RL10
![]() | Эта статья должна быть обновлена . Причина: информация о проектах по улучшению датируется. ( Июнь 2020 г. ) |
![]() Двигатель RL10A-4 в лондонском научном музее | |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Первый полет | 1962 | (RL10A-1)
Производитель | Aerojet Rocketdyne |
Приложение | Верхний двигатель |
Асвязанный LV | Атлас · Дельта III · Дельта IV · Сатурн I · SLS · Titan IIIE · Titan IV · Vulcan Centaur Отменено : DC-X · Omega · Space Thettle |
Статус | В производстве |
Жидкий топливный двигатель | |
Пропеллент | Lox / LH 2 |
Соотношение смеси | 5.88:1 |
Цикл | Цикл расширения |
Конфигурация | |
Коэффициент сопла | 84: 1 или 280: 1 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 110,1 кН (24 800 фунтов F ) |
Конкретный импульс , вакуум | 465,5 с (4,565 км/с) |
Размеры | |
Длина | 4,15 м (13,6 фута) с расширенной форсункой |
Диаметр | 2,15 м (7 футов 1 дюймов) |
Сухая масса | 301 кг (664 фунта) |
Используется в | |
Кентавра , DCSS , S-IV | |
Ссылки | |
Ссылки | [ 1 ] |
Примечания | Значения производительности и размеры предназначены для RL10B-2. |
RL10 построенный представляет собой с жидко-топливным, криогенный ракетный двигатель в Соединенных Штатах Aerojet RocketDyne, который сжигает криогенный жидкий водород и жидкие кислородные пропелленты. Современные версии производят до 110 кН (24 729 фунтов F ) тяги на двигатель в вакууме. Три версии RL10 находятся в производстве для Кентавра верхней стадии в атласе V и DCSS Delta IV . Еще три версии находятся в разработке для разведки верхней ступени системы космического запуска и Centaur V вулканской ракеты. [ 2 ]
Цикл расширителя , который использует двигатель, приводит в движение турбопман с отходом, поглощенным камерой сгорания двигателя, горлом и форсункой. Это в сочетании с водородным топливом приводит к очень высоким специфическим импульсам ( I SP ) в диапазоне от 373 до 470 с (3,66–4,61 км/с) в вакууме. Массовые диапазоны от 131 до 317 кг (289–699 фунтов) в зависимости от версии двигателя. [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]RL10 был первым жидким водородным ракетным двигателем, который был построен в Соединенных Штатах, с разработкой двигателя Marshall Space Flight Center и Pratt & Whitney, начиная с 1950 -х годов. Первоначально RL10 был разработан в качестве двигателя, подлежащего лице, для Lunex Lunar Lunar USAF. [ 5 ]
RL10 был впервые протестирован на земле в 1959 году в Центре исследований и разработок Pratt & Whitney в Флориде в Уэст -Палм -Бич, штат Флорида . [ 6 ] [ 7 ] Первый успешный рейс состоялся 27 ноября 1963 года. [ 8 ] [ 9 ] Для этого запуска два двигателя RL10A-3 привлекли верхнюю ступень кентавров в атласе . Запуск был использован для проведения тест на производительность и целостности структурного транспортного средства. [ 10 ]
Многочисленные версии этого двигателя были выполнены. S -IV Saturn Я использовал кластер из шести RL10A-3S, версию, которая была изменена для установки на Сатурн [ 11 ] и программа Titan включала верхние этапы Centaur D-1T, основанные на двух двигателях RL10A-3-3. [ 11 ] [ 12 ]
Четыре модифицированных двигателя RL10A-5 были использованы в McDonnell Douglas DC-X . [ 13 ]
Недостаток пайки камеры сгорания RL10B-2 был идентифицирован как причина неудачи для запуска Delta III Delta III ORION-3 4 мая 1999 года с спутником связи . [ 14 ]
Прямое на предложение версии 3.0 о замене ARES I и ARES V семейство ракетов, разделяющих общую основную стадию, рекомендовало RL10 для второго этапа выпуска J-246 и J-247. [ 15 ] До семи двигателей RL10 было бы использовано в предлагаемой верхней стадии Юпитера, служащей эквивалентной роли для системы запуска космической системы разведки .
