Порше 944
Порше 944 | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Порше АГ |
Производство | 1982–1991 |
Сборка | Германия: Неккарзульм , Штутгарт |
Дизайнер | Харм Лагаай ( Porsche AG ) |
Кузов и шасси | |
Сорт | Спортивный автомобиль ( S ) |
Тип кузова | |
Макет | Передний среднемоторный, задний привод |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции |
|
Размеры | |
Колесная база | 2400 мм (94,5 дюйма) |
Длина |
|
Ширина | 1735 мм (68,3 дюйма) |
Высота | 1275 мм (50,2 дюйма) |
Снаряженная масса |
|
Хронология | |
Предшественник | Порше 924 |
Преемник | Порше 968 |
Porsche 944 — спортивный автомобиль, выпускавшийся немецким производителем автомобилей Porsche с 1982 по 1991 год. Переднемоторный , заднеприводный автомобиль среднего уровня. [ нужна ссылка ] модель, основанная на 924 платформе , 944 была доступна в купе или кабриолет кузовах без наддува или с турбонаддувом , с двигателями . Было выпущено более 163 000 автомобилей, и 944 был самым успешным спортивным автомобилем в истории Porsche до появления Boxster и 997 Carrera . [ 1 ] [ 2 ]
Обширные изменения дизайна 1992 модельного года побудили Porsche отказаться от фирменной таблички 944 и переименовать автомобиль в 968 .
История
[ редактировать ]Модель 924 изначально была проектом VW-Porsche, совместной компании Porsche и Volkswagen , созданной для разработки и производства модели 914 , которая продавалась в Европе под марками Porsche и Volkswagen. В 1972 году началась разработка замены версии 914 Volkswagen под кодовым названием EA-425. Модель должна была продаваться как Audi в рамках маркетингового соглашения VW-Audi-Porsche. Porsche должна была выпустить собственную версию автомобиля. [ 3 ] В какой-то момент глава Volkswagen Рудольф Лейдиг заявил, что EX-425 будет исключительно Volkswagen, тем самым опровергая версию Porsche о замене 914. Хотя испытания начались весной 1974 года, Volkswagen отменил программу EX-425 по причине значительных финансовых потерь из-за снижения продаж и роста затрат на разработку новых автомобилей, а также ухода Лейдига. Ожидалось, что недавно представленный Volkswagen Scirocco заполнит сегмент рынка спортивных купе, а незавершенный проект был передан Audi в качестве замены Audi 100 . [ 4 ]
Отмена программы EX-425 привела к тому, что Porsche выпустила на рынок автомобиль начального уровня, который заменит 912E , который был временной моделью только для США в 1976 году, и их версию 914 , производство которой было прекращено в 1975 году. Porsche приобрела дизайн и законченная разработка мюла с Bosch K-Jetronic механической системой впрыска топлива от Volkswagen. Автомобиль, получивший название 924, получил положительные отзывы, но подвергся критике со стороны энтузиастов Porsche за 2,0-литровый двигатель Audi. В 1979 году Porsche представила версию 924 с турбонаддувом для повышения производительности, но эта модель стоила дорого. Вместо того, чтобы исключить эту модель из своей линейки, Porsche решила разработать 944, как они сделали с поколениями 911 ; хотя номера моделей изменятся, 924 станет основой для этой новой модели среднего уровня.
Прототип этой модели среднего уровня дебютировал в Ле-Мане в 1981 году. В то время Porsche реализовала необычную стратегию. Автомобиль, получивший название 924 GTP LeMans, был создан на базе 924 Carrera GT LeMans, участвовавших в соревнованиях до появления GTP. Самым заметным изменением в новом гоночном автомобиле стал отказ от 2,0-литрового рядного 4-цилиндрового двигателя Audi в пользу 2,5-литрового двигателя, разработанного Porsche. Новый двигатель был установлен под углом 45 градусов вправо и использовал двойной верхний распределительный вал вместе с вращающимися в противоположных направлениях балансирными валами, что было необычной особенностью для своего времени, которая обеспечивала лучшее распределение веса и плавную подачу мощности за счет устранения собственных вибраций, приводивших к двигатель прослужит дольше. Один турбокомпрессор KKK с давлением 15,5 фунтов на квадратный дюйм (1,1 бар) позволял двигателю развивать максимальную мощность 420 л.с. (309 кВт; 414 л.с.) при 6800 об / мин. В двигателе также использовался прототип системы управления двигателем Motronic от Bosch для управления моментом зажигания, впрыском топлива и давлением наддува. Новый гоночный автомобиль оказался гораздо более экономичным, чем его предшественник: он остановился для дозаправки всего 21 раз за 24 часа. 924 GTP занял седьмое место в общем зачете после победы в гонке. 936 и победа в классе в категории GTP+ 3.0. [ 5 ] [ 6 ] в 1981 году, прежде чем быть выведенным на пенсию и храниться в музее Porsche. В 1982 году компания Porsche представила серийную версию гоночного автомобиля, разрешенную для дорожного движения, под названием 944. В автомобиле использовались многие технологии, которые использовал его гоночный брат, в том числе балансировочные валы и система управления двигателем, но мощность была снижена в целях безопасности. [ 7 ] [ 8 ]
Новый цельносплавный рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2479 куб.см (2,5 л; 151,3 куб.дюйма), с диаметром цилиндра 100 мм (3,94 дюйма) и ходом поршня 78,9 мм (3,11 дюйма), по сути, был половиной более позднего 928 -го двигателя. объемом 5,0 л Двигатель V8 , хотя на самом деле взаимозаменяемыми были очень немногие детали. Нетипичный для роскошных спортивных автомобилей четырехцилиндровый двигатель был выбран из-за топливной экономичности и размера, поскольку на производственной линии в Неккарзульме его приходилось устанавливать снизу. Чтобы преодолеть неровности, вызванные несбалансированными вторичными силами, типичными для рядных четырехцилиндровых двигателей, Porsche включила два балансирных вала, вращающихся в противоположных направлениях , которые вращаются со скоростью, вдвое превышающей частоту вращения двигателя. Изобретенные в 1904 году британским инженером Фредериком Ланчестером и доработанные и запатентованные в 1975 году компанией Mitsubishi Motors , балансировочные валы несут эксцентриковые грузы, которые создают силы инерции, уравновешивающие несбалансированные вторичные силы, благодаря чему четырехцилиндровый двигатель работает так же плавно, как шестицилиндровый . цилиндровый двигатель . Компания Porsche потратила некоторое время на разработку своей собственной системы, но когда они поняли, что не могут улучшить систему, разработанную Mitsubishi, они предпочли заплатить лицензионные сборы, а не придумать вариант, достаточно отличающийся, чтобы обойти патент. [ 9 ] Лицензионные сборы составляли около 7–8 долларов США за автомобиль, что составляло около 100 долларов США (что эквивалентно 316 долларам США в 2023 году), которые должен был заплатить потребитель. [ 9 ] Заводская мощность двигателя составляла 150 л.с. (112 кВт; 152 л.с.) в конфигурации для США. Пересмотренный кузов с более широкими колесными арками, как у 924 Carrera GT , свежий интерьер и модернизация тормозной системы и систем подвески завершили основные изменения.
