ] : 139 [ 3 ] Жителей Земли можно называть землянами, землянами, землянами, землянами, землянами, землянами (этот термин часто рассматривается как уничижительный ), землянами (и землянами), землянами, землянами, солярианцами, теллурианцами, землянами, террестрианцами или землянами. [ 4 ] : 41, 43–48, 192, 233–234, 237–238
Кроме того, в словарь научной фантастики входят такие термины, как «Землепадение», обозначающее приземление космического корабля на планету Земля; или Earth-type , Earthlike, Earthnorm(al) и земной для понятия «напоминающий планету Земля или условия на ней». [ 4 ] : 41, 43–48, 192, 233–234, 237–238
Идея изменения планет, чтобы они стали более похожими на Землю, известна как терраформирование . Концепция терраформирования возникла как из научной фантастики , так и из реальной науки . В науке Карл Саган астроном . предложил терраформирование Венеры в 1961 году, что считается одним из первых объяснений этой концепции [ 5 ] Однако сам термин был придуман Джеком Уильямсоном в научно-фантастическом рассказе (« Орбита столкновения »), опубликованном в 1942 году в журнале Astounding Science Fiction . [ 6 ] [ 7 ] [ 4 ] : 235 [ 8 ] хотя концепция терраформирования в популярной культуре возникла еще до этой работы; например, идея превратить Луну в обитаемую среду с атмосферой уже присутствовала в «Путешествии в Париж в XXI веке». и siècle («День парижанина в XXI веке», 1910) Октава Бельяра . [ 9 ]
Темы
[ редактировать ]В целом действие подавляющего большинства художественной литературы, включая научную, происходит на Земле. [ 2 ] : 226, 228 Поскольку Земля — это нечто большее, чем очевидный, но легко забываемый фон, на котором происходит действие истории, был выявлен ряд тем. [ 1 ] : 137
Земля
[ редактировать ]Многие произведения научной фантастики посвящены космическому пространству , но действие многих других по-прежнему происходит на Земле; это различие стало предметом споров среди авторов научной фантастики, что видно, например, в эссе Дж. Г. Балларда 1962 года « Какой путь во внутреннее пространство?» . Некоторые критики «космических приключений» указывали на важность «земных» концепций и образов, более близких к повседневному опыту современных читателей. [ 2 ] : 228 [ 10 ] Хотя утверждалось, что планету можно считать «слишком большой, а ее жизнь слишком продолжительной, чтобы ее можно было удобно разместить в художественной литературе как отдельную тему», это не помешало некоторым писателям заняться этой темой. [ а ] [ 1 ] : 138 [ 11 ]
На некоторые работы, посвященные Земле как целому, повлияли целостные концепции «общей картины», такие как гипотеза Геи , ноосфера и точка Омега , а также популяризация фотографий Земли из космоса . [ 1 ] : 138 В других работах рассматривается концепция Земли как богини Геи. [ б ] (из греческой мифологии ; еще одной выдающейся богиней Земли, чье имя повлияло на научную фантастику, была римская Терра или Теллус. [ 4 ] : 41 ). Объединяя эти идеи и рассматривая Землю как полубиологическую или даже разумную сущность, являются классические произведения, такие как « Артура Конан Дойля » Когда мир кричал Джека Уильямсона (1928) и «Рождение Солнца» (1934). [ 2 ] : 227
Форма
[ редактировать ]Изображения Земли как плоской в современных работах встречаются редко: сферичность планеты была доказана около 200 г. до н.э. Архимедом и Эратосфеном . Исключениями из этого правила являются » Терри Пратчетта сатирическая серия «Плоский мир , вдохновленная индуистской космологией , и намеренно провокационные произведения, такие как С. Фаулера Райта роман «За пределами края» 1932 года. [ 1 ] : 137–138 [ 2 ] : 226 Были также вымышленные рассказы о полой Земле , такие как роман Эдгара Аллана По 1838 года «Повествование об Артуре Гордоне Пиме из Нантакета», вдохновленный моделью Джона Кливса Симмса-младшего, показывающей отверстия на северном и южном полюсах, благодаря которым внутренняя часть может быть доступны. [ 1 ] : 137 Некоторые авторы также обратились к другой старой маргинальной теории — теории Противоземли — гипотетического тела Солнечной системы , вращающегося по другую сторону Солнечной системы от Земли. [ с ] [ 2 ] : 227
Многие истории изображают Землю такой, какой она известна современной науке, но исследование ее подземных глубин , относительно согласующееся со знаниями современной геологии, все еще является предметом ряда работ. Брайан Стейблфорд вошел в число «выдающихся отчетов об экспедициях по раскопкам» таких земных произведений, как » Гарри Харрисона « Рок-дайвер (1951). [ 1 ] : 138
