Церковь Швеции
Церковь Швеции | |
---|---|
Церковь Швеции | |
Тип | Причастие |
Классификация | протестант |
Ориентация | лютеранин |
Писание | Библия |
Теология | |
Политика | епископальный |
Управление | Генеральный синод |
Предстоятель | Мартин Модеус |
Ассоциации | |
Полное общение | |
Область | Швеция |
Штаб-квартира | Уппсала , Швеция |
Основатель |
|
Источник | 1014 г., основание первой шведской епархии, Скараской епархии. 1164 г., основание Уппсальской архиепархии. 1536 г., отделение от Рима путем отмены канонического права. |
Отдельно от | Костел |
Разделения | Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии (1809 г.) Провинция Миссии (2003) |
Конгрегации | 1 288 в Швеции, 31 за границей (2023 г.) [5] |
Члены | 5 484 319 крещеных [6] участники (2023) [5] |
Официальный сайт | svenskakyrkan.se |
Логотип |
Церковь Швеции ( швед . Svenska kyrkan ) — евангелическо-лютеранская национальная церковь в Швеции . [7] Бывшая государственная церковь со штаб-квартирой в Уппсале и насчитывающая около 5,4 миллиона членов на конец 2023 года. Это крупнейшая христианская конфессия в Швеции, крупнейшая лютеранская конфессия в Европе и третья по величине в мире после Эфиопской евангелической церкви Мекане Йесус. и Евангелическо-лютеранская церковь в Танзании . [8]
Член Общины Порвоо , церковь исповедует лютеранство . В его состав входят тринадцать епархий , разделенных на приходы. [9] Это открытая национальная церковь , которая, работая с демократической организацией и через служение церкви, охватывает всю нацию. Предстоятелем архиепископ Шведской Церкви, а также Митрополитом всей Швеции является Уппсальский .
и теологической точки зрения это С литургической « высокая церковь », сохранившая священников, облачения и мессу во время шведской Реформации . Как и другие евангелическо-лютеранские церкви (особенно в странах Северной Европы и Балтии), Шведская церковь сохраняет исторический епископат и претендует на апостольское преемство . Некоторые лютеранские церкви имеют конгрегационалистское или модифицированное епископское устройство без апостольской преемственности, но исторический епископат сохранился в Швеции и некоторых других лютеранских церквях Общины Порвоо . В канонах Шведской церкви говорится, что вера, исповедание и учение Шведской церкви понимаются как выражение католической христианской веры. Далее говорится, что это не служит созданию новой, конфессионально своеобразной интерпретации, а касается апостольской веры, передаваемой через традиции церкви. [10] концепция, похожая на доктрину «реформаторства и католичества», встречающуюся в англиканской общине .
Его членство в составе 5 484 319 человек составляет 52,1% (на конец 2023 года) населения Швеции. [5] До 2000 года она занимала должность государственной церкви . Такое большое количество членов объясняется тем, что до 1996 года членами организации становились все новорожденные дети, если только их родители не отказались от своего членства. [11] Примерно 2% членов церкви посещают ее регулярно. Согласно опросу Gallup, проведенному в 2009 году, 17% населения Швеции считают религию важной частью своей повседневной жизни. [12] [ не удалось пройти проверку ]
Теология
[ редактировать ]Король Густав I Васа основал Шведскую церковь в 1536 году во время своего правления королем Швеции . Этот акт отделил церковь от Римско-католической церкви и ее канонического права . В 1571 году Шведский церковный указ стал первым шведским церковным орденом после Реформации .
Шведская церковь стала лютеранской на Уппсальском синоде в 1593 году, когда она приняла Аугсбургское исповедание , которого придерживается большинство лютеран. На этом синоде было решено, что церковь сохранит три первоначальных христианских вероучения : апостольское , афанасийское и никейское .
В 1686 году Риксдаг сословий принял « Книгу согласия» , хотя только некоторые ее части, названные «Confessio fidei» , считались обязательными, а остальные тексты были лишь пояснительными. Confessio fidei включало три вышеупомянутых Символа веры, Аугсбургское исповедание и два решения Уппсальского синода 1572 и 1593 годов.
