Jump to content

РЛ10

(Перенаправлено из РЛ-10 (ракетный двигатель) )

РЛ10
Двигатель RL10A-4 в лондонском Музее науки .
Страна происхождения Соединенные Штаты
Первый полет 1962 ( 1962 ) (РЛ10А-1)
Производитель Аэроджет Рокетдайн
Приложение верхней ступени Двигатель
Связанный ЛВ Атлас   · Дельта III   · Дельта IV   · Сатурн I   · SLS   · Титан IIIE   · Титан IV   · Вулкан Кентавр
Отменено : DC-X   · OmegA   · Спейс Шаттл
Статус В производстве
Жидкотопливный двигатель
Порох ЛОКС / LHЛХ
Соотношение смеси 5.88:1
Цикл Экспандерный цикл
Конфигурация
Соотношение сопел 84:1 или 280:1
Производительность
Тяга, вакуум 110,1 кН (24 800 фунтов силы )
Удельный импульс , вакуум 465,5 с (4,565 км/с)
Размеры
Длина 4,15 м (13,6 футов) с выдвинутым соплом
Диаметр 2,15 м (7 футов 1 дюйм)
Сухая масса 301 кг (664 фунта)
Используется в
Кентавр , DCSS , S-IV
Ссылки
Ссылки [1]
Примечания Значения производительности и размеры указаны для RL10B-2.

RL10 созданный на жидком топливе, криогенный ракетный двигатель в США компанией Aerojet Rocketdyne, который сжигает криогенный жидкий водород и жидкое кислородное топливо. до 110 кН (24 729 фунтов силы ) Современные версии создают тягу на двигатель в вакууме. Три версии RL10 находятся в производстве для Centaur верхней ступени Atlas V и DCSS Delta IV . Еще три версии находятся в разработке для исследовательской верхней ступени системы космического запуска и Centaur V ракеты Vulcan . [2]

Цикл детандера , который использует двигатель, приводит в действие турбонасос за счет отходящего тепла, поглощаемого камерой сгорания, горловиной и соплом двигателя. Это в сочетании с водородным топливом приводит к очень высоким удельным импульсам ( I sp ) в диапазоне от 373 до 470 с (3,66–4,61 км/с) в вакууме. Масса колеблется от 131 до 317 кг (289–699 фунтов) в зависимости от версии двигателя. [3] [4]

RL10 был первым ракетным двигателем на жидком водороде, построенным в Соединенных Штатах. Разработка двигателя Центром космических полетов Маршалла и компанией Pratt & Whitney началась в 1950-х годах. Первоначально RL10 разрабатывался как дроссельный двигатель для ВВС США Lunex . лунного корабля [5]

RL10 был впервые испытан на земле в 1959 году во Pratt & Whitney Флоридском центре исследований и разработок в Уэст-Палм-Бич, Флорида . [6] [7] Первый успешный полет состоялся 27 ноября 1963 года. [8] [9] Для этого запуска два двигателя RL10A-3 приводили в действие «Кентавр» верхнюю ступень ракеты-носителя «Атлас» . Запуск был использован для проведения тщательно оборудованных испытаний производительности и структурной целостности автомобиля. [10]

Было запущено несколько версий этого двигателя. На S-IV « Сатурна использовалась группа из шести РЛ10А-3С, версия которой была модифицирована для установки на «Сатурн». [11] а программа «Титан» включала разгонные ступени «Кентавр Д-1Т» с двумя двигателями РЛ10А-3-3. [11] [12]

использовались четыре модифицированных двигателя RL10A-5 В McDonnell Douglas DC-X . [13]

Дефект пайки камеры сгорания RL10B-2 был идентифицирован как причина неудачного запуска 4 мая 1999 года Delta III «Орион-3» со спутником связи . [14]

В предложении DIRECT версии 3.0 о замене Ares I и Ares V семейством ракет с общей основной ступенью RL10 рекомендовалось для второй ступени ракет-носителей J-246 и J-247. [15] В предлагаемой верхней ступени «Юпитера» должно было использоваться до семи двигателей RL10, выполняющих эквивалентную роль системы космического запуска верхней ступени для исследования .

