Кристиан Вольф (философ)
Кристиан Вольф | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 9 апреля 1754 г. | ( 75 лет
Образование | Йенский университет (1699–1702) [2] Лейпцигский университет ( доктор хабилит. фил. , 1703 г.) |
Эра | Философия XVIII века |
Область | Западная философия |
Школа | Эпоха Просвещения Рационализм |
Учреждения | Лейпцигский университет Университет Галле Университет Марбурга |
Диссертация | Об универсальной практической философии, составленной из математического метода (1703 г.) |
Научные консультанты | Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус Готфрид Лейбниц (эпистолярный корреспондент) |
Известные студенты | Mikhail Lomonosov АГ Баумгартен |
Основные интересы | Философская логика , метафизика |
Известные идеи | Теоретическая философия состоит из онтологии (также philosophia prima или общей метафизики ) и трех специальных метафизических дисциплин (рациональная психология , рациональная космология , рациональное богословие ). Возникновение философского термина « идеализм ». [1] |
Кристиан Вольф (менее правильно Вольф , [5] Немецкий: [vɔlf] ; также известный как Вольфиус ; удостоен звания Кристиана фрейгера фон Вольфа в 1745 году; 24 января 1679 — 9 апреля 1754) — немецкий философ . Вольф характеризуется как один из самых выдающихся немецких философов между Лейбницем и Кантом . Работа его жизни охватывала почти все научные темы своего времени, проявляясь и развертываясь в соответствии с его демонстративно- дедуктивным математическим методом, который некоторые считают вершиной Просвещения рациональности в Германии. [6]
Вольф писал на немецком языке, который был для него основным языком научного обучения и исследований, хотя он переводил свои работы на латынь для своей транснациональной европейской аудитории. Отец-основатель, среди других областей, экономики и государственного управления как академических дисциплин, [ нужна ссылка ] он сосредоточился особенно на этих областях, давая советы по практическим вопросам людям в правительстве и подчеркивая профессиональный характер университетского образования. [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]Вольф родился в Бреслау , Силезия (ныне Вроцлав , Польша), в скромной семье. Он изучал математику и физику в Йенском университете , вскоре добавив к этому философию.
В 1703 году он получил квалификацию частного лектора в Лейпцигском университете . [7] где он читал лекции до 1706 года, когда его призвали профессором математики и естественной философии в Университет Галле . К этому времени он познакомился с Готфридом Лейбницем (два человека вели эпистолярную переписку). [8] ), чьей философии его собственная система является модифицированной версией.
В Галле Вольф сначала ограничился математикой, но с уходом коллеги добавил физику и вскоре включил все основные философские дисциплины. [5]
Однако утверждения, выдвинутые Вольфом от имени философского разума, показались его коллегам-теологам нечестивыми. Галле был штаб-квартирой пиетизма , который после долгой борьбы с лютеранским догматизмом принял черты новой ортодоксальности. Провозглашенный идеал Вольфа заключался в том, чтобы основывать богословские истины на математически достоверных доказательствах. Распри с пиетистами открыто вспыхнули в 1721 году, когда Вольф по случаю ухода с поста проректора произнес речь «О практической философии китайцев» (англ. tr. 1750), в которой восхвалял чистоту моральных заповедей Конфуция , указывая на них как на свидетельство способности человеческого разума достигать моральной истины собственными усилиями. [5]
12 июля 1723 года Вольф прочитал лекцию для студентов и судей в конце своего срока на посту ректора. [9] Вольф сравнил, основываясь на книгах фламандских миссионеров Франсуа Ноэля (1651–1729) и Филиппа Куплета (1623–1693), Моисея, Христа и Магомета с Конфуцием. [10]
По словам Вольтера , профессор Август Герман Франк преподавал в пустом классе, но Вольф привлек своими лекциями около 1000 студентов со всего мира. [11]
В дальнейшем Франке обвинил Вольфа в фатализме и атеизме. [12] и изгнан в 1723 году со своей первой кафедры в Галле в одной из самых знаменитых академических драм XVIII века. Его преемниками стали Иоахим Ланге , пиетист, и его сын, добившийся расположения короля Фридриха-Вильгельма I. (Они утверждали королю, что если бы детерминизм Вольфа был признан, ни один солдат, дезертировавший, не мог бы быть наказан так, как он действовал бы только так, как было неизбежно предопределено, что он должен был, что настолько разозлило короля, что он немедленно лишил Вольфа своей должности и приказал Вольф должен покинуть территорию Пруссии в течение 48 часов или быть повешенным.) [5]
