РЛ10
![]() | Эту статью необходимо обновить . Причина: информация о проектах по улучшению устарела. ( июнь 2020 г. ) |
![]() Двигатель RL10A-4 в лондонском Музее науки . | |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Первый полет | 1962 | (РЛ10А-1)
Производитель | Аэроджет Рокетдайн |
Приложение | верхней ступени Двигатель |
Связанный ЛВ | Атлас · Дельта III · Дельта IV · Сатурн I · SLS · Титан IIIE · Титан IV · Вулкан Кентавр Отменено : DC-X · OmegA · Спейс Шаттл |
Статус | В производстве |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / LHЛХ |
Соотношение смеси | 5.88:1 |
Цикл | Экспандерный цикл |
Конфигурация | |
Соотношение сопел | 84:1 или 280:1 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 110,1 кН (24 800 фунтов силы ) |
Удельный импульс , вакуум | 465,5 с (4,565 км/с) |
Размеры | |
Длина | 4,15 м (13,6 футов) с выдвинутым соплом |
Диаметр | 2,15 м (7 футов 1 дюйм) |
Сухая масса | 301 кг (664 фунта) |
Используется в | |
Кентавр , DCSS , S-IV | |
Ссылки | |
Ссылки | [1] |
Примечания | Значения производительности и размеры указаны для RL10B-2. |
RL10 созданный — на жидком топливе, криогенный ракетный двигатель в США компанией Aerojet Rocketdyne, который сжигает криогенный жидкий водород и жидкое кислородное топливо. до 110 кН (24 729 фунтов силы ) Современные версии создают тягу на двигатель в вакууме. Три версии RL10 находятся в производстве для Centaur верхней ступени Atlas V и DCSS Delta IV . Еще три версии находятся в разработке для исследовательской верхней ступени системы космического запуска и Centaur V ракеты Vulcan . [2]
Цикл детандера , который использует двигатель, приводит в действие турбонасос за счет отходящего тепла, поглощаемого камерой сгорания, горловиной и соплом двигателя. Это в сочетании с водородным топливом приводит к очень высоким удельным импульсам ( I sp ) в диапазоне от 373 до 470 с (3,66–4,61 км/с) в вакууме. Масса колеблется от 131 до 317 кг (289–699 фунтов) в зависимости от версии двигателя. [3] [4]
История
[ редактировать ]RL10 был первым ракетным двигателем на жидком водороде, построенным в Соединенных Штатах. Разработка двигателя Центром космических полетов Маршалла и компанией Pratt & Whitney началась в 1950-х годах. Первоначально RL10 разрабатывался как дроссельный двигатель для ВВС США Lunex . лунного корабля [5]
RL10 был впервые испытан на земле в 1959 году во Pratt & Whitney Флоридском центре исследований и разработок в Уэст-Палм-Бич, Флорида . [6] [7] Первый успешный полет состоялся 27 ноября 1963 года. [8] [9] Для этого запуска два двигателя RL10A-3 приводили в действие «Кентавр» верхнюю ступень ракеты-носителя «Атлас» . Запуск был использован для проведения тщательно оборудованных испытаний производительности и структурной целостности автомобиля. [10]
Было запущено несколько версий этого двигателя. На S-IV « Сатурна I» использовалась группа из шести РЛ10А-3С, версия которой была модифицирована для установки на «Сатурн». [11] а программа «Титан» включала разгонные ступени «Кентавр Д-1Т» с двумя двигателями РЛ10А-3-3. [11] [12]
использовались четыре модифицированных двигателя RL10A-5 В McDonnell Douglas DC-X . [13]
Дефект пайки камеры сгорания RL10B-2 был идентифицирован как причина неудачного запуска 4 мая 1999 года Delta III «Орион-3» со спутником связи . [14]
В предложении DIRECT версии 3.0 о замене Ares I и Ares V семейством ракет с общей основной ступенью RL10 рекомендовалось для второй ступени ракет-носителей J-246 и J-247. [15] В предлагаемой верхней ступени «Юпитера» должно было использоваться до семи двигателей RL10, выполняющих эквивалентную роль системы космического запуска верхней ступени для исследования .