Общий расширяемый криогенный двигатель
[ редактировать ]
В начале 2000 -х НАСА заключило контракт с Pratt & Whitney Rocketdyne на разработку Общий расширяющийся криогенный двигатель (CECE) демонстратор. CECE был предназначен для приведения к двигателям RL10, способным к глубокому дросселированию. [ 16 ] В 2007 году его работоспособность (с некоторым «выходом») была продемонстрирована при соотношении дроссельной заслонки 11: 1. [ 17 ] В 2009 году НАСА сообщило, что успешно дросселивание от 104 % до восьми процентов тяги, что является рекордом для цикла Expander Cycle этого типа. Выпыление было устранено модификациями системы подачи инжекторов и пропеллетов, которые контролируют давление, температуру и поток пропеллетов. [ 18 ] В 2010 году диапазон дросселя был расширен до уровня 17,6: 1, дросселивая от 104% до 5,9% мощности. [ 19 ]
В начале 2010 -х годов возможный преемник
[ редактировать ]В 2012 году НАСА присоединилось к ВВС США (ВВС США) для изучения движения верхней стадии следующего поколения, формализации совместных интересов агентств в новом верхнем двигателе для замены Aerojet Rocketdyne RL10.
«Мы знаем цену списки на RL10. Если вы посмотрите на стоимость с течением времени, очень большая часть стоимости единицы убеловков связана с движущими средствами, а RL10 - очень старый двигатель, и есть много Работа, связанная с его производством.
- Дейл Томас, ассоциированная технический директор, центр космических полетов Marshall [ 20 ]
Из исследования НАСА надеялось найти менее дорогой двигатель класса RL10 для верхней стадии системы запуска пространства (SLS). [ 20 ] [ 21 ]
ВВС ВВС надеялся заменить двигатели RocketDyne RL10, используемые на верхних этапах Lockheed Martin Atlas V, а Boeing Delta IV разработала расходуемые пусковые транспортные средства (EELV), которые были основными методами поведения правительственных спутников США в космос. [ 20 ] Связанное исследование было проведено в то же время в рамках доступной программы двигателя на верхней стадии (AUSEP). [ 21 ]
Улучшения
[ редактировать ]RL10 развился с годами. RL10B-2, который использовался в DCSS , имел улучшенные характеристики, расширяемое углеродное сопло, электромеханическое жмпбал для снижения веса и повышенную надежность и специфический импульс 465,5 секунды (4,565 км/с). [ 22 ] [ 23 ]
По состоянию на 2016 год Aerojet Rocketdyne работал над тем, чтобы включить аддитивное производство в процесс строительства RL10. Компания провела полномасштабные тесты с горячим огнем на двигателе с печатным основным инжектором в марте 2016 года, [ 24 ] и на двигателе с сборкой напечатанной камерной камеры в апреле 2017 года. [ 25 ]
Текущие приложения для RL10
[ редактировать ]- Atlas V Centaur (Rocket Stage) : версия Centaur (SEC) с одним двигателем использует RL10C-1, [ 2 ] в то время как версия Centaur (DEC) с двойным двигателем сохраняет меньший RL10A-4-2. [ 26 ] Миссия Atlas V (SBIRS-5) ознаменовала первое использование версии RL10C-1-1. Миссия была успешной, но наблюдала неожиданная вибрация, и дальнейшее использование модели RL10C-1-1 приостановлено, пока проблема не будет лучше понята. [ 27 ] Двигатель снова был успешно использован на SBIRS-6.
- Промежуточная стадия криогенного движения : промежуточная стадия криогенного движения или ICPS используется для SLS и аналогична DCS, за исключением того, что двигатель представляет собой RL10B-2 и адаптирован для установки поверх стадии ядра диаметра 8,4 метра с четырьмя с четырьмя с четырьмя с четырьмя RS-25 Space Thfttle Главные двигатели.