Общий расширяемый криогенный двигатель

[ редактировать ]
CECE на частичном газе

В начале 2000-х годов НАСА заключило контракт с Pratt & Whitney Rocketdyne на разработкудемонстратор общего расширяемого криогенного двигателя (CECE). CECE должен был привести к созданию двигателей RL10, способных к глубокому дросселированию. [16] В 2007 году его работоспособность (с некоторым «пыхтением») была продемонстрирована при передаточном числе 11:1. [17] В 2009 году НАСА сообщило об успешном снижении тяги со 104 процентов до восьми процентов, что является рекордом для двигателя с расширительным циклом такого типа. Пыхтение было устранено за счет модификации форсунки и системы подачи топлива, которые контролируют давление, температуру и расход топлива. [18] В 2010 году диапазон регулирования был расширен до соотношения 17,6:1, что позволило снизить мощность со 104% до 5,9%. [19]

Возможный преемник начала 2010-х годов

[ редактировать ]

В 2012 году НАСА объединилось с ВВС США (USAF) для изучения силовой установки верхней ступени следующего поколения, официально закрепив совместные интересы агентств в новом двигателе верхней ступени, который заменит Aerojet Rocketdyne RL10.

«Мы знаем прейскурантную цену на RL10. Если вы посмотрите на стоимость с течением времени, то увидите, что очень большая часть стоимости единицы EELV приходится на силовые установки, а RL10 — очень старый двигатель, и есть много ремесло, связанное с его изготовлением... Вот что выяснит это исследование, стоит ли строить замену RL10?"

Дейл Томас, заместитель технического директора Центра космических полетов Маршалла [20]

В результате исследования НАСА надеялось найти менее дорогой двигатель класса RL10 для верхней ступени системы космического запуска (SLS). [20] [21]

ВВС США надеялись заменить двигатели Rocketdyne RL10, используемые на верхних ступенях Lockheed Martin Atlas V и усовершенствованных одноразовых ракетах-носителях Boeing Delta IV (EELV), которые были основными методами вывода правительственных спутников США в космос. [20] Одновременно с этим было проведено исследование соответствующих требований в рамках программы доступных двигателей верхних ступеней (AUSEP). [21]

Улучшения

[ редактировать ]

RL10 развивался с годами. RL10B-2, использовавшийся на DCSS , имел улучшенные характеристики, выдвижное углеродно-углеродное сопло, электромеханический подвес для снижения веса и повышения надежности, а также удельный импульс 465,5 секунды (4,565 км/с). [22] [23]

По состоянию на 2016 год Aerojet Rocketdyne работала над включением аддитивного производства в процесс строительства RL10. В марте 2016 года компания провела полномасштабные огневые испытания двигателя с печатной главной форсункой. [24] и на двигателе с печатной камерой сгорания в апреле 2017 года. [25]

Текущие применения RL10

[ редактировать ]
  • Atlas V Centaur (ступень ракеты) : версия Centaur с одним двигателем (SEC) использует RL10C-1, [2] в то время как версия Centaur с двумя двигателями (DEC) сохраняет меньший по размеру RL10A-4-2. [26] Миссия Атлас V (SBIRS-5) ознаменовала первое использование версии RL10C-1-1. Миссия прошла успешно, но обнаружила неожиданную вибрацию, и дальнейшее использование модели RL10C-1-1 приостановлено до тех пор, пока проблема не будет лучше изучена. [27] Двигатель вновь успешно использовался на СБИРС-6.
  • Промежуточная криогенная двигательная ступень : Промежуточная криогенная двигательная ступень или ICPS используется для SLS и аналогична DCSS, за исключением того, что двигатель представляет собой RL10B-2 и адаптирован для установки на верхнюю часть активной ступени диаметром 8,4 метра с четырьмя РС-25 . Главные двигатели космического корабля
  • Vulcan Centaur : Ступень Centaur V 11 мая 2018 года United Launch Alliance (ULA) объявила, что двигатель верхней ступени RL10 был выбран для ракеты ULA Vulcan Centaur следующего поколения после конкурсного процесса закупок. [28] Centaur V обычно использует RL10C-1-1, [2] но на Vulcan Centaur Heavy будет использоваться RL10C-X. [29] Вулкан совершил свой успешный первый полет 8 января 2024 года. [30]

