Конституция Турции
Конституция Турецкой Республики | |
---|---|
Обзор | |
Оригинальное название | Конституция Турецкой Республики |
Юрисдикция | Турецкая Республика |
Созданный | 18 октября 1982 г. |
Представлено | 20 октября 1982 г. |
Ратифицирован | 7 ноября 1982 г. |
Дата вступления в силу | 9 ноября 1982 г. |
Система | Унитарная президентская республика |
Структура правительства | |
Филиалы | Три (исполнительная, законодательная, судебная) |
Глава государства | Президент |
Чемберс | Один ( Великое Национальное Собрание ) |
Исполнительный | Президентский кабинет |
судебная власть | Судебная система Турции 4 верховных суда |
Федерализм | Унитарный |
Коллегия выборщиков | Нет |
Окопы | 3 |
История | |
Первый законодательный орган | 6 ноября 1983 г. |
Первый руководитель | 13 декабря 1983 г. |
Поправки | 21 |
Последняя поправка | 16 апреля 2017 г. |
По заказу | Совет национальной безопасности |
Автор(ы) | Консультативный парламент Турции |
Подписавшиеся | 83% электората |
Заменяет | Конституция 1961 года |
Полный текст | |
Конституция Турецкой Республики в Wikisource | |
Конституция Турецкой Республики в турецком Wikisource |
Портал Турции |
Конституционная история Турция |
---|
Конституционные документы |
Конституции |
Референдумы |
Конституционный суд |
Конституция Турции , официально известная как Конституция Тюркской Республики ( турецкий : Türkiye Cumhuriyeti Anayasası ), также известная как Конституция 1982 года , является Турции основным законом . Он устанавливает организацию правительства и устанавливает принципы и правила поведения государства, а также его обязанности по отношению к своим гражданам . Конституция также устанавливает права и обязанности последних, а также устанавливает руководящие принципы делегирования полномочий и осуществления того, что суверенитет полностью и без сомнения принадлежит народу.
Конституция была ратифицирована 7 ноября 1982 года. Она заменила предыдущую Конституцию 1961 года . В конституцию вносились поправки 21 раз, три из них — через референдум: 2007 , 2010 , 2017 годы , один из них — частично через референдум: 1987 год . По состоянию на апрель 2016 года всего изменены 113 из 177 статей Конституции 1982 года. [1] [ нужно обновить ]
История
[ редактировать ]Первая конституция Османской империи была принята в 1876 году и пересмотрена в 1908 году .
С момента своего основания современное турецкое государство управлялось четырьмя документами:
- Конституция 1921 года ,
- Конституция 1924 года ,
- Конституция 1961 года и,
- Действующая Конституция 1982 года.
Действующая конституция была ратифицирована всенародным референдумом во время военной хунты 1980-1983 годов . С момента ратификации в 1982 году действующая конституция повлияла на многие важные события и изменения в Турецкой Республике, и в нее много раз вносились изменения, чтобы идти в ногу с глобальными и региональными геополитическими конъюнктурами. Основные изменения были внесены в 2010 году. [2] Небольшая поправка к статье 59 о допустимых средствах оспаривания «решений спортивных федераций, касающихся управления и дисциплины спортивной деятельности», была внесена в марте 2011 года. [3] После конституционного референдума 2017 года были внесены фундаментальные изменения, включая замену парламентской системы в Турции на президентскую . [4] Исполнительная, законодательная и судебная власть, находящаяся под контролем президента, может привести к уменьшению демократии. [5]
Обзор
[ редактировать ]Часть первая: Основополагающие принципы
[ редактировать ]Конституция утверждает, что Турция является светской ( 2.1 ) и демократической ( 2.1 ) республикой ( 1.1 ), черпающей свой суверенитет ( 6.1 ) от народа. Суверенитет принадлежит турецкому народу, который делегирует его осуществление избранному однопалатному парламенту – Великому национальному собранию Турции .
Статья 4 провозглашает неизменность основополагающих принципов Республики, определенных в первых трех статьях, и запрещает любые предложения по их изменению. также В преамбуле упоминаются принципы национализма , определяемые как «материальное и духовное благополучие республики». Основной природой Турции является светскость ( 2 ), социальное равенство ( 2 ), равенство перед законом ( 10 ), республиканская форма правления ( 1 ), неделимость Республики и турецкой нации ( 3.1 )». он намеревается основать унитарное национальное государство , основанное на принципах светской демократии .