- Стадия Vulcan Centaur Centaur V : 11 мая 2018 года United Launch Alliance (ULA) объявил, что двигатель верхней ступени RL10 был отобран для ракеты Vulcan Centaur следующего поколения после конкурентного процесса закупок. [ 28 ] Кентавр V обычно использует RL10C-1-1, [ 2 ] Но на Вулканском кентавре будет использоваться RL10C-X. [ 29 ] Вулкан выполнил свой успешный девичий рейс 8 января 2024 года. [ 30 ]
Двигатели в разработке
[ редактировать ]- Верхняя стадия исследования (EUS) : EUS первоначально будет использовать четыре двигателя RL10C-3. RL10C-X заменит эти двигатели, когда станет доступным. [ 31 ]
- Верхняя стадия Omega: В апреле 2018 года Northrop Grumman Innovation Systems объявила, что два двигателя RL10C-5-1 будут использоваться на Omega на верхней стадии. [ 32 ] Blue Origin BE -3U и Airbus Safran VINCI также были рассмотрены до того, как был выбран двигатель Aerojet RocketDyne. Omega Development была остановлена после того, как ему не удалось выиграть контракт на запуск национальной безопасности. [ 33 ]
Усовершенствованная криогенная эволюционная стадия
[ редактировать ]По состоянию на 2009 год [update]Была предложена улучшенная версия RL10 для питания усовершенствованной криогенной эволюционированной стадии (ACE), длительного увеличения низкого роста существующего технологии ULA Centaur и Delta Cryogency Second Stage (DCSS) для стартового носителя Vulcan . [ 34 ] Технология долгосрочных ACES предназначена для поддержки геосинхронных , цислунарных и межпланетных миссий. Другое возможное применение, как и в пространстве, склады топлива в Лео или в L 2 , которые могут использоваться в качестве станций для других ракет, чтобы останавливаться и заправлять на пути к миссиям за пределы Leo или межпланетных. Очистка космического мусора также была предложена. [ 35 ]
Таблица версий
[ редактировать ]Версия | Статус | Первый полет | Сухая масса | Толкать | I SP ( V E ), VAC. | Длина | Диаметр сопла | Т: W. | Из | Коэффициент расширения | Давление камеры | Время сжигания | Связанная стадия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
RL10A-1 | Ушедший на пенсию | 1962 | 131 кг (289 фунтов) | 67 кН (15 000 фунтов) | 425 с (4,17 км/с) | 1,73 м (5 футов 8 дюймов) | 1,53 м (5 футов 0 дюймов) | 52:1 | 5:1 | 40:1 | 20,7 бар (2070 кПа) | 430 с | Кентавра а | Прототип [ 11 ] [ 26 ] [ 36 ] [ 37 ] |
RL10A-3C | Ушедший на пенсию | 1963 | 131 кг (289 фунтов) | 65,6 кН (14 700 фунтов F ) | 444 с (4,35 км/с) | 2,49 м (8 футов 2 дюйма) | 1,53 м (5 футов 0 дюймов) | 51:1 | 5:1 | 57:1 | 32,75 бар (3275 кПа) | 470 с | Кентавр B/C/D/E. | [ 38 ] |
RL10A-3S | Ушедший на пенсию | 1964 | 134 кг (296 фунтов) | 67 кН (15 000 фунтов) | 427 с (4,19 км/с) | 1,73 м (5 футов 8 дюймов) | 51:1 | 5:1 | 40:1 | 20,7 бар (2070 кПа) | S-IV | [ 11 ] [ 8 ] | ||