Модели
[ редактировать ]Год | Модель | Власть | Двигатель |
---|---|---|---|
1982–1987 | 944 | 163 л.с. (120 кВт; 161 л.с.) США 1982–1985: 143 л.с. (107 кВт) США 1985–1987: 147 л.с. (110 кВт) |
2,5 л М44/40 И4 |
1988 | 944 | 160 л.с. (118 кВт; 158 л.с.) | |
1987–1989 | 944 С | 190 л.с. (140 кВт; 187 л.с.) | |
1989 | 944 | 165 л.с. (121 кВт; 163 л.с.) | 2,7 л М44/12 И4 |
1989–1991 | 944 С2 | 211 л.с. (155 кВт; 208 л.с.) | 3,0 л М44/41 И4 |
1985–1988 | 944 Турбо (951) | 220 л.с. (162 кВт; 217 л.с.) | 2,5 л M44/51 с турбонаддувом I4 |
1988 | 944 Турбо С (951) | 250 л.с. (184 кВт; 247 л.с.) | 2,5 л M44/52 с турбонаддувом I4 |
1989–1991 | 944 Турбо (951) | 250 л.с. (184 кВт; 247 л.с.) |
944
[ редактировать ]Porsche представила модель 944 1982 модельного года. Он был немного быстрее (несмотря на меньший коэффициент лобового сопротивления), [ нужны разъяснения ] был лучше оснащен и усовершенствован, чем 924; у него была лучшая управляемость и тормозная способность, и им было удобнее управлять. Завод заявил, что время разгона от 0 до 97 км/ч (60 миль в час) составляет менее 9 секунд (8,3 секунды согласно «Porsche the Ultimate Guide» Скотта Фарахера). Автомобиль имел почти равномерное распределение веса между передней и задней частью (50,7% спереди / 49,3% сзади) благодаря задней коробке передач, уравновешивающей двигатель спереди. [ 10 ] Автомобили для рынка Северной Америки имели бамперы большего размера, а передний бампер имел большую резиновую часть, заменяющую вспомогательные фонари, как того требуют законы Северной Америки. [ 9 ]
В середине 1985 года модель 944 претерпела первые существенные изменения, в том числе: новую приборную панель и дверные панели, встроенную радиоантенну, модернизированный генератор переменного тока (с 90 до 115 А), увеличенную емкость масляного картера, новые передние и задние рычаги управления из литого сплава. и полуприцепные рычаги, увеличенный топливный бак, дополнительные сиденья с подогревом и электроприводом, аудиосистема Porsche HiFi, а также изменения в креплении коробки передач для снижения шума и вибрации. Переднее лобовое стекло теперь было установлено заподлицо. Колеса в стиле «формочки для печенья», использовавшиеся в начале 944-х, были заменены новыми колесами в стиле «телефонного набора» ( колеса Fuchs оставались опцией).
В 1987 модельном году 944 Motronic DME был обновлен, антиблокировочная система тормозов (ABS), а также подушки безопасности были представлены водителя и переднего пассажира. 944 Turbo был первым автомобилем, в котором подушки безопасности стали стандартным оборудованием; они были необязательными для других моделей 944. [ 11 ] Из-за ABS вылет колес был изменен на 52 мм (2,05 дюйма), а колеса Fuchs больше не были доступны в качестве опции.
В начале 1989 года, перед выпуском 944S2, компания Porsche модернизировала двигатель 944 с четырехцилиндрового двигателя объемом 2,5 л до двигателя объемом 2,7 л с диаметром цилиндра 104 мм (4,1 дюйма) и ходом поршня 78,9 мм (3,1 дюйма) с номинальным объемом двигателя. выходная мощность 165 л.с. (121 кВт) (по сравнению со 160 л.с. (118 кВт) у версии 2,5 л 1988 года) и значительное увеличение крутящего момента. Помимо увеличения рабочего объема, новый двигатель отличался сиамской конструкцией блока цилиндров и другой головкой блока цилиндров с клапанами большего размера. [ 12 ]
Каллауэй 944
[ редактировать ]В 1983 году американская тюнинговая компания Callaway Cars в сотрудничестве с Porsche начала предлагать пакет с турбонаддувом для американской модели 944. Стандартный рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,5 л не подходил для принудительной индукции из-за более высокой степени сжатия 9,5: 1, что делало двигатель склонным к выходу из строя при принудительной индукции вместе со сложной системой управления двигателем Bosch Motronic. Инженеры Callaway преодолели эту проблему, увеличив объем камер сгорания двигателя за счет фрезерования металла с головок поршней и стенок камер, а также настроив систему Motronic так, чтобы она обеспечивала оптимальный впрыск топлива в двигатель с турбонаддувом, а также установив собственный блок Microfueler. Этот шаг был весьма эффективным, но потребовал разборки всего двигателя, что привело к высокой стоимости пакета. Степень сжатия полученного двигателя составила 8,0:1, что было меньше, чем у стандартного двигателя, но обеспечивало линейную передачу мощности. Чтобы гарантировать отсутствие серьезных поломок двигателя, компания Callaway установила повсеместный внутренний перепускной клапан, рекомендуя использовать топливо с октановым числом 91 в целях повышения надежности двигателя. В дополнение к этому с правой стороны двигателя был установлен турбокомпрессор IHI RHB6, а также новая система выхлопа со свободным потоком, включающая выхлопную трубу большего размера для обеспечения оптимальной производительности. Небольшой турбокомпрессор устранил турболаг, обеспечивая тем самым линейный уровень наддува. Турбокомпрессор производил наддув 10 фунтов на квадратный дюйм, однако ручка регулировки наддува, расположенная на приборной панели, была необязательной. С этими модификациями двигатель развивал мощность 284 л.