Аменхотеп, сын Хапу
Аменхотеп | |
---|---|
Скульптура Аменхотепа, сына Хапу. | |
Рожденный | в. 1425 г. до н.э. |
Умер | в. 1356 г. до н.э. (около 69 лет) |
Занятие | Полимат |
Аменхотеп, сын Хапу (расшифровка jmn-ḥtp zꜣ ḥꜣp.w ; [ сомнительно – обсудить ] эт. начало-середина 14 века до нашей эры) — древнеегипетский архитектор , жрец , герольд , писец и государственный чиновник , занимавший ряд должностей при Аменхотепе III XVIII династии .
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Посмертно он был обожествлен как бог врачевания.
Жизнь
[ редактировать ]Говорят, что он родился в конце правления Тутмоса III в городе Атрибис (современная Банха на севере Каира ). Его отцом был Хапу, а матерью Иту. [ 1 ] Хотя мало что известно о ранней жизни Аменхотепа до его поступления на государственную службу, считается, что он научился читать и писать в местной библиотеке и скриптории. Он был священником и писцом рекрутов (организовывал рабочую силу и поставлял рабочую силу для проектов фараона, как гражданских, так и военных). Он также был архитектором и руководил несколькими строительными проектами, в том числе погребальным храмом Аменхотепа III в западных Фивах , от которого в настоящее время сохранились только две статуи, известные как Колоссы Мемнона , и созданием карьера Эль-Габаль эль-Ахмара . близлежащий Гелиополис , из которого, вероятно, были взяты блоки, использованные для создания Колоссов. Другие планы, такие как портик Карнакского храма , завершенный при Рамсесе II , и планы Луксорского храма также приписывают Аменхотепу. Возможно, он также был архитектором храма Солеба в Нубии . [ 2 ] Известно, что Аменхотеп участвовал в первом фестивале Сед Аменхотепа III на 30-м году правления царя. Считается, что после этого он ушел с государственной службы и стал распорядителем собственности принцессы Ситамун (аналогично сегодняшнему управляющему активами) и получил такие почести, как звание Носителя веера по правую сторону короля . среди прочего. Согласно некоторым рельефам в гробнице Рамоса , он мог умереть на 31-м году правления Аменхотепа III, что соответствует либо 1360 г. до н. э., либо 1357 г. до н. э., в зависимости от хронологии используемой . Его смерть также была приурочена к 35-му году правления короля.

Наследие
[ редактировать ]После его смерти его репутация выросла, и его почитали за его учение и как философа. Его также почитали как целителя и в конечном итоге почитали как бога исцеления, как и его предшественника Имхотепа (Аменхотеп и Имхотеп - одни из немногих нецарских египтян, которых обожествляли после их смерти, и до 21 века их считали только два простолюдина достигли этого статуса [ 3 ] ). Сохранилось несколько его статуй в образе писца, изображающих его как юношу, так и пожилого человека. Он был обожествленным человеком и поэтому изображался только в человеческом обличии. Первоначально его культ ограничивался территорией Фив, где при его жизни ему был построен погребальный храм рядом с храмом Аменхотепа III. Это была, несомненно, исключительная привилегия, поскольку это был единственный частный культовый храм, построенный среди королевских памятников в этом районе. Ему продолжали поклоняться в течение как минимум трех столетий после его смерти, и свидетельства этого поклонения сохранились в вольной надписи 26-й династии на статуе, посвященной Аменхотепу дочерью фараона. [ 4 ] В период царства Птолемеев его поклонение возродилось, что привело к тому, что ему были посвящены часовни в храме Хатхор в Дейр-эль-Медине и погребальном храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари . Ему были воздвигнуты статуи в храме Амона в Карнаке , и к нему относились как к посреднику с богом Амоном . [ 2 ] Аменхотеп также использовал свое влияние на царя, чтобы обеспечить королевское покровительство городу Атрибису, местному богу и храму, посвященному этому богу. [ 5 ]