На протяжении XIX и XX веков официально утверждались разнообразные учения, в основном направленные в сторону экуменизма :
- 1878 г. Разработка Катехизиса .
- Уппсальский символ веры 1909 года, подготовка к евхаристическому общению с англиканской церковью
- конституции Всемирного совета церквей (ВСЦ)
- конституции Всемирной лютеранской федерации (LWF)
- Официальный ответ Церкви Швеции на «Лимский документ»
- вопросам Послание Архиерейского Собора по важным богословским
- Договор об общении с Филиппинской независимой церковью 1995 года.
На практике, однако, лютеранские тексты вероучения играют второстепенную роль, и вместо этого приходы полагаются на лютеранскую традицию в сосуществовании с влияниями других христианских конфессий и различных церковных движений, таких как Низкая церковь , Высокая церковь , пиетизм («Старая церковь»), и лестадизм , который на местном уровне может быть прочно укоренен, но имеет мало общенационального влияния.
В течение 20 века Шведская церковь сильно ориентировалась на либеральное христианство и права человека . В 1957 году Генеральный синод отклонил предложение о рукоположении женщин внес пересмотренный законопроект о церковных постановлениях риксдаг , но весной 1958 года , а также тот факт, что в то время духовенство шведской церкви по закону считалось Государственные служащие оказали давление на Генеральный синод и Коллегию епископов, чтобы они приняли это предложение, которое осенью 1958 года было принято синодальным голосованием 69 против 29 и коллегиальным голосованием 6 против 5 соответственно. [13] С 1960 года женщин рукополагают в священники , а в 1982 году законодатели отменили «пункт о совести», позволяющий священнослужителям отказываться от сотрудничества с коллегами-женщинами. [14] Предложение о проведении однополых бракосочетаний Церкви Швеции с правом голоса было одобрено 22 октября 2009 года 176 из 249 членов Синода . [15]
В 2000 году Шведская церковь перестала быть государственной церковью , но сохраняется сильная традиция общественных связей с церквями, особенно в отношении обрядов посвящения, при этом многие младенцы были крещены , а подростки конфирмованы (в настоящее время 40% всех 14-летних детей) [16] ) для семей, не имеющих официального членства в церкви.
История
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]Год | Население | Члены церкви | Процент | % изменения (сред.) |
---|---|---|---|---|
1972 | 8,146,000 | 7,754,784 | 95.2% | |
1975 | 8,208,000 | 7,770,881 | 94.7% | 0.2% |
1980 | 8,278,000 | 7,690,636 | 92.9% | 0.3% |
1985 | 8,358,000 | 7,629,763 | 91.5% | 0.3% |
1990 | 8,573,000 | 7,630,350 | 89.0% | 0.5% |
1995 | 8,837,000 | 7,601,194 | 86.0% | 0.6% |
2000 | 8,880,000 | 7,360,825 | 82.9% | 0.6% |
2005 | 9,048,000 | 6,967,498 | 77.0% | 1.2% |
2010 | 9,415,570 | 6,589,769 | 70.0% | 1.4% |
2015 | 9,850,452 | 6,225,091 | 63.2% | 1.4% |
2020 | 10,379,295 | 5,728,746 | 55.2% | 1.6% |
2021 | 10,452,326 | 5,633,867 | 53.9% | 1.3% |
2022 | 10,536,649 | 5,563,351 | 52.8% | 1.1% |
2023 | 5 484 319 | 52.1% | 0.8% |
В то время как в некоторых областях Швеции в 9 веке существовали христианские меньшинства, Швеция из-за своего географического положения в самой северной Европе не была христианизирована примерно до 1000 года нашей эры, примерно в то же время, что и другие скандинавские страны шведский король Олоф , когда был крещен . Это оставило лишь скромный разрыв между христианизацией Скандинавии и Великим расколом , однако есть некоторые скандинавские/шведские святые, которых охотно почитают многие православные христиане , такие как святой Олаф . Однако скандинавское язычество и другие дохристианские религиозные системы сохранились на территории нынешней Швеции и позже; например, важный религиозный центр, известный как Храм в Уппсале в Гамла-Уппсале все еще использовался в конце 11 века, в то время как предпринималось мало усилий по приобщению саамов Лапландии , очевидно , значительно позже этого времени к христианству.