Планетарная инженерия
[ редактировать ]Крупномасштабная планетарная инженерия Земли включает в себя такие идеи, как регулировка наклона оси , [ д ] или смещение Земли с ее орбиты. [ и ] [ 1 ] : 138–139 Некоторые работы посвящены геоинженерии — термину, обычно обозначающему крупномасштабные проекты, пытающиеся решить проблему изменения климата ; тема, распространенная во многих произведениях климатической фантастики . [ 13 ] В крайнем случае Земля может быть полностью уничтожена, а вся ее масса будет использована для строительства мегаструктур, таких как сфера Дайсона . [ ж ] [ 2 ] : 227
Конец Земли
[ редактировать ]различные версии будущего Земли Были представлены . Некоторые работы посвящены концу планеты; они были написаны во всех формах – некоторые были посвящены «показному трауру»; [ г ] другие больше похожи на фарс ; [ ч ] третьи пользуются этой возможностью, чтобы изучить темы астрономии или социологии. [ я ] [ 14 ] [ 1 ] : 139 Жанр климатической фантастики часто может смешивать темы последствий изменения климата в ближайшем и далеком будущем, будь то антропогенного характера. [ Дж ] или случайно . [ к ] [ 13 ] [ 2 ] : 227 В других произведениях, часто встречающихся в апокалиптической и постапокалиптической фантастике , а также в жанрах «Умирающая Земля» , Земля была разрушена или, по крайней мере, разрушена для будущих поколений; Таким образом, действие многих таких работ происходит на фоне Земли, превратившейся в пустошь. [ л ] Некоторые из произведений этих жанров пересекаются с жанром изменения климата, поскольку изменение климата и возникающие в результате экологические катастрофы являются широко используемым сюжетным приемом для событий, которые вызывают падение человеческой цивилизации (другие сюжеты включают разрушение Земли в результате человеческих войн , вторжений инопланетян , [ м ] или от разного рода техногенных происшествий [ н ] или случайные катастрофы). [ 13 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 2 ] : 227–228 Многие такие произведения, действие которых происходит либо во время катастрофы, либо после нее, представляют собой метафоры экологических проблем или иным образом предупреждения о проблемах, о которых, по мнению авторов, человечество должно беспокоиться. [ 2 ] : 227 [ 17 ]
Одна планета среди многих
[ редактировать ]Для многих работ, действие которых происходит в далеком будущем , Земля является лишь одной из многих обитаемых планет галактической империи , федерации или более крупной цивилизации, и было найдено или создано множество подобных планет (общие темы в космической опере ), каждая из которых бросает вызов идее. уникальности Земли. [ о ] [ 1 ] : 139 В некоторых работах Земля по-прежнему является центром известной Вселенной или, по крайней мере, важным игроком на галактической сцене. [ п ] [ 2 ] : 227 В других странах Земля стала иметь настолько малое значение, что превратилась в по большей части забытый отсталый мир. [ q ] [ 1 ] : 139 [ 2 ] : 227 [ 18 ] В Клиффорда Д. Саймака ( «Кладбищенском мире» 1973) Земля — это кладбище размером с планету, а в « (1966) Гордона Р. Диксона — Зовите его Господом» музей. [ 2 ] : 227 В крайнем случае, в некоторых местах знания о Земле были просто утеряны, что сделало ее мифологическим местом, существование которого подвергается сомнению теми немногими, кто даже знает легенды о ней. [ р ] В некоторых из этих произведений основная сюжетная линия может включать в себя будущие цивилизации или бесстрашных исследователей, ищущих «потерянную колыбель» или Землю. [ с ] Наконец, некоторые истории, рассказанные с точки зрения инопланетян, сосредоточены на открытии ими Земли. [ т ] [ 2 ] : 228 [ 21 ]
Другая история
[ редактировать ]Некоторые работы смотрят назад – или, возможно, в сторону, не в будущее Земли, а в ее прошлое ; здесь произведения научной фантастики могут пересекаться как с исторической, так и с доисторической фантастикой . Это может произойти, в частности, в жанрах альтернативной истории. [ в ] а также путешествия во времени (где, как заметил Гэри Вестфаль , большинство путешественников во времени путешествуют во времени гораздо чаще, чем в космосе, посещая прошлые или будущие версии Земли). [ 2 ] : 226
См. также
[ редактировать ]- Планета класса М - вымышленная классификация планет в «Звездном пути».