с. (212 кВт) при 6000 об/мин и 312 Нм (230 фунт-фут) при 4000 об/мин по сравнению с 143 л.с. (107 кВт) стандартного автомобиля при 5500 об/мин. Производительность также увеличилась по сравнению со стандартным автомобилем: время разгона 0–60 миль в час (0–97 км/ч) составило 5,9 секунды, а максимальная скорость составила 165 миль в час (266 км/ч). Каллауэй отметил, что время разгона было бы даже меньше, если бы ограничитель оборотов был удален. Всего было выпущено 20 автомобилей, что сделало его одним из самых редких Porsche 944. [ 13 ]
944 Турбо (951 с левым рулем/952 с правым рулем)
[ редактировать ]В 1986 модельном году Porsche представила 944 Turbo, известный внутри компании как 951. Turbo имел с турбонаддувом и промежуточным охлаждением версию стандартного двигателя 944 , мощность которой составляла 220 л.с. (162 кВт) (217 л.с. (162 кВт) в США). при 6000 об/мин. В 1987 году компания Car and Driver протестировала 944 Turbo и достигла скорости 0–97 км/ч (0–60 миль в час) за 5,9 секунды. Turbo был первым серийным автомобилем Porsche, в котором использовалась керамическая гильза порта для сохранения температуры выхлопных газов вместе с новыми коваными поршнями, а также первым автомобилем, производившим одинаковую выходную мощность с каталитическим нейтрализатором или без него. В Turbo также было несколько других изменений, таких как улучшенная аэродинамика, в частности, интегрированный передний бампер. Он отличался самыми широкими указателями поворота, доступными любому серийному автомобилю, усиленной коробкой передач с другим передаточным числом главной передачи, стандартными внешними масляными радиаторами как для двигателя, так и для трансмиссии, стандартными 16-дюймовыми колесами (опционально коваными дисками Fuchs) и слегка более жесткая подвеска (прогрессивные пружины), чтобы выдерживать дополнительный вес. У Turbo также были коллекторы, перекрестная труба и водосточная труба из инконеля. Передние и задние тормоза Turbo были позаимствованы у 911. 4-поршневые фиксированные суппорты Brembo и 12-дюймовые диски. Всего в 951 было внесено более тридцати изменений компонентов двигателя, чтобы компенсировать возросшие внутренние нагрузки и нагрев. [ 14 ]
Изменения произошли в 1987 модельном году. Североамериканский вариант 944 Turbo 1987 года стал первым серийным автомобилем в мире, оснащенным подушками безопасности со стороны водителя и пассажира в качестве стандартного оборудования. На приборную панель был добавлен индикатор низкого уровня масла, а также спидометр на 180 миль в час (290 км/ч) в отличие от спидометра на 170 миль в час (270 км/ч) на автомобилях 1986 модельного года. Также было удалено маслоохладитель трансмиссии и заменены рычаги подвески, чтобы уменьшить радиус движения автомобиля. Двигатель остался тот же рядный 4-цилиндровый М44/51, что и в модели 1986 года. Как и стандартный 944, ABS теперь стала доступной опцией.
В 1988 году Porsche представила 944 Turbo S с более мощным двигателем (обозначение M44/52) с максимальной выходной мощностью 250 л.с. (184 кВт) при 6000 об/мин и крутящим моментом 350 Нм (258 фунт-фут). при 4000 об/мин (двигатель стандартного 944 Turbo развивал 223 л.с. (164 кВт) и 243 фунт-фут (329 Нм)). Такая более высокая мощность была достигнута за счет использования более крупного KKK K26-8 корпуса турбокомпрессора и измененной схемы двигателя, которая позволила поддерживать максимальный наддув до 5800 об/мин. По сравнению со стандартным 944 Turbo наддув уменьшался с 0,75 бар (10,9 фунтов на квадратный дюйм) при 3000 об/мин до 0,52 бар (7,5 фунтов на квадратный дюйм) при 5800 об/мин. В июне 1988 года компания Car and Driver провела испытания 944 Turbo S (с преимуществом более короткой главной передачи) и добилась времени разгона 0–97 км/ч (0–60 миль в час) 5,5 секунды и времени четверти мили 13,9. секунды на скорости 163 км/ч (101 миль в час). Заводская максимальная скорость составляла 261 км/ч (162 мили в час).