В тот же день Вольф перебрался в Саксонию и вскоре направился в Марбург , Гессен-Кассель , в университет которого ( Марбургский университет ) его позвали еще до этого кризиса, который теперь возобновился. Ландграф . Гессенский принял его со всеми знаками отличия, и обстоятельства его изгнания привлекли всеобщее внимание к его философии Его обсуждали повсюду, и до 1737 года появилось более двухсот книг и брошюр за или против него, не считая систематических трактатов Вольфа и его последователей. [5]
По словам Джонатана И. Исраэля , «конфликт стал одним из самых значительных культурных противостояний 18 века и, возможно, самым важным в эпоху Просвещения в Центральной Европе и странах Балтии до Французской революции». [13]
Прусский наследный принц Фридрих защищал Вольфа от Иоахима Ланге и приказал берлинскому министру Жану Дешаму, бывшему ученику Вольфа, перевести «Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также обо всех вещах вообще» . на французский язык [14] копию «Логики или размышлений о человеческих силах» Фридрих предложил послать Вольтеру была в своем первом письме философу от 8 августа 1736 года. В 1737 году «Метафизика» Вольфа переведена на французский язык Ульрихом Фридрихом фон Зумом (1691–1740). ). [15] У Вольтера сложилось впечатление, что Фридрих сам перевел книгу. [ нужна ссылка ]
В 1738 году Фридрих Вильгельм начал тяжелую работу, пытаясь читать Вольфа. [16] В 1740 году Фридрих Вильгельм умер, и одним из первых действий его сына и преемника Фридриха Великого было приобретение его для Прусской академии. [17] Вольф отказался, [18] но 10 сентября 1740 г. принял встречу в Галле. [ нужна ссылка ]
Его въезд в город 6 декабря 1740 г. принял характер триумфального шествия. В 1743 году он стал канцлером университета, а в 1745 году получил титул фрейхерра ( барона ) от курфюрста Баварии , возможно, первый учёный, которому был создан потомственный барон Священной Римской империи на основании его академического звания. работа. [ нужна ссылка ]
Когда Вольф умер 9 апреля 1754 года, он был очень богатым человеком, почти полностью обязанным своим доходам от гонораров за лекции, зарплат и гонораров. Он также был членом многих академий. Его школа, вольфианство, была первой школой в философском смысле, связанной с немецким философом. Оно доминировало в Германии до возникновения кантианства . [ нужна ссылка ]
Вольф был женат и имел несколько детей. [19]
Философская работа
[ редактировать ]Философия Вольфа повсюду явно настаивает на ясном и методическом изложении, веря в способность разума свести все предметы к этой форме. Он отличался тем, что писал копии как на латыни, так и на немецком языке. Благодаря его влиянию естественное право и философия преподавали в большинстве немецких университетов, в частности, расположенных в протестантских княжествах. Вольф лично ускорил их внедрение в Гессен-Касселе. [20]
Вольфианская система сохраняет детерминизм и оптимизм Лейбница , но монадология отступает на задний план, монады распадаются на души или сознательные существа, с одной стороны, и простые атомы, с другой. Учение о предустановленной гармонии также теряет свое метафизическое значение (оставаясь важным эвристическим приемом), а принцип достаточного основания вновь отбрасывается в пользу принципа противоречия , который Вольф стремится сделать основным принципом философии. [5]
Вольф разделил философию на теоретическую и практическую части. Логика, которую иногда называют «рациональной философией» , представляет собой введение или пропедевтику к обоим. [5]
Теоретическая философия имела в своем составе онтологию или philosophia prima как общую метафизику . [21] которое возникает как предварительное различие между тремя особыми метафизиками [22] о душе, мире и Боге: [23] [24] рациональная психология , [25] [26] рациональная космология , [27] и рациональное богословие . [28] Эти три дисциплины называются эмпирическими и рациональными, потому что они независимы от откровения. Эта схема, являющаяся аналогом религиозного триединства на творение, творение и Творца, лучше всего известна студентам-философам благодаря трактовке ее Кантом в « Критике чистого разума» . [5]
В «Предисловии» 2-го издания книги Канта Вольф определяется как «величайший из всех философов-догматиков». [29] Вольфа читал отец Сёрена Кьеркегора , Михаэль Педерсен. Сам Кьеркегор находился под влиянием как Вольфа, так и Канта до такой степени, что возобновил трехчастную структуру и философское содержание, чтобы сформулировать свои собственные три этапа на жизненном пути . [30]