- На Земле достаточно места
- Экофантастика
- Мифопея
- Ближайшее будущее в художественной литературе
- Пасторальная научная фантастика
Примечания
[ редактировать ]- ^ например, Камиллы Фламмариона » «Люмен (1887), Дэвида Брина » «Земля (1990) или » Терри Пратчетта , Яна Стюарта и Джека Коэна ( «Наука о плоском мире 1999). [ 1 ] : 138 [ 11 ]
- ^ как видно, среди прочего, в мультфильме 1990 года «Капитан Планета и Планетчики» . [ 2 ] : 227
- ^ бывш. Джона Нормана ( Тарнсман из Гора 1966) [ 2 ] : 227
- ^ бывш. » Ната Шахнера , «Вращение земли 1937 год. [ 1 ] : 138–139
- ^ например, Гомера Эона Флинта » «Планетер (1918), Нила Белла » «Седьмая чаша (1930), Эдмонда Гамильтона » «Громящие миры (1934), Фрица Лейбера » «Ведро с воздухом (1951), Фредерик Пол Корнблута и К. М. Корнблута » « Волчья губа (1957), Роджера Макбрайда Аллена » «Кольцо Харона (1990) [ 1 ] : 138–139 и Лю Цысинь «Блуждающая земля» (2000), последний стал китайским блокбастером в 2019 году. [ 12 ]
- ^ бывш. Карла Т. Пфлока ( Сохранение массы 1982) [ 2 ] : 227
- ^ Джордж К. Уоллис « Последние дни Земли» Эдмонда Гамильтона (1901), «Реквием» (1962) [ 14 ] [ 1 ] : 139
- ^ Дуглас Адамс « Ресторан на краю Вселенной » (1980) [ 14 ] [ 1 ] : 139
- ^ Фрэнка Белкнапа Лонга » «Голубой землянин (1935) или Брайана В. Олдисса » «Теплица (1962) [ 14 ] [ 1 ] : 139
- ^ например, Джорджа Тернера ( « Море и лето» 1987), Джона Барнса » «Мать бурь (1994), трилогия Кима Стэнли Робинсона «Наука в Капитолии», начатая с « Сорока признаков дождя» (2004). [ 13 ]
- ^ например, Фреда Хойла » «Черное облако (1957), » Филипа Хосе Фармера ( «Плоть 1960), Вэла Геста ( «День, когда земля загорелась» 1961), Джона Кристофера » «Мир зимой (1962). и Дж. Г. Балларда » «Затонувший мир (1962). [ 14 ] [ 13 ]
- ^ бывш. Кевина Рейнольдса ( Водный мир 1995) [ 2 ] : 227
- ^ например, в Карела Чапека » «Войне с саламандрами (1936); » Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике (1978) или в фильме 2000 года «Титан AE». [ 2 ] : 227–228
- ^ бывш. Пирса Энтони ( Ледяные кольца 1974), [ 2 ] : 227–228 Ятате Хадзиме Ковбой Бибоп (1998) [ 15 ]
- ↑ Джеймса Блиша Землянин , вернись домой (1953) [ 1 ] : 139
- ^ бывш. Джина Родденберри » «Звездный путь (1965); см. также Федерация Терранов [ 2 ] : 227
- ^ например, в книге Пола Андерсона « Глава заканчивается» (1954), [ 1 ] : 139 [ 2 ] : 227 или сериал Йошики Танаки « Легенда о героях Галактики» (1982) [ 18 ]
- ^ бывш. в » Айзека Азимова ( « Основание серии 1942) [ 1 ] : 139
- ^ например, Э. К. Табба о Дюмаресте сага (1967), [ 1 ] : 139 Кейко Такемия Навстречу Терре (1977) [ 19 ] и Глена А. Ларсона ( «Звездный крейсер Галактика» 1978) [ 20 ]
- ^ Эдмонда Гамильтона «Мертвая планета» (1946); Хэла Клемента Ледяной мир (1953), [ 2 ] : 228 Иэна М. Бэнкса ( «Состояние искусства» 1991) [ 21 ]
- ^ например, Терри Пратчетта и Стивена Бакстера ». « Длинная Земля серия [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Стейблфорд, Брайан М. (2006). "Земля" . Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 137–139. ISBN 978-0-415-97460-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Вестфаль, Гэри (2005). "Земля" . В Вестфале, Гэри (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Издательская группа Гринвуд. стр. 226–228. ISBN 978-0-313-32951-7 .
