Jump to content

Современный стиль (британский модерн)

(Перенаправлено с «Современный стиль» )

Плакат Фрэнсис Макдональд (1896 г.)

Современный стиль — это стиль архитектуры, искусства и дизайна, который впервые появился в Соединенном Королевстве в середине 1880-х годов. Это был первый стиль модерн в мире, и он представляет собой эволюцию движения искусств и ремесел , зародившегося в Великобритании . Современный стиль обеспечил основу и интеллектуальную основу для движения в стиле модерн и был адаптирован другими странами, породив местные варианты, такие как модерн и Венский сецессион . Его культивировали и распространяли через Liberty универмаг и журнал The Studio .

Важнейшим человеком в области дизайна вообще и архитектуры в частности был Чарльз Ренни Макинтош . Он создал один из ключевых мотивов движения, ныне известный как «Роза Макинтош» или «Роза Глазго». Огромное значение имел также кружок школы Глазго , особенно группа, тесно связанная с Макинтошом, известная как « Четверка ». Развитие стиля магазина Liberty привело к появлению двух линий металлических изделий, Cymric и Tudric , разработанных Арчибальдом Ноксом . В области керамики и стекла Кристофер Дрессер является выдающейся фигурой: он не только работал с наиболее известными производителями керамики, но и стал важной фигурой в создании торговой марки стекла Clutha, созданной компанией James Couper & Sons, вдохновленной Древним Римом, в 1888 году. Обри Бердслей был определяющим человеком в графическом дизайне и рисовании, а также оказал влияние на живопись и стиль в целом. В области текстиля Уильям Моррис и CFA Войси имеют огромное значение, в той или иной степени оказав на них влияние, хотя большинство художников были разносторонними и работали во многих средах и областях. Из-за эволюции декоративно-прикладного искусства в современный стиль линии могут быть размыты, и многие дизайнеры, художники и мастера работали в обоих стилях одновременно. Важные цифры включают Чарльз Роберт Эшби , Уолтер Крейн , Леон-Виктор Солон , Джордж Скиппер , Чарльз Харрисон Таунсенд , Артур Макмёрдо , Уильям Джеймс Нитби .

Происхождение

[ редактировать ]
Плакат Чарльза Ренни Макинтоша 1896 года. Он отдает дань уважения кельтским традициям и японскому дизайну, а его стиль и форма неоднократно повторялись «Четверкой», самые ранние экземпляры датируются самое позднее 1885 годом. Его повторят венские сепаратисты . [ 1 ]

Стиль модерн зародился в Великобритании, главным образом в работах Уильяма Морриса и движения искусств и ремесел , основанного Моррисом и его последователями. Через Морриса формирующее и существенное влияние оказало Братство прерафаэлитов , которое защищал, а иногда и финансово поддерживал Джон Раскин . Влияние Рёскина на формирование декоративно-прикладного искусства и современного стиля трудно переоценить. Движение «Искусство и ремесла» призывало к лучшему обращению с декоративным искусством, считало, что все предметы должны быть красивыми, и черпало вдохновение из фольклора, средневекового мастерства и дизайна, а также природы. [ 2 ] Ранним прототипом является Красный дом в Бекслихите (1860 г.) с архитектурными работами Филипа Уэбба и интерьерами Уильяма Морриса. Работы Артура Макмёрдо — самая ранняя полностью реализованная форма модерна; его стул из красного дерева 1883 года и дизайн обложки эссе Рена «Городские церкви Рена» признаны искусствоведами самыми первыми работами в новом стиле. [ 3 ] [ 4 ] В работах Макмердо видно влияние другого британского иллюстратора Уильяма Блейка , чьи рисунки для «Песен невинности и опыта» 1789 года указывают на еще более раннее происхождение стиля модерн. [ 3 ] В отличие от Европы, в Великобритании не произошло радикальной революции, и художники и архитекторы продолжили дух новаторства, который был сутью искусств и ремесел. Арт-нуво — это естественная эволюция движения искусств и ремесел. [ 5 ]

Разработка

[ редактировать ]

Благодатная почва для этого нового стиля находилась в Шотландии и, в частности, в Глазго. В городе уже велась значительная художественная деятельность: в 1879 году был основан Институт искусств Глазго. Как и в большинстве других вариаций европейского стиля, он находился под влиянием японизма , который был в моде с добавлением тенденции кельтского возрождения и его националистического тона. Арчибальд Нокс был видной фигурой в формировании нового стиля, построенного на основе искусств и ремесел с сознательным добавлением кельтских элементов, поскольку он был родом с острова Мэн и интересовался своими кельтскими корнями. Кристофер Дрессер и его интерес к японскому дизайну добавили важный ингредиент в современный стиль. [ 6 ] Этот стиль существовал и в Англии, но тамошние художники больше тяготели к искусству и ремеслам. Самыми выдающимися фигурами были Чарльз Ренни Макинтош и тесно связанные с ним люди, также известные как «Четверка», и Школа Глазго , так что этот стиль также был известен как «Стиль Глазго». [ 7 ]

