Jump to content

Моральное агентство

(Перенаправлено с Морального агента )

Моральная свобода действий – это способность человека делать моральный выбор, основанный на некотором представлении о добре и зле , и нести ответственность за эти действия. [1] Моральный агент это «существо, которое способно действовать в отношении добра и зла». [2]

Разработка и анализ

[ редактировать ]

Большинство философов предполагают, что только разумные существа, которые могут рассуждать и формировать корыстные суждения, способны быть моральными агентами. Некоторые полагают, что люди с ограниченной рациональностью (например, люди с легкой умственной отсталостью или младенцы) [1] ) также обладают некоторыми базовыми моральными способностями. [3]

Детерминисты утверждают, что все наши действия являются продуктом предшествующих причин, а некоторые считают, что это несовместимо со свободой воли , и поэтому заявляют, что у нас нет реального контроля над нашими действиями. Иммануил Кант утверждал, что независимо от того, может ли наше реальное «я» , ноуменальное «я», выбирать, у нас нет другого выбора, кроме как верить, что мы выбираем свободно, когда делаем выбор. Это не означает, что мы можем контролировать последствия наших действий.Некоторые индетерминисты утверждают, что у нас также нет свободы воли. Если в отношении человеческого поведения так называемая «причина» приводит к неопределенному числу возможных, так называемых «следствий», это не означает, что человек обладал свободомыслящей независимой волей, чтобы выбрать это «следствие». Скорее всего, это было неопределенное последствие его случайной генетики, случайного опыта и случайных обстоятельств, имеющих значение на момент возникновения «причины».

В философии Канта это требует акта веры, свободный агент веры основан на чем-то априорном , еще не известном или нематериальном. фундаментального источника свободы агентов В противном случае, без априорного , социально важные концепции, созданные человеческим разумом, такие как справедливость, будут подорваны (ответственность подразумевает свободу выбора) и, короче говоря, цивилизация и человеческие ценности рухнут.

Полезно сравнить идею моральной свободы действий с правовой доктриной mens rea , что означает «виновный ум» и утверждает, что человек несет юридическую ответственность за то, что он делает, пока он должен знать, что он делает, и его выбор определен. преднамеренный. Некоторые теоретики отбрасывают любые попытки оценить психические состояния и вместо этого принимают доктрину строгой ответственности , согласно которой человек несет ответственность по закону независимо от дееспособности, и что единственное, что нужно, - это определить степень наказания , если таковое имеется. Моральные детерминисты, скорее всего, придерживались бы аналогичной точки зрения.

Психолог Альберт Бандура заметил, что моральные агенты избирательно отказываются от морального поведения в отношении своего собственного бесчеловечного поведения. [4]

Различие между моральными агентами и моральными пациентами

[ редактировать ]

Моральные агенты — это субъекты, чьи действия подлежат моральному рассмотрению. Примером этого может служить маленький ребенок, достаточно взрослый, чтобы отличать добро от зла, но он бьет своих братьев и сестер, когда те злятся. Действие удара подлежит моральному рассмотрению, поскольку ребенок достаточно взрослый, чтобы задуматься о том, является ли это правильным действием, и о моральности своего поведения. [5]

Моральные пациенты — это сущности, которые сами имеют право на моральное рассмотрение. Примером этого может быть ребенок, который не умеет отличать добро от зла. Ребенок в этой ситуации подлежит моральному рассмотрению со стороны других, потому что окружающие понимают, что они неспособны понять последствия своих действий и, следовательно, не могут понять мораль ситуации из-за барьеров в развитии. [5]

Многие философы, такие как Иммануил Кант , рассматривают мораль как сделку между рациональными сторонами, то есть между моральными агентами. В статье Ричарда Дина о моральной теории Канта он обсуждает, как агенты, способные контролировать свои тенденции или побуждения, могут оставаться беспристрастными, определяя путь морального действия. Способность контролировать это называется моральным обязательством. Агентам необходимо стать экспертами в этом контроле, чтобы иметь возможность объявить что-либо моральным или аморальным и сохранить репутацию. [6] По этой причине они исключили бы других животных из моральных соображений.

утилитаристы Философы- Джереми Бентам и Питер Сингер утверждали, что ключом к включению в моральное сообщество является не рациональность. здоровые взрослые, но настоящей целью морального действия является избегание страданий. [7] [8] Примером этого являются дебаты об абортах . Дальнейшие примеры можно взять из рассуждений о маргинальных случаях .