Двигатели в разработке

[ редактировать ]
  • Разведывательная верхняя ступень (EUS) : первоначально EUS будет использовать четыре двигателя RL10C-3. Когда RL10C-X станет доступен, двигатели C-3 будут заменены на CX. [31]
  • Верхняя ступень OmegA: в апреле 2018 года компания Northrop Grumman Innovation Systems будут использоваться два двигателя RL10C-5-1 . OmegA объявила, что на верхней ступени [32] Blue Origin компании BE-3U и компании Airbus Safran Vinci Прежде чем был выбран двигатель Aerojet Rocketdyne, также рассматривались . Разработка OmegA была остановлена ​​после того, как ей не удалось выиграть контракт на космический запуск национальной безопасности. [33]

Усовершенствованная криогенная усовершенствованная стадия

[ редактировать ]

По состоянию на 2009 год Усовершенствованная версия RL10 была предложена для питания усовершенствованной криогенной усовершенствованной ступени (ACES), долговременного расширения с низким кипением существующей технологии ULA Centaur и Delta Cryogenic Second Stage (DCSS) для ракеты-носителя Vulcan . [34] Технология ACES длительного действия предназначена для поддержки геосинхронных , окололунных и межпланетных миссий. Другое возможное применение — это космические склады топлива на НОО или L 2 , которые можно было бы использовать в качестве промежуточных станций для остановки и дозаправки других ракет на пути к полетам за пределы НОО или межпланетным миссиям. очистка космического мусора . Также предлагалась [35]