Изделия, созданные Уильямом Моррисом, Арчибальдом Ноксом и Кристофером Дрессером, продавались в недавно открывшемся универмаге Liberty на лондонской Риджент-стрит в 1875 году. Артур Ласенби Либерти с его выдающимися деловыми навыками соединил искусство и ремесла и эстетику кельтской Британии с эстетикой кельтской Британии. популярный спрос на восточный дизайн. В 1890 году он открыл второй магазин в Париже. В 1890-х годах Liberty сотрудничал со многими британскими дизайнерами и художниками, в основном работая в стиле декоративно-прикладного искусства, который к тому времени превратился в модерн. Магазин стал синонимом нового стиля, до такой степени, что в Италии модерн иногда называют стилем свободы . [ 8 ] Эти стили сосуществовали, и многие художники внесли свой вклад в оба стиля и сыграли роль в их развитии. Хорошим примером этого размытия линий и различий является Чарльз Ренни Макинтош, чьи архитектурные работы были во многом выполнены в стиле Глазго, но части интерьера в тех же зданиях могли больше ориентироваться в направлении декоративно-прикладного искусства, особенно мебель. [ 9 ]

В 1900 году «Четверка» и некоторые английские художники, в том числе Чарльз Роберт Эшби с его Гильдией и Школой ремесел, были приглашены для участия в 8-й выставке Венского Сецессиона . Они оказали огромное влияние на художников Венского сецессиона и венскую художественную сцену. Художники современного стиля оказали сильное влияние на Коломана Мозера и Йозефа Хоффмана и вдохновили их на создание Wiener Werkstätte . [ 10 ]

В 1901 году писатель Жан Лахор заявил, что Уильям Моррис и Джон Раскин были предшественниками модерна. Британский дизайн имел в то время огромное влияние, и для некоторых это стало невыносимо: писатель Чарльз Женюис заявил в 1897 году, что пришло время избавиться от него. [ 11 ]

Рисование

[ редактировать ]
Офелия прерафаэлита Джона Эверетта Милле (1851–1852 гг.)

Важным влиянием на живопись и одним из формирующих влияний на стиль модерн в целом был прерафаэлитизм , который повлиял на движение декоративно-прикладного искусства, символизм , эстетизм и современный стиль. Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс были одними из наиболее важных фигур, связанных с прерафаэлитизмом. [ 12 ] [ 6 ]

Группа, известная как «Четверка», оказала наибольшее влияние в области живописи и стиля в целом. В эту группу входили Чарльз Ренни Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Фрэнсис Макдональд и Маргарет Макдональд Макинтош . «Четверка» встретилась на уроках живописи в Школе искусств Глазго в 1891 году. Фрэнсис Макдональд и Герберт Макнейр поженились в 1899 году, а Маргарет Макдональд и Чарльз Ренни Макинтош поженились в 1900 году. Хотя все они были великими художниками сами по себе, Макдональд Макинтош стоял в области живописи; она оказала большое влияние на Макинтоша, и он назвал ее гением. Обе сестры находились под влиянием работ Уильяма Блейка и Обри Бердслея , и это отражается в использовании ими вытянутых фигур и линейных элементов. Макдональд Макинтош выставлялась со своим мужем на Венском сецессионе 1900 года, где они оказали влияние на Густава Климта , Йозефа Хоффмана и художников, которые позже сформируют Wiener Werkstätte . Они продолжали пользоваться популярностью на венской художественной сцене: оба участвовали в Венской международной художественной выставке в 1909 году.

В 1902 году пара получила крупный венский заказ: Фриц Варндорфер , первоначальный спонсор Wiener Werkstätte, строил новую виллу за пределами Вены, демонстрируя работы многих местных архитекторов. Йозеф Хоффманн и Коломан Мозер уже проектировали две его комнаты. Варндорфер пригласил Макинтошей спроектировать музыкальную комнату. Эта комната была украшена панно с произведениями искусства Макдональда Макинтош: « Опера ветров» , « Опера морей » и « Семь принцесс» , новый триптих размером со стену, который некоторые считают ее лучшей работой. [ 13 ] Современный критик Амелия Леветус описала это сотрудничество как «возможно, их величайшую работу, поскольку им была предоставлена ​​совершенно свобода действий». [ 14 ]

Графика и рисунок

[ редактировать ]