RL10A-4 | Ушедший на пенсию | 1992 | 168 кг (370 фунтов) | 92,5 кН (20 800 фунтов F ) | 449 с (4,40 км/с) | 2,29 м (7 футов 6 дюймов) | 1,17 м (3 фута 10 дюймов) | 56:1 | 5.5:1 | 84:1 | 39,8 бар (3980 кПа) | 392 с | Кентавра IIA | [ 11 ] [ 39 ] |
RL10A-5 | Ушедший на пенсию | 1993 | 143 кг (315 фунтов) | 64,7 кН (14 500 фунтов F ) | 373 с (3,66 км/с) | 1,07 м (3 фута 6 дюймов) | 1,02 м (3 фута 4 дюйма) | 46:1 | 6:1 | 4:1 | 39,8 бар (3980 кПа) | 127 с | DC-X | [ 11 ] [ 40 ] |
RL10B-2 | Ушедший на пенсию | 1998 | 301 кг (664 фунта) | 110,1 кН (24 750 фунтов) | 465,5 с (4,565 км/с) | Упало: 2,2 м (7 футов 2,5 дюйма) Развернуто: 4,15 м (13 футов 7,5 дюйма) |
2,15 м (7 футов 0,5 дюйма) | 40:1 | 5.88:1 | 280:1 | 44,12 бар (4412 кПа) | 5M: 1125 с 4м: 700 с |
DCSS , ICPS | Сменил RL10C-2. [ 1 ] [ 41 ] |
RL10A-4-1 | Ушедший на пенсию | 2000 | 167 кг (368 фунтов) | 99,1 кН (22 300 фунтов F ) | 451 с (4,42 км/с) | 1,78 м (5 футов 10 дюймов) | 1,53 м (5 футов 0 дюймов) | 61:1 | 84:1 | 42 бар (4200 кПа) | 740 с | Кентавр IIIA | [ 11 ] [ 42 ] | |
RL10A-4-2 | Активный | 2002 | 170 кг (370 фунтов) | 99 кН (22 300 фунтов) | 451 с (4,42 км/с) | 2,29 м (7 футов 6 дюймов) | 1,17 м (3 фута 10 дюймов) | 61:1 | 84:1 | 42 бар (4200 кПа) | 740 с | Кентавр IIIB Кентавр Сек Кентавр дек |
Используется для запуска Starliner. [ 11 ] [ 43 ] [ 44 ] | |
Rl10b-x | Отменен | — | 317 кг (699 фунтов) | 93,4 кН (21 000 фунтов F ) | 470 с (4,6 км/с) | 1,53 м (5 футов 0 дюймов) | 30:1 | 250:1 | 408 с | Кентавр BX | [ 45 ] | |||
Cece | Демонстрационный проект | — | 160 кг (350 фунтов) | 67 кН (15 000 фунтов), дроссельная заслонка до 5–10% | > 445 с (4,36 км/с) | 1,53 м (5 футов 0 дюймов) | 43:1 | [ 46 ] [ 47 ] | ||||||
RL10C-1 | Ушедший на пенсию | 2014 | 190 кг (420 фунтов) | 101,5 кН (22 820 фунтов) | 449,7 с (4,410 км/с) | 2,18 м (7 футов 2 дюйма) | 1,45 м (4 фута 9 дюймов) | 57:1 | 5.5:1 | 130:1 | Кентавр Сек Кентавр дек |
Сменил RL-10C-1-1. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 44 ] | ||
RL10C-1-1 | Активный | 2021 | 188 кг (415 фунтов) | 105,98 кН (23 825 фунтов) | 453,8 с (4,450 км/с) | 2,46 м (8 футов 0,7 дюйма) | 1,57 м (5 футов 2 дюйма) | 57:1 | 5.5:1 | 155:1 | Кентавр Сек Кентавр V. |
Текущий стандартный двигатель для Atlas V и Vulcan Centaur. [ 11 ] [ 2 ] | ||
RL10C-2-1 | Ушедший на пенсию | 2022 | 301 кг (664 фунта) | 110,1 кН (24 750 фунтов) | 465,5 с (4,565 км/с) | Упало: 2,2 м (7 футов 2,5 дюйма) Развернуто: 4,15 м (13 футов 7,5 дюйма) |
2,15 м (7 футов 0,5 дюйма) | 37:1 | 5.88:1 | 280:1 | DCSS | [ 51 ] [ 52 ] | ||
RL10C-2 | Доставлен, еще не пролетел | 2025 (ожидается) | 110,1 кН (24 750 фунтов) | 465,5 с (4,565 км/с) | 4,15 м (13 футов 7 дюймов) | 2,15 м (7 футов 1 дюймов) | 37:1 | 5.88:1 | 280:1 | ICPS | Преобразование C-3 [ 53 ] | |||
