Византийские флаги и знаки отличия
На протяжении большей части своей истории Восточно-Римская (Византийская) империя не использовала геральдику в западноевропейском смысле постоянных мотивов, передаваемых по наследственному праву. [ 1 ] Различные крупные аристократические семьи использовали определенные символы для идентификации; [ 1 ] использование креста и икон Христа . , Богородицы и различных святых также засвидетельствовано на печатях чиновников, но зачастую это были личные, а не семейные гербы [ 2 ] Точно так же различные эмблемы ( греч . σημεῖα , sēmeia ; пение. σημεῖον , sēmeion ) использовались в официальных случаях и в военных целях, например, знамена или щиты с различными мотивами, такими как крест или лабарум . [ 3 ] Несмотря на обилие догеральдических символов в византийском обществе с X века, только благодаря контактам с крестоносцами в XII веке (когда геральдика начала систематизироваться в Западной Европе) [ 4 ] ), и особенно после Четвертого крестового похода (1202–1204) и основания франкских княжеств на византийской земле с 1204 года, геральдическое использование проникло в Византию. [ 5 ] Родная византийская геральдика начала появляться в средних и нижних ступенях аристократических семей в 14 веке, что совпало с упадком императорской власти и фрагментацией политической власти при поздних императорах Палеологах . Однако он так и не достиг такого широкого распространения или систематизации, как его западные аналоги. [ 6 ]
Императорские знаки отличия
[ редактировать ]Одноглавый орел
[ редактировать ]Одноглавый римский императорский орел продолжал использоваться в Византии, хотя и гораздо реже. [ 7 ] Таким образом, «орлоносцы» ( ὀρνιθόβορας ), потомки водоплавающих римских легионов, до сих пор упоминаются в военном руководстве VI века, известном как Стратегикон Маврикия , хотя неизвестно, имели ли знамена, которые они несли, какое-либо сходство со знаменами легионеров. аквилы . [ 8 ] Скипетры с орлиными вершинами были частой особенностью консульских диптихов и появлялись на монетах до правления Филиппика Бардана ( годы правления 711–713 ). [ 9 ] Однако его продолжали использовать в барельефах в церквях и погребальных памятниках вплоть до 11 века. [ 10 ] В последние века существования Империи его пришивали к императорской одежде, а в иллюминированных манускриптах он изображался как украшение подушек ( суппедия ), на которых стояли императоры. [ 9 ]
Двуглавый орел
[ редактировать ]Эмблемой, которая чаще всего ассоциируется с Византийской империей, является двуглавый орел . Это не византийское изобретение, а традиционный анатолийский мотив, относящийся к хеттским временам, и сами византийцы использовали его только в последние века существования Империи. [ 11 ] [ 12 ] Дата его принятия византийцами горячо обсуждается учеными. [ 9 ]

В 1861 году греческий ученый Георгиос Хрисовергис писал, что она была принята Комнинами в 1048 году. Хотя это не было основано ни на каких доказательствах, эта точка зрения получила широкое признание и распространение. [ 13 ] Более тщательное изучение первоисточников Спиридоном Ламбросом и Августом Гейзенбергом показало, что, хотя двуглавый орел в качестве декоративного мотива начинает появляться в византийском искусстве в 10-11 веках, его связь с императором не была надежно засвидетельствована до тех пор, пока хризобулла Андроника II Палеолога в 1301 году, где он изображен на суппедионе, украшенном этим устройством. [ 14 ] [ 15 ] Ламброс предположил, что оно было заимствовано из хеттских наскальных рисунков. [ 13 ] в то время как А. Соловьев выступал за позднее принятие около 1288 г. как талисман против первых успехов Османской империи в Анатолии, как символический жест, подтверждающий византийское господство как над европейскими, так и над азиатскими территориями. [ 16 ]
Было показано, что двуглавый орел произошел от традиций Центральной Азии и распространился в восточное Средиземноморье вместе с турками-сельджуками . [ 17 ] В конце XII и на протяжении всего XIII века двуглавый орел использовался в северной Сирии и Верхней Месопотамии : султаны Артукидов из Амиды использовали его в качестве своей эмблемы, он был изображен на монетах династии Зенгидов , а также Саладина и сельджуков султана . Кайкубад I также использовал его в качестве декоративного мотива в своих зданиях. [ 18 ] Это использование резко сократилось после битвы при Кёсе-Даге в 1243 году, поскольку многие сельджукские традиции доисламского происхождения были оставлены, включая изображение животных. Этот мотив продолжает время от времени появляться в качестве архитектурного украшения в 14 веке, а также в некоторых османских монетах в 15 веке. [ 19 ] Кроме того, двуглавый орел, возможно, использовался в Латинской империи, возникшей после Четвертого крестового похода : согласно Роберту Клари , первый латинский император Балдуин Фландрский во время своей коронации носил плащ, вышитый орлами; его дочери использовали то же устройство на руках; а византийский историк Никита Хониат сообщает, что латинские императоры чеканили бронзовые монеты с двуглавым орлом на них. [ 20 ]