Христианская церковь в Скандинавии первоначально управлялась Бременской архиепархией . был поставлен архиепископ всей Скандинавии В 1104 году в Лунде . Уппсала стала шведской архиепархией в 1164 году и остается таковой по сей день. Папский дипломат Вильгельм Моденский присутствовал на церковном собрании в Скеннинге в марте 1248 года, на котором укрепились связи с католической церковью.
Самыми почитаемыми национальными католическими святыми XII века были король Эрик Святой XIV века и провидица Бриджит , но и другие региональные герои также имели местный культ, в том числе святые Ботвид и святой Эскил в Сёдерманланде , святая Елена из Скёвде , [19] и святой Зигфрид в Смоланде . Их именами совершались чудеса и назывались церкви.
Реформация
[ редактировать ]Вскоре после захвата власти в 1523 году Густав Васа обратился к Папе Римскому с просьбой утвердить Иоганна Магнуса на посту архиепископа Швеции вместо Густава Тролле , который был формально свергнут и сослан Риксдагом сословий .
Густав обещал быть послушным сыном Церкви, если Папа утвердит выборы его епископов. Но папа потребовал восстановить Тролле в должности. Король Густав выразил протест, поддержав шведских реформаторов, братьев Олауса и Лаврентия Петри , а также Лаврентия Андрее . Король поддержал печать текстов Реформации, а братья Петри были главными преподавателями этих текстов. В 1526 году все католические типографии были закрыты, а две трети церковной десятины было выделено на выплату государственного долга. Окончательный разрыв с традициями старой религии был сделан в риксдаге, созванном королем Вестероса в 1544 году. [20]
Другие изменения Реформации включали отмену некоторых католических ритуалов. Однако изменения были не такими радикальными, как в Германии ; Как и в Германии, шведские церкви хранили не только кресты и распятия , но также иконы и традиционные литургические облачения, от которых в Германии обычно отказывались в пользу черных проповеднических мантий и палантинов , которые использовались до недавнего времени. Многие святые дни, основанные на днях святых , не были удалены из календаря до конца 18 века из-за сильного сопротивления населения.
После смерти Густава Васы Швецией правил Иоанн III , имевший католицистские тенденции, а затем его более открыто католик сын Сигизмунд , который также был правителем католической Польши . Последний в конечном итоге был свергнут со шведского престола своим дядей, который вступил на престол как Карл IX и использовал лютеранскую церковь как инструмент в своей борьбе за власть против своего племянника. Известно, что он придерживался кальвинистских взглядов.
Новый Завет был переведен на шведский язык в 1526 году, а вся Библия - в 1541 году. Исправленные переводы были опубликованы в 1618 и 1703 годах. Новые официальные переводы были приняты в 1917 и 2000 годах. Многие гимны были написаны шведскими церковными реформаторами, а некоторые Мартином Лютером. были переведены . Полуофициальный гимнал появился в 1640-х годах. Официальные гимны Шведской церкви ( швед .: Den svenska psalmboken ) были приняты в 1695, 1819 , 1937 и 1986 годах . Последний из них является экуменическим и сочетает в себе традиционные гимны с песнями других христианских конфессий, включая адвентистов седьмого дня , баптистов, католиков, миссионерского завета , методистов, пятидесятников и Армии спасения . В октябре 2013 года Шведская церковь избрала Антье Якелен первой женщиной-архиепископом Швеции. [21]
Аспекты эмиграции
[ редактировать ]В 1800–1900-х годах Шведская церковь поддерживала шведское правительство, выступая как против эмиграции, так и против усилий проповедников, рекомендовавших трезвость ( алкогольные напитки продаются в Швеции государственной монополией). Ситуация дошла до того, что церковь даже преследовала ее служителей за проповедь трезвости, а реакция многих членов конгрегации на это способствовала желанию покинуть страну (что, однако, было противозаконно до 1840 года). [22]
Лютеранское православие
[ редактировать ]Герб
[ редактировать ]Герб XIX века основан на гербе Уппсальской архиепархии . Он изображен на гербе или на кресте Gules в виде открытой полевой короны и, таким образом, представляет собой золотое / желтое поле с красным крестом, на котором находится золотая / желтая корона. [23] Корона называется победной короной Христа , на основе королевских корон, использовавшихся в средневековые времена, и по форме соответствует коронам на шведском гербе и короне, покоящейся на голове святого Эрика на гербе Стокгольма .