RL10C-3 | Доставлен, еще не пролетел | 2028 (ожидается) | 230 кг (508 фунтов) | 108,3 кН (24 340 фунтов) | 460,1 с (4,512 км/с) | 3,16 м (10 футов 4,3 дюйма) | 1,85 м (6 футов 1 дюйма) | 48:1 | 5.7:1 | 215:1 | Исследование Верхняя стадия | [ 11 ] [ 2 ] [ 53 ] | ||
RL10C-5-1 | Отменен | — | 188 кг (414 фунтов) | 106 кН (23 825 фунтов F ) | 453,8 с (4,450 км/с) | 2,46 м (8 футов 0,7 дюйма) | 1,57 м (4 фута 9 дюймов) | 57:1 | 5.5:1 | Омега | [ 2 ] [ 33 ] | |||
RL10C-X | В разработке | 2025 (ожидается) | 231 кг (509 фунтов) | 107,29 кН (24,120 фунта F ) | 460,9 с (4,520 км/с) | 3,31 м (130,4 дюйма) | 1,87 м (73,7 дюйма) | 47.29:1 | 5.5:1 | Кентавр V. | Аддитивное производство [ 54 ] [ 55 ] |
Частичные спецификации
[ редактировать ]Все версии
[ редактировать ]- Подрядчик: Пратт и Уитни
- Пропелленты: жидкий кислород, жидкий водород [ 23 ]
- Дизайн: цикл расширителя [ 56 ]
- Зажигание: электрическая искра. [ 57 ]
RL10A
[ редактировать ]
- Тяга (высота): 15 000 фунтов (66,7 кН) [ 36 ]
- Конкретный импульс : 433 секунды (4,25 км/с)
- Вес двигателя, сухой : 298 фунтов (135 кг)
- Высота: 68 дюймов (1,73 м)
- Диаметр: 39 в (0,99 м)
- Коэффициент расширения сопла: от 40 до 1
- Поток пропеллента: 35 фунтов/с (16 кг/с)
- Применение транспортного средства: Сатурн I , S-IV 2-й этап, 6 двигателей
- Применение транспортного средства: верхняя ступень Кентавра , 2 двигателя
RL10B-2
[ редактировать ]
- Тяга (высота): 24 750 фунтов (110,1 кН) [ 23 ]
- Конкретный импульс : 465,5 секунд (4,565 км/с) [ 23 ]
- Вес двигателя, сухой: 664 фунта (301,2 кг) [ 23 ]
- Высота: 163,5 дюйма (4,14 м) [ 23 ]
- Диаметр: 84,5 дюйма (2,21 м) [ 23 ]
- Коэффициент расширения: от 280 до 1
- Отношение смеси: от 5,88 до 1 кислорода: массовое соотношение водорода [ 23 ]
- Поток топлива: топливо, 7,72 фунта/с (3,5 кг/с); окислитель 45,42 фунта/с (20,6 кг/с) [ 23 ]
- Применение транспортного средства: Delta III , Delta IV Вторая этап (1 двигатель)
Галерея
[ редактировать ]-
RL10A-1
-
RL10A-3S
-
RL10A-4
-
RL10A-4-2
-
RL10B-2
Двигатели на дисплее
[ редактировать ]- RL10A-1 выставлен в Музее воздуха Новой Англии , Виндзорские замки, Коннектикут [ 58 ]
- RL10 выставлен в Музее науки и промышленности , Чикаго , Иллинойс [ 59 ]
- RL10A-1 демонстрируется в Центре Земли и космического центра Cernan , River Grove , Illinois
- RL10 выставлен в Центре космического и ракету США , Хантсвилл, Алабама [ 59 ]
- RL10 выставлен в Южном университете , Батон -Руж, Луизиана [ 60 ]
- Два двигателя RL10 выставлены на американской Space of Fame , Titusville, Флорида [ 61 ]
- RL10 демонстрируется в научном центре Кокс и Аквариум , Уэст -Палм -Бич, Флорида .