Императоры -палеологи использовали двуглавого орла как символ старших членов императорской семьи. В основном он использовался на одежде и других аксессуарах, как это было зафиксировано в середине 14 века псевдо-Кодиносом в его «Книге должностей» . По сообщению Кодиноса, император носил особые сапоги ( цангиа ) с орлами из жемчуга на обеих голенях и на подъеме; [ 21 ] Деспоты . носили подобные сапоги белого и пурпурного цвета, а на седлах у них были вышитые жемчугом орлы, а седельная ткань и их палатки были белыми, украшенными красными орлами [ 22 ] Точно так же севастократор носил синие сапоги с вышитыми золотой проволокой орлами на красном фоне, а его седельная ткань была синей с четырьмя вышитыми красными орлами. [ 23 ] Единственный случай, когда двуглавый орел появляется на флаге, - это корабль, который доставил императора Иоанна VIII Палеолога на Флорентийский собор , как упоминается Сфранцем и подтверждается его изображением на Филаретских дверях базилики Святого Петра . [ 24 ] [ 25 ] Согласно нескольким сохранившимся примерам, таким как предполагаемый «Флаг Андроника II Палеолога» в монастыре Ватопед или фронтиспис Библии, принадлежащей Деметрию Палеологу , византийский двуглавый орел был золотым на красном фоне. [ 26 ] Точно так же в западных гербах XV века золотой двуглавый орел на красном щите изображен как герб «Империи Востока» или «Константинополя» или как эмблема членов императорской семьи. [ 27 ] Однако изображение орла на щите является адаптацией к западной геральдической практике; византийцы никогда не использовали его таким образом для себя, хотя они использовали его в западном контексте, например, при предоставлении права носить императорское оружие флорентийскому гражданину Джакомо Паоло ди Мореллису в 1439 году. [ 28 ] Западноевропейские правители греческих земель, такие как Исав де Буондельмонти и Карл I Токко , также пронзили свои руки двуглавым орлом в знак своего статуса, когда они получили титул деспота от византийских императоров. [ 29 ]
орла также использовали полуавтономные деспоты Мореи , которые были младшими имперскими принцами, и Гаттилузи Лесбоса , В византийском мире которые были родственниками и вассалами Палеологов. [ 30 ] [ 31 ] Двуглавый орел использовался в отколовшейся Трапезундской империи также , будучи засвидетельствованным императорской одеждой, а также на флагах. Действительно, западные портоланы XIV–XV веков используют двуглавого орла (серебро/золото на красном/ киноварь ) как символ Трапезунда, а не Константинополя. Одноглавые орлы также встречаются на монетах Трапезунтина, а источник 1421 года изображает трапезунтинский флаг желтым с красным одноглавым орлом. По-видимому, так же, как и в столичном Византийском государстве, продолжалось параллельно использование обоих мотивов, одноглавого и двуглавого. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Рельефы двуглавых орлов также засвидетельствованы на стенах Трапезунда, причем один из них сохранился в церкви в Каламарии , Салоники , и очень похож на сельджукские образцы 13-го века. [ 35 ] Современные ученые обычно считают, что двуглавый орел был усыновлен великими императорами Трапезундского Комнина после признания ими сюзеренитета и смешанных браков с династией Палеологов в 1280-х годах. [ 36 ] Точно так же небольшое византийское княжество Феодоро в Крыму , правители которого заключали брачные союзы как с Палеологами, так и с Великими Комнинами, также использовало двуглавого орла в 15 веке. [ 37 ]
Другие балканские государства также следовали византийской модели: в основном сербы , но также болгары и Албания под руководством Георгия Кастриоти (более известного как Скандербег ), а после 1472 года орел был принят Московией , а затем Россией . [ 38 ] В Западной Европе Священная Римская империя также приняла двуглавого орла в середине 13 века, при Фридрихе II Гогенштауфене , и использовала его бок о бок с одноглавой версией. [ 39 ]
-
Михаил VIII Палеолог стоит на суппедионе , украшенном одноглавыми орлами.
