Интерес
Маслаха или маслаха ( араб . مصلحة , букв. « общественный интерес » ) — это концепция шариата ( исламского божественного закона), считающаяся основой закона. [ 1 ] Оно образует часть расширенных методологических принципов исламской юриспруденции ( усуль аль-фикх ) и обозначает запрет или разрешение чего-либо, в зависимости от необходимости и конкретных обстоятельств, на основе того, служит ли это общественным интересам мусульманской общины ( уммы ). [ 1 ] [ 2 ] В принципе, маслаха применяется, в частности, по вопросам, которые не регулируются Кораном , Сунной ( учением и практикой исламского пророка Мухаммеда ) или кийасом (аналогией). Эта концепция признается и используется в разной степени в зависимости от юристов и школ исламской юриспруденции ( мазхаба ). Применение этой концепции стало более важным в наше время из-за ее растущей актуальности для современных правовых вопросов. [ 1 ]
Обзор
[ редактировать ]Эта концепция была впервые четко сформулирована аль-Газали (умер в 1111 г.), который утверждал, что маслаха была общей целью Аллаха в раскрытии божественного закона и что ее конкретными целями было сохранение пяти основ человеческого благосостояния: религии, жизни. , интеллект, потомство и собственность. [ 3 ] Хотя большинство юристов классической эпохи признавали маслаху важным правовым принципом, они придерживались разных взглядов относительно роли, которую она должна играть в исламском праве. [ 4 ] [ 5 ] Некоторые юристы рассматривали это как вспомогательное обоснование, ограниченное библейскими источниками и рассуждениями по аналогии. [ 4 ] [ 6 ] Другие считали эту концепцию независимым источником права, общие принципы которого могут иметь преимущественную силу над конкретными выводами, основанными на букве Священного Писания. [ 4 ] [ 7 ] Последней точки зрения придерживалось меньшинство классических юристов, но в наше время ее в различных формах стали отстаивать выдающиеся ученые, которые стремились адаптировать исламское право к меняющимся социальным условиям, опираясь на интеллектуальное наследие традиционной юриспруденции. [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ] Наряду с аналогичной концепцией макасида , она стала играть все более заметную роль в наше время из-за необходимости решать юридические проблемы, которые были неизвестны в прошлом. [ 1 ] [ 4 ] [ 9 ] [ 5 ]
В Усул аль-фикхе есть несколько других эквивалентных или аналогичных концепций, каждая из которых связана с соответствующими мазхабами. Понятие макасид (цель или цель) сопоставимо в том смысле, что оно означает как конечную цель, так и цель применения шариата. Концепция истислаха – это родственный предмет, который использует имам Ахмад ибн Ханбал . [ 1 ] Значение слова маслаха – «общественный интерес», а значение слова истисла – «стремиться к наилучшему обеспечению общественных интересов», предмета и цели шариата. [ 10 ] Концепция истихсана означает справедливое предпочтение при поиске решений юридических вопросов. Этот термин используется ханафитской юридической школой, и согласно пониманию, результаты кияса могут быть отменены, если он считается вредным или нежелательным. Этот термин также использовался ханбалитским ученым Ибн Кудамой и маликитским юристом Аверроэсом . Школа Шафиитов не признает применение маслаха , поскольку она может открыть дверь для неограниченного использования, основанного на ошибочных человеческих мнениях, но у нее есть соответствующая концепция, истидлал , которая вводится, когда необходимо, чтобы избежать строгого применения кияса. . [ 1 ]
Использование
[ редактировать ]В каком-то смысле Маслаху использовал андалузский юрист аль-Шатиби (умер в 1388 г.), который сосредоточил внимание на мотивах, лежащих в основе исламского закона. Что касается вопросов, связанных с Богом, ибадат , люди должны искать ответы в Коране или Сунне, но что касается отношений между людьми, муамалат , люди должны искать лучшее общественное решение. Поскольку общества меняются, аль-Шатиби считал, что муамалат» также должна измениться. часть исламского закона « [ 11 ]
Маслаха также использовалась несколькими мусульманскими реформаторами в последние столетия. Ибн Абд аль-Ваххаб использовал маслаху . (умер в 1792 г.) в нескольких случаях [ нужна ссылка ] Эта концепция более известна исламским модернистам . Среди них Мухаммад Абду особенно известен тем, что использовал концепцию маслаха как основу для примирения современных культурных ценностей с традиционным моральным кодексом исламского права конца 19 века. [ нужна ссылка ] « Братья-мусульмане» , исламская модернистская группа, также ссылается на маслаху , чтобы объяснить свою приверженность общественному благосостоянию. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж И. Дой, Абдул Рахман. (1995). «Машлах». У Джона Л. Эспозито. Оксфордская энциклопедия современного исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Абдул Азиз бин Саттам (2015). Шариат и концепция выгоды: использование и функции маслахи в исламской юриспруденции . Лондон: IBTauris. ISBN 9781784530242 .
- ^ Опвис 2007 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дудерия 2014 , стр. 2–6.
- ^ Перейти обратно: а б Глив 2012 .
- ^ Opwis 2007 , стр. 66–68.
- ^ Opwis 2007 , стр. 68–69.
- ^ Зиаде, 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б Браун 2009 .
- ^ Джон Л. Эспозито (2003). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199757268 .
- ^ Кнут С. Викор (2005). Между Богом и султаном: история исламского права . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195223989 .