Общий расширяемый криогенный двигатель
[ редактировать ]
В начале 2000-х годов НАСА заключило контракт с Pratt & Whitney Rocketdyne на разработкудемонстратор общего расширяемого криогенного двигателя (CECE). CECE должен был привести к созданию двигателей RL10, способных к глубокому дросселированию. [16] В 2007 году его работоспособность (с некоторым «пыхтением») была продемонстрирована при передаточном числе 11:1. [17] В 2009 году НАСА сообщило об успешном снижении тяги со 104 процентов до восьми процентов, что является рекордом для двигателя с расширительным циклом такого типа. Пыхтение было устранено за счет модификации форсунки и системы подачи топлива, которые контролируют давление, температуру и расход топлива. [18] В 2010 году диапазон регулирования был расширен до соотношения 17,6:1, что позволило снизить мощность со 104% до 5,9%. [19]
Возможный преемник начала 2010-х годов
[ редактировать ]В 2012 году НАСА объединилось с ВВС США (USAF) для изучения силовой установки верхней ступени следующего поколения, официально закрепив совместные интересы агентств в новом двигателе верхней ступени, который заменит Aerojet Rocketdyne RL10.
«Мы знаем прейскурантную цену на RL10. Если вы посмотрите на стоимость с течением времени, то увидите, что очень большая часть стоимости единицы EELV приходится на силовые установки, а RL10 — очень старый двигатель, и есть много ремесло, связанное с его изготовлением... Вот что выяснит это исследование, стоит ли строить замену RL10?"
— Дейл Томас, заместитель технического директора Центра космических полетов Маршалла [20]
В результате исследования НАСА надеялось найти менее дорогой двигатель класса RL10 для верхней ступени системы космического запуска (SLS). [20] [21]
ВВС США надеялись заменить двигатели Rocketdyne RL10, используемые на верхних ступенях Lockheed Martin Atlas V и усовершенствованных одноразовых ракетах-носителях Boeing Delta IV (EELV), которые были основными методами вывода правительственных спутников США в космос. [20] Одновременно с этим было проведено исследование соответствующих требований в рамках программы доступных двигателей верхних ступеней (AUSEP). [21]
Улучшения
[ редактировать ]RL10 развивался с годами. RL10B-2, использовавшийся на DCSS , имел улучшенные характеристики, выдвижное углеродно-углеродное сопло, электромеханический подвес для снижения веса и повышения надежности, а также удельный импульс 465,5 секунды (4,565 км/с). [22] [23]
По состоянию на 2016 год Aerojet Rocketdyne работала над включением аддитивного производства в процесс строительства RL10. В марте 2016 года компания провела полномасштабные огневые испытания двигателя с печатной главной форсункой. [24] и на двигателе с печатной камерой сгорания в апреле 2017 года. [25]
Текущие применения RL10
[ редактировать ]- Atlas V Centaur (ступень ракеты) : версия Centaur с одним двигателем (SEC) использует RL10C-1, [2] в то время как версия Centaur с двумя двигателями (DEC) сохраняет меньший по размеру RL10A-4-2. [26] Миссия Атлас V (SBIRS-5) ознаменовала первое использование версии RL10C-1-1. Миссия прошла успешно, но обнаружила неожиданную вибрацию, и дальнейшее использование модели RL10C-1-1 приостановлено до тех пор, пока проблема не будет лучше изучена. [27] Двигатель вновь успешно использовался на СБИРС-6.
