Jump to content

Конституция Турции

(Перенаправлено из Конституции Турции )
Конституция Турецкой Республики
Обзор
Оригинальное название Конституция Турецкой Республики
Юрисдикция Турецкая Республика
Созданный 18 октября 1982 г.
Представлено 20 октября 1982 г.
Ратифицирован 7 ноября 1982 г.
Дата вступления в силу 9 ноября 1982 г.
Система Унитарная президентская республика
Структура правительства
Филиалы Три (исполнительная, законодательная, судебная)
Глава государства Президент
Чемберс Один ( Великое Национальное Собрание )
Исполнительный Президентский кабинет
судебная власть Судебная система Турции
4 верховных суда
Федерализм Унитарный
Коллегия выборщиков Нет
Окопы 3
История
Первый законодательный орган 6 ноября 1983 г.
Первый руководитель 13 декабря 1983 г.
Поправки 21
Последняя поправка 16 апреля 2017 г.
По заказу Совет национальной безопасности
Автор(ы) Консультативный парламент Турции
Подписавшиеся 83% электората
Заменяет Конституция 1961 года
Полный текст
Конституция Турецкой Республики в Wikisource
Конституция Турецкой Республики в турецком Wikisource
Здание суда в Картале, Стамбул .

Конституция Турции , официально известная как Конституция Тюркской Республики ( турецкий : Türkiye Cumhuriyeti Anayasası ), также известная как Конституция 1982 года , является Турции основным законом . Он устанавливает организацию правительства и устанавливает принципы и правила поведения государства, а также его обязанности по отношению к своим гражданам . Конституция также устанавливает права и обязанности последних, а также устанавливает руководящие принципы делегирования полномочий и осуществления того, что суверенитет полностью и без сомнения принадлежит народу.

Конституция была ратифицирована 7 ноября 1982 года. Она заменила предыдущую Конституцию 1961 года . В конституцию вносились поправки 21 раз, три из них — через референдум: 2007 , 2010 , 2017 годы , один из них — частично через референдум: 1987 год . По состоянию на апрель 2016 года всего изменены 113 из 177 статей Конституции 1982 года. [1] [ нужно обновить ]

Первая конституция Османской империи была принята в 1876 году и пересмотрена в 1908 году .

С момента своего основания современное турецкое государство управлялось четырьмя документами:

Действующая конституция была ратифицирована всенародным референдумом во время военной хунты 1980-1983 годов . С момента ратификации в 1982 году действующая конституция повлияла на многие важные события и изменения в Турецкой Республике, и в нее много раз вносились изменения, чтобы идти в ногу с глобальными и региональными геополитическими конъюнктурами. Основные изменения были внесены в 2010 году. [2] Небольшая поправка к статье 59 о допустимых средствах оспаривания «решений спортивных федераций, касающихся управления и дисциплины спортивной деятельности», была внесена в марте 2011 года. [3] После конституционного референдума 2017 года были внесены фундаментальные изменения, включая замену парламентской системы в Турции на президентскую . [4] Исполнительная, законодательная и судебная власть, находящаяся под контролем президента, может привести к уменьшению демократии. [5]

Часть первая: Основополагающие принципы

[ редактировать ]

Конституция утверждает, что Турция является светской ( 2.1 ) и демократической ( 2.1 ) республикой ( 1.1 ), черпающей свой суверенитет ( 6.1 ) от народа. Суверенитет принадлежит турецкому народу, который делегирует его осуществление избранному однопалатному парламенту – Великому национальному собранию Турции .

текст
Печать Ассамблеи

Статья 4 провозглашает неизменность основополагающих принципов Республики, определенных в первых трех статьях, и запрещает любые предложения по их изменению. также В преамбуле упоминаются принципы национализма , определяемые как «материальное и духовное благополучие республики». Основной природой Турции является светскость ( 2 ), социальное равенство ( 2 ), равенство перед законом ( 10 ), республиканская форма правления ( 1 ), неделимость Республики и турецкой нации ( 3.1 )». он намеревается основать унитарное национальное государство , основанное на принципах светской демократии .