Основные цели и обязанности государства определены в статье 5 . Конституция устанавливает разделение властей между законодательной властью ( 7.1 ), исполнительной властью ( 8.1 ) и судебной властью ( 9.1 ) государства . Разделение властей между законодательной и исполнительной властью является свободным, тогда как разделение между исполнительной и законодательной властью и судебной властью является строгим.
Часть вторая: Индивидуальные и групповые права
[ редактировать ]Часть вторая конституции – это билль о правах . Статья двенадцатая гарантирует «основные права и свободы», которые включают:
- Статья 17. Неприкосновенность личности, материальной и духовной целостности личности ( право на жизнь )
- Статья 18 : Запрет принудительного труда
- Статья 19. Личная свобода и безопасность ( личная безопасность ).
- Статья 20 : Неприкосновенность частной жизни
- Статья 21 : Неприкосновенность жилища
- Статья 22 : Свобода общения
- Статья 23 : Свобода проживания и передвижения
- Статья 24 : Свобода религии и совести
- Статья 25 : Свобода мысли и мнений
- Статья 26 : Свобода выражения мнений и распространения мыслей
- Статья 27 : Свобода науки и искусства
- Статья 35 : Право собственности
Статья пятая Конституции определяет смысл существования турецкого государства, а именно «обеспечение условий, необходимых для развития материального и духовного существования человека».
Многие из этих укоренившихся прав основаны на международных биллях о правах , таких как Всеобщая декларация прав человека , которую Турция была одной из первых стран, ратифицировавших в декабре 1948 года. [6]
Равенство граждан
[ редактировать ]Помимо положений, устанавливающих Турцию как светское государство, статья 10 идет дальше в отношении равенства ее граждан, запрещая любую дискриминацию на основе их « языка , расы , цвета кожи , пола , политических взглядов , философских убеждений или религиозных убеждений » и гарантируя их равенство. в глазах закона . Заимствуя из французских революционных идеалов нации и республики, [ нужна ссылка ] Статья 3 подтверждает, что «Турецкое государство со своей территорией и нацией является неделимым образованием. Его язык – турецкий ». Статья 66 определяет турецкую гражданскую идентичность: «каждый, связанный с турецким государством узами гражданства, является турком».
Свобода выражения мнений
[ редактировать ]Статья 26 устанавливает свободу выражения мнений , статьи 27 и 28 – свободу прессы, а статьи 33 и 34 подтверждают свободу ассоциаций и свободу собраний соответственно.
Права группы
[ редактировать ]Классы считаются несущественными с юридической точки зрения (А10). Конституция подтверждает право трудящихся создавать профсоюзы «без получения разрешения» и «обладать правом становиться членом профсоюза и свободно выходить из членства» (А51). Статьи 53 и 54 подтверждают право трудящихся на ведение коллективных переговоров и на забастовку соответственно.
Часть третья: Основные органы
[ редактировать ]Законодательная власть
[ редактировать ]Статья седьмая предусматривает создание однопалатного парламента как единственного органа выражения суверенного народа. Статья шестая Конституции подтверждает, что «суверенитет полностью и безоговорочно принадлежит нации» и что «турецкий народ осуществляет свой суверенитет через уполномоченные органы, как это предписано принципами, заложенными в Конституции». В той же статье также исключается делегирование суверенитета «любому лицу, группе или классу» и утверждается, что «ни одно лицо или учреждение не может осуществлять какую-либо государственную власть, не вытекающую из Конституции». Статья 80 (A80) подтверждает принцип национального суверенитета : «члены Великого национального собрания Турции представляют не только свои собственные округа или избиратели , но и нацию в целом».
Часть третья, глава первая (статьи 75–100) устанавливает правила выборов и функционирования Великого национального собрания Турции в качестве законодательного органа, а также условия правомочности (A76), парламентской неприкосновенности (A83) и общие законодательные процедуры. нужно следовать. Согласно статьям 87 и 88, как правительство, так и парламент могут предлагать законы, однако только парламент имеет право принимать законы (А87) и ратифицировать договоры Республики с другими суверенными государствами (А90).