Синодальная структура
[ редактировать ]В то время, когда она еще была государственной церковью, Церковь приняла административную структуру, во многом созданную по образцу государства. Прямые выборы проводятся в Генеральный синод ( швед . Kyrkomötet , Церковное собрание), а также в епархиальные и приходские ( швед . Församling ) собрания (а в некоторых случаях и в конфедерацию приходов ( швед . kyrklig samfällighet , «церковная ассоциация»)) и непосредственно избираемые приходские советы). Избирательная система такая же, как и на парламентских или муниципальных выборах в Швеции (см. « Выборы в Швеции »). Чтобы голосовать на всеобщих церковных выборах, необходимо быть членом Шведской церкви в возрасте не менее 16 лет и быть зарегистрированным на национальном уровне как проживающий в Швеции .
Группы, которые принимают участие в выборах, называются номинирующими группами ( швед . nomineringsgrupper ). общенациональные политические партии В некоторых случаях в выборах принимают участие , такие как социал-демократы и Центристская партия . После формального отделения Шведской церкви от государства Швеция на выборах усиливается тенденция к формированию независимых партий для выдвижения кандидатур либо на основе политических убеждений, например, Folkpartister i Svenska kyrkan, основанных членами Либеральной народной партии , либо чисто церковные партии, такие как политические независимые партии Partipolitiskt obundna i Svenska kyrkan (POSK) и Frimodig kyrka .
Рукоположенное служение
[ редактировать ]Церковь Швеции поддерживает историческое тройное служение епископов , священников и дьяконов , и в общей сложности насчитывает около 5000 рукоположенных священнослужителей. [24]
Он практикует прямое рукоположение, также называемое рукоположением per saltum (буквально рукоположение скачком), при котором кандидаты напрямую рукополагаются в определенный сан служения, для которого они прошли подготовку. Это альтернативный подход к последовательному рукоположению других исторических церквей (включая англиканскую, православную и католическую церкви), при котором кандидаты должны быть рукоположены в строгой последовательности: дьякон, затем священник, затем епископ. Священник Шведской церкви может быть рукоположен непосредственно в этот сан, без предварительного рукоположения в дьяконы. Таким образом, все дьяконы Шведской церкви являются постоянными дьяконами . Однако сан епископа не вводится путем прямого рукоположения, и епископ Шведской церкви должен быть действительным рукоположенным священником до своего посвящения; если на эту должность должен был быть выбран дьякон или мирянин, их сначала рукоположили в священники. [25]
После Реформации Шведская церковь, похоже, по-разному практиковала как прямое, так и последовательное рукоположение. Хотя прямое рукоположение было более широко распространено и стало нормативным, практика последовательного рукоположения засвидетельствована в Шведской церкви семнадцатого века. Епископ Иоганн Рудбекиус (1619–1646) обычно рукополагал мужчин в диаконат перед рукоположением их в священники. [26] и это было сказано архиепископом Уппсалы Йоханнесом Ленеем (в 1653 году) как обычная практика Шведской церкви. [27]
В евангелическо-лютеранских церквях, включая Шведскую церковь, функция служения обозначается обычными облачениями западной традиции, в том числе палантином , который священники носят скрещенными (ношение прямого палантина священникам разрешено только в хоровой одежде, т.