Искусственные моральные агенты

[ редактировать ]

Дискуссии об искусственной моральной активности сосредоточены вокруг нескольких основных идей. Первая дискуссия идет о том, может ли искусственная система быть моральным агентом – см. «Искусственные системы и моральная ответственность» .Второе обсуждение касается попыток создать машины с этически значимым поведением — см. «Этика машин» . Наконец, ведутся споры о том, следует ли создавать роботов как моральных агентов.

Исследования показали, что люди воспринимают роботов как обладающих разной степенью моральной свободы. Эти представления могут проявляться двумя различными способами: 1. идеи о моральных способностях робота (способность поступать/делать хорошо или плохо) и 2. идеи о его зависимости или независимости от программирования (где высокая зависимость соответствует низкой активности). [9]

Исследования показывают, что моральная оценка действия может не зависеть от того, является ли агент человеком или роботом. Однако роботам редко отдают должное за хорошие действия, и чтобы им можно было доверять, они должны вести себя более стабильно и хорошо. [10]

Создание робота или «социальной машины», способной понимать мораль и свободу действий, еще не завершено. Однако машина с такими возможностями потенциально может быть создана в будущем. [11]

Нечеловеческие животные

[ редактировать ]

Обсуждение моральной свободы у животных, кроме человека, включает в себя как дебаты о природе морали, так и о способностях и поведении людей и животных. [12] [13] Мыслители, которые согласны с природой, поведением и способностями разных видов, могут все же расходиться во мнениях относительно того, какие способности важны для моральной свободы действий или о значении конкретного поведения в определении моральной свободы действий. [14] Поскольку часто считается, что моральные агенты заслуживают особого морального внимания, эта дискуссия иногда связана с дебатами о правах животных относительно практик, связанных с животными, не являющимися людьми. [15]

Исследования биологии и поведения животных предоставили убедительные доказательства наличия сложных социальных структур и поведенческих норм у видов, отличных от человека. Есть также свидетельства того, что некоторые виды, кроме человека, особенно другие приматы, могут демонстрировать сочувствие и такие эмоции, как вина или горе, хотя некоторые мыслители оспаривают это. [16] [17] Однако люди демонстрируют отличительные способности, связанные с интеллектом и рациональностью, такие как способность мыслить абстрактно и символически и использовать сложный язык. [18]

Философы и биологи, которые утверждают, что животные, кроме человека, являются моральными агентами, обычно утверждают, что моральная свобода действий зависит от сочувствия или социальных отношений, и подчеркивают доказательства этого у животных, кроме человека. [19] Они также могут указывать на поведение, которое у людей описывается как моральная деятельность, например, наказание людей, нарушающих социальные нормы. Некоторые мыслители предполагают, что существуют различные типы или уровни моральной активности, которые различаются в зависимости от вида, или что животные могут действовать морально, не будучи полноценными моральными агентами. [20] [21]