Манефон дает легендарный отчет о том, как Аменхотеп дал совет царю по имени Аменофис, который «желал стать зрителем богов, как и Орус, один из его предшественников в этом царстве, желал того же до него». Хотя Манефон утверждает, что Аменофис был сыном Рамзеса и отцом Сетоса (Сети), которого позже назвали Рамзесом в честь отца Аменофиса, [ 6 ] Аменофиса обычно отождествляют с Эхнатоном, также известным как Аменхотеп IV, а Орус соответствует отцу последнего, Аменхотепу III. Манефон рассказывает, что мудрец посоветовал царю «очистить всю страну от прокаженных и других нечистых людей», и что тогда король отправил 80 000 прокаженных в каменоломни. После этого мудрец предвидел, что прокаженные объединятся с людьми, пришедшими им на помощь, и покорят Египет. Он изложил пророчество в письме королю, а затем покончил с собой. Манефон связывает это событие с исходом израильтян из Египта, но Иосиф Флавий категорически отвергает эту интерпретацию. [ 7 ]
Заупокойный храм
[ редактировать ]Аменхотепу было разрешено построить свой погребальный храм рядом с храмом фараона. Эта честь довольно редка и указывает на то, что Аменхотеп пользовался большим уважением к моменту своей смерти, несмотря на то, что он был простолюдином и поступил на государственную службу только в преклонном возрасте, около сорока лет. Раскопанный в 1934 или 1935 году, он имеет размеры 45 × 110 метров и окружен тремя святынями. В его первом дворе находился водный бассейн размером 25×26 м значительной глубины, питаемый грунтовыми водами из Нила . Двадцать деревьев были посажены в ямах вокруг бассейна. Храм в конце двора был украшен портиком с колоннами , а храм был слегка приподнят на террасе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вильдунг, Дитрих (1977). Египетские святые: Обожение в Египте фараонов . Издательство Нью-Йоркского университета. п. 76. ИСБН 0814791697 .
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 92 . ISBN 978-0-500-05120-7 .
- ^ Альбрехт, Феликс; Фельдмайер, Рейнхард, ред. (6 февраля 2014 г.). Божественный Отец: религиозные и философские концепции божественного родительства в древности (под ред. электронной книги). Лейден; Бостон: Брилл . п. 29. ISBN 978-90-04-26477-9 . ISSN 1388-3909 . Проверено 30 мая 2020 г.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Барт, Аннеке (сентябрь 2008 г.). «Аменхотеп, сын Хапу» . slu.edu . Университет Сент-Луиса . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Доффингер, Андре. «Надписи Аменхотепа, сына Хапу» . reshafim.org.il . Проверено 20 декабря 2017 .
- ^ Против Апиона 1:26
- ^ Ассманн Дж. (1997). Моисей Египтянин: Память о Египте в западном монотеизме . Издательство Гарвардского университета. Кембридж. п. 30 ff. ISBN 978-0674587397
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. Х. Брестед, Древние записи Египта , часть вторая, 1906 г.
- Уоррен Р. Доусон, Уздечка Пегаса , 1930, стр. 55 и далее.
- Мириам Лихтхайм, Древнеегипетская литература: Книга для чтения: поздний период , 1980, University of California Press, стр. 104
- Зигфрид Моренц, египетская религия , издательство Корнельского университета 1992 г.
- Маргарет Элис Мюррей, 1931, Египетские храмы , 2002 Courier Dover Publications.
- Бойо Окинга, Аменофис, сын Хапу: биографический очерк , Информационный бюллетень Фонда Рандла по египетской археологии № 18, февраль 1986 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Чиновники восемнадцатой династии Египта
- Древние египетские архитекторы
- Древние египетские жрецы
- Древнеегипетские писцы
- Смерти в 14 веке до нашей эры
- Духовенство XIV века до нашей эры
- Обожествленный древнеегипетский народ
- Обожествленные мужчины
- Египетский народ 14 века до н.э.
- Веер по правую сторону короля
- Древние египетские репортеры