е. стихарь, а не альб, так как тогда не используется пояс, который позволял бы пересекать палантин), и диаконы по диагонали через левое плечо. Однако в то время как при римско-католическом или англиканском рукоположении кандидаты в священство уже будут носить диагональное диаконское платье, в Шведской церкви кандидаты как в диаконат, так и в священство не рукополагаются в начале службы. Тийт Пядам из Уппсальского университета и проживающий в Швеции священник Эстонской евангелическо-лютеранской церкви пишет: «В начале [евангелическо-лютеранской] службы хиротонии кандидаты одеты в белые брюки, и никто в начале церемонии не носит палантин. Таким образом, церкви выражают важный аспект своего понимания рукоположения. Белый альб, используемый ординандами как для диаконата, так и для священства, является знаком того, что рукоположение - это новое начало, коренящееся в обряде. священство всех крещеных». [28]
Шведская церковь нанимает штатных дьяконов для укомплектования своей обширной программы диаконии по просветительской работе и социальному обеспечению . Хотя дьяконы выполняют традиционную литургическую роль (и облачение) в Шведской церкви, их основной фокус работы находится за пределами приходской общины, они выполняют функции социального обеспечения. Тем не менее, дьяконы прикрепляются к местным приходам для связи с церковными общинами и приходским священником. Как и в других церквях западного обряда, духовенство Шведской церкви носит церковные рубашки черного цвета для священников и фиолетового цвета для епископов. Однако, в отличие от других конфессий, Шведская церковь официально продвигает зеленые церковные рубашки для своих рукоположенных дьяконов как еще один отличительный знак их служения. [29]
Епархии и епископы
[ редактировать ]Шведская церковь разделена на тринадцать епархий ( швед . stift ), каждая из которых имеет епископа и кафедральный капитул (швед. domkapitel ). Епископ избирается священниками, диаконами и некоторыми мирянами епархии и является председателем соборного капитула. Священники и дьяконы капитула собора избираются священниками и дьяконами епархии, а миряне избираются stiftsfullmäktige — органом, избираемым членами церкви. [30]
Епархия делится на контракты ( деканаты ) , каждый из которых имеет контрактпроста ( провоста ) в качестве руководителя. Благочиния с епархиальным собором называются домпростерами . Иногда также могут назначаться титулярные проректоры, которые по-шведски называются prost или titulärprost . Декана и главного служителя собора называют домпрост , «декан собора» или «настоятель собора», и он является членом капитула собора в качестве его заместителя председателя. [30]
На уровне прихода приход называется församling . [30] Более архаичный термин для обозначения прихода на шведском языке — socken , который использовался как в реестре, так и в церковном управлении. После муниципальных реформ в 1862 году последнее использование официально было заменено на församling , термин, означающий «конгрегация», первоначально и до сих пор используемый для лютеранских территориальных и нетерриториальных общин в городах, а также для других религиозных общин. входят один или несколько приходов. В состав пастырства [30] [31] с главным министром или викарием, называемым киркогердом [30] (буквально «церковный пастырь»), а иногда и другие помощники священников, называемые комминистристами ( служителями ). В соборе помощника служителя называют домкыркосысломан .
Помимо 13 епархий, Шведская Зарубежная Церковь ( швед . Svenska kyrkan i utlandet – SKUT) поддерживает более 40 зарубежных приходов. Первоначально СКУТ представлял собой объединение зарубежных церквей под руководством комитета Генерального синода , но 1 января 2012 года был реорганизован в квазиепархиальную структуру. В результате этой реорганизации он получил управляющий совет, учредительные места в Генеральном синоде Шведской церкви (как и 13 материковых епархий) и впервые штатных дьяконов, которые наряду с работой священников обеспечивали программу социального обеспечения. и мирские рабочие. [32] Однако SKUT не имеет своего епископа и находится под епископским надзором епископа Висбю .