Таблица версий

[ редактировать ]
Версия Статус Первый полет Сухая масса Толкать Я сп ( в е ), вак. Длина Диаметр Т:В ИЗ Коэффициент расширения Давление в камере Время горения Сопутствующий этап Примечания
РЛ10А-1 Ушедший на пенсию 1962 131 кг (289 фунтов) 67 кН (15 000 фунтов силы) 425 с (4,17 км/с) 1,73 м (5 футов 8 дюймов) 1,53 м (5 футов 0 дюймов) 52:1 5:1 40:1 20,7 бар (2070 кПа) 430 с Кентавр А Прототип
[11] [26] [36] [37]
РЛ10А-3С Ушедший на пенсию 1963 131 кг (289 фунтов) 65,6 кН (14700 фунтов силы ) 444 с (4,35 км/с) 2,49 м (8 футов 2 дюйма) 1,53 м (5 футов 0 дюймов) 51:1 5:1 57:1 32,75 бар (3275 кПа) 470 с Кентавр B/C/D/E [38]
РЛ10А-3С Ушедший на пенсию 1964 134 кг (296 фунтов) 67 кН (15 000 фунтов силы) 427 с (4,19 км/с) 1,73 м (5 футов 8 дюймов) 51:1 5:1 40:1 20,7 бар (2070 кПа) С-IV [11] [8]
РЛ10А-4 Ушедший на пенсию 1992 168 кг (370 фунтов) 92,5 кН (20 800 фунтов силы ) 449 с (4,40 км/с) 2,29 м (7 футов 6 дюймов) 1,17 м (3 фута 10 дюймов) 56:1 5.5:1 84:1 39,8 бар (3980 кПа) 392 с Кентавр IIA [11] [39]
РЛ10А-5 Ушедший на пенсию 1993 143 кг (315 фунтов) 64,7 кН (14 500 фунтов силы ) 373 с (3,66 км/с) 1,07 м (3 фута 6 дюймов) 1,02 м (3 фута 4 дюйма) 46:1 6:1 4:1 39,8 бар (3980 кПа) 127 с DC-X [11] [40]
РЛ10Б-2 Ушедший на пенсию 1998 277 кг (611 фунтов) 110,1 кН (24750 фунтов силы) 465,5 с (4,565 км/с) 2,2 м (7 футов 2 дюйма)
Расширенный:
4,15 м (13 футов 7,5 дюйма)
2,15 м (7 футов 1 дюйм) 40:1 5.88:1 280:1 44,12 бар (4412 кПа) 5-м: 1125 с
4-м: 700 с
ДЦСС , ИКПС На смену пришел RL-10C-2-1. [1] [41]
РЛ10А-4-1 Ушедший на пенсию 2000 167 кг (368 фунтов) 99,1 кН (22300 фунтов силы ) 451 с (4,42 км/с) 1,78 м (5 футов 10 дюймов) 1,53 м (5 футов 0 дюймов) 61:1 84:1 42 бар (4200 кПа) 740 с Кентавр IIIA [11] [42]
РЛ10А-4-2 Активный 2002 168 кг (370 фунтов) 99,1 кН (22300 фунтов силы ) 451 с (4,42 км/с) 1,78 м (5 футов 10 дюймов) 1,17 м (3 фута 10 дюймов) 61:1 84:1 42 бар (4200 кПа) 740 с Кентавр IIIB
Кентавр ТРЦ
Кентавр ДЕК
Используется для запусков Starliner. [11] [43] [44]
RL10B-X Отменено 317 кг (699 фунтов) 93,4 кН (21 000 фунтов силы ) 470 с (4,6 км/с) 1,53 м (5 футов 0 дюймов) 30:1 250:1 408 с Кентавр БХ [45]
CECE Демонстрационный проект 160 кг (350 фунтов) 67 кН (15 000 фунтов силы), дроссельная заслонка до 5–10 % >445 с (4,36 км/с) 1,53 м (5 футов 0 дюймов) 43:1 [46] [47]
RL10C-1 Ушедший на пенсию 2014 190 кг (420 фунтов) 101,8 кН (22 890 фунтов силы) 449,7 с (4,410 км/с) 2,12 м (6 футов 11 дюймов) 1,45 м (4 фута 9 дюймов) 57:1 5.5:1 130:1 Кентавр ТРЦ
Кентавр ДЕК
На смену пришел RL-10C-1-1. [48] [49] [50] [44]
RL10C-1-1 Активный 2021 188 кг (415 фунтов) 106 кН (23 825 фунтов F ) 453,8 с 2,46 м (8 футов 0,7 дюйма) 1,57 м (4 фута 9 дюймов) 57:1 5.5:1 155:1 Кентавр ТРЦ
Кентавр V
Текущий стандартный движок для Atlas V и Vulcan Centaur. [11] [2]
RL10C-2-1 Ушедший на пенсию 2022 301 кг (664 фунта) 109,9 кН (24750 фунтов F ) 465,5 с 4,15 м (13 футов 8 дюймов) 2,15 м (7 футов 1 дюйм) 37:1 5.88:1 280:1 DCSS [51] [52]
РЛ10С-2 Доставлено, еще не летало 2025 109,9 кН (24750 фунтов F ) 465,5 с 4,15 м (13 футов 8 дюймов) 2,15 м (7 футов 1 дюйм) 37:1 5.88:1 280:1 МЦПС Конверсия С-3 [53]
РЛ10С-3 Доставлено, еще не летало 2028 230 кг (508 фунтов) 108 кН (24 340 фунтов F ) 460,1 с 3,15 м (10 футов 4,3 дюйма) 1,85 м (6 футов 1 дюйм) 48:1 5.7:1 215:1 Разведочная верхняя ступень [11] [2] [53]
RL10C-5-1 Отменено 188 кг (415 фунтов) 106 кН (23 825 фунтов F ) 453,8 с 2,46 м (8 футов 0,7 дюйма) 1,57 м (4 фута 9 дюймов) 57:1 5.5:1 Омега [2] [33]
RL10C-X В разработке 231 кг (510 фунтов) 107,29 кН (24 120 фунтов F ) 460,9 с 3,31 м (130,4 дюйма) 1,87 м (73,7 дюйма) 47.29:1 5.5:1 Кентавр V Аддитивное производство [54] [55]