-
Иоанн VI Кантакузенос стоит на суппедионе , украшенном вышитыми золотом двуглавыми орлами.
-
Мануил II Палеолог с семьей. Двое младших сыновей носят красные одежды с золотыми двуглавыми орлами.
-
Алексиос III Трапезундский и его жена Феодора Кантакузена в мантии с вышитыми золотыми двуглавыми орлами.
-
Герб деспотов Михаила и Филиппа Палеологов, послов на Констанцском соборе , картина Ульриха Рихенталя. [ 41 ] [ 42 ]
-
Печать Деметрия Палеолога , деспота Мореи
-
Знамя с двуглавым орлом, использовавшееся в западных портоланах для обозначения Трапезунда в XIV веке.
Тетраграмматический крест
[ редактировать ]
В период Палеологов знаком царствующей династии и наиболее близким к византийскому «национальному флагу», по мнению Соловьева, был так называемый «тетраграмматический крест», золотой или серебряный крест с четырьмя буквами бета «В». (часто интерпретируется как огненная сталь ) одного и того же цвета, по одному в каждом углу. [ 43 ] [ 44 ]
В качестве знака крест уже часто использовался в Византии со времен поздней античности . С VI века известны кресты с четвертованными буквами, особенно из чеканки, образующие аббревиатуры различных призывов, например, четвертованные буквы X для Stauvre Christou chárin christianoús chárize («Крест Христа дарует христианам благодать») или буквы КБРД Staurè для sou boíthei Romanón despótin («Крест Твой помощь Господу Роману »). [ 45 ] Изображения флагов с крестами, разделенными на четыре части золотыми дисками, сохранились с X века, а изображение флага, почти идентичное дизайну Палеолога, известно с начала XIII века. [ 46 ]
Тетраграмматический крест с большой частотой появляется в XIV и XV веках: он появляется на византийских монетах во время совместного правления Андроника II Палеолога и его сына Михаила IX Палеолога , на нескольких западных портоланах для обозначения Константинополя и других византийских городов, над одним из окна дворца Багрянородного и описывается псевдо-Кодиносом как «обычное императорское знамя» ( базиликон фламулон ). [ 43 ] [ 47 ] [ 48 ] На монетах буквы «B» часто сопровождались кругами или звездами вплоть до конца Империи, в то время как западные источники иногда изображают византийский флаг в виде простого золотого креста на красном фоне без букв «B». [ 49 ] [ 50 ] Символ также был принят византийскими вассалами, такими как Гаттилузи, которые правили Лесбосом после 1355 года, или латинскими лордами Родоса Виньоло деи Виньоли и Фулкесом де Вилларе . Его поместили на стены Галаты , очевидно, в знак сюзеренитета византийского императора — в основном теоретического — над генуэзской колонией. Наряду с двуглавым орлом тетраграмматический крест был принят в качестве части своего семейного герба и кадетской линией правящей в Монферрате династии Палеологов . [ 48 ] [ 51 ] Он также был принят в Сербии с небольшими изменениями. [ 52 ]
Интерпретация символики эмблемы зависит от идентификации четырех устройств либо как букв, либо как огненных сталей, спора, в котором даже современные источники противоречивы и который привел к многочисленным научным дебатам со времен ученых 17-го века Дю Канжа и Маркус Вульсон де ла Коломбьер . [ 53 ] Таким образом, французский источник конца XV века прямо называет их буквами, но севильский путешественник середины XIV века и псевдо-Кодинос называют их огненной сталью (πυρέκβολα, пиреквола , по-гречески). Тем не менее, как указывает Филип Грирсон, использование букв греками в качестве символов было давно устоявшейся практикой, и отождествление Кодиносом их с огненной сталью, вероятно, отражает западное влияние. [ 54 ] Два традиционных прочтения четырех букв «B»: (оба означают «Царь царей Basileùs basileúon basileúousin и , правящий Basileùs basileuónton basileúei королями/правителями») были продемонстрированы греческим археологом и нумизматом Иоаннисом Свороносом как более поздние интерпретации. к Маркус Вульсон де ла Коломбьер. Сам Своронос предложил три альтернативных прочтения, включив в девиз символ креста: Staurè ( « Крест basileùs basileon basileuoúse boéthei Царя царей в помощь правящему городу [Константинополю]») и Королевский крест . vasileon basileion правил Staurè basileùs basiléon basileúon basíleue («Крест Царя царей, прави в царствовании»), а греческий геральдист Г. Типальдос отверг прочтение Свороноса и предположил, что они представляют собой повторение девиза Ставре, помогите Staurè, boéthei («Крест, приди к нам на помощь»). [ 55 ] [ 53 ]
-
Крест, разделенный на четыре части золотыми дисками, версия по мотивам историка Бабуина. [ 46 ]
-
Изображение Константинополя в начале XIV века во время 1204 году. в осады Четвертого крестового похода
-
Приписываемый герб Латинской империи времен правления Филиппа I , носившего титул латинского императора Константинополя с 1273 по 1283 год.