Основные цели и обязанности государства определены в статье 5 . Конституция устанавливает разделение властей между законодательной властью ( 7.1 ), исполнительной властью ( 8.1 ) и судебной властью ( 9.1 ) государства . Разделение властей между законодательной и исполнительной властью является свободным, тогда как разделение между исполнительной и законодательной властью и судебной властью является строгим.

Часть вторая: Индивидуальные и групповые права

[ редактировать ]

Часть вторая конституции – это билль о правах . Статья двенадцатая гарантирует «основные права и свободы», которые включают:

Статья пятая Конституции определяет смысл существования турецкого государства, а именно «обеспечение условий, необходимых для развития материального и духовного существования человека».

Многие из этих укоренившихся прав основаны на международных биллях о правах , таких как Всеобщая декларация прав человека , которую Турция была одной из первых стран, ратифицировавших в декабре 1948 года. [6]

Равенство граждан

[ редактировать ]
Конституционный суд Турции находится в Анкаре .

Помимо положений, устанавливающих Турцию как светское государство, статья 10 идет дальше в отношении равенства ее граждан, запрещая любую дискриминацию на основе их « языка , расы , цвета кожи , пола , политических взглядов , философских убеждений или религиозных убеждений » и гарантируя их равенство. в глазах закона . Заимствуя из французских революционных идеалов нации и республики, [ нужна ссылка ] Статья 3 подтверждает, что «Турецкое государство со своей территорией и нацией является неделимым образованием. Его язык – турецкий ». Статья 66 определяет турецкую гражданскую идентичность: «каждый, связанный с турецким государством узами гражданства, является турком».

Свобода выражения мнений

[ редактировать ]

Статья 26 устанавливает свободу выражения мнений , статьи 27 и 28 – свободу прессы, а статьи 33 и 34 подтверждают свободу ассоциаций и свободу собраний соответственно.

Права группы

[ редактировать ]

Классы считаются несущественными с юридической точки зрения (А10). Конституция подтверждает право трудящихся создавать профсоюзы «без получения разрешения» и «обладать правом становиться членом профсоюза и свободно выходить из членства» (А51). Статьи 53 и 54 подтверждают право трудящихся на ведение коллективных переговоров и на забастовку соответственно.

Часть третья: Основные органы

[ редактировать ]
является Кассационный суд последней инстанцией по пересмотру приговоров, вынесенных судами уголовного и гражданского правосудия в Турции.

Законодательная власть

[ редактировать ]

Статья седьмая предусматривает создание однопалатного парламента как единственного органа выражения суверенного народа. Статья шестая Конституции подтверждает, что «суверенитет полностью и безоговорочно принадлежит нации» и что «турецкий народ осуществляет свой суверенитет через уполномоченные органы, как это предписано принципами, заложенными в Конституции». В той же статье также исключается делегирование суверенитета «любому лицу, группе или классу» и утверждается, что «ни одно лицо или учреждение не может осуществлять какую-либо государственную власть, не вытекающую из Конституции». Статья 80 (A80) подтверждает принцип национального суверенитета : «члены Великого национального собрания Турции представляют не только свои собственные округа или избиратели , но и нацию в целом».

Часть третья, глава первая (статьи 75–100) устанавливает правила выборов и функционирования Великого национального собрания Турции в качестве законодательного органа, а также условия правомочности (A76), парламентской неприкосновенности (A83) и общие законодательные процедуры. нужно следовать. Согласно статьям 87 и 88, как правительство, так и парламент могут предлагать законы, однако только парламент имеет право принимать законы (А87) и ратифицировать договоры Республики с другими суверенными государствами (А90).

Президент Республики избирается прямыми выборами и выполняет исполнительную роль главы государства , «представляя Турецкую Республику и единство турецкой нации» (A104). Президент избирался парламентом до 2007 года и исполнял церемониальную роль до 2017 года.

судебная власть

[ редактировать ]
Стамбульский дворец правосудия — здание суда в районе Шишли в Стамбуле .

Статья девятая подтверждает, что « судебная власть осуществляется независимыми судами от имени турецкого народа». Часть четвертая содержит правила их функционирования и гарантирует их полную независимость (А137-140). Судебная власть соответствует принципу разделения властей не только благодаря своей независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти, но и благодаря разделению на две структуры: административную юстицию и судебную юстицию, при этом Даништай (Государственный совет) является высшей судебной инстанцией . первый (A155) и Яргитай (Высший апелляционный суд), высшая судебная инстанция второго (154).