- Промежуточная криогенная двигательная ступень : Промежуточная криогенная двигательная ступень или ICPS используется для SLS и аналогична DCSS, за исключением того, что двигатель представляет собой RL10B-2 и адаптирован для установки на верхнюю часть активной ступени диаметром 8,4 метра с четырьмя РС-25 . Главные двигатели космического корабля
- Vulcan Centaur : Ступень Centaur V 11 мая 2018 года United Launch Alliance (ULA) объявила, что двигатель верхней ступени RL10 был выбран для ракеты ULA Vulcan Centaur следующего поколения после конкурсного процесса закупок. [28] Centaur V обычно использует RL10C-1-1, [2] но на Vulcan Centaur Heavy будет использоваться RL10C-X. [29] Вулкан совершил свой успешный первый полет 8 января 2024 года. [30]
Двигатели в разработке
[ редактировать ]- Разведывательная верхняя ступень (EUS) : первоначально EUS будет использовать четыре двигателя RL10C-3. Когда RL10C-X станет доступен, двигатели C-3 будут заменены на CX. [31]
- Верхняя ступень OmegA: в апреле 2018 года компания Northrop Grumman Innovation Systems будут использоваться два двигателя RL10C-5-1 . OmegA объявила, что на верхней ступени [32] Blue Origin компании BE-3U и компании Airbus Safran Vinci Прежде чем был выбран двигатель Aerojet Rocketdyne, также рассматривались . Разработка OmegA была остановлена после того, как ей не удалось выиграть контракт на космический запуск национальной безопасности. [33]
Усовершенствованная криогенная усовершенствованная стадия
[ редактировать ]По состоянию на 2009 год [update]Усовершенствованная версия RL10 была предложена для питания усовершенствованной криогенной усовершенствованной ступени (ACES), долговременного расширения с низким кипением существующей технологии ULA Centaur и Delta Cryogenic Second Stage (DCSS) для ракеты-носителя Vulcan . [34] Технология ACES длительного действия предназначена для поддержки геосинхронных , окололунных и межпланетных миссий. Другое возможное применение — это космические склады топлива на НОО или L 2 , которые можно было бы использовать в качестве промежуточных станций для остановки и дозаправки других ракет на пути к полетам за пределы НОО или межпланетным миссиям. очистка космического мусора . Также предлагалась [35]
Таблица версий
[ редактировать ]Версия | Статус | Первый полет | Сухая масса | Толкать | Я сп ( в е ), вак. | Длина | Диаметр | Т:В | ИЗ | Коэффициент расширения | Давление в камере | Время горения | Сопутствующий этап | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
РЛ10А-1 | Ушедший на пенсию | 1962 | 131 кг (289 фунтов) | 67 кН (15 000 фунтов силы) | 425 с (4,17 км/с) | 1,73 м (5 футов 8 дюймов) | 1,53 м (5 футов 0 дюймов) | 52:1 | 5:1 | 40:1 | 20,7 бар (2070 кПа) | 430 с | Кентавр А | Прототип [11] [26] [36] [37] |
РЛ10А-3С | Ушедший на пенсию | 1963 | 131 кг (289 фунтов) | 65,6 кН (14700 фунтов силы ) | 444 с (4,35 км/с) | 2,49 м (8 футов 2 дюйма) | 1,53 м (5 футов 0 дюймов) | 51:1 | 5:1 | 57:1 | 32,75 бар (3275 кПа) | 470 с | Кентавр B/C/D/E | [38] |
РЛ10А-3С | Ушедший на пенсию | 1964 | 134 кг (296 фунтов) | 67 кН (15 000 фунтов силы) | 427 с (4,19 км/с) | 1,73 м (5 футов 8 дюймов) | 51:1 | 5:1 | 40:1 | 20,7 бар (2070 кПа) | С-IV | [11] [8] | ||
РЛ10А-4 | Ушедший на пенсию | 1992 | 168 кг (370 фунтов) | 92,5 кН (20 800 фунтов силы ) | 449 с (4,40 км/с) | 2,29 м (7 футов 6 дюймов) | 1,17 м (3 фута 10 дюймов) | 56:1 | 5.5:1 | 84:1 | 39,8 бар (3980 кПа) | 392 с | Кентавр IIA | [11] [39] |