епархия | Епархиальный герб | Сиденье | Кафедральный собор | Основан | Текущий епископ | Герб епископа |
---|---|---|---|---|---|---|
Архиепископия Упсалы | Уппсала | Уппсальский собор | 1123 | Мартин Модеус ( архиепископ ) Карин Йоханнессон (епископ) | ||
Скараская епархия | Толпа | Скара собор | 1014 | Поездка Боннье | ||
Лундская епархия | Лунд | Лундский собор | 1048 | Йохан Тюрберг | ||
Линчепингская епархия | Линчепинг | Линчепингский собор | 1100 | Марика Марковиц | ||
Епархия Стренгнес | Странгнес | Стренгнесский собор | 1129 | Йохан Далман | ||
Епархия Векшё | Векшё | Кафедральный собор Векшё | 1165 | Фредрик Модеус | ||
Вестеросская епархия | Вестерос | Вестеросский собор | 12 век | Микаэль Могрен | ||
Епархия Висбю | Висбю | Висбюский собор | 1572 | Эрик Экердал | ||
Карлстадская епархия | Карлстад | Карлстадский собор | 1581 | Сорен Далеви | ||
Епархия Гетеборга | Гетеборг | Гетеборгский собор | 1620 | Сюзанна Раппманн | ||
Епархия Хернесанд | Хернесанд | Хернесандский собор | 1647 | Ева Нордунг Бистрём | ||
Епархия Лулео | Лулео | Лулео собор | 1904 | Оса Нюстрем | ||
Стокгольмская епархия | Стокгольм | Стокгольмский собор | 1942 | Андреас Хольмберг | ||
существовала Кальмарская епархия как суперинтендация с 1603 по 1678 год и как епархия с 1678 по 1915 год, после чего она была объединена с епархией Векшё . Другая епархия, которая больше не существует, - это Мариестадская епархия , которая существовала как суперинтендация между 1580 и 1646 годами и была заменена Карлстадской епархией .
Епархии Упсала, Стренгнес, Вестерос, Скара, Линчёпинг, Векшё и ныне финская епархия Турку — это первые семь шведских епархий, возникшие в средние века. Остальные возникли после этого времени и шведской реформации в 16 веке. Лундская епархия была основана в 1060 году, стала архиепархией в 1104 году и находилась в Дании. В средние века в состав провинции Лунд входили Дания, Швеция и Финляндия (первоначально также Норвегия и Исландия), хотя с 1164 года Уппсала имела свою подчиненную церковную провинцию и архиепископа.
Когда Ева Брунне была рукоположена в епископа Стокгольма в 2009 году, она стала первым епископом-лесбиянкой в мире. [33]
Монастыри и монастыри
[ редактировать ]Шведская церковь имеет несколько монашеских общин.
- Сестры Святого Параклета ( Helgeandssystrarna ), живущие в монастыре Алсике . [34]
- Братья Святого Креста , монахи-бенедиктинцы, живущие в монастыре Эстанбек в Сале , Вестманланд . [35]
- Сестры св. Франциска ( Сестричество Святого Франциска ), францисканские монахини, живущие в монастыре Кларадаль в Шёвике .
- Сестры Воскресшего Спасителя, живущие в монастыре Оверселё .
- Дочери Марии ( Mariadötterna av Den Evangeliska Mariavägen ) в Вальбю .