Подвеска 944 Turbo S имела опцию «M030», состоящую из регулируемых амортизаторов Koni спереди и сзади, с резьбовыми кольцами для регулировки дорожного просвета на передних стойках , пружинами с прогрессивной жесткостью, полыми задними стабилизаторами поперечной устойчивости/торсионами большего размера, более твердым дюрометром. втулки подвески, полые стабилизаторы поперечной устойчивости и торсионы диаметром 26,8 мм (1,055 дюйма) большего размера спереди и кронштейны жесткости шасси в передних направляющих рамы. Трубопроводы осушителя кондиционера были проложены таким образом, чтобы освободить переднюю распорку рамы со стороны водителя. Колеса 944 Turbo S, известные как дизайн Club Sport, были 16-дюймовыми коваными и плоскими дисками Fuchs, похожими на колеса Design 90. Ширина колес составляла 7 дюймов (178 мм) спереди и 9 дюймов (229 мм) сзади с вылетом 52 мм (2,047 дюйма); Размеры шин с рейтингом Z составляли 225/50 спереди и 245/45 сзади. Края переднего и заднего крыльев были закатаны для установки колес большего размера. Механическая коробка передач (кодовое обозначение корпуса: AOR) имела диск сцепления с повышенным фрикционом, внешний охладитель и самоблокирующийся дифференциал с блокировкой 40%. Передние тормоза Turbo S были позаимствованы у 928 S4, но с более крупными тормозами. Brembo GT с 4-поршневыми фиксированными суппортами и 12-дюймовыми дисками; задние тормоза Brembo остались такими же, как у стандартного Turbo. ABS также входила в стандартную комплектацию. [ 15 ] [ 16 ]
В салоне 944 Turbo S были установлены сиденья с электроприводом как для водителя, так и для пассажира, причем большинство заводских моделей Turbo S имели цвет интерьера «бордовая клетка» (версия Silver Rose), но были доступны и другие цвета интерьера и экстерьера. Аудиосистема с 10 динамиками и эквалайзером + усилитель была обычной опцией для прототипов Turbo S и S/SE. Только более ранние прототипы 1986 года мощностью 253 л.с. (186 кВт) имели пакет опций «индивидуальный интерьер для особых пожеланий». [ 17 ]
В 1989 году и в последующие годы производства обозначение «S» было исключено из 944 Turbo S, и все версии 944 с турбонаддувом в стандартной комплектации имели усовершенствования Turbo S, однако подвеска «M030» и колеса Club Sport не использовались. часть этого стандарта. [ 18 ] 944 Turbo S был самым быстрым серийным четырехцилиндровым автомобилем своего времени. [ 19 ]
944 С
[ редактировать ]В 1987 модельном году был представлен 944 S (S — сокращение от S uper). [ 20 ] Модель 944 S оснащалась высокопроизводительным безнаддувным 16-клапанным двигателем с двумя верхними распредвалами мощностью 190 л.с. (140 кВт; 187 л.с.) версией 2,5-литрового двигателя (M44/40) с саморегулирующимся натяжителем ремня ГРМ. Это ознаменовало первое использование головок с четырьмя клапанами на цилиндр и DOHC в 944, заимствованном из 928 S4, с измененной конструкцией привода распределительного вала, магниевым впускным трактом/каналами, магниевой крышкой клапанов, масляным картером увеличенной емкости и измененной выхлопной системой. система. Мощность генератора составляла 115 ампер. Подшипники колес также были усилены, а действие усилителя тормозов стало более мощным. Плавающие суппорты 944 были стандартными, но использовался регулятор давления в контуре тормоза задних колес от 944 Turbo. Маленькие значки с надписью «16 Ventiler» были добавлены по бокам перед защитными молдингами кузова. Показатели производительности включали разгон от 0 до 100 км/ч (62 мили в час) за 6,5 секунды (лучший результат) и максимальную скорость 232 км/ч (144 миль в час) благодаря снаряженной массе 1296 кг (2857 фунтов). Он также отличался улучшенным запрограммированным компьютером Bosch Digital Motronic 2.1/DME с двойными датчиками детонации для улучшения топливных характеристик для головки блока цилиндров с более высокой степенью сжатия 10,9: 1. Как и 944 Turbo, 944 S получил прогрессивные пружины для улучшения управляемости, увеличенные передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости, переработанную трансмиссию и коробку передач, чтобы лучше соответствовать более высокому пределу оборотов 2,5-литрового двигателя DOHC в 6800 об / мин. Двойные подушки безопасности, самоблокирующийся дифференциал и антиблокировочная система тормозов были опциональными для 944 S.
Был доступен туристический пакет Club Sport (M637), а также легкие 16-дюймовые кованые легкосплавные диски CS/Sport Fuchs 16x7 и 16x9. Эта версия участвовала в гонках в Канаде, Европе и в серии IMSA Firehawk Cup Series, проходившей в США. Производство осуществлялось только в 1987 и 1988 годах. В 1989 году она была заменена версией «S2». Соотношение мощности и веса 944 S 1987 года было таким, что он мог разгоняться от 0 до 100 км/ч за 6,5 секунды, что соответствовало ускорению его нового брата 944 S2 с большим рабочим объемом 3,0 л.
944 С2
[ редактировать ]В 1989 году был представлен 944 S2, оснащенный безнаддувным 16-клапанным двигателем объемом 3,0 л с двумя верхними распредвалами мощностью 211 л.с. (155 кВт; 208 л.с.) версии двигателя 944 S. Имея диаметр цилиндра 104 мм (4,1 дюйма) и ход поршня 88 мм (3,5 дюйма), это был самый крупный серийный четырехцилиндровый двигатель своего времени. [ 21 ] Модель 944 S2 также получила переработанную трансмиссию и коробку передач, чтобы лучше соответствовать 3,0-литровому силовому агрегату M44/41. У 944 S2 была такая же закругленная носовая часть и задняя часть, как и у модели Turbo. Приведенные показатели производительности включают время разгона 0–97 км/ч за 6,0 секунды (0–100 км/ч достигается за 6,8 секунды) и максимальную скорость 240 км/ч (149 миль в час) для автомобилей с механической коробкой передач. Также был доступен туристический пакет Club Sport (M637). Двойные подушки безопасности (модели с левым рулем), самоблокирующийся дифференциал и ABS были дополнительными. 16-дюймовые литые легкосплавные диски Design 90 входили в стандартную комплектацию. [ 22 ]
944 S2 Кабриолет
[ редактировать ]Первый прототип Porsche 944 Cabriolet был представлен на автосалоне во Франкфурте в 1985 году. Этот первый прототип был разработан Анотелем Лапином и построен компанией Bauer. Этот новый кабриолет Porsche 944 был очень хорошо принят, но только в 1987 году американская корпорация Sunroof Corporation (ASC) выиграла контракт на производство новой модели. ASC потребовалось еще два года, чтобы завершить строительство нового завода в Вайнсберге в Хайльбронне, Германия, прежде чем они смогли начать производство. Это был январь 1989 года, когда с конвейера ASC сходил новый Porsche 944 S2 Cabriolet.