Президент Республики избирается прямыми выборами и выполняет исполнительную роль главы государства , «представляя Турецкую Республику и единство турецкой нации» (A104). Президент избирался парламентом до 2007 года и исполнял церемониальную роль до 2017 года.
судебная власть
[ редактировать ]Статья девятая подтверждает, что « судебная власть осуществляется независимыми судами от имени турецкого народа». Часть четвертая содержит правила их функционирования и гарантирует их полную независимость (А137-140). Судебная власть соответствует принципу разделения властей не только благодаря своей независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти, но и благодаря разделению на две структуры: административную юстицию и судебную юстицию, при этом Даништай (Государственный совет) является высшей судебной инстанцией . первый (A155) и Яргитай (Высший апелляционный суд), высшая судебная инстанция второго (154).
Часть четвертая, раздел второй допускает создание Конституционного суда , который выносит решения о соответствии законов и правительственных постановлений Конституции. Он может рассматривать дела, переданные Президентом Республики, правительством, членами Парламента (А150) или любым судьей был поднят конституционный вопрос , перед которым ответчиком или истцом (А152). Конституционный суд имеет право как на априорный , так и на апостериорный пересмотр (соответственно, до и после принятия закона), а также может признать недействительными целые законы или указы и запретить их применение во всех будущих случаях (А153).
Исполнительный
[ редактировать ]Согласно статье восьмой, исполнительная власть принадлежит Президенту Республики и Совету министров. Часть третья, глава первая, раздел второй (статьи 109–116) излагает правила утверждения и функционирования исполнительной власти, состоящей из Президента Республики и Совета министров (A109). До 2017 года исполнительная власть была разделена между премьер-министром и Советом министров.
Часть третья, глава вторая, раздел четвертый, организует функционирование центральной администрации и некоторых важных учреждений республики, таких как университеты (A130-132), местные администрации (A127), основные государственные службы (A128) и национальная безопасность (A117-). 118). Статья 123 предусматривает, что «организация и функции управления основаны на принципах централизации и местного управления».
Национальная безопасность
[ редактировать ]( Вооруженные силы Турции TAF) подчиняются президенту в качестве главнокомандующего. Начальник Генерального штаба ВСФ несет ответственность перед Президентом за выполнение своих функций, а последний, как и остальные члены Совета министров, несет ответственность перед парламентом (A117).
Совет национальной безопасности — это консультативная организация, в состав которой входят начальник Генерального штаба , четыре главных командующих ВВС, президент и избранные члены Совета министров, занимающаяся разработкой «политики национальной безопасности государства» (A118).
Пересмотр и поправки
[ редактировать ]В статье 175 также изложена процедура его собственного пересмотра и внесения поправок либо путем референдума , либо квалифицированным большинством в 2/3 голосов в Национальном собрании. Он не признает права на народные инициативы: только члены парламента могут предлагать поправки к Конституции.
Пересмотр Конституции был одобрен 13 сентября 2010 года 58-процентным одобрением 39 миллионов проголосовавших. Это изменение позволит Национальному собранию назначать ряд судей высших судов, уменьшит власть системы военных судов над гражданским населением и улучшит права человека. Изменения также снимают иммунитет от судебного преследования, который дали себе бывшие лидеры военного переворота начала 1980-х годов. [7]
# | Дата | Примечания [8] |
---|---|---|
1 | 17 мая 1987 г. | Возрастной ценз снижен с 21 до 19, Число депутатов увеличено с 400 до 450, Снят 1980 года запрет на политиков , Конституционный референдум в Турции 1987 года. |
2 | 8 июля 1993 г. | Общественное радио и телевидение разрешены |
3 | 23 июля 1995 г. | Избирательный возраст снижен с 19 до 18, количество депутатов увеличено с 450 до 550. |
4 | 18 июня 1999 г. | Назначение гражданских судей в суды государственной безопасности вместо военных судей |
5 | 13 августа 1999 г. | Введена приватизация |
6 | 3 октября 2001 г. | Изменения в соответствии с законодательством Европейского Союза и Европейской конвенцией по правам человека. |