- Linköpings kloster в Линчёпинге , одобренный епископом Линчёпинга в 2006 году и открытый в 2014 году, небольшой созерцательный и вегетарианский женский монастырь, занимающийся вопросами климата; [36] он имеет связи с Англиканским обществом Святой Маргариты . [36]
Церкви-партнеры
[ редактировать ]Церковь Швеции является одним из основателей Всемирной лютеранской федерации , образованной в Лунде , Швеция, в 1947 году. Андерс Нюгрен , позже епископ Лунда , был первым президентом Всемирной лютеранской федерации. [37]
С 1994 года Церковь Швеции является частью Общины Порвоо , приводя ее в полное общение с англиканскими церквями Британских островов и Пиренейского полуострова , а также с другими лютеранскими церквями стран Северной Европы и стран Балтии. В 1995 году было достигнуто полное общение с Филиппинской независимой церковью . С 2015 года Шведская церковь также находится в полном общении с Епископальной церковью США. [38]
В 2016 году Шведская церковь достигла полного общения со старокатолическими церквями в рамках Утрехтской унии . [39]
Саамские отношения
[ редактировать ]В 2021 году Шведская церковь извинилась за жестокое обращение с саамами на протяжении нескольких столетий, включая насильственную христианизацию , жестокое обращение с детьми в саамских школах и сбор останков саамов для исследований в области научного расизма и евгеники. Шведская церковь назвала свои «темные действия» против саамов «колониальными» и «законными репрессиями». [40] Прежде чем принести извинения, Шведская церковь в 2019 году подготовила документ объемом 1100 страниц, в котором собрана история церковного угнетения саамского народа и уничтожения саамской культуры. [41]
См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Швеции |
---|
Люди |
Языки |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Другие национальные лютеранские церкви Скандинавии
[ редактировать ]- Церковь Дании
- Церковь Фарерских островов
- Церковь Исландии
- Церковь Норвегии
- Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Геральдический герб Шведской церкви» . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ «Убийство раскрыто – спустя 850 лет – Упсала Нья Тиднинг» . 16 марта 1916 года. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Подмор, CJ (1993). Вместе в миссии и служении: Общее заявление Порвоо, с «Очерками о церкви и служении в Северной Европе: беседы между британской и ирландской англиканскими церквями и лютеранскими церквями стран Северной Европы и Балтии» . Издательство «Церковный дом». стр. 59–. ISBN 978-0-7151-5750-3 . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Лассер, Матье (27 марта 2023 г.). «Американский собор в Париже отмечает 100-летие» . Ла Круа . Париж. Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Шведская церковь в цифрах» . Церковь Швеции (на шведском языке). Архивировано из оригинала 1 ноября 2017 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Членство в Шведской церкви – что это значит? – Похоронное бюро Лова» . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Сиденвалл, Эрик (2012). «Церковь и государство в Швеции: современный отчет» . Современная церковная история . 25 (2): 311–319. дои : 10.13109/kize.2012.25.2.311 . ISSN 0932-9951 . JSTOR 43751965 .
- ↑ Церкви-члены. Архивировано 14 декабря 2020 года в Wayback Machine , Всемирная лютеранская федерация.
- ^ "SFS 1998:1591". Архивировано 29 сентября 2011 года в Wayback Machine , Риксдаген.
- ^ Церковный приказ для Шведской церкви: с комментариями и соответствующим законодательством. Вербум 2005. стр. 43-44.
- ^ Венди Слоан (4 октября 1995 г.). «Швеция разрывает прочные связи между церковью и государством» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ «Литургия и поклонение». Архивировано 22 апреля 2010 г. в Wayback Machine , Шведская церковь.
- ^ «Хеггблом, Йоханна – «Поэтому мы не можем с радостью просить о меньшем» женские голоса в дебатах о женщинах-священниках 1957–1959 гг., стр. 17» (PDF) . 2016. Архивировано (PDF) из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Шервуд, Харриет (23 июля 2020 г.). «Женщин-священников шведской церкви больше, чем мужчин, но им платят меньше» . Хранитель . Архивировано из оригинала 30 августа 2020 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ «Церковь Швеции говорит «да» однополым бракам» . The Local: Новости Швеции на английском языке. 22 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 11 января 2012 г. . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ «Конфирмация в Шведской церкви» (PDF) . www.svenskakyrkan.se . Архивировано из оригинала (PDF) 21 сентября 2022 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ PDFЧлены Шведской церкви в зависимости от населения на 31 декабря 2020 г. по приходам, муниципалитетам и округам, а также по королевству. Архивировано 21 апреля 2021 г. в Wayback Machine . шведской церкви
- ^ «Развитие членства на 2020–2021 годы по приходам, пастырям и епархиям, а также по королевству» (PDF) . www.svenskakyrkan.se (на шведском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ↑ Святая Елена Скофде. Архивировано 14 октября 2008 г. в Wayback Machine. Индексе святых покровителей
- ^ Британская энциклопедия , одиннадцатое издание, статья Швеция
- ^ «Швеция избирает свою первую женщину-архиепископа, родившуюся в Германии епископа Лунда – Fox News» . Канал «Фокс Ньюс» . 15 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2013 года . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ Наше шведское племя на чужой земле; Шведские судьбы и действия в зарубежных странах; В Вестварде, Соединенных Штатах Америки и Канаде / Под ред. Аксель Боэфиус , Стокгольм, 1952, том I, стр. 92, 137, 273 и 276; на весь раздел
- ^ Золото представлено желтым цветом на неметаллических изображениях гербов.