Вольф рассматривал онтологию как дедуктивную науку, познаваемую априори и основанную на двух фундаментальных принципах: принципе непротиворечия («не может случиться, чтобы одно и то же было и не было») и принципе достаточного основания («ничто не существует без достаточная причина того, почему оно существует, а не не существует»). [31] [32] Существа определяются своими определениями или предикатами , которые не могут содержать противоречия. Детерминанты бывают трех типов: эссенциальные , атрибуты и модусы . [31] Эссенциалии определяют природу существа и, следовательно, являются необходимыми свойствами этого существа. Атрибуты — это определения, которые следуют из эссенциалей и одинаково необходимы, в отличие от модусов , которые просто случайны. Вольф понимает существование как всего лишь одно определение среди других, которого у существа может не хватать. [33] Онтология заинтересована в бытии в целом, а не только в реальном бытии. Но все существа, независимо от того, существуют ли они на самом деле или нет, имеют достаточную причину. [34] Достаточное основание вещей, не имеющих действительного существования, состоит во всех определениях, составляющих существенную природу этой вещи. Вольф называет это «причиной существования» и противопоставляет ее «причине становления», которая объясняет, почему некоторые вещи действительно существуют. [33]
Практическая философия подразделяется на этику, экономику и политику. Моральный принцип Вольфа — реализация человеческого совершенства. [5] — рассматриваться реалистично как вид совершенства, которого человеческая личность действительно может достичь в мире, в котором мы живем. Возможно, именно сочетание оптимизма эпохи Просвещения и мирского реализма сделало Вольфа таким успешным и популярным в качестве учителя будущих государственных деятелей и лидеров бизнеса. [35]
Работает
[ редактировать ]Наиболее важные работы Вольфа следующие: [5]
- Dissertatio алгебраика де алгоритмо бесконечно малых дифференциальных ( Диссертация по алгебре решения дифференциальных уравнений с использованием бесконечно малых чисел ; 1704 г.) [36]
- Начало всех математических наук (1710 г.); на латыни, Elementa matheseos universae (1713–1715).
- Разумные мысли силами человеческого разума (1712 г.). Французский перевод Жана Де Шампа, Logique , Берлин: 1736 г. Английский перевод анонимного журнала Logic , Лондон: 1770 г. К сожалению, английская версия представляет собой перевод французского издания Де Шампа вместо оригинального немецкого « Разумных мыслей» Вольфа .
- Верн. Гед. о Боге, мире и душе человека и обо всем вообще (1719)
- Верн. Гед. людей, делающих и отпускающих (1720)
- Верн. Гед. общественной жизни людей (1721)
- Верн. Гед. о воздействиях природы (1723)
- Верн. Гед. о намерениях естественных вещей (1724)
- Верн. Гед. об употреблении частей у человека, животных и растений (1725 г.); последние семь можно кратко описать как трактаты по логике , метафизике , моральной философии, политической философии, теоретической физике, телеологии , физиологии.
- Рациональная философия, или логика (1728 г.)
- Philosophia prima, sive Ontologia (1730). Часть 1 переведена как «Первая философия, или онтология» , перевод с критическим введением и аннотациями Клауса Оттмана, Томпсон: Spring Publications (2022).
- Общая космология (1731 г.)
- Эмпирическая психология (1732 г.)
- Рациональная психология (1734 г.)
- Естественное богословие (1736–1737)
- Небольшие философские сочинения , собранные и отредактированные Г. Ф. Хагеном (1736–1740).
- Универсальная практическая философия (1738–1739).
- Закон природы и закон народов . Магдебург, 1740–1748 гг.
- Английский перевод: Марсель Томанн, пер. Jus naturae . Нью-Йорк: Олмс, 1972.
- Вольф, Кристиан (1746). Математические элементы Вселенной (на латыни). Том. 2. Верона: Диониджи Раманзини.
- Вольф, Кристиан (1746). Математические элементы Вселенной (на латыни). Том. 3. Верона: Диониджи Раманзини.
- Вольф, Кристиан (1751). Математические элементы Вселенной (на латыни). Том. 4. Верона: Диониджи Раманзини.
- Jus gentium Methodo Scientifica Pertractum (Национальное право согласно научному методу) (1749 г.)
- Моральная философия (1750–1753).
Полное собрание сочинений Вольфа публикуется с 1962 года в виде аннотированного переиздания:
- Собрание сочинений , Жан Эколь и др. (ред.), 3 серии (немецкий, латынь и материалы), Хильдесхайм-[Цюрих-] Нью-Йорк: Олмс, 1962–.
Сюда входит том, объединяющий три наиболее важные старые биографии Вольфа.