Часть четвертая, раздел второй допускает создание Конституционного суда , который выносит решения о соответствии законов и правительственных постановлений Конституции. Он может рассматривать дела, переданные Президентом Республики, правительством, членами Парламента (А150) или любым судьей был поднят конституционный вопрос , перед которым ответчиком или истцом (А152). Конституционный суд имеет право как на априорный , так и на апостериорный пересмотр (соответственно, до и после принятия закона), а также может признать недействительными целые законы или указы и запретить их применение во всех будущих случаях (А153).

Государственный совет в Анкаре

Исполнительный

[ редактировать ]

Согласно статье восьмой, исполнительная власть принадлежит Президенту Республики и Совету министров. Часть третья, глава первая, раздел второй (статьи 109–116) излагает правила утверждения и функционирования исполнительной власти, состоящей из Президента Республики и Совета министров (A109). До 2017 года исполнительная власть была разделена между премьер-министром и Советом министров.

Часть третья, глава вторая, раздел четвертый, организует функционирование центральной администрации и некоторых важных учреждений республики, таких как университеты (A130-132), местные администрации (A127), основные государственные службы (A128) и национальная безопасность (A117-). 118). Статья 123 предусматривает, что «организация и функции управления основаны на принципах централизации и местного управления».

Национальная безопасность
[ редактировать ]

( Вооруженные силы Турции TAF) подчиняются президенту в качестве главнокомандующего. Начальник Генерального штаба ВСФ несет ответственность перед Президентом за выполнение своих функций, а последний, как и остальные члены Совета министров, несет ответственность перед парламентом (A117).

Совет национальной безопасности — это консультативная организация, в состав которой входят начальник Генерального штаба , четыре главных командующих ВВС, президент и избранные члены Совета министров, занимающаяся разработкой «политики национальной безопасности государства» (A118).

Пересмотр и поправки

[ редактировать ]

В статье 175 также изложена процедура его собственного пересмотра и внесения поправок либо путем референдума , либо квалифицированным большинством в 2/3 голосов в Национальном собрании. Он не признает права на народные инициативы: только члены парламента могут предлагать поправки к Конституции.

Пересмотр Конституции был одобрен 13 сентября 2010 года 58-процентным одобрением 39 миллионов проголосовавших. Это изменение позволит Национальному собранию назначать ряд судей высших судов, уменьшит власть системы военных судов над гражданским населением и улучшит права человека. Изменения также снимают иммунитет от судебного преследования, который дали себе бывшие лидеры военного переворота начала 1980-х годов. [7]

# Дата Примечания [8]
1 17 мая 1987 г. Возрастной ценз снижен с 21 до 19, Число депутатов увеличено с 400 до 450, Снят 1980 года запрет на политиков , Конституционный референдум в Турции 1987 года.
2 8 июля 1993 г. Общественное радио и телевидение разрешены
3 23 июля 1995 г. Избирательный возраст снижен с 19 до 18, количество депутатов увеличено с 450 до 550.
4 18 июня 1999 г. Назначение гражданских судей в суды государственной безопасности вместо военных судей
5 13 августа 1999 г. Введена приватизация
6 3 октября 2001 г. Изменения в соответствии с законодательством Европейского Союза и Европейской конвенцией по правам человека.
7 21 ноября 2001 г. Изменения в правах и выход на пенсию депутатов
8 27 декабря 2002 г. Введены промежуточные выборы
9 7 мая 2004 г. Вторые изменения, внесенные в соответствии с Европейского Союза. законодательством
10 21 июня 2005 г. Изменения в избрании Высшего совета радио и телевидения членов
11 29 октября 2005 г. Изменения в бюджетном законодательстве
12 13 октября 2006 г. Возраст кандидата снижен с 30 до 25 лет.
13 10 мая 2007 г. Временный закон о независимых политиках на выборах 2007 года
14 31 мая 2007 г. Срок полномочий парламента сокращен с 5 до 4, президент будет избран всенародным голосованием, конституционный референдум в Турции 2007 г.
15 9 февраля 2008 г. Изменения в использовании государственных услуг госслужащими
16 7 мая 2010 г. Референдум по конституции в Турции 2010 г.
17 17 марта 2011 г. Арбитраж по спортивной деятельности [9]
18 20 мая 2016 г. Снижение депутатской неприкосновенности , [10] особенно для оппозиции и прокурдских партий [11] [12]
19 21 января 2017 г. Референдум по конституции в Турции в 2017 году , введение президентской системы и отмена парламентской системы. [13]