-
Биллонная монета -торнес времен совместного правления Иоанна V Палеолога и Иоанна VI Кантакузина (1347–1353).
-
Тетраграмматический крест-эмблема династии Палеологов XV века. Harley 6163 из рукописи
-
Императорское знамя династии Палеологов , записанное псевдо-Кодиносом, и один из византийских флагов, изображенных в кастильском Conosçimiento de todos los reynos (ок. 1350 г.) [ 56 ]
-
Византийский флаг, показанный на некоторых картах-портоланах. [ 57 ]
-
Византийский императорский флаг XIV века по Пьетро Весконте . карте-портолану
-
Флаг Салоник согласно карте-портолану Пьетро Весконте.
-
Бронзовый динаро , Доменико Гаттилузио сеньора Лесбоса в 1455–1458 годах, с большой буквой «D» на аверсе и тетраграмматическим крестом на реверсе.
-
Герб Стефана Уроша IV Душана Неманича , короля , а затем императора Сербии . , носившего титул императора сербов и греков, в 14 веке
-
Герб Вильгельма IX Палеолога , маркиза Монферратского в 1494–1518 гг.
-
Герб Дома Гонзага как герцогов Мантуи
-
В современной Греции антиисторические варианты византийского флага иногда поднимаются в церквях.
Личные и семейные знаки отличия
[ редактировать ]
В отличие от западных феодалов , византийские аристократические семьи, насколько известно, не использовали определенные символы для обозначения себя и своих последователей. [ а ] Только с XII века, когда Империя вошла в более тесные контакты с жителями Запада из-за крестовых походов , геральдика начала использоваться среди византийцев. Однако даже тогда тематика во многом основывалась на символах, использовавшихся в более ранние эпохи, и ее использование было ограничено основными семьями Империи. Гораздо более распространенным, как в печатях, так и в украшениях, было использование вензелей или монограмм (sing. συμπίλημα, симпилема ), с буквами личного или семейного имени владельца, расположенными вокруг креста.

Другой очень западный дизайн можно найти на одной из ныне снесенных башен стен Константинополя , обращенных к морю , которая была восстановлена Андроником II Палеологом (годы правления 1282–1328) и носила эмблему этого императора - безудержного коронованного льва, держащего меч. . [ 58 ]
Частое использование символа звезды и полумесяца , который появляется на монетах, военных знаках отличия и, возможно, когда-то в качестве муниципальной эмблемы имперского города, по-видимому, связано с культом Гекаты Лампадефор («несущей свет») в Византия эллинистической эпохи. [ 59 ] [ 60 ] В 330 году нашей эры Константин Великий использовал этот символ при повторном посвящении Константинополя Деве Марии . [ 61 ]
Известно, что Анна Нотарас , дочь последнего мегадуса Византийской империи Лукаса Нотараса , после падения Константинополя и эмиграции в Италию, сделала печать со своим гербом, на котором были изображены два льва, обращенные друг к другу, каждый из которых держал по меч на правой лапе, а полумесяц на левой. Однако, скорее всего, это дизайн, созданный после ее эмиграции в Италию. [ 62 ] С другой стороны, адаптацию византийских форм к западному использованию можно увидеть на печати Андреаса Палеолога , которая включает в себя императорского двуглавого орла на гербе , практика, никогда не использовавшаяся в Византии. [ 63 ]
Военные флаги и знаки различия
[ редактировать ]
Позднеримская армия в конце III века продолжала использовать знаки различия, обычные для римских легионов с орлиным наконечником : аквилу , квадратный вексиллум и имаго (бюст императора на шесте). было широко распространено использование драко , перенятого у даков Кроме того, среди кавалерии и вспомогательных частей . Однако немногие из них, похоже, дожили до IV века. Аквила имаго вышла из употребления с распадом старых легионов, было заброшено с принятием христианства , и только вексиллум и дракон все еще иногда встречаются в V веке и позже. [ 64 ] [ 65 ] Константин Великий (годы правления 306–337) вставил эмблему Хи-Ро в римские военные штандарты, в результате чего появился так называемый лабарум . В иконографических свидетельствах он обычно принимает форму Хи-Ро, вышитого на поле вексиллума , но литературные данные предполагают также его использование в качестве символа на голове посоха. Лабарум , хотя и был распространен в IV и V веках, полностью исчезает в VI и появляется вновь лишь намного позже в измененной форме как часть императорских регалий. [ 66 ]