Превосходное современное издание знаменитой речи Галле о китайской философии:
- Oratio de Sinarum philosophia practica / Речь о практической философии китайцев , Михаэль Альбрехт (ред.), Гамбург: Майнер, 1985.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гайер, Пол ; Хорстманн, Рольф-Петер (30 августа 2015 г.). «Идеализм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфорд, Калифорния: Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет.
- ^ Jump up to: а б Роберт Тайс, Александр Айхель (ред.), Справочник Кристиана Вольфа , Springer-Verlag, 2017, стр. 442.
- ^ Jump up to: а б с д Брэди Боуман, Гегель и метафизика абсолютной негативности , Cambridge University Press, 2013, стр. 66.
- ^ Дэвид Э. Картрайт, Шопенгауэр: Биография , Cambridge University Press, 2010, стр. 192 н. 41.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж свободном доступе : Прингл-Паттисон, Эндрю Сет ; Аноним (1911). « Вольф, Кристиан ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 774. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Корр, Чарльз А. (1975). «Кристиан Вольф и Лейбниц» . Журнал истории идей . 36 (2): 241–262. дои : 10.2307/2708926 . ISSN 0022-5037 . JSTOR 2708926 .
- ^ Название его докторской диссертации было Philosophia practica Universalis, Methodo Mathematica Conscripta ( «Об универсальной практической философии, состоящей из математического метода »).
- ^ Лейбниц Кристиану Вольфу (избранное) - Переводы Лейбница .
- ^ Вольф, К. (1985). Майкл Альбрехт (ред.). Oratio de Sinarum philosophia practica/Речь о практической философии китайцев . Философская библиотека (на немецком языке). Гамбург, Германия: Феликс Майнер Верлаг. п. XXXIX.
- ^ Ланг, Дональд Ф. (1953). «Синофильство Кристиана Вольфа (1679–1754)». Журнал истории идей . 14 (4). Издательство Пенсильванского университета : 561–574. дои : 10.2307/2707702 . JSTOR 2707702 .
- ^ «Аудитория Максимум Университета Галле» (на немецком языке). Страница ратуши. Архивировано из оригинала 11 февраля 2013 года . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Ухалли, Стивен; Сяосинь Ву (2001). Китай и христианство. Отягощенное прошлое, обнадеживающее будущее . Сан-Франциско: Институт истории китайско-западной культуры Университета Сан-Франциско Риччи. п. 160 . ISBN 0-76560661-5 .
- ^ Израиль, Джонатан И. (2002). «29». Радикальное Просвещение: философия и создание современности . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19925456-7 .
- ^ Видаль, Фернандо (декабрь 2011 г.). Науки о душе. Раннее современное происхождение психологии . Издательство Чикагского университета. п. 92 . ISBN 9780226855882 .
- ^ Сполдинг, Пол С.; Шмидт, Иоганн Лоренц (1998). Конфисковать книгу и посадить автора в тюрьму. Иоганн Лоренц Шмидт и цензура в Германии восемнадцатого века . Вест-Лафайет, Индиана : Издательство Университета Пердью . п. 128 . ISBN 1-55753116-1 .
- ^ МакДонох, Г. (1999) Фридрих Великий , с. 129.
- ^ МакДонох, Г. (1999) Фридрих Великий , с. 134.
- ^ Феллманн, Эмиль А. (2007). Леонард Эйлер . Springer Science+Business Media . п. 82 . ISBN 978-3-76437539-3 .
- ^ Вольф, Кристиан (1841). Собственная биография . Лейпциг.
- ^ Инграо, 1982 , с. 955
- ^ Хеттч, Мэтт (11 ноября 2014 г.). «Кристиан Вольф. 8.1 Онтология (или собственно метафизика)» . СЭП . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Хеттч, Мэтт (11 ноября 2014 г.). «Кристиан Вольф. 8. Теоретическая философия» . СЭП . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Мэтти, Джордж Дж. (2012). «Философия Калифорнийского университета в Дэвисе 175 (Мэтти) Конспекты лекций: Рациональная психология» . Калифорнийский университет в Дэвисе , факультет философии. Архивировано из оригинала 8 декабря 2018 года . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ ван Инваген, Питер (31 октября 2014 г.). «1. Слово «метафизика» и понятие метафизики» . СЭП . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ Хеттч, Мэтт (11 ноября 2014 г.). «Кристиан Вольф. 8.3 Психология (эмпирическая и рациональная)» . СЭП . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Дуиньян, Брайан (20 апреля 2009 г.). «Рациональная психология» . Британская энциклопедия . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ Хеттч, Мэтт (11 ноября 2014 г.). «Кристиан Вольф. 8.2 Космология» . СЭП . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Хеттч, Мэтт (11 ноября 2014 г.). «Кристиан Вольф. 8.4 Естественное богословие» . СЭП . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Хеттч, Мэтт (11 ноября 2014 г.). «Кристиан Вольф» . СЭП . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Клемпе, Свен Хроар (2017) [2014]. Кьеркегор и развитие современной психологии . Абингдон-он-Темз : Рутледж . п. 74 . ISBN 978-1-35151022-6 .