Частичные характеристики

[ редактировать ]

Все версии

[ редактировать ]
Информация и обзор RL10A
  • Тяга (высота): 15 000   фунтов силы (66,7 кН) [36]
  • Удельный импульс : 433 секунды (4,25 км/с)
  • Вес двигателя, сухой : 298 фунтов (135 кг)
  • Высота: 68   дюймов (1,73   м)
  • Диаметр: 39   дюймов (0,99   м)
  • Коэффициент расширения сопла: 40 к 1
  • Расход топлива: 35 фунтов/с (16 кг/с)
  • Применение транспортного средства: Сатурн I , S-IV 2-я ступень, 6 двигателей.
  • Применение на транспортном средстве: Centaur , 2 двигателя. разгонный блок
Вторая ступень ракеты Delta IV Medium с двигателем RL10B-2.
  • Тяга (высота): 24750 фунтов силы (110,1 кН) [23]
  • Удельный импульс : 465,5 секунды (4,565 км/с) [23]
  • Вес двигателя сухой: 664 фунта (301,2 кг) [23]
  • Рост: 163,5   дюйма (4,14   м) [23]
  • Диаметр: 84,5   дюйма (2,21   м) [23]
  • Коэффициент расширения: 280 к 1
  • Соотношение смеси: массовое соотношение кислорода:водорода от 5,88 до 1. [23]
  • Расход топлива: топливо, 7,72 фунта/с (3,5 кг/с); окислитель 45,42 фунта/с (20,6 кг/с) [23]
  • Применение на автомобиле: Delta III , вторая ступень Delta IV (1 двигатель)