конца VI века, В Стратегиконе приписываемом императору Морису , появляются два вида военных флагов: треугольный вымпел или фламулон (φλάμουλον, от латыни : flammula , «маленькое пламя») и больший бандон (βάνδον, от латинского и, в конечном счете, германского языка). бандум ). [ 67 ] [ 68 ] Вымпелы использовались на копьях в декоративных целях, но Стратегикон рекомендует снимать их перед битвой. Согласно литературным данным, они были одинарными или двусторонними, тогда как более поздние иллюминации рукописей свидетельствуют о треххвостой фламуле . [ 69 ] Бандон бандон был основным византийским боевым штандартом с VI века и даже дал название основной византийской армейской единице ( или тагма ) . [ 67 ] Его происхождение и эволюция неизвестны. Возможно, он возник в результате модификаций дракона или вексиллума , но в своей окончательной форме он появляется в Стратегиконе , состоящем из квадратного или прямоугольного поля с прикрепленными лентами. [ 70 ]
Иллюминированные хроники, такие как « Мадридские скилицы» , часто изображают флаги, соответствующие общему типу бандонов , в различных цветах и рисунках, но их точность сомнительна. [ 71 ] Хотя они могут дать хорошее общее представление о том, как выглядели флаги, сами флаги «упрощены и схематизированы», и иллюстраторы не утруждают себя различием между флагами, показанными для византийцев и их врагов; даже сарацины изображены развевающимися под флагом, увенчанным крестом. [ 72 ] Историк А. Бабуин, кроме того, отмечает, что флаги, показанные в рукописи, сильно различаются по внешнему виду и что невозможно различить какой-либо особый узор, за исключением относительно ограниченного диапазона цветов (красный, белый и синий), используемых либо монохромно, либо в чередующихся полосах. . Кроме того, «значительная длина лент», показанная в рукописи, не встречается в аналогичных источниках из территорий, находящихся под прямым контролем Византии, а отражает иконографию, распространенную в южной Италии, где рукопись была иллюминирована. [ 73 ]
-
Сцена битвы из мадридских скилиц XIII века.
-
Пример военного знамени на мадридских скилицах.
-
Пример военного знамени на мадридских скилицах.
-
Пример военного знамени на мадридских скилицах.
-
Пример военного знамени на мадридских скилицах.
-
Пример военного знамени на мадридских скилицах.
-
Пример военного знамени на мадридских скилицах.
-
Пример военного знамени на мадридских скилицах.
-
Пример военного знамени на мадридских скилицах.
-
Исторические реконструкторы византийских солдат с флагами, вдохновленными мадридскими скилицами.
Согласно «Стратегикону» , цвета штандарта отражали иерархическое подчинение части: банда полков одной бригады ( мойра , друнгос ) имела поле одного цвета, отличавшееся характерным рисунком, а полки одного и того же цвета. дивизии ( мерос или турма ) армии имели на своих вымпелах одинаковый цвет. У каждой мойры и мероса также был свой флаг, а также командующий армией генерал ( стратегос ). Они были того же образца, но большего размера и, возможно, с большим количеством вымпелов ( Стратегикон изображает флаги с двумя-восемью вымпелами). Морис далее рекомендует, чтобы флаг центрального мероса , возглавляемого заместителем командующего ( гипостратегос ), был более заметным, чем флаг другого мероса , и чтобы флаг командующего генерала (или императора, если он присутствовал) должен быть самым заметным из всех. Кроме того, Стратегикон предписывает отдельный стандарт обозного поезда ( тулдона ) каждой мойры . Штандарты использовались не только для различения частей, но и в качестве точек сбора и передачи сигналов другим формированиям. [ 74 ] [ 75 ] В византийском флоте каждый корабль имел свой штандарт. Как и их наземные аналоги, они также использовались для передачи сигналов. [ 76 ] В 10 веке крест стал более заметным символом и часто использовался в качестве навершия, а не острия копья. При Никифоре II Фоке (годы правления 963–969) в качестве знамен использовались большие кресты из золота и драгоценных камней, которые, возможно, переносились на шесте или иным образом отображались на флагах. Кроме того, использование частей Животворящего Креста часто упоминается на военных парадах. [ 77 ] [ 78 ]