- ^ Jump up to: а б Крейг, Эдвард (1996). «Вольф, Кристиан». Философская энциклопедия Рутледжа . Рутледж.
- ^ Sandcooler, Ханс Йорг (2010). «Онтология». Энциклопедия философии . Мой. Архивировано из оригинала 11 марта 2021 года . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хеттч, Мэтт; Дайк, Кори (2019). «Кристиан Вольф» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Борхерт, Дональд М. (2006). «Онтология, история». Философская энциклопедия Макмиллана, 2-е издание . Макмиллан.
- ^ Хеттч, Мэтт (11 ноября 2014 г.). «Кристиан Вольф. 9. Практическая философия» . СЭП . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Доступно онлайн в Центре цифровизации Геттингена .
Источники
[ редактировать ]- Блэквелл, Ричард Дж. «Доктрина души Кристиана Вольфа», Журнал истории идей, 1961, 22: 339–354. в JSTOR
- Корр, Чарльз А. «Кристиан Вольф и Лейбниц», Журнал истории идей, апрель 1975 г., Vol. 36, выпуск 2, стр. 241–262 в JSTOR.
- Гебель, Юлиус, «Кристиан Вольф и Декларация независимости», в немецко-американских исторических документах. Ежегодник Немецко-американского общества Иллинойса 18/19 (1918/19 год), Чикаго: Немецко-американское общество Иллинойса, 1920, стр. 69–87, подробно описывает влияние Вольфа на Декларацию независимости.
- Инграо, Чарльз (октябрь 1982 г.). « « Варварские незнакомцы »: Гессенское государство и общество во время американской революции». Американский исторический обзор . 87 (4): 954–976. дои : 10.2307/1857901 . JSTOR 1857901 .
- Джолли, Николас, изд. The Cambridge Companion to Leibniz (Cambridge University Press, 1995), стандартный источник на английском языке; включает биографию и подробности его работы во многих областях.
- Ричардс, Роберт Дж. «Пролегомены Кристиана Вольфа к эмпирической и рациональной психологии: перевод и комментарии», Труды Американского философского общества, том. 124, № 3 (30 июня 1980 г.), стр. 227–239 в JSTOR.
- Ванзо, Альберто. « Христиан Вольф и экспериментальная философия », Оксфордские исследования ранней современной философии 7.
- Европейский журнал права и экономики 4 (2) (лето 1997 г.), специальный выпуск о Кристиане Вольфе, переиздан в 1998 г. в Gesammelte Werke , 3-я сер. Особенно обратите внимание на эссе Юргена Г. Бакхауса («Кристиан Вольф о субсидиарности, разделении труда и социальном обеспечении»), Вольфганга Дрекслера («Кристиан Вольф (1679–1754): биографический очерк»), Эрика С. Райнерта и Арно Монг Даастёл («Изучение происхождения экономических инноваций: религиозное переключение гештальта и обязанность изобретать как предпосылки экономического роста») и Питер Р. Сенн («Кристиан Вольф в предыстории социальных наук») .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Кристиана Вольфа или о нем в Internet Archive
- Онтология Кристиана Вольфа: существование как «дополнение возможностей»
- Избранная библиография по метафизическим трудам Кристиана Вольфа
- Вольф из «Лекций Гегеля по истории философии».
- Работы Кристиана Вольфа в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1679 рождений
- 1754 смерти
- Немецкие писатели XVIII века.
- Немецкие писатели-мужчины XVIII века
- Философы XVIII века
- Писатели из Вроцлава
- Люди из Австрийской Силезии
- Философы Просвещения
- Немецкие бароны
- Немецкие философы XVIII века
- Немецкие лютеране
- Академический состав Лейпцигского университета
- Академический состав Университета Галле
- Академический состав Марбургского университета
- Бароны Священной Римской империи
- Члены Французской академии наук
- Члены Королевского общества
- Почетные члены Санкт-Петербургской Академии наук.
- Выпускники Йенского университета
- Рационалисты