Двигатели на выставке

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10Б-2» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Силовая установка Aerojet Rocketdyne RL10» (PDF) . Аэроджет Рокетдайн . Архивировано из оригинала (PDF) 30 января 2022 года.
  3. ^ «РЛ-10С» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 6 апреля 2020 г.
  4. ^ «РЛ-10А-1» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 6 апреля 2020 г.
  5. ^ Уэйд, Марк. «Энциклопедия астронавтики — страница проекта Lunex» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 31 августа 2006 года.
  6. ^ Коннорс, стр. 319.
  7. ^ «Кентавр» . Космические страницы Гюнтера.
  8. ^ Перейти обратно: а б Саттон, Джордж (2005). История жидкостных ракетных двигателей . Американский институт аэронавтики и астронавтики. ISBN  1-56347-649-5 .
  9. ^ «Знаменитый ракетный двигатель отмечает 40-летие полета» . Пратт и Уитни. 24 ноября 2003 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2011 г.
  10. ^ «Атлас Кентавр 2» . Национальный центр данных космических исследований . НАСА.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Брюгге, Норберт. «Эволюция криогенного ракетного двигателя RL-10 компании Pratt & Whitney» . Проверено 16 сентября 2022 г.
  12. ^ «Сводка систем Titan 3E/Centaur D-1T НОМЕР ОТЧЕТА CASD·LVP73-007» (PDF) . Convair & Martin Marietta Aerospace. 1 сентября 1973 г. стр. 2–4 . Проверено 16 сентября 2022 г.
  13. ^ Уэйд, Марк. «ДКС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Проверено 4 января 2013 г.
  14. ^ «Отчет о расследовании Дельты 269 (Дельта III)» (PDF) . Боинг . 16 августа 2000 г. MDC 99H0047A. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2001 г.
  15. ^ «Ракета-носитель Юпитер. Краткое описание технических характеристик» . Архивировано из оригинала 29 января 2009 года . Проверено 18 июля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  16. ^ «Общий расширяемый криогенный двигатель (CECE)» . Корпорация Объединенные Технологии. Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года.
  17. ^ «Дроссельное возвращение на Луну» . НАСА. 16 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2010 г.
  18. ^ «НАСА тестирует технологию двигателей для высадки астронавтов на Луну» . НАСА. 14 января 2009 г.
  19. ^ Джулиано, Виктор (25 июля 2010 г.). «CECE: Расширение возможностей технологии глубокого дросселирования в ракетных двигателях с жидким кислородом и жидким водородом для исследовательских миссий НАСА» (PDF) . Сервер технических отчетов НАСА .
  20. ^ Перейти обратно: а б с Роузберг, Зак (12 апреля 2012 г.). «НАСА и ВВС США изучат совместный ракетный двигатель» . Полет Глобал . Проверено 1 июня 2012 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Ньютон, Кимберли (12 апреля 2012 г.). «НАСА сотрудничает с ВВС США для изучения общих проблем ракетных двигателей» . НАСА. Архивировано из оригинала 24 июня 2017 года . Проверено 10 января 2018 г.
  22. ^ «РЛ-10Б-2» . astronautix.com . Проверено 16 сентября 2022 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «РЛ10Б-2» (PDF) . Пратт и Уитни Рокетдайн . 2009. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2012 года . Проверено 29 января 2012 г.
  24. ^ «Aerojet Rocketdyne успешно тестирует сложный инжектор, напечатанный на 3D-принтере, в самом надежном в мире ракетном двигателе верхней ступени» (пресс-релиз). Аэроджет Рокетдайн. 7 марта 2016 г. Проверено 20 апреля 2017 г.
  25. ^ «Aerojet Rocketdyne достигла важной вехи в области 3-D печати, проведя успешные испытания полномасштабного узла медной камеры сгорания RL10» (пресс-релиз). Аэроджет Рокетдайн. 3 апреля 2017 г. Проверено 11 апреля 2017 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-1» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
  27. ^ «ULA откладывает дальнейшее использование усовершенствованного двигателя верхней ступени до завершения исследований» . 23 июня 2021 г.
  28. ^ «United Launch Alliance выбирает двигатель RL10 компании Aerojet Rocketdyne» . УЛА. 11 мая 2018 года . Проверено 13 мая 2018 г.
  29. ^ «Плакат Вулкана в разрезе» (PDF) . Объединенный стартовый альянс . Проверено 15 октября 2021 г.
  30. ^ Белам, Мартин (8 января 2024 г.). «Запуск NASA Peregrine 1: ракета Vulcan Centaur с лунным кораблем НАСА стартует во Флориде – текущие обновления» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 8 января 2024 г.
  31. ^ Слосс, Филип (4 марта 2021 г.). «НАСА и Boeing планируют начать производство верхней ступени SLS Exploration в 2021 году» . НАСАКосмический полет . Проверено 15 октября 2021 г.
  32. ^ «RL-10 выбран для ракеты OmegA» . Аэроджет Рокетдайн. 16 апреля 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б «Northrop Grumman прекращает программу создания ракет OmegA» . Космические новости . 9 сентября 2020 г. . Проверено 23 ноября 2020 г.
  34. ^ Каттер, Бернард Ф.; Зеглер, Фрэнк; Барр, Джон; Балк, Тим; Питчфорд, Брайан (2009). «Надежное исследование Луны с использованием эффективного лунного посадочного модуля, созданного на основе существующих верхних ступеней» (PDF) . АИАА . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года . Проверено 9 марта 2011 г.