В поздневизантийский период псевдо-Кодинос фиксирует использование «тетраграмматического креста» Палеологана (см. выше) на императорском флаге ( греч . βασιλικόν φλάμουλον , basilikon phlamoulon ), который несли византийские военно-морские корабли, в то время как командующий флотом мега дукс , выставил изображение императора на верхом. [ 79 ]
Церемониальные знаки отличия
[ редактировать ]
С VI века и до конца империи византийцы использовали также ряд других знаков отличия. В основном они упоминаются в церемониальных процессиях, особенно в « De Ceremoniis» 10-го века , но, возможно, их также несли в бою. Когда они не использовались, они хранились в различных церквях по всему Константинополю . [ 80 ] Среди них были императорские фламулы из золота и расшитого золотом шелка, а также знаки отличия, известные под общим названием «скипетры» ( σκῆπτρα , skēptra ), которые обычно представляли собой символические предметы на вершине посоха. Ряд из них, так называемые «римские скипетры» ( ῥωμαϊκὰ σκῆπτρα , rhōmaïka skēptra ), напоминали старинные вексиллы с свисающим полотном ( βῆλον , велон , от латинского velum ). [ 81 ] [ 82 ] Дальнейшие знаки отличия этого типа включали эвтихию или птихию ( εὐτυχία или πτυχία ), которые, вероятно, несли какое-то изображение Победы . [ 83 ] [ 84 ]
Еще одна группа, известная под общим названием skeuē (σκεύη), упоминается в De Ceremoniis , в основном старых военных стандартах, передаваемых из поколения в поколение. Это были лабара (λάβουρα), вероятно, разновидность лабарума ; кампедиктурия ( καμπηδικτούρια ), потомки дубинок позднеримских мастеров строевой подготовки или кампидукторов ; сигна (σίγνα, «знак отличия »); драконтия ( δρακόντια ) и банда . [ 85 ] Драконтии . явно являются потомками древнеримского дракона , а термин драконарий, обозначающий знаменосца, сохранился до 10 века Однако неизвестно, как выглядели более поздние стандарты. По описанию Никиты Хониата , они еще включали в себя ветроуказатель , который был отличительной чертой дракона , но это может быть намеренной архаикой. В любом случае, использование дракона в качестве изображения засвидетельствовано еще в 14 веке. [ 84 ] [ 86 ]
Псевдо-Кодинос также перечисляет различные знамена и знаки отличия, используемые в императорских процессиях: один назван архистратегосом ( ἀρχιστράτηγος , «главный генерал»); другой с изображениями известных прелатов и восьми стримеров, известных как октаподион ( ὀκταπόδιον , «осьминог»); другой в виде креста с изображениями святого Димитрия , святого Прокопия , святого Феодора Тирона и святого Феодора Стратилата ; другой, изображающий Святого Георгия верхом на коне; другой в форме дракона (δρακόνειον, драконеон ); и еще один с императором верхом на коне. [ 87 ] Существовало по паре каждого экземпляра, и их носили в процессиях, а в поход брали с собой один или два экземпляра, в зависимости от численности императорского эскорта. Им всегда предшествовали скутериосы с дибеллионом (διβέλλιον), личным знаменем императора, а также императорским щитом ( скутерион ), а за ними следовали знамена деспотов и других полководцев со знаменами демархов ( головы Константинопольских казарм), замыкая арьергард. [ 88 ] ведутся О природе дибеллиона » – по- видимому споры, но его название – скорее всего, смешанное греко-латинское соединение, означающее «двойной велум , описывает раздвоенный вымпел , очевидно, западноевропейского происхождения. [ 89 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Обзор имеющихся на тот момент доказательств см. Типалдос 1926 , стр. 206–222.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Черноводяну 1982 , с. 409.
- ^ ОДБ , «Гербы» (А. Каждан), стр. 472–473.
- ^ ОДБ , "Знак отличия" (А. Каждан), с. 999–1000.
- ^ Крауч 2002 , с. 28. «Согласно нынешнему мнению, начало систематизированного и сознательного использования геральдики аристократами приходится на середину двенадцатого века».
- ^ Черноводяну 1982 , стр. 409–411.
- ^ Черноводяну 1982 , стр. 411–412.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 129–130.
- ^ Бабуин 2001 , стр. 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б с ОДБ , «Орлы» (А. Катлер), с. 669.
- ^ Соловьев 1935 , с. 130.
- ^ фон Кёне 1871–1873 , с. 1.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 119–126.