Этнические права

[ редактировать ]

Конституция 1982 года подвергалась критике как ограничивающая индивидуальные культурные и политические свободы по сравнению с предыдущей конституцией 1961 года . Согласно Лозаннскому договору , согласно которому была создана Турецкая Республика, юридически единственными меньшинствами являются греки , армяне и евреи , которые также имеют определенные привилегии, не признанные за другими этническими общинами, согласно договору. По мнению Европейского Союза, конституция отрицает основные права курдского населения , поскольку некоторые статьи, особенно статья 42, направлены против прав меньшинств. [14] Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРИ) Совета Европы опубликовала свой третий доклад по Турции в феврале 2005 года. Комиссия заняла позицию, согласно которой парламент должен пересмотреть статью 42 Конституции, которая запрещает преподавание любого языка, кроме чем турецкий в качестве первого языка в школах. [15] Конституционный принцип Турции , запрещающий преподавание гражданам других языков в качестве родных в школах , кроме официального, подвергается критике со стороны ЕС, правозащитных организаций и меньшинств Турции. [14] Из-за этой статьи курдам , составляющим от 10 до 20% населения Турции, не разрешается получать образование на родном языке. [14]

В настоящее время черкесский , курдский , заза , лазский языки. в некоторых государственных школах в качестве уроков могут быть выбраны [16] [17] [18] С 2003 года могут предлагаться частные курсы по преподаванию языков меньшинств, но учебная программа, назначение преподавателей и критерии зачисления подвергаются значительным ограничениям. Все частные курсы курдского языка были закрыты в 2005 году из-за бюрократических барьеров и нежелания курдов «платить за изучение родного языка». [19] В 2015 году только 28 школ предлагали курдский язык в качестве выборочного курса. Кроме того, ни частным, ни государственным школам по-прежнему не разрешается использовать курдский язык или другие языки, кроме турецкого, в качестве первого языка. [14]

Свобода выражения мнений

[ редактировать ]

Конституция предоставляет свободу выражения мнений, как заявлено в статье 26 . Статья 301 Уголовного кодекса Турции гласит, что «Лицо, которое публично очерняет Турецкую нацию, Республику или Великое Национальное Собрание Турции , подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок от шести месяцев до трех лет», а также что «выражение мысли имело целью критиковать не является преступлением».

Заявление Орхана Памука «На этих землях были убиты один миллион армян и 30 000 курдов, и никто, кроме меня, не смеет об этом говорить» некоторые сочли нарушением статьи 10 Конституции и привели к суду над ним в 2005 году. Жалоба на Орхана Памука была подана группой адвокатов во главе с Кемалем Керинчизом , а обвинения выдвинуты районным прокурором по статье 301 Уголовного кодекса Турции. Позже Памук был освобожден, а министерство юстиции сняло обвинения по формальным причинам. Эта же группа адвокатов подала жалобы на других менее известных авторов на тех же основаниях. Керинчизу было предъявлено обвинение в расследовании «Эргенекона» 2008 года вместе со многими другими.