  35. ^ Зеглер, Фрэнк; Бернард Каттер (2 сентября 2010 г.). «Переход к архитектуре космического транспорта на базе депо» (PDF) . Конференция и выставка AIAA SPACE 2010 . АААА. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2011 года . Проверено 25 января 2011 г. Концептуализация дизайна ACES ведется в ULA уже много лет. Он использует конструктивные особенности верхних ступеней криогенной второй ступени «Кентавр» и «Дельта» (DCSS) и намерен дополнить и, возможно, заменить эти ступени в будущем. ...
  36. ^ Перейти обратно: а б Бильштейн, Роджер Э. (1996). «Нетрадиционная криогеника: РЛ-10 и J-2». Стадии к Сатурну; Технологическая история ракет-носителей «Аполлон/Сатурн» . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории НАСА . Проверено 2 декабря 2011 г.
  37. ^ «Атлас Кентавр» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 29 февраля 2012 г.
  38. ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-3» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 6 декабря 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
  39. ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-4» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
  40. ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-5» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
  41. ^ «Руководство пользователя по услугам запуска Delta IV, июнь 2013 г.» (PDF) . Запуск УЛА . Проверено 15 марта 2018 г.
  42. ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-4-1» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
  43. ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-4-2» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 30 января 2012 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б «Двигатель РЛ10» . Аэроджет Рокетдайн. Архивировано из оригинала 30 апреля 2017 года . Проверено 13 марта 2016 г.
  45. ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10Б-Х» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
  46. ^ «Расширяемый криогенный двигатель Commons» . Пратт и Уитни Рокетдайн. Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года . Проверено 28 февраля 2012 г.
  47. ^ «Общий расширяемый криогенный двигатель – Aerojet Rocketdyne» . www.rocket.com . Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
  48. ^ «Криогенная двигательная ступень» (PDF) . НАСА. 5 августа 2011 года . Проверено 11 октября 2014 г.
  49. ^ «Атлас-В» с двигателем «Кентавр» с двигателем РЛ10С . forum.nasaspaceflight.com . Проверено 8 апреля 2018 г.
  50. ^ «Эволюция криогенного ракетного двигателя RL-10 компании Pratt & Whitney» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 февраля 2016 г.
  51. ^ «Двигатель RL10 | Aerojet Rocketdyne» . www.rocket.com . Проверено 19 июня 2020 г.
  52. ^ Грэм, Уильям (24 сентября 2022 г.). «Последний запуск Delta IV Heavy на западном побережье с NROL-91» . NASASpaceFlight.com . Проверено 29 августа 2023 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б «СИСТЕМА КОСМИЧЕСКОГО ЗАПУСКА НАСА НАЧИНАЕТ ПЕРЕВОЗКУ НА СТАРТОВУЮ ПЛОЩАДКУ» (PDF) . НАСА. 15 апреля 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 13 октября 2021 г. Проверено 24 мая 2023 г.
  54. ^ «Aerojet Rocketdyne заключила с ULA крупнейший контракт на двигатель RL10» . www.aerojetrocketdyne.com . Проверено 16 апреля 2022 г.
  55. ^ «Двигатель RL10 | Aerojet Rocketdyne» . Rocket.com . Проверено 7 мая 2022 г.
  56. ^ Саттон, AM; Пири, С.Д.; Миник, AB (январь 1998 г.). «Демонстрация двигателя с расширительным циклом 50К» (PDF) . Материалы конференции AIP . 420 : 1062–1065. Бибкод : 1998AIPC..420.1062S . дои : 10.1063/1.54719 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2013 года.
  57. ^ «Ракетный двигатель Pratt & Whitney RL10A-1» . Музей авиации Новой Англии . Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года.
  58. ^ Перейти обратно: а б «Фотографии ракетных двигателей» . Исторический космический корабль . Проверено 26 апреля 2014 г.
  59. ^ Колагуори, Нэнси; Киддер, Брайан (3 ноября 2006 г.). «Pratt & Whitney Rocketdyne дарит модель легендарного ракетного двигателя Rl10 Южному университету» (пресс-релиз). Пратт и Уитни Рокетдайн. Новостная лента по связям с общественностью. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года.
  60. ^ «Американский музей космонавтики и космическая аллея славы» . www.facebook.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
  61. ^ «Двигатель РЛ-10 | Коллекция группы Музея науки» . Collection.sciencemuseumgroup.org.uk . Проверено 12 апреля 2024 г.
  62. ^ «Музей авиации и космонавтики Сан-Диего - Исторический парк Бальбоа, Сан-Диего» . Sandiegoairandspace.org . Проверено 12 апреля 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 97aca2001f8b9d8bd61f7bf5f39b6fb1__1721576280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/b1/97aca2001f8b9d8bd61f7bf5f39b6fb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
RL10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)