- ^ Николлс, Питер ; Лэнгфорд, Дэвид (2012). «Терра» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пручер, Джефф (7 мая 2007 г.). Смелые новые слова: Оксфордский словарь научной фантастики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-988552-7 .
- ^ Саган, Карл (1961). «Планета Венера». Наука . 133 (3456): 849–58. Бибкод : 1961Sci...133..849S . дои : 10.1126/science.133.3456.849 . ПМИД 17789744 .
- ^ «Цитаты из научной фантастики: терраформирование» . Проверено 16 июня 2006 г.
- ^ Пинкус, Карен; Вудс, Дерек (2019). «От редакции: Терраформирование» . Диакритика . 47 (3): 4–5. дои : 10.1353/dia.2019.0023 . ISSN 1080-6539 . S2CID 230227506 .
- ^ Эдвардс, Малькольм ; Стейблфорд, Брайан ; Лэнгфорд, Дэвид (2020). «Терраформирование» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Бардини, Тьерри (2 января 2014 г.). «Декомпикультуры: разложение культуры и культуры разложения» . Зеленые буквы . 18 (1): 9–21. дои : 10.1080/14688417.2014.890529 . ISSN 1468-8417 . S2CID 144624019 .
- ^ Клют, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Николлс, Питер (2015). «Внутреннее пространство» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Терри Пратчетт и настоящая наука о Плоском мире» . Хранитель . 19 мая 2015 г. Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «Блуждающая земля» стала вторым по кассовым сборам фильмом в истории Китая . Шанхайист . 18 февраля 2019 г. Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Лэнгфорд, Дэвид (2023). «Изменение климата» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Стейблфорд, Брайан ; Лэнгфорд, Дэвид (2021). «Конец света» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Ригсби, Джаред (30 июня 2020 г.). «Ковбой Бибоп: Что случилось с Землей?» . Жанр бомба . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Клют, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид (2013). «Умирающая Земля» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Николлс, Питер ; Клют, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид (2023). «Разрушенная земля» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Легенда о героях Галактики: 10 вещей, которые вы никогда не знали об этом давнем аниме» . ЦБ РФ . 21 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2020 г. Проверено 24 августа 2021 г.
Эту тему также можно увидеть в том, насколько подробно дана предыстория того, почему Земля является маргинальной в текущем сеттинге сериала.
- ^ Джексон, Пол (2011). «Прошлое представляет будущее: к Терре» . Мехадемия . 6 : 309–312. дои : 10.1353/mec.2011.0001 . ISSN 1934-2489 . JSTOR 41511587 . S2CID 123163950 .
- ^ Мьюир, Джон Кеннет (15 сентября 2015 г.). Аналитический путеводитель по телевизионному звездному крейсеру «Галактика» . МакФарланд. п. 16. ISBN 978-1-4766-0656-9 .
- ^ Jump up to: а б Кристи, Майк (1990). « Состояние искусства» Иэна М. Бэнкса (обзор книги)» . Фундамент . 80 . ПроКвест 1312035909 .
- ^ Лейси, Лорен Дж. (08 марта 2014 г.). «Гетеротопические возможности в научной фантастике Стивена Бакстера, Терри Пратчетта, Сэмюэля Делани и Урсулы К. Ле Гуин» . В Бернардо, Сьюзен М.; Палумбо, Дональд Э.; Салливан, CW (ред.). Окружающая среда в научной фантастике: очерки альтернативных пространств . МакФарланд. стр. 23–26. ISBN 978-1-4766-1503-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вестфаль, Гэри (2022). «Земли будущего — (в основном неприятная) судьба Земли» . Научная фантастика: оборудование, настройки, персонажи . МакФарланд. стр. 96–112. ISBN 978-1-4766-8659-2 .