РЛ10А-5 | Ушедший на пенсию | 1993 | 143 кг (315 фунтов) | 64,7 кН (14 500 фунтов силы ) | 373 с (3,66 км/с) | 1,07 м (3 фута 6 дюймов) | 1,02 м (3 фута 4 дюйма) | 46:1 | 6:1 | 4:1 | 39,8 бар (3980 кПа) | 127 с | DC-X | [11] [40] |
РЛ10Б-2 | Ушедший на пенсию | 1998 | 277 кг (611 фунтов) | 110,1 кН (24750 фунтов силы) | 465,5 с (4,565 км/с) | 2,2 м (7 футов 2 дюйма) Расширенный: 4,15 м (13 футов 7,5 дюйма) | 2,15 м (7 футов 1 дюйм) | 40:1 | 5.88:1 | 280:1 | 44,12 бар (4412 кПа) | 5-м: 1125 с 4-м: 700 с | ДЦСС , ИКПС | На смену пришел RL-10C-2-1. [1] [41] |
РЛ10А-4-1 | Ушедший на пенсию | 2000 | 167 кг (368 фунтов) | 99,1 кН (22300 фунтов силы ) | 451 с (4,42 км/с) | 1,78 м (5 футов 10 дюймов) | 1,53 м (5 футов 0 дюймов) | 61:1 | 84:1 | 42 бар (4200 кПа) | 740 с | Кентавр IIIA | [11] [42] | |
РЛ10А-4-2 | Активный | 2002 | 168 кг (370 фунтов) | 99,1 кН (22300 фунтов силы ) | 451 с (4,42 км/с) | 1,78 м (5 футов 10 дюймов) | 1,17 м (3 фута 10 дюймов) | 61:1 | 84:1 | 42 бар (4200 кПа) | 740 с | Кентавр IIIB Кентавр ТРЦ Кентавр ДЕК | Используется для запусков Starliner. [11] [43] [44] | |
RL10B-X | Отменено | — | 317 кг (699 фунтов) | 93,4 кН (21 000 фунтов силы ) | 470 с (4,6 км/с) | 1,53 м (5 футов 0 дюймов) | 30:1 | 250:1 | 408 с | Кентавр БХ | [45] | |||
CECE | Демонстрационный проект | — | 160 кг (350 фунтов) | 67 кН (15 000 фунтов силы), дроссельная заслонка до 5–10 % | >445 с (4,36 км/с) | 1,53 м (5 футов 0 дюймов) | 43:1 | [46] [47] | ||||||
RL10C-1 | Ушедший на пенсию | 2014 | 190 кг (420 фунтов) | 101,8 кН (22 890 фунтов силы) | 449,7 с (4,410 км/с) | 2,12 м (6 футов 11 дюймов) | 1,45 м (4 фута 9 дюймов) | 57:1 | 5.5:1 | 130:1 | Кентавр ТРЦ Кентавр ДЕК | На смену пришел RL-10C-1-1. [48] [49] [50] [44] | ||
RL10C-1-1 | Активный | 2021 | 188 кг (415 фунтов) | 106 кН (23 825 фунтов F ) | 453,8 с | 2,46 м (8 футов 0,7 дюйма) | 1,57 м (4 фута 9 дюймов) | 57:1 | 5.5:1 | 155:1 | Кентавр ТРЦ Кентавр V | Текущий стандартный движок для Atlas V и Vulcan Centaur. [11] [2] | ||
RL10C-2-1 | Ушедший на пенсию | 2022 | 301 кг (664 фунта) | 109,9 кН (24750 фунтов F ) | 465,5 с | 4,15 м (13 футов 8 дюймов) | 2,15 м (7 футов 1 дюйм) | 37:1 | 5.88:1 | 280:1 | DCSS | [51] [52] | ||
РЛ10С-2 | Доставлено, еще не летало | 2025 | 109,9 кН (24750 фунтов F ) | 465,5 с | 4,15 м (13 футов 8 дюймов) | 2,15 м (7 футов 1 дюйм) | 37:1 | 5.88:1 | 280:1 | МЦПС | Конверсия С-3 [53] | |||
РЛ10С-3 | Доставлено, еще не летало | 2028 | 230 кг (508 фунтов) | 108 кН (24 340 фунтов F ) | 460,1 с | 3,15 м (10 футов 4,3 дюйма) | 1,85 м (6 футов 1 дюйм) | 48:1 | 5.7:1 | 215:1 | Разведочная верхняя ступень | [11] [2] [53] | ||
RL10C-5-1 | Отменено | — | 188 кг (415 фунтов) | 106 кН (23 825 фунтов F ) | 453,8 с | 2,46 м (8 футов 0,7 дюйма) | 1,57 м (4 фута 9 дюймов) | 57:1 | 5.5:1 | Омега | [2] [33] | |||
RL10C-X | В разработке | 231 кг (510 фунтов) | 107,29 кН (24 120 фунтов F ) | 460,9 с | 3,31 м (130,4 дюйма) | 1,87 м (73,7 дюйма) | 47.29:1 | 5.5:1 | Кентавр V | Аддитивное производство [54] [55] |
Частичные характеристики
[ редактировать ]Все версии
[ редактировать ]- Подрядчик: Пратт и Уитни
- Топливо: жидкий кислород, жидкий водород. [23]
- Конструкция: расширительный цикл [56]
РЛ10А
[ редактировать ]
- Тяга (высота): 15 000 фунтов силы (66,7 кН) [36]
- Удельный импульс : 433 секунды (4,25 км/с)
- Вес двигателя, сухой : 298 фунтов (135 кг)
- Высота: 68 дюймов (1,73 м)
- Диаметр: 39 дюймов (0,99 м)
- Коэффициент расширения сопла: 40 к 1
- Расход топлива: 35 фунтов/с (16 кг/с)
- Применение транспортного средства: Сатурн I , S-IV 2-я ступень, 6 двигателей.