Кабриолет S2 представлял собой очень сложную конструкцию: 944 кузова-купе были сняты с конвейера в Неккарзульме, Германия, а затем доставлены на компанию ASC в Хайльбронне, Германия. В ASC в передней части автомобиля и в области пола приварены усиливающие пластины из конструкционной стали, чтобы придать кузову необходимую прочность на скручивание и безопасность при столкновении, необходимые для кабриолета. После приварки этих усиливающих пластин в кузове делаются надрезы в области рамы лобового стекла, средних стоек, задних боковых панелей и задней панели при подготовке к снятию крыши купе. Также приварены новые детали, поддерживающие складной верх, и новая крышка багажника. После снятия верха новый кузов кабриолета был отправлен обратно в Неккарзульм, где он проходит стандартный покрасочный цех и сборочную линию для установки трансмиссии. Таким образом, структура лакокрасочного покрытия и другие меры по защите от коррозии соответствуют стандартам качества Porsche и его нового кабриолета. Затем собранный кабриолет был отправлен обратно в ASC в Хайльбронне для установки складного верха и отделки салона.
Производство для рынка Северной Америки начнется только в мае 1989 года, и только 16 из 944 кабриолетов S2 будут произведены для рынка США. Коды VIN этих 16 автомобилей 1989 года уникальны, начиная с WP0B, где 4-й символ «B» обозначает тип кузова Targa. Porsche исправит это несоответствие и изменит VIN-коды модели 1990 года на WP0C, где 4-й символ «C» будет обозначать кабриолет. [ 23 ] Ограниченное количество кабриолетов 1989 года досталось лишь нескольким дилерам, а некоторые изначально не продавались. Многие из этих кабриолетов первого года выпуска были предоставлены сотрудникам различных автомобильных журналов для дорожных испытаний и статей о характеристиках. Другие использовались в качестве рекламы для резервирования модели 1990 года, при этом производство выросло до 1824 кабриолетов для рынка США. В 1991 году, который станет последним годом производства в США, упадет до 562 кабриолетов. В период с 1989 года до момента прекращения производства модели в 1991 году в США было импортировано только 2402 кабриолета Porsche 944 S2. В 1992 году он был заменен на Porsche 968 Cabriolet.
944 Турбо Кабриолет
[ редактировать ]В феврале 1991 года компания Porsche представила 944 Turbo Cabriolet, в котором двигатель Turbo S мощностью 250 л.с. (184 кВт) сочетался с кузовом кабриолета, также построенного ASC. Первоначально Porsche объявила, что будет выпущено 600 автомобилей; В конечном итоге было построено 625 автомобилей, 100 из которых были с правым рулем для рынков Великобритании, Японии, Австралии и Южной Африки. Ни один из них не был импортирован в США и Америку. [ 24 ]
Окончание производства
[ редактировать ]В начале 1990 года инженеры Porsche начали работу над третьей эволюцией 944 – S3. По мере продвижения процесса разработки они поняли, что было изменено так много деталей, что они создали почти полностью новый автомобиль. В результате компания Porsche перенесла разработку с 944 S/S2 на автомобиль, который полностью заменит 944, - 968 . Последним годом производства 944 стал 1991 год, когда было построено и продано более 4000 автомобилей. В 1992 году дебютировала модель 968, которая продавалась вместе с моделью 928 до 1995 года, когда обе модели с передним расположением двигателя с водяным охлаждением были сняты с производства без прямого преемника. [ 25 ] [ 26 ]
В феврале 1992 года компания Porsche UK из Штутгарта получила устное соглашение на производство прототипа «Sports Equipment» модели 944 S2 с последующим разрешением на постройку 15 автомобилей для рынка Великобритании из последних выпущенных купе 944 S2. Уникальная полностью регулируемая подвеска Koni с высотой занижения 30 мм и пружинами от Turbo использовалась в сочетании с модернизированным передним стабилизатором поперечной устойчивости высотой 31 мм и регулируемым задним стабилизатором поперечной устойчивости. Мощность двигателя была увеличена до 225 л.с. (165 кВт) с перенастройкой для улучшения крутящего момента выше 4250 об / мин, а также установлена спортивная выхлопная система. Косметически «SE» был оснащен рулевым колесом Porsche Sport того же цвета, что и Porsche, задним спойлером Bi-plane, боковыми наклейками SE и задним значком. Модификации привели к улучшению ускорения в более высоком диапазоне оборотов, более плавному прохождению поворотов, более точному рулевому управлению, улучшенной отзывчивости, более уверенному управлению, что в целом привело к более резкому реагированию. Прототипы 944 S2 SE считаются источником вдохновения и отчасти развитием более позднего 968 Club Sport. [ 27 ]
Производство
[ редактировать ]Всего с 1982 по 1991 год было выпущено 163 192 автомобиля семейства 944. Это сделало его самым успешным спортивным автомобилем в истории Porsche до появления Boxster/Cayman и 997 Carrera.
Преемником 944 стал 968 , который был представлен в 1992 модельном году и был основан на развитии той же платформы с передним расположением двигателя и коробки передач, что и у 944.
944
[ редактировать ]Всего с 1982 по 1989 год было произведено 113 070 экземпляров 944, из которых 56 921 экземпляр был экспортирован в США. В результате совместного проекта с Porsche и Callaway в 1983 году для рынка США было создано 20 специально построенных 944-х с турбонаддувом. [ 28 ]
Модельный год | Производство | Мировые рынки | НАС | Примечания |
---|---|---|---|---|
1982 | 3,921 | 3,921 | ||
1983 | 14,633* | 9,127 | 5,490 | 20 автомобилей Callaway 944 Turbo |
1984 | 26,539 | 9,921 | 16,618 | |
1985 | 23,720 | 17,553 | 6,167 | |
1986 | 17,010 | 6,109 | 10,901 | |
1987 | 10,689 | 2,343 | 8,346 | |
1988 | 5,965 | 2,226 | 3,731 | 8 экспортировано в Австралию |
1989 | 10,593 | 4,941 | 5,652 | Двигатель 2,7 л |
Общий итог | 113,070 | 56,141 | 56,921 |
944 Турбо (951/952)
[ редактировать ]Всего было произведено 25 245 944 турбины, из них 13 982 экспортированы в США.