- RL10 выставлен на факультете аэрокосмической инженерии, Дэвис Холл в Обернском университете . [ Цитация необходима ]
- RL10A-4 выставлен в Музее науки в Лондоне , Великобритания. [ 62 ]
- RL10 выставлен в Музее жизни и науки в Дареме , Северная Каролина
- RL10 выставлен в Музее воздушной и космической промышленности Сан -Диего в Сан -Диего , штат Калифорния. [ 63 ]
- RL10B-2 выставлен за пределами округа Cube Cube Orange County в Санта-Ана, Калифорния .
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). "RL-10B-2" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Получено 27 февраля 2012 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон "Aerojet RocketDyne Rl10 Система двигателя" (PDF) . Aerojet Rocketdyne . Архивировано из оригинала (PDF) 30 января 2022 года.
- ^ "RL-10C" . www.astronautix.com . Архивировано с оригинала 28 декабря 2016 года . Получено 6 апреля 2020 года .
- ^ "RL-10A-1" . www.astronautix.com . Архивировано с оригинала 28 декабря 2016 года . Получено 6 апреля 2020 года .
- ^ Уэйд, Марк. «Энциклопедия Astronautica - страница проекта Lunex» . Энциклопедия Астронавца . Архивировано из оригинала 31 августа 2006 года.
- ^ Коннорс, стр. 319
- ^ "Кентавр" . Космические страницы Гюнтера.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Саттон, Джордж (2005). История жидких ракетных двигателей . Американский институт аэронавтики и космонавтики. ISBN 1-56347-649-5 .
- ^ «Известный ракетный двигатель празднует 40 лет полета» . Пратт и Уитни. 24 ноября 2003 года. Архивировано с оригинала 14 июня 2011 года.
- ^ "Атлас Кентавр 2" . Национальный центр данных космической науки . НАСА.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Брюгге, Норберт. «Эволюция криогенного ракетного двигателя Pratt & Whitney RL-10» . Получено 16 сентября 2022 года .
- ^ «Отчет о системах Systems Titan 3E/Centaur D-1T № CASD · LVP73-007» (PDF) . Convair & Martin Marietta Aerospace. 1 сентября 1973 года. С. 2–4 . Получено 16 сентября 2022 года .
- ^ Уэйд, Марк. "DCX" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Получено 4 января 2013 года .
- ^ «Delta 269 (Delta III) Отчет по расследованию» (PDF) . Boeing . 16 августа 2000 г. MDC 99H0047A. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2001 года.
- ^ «Пусковая транспортная среда Юпитера - сведения о технических характеристиках» . Архивировано из оригинала 29 января 2009 года . Получено 18 июля 2009 года .
{{cite web}}
: CS1 Maint: Bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Общий расширяемый криогенный двигатель (CECE)» . United Technologies Corporation. Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года.
- ^ «Дроить обратно на луну» . НАСА. 16 июля 2007 года. Архивировано с оригинала 2 апреля 2010 года.
- ^ «НАСА тестирует технологию двигателя для приземления астронавтов на Луне» . НАСА. 14 января 2009 г.
- ^ Джулиано, Виктор (25 июля 2010 г.). «CECE: Расширение конверта технологии глубоких дросселей в жидких кислородах/жидких водородных ракетных двигателях для исследований НАСА» (PDF) . Сервер технических отчетов НАСА .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Роузберг, Зак (12 апреля 2012 г.). «НАСА, ВВС США для изучения совместного ракетного двигателя» . Полет Global . Получено 1 июня 2012 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Ньютон, Кимберли (12 апреля 2012 г.). «НАСА сотрудничает с ВВС США для изучения общих проблем ракетного движения» . НАСА. Архивировано с оригинала 24 июня 2017 года . Получено 10 января 2018 года .