- ^ Перейти обратно: а б Соловьев 1935 , с. 120.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 119–121, 130–132.
- ^ Черноводяну 1982 , с. 412.
- ^ Соловьев 1935 , с. 121.
- ^ Андрудис 2017 , с. 184.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 126–127.
- ^ Андрудис 2017 , стр. 185–186.
- ^ Черноводяну 1982 , стр. 412–413.
- ^ Верпо 1966 , с. 171.
- ^ Верпо 1966 , стр. 144–145.
- ^ Верпо 1966 , с. 148.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 133–135.
- ^ Бабуин 2001 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б фон Кёне 1871–1873 , с. 6.
- ^ фон Кёне 1871–1873 , стр. 7–8.
- ^ Черноводяну 1982 , стр. 413–414.
- ^ Перейти обратно: а б Оссвальд 2018 .
- ^ Соловьев 1935 , стр. 134–135.
- ^ Бабуин 2001 , с. 37.
- ^ Соловьев 1935 , с. 136.
- ^ Бабуин 2001 , стр. 36–37.
- ^ Андрудис 2017 , стр. 187–196.
- ^ Андрудис 2017 , стр. 179–184.
- ^ Андрудис 2017 , стр. 190–192.
- ^ Андрудис 2017 , стр. 196–201.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 137–149, 153–155.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 150–153.
- ^ Бабуин 2001 , стр. 42, 52, 56.
- ^ фон Кёне 1871–1873 , с. 8.
- ^ Черноводяну 1982 , с. 414.
- ^ Перейти обратно: а б Бабуин 2001 , стр. 38–39.
- ^ Соловьев 1935 , с. 155.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 156–158.
- ^ Перейти обратно: а б Бабуин 2001 , с. 39.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 155, 157–158.
- ^ Перейти обратно: а б Грирсон 1999 , с. 88.
- ^ Бабуин 2001 , стр. 39–40.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 158–159.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 159, 160.
- ^ Соловьев 1935 , стр. 161–162.
- ^ Перейти обратно: а б Типалдос 1926 , стр. 209–221.
- ^ Грирсон 1999 , стр. 88–89.
- ^ Соловьев 1935 , с. 159.
- ^ Мартинс 2007 .
- ^ Карта-портолан Гиллема Солера ок. 1380 ; Каталонский атлас 1375 года.
- ^ Перейти обратно: а б ван Миллинген 1899 , стр. 189–190.
- ^ Холмс 2003 , стр. 5f.
- ^ Лимберис 1994 , стр. 15.
- ^ Собор Учения (4 марта 2012 г.). Книга посвящения комнаты турецкой национальности . Университет Питтсбурга. п. 3.
- ^ Типалдос 1926 , стр. 221–222.
- ^ Типалдос 1926 , с. 208.
- ^ Гросс 1924 , стр. 359–364.
- ^ Деннис 1981 , стр. 51–52.
- ^ Бабуин 2001 , стр. 7–9.
- ^ Перейти обратно: а б Деннис 1981 , с. 52.
- ^ Гросс 1924 , с. 365.
- ^ Деннис 1981 , стр. 52–53.
- ^ Деннис 1981 , с. 53.
- ^ Деннис 1981 , стр. 58–59.
- ^ Цамак 2002 , с. 312.
- ^ Бабуин 2001 , с. 33.
- ^ Деннис 1981 , стр. 54–55.
- ^ Гросс 1924 , стр. 368–370.
- ^ Деннис 1981 , стр. 56–57.
- ^ Деннис 1981 , с. 57.
- ^ Халдон 1990 , стр. 245–247.
- ^ Верпо 1966 , с. 167.
- ^ Халдон 1990 , стр. 271–273.
- ^ Бабуин 2001 , стр. 10–13.
- ^ Халдон 1990 , стр. 271–272.
- ^ Бабуин 2001 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Хэлдон 1990 , с. 272.
- ^ Халдон 1990 , стр. 272–274.
- ^ Бабуин 2001 , стр. 13–15.
- ^ Верпо 1966 , стр. 195–196.
- ^ Верпо 1966 , с. 196.
- ^ Хенди 1992 , стр. 175–176.
Источники
[ редактировать ]- Андрудис, Паскаль (2017). «Присутствие двуглавого орла в Трапезунде и в греческом княжестве Феодоро в Крыму (14-15 вв.)» (PDF) . Византиака (на французском языке). 34 : 179–218. ISSN 1012-0513 .