Модельный год | Производство | Мировые рынки | НАС | Примечания |
---|---|---|---|---|
1985 | 178 | 178 | ||
1986 | 10,937* | 3,424 | 7,513 | 12 прототипов S/SE, 8 с левым рулем (951), 4 с правым рулем (952) |
1987 | 4,955 | 1546 + 88 автомобилей Turbo CUP | 3210 + 11 автомобилей Turbo CUP | |
1988 | 4,097 ** | 1875 + 94 КУБКА | 1874 + 99 КУБКОВ | кроме того, 126 автомобилей SP для канадского рынка, 30 автомобилей Australian Turbo CUP. |
1989 | 4,103 | 1,333 | 1,385 | 1385 автомобилей канадского рынка |
1990 | 1251 | 1107 | 144 | 44 автомобиля канадского рынка |
1991 | 938 † | 938 | ||
Общий итог | 25,245 | 9,331 | 13,982 | 30 автомобилей для австралийского рынка 1511 автомобилей для канадского рынка |
* - Включает 12 Turbo S (951) / SE в Великобритании (952), прототипы заводской сборки, 10 из которых были экспортированы на рынки за пределами Германии.
** - Включает 1635 Turbo S
† — Включает 251 Turbo Cabriolet. Другой источник, Джерри Слонигер.
Статья в октябрьском номере журнала Excellence за 1991 год указывает на то, что
на заводе построено 525 машин, из которых 255 были экспортированы на рынки за пределами Германии.
< > «CUP» обозначает кубковый автомобиль, который представляет собой специальную гоночную машину.
944 С
[ редактировать ]Всего с 1987 по 1988 год было произведено 12 936 моделей 944 S, из которых 8 815 были экспортированы в США. В 1985 году прототип 944 S Cabriolet «Studie», построенный компанией Braun, был оснащен 2,5-литровым 16-клапанным двигателем мощностью 185 л.с., предшественником более поздних моделей 944 S и S2 Cabriolet. [ нужна ссылка ]
Модельный год | Производство | Мировые рынки | НАС | Примечания |
---|---|---|---|---|
1987 | 5,224* | 1,912 | 3,312 | 75 спортивных и кубковых автомобилей CS/Club |
1988 | 7,562* | 2,321 | 5,391 | 75 спортивных и кубковых автомобилей CS/Club |
Специальные выпуски | 151 | 38 | 112 | 1. 1985 г. "Studie" Прототип кабриолета (Braun) |
Общий итог | 12,936 | 4,271 | 8,815 |
* - Включает CS - Club Sport, созданный для рынков США и других стран.
944 С2
[ редактировать ]Всего с 1989 по 1991 год было произведено около 14 071 944 S2, из которых 3650 были экспортированы в США.
Модельный год | Производство | Мировые рынки | НАС | Примечания |
---|---|---|---|---|
1989 | 7,632 | 4,941 | 2,691 | 51 автомобиль австралийского рынка |
1990 | 3,321 | 2,872 | 449 | 71 автомобиль австралийского рынка |
1991 | 3,118 | 2,608 | 510 | 6 автомобилей австралийского рынка |
Общий итог | 14,071 | 10,421 | 3,650 |
944 S2 Кабриолет
[ редактировать ]Производство 944 S2 Cabriolet началось в мае 1989 года, но официальные объемы производства за первый год и объемы производства на мировом рынке точно не установлены. Единственный серийный номер 944 кабриолетов S2 в 1989 году - это 16, произведенных для рынка США. Хотя в США все еще зарегистрировано несколько кабриолетов 944 S2 1989 года выпуска, существует предположение, что оригинальные 16 кабриолетов, выпущенные для рынка США в 1989 году, изначально не предназначались для широкой продажи. В Великобритании и Германии зарегистрировано немало кабриолетов 944 S2 1989 года выпуска, как с левым, так и с правым рулем. Предполагается, что большая часть мирового производства в 1989 году осталась в Германии и Великобритании.
Общий объем производства за 1990 и 1991 годы хорошо документирован, а также общий объем производства за 3 года для рынка США в размере 2402 единиц.
Модельный год | Производство | Мировые рынки | НАС | Примечания |
---|---|---|---|---|
1989 | Н/Д | Н/Д | 16 | Винные номера для рынка США 1989 года начинаются с WP0BA, всего 16 автомобилей. |
1990 | 3,938 | 2,114 | 1,824 | Винные номера для рынка США 1990/1991 годов начинаются с WP0CB. |
1991 | 1,702 | 1,140 | 562 | Последний год производства. |
Общий итог | 5,656 | 3,254 | 2,402 |
Автоспорт
[ редактировать ]Производственный класс SCCA и Trans Am
[ редактировать ]После многочисленных успехов в Европе как заводской команды Porsche, так и частных лиц в Ле-Мане и различных гонках поддержки, платформа 924/944 затем с относительным успехом была представлена в Северной Америке под производственным классом SCCA. В 1984 году Rick Hurst Racing 1983 944 #44 выиграл все 4 первые гонки на выносливость серии scca выносливости в классе ss/gt (в прототипе работал турбонаддув). Rick Hurst Racing участвовала в кампании 944-х до конца 1980-х, в конце концов, использовав два автомобиля сопровождения с турбонаддувом в «кубковой конфигурации». В 1986 году Carlsen Racing 944 выиграл чемпионат SCCA Escort Endurance Series (S/S GT). [ 29 ] Титулы SCCA GT2 1988 и 1989 годов были завоеваны 944S, которым управлял Дэвид Финч в 1988 и 1989 годах. [ 29 ] Сильно модифицированные версии 944, некоторые с шасси с трубчатой рамой, которые были построены Klym Fabcar в Северной Америке, участвовали в чемпионате SCCA Trans Am. Первоначально эти автомобили эксплуатировались с 2,0-литровым двигателем Audi, но от них отказались в пользу Двигатель Porsche 2,5 литра, который затем был настроен и модернизирован до мощности до 750 л.с. компанией ANDIAL. [ 5 ]
944 Турбо Кубок
[ редактировать ]Компания Porsche начала гоночную серию на топовом 944 Turbo в середине 1980-х годов. Было пять серий чемпионатов: одна во Франции, одна в Германии, одна в Южной Африке, одна в Канаде и одна в США. В каждом соревновалось разное количество автомобилей. Автомобили Turbo Cup, разработанные для этой серии, имели существенные улучшения по сравнению с дорожными аналогами. В их число входили более крупный турбокомпрессор KKK K26-8, магниевый впускной коллектор и масляный поддон, усиленная трансмиссия, сцепление, дифференциал и оси, а также удаление кондиционера, сиденья с электроприводом, кожаная обивка, солнцезащитные козырьки, электрические стеклоподъемники, гидроусилитель руля, задний дворник, омыватели фар, подкрылки, карманы для хранения вещей и задний фиксатор багажника, модернизированные стойки, амортизаторы, пружины, опоры подвески, а также регулируемая система ABS, тормоза большего размера с гоночными колодками, магниевые колеса, маслоохладитель трансмиссии и легкий аккумулятор. Это позволило снизить вес примерно на 272 кг (600 фунтов) и улучшить характеристики автомобиля, поскольку автомобили Turbo Cup имели время разгона 0–97 км/ч (60 миль в час) 5,3 секунды и максимальную скорость почти 274 км/ч. ч (170 миль в час). Было изготовлено 192 автомобиля Turbo Cup, из которых 99 автомобилей для Канады, VIN начинается WP0AAO, и 93 для остального мира, VIN начинается WP0ZZZ. Автомобили Cup идентифицируются по последним 4 цифрам VIN от 1501 до 1700. Насколько известно, только один покинул завод как автомобиль Cup с одним зеркалом в стиле Testarossa (VIN 1524) для врача в Германии со специально заказанным обычным черным кожаным салоном. крыша тарга и белый цвет кузова. След этого автомобиля утерян с 2019 года после того, как в Мюнстере украли оригинальные колеса и машину продали. [ 30 ] [ 31 ]
944 моносерия
[ редактировать ]Модель 944 продолжает использоваться в автоспорте еще долгое время после прекращения производства.