- ^ "RL-10B-2" . astronautix.com . Получено 16 сентября 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я "RL10B-2" (PDF) . Pratt & Whitney Rocketdyne . 2009. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2012 года . Получено 29 января 2012 года .
- ^ «Aerojet RocketDyne успешно проверяет сложный 3-D печатный инжектор в самом надежном в мире ракетном двигателе верхней ступени» (пресс-релиз). Aerojet Rocketdyne. 7 марта 2016 года . Получено 20 апреля 2017 года .
- ^ «Aerojet Rocketdyne достигает трехмерной вехи печати с успешным тестированием полномасштабной сборки камерной камеры Mopper RL10» (пресс-релиз). Aerojet Rocketdyne. 3 апреля 2017 года . Получено 11 апреля 2017 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). "RL-10A-1" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано с оригинала 15 ноября 2011 года . Получено 27 февраля 2012 года .
- ^ «ULA задерживает дальнейшее использование расширенных исследований двигателя на верхней стадии» . 23 июня 2021 года.
- ^ «United Launch Alliance выбирает двигатель Aerojet RocketDyne RL10» . Ула 11 мая 2018 года . Получено 13 мая 2018 года .
- ^ «Вулканский плакат выреза» (PDF) . United Launch Alliance . Получено 15 октября 2021 года .
- ^ Белум, Мартин (8 января 2024 г.). «Запуск NASA Peregrine 1: Вулканский кентавр ракета, несущая НАСА Луну Ландер, поднимается во Флориде - живые обновления» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Получено 8 января 2024 года .
- ^ Слосс, Филипп (4 марта 2021 г.). «НАСА, Boeing надеется начать производство на верхней ступени SLS в 2021 году» . Nasaspaceflight . Получено 15 октября 2021 года .
- ^ «RL-10 отобран для Omega Rocket» . Aerojet Rocketdyne. 16 апреля 2018 года . Получено 14 мая 2018 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Northrop Grumman для прекращения ракетной программы Omega» . Spacenews . 9 сентября 2020 года . Получено 23 ноября 2020 года .
- ^ Куттер, Бернард Ф.; Зеглер, Фрэнк; Барр, Джон; Объем, Тим; Питчфорд, Брайан (2009). «Надежные разведки Луна с использованием эффективного лунного приземления, полученного из существующих верхних этапов» (PDF) . AIAA . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года . Получено 9 марта 2011 года .
- ^ Зеглер, Фрэнк; Бернард Куттер (2 сентября 2010 г.). «Развитие в архитектуру космической транспортировки на основе депо» (PDF) . AIAA Space 2010 Конференция и экспозиция . AIAA. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2011 года . Получено 25 января 2011 года .
Концептуализация дизайна ACES продолжалась в ULA в течение многих лет. Он использует конструктивные особенности на верхних этапах кентавра и дельта -криогенной второй стадии (DCSS) и намеревается дополнить и, возможно, заменить эти этапы в будущем. ...
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Bilstein, Roger E. (1996). «Нетрадиционная криогеника: RL-10 и J-2». Этапы до Сатурна; Технологическая история автомобилей Apollo/Saturn Launch . Вашингтон, округ Колумбия: История НАСА . Получено 2 декабря 2011 года .
- ^ "Атлас Кентавр" . Космическая страница Гюнтера . Получено 29 февраля 2012 года .
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). "RL-10A-3" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано из оригинала 6 декабря 2011 года . Получено 27 февраля 2012 года .
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). "RL-10A-4" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано с оригинала 15 ноября 2011 года . Получено 27 февраля 2012 года .
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). "RL-10A-5" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано с оригинала 15 ноября 2011 года . Получено 27 февраля 2012 года .
- ^ «Руководство пользователя Delta IV запуска, июнь 2013 года» (PDF) . Запуск ULA . Получено 15 марта 2018 года .
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). "RL-10A-4-1" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано с оригинала 17 ноября 2011 года . Получено 27 февраля 2012 года .