Мыслители, которые считают, что только люди могут быть моральными агентами, обычно утверждают, что моральная свобода действий зависит от рациональности. Они подчеркивают отличительные человеческие способности и уникальную сложность человеческого поведения. Они утверждают, что общее поведение, такое как наказание правонарушителей, тем не менее, подкреплено совершенно разными внутренними процессами, а это означает, что такое поведение квалифицируется как моральная деятельность для людей, но не для нелюдей. [22]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Ангус, Тейлор (2003). Животные и этика: обзор философских дебатов . Питерборо, Онтарио: Broadview Press. п. 20.
  2. ^ «Мораль», Пересмотренный полный словарь Вебстера , 1913, стр. 943.
  3. ^ Харгроув, Юджин К., изд. (1992). Права животных, дебаты об экологической этике: экологический взгляд . Олбани: Государственный университет. Нью-Йорк Пресс. стр. 3–4. ISBN  978-0-7914-0933-6 .
  4. ^ Бандура, Альберт (июнь 2002 г.). «Выборочное моральное отстранение от реализации моральной воли». Журнал нравственного воспитания . 31 (2): 101–119. CiteSeerX   10.1.1.473.2026 . дои : 10.1080/0305724022014322 . S2CID   146449693 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Грей, Курт; Вегнер, Дэниел М. (март 2009 г.). «Моральное определение типов: различные представления о моральных агентах и ​​моральных пациентах» . Журнал личности и социальной психологии . 96 (3): 505–520. дои : 10.1037/a0013748 . ISSN   1939-1315 . ПМИД   19254100 .
  6. ^ Волемонву, Виктор Чиди (01.06.2020). «Ричард Дин: ценность человечества в моральной теории Канта» . Медицина, здравоохранение и философия . 23 (2): 221–226. дои : 10.1007/s11019-019-09926-2 . ISSN   1572-8633 . ПМК   7260255 . ПМИД   31571029 .
  7. ^ «Утилитаризм, закон и правило | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 20 марта 2024 г.
  8. ^ Певец, Питер (1972). «Голод, изобилие и мораль» . Философия и связи с общественностью . 1 (3): 229–243. ISSN   0048-3915 . JSTOR   2265052 .
  9. ^ Бэнкс, Джейме (01 января 2019 г.). «Шкала воспринимаемой моральной активности: разработка и проверка метрики для людей и социальных машин» . Компьютеры в поведении человека . 90 : 363–371. дои : 10.1016/j.chb.2018.08.028 . ISSN   0747-5632 . S2CID   53783430 .
  10. ^ Бэнкс, Джейме (10 сентября 2020 г.). «Хорошие роботы, плохие роботы: влияние морально валентного поведения на воспринимаемый разум, мораль и доверие» . Международный журнал социальной робототехники . 13 (8): 2021–2038. дои : 10.1007/s12369-020-00692-3 . hdl : 2346/89911 . ISSN   1875-4805 .
  11. ^ Бэнкс, Джейми (18 ноября 2018 г.). Компьютеры в поведении человека . Том. 90. Science Direct (опубликовано в январе 2019 г.). стр. 363–371.
  12. ^ Йоханнсен, Кайл (1 января 2019 г.). «Являются ли некоторые животные также моральными агентами?» . Чувство животных . 3 (23). дои : 10.51291/2377-7478.1404 . S2CID   159071494 . Проверено 30 апреля 2022 г.
  13. ^ Бехдади, Дорна (май 2021 г.). «Практическое обоснование моральной активности животных» . Журнал прикладной философии . 38 (2): 226–243. дои : 10.1111/japp.12486 . S2CID   229471000 .
  14. ^ Уиллоус, Адам М.; Бэйнс-Рок, Маркус (декабрь 2018 г.). «Два взгляда на мораль животных» (PDF) . Зайгон . 53 (4): 953–970. дои : 10.1111/zygo.12464 . S2CID   150204045 .
  15. ^ Монсо, Сусана; Бенц-Шварцбург, Юдит; Бремхорст, Анника (1 декабря 2018 г.). «Мораль животных: что это значит и почему это важно» . Журнал этики . 22 (3): 283–310. дои : 10.1007/s10892-018-9275-3 . ISSN   1572-8609 . ПМК   6404642 . ПМИД   30930677 .
  16. ^ Ваал, FBM де (2016). Приматы и философы: как развивалась мораль . Принстон, Нью-Джерси ISBN  9780691169163 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  17. ^ Томаселло, Майкл (2016). Естественная история человеческой морали . Кембридж, Массачусетс, ISBN  9780674088641 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Це, Питер Ульрик (2008–2014). «Символическая мысль и эволюция человеческой морали». В Синнотт-Армстронг, Уолтер (ред.). Моральная психология, том 1: Эволюция морали: адаптации и врожденность . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 269–297. ISBN  978-0262693547 .
  19. ^ Клемент, Грейс (1 апреля 2013 г.). «Животные и моральное влияние: недавние дебаты и их последствия». Журнал этики животных . 3 (1): 1–14. дои : 10.5406/janimalethics.3.1.0001 .
  20. ^ Роулендс, Марк (2012). Могут ли животные быть нравственными? . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199842001 .
  21. ^ Назад, Ёнсун (3 апреля 2018 г.). «Моральны ли животные?: Взгляды Чжу Си и Чон Якёна на животных, не являющихся людьми» . Азиатская философия . 28 (2): 97–116. дои : 10.1080/09552367.2018.1453234 . S2CID   171543787 .
  22. ^ Корсгаард, Кристин М. (2010). Размышления об эволюции морали (PDF) . Кафедра философии Амхерст-колледжа: Амхерстская лекция по философии.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5f5402bf80bcbe8a6b1e0fb79f47893__1721902680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/93/f5f5402bf80bcbe8a6b1e0fb79f47893.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moral agency - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)