- Применение на транспортном средстве: Centaur , 2 двигателя. разгонный блок
РЛ10Б-2
[ редактировать ]
- Тяга (высота): 24750 фунтов силы (110,1 кН) [23]
- Удельный импульс : 465,5 секунды (4,565 км/с) [23]
- Вес двигателя сухой: 664 фунта (301,2 кг) [23]
- Рост: 163,5 дюйма (4,14 м) [23]
- Диаметр: 84,5 дюйма (2,21 м) [23]
- Коэффициент расширения: 280 к 1
- Соотношение смеси: массовое соотношение кислорода:водорода от 5,88 до 1. [23]
- Расход топлива: топливо, 7,72 фунта/с (3,5 кг/с); окислитель 45,42 фунта/с (20,6 кг/с) [23]
- Применение на автомобиле: Delta III , вторая ступень Delta IV (1 двигатель)
Галерея
[ редактировать ]- РЛ10А-1
- РЛ10А-3С
- РЛ10А-4
- РЛ10А-4-2
- РЛ10Б-2
Двигатели на выставке
[ редактировать ]- RL10A-1 выставлен в Музее авиации Новой Англии , Виндзор-Локс, Коннектикут. [57]
- RL10 выставлен в Музее науки и промышленности , Чикаго , Иллинойс. [58]
- RL10A-1 выставлен в Центре Земли и Космоса Сернан , Ривер Гроув , Иллинойс.
- RL10 выставлен в Космическом и ракетном центре США в Хантсвилле, Алабама. [58]
- RL10 выставлен в Южном университете , Батон-Руж, Луизиана. [59]
- Два двигателя RL10 выставлены на Аллее славы в космосе США , Титусвилл, Флорида. [60]
- RL10 выставлен в и аквариуме Кокса Научном центре в Уэст-Палм-Бич, Флорида .
- RL10 выставлен на факультете аэрокосмической техники в Дэвис-холле Обернского университета . [ нужна ссылка ]
- RL10A-4 выставлен в Музее науки в Лондоне , Великобритания. [61]
- RL10 выставлен в Музее жизни и науки в Дареме , Северная Каролина.
- RL10 выставлен в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего в Сан-Диего , Калифорния. [62]
- RL10B-2 выставлен возле Discovery Cube Orange County в Санта-Ане, Калифорния .
См. также
[ редактировать ]- Движение космического корабля
- РЛ60
- МАРК-60
- РД-0146
- Двигатель с форсунками из алюминиевого сплава XCOR/ULA , разрабатывается в 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10Б-2» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Силовая установка Aerojet Rocketdyne RL10» (PDF) . Аэроджет Рокетдайн . Архивировано из оригинала (PDF) 30 января 2022 года.
- ^ «РЛ-10С» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ «РЛ-10А-1» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Энциклопедия астронавтики — страница проекта Lunex» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 31 августа 2006 года.
- ^ Коннорс, стр. 319.
- ^ «Кентавр» . Космические страницы Гюнтера.