В 1999 году в Виктории, Австралия, была основана массовая гоночная серия для слегка модифицированных Porsche 944 под названием 944 Challenge, которая по-прежнему популярна в своем 25-м сезоне по состоянию на 2024 год. [ 32 ] Аналогичная категория, 944 Spec, используется в США. [ 33 ] По стандартам Porsche, 944-е широко распространены и не так востребованы коллекционерами, что делает стоимость гоночной серии относительно доступной.
Награды
[ редактировать ]Модель 944 входила в версии журнала Car and Driver по десятку лучших автомобилей с 1983 по 1985 год, а Turbo попал в этот список в 1986 году.
В 1984 году журнал Car and Driver назвал 944 лучшим серийным автомобилем в Америке.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Порше 944 – Porsche AG» . Porsche AG - доктор технических наук. hc F. Porsche AG . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ «Порше 944: История, изменения, характеристики» . МоторТренд . 16 июня 2020 г. Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Людвигсен, Карл Э. (2008). Porsche, Ожидалось совершенство (второе изд.). Издательство Бентли. ISBN 9780837602356 .
- ^ «Какой знаменитый спортивный автомобиль скрывается под кузовом Opel Manta?» . Классический драйвер . 15 января 2015 года . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Рой (2014). Порше 924 Каррера . Велос Паблишинг Лимитед.
- ^ Лонг, Брайан (2008). Гоночные автомобили Porsche: с 1976 по 2005 год . Велока Паблишинг Лимитед.
- ^ «Porsche 924 GTP 1981 года: прототип 944 дебютировал в Ле-Мане в 1981 году» . autoweek.com . 20 августа 2000 г. Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ «Обзор подержанного автомобиля: Porsche 944 1982-1990 гг.» . Водить машину . 6 октября 2016 г. Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Леви, Джордж Д. (3 мая 1982 г.). « Le Pur Sang Porsche». Автонеделя . Том 32, нет. 18. Крэйн Пресс Инк. с. 11. ISSN 0192-9674 .
- ^ Мазлумян, Пабло (2 сентября 2003 г.). «Технические характеристики проекта Porsche 951 1986 944T [ так в оригинале ]» . superstreetonline.com . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ «Системы подушек безопасности Porsche | Выпуск 179 | Превосходство | Журнал о Porsche» .
- ^ «Порше 944 1983 года» . Классический драйвер (на немецком языке). Архивировано из оригинала 24 мая 2014 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ «Кэллауэй Порше 944» . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ «Дорожные испытания — Porsche 944 Turbo- Stuttgard Slingshot» . Мотоспорт . Май 1986 года . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ Сильвестро, Брайан (6 февраля 2018 г.). «Porsche 944 Turbo S – это гораздо больше, чем просто значок» . Дорога и трек . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ « Порше 944 Turbo S» – Автомобиль и водитель, 1988» . 944.нет . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ «Порше 944 – Porsche AG» . Porsche AG - доктор технических наук. hc F. Porsche AG . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ Милани, Джон. «944 Turbo S: Обзор» . Ресурс Порше 944 Турбо . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ «История Porsche 944 Turbo (951/952)» . deutschnine.com . Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ «Все, что вам нужно знать о Porsche 944» . www.porsche.com . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ «Знакомство с Porsche 944 S2» . deutschnine.com . Архивировано из оригинала 6 мая 2015 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ «История Porsche 924, 944 и 968» . Как все работает . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ Сервисная информация Porsche 944 S2 Cabriolet 89/90 WKD 495 721 Technik; Porsche 924,944 и 968. Путеводитель для коллекционеров Майкла Коттона
- ^ «Порше 944 Турбо Кабриолет» . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ "Обзор подержанного автомобиля Porsche 968 (1992 - 1995)" . РАК . 19 июня 2007 года . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ Рэмси, Джонатон (30 июня 2015 г.). «Мечта 90-х жива в ретрообзоре Porsche 968» . Автоблог . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ «1092 Porsche 944 S2 SE Купе» . Бонэмс . 9 сентября 2017 года . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ Мюрили Мартин (10 декабря 2008 г.). «Хорошая цена или крутая трубка: Callaway Porsche 944 за 45 000 долларов?» . Ялопник . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лонг, Брайан (2001). Порше 944 . Велос Паблишинг Лимитед.