7 | 21 ноября 2001 г. | Изменения в правах и выход на пенсию депутатов |
8 | 27 декабря 2002 г. | Введены промежуточные выборы |
9 | 7 мая 2004 г. | Вторые изменения, внесенные в соответствии с Европейского Союза. законодательством |
10 | 21 июня 2005 г. | Изменения в избрании Высшего совета радио и телевидения членов |
11 | 29 октября 2005 г. | Изменения в бюджетном законодательстве |
12 | 13 октября 2006 г. | Возраст кандидата снижен с 30 до 25 лет. |
13 | 10 мая 2007 г. | Временный закон о независимых политиках на выборах 2007 года |
14 | 31 мая 2007 г. | Срок полномочий парламента сокращен с 5 до 4, президент будет избран всенародным голосованием, конституционный референдум в Турции 2007 г. |
15 | 9 февраля 2008 г. | Изменения в использовании государственных услуг госслужащими |
16 | 7 мая 2010 г. | Референдум по конституции в Турции 2010 г. |
17 | 17 марта 2011 г. | Арбитраж по спортивной деятельности [9] |
18 | 20 мая 2016 г. | Снижение депутатской неприкосновенности , [10] особенно для оппозиции и прокурдских партий [11] [12] |
19 | 21 января 2017 г. | Референдум по конституции в Турции в 2017 году , введение президентской системы и отмена парламентской системы. [13] |
Критика
[ редактировать ]Этнические права
[ редактировать ]Конституция 1982 года подвергалась критике как ограничивающая индивидуальные культурные и политические свободы по сравнению с предыдущей конституцией 1961 года . Согласно Лозаннскому договору , согласно которому была создана Турецкая Республика, юридически единственными меньшинствами являются греки , армяне и евреи , которые также имеют определенные привилегии, не признанные за другими этническими общинами, согласно договору. По мнению Европейского Союза, конституция отрицает основные права курдского населения , поскольку некоторые статьи, особенно статья 42, направлены против прав меньшинств. [14] Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРИ) Совета Европы опубликовала свой третий доклад по Турции в феврале 2005 года. Комиссия заняла позицию, согласно которой парламент должен пересмотреть статью 42 Конституции, которая запрещает преподавание любого языка, кроме чем турецкий в качестве первого языка в школах. [15] Конституционный принцип Турции , запрещающий преподавание гражданам других языков в качестве родных в школах , кроме официального, подвергается критике со стороны ЕС, правозащитных организаций и меньшинств Турции. [14] Из-за этой статьи курдам , составляющим от 10 до 20% населения Турции, не разрешается получать образование на родном языке. [14]
В настоящее время черкесский , курдский , заза , лазский языки. в некоторых государственных школах в качестве уроков могут быть выбраны [16] [17] [18] С 2003 года могут предлагаться частные курсы по преподаванию языков меньшинств, но учебная программа, назначение преподавателей и критерии зачисления подвергаются значительным ограничениям. Все частные курсы курдского языка были закрыты в 2005 году из-за бюрократических барьеров и нежелания курдов «платить за изучение родного языка». [19] В 2015 году только 28 школ предлагали курдский язык в качестве выборочного курса. Кроме того, ни частным, ни государственным школам по-прежнему не разрешается использовать курдский язык или другие языки, кроме турецкого, в качестве первого языка. [14]
Свобода выражения мнений
[ редактировать ]Конституция предоставляет свободу выражения мнений, как заявлено в статье 26 . Статья 301 Уголовного кодекса Турции гласит, что «Лицо, которое публично очерняет Турецкую нацию, Республику или Великое Национальное Собрание Турции , подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок от шести месяцев до трех лет», а также что «выражение мысли имело целью критиковать не является преступлением».
Заявление Орхана Памука «На этих землях были убиты один миллион армян и 30 000 курдов, и никто, кроме меня, не смеет об этом говорить» некоторые сочли нарушением статьи 10 Конституции и привели к суду над ним в 2005 году. Жалоба на Орхана Памука была подана группой адвокатов во главе с Кемалем Керинчизом , а обвинения выдвинуты районным прокурором по статье 301 Уголовного кодекса Турции. Позже Памук был освобожден, а министерство юстиции сняло обвинения по формальным причинам. Эта же группа адвокатов подала жалобы на других менее известных авторов на тех же основаниях. Керинчизу было предъявлено обвинение в расследовании «Эргенекона» 2008 года вместе со многими другими.