- ^ Структура и численность духовенства указаны на официальном сайте. Архивировано 7 декабря 2013 года в Wayback Machine на английском языке.
- ^ «Вэм кан бли бископ?» . Архивировано из оригинала 22 сентября 2020 года . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ «Отчет комиссии, назначенной архиепископом Кентерберийским во исполнение резолюции 74 Ламбетской конференции 1908 года об отношении англиканской общины к Шведской церкви» . Молодой церковник (1911), воспроизведенный Project Canterbury. Архивировано из оригинала 23 июня 2017 года . Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ Уайтлок, Булстроуд (1772). Журнал шведского посольства Содружества Англии, Шотландии и Ирландии в годы MDCLIII и MDCLIV: с приложением оригинальных документов, написанных послом, лордом-комиссаром Уайтлоком (переиздание 1772 г.). п. 415.
- ^ Педам, Тийт (2011). Рукоположение диаконов в церквях Причастия Порвоо: сравнительное исследование в экклезиологии (Первое изд.). Кирьястус ТП (Уппсала). п. 276. ИСБН 978-9949-21-785-4 .
- ^ См. отчет «Мобилизуйте зеленорубашечников»! Архивировано 20 февраля 2017 года в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б с д и Киркоорднинген (на шведском языке). Архивировано 3 ноября 2011 года в Wayback Machine (внутренние церковные правила).
- ^ Пасторат — это подразделение Шведской церкви. Пасторат включает в себя один или несколько приходов. Похож на норвежский Престегьельд .
- ^ Андерс Вейрид, архиепископ (2012 г.). Обзор и финансовый отчет Шведской церкви за 2011 г., национальный уровень (Первое изд.). Шведская церковная община. стр. 20.
- ^ Вокнер, Рекс. «Епископ-лесбиянка рукоположен в Швеции» . КХ . QX Фёрлаг АБ. Архивировано из оригинала 27 июня 2014 года . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ «Сестры Святого Духа. Монашеский род Святого Духа основан во славу Божию в поклонении пред Его могуществами во Святом» . Архивировано из оригинала 30 октября 2008 года . Проверено 8 июня 2008 г.
- ^ «Добро пожаловать на сайт монастыря Останбека» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2008 года . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б "Фон" . Клостер Линчепингс. Архивировано из оригинала 29 февраля 2020 года . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ «История ЛВФ» . Всемирная лютеранская федерация . 6 июля 1947 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Всеобщий съезд епископальной церкви» . 1 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2015 г.
- ^ «Соглашение» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 июля 2018 года . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ «Церковь Швеции приносит извинения за «темное», «колониальное» жестокое обращение с саамами» . Арктика сегодня . 10 июня 2021 г. Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «Церковь Швеции приносит извинения и приступает к примирению с коренными саамами» . Канадская радиовещательная корпорация . Проверено 3 августа 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Густавссон, Берндт (1983) [1973]. История шведской церкви . Справочники по теологии (на шведском языке) (6-е изд.). Хельсингборг: Плюс Ультра. ISBN 91-970355-7-2 . СЭЛИБР 7791193 .