- ^ Сильвестро, Брайан (12 сентября 2019 г.). «Кто-нибудь, пожалуйста, возьмите на трассу этот никогда не участвовавший в гонках автомобиль 944 Turbo Cup» . Дорога и трек . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ Гушу, Тед (14 апреля 2017 г.). «Происхождение этого автомобиля 944 Turbo Cup сохранено» . Петролисиойс . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ «944 ВЫЗОВ СЕРИЯ» . СЕРИЯ 944 ВЫЗОВ . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ «944 Спец» . Национальная ассоциация автоспорта . Проверено 23 мая 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Остин, Йорг (2013). Порше 924/944, 968 (на немецком языке). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 9783613034990 .
- Бонгерс, Марк (2006). Справочник Porsche: исчерпывающий справочник технических характеристик и статистики . Спаркфорд, Сомерсет, Великобритания: Haynes Publishing. ISBN 1844253163 .
- Кларк, РМ, изд. (1985). Порше 944: 1981-1985 гг . Серия дорожных испытаний. Кобэм, Суррей, Великобритания: Brooklands Books. ISBN 0948207264 .
- ——————, изд. (1994). Портфолио Porsche 944 Gold 1981-1991 гг . Серия портфолио дорожных испытаний. Кобэм, Суррей, Великобритания: Brooklands Books. ISBN 1855202352 .
- ——————, изд. (2001). Porsche 944 Ultimate Портфолио . Серия портфолио дорожных испытаний. Кобэм, Суррей, Великобритания: Brooklands Books. ISBN 1855205602 .
- Коттон, Майкл (2000). Porsche 924, 944 и 968: Путеводитель для коллекционера (переработанное и расширенное издание). Кройдон, Великобритания: Публикации по автогонкам. ISBN 1899870474 .
- Крансвик, Марк (2008). Porsche 928, 924, 944 и 968: спортивные автомобили с передним расположением двигателя . Джефферсон, Северная Каролина, США: McFarland & Company. ISBN 978-0-7864-3040-6 .
- Эдвардс, Найджел (1992). Porsche 924 и 944: цвет, данные и детали четырехцилиндровых автомобилей с передним расположением двигателя, включая 968 . Классика в цвете, нет. 1. Лондон: Windrow & Greene Automotive. ISBN 1872004768 .
- Футс, Томас (2020). Порше 924 944 968 928 . Серия Moving Times (на немецком языке). Билефельд, Германия: Делиус Класинг. ISBN 9783667118356 .
- Хиггинс, Эндрю; Митчелл, Джон (2020). Porsche 944: Все модели с 1982 по 1991 годы . Серия «Основное руководство покупателя». Дорчестер, Дорсет, Великобритания: Veloce Publishing. ISBN 9781787116610 .
- Лонг, Брайан (2017). Порше 944 . Серия переизданий Veloce Classic. Дорчестер, Дорсет, Великобритания: Veloce Publishing. ISBN 9781787111356 .
- Людвигсен, Карл (2019). Porsche: Ожидалось совершенство - Книга 3: Возвращение (1982–2008) (все новое издание). Кембридж, Массачусетс, США: Издательство Bentley. ISBN 9780837617725 .
- Макнамара, Джулиан (1984). Порше 944 . Высокопроизводительная серия. Нью-Йорк: Издательская компания Arco. ISBN 0668061464 .
- Морган, Питер (1990). Книга Porsche 924/944 . Серия книг Фулиса по автомобилестроению. Спаркфорд, Сомерсет, Англия; Ньюбери-Парк, Калифорния, США: Haynes Publishing. ISBN 0854297642 .
- —————— (1998). Оригинальный Porsche 924/944/968: Путеводитель по всем моделям 1975–95 годов, включая модели с турбонаддувом и ограниченным тиражом . Бедфорд, Девон, Великобритания: Книги Бэй Вью / Осцеола, Висконсин, США: Motorbooks. ISBN 190143205X .
- —————— (2009). Порше 944 и 968 (1981-1995 гг.) . Полное руководство для покупателей (2-е изд.). Мальборо, Уилтшир, Великобритания: PMM Books. ISBN 9781906712075 .
- Муч, Ян Хенрик (2002). Porsche 924 и 944: с четырьмя цилиндрами к успеху [ Porsche 924 и 944: с четырьмя цилиндрами к успеху ]. Издание серии Oldtimer-Markt (на немецком языке). Кенигсвинтер, Германия: Heel Verlag. ISBN 3898801055 .
- Питт, Колин, изд. (2006). Порше 924 · 944 · 968 . Хокли, Эссекс, Великобритания: Уникальные автомобильные книги. ISBN 1-84155-365-4 .
- Шредер, Халварт [на немецком языке] (2018). Порше 924/944/968 (на немецком языке). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 9783613041271 .
- Слонигер, Джерри (1987). Porsche 924 928 944 (2-е изд.). Лондон: Издательство Osprey. ISBN 0-85045-776-9 .
- Смейл, Глен (2015). Porsche 924/928/944/968: полная история . Серия Crowood AutoClassic. Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press. ISBN 978-1-78500-039-3 .
- Стювер, Хэнк. «Настоящие мужчины не могут сравниться с Джейком Райаном из «Шестнадцати свечей». Вашингтон Пост, 14 февраля 2004 г.
- Вивиан, Дэвид (1993). Порше 924·928·944·968 . Серия Crowood AutoClassic. Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press. ISBN 1-85223-483-0 .
- Вебер, Луи (2000). Porsche: суть производительности . Линкольнвуд, Иллинойс, США: Publications International. ISBN 078533498X .
- Вуд, Джонатан (1997). Порше: Легенда . Бат, Великобритания: Parragon Books. ISBN 1405426934 .
- Автомобиль, выпуск сентябрь 1987 г.
- Автомобиль и водитель, выпуск, декабрь 1985 г.
Руководства по ремонту
[ редактировать ]- Уоррен, Ларри; Мьюир, Чаун; Хейнс, Джон Х. (1997). Porsche 944: 1983–1989 гг., все модели с двигателями SOHC . Серия руководств по обслуживанию и ремонту Haynes. Спаркфорд, Великобритания; Ньюбери-Парк, Калифорния, США: Хейнс. ISBN 1850106576 .
- Porsche 944 2.5i и 3.0i с двигателем 16V, июнь 1981 года . Серия «Инструкции по ремонту», том 1140. (на немецком языке). Цуг, Швейцария: Издательство Bucheli. 2003. ISBN 9783716817766 .