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). "RL-10A-4-2" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано с оригинала 30 января 2012 года . Получено 27 февраля 2012 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Двигатель RL10» . Aerojet Rocketdyne. Архивировано с оригинала 30 апреля 2017 года . Получено 13 марта 2016 года .
- ^ Уэйд, Марк (17 ноября 2011 г.). "RL-10B-X" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано с оригинала 15 ноября 2011 года . Получено 27 февраля 2012 года .
- ^ «Commons расширяется криогенный двигатель» . Pratt & Whitney Rocketdyne. Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года . Получено 28 февраля 2012 года .
- ^ «Общий расширяемый криогенный двигатель - Aerojet RocketDyne» . www.rocket.com . Архивировано с оригинала 12 ноября 2014 года . Получено 8 апреля 2018 года .
- ^ «Криогенная стадия движения» (PDF) . НАСА. 5 августа 2011 г. Получено 11 октября 2014 года .
- ^ «Atlas-V с RL10C Powered Centaur» . Forum.nasaspaceflight.com . Получено 8 апреля 2018 года .
- ^ «Эволюция криогенного ракетного двигателя Pratt & Whitney RL-10» . Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 20 февраля 2016 года .
- ^ "РЛ10 Двигатель | Aerojet RocketDyne" . www.rocket.com . Получено 19 июня 2020 года .
- ^ Грэм, Уильям (24 сентября 2022 г.). «Последнее западное побережье Delta IV Heavy запускает NROL-91» . Nasaspaceflight.com . Получено 29 августа 2023 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Система космического запуска НАСА начинает перемещаться на сайт запуска» (PDF) . НАСА. 15 апреля 2020 года. Архивировано (PDF) из оригинала 13 октября 2021 года . Получено 24 мая 2023 года .
- ^ «Aerojet Rocketdyne обеспечивает свой крупнейший контракт с двигателем RL10 от ULA» . www.aerojetrocketdyne.com . Получено 16 апреля 2022 года .
- ^ "РЛ10 Двигатель | Aerojet RocketDyne" . Rocket.com . Получено 7 мая 2022 года .
- ^ Саттон, Ам; Peery, SD; Миник, А.Б. (январь 1998 г.). «Демонстрация двигателя Expander Expander» (PDF) . AIP Conference Conference . 420 : 1062–1065. Bibcode : 1998aipc..420.1062S . doi : 10.1063/1,54719 . Архивировано с оригинала 8 апреля 2013 года.
- ^ Маккатчон, Кимбл Д. «Эволюция пилотируемого ракетного двигателя США, часть 8.21: двигатель Pratt & Whitney RL10» . Историческое общество самолета . Получено 28 августа 2024 года .
- ^ «Ракетный двигатель Pratt & Whitney RL10A-1» . Музей воздуха Новой Англии . Архивировано с оригинала 27 апреля 2014 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Фотографии ракетных двигателей» . Исторический космический корабль . Получено 26 апреля 2014 года .
- ^ Колагуори, Нэнси; Киддер, Брайан (3 ноября 2006 г.). «Pratt & Whitney Rocketdyne жертвует модель легендарного ракетного двигателя RL10 в Южный университет» (пресс -релиз). Pratt & Whitney Rocketdyne. PR Newswire. Архивировано с оригинала 27 апреля 2014 года.
- ^ «Американский космический музей и космическая прогулка славы» . www.facebook.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Получено 8 апреля 2018 года .
- ^ «Рл-10 Двигатель | Коллекция групп музеев науки» . Collection.sciencemuseumgroup.org.uk . Получено 12 апреля 2024 года .
- ^ «Музей авиации и космоса Сан -Диего - исторический парк Бальбоа, Сан -Диего» . SandiegoairandSpace.org . Получено 12 апреля 2024 года .
Библиография
[ редактировать ]- Коннорс, Джек (2010). Двигатели Пратта и Уитни: техническая история . Рестона. Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики . ISBN 978-1-60086-711-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]