- ^ Перейти обратно: а б Саттон, Джордж (2005). История жидкостных ракетных двигателей . Американский институт аэронавтики и астронавтики. ISBN 1-56347-649-5 .
- ^ «Знаменитый ракетный двигатель отмечает 40-летие полета» . Пратт и Уитни. 24 ноября 2003 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2011 г.
- ^ «Атлас Кентавр 2» . Национальный центр данных космических исследований . НАСА.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Брюгге, Норберт. «Эволюция криогенного ракетного двигателя RL-10 компании Pratt & Whitney» . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ «Сводка систем Titan 3E/Centaur D-1T НОМЕР ОТЧЕТА CASD·LVP73-007» (PDF) . Convair & Martin Marietta Aerospace. 1 сентября 1973 г. стр. 2–4 . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ Уэйд, Марк. «ДКС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Проверено 4 января 2013 г.
- ^ «Отчет о расследовании Дельты 269 (Дельта III)» (PDF) . Боинг . 16 августа 2000 г. MDC 99H0047A. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2001 г.
- ^ «Ракета-носитель Юпитер. Краткое описание технических характеристик» . Архивировано из оригинала 29 января 2009 года . Проверено 18 июля 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Общий расширяемый криогенный двигатель (CECE)» . Корпорация Объединенные Технологии. Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года.
- ^ «Дроссельное возвращение на Луну» . НАСА. 16 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2010 г.
- ^ «НАСА тестирует технологию двигателей для высадки астронавтов на Луну» . НАСА. 14 января 2009 г.
- ^ Джулиано, Виктор (25 июля 2010 г.). «CECE: Расширение возможностей технологии глубокого дросселирования в ракетных двигателях с жидким кислородом и жидким водородом для исследовательских миссий НАСА» (PDF) . Сервер технических отчетов НАСА .
- ^ Перейти обратно: а б с Роузберг, Зак (12 апреля 2012 г.). «НАСА и ВВС США изучат совместный ракетный двигатель» . Полет Глобал . Проверено 1 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ньютон, Кимберли (12 апреля 2012 г.). «НАСА сотрудничает с ВВС США для изучения общих проблем ракетных двигателей» . НАСА. Архивировано из оригинала 24 июня 2017 года . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ «РЛ-10Б-2» . astronautix.com . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «РЛ10Б-2» (PDF) . Пратт и Уитни Рокетдайн . 2009. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2012 года . Проверено 29 января 2012 г.
- ^ «Aerojet Rocketdyne успешно тестирует сложный инжектор, напечатанный на 3D-принтере, в самом надежном в мире ракетном двигателе верхней ступени» (пресс-релиз). Аэроджет Рокетдайн. 7 марта 2016 г. Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ «Aerojet Rocketdyne достигла важной вехи в области 3-D печати, проведя успешные испытания полномасштабного узла медной камеры сгорания RL10» (пресс-релиз). Аэроджет Рокетдайн. 3 апреля 2017 г. Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-1» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ «ULA откладывает дальнейшее использование усовершенствованного двигателя верхней ступени до завершения исследований» . 23 июня 2021 г.
- ^ «United Launch Alliance выбирает двигатель RL10 компании Aerojet Rocketdyne» . УЛА. 11 мая 2018 года . Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ «Плакат Вулкана в разрезе» (PDF) . Объединенный стартовый альянс . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Белам, Мартин (8 января 2024 г.). «Запуск NASA Peregrine 1: ракета Vulcan Centaur с лунным кораблем НАСА стартует во Флориде – текущие обновления» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Слосс, Филип (4 марта 2021 г.). «НАСА и Boeing планируют начать производство верхней ступени SLS Exploration в 2021 году» . НАСАКосмический полет . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «RL-10 выбран для ракеты OmegA» . Аэроджет Рокетдайн. 16 апреля 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Northrop Grumman прекращает программу создания ракет OmegA» . Космические новости . 9 сентября 2020 г. . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Каттер, Бернард Ф.; Зеглер, Фрэнк; Барр, Джон; Балк, Тим; Питчфорд, Брайан (2009). «Надежное исследование Луны с использованием эффективного лунного посадочного модуля, созданного на основе существующих верхних ступеней» (PDF) . АИАА . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года . Проверено 9 марта 2011 г.