Влияние военных

[ редактировать ]

Хотя конституция 1982 года несколько раз изменялась за последние три десятилетия, особенно в рамках реформ Европейского Союза , ее также критикуют за то, что она дает военным слишком большое влияние в политических вопросах через Совет национальной безопасности . Турецкие вооруженные силы считают себя хранителями светского и унитарного характера республики наряду с реформами Ататюрка и вмешивались, трижды захватывая правительство: [20] в 1960 , в 1971 и в 1980 годах .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «ИЗМЕНЕННЫЕ СТАТЬИ В КОНСТИТУЦИИ 1982 ГОДА» . odatv.com. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
  2. ^ Эргун Озбудун, Конституционная реформа Турции и конституционный референдум 2010 года, IEMed 2011, доступно по адресу http://www.iemed.org/observatori-en/arees-danalisi/arxius-adjunts/anuari/med.2011/Ozbudun_en.pdf . Архивировано. 23 марта 2021 г. в Wayback Machine (по состоянию на 3 марта 2016 г.).
  3. ^ Конституция Турецкой Республики, ст. 59, официальный перевод на английский язык (Великое национальное собрание Турции [TBMM]), доступен по адресу https://global.tbmm.gov.tr/docs/constitution_en.pdf. Архивировано 9 февраля 2020 г. на Wayback Machine (по состоянию на 3 марта). 2016).
  4. ^ Эсен, Берк; Гюмюшку, Шебнем (3 июля 2017 г.). «Маленькое «да» президентству: конституционный референдум в Турции в апреле 2017 года» . Южноевропейское общество и политика . 22 (3): 303–326. дои : 10.1080/13608746.2017.1384341 . hdl : 11693/38208 . ISSN   1360-8746 . S2CID   158346672 . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 4 мая 2021 г.
  5. ^ M@Rt1n@Sl@n (09.01.2023). «Референдум за меньшую демократию» . Ост Конфликт . Проверено 10 мая 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  6. ^ «Принятие Всеобщей декларации, ПАРИЖ 1948 года» . Всеобщая декларация прав человека . Университетский колледж Анри Дюнан [ нужны разъяснения ] . 11 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2008 г. Проверено 3 сентября 2008 г.
  7. ^ «Эрдоган в Турции готов внести изменения после победы на референдуме» . Глобус и почта . Торонто. Архивировано из оригинала 16 сентября 2010 года.
  8. ^ «Поправки, внесенные на сегодняшний день в Конституцию 82 года» . www.cumhuriyet.com.tr (на турецком языке). 7 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 г. Проверено 10 марта 2020 г.
  9. ^ «Главное управление разработки и публикации законодательства Премьер-министра» . www.resmigazete.gov.tr ​​(на турецком языке). 29 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 г. Проверено 1 апреля 2020 г.
  10. ^ «Главное управление разработки и публикации законодательства Премьер-министра» . www.resmigazete.gov.tr ​​(на турецком языке). 8 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2019 г. Проверено 1 апреля 2020 г.
  11. ^ «Парламент Турции проголосовал за лишение депутатов иммунитета от судебного преследования» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 20 мая 2016 года . Проверено 1 апреля 2020 г.
  12. ^ «Парламент Турции лишает депутатов неприкосновенности, нанося удар по курдской оппозиции» . Рейтер . 20 мая 2016 года . Проверено 1 апреля 2020 г.
  13. ^ «Парламент Турции близок к одобрению президентской системы, к которой стремится Эрдоган» . Рейтер . 19 января 2017 г. Проверено 19 марта 2023 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д «РАБОЧИЙ ДОКУМЕНТ СОТРУДНИКА КОМИССИИ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 9 апреля 2016 г.
  15. ^ «Отчет о проделанной работе» . europa.eu. 2005. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г. Проверено 10 ноября 2019 г.
  16. ^ «ЧЕРКЕС-ФЕД был в Министерстве национального образования на факультативных курсах родного языка…» . Озгурцеркес.com. Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
  17. ^ «Празднование Дня родного языка в Сивереке» . odatv.com. 22 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2014 г. Проверено 6 апреля 2016 г.
  18. ^ «Курс обучения лазскому языку готов – Бейза Курал» . бианет. Архивировано из оригинала 18 апреля 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
  19. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2009 года . Проверено 17 июня 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  20. ^ Серра Кремер, А. Турция между Османской империей и Европейским Союзом: смена политической власти посредством конституционной реформы. Архивировано 9 декабря 2021 г. в Wayback Machine , Fordham International Law Journal . Том 35, Выпуск 1, 2016 г. с. 282, 297, 298

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0223fba1cbab813a30eff2645ccb1a05__1722623760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/05/0223fba1cbab813a30eff2645ccb1a05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of Turkey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)