Влияние военных
[ редактировать ]Хотя конституция 1982 года несколько раз изменялась за последние три десятилетия, особенно в рамках реформ Европейского Союза , ее также критикуют за то, что она дает военным слишком большое влияние в политических вопросах через Совет национальной безопасности . Турецкие вооруженные силы считают себя хранителями светского и унитарного характера республики наряду с реформами Ататюрка и вмешивались, трижды захватывая правительство: [20] в 1960 , в 1971 и в 1980 годах .
См. также
[ редактировать ]- Референдум по конституции Турции 1982 г.
- Референдум по конституции в Турции 2007 г.
- Референдум по конституции в Турции 2010 г.
- Референдум по конституции в Турции 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ИЗМЕНЕННЫЕ СТАТЬИ В КОНСТИТУЦИИ 1982 ГОДА» . odatv.com. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ Эргун Озбудун, Конституционная реформа Турции и конституционный референдум 2010 года, IEMed 2011, доступно по адресу http://www.iemed.org/observatori-en/arees-danalisi/arxius-adjunts/anuari/med.2011/Ozbudun_en.pdf . Архивировано. 23 марта 2021 г. в Wayback Machine (по состоянию на 3 марта 2016 г.).
- ^ Конституция Турецкой Республики, ст. 59, официальный перевод на английский язык (Великое национальное собрание Турции [TBMM]), доступен по адресу https://global.tbmm.gov.tr/docs/constitution_en.pdf. Архивировано 9 февраля 2020 г. на Wayback Machine (по состоянию на 3 марта). 2016).
- ^ Эсен, Берк; Гюмюшку, Шебнем (3 июля 2017 г.). «Маленькое «да» президентству: конституционный референдум в Турции в апреле 2017 года» . Южноевропейское общество и политика . 22 (3): 303–326. дои : 10.1080/13608746.2017.1384341 . hdl : 11693/38208 . ISSN 1360-8746 . S2CID 158346672 . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ M@Rt1n@Sl@n (09.01.2023). «Референдум за меньшую демократию» . Ост Конфликт . Проверено 10 мая 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Принятие Всеобщей декларации, ПАРИЖ 1948 года» . Всеобщая декларация прав человека . Университетский колледж Анри Дюнан [ нужны разъяснения ] . 11 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2008 г. Проверено 3 сентября 2008 г.
- ^ «Эрдоган в Турции готов внести изменения после победы на референдуме» . Глобус и почта . Торонто. Архивировано из оригинала 16 сентября 2010 года.
- ^ «Поправки, внесенные на сегодняшний день в Конституцию 82 года» . www.cumhuriyet.com.tr (на турецком языке). 7 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 г. Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «Главное управление разработки и публикации законодательства Премьер-министра» . www.resmigazete.gov.tr (на турецком языке). 29 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 г. Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ «Главное управление разработки и публикации законодательства Премьер-министра» . www.resmigazete.gov.tr (на турецком языке). 8 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2019 г. Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ «Парламент Турции проголосовал за лишение депутатов иммунитета от судебного преследования» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 20 мая 2016 года . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ «Парламент Турции лишает депутатов неприкосновенности, нанося удар по курдской оппозиции» . Рейтер . 20 мая 2016 года . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ «Парламент Турции близок к одобрению президентской системы, к которой стремится Эрдоган» . Рейтер . 19 января 2017 г. Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «РАБОЧИЙ ДОКУМЕНТ СОТРУДНИКА КОМИССИИ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 9 апреля 2016 г.
- ^ «Отчет о проделанной работе» . europa.eu. 2005. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г. Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ «ЧЕРКЕС-ФЕД был в Министерстве национального образования на факультативных курсах родного языка…» . Озгурцеркес.com. Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «Празднование Дня родного языка в Сивереке» . odatv.com. 22 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2014 г. Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «Курс обучения лазскому языку готов – Бейза Курал» . бианет. Архивировано из оригинала 18 апреля 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2009 года . Проверено 17 июня 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Серра Кремер, А. Турция между Османской империей и Европейским Союзом: смена политической власти посредством конституционной реформы. Архивировано 9 декабря 2021 г. в Wayback Machine , Fordham International Law Journal . Том 35, Выпуск 1, 2016 г. с. 282, 297, 298
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на турецком языке) Действующая конституция Турции Великого национального собрания .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Материалы по конституционному праву Турции на английском языке, подготовленные Кемалем Гёзлером , профессором конституционного права Университета Улудаг . юридического факультета