- ^ Зеглер, Фрэнк; Бернард Каттер (2 сентября 2010 г.). «Переход к архитектуре космического транспорта на базе депо» (PDF) . Конференция и выставка AIAA SPACE 2010 . АААА. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2011 года . Проверено 25 января 2011 г.
Концептуализация дизайна ACES ведется в ULA уже много лет. Он использует конструктивные особенности верхних ступеней криогенной второй ступени «Кентавр» и «Дельта» (DCSS) и намерен дополнить и, возможно, заменить эти ступени в будущем. ...
- ^ Перейти обратно: а б Бильштейн, Роджер Э. (1996). «Нетрадиционная криогеника: РЛ-10 и J-2». Стадии к Сатурну; Технологическая история ракет-носителей «Аполлон/Сатурн» . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории НАСА . Проверено 2 декабря 2011 г.
- ^ «Атлас Кентавр» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-3» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 6 декабря 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-4» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-5» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ «Руководство пользователя по услугам запуска Delta IV, июнь 2013 г.» (PDF) . Запуск УЛА . Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-4-1» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10А-4-2» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 30 января 2012 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Двигатель РЛ10» . Аэроджет Рокетдайн. Архивировано из оригинала 30 апреля 2017 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). «РЛ-10Б-Х» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ «Расширяемый криогенный двигатель Commons» . Пратт и Уитни Рокетдайн. Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года . Проверено 28 февраля 2012 г.
- ^ «Общий расширяемый криогенный двигатель – Aerojet Rocketdyne» . www.rocket.com . Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Криогенная двигательная ступень» (PDF) . НАСА. 5 августа 2011 года . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ «Атлас-В» с двигателем «Кентавр» с двигателем РЛ10С . forum.nasaspaceflight.com . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Эволюция криогенного ракетного двигателя RL-10 компании Pratt & Whitney» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 февраля 2016 г.
- ^ «Двигатель RL10 | Aerojet Rocketdyne» . www.rocket.com . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Грэм, Уильям (24 сентября 2022 г.). «Последний запуск Delta IV Heavy на западном побережье с NROL-91» . NASASpaceFlight.com . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «СИСТЕМА КОСМИЧЕСКОГО ЗАПУСКА НАСА НАЧИНАЕТ ПЕРЕВОЗКУ НА СТАРТОВУЮ ПЛОЩАДКУ» (PDF) . НАСА. 15 апреля 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 13 октября 2021 г. Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ «Aerojet Rocketdyne заключила с ULA крупнейший контракт на двигатель RL10» . www.aerojetrocketdyne.com . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ «Двигатель RL10 | Aerojet Rocketdyne» . Rocket.com . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Саттон, AM; Пири, С.Д.; Миник, AB (январь 1998 г.). «Демонстрация двигателя с расширительным циклом 50К» (PDF) . Материалы конференции AIP . 420 : 1062–1065. Бибкод : 1998AIPC..420.1062S . дои : 10.1063/1.54719 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2013 года.
- ^ «Ракетный двигатель Pratt & Whitney RL10A-1» . Музей авиации Новой Англии . Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Фотографии ракетных двигателей» . Исторический космический корабль . Проверено 26 апреля 2014 г.
- ^ Колагуори, Нэнси; Киддер, Брайан (3 ноября 2006 г.). «Pratt & Whitney Rocketdyne дарит модель легендарного ракетного двигателя Rl10 Южному университету» (пресс-релиз). Пратт и Уитни Рокетдайн. Новостная лента по связям с общественностью. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года.
- ^ «Американский музей космонавтики и космическая аллея славы» . www.facebook.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Двигатель РЛ-10 | Коллекция группы Музея науки» . Collection.sciencemuseumgroup.org.uk . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ «Музей авиации и космонавтики Сан-Диего - Исторический парк Бальбоа, Сан-Диего» . Sandiegoairandspace.org . Проверено 12 апреля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Коннорс, Джек (2010). Двигатели Пратта и Уитни: техническая история . Рестон. Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики . ISBN 978-1-60086-711-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]