- Бабуин, А. (2001). «Штандарты и знаки Византии». Византия: Международный журнал византийских исследований . 71 (1): 5–59.
- Пчелы, Никос А. (1912). «К теме изображения двуглавого орла у византийцев» . Репертуар искусствоведения (на немецком языке). XXXV : 321–330.
- Черноводяну, Дэн (1982). «Вклад в изучение византийской и поствизантийской геральдики». Jahrbuch der Österreichischen Byzantinik . 32 (2): 409–422.
- Крауч, Дэвид (2002). «Историк, родословная и геральдика 1050–1250». В Коссе, Питер Р .; Кин, Морис Хью (ред.). Геральдика, зрелище и социальные проявления в средневековой Англии . Вудбридж, Саффолк: Boydell Press (опубликовано в 2003 г.). ISBN 9781843830368 . Проверено 5 ноября 2018 г.
- Деннис, Джордж Т. (1981). «Византийские боевые знамена». Византийские исследования . 8 :51–60.
- Фурлас, А. (1980). «Орел и двуглавый орел. Материалы по «Орлу в Византии». С библиографическим приложением по исследованиям орла». Филоксения: Проф. Др. Посвящается Бернхарду Кеттингу его греческими учениками (на немецком языке). Мюнстер: Ашендорф. стр. 97–120. ISBN 9783402036518 .
- Джерола, Г. (1934). «Византийский орел и императорский двуглавый орел». Феликс Равенна (на итальянском языке). 43 :7–36.
- Грирсон, Филип (1999). Каталог византийских монет в коллекции Думбартон-Оукс и в коллекции Уиттмора, том 5, часть 1: от Михаила VIII до Константина XI, 1258–1453 гг. Введение, приложения и библиография . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-261-9 .
- Гросс, Роберт (1924). «Флаги в римско-византийском войске IV-X веков». Византийский журнал (на немецком языке). 24 (2): 359–372. дои : 10.1515/byzs.1924.24.2.359 .
- Хенди, Майкл Ф. (1992). Византийские монеты в коллекции Думбартон-Оукс и в коллекции Уиттмора, том 4, части 1-2 . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-233-6 .
- Хэлдон, Джон (1990). Константин Багрянородный. Три трактата об императорских военных экспедициях . Вена: Издательство Австрийской академии наук.
- Холмс, Уильям Гордон (2003). Эпоха Юстиниана и Феодоры .
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Лимберис, Василики (1994). Божественная Наследница . Рутледж.
- Макридес, Рут Дж.; Мунитис, Джозеф А.; Ангелов, Димитр (2013). Псевдо-Кодинос и Константинопольский двор: службы и церемонии . Фарнхэм, Суррей: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6752-0 .
- Мартинс, Антониу (17 декабря 2007 г.). «Другие византийские флаги, показанные в «Книге всех царств» (14 век)» . Флаги мира . Проверено 7 августа 2010 г.
- Оссвальд, Брендан (2018). «Герб Токко Кефалонии во внутренней цитадели крепости Арта» . Греческий корреспондентский бюллетень (на французском языке). 142 (2): 803–844. дои : 10.4000/бч.689 .
- Попович, Боян (2009). «Императорское использование зооморфных мотивов на текстиле: двуглавый орел и лев в кругах и между крестами в поздневизантийский период». Икона . 2 : 127–136. дои : 10.1484/J.IKON.3.36 . ISSN 1846-8551 .
- Соловьев, А.В. (1935). «Геральдические гербы Византии и славян». Семинариум Кондаковианум (на французском языке). 7 :119–164.
- Типальдос, GE (1926). «У византийцев были гербы». Эпетерис Общества византийских исследований (на греческом языке). III : 206–222. hdl : 11615/16885 .
- Цамакда, Василики (2002). Иллюстрированная хроника Иоанна Скилицеса в Мадриде . Лейден: Александрос. ISBN 978-9-0806-4762-6 .
- ван Миллинген, Александр (1899). Византийский Константинополь: стены города и прилегающие исторические места . Лондон: Джон Мюррей Эд.
- Верпо, Жан, изд. (1966). Псевдо-Кодинос, Трактат об должностях (на французском языке). Национальный центр научных исследований.
- Кёне, Бернхард (1871–1873). «О двуглавом орле» . Берлинские листы для монет, печатей и геральдики (на немецком языке). 6 :1–26.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Tetragrammkreuz (статья о тетраграммном кресте) на heraldik-wiki.de (на немецком языке)
- Геральдика в Византии и семья Власто
- Византийская геральдика на heraldica.org
- Византийская империя на флагах мира