Первое появление изогнутых, извилистых форм, которые стали называть модерном, традиционно приписывают Артуру Хейгейту Макмердо в 1883 году. [ 16 ] Вскоре они были приняты в 1890-х годах художником-прерафаэлитом Эдвардом Бёрн-Джонсом и эстетического движения иллюстратором Обри Бердсли по совету историка искусства и критика Джона Раскина , который призывал художников «обращаться к природе» за вдохновением. [ 17 ]

В Великобритании одним из первых ведущих художников-графиков, работавших в стиле модерн, был Обри Бердслей. Начинал он с гравированных книжных иллюстраций к «Смерти д'Артура» , затем черно-белых иллюстраций к «Саломее» Оскара Уайльда в 1893 году, которые принесли ему известность. В том же году он начал гравировать иллюстрации и плакаты для художественного журнала The Studio , который помогал популяризировать европейских художников, таких как Фернан Кнопф, в Великобритании. Извилистые линии и замысловатые цветочные узоры привлекли не меньше внимания, чем текст. [ 18 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Школа искусств Глазго
Типография Эверарда

Самым выдающимся архитектором модерна был Чарльз Ренни Макинтош. Он жил в Глазго и черпал вдохновение из архитектуры шотландских баронов, сочетая ее с органическими формами растений и простотой японского дизайна. Это уникальное сочетание породило современный и неповторимый стиль, которым он известен. Он считал шотландский баронский стиль национальным стилем Шотландии, и в 1890 году он прочитал лекцию Архитектурной ассоциации Глазго на тему шотландского баронского стиля: «Насколько отличается изучение шотландской баронской архитектуры. Ее оригинальные образцы находятся у наших дверей. ...памятники наших предков, произведения людей, носящих наше имя». [ 19 ] Наряду с его самой известной работой, Школой искусств Глазго , почти все созданные им здания примечательны и важны, такие как Школьный музей Шотланд-стрит , Церковь Квинс-Кросс в Глазго и Хилл-Хаус в Хеленсбурге . [ 20 ] Помимо построенных проектов, было несколько так и не построенных. Он добился умеренного успеха как архитектор, но его значение было полностью понято только после его смерти, и он прославился. Один из его проектов, построенных посмертно, — « Дом любителя искусства» . [ 21 ] [ 22 ] Повторяющийся мотив в его проектах - это то, что стало известно как Роза Макинтош или Роза Глазго .

Другим важным архитектором был Джордж Скиппер , оказавший большое влияние на город Норидж . Его выдающаяся работа - Royal Arcade в Норидже , в которой есть 24 деревянных магазина с дугообразными фасадами и фаянсовыми деталями, спроектированными У. Дж. Нитби . [ 23 ] Писатель и поэт Джон Бетджеман сказал о Шкипере: «Он совершенно выдающийся и оригинальный. Он был для Норвича тем же, чем Гауди был для Барселоны». [ 24 ]

Типография Эверарда в Бристоле — еще одна икона современного стиля. Архитектурная работа Генри Уильямса прославляет историю книгопечатания от Гутенберга до Уильяма Морриса. Фасад украшен плиткой по дизайну WJ Neatby. [ 25 ]

Джеймс Сэлмон , уроженец Глазго и посещавший Школу искусств Глазго с 1888 по 1895 год, завершив обучение в офисе Уильяма Лейпера (1839–1916), также развил замечательный стиль. «Трек для шляп» (1899–1902) на Сент-Винсент-стрит - его самая известная работа с большим количеством стекла, очень детализированным фасадом в современном стиле и характерным куполом, который дал зданиям свое прозвище. [ 26 ]

Чарльз Харрисон Таунсенд внес значительный вклад в этот стиль; некоторые утверждают, что он был единственным английским архитектором, работавшим в новом стиле. [ 27 ] Как и все архитекторы и художники, работавшие в новом стиле, он проявлял близость к природным мотивам, но его любимым мотивом было дерево. [ 28 ]

Лесли Грин был лондонцем, который спроектировал значительное количество знаковых станций лондонского метро в своем родном городе. Использование им цвета бычьей крови глазурованной архитектурной терракоты на внешней стороне станций придало им отчетливый и несколько яркий вид. Для интерьера он использовал приятную бутылочно-зеленого цвета . терракоту [ 29 ] [ 30 ]

Металлоизделия и ювелирные изделия

[ редактировать ]
Кувшин Кристофера Дрессера , 1884 г.

Кимрик — это название серии оригинальных серебряных и ювелирных изделий, которые AL Liberty спонсировал в 1898 году и которые впервые были выставлены в его магазине весной следующего года. Хотя торговая марка, зарегистрированная в Goldsmiths' Company, была зарегистрирована на его имя, большая часть серебра и ювелирных изделий была изготовлена ​​WH Haseler из Бирмингема, который стал соучастником проекта по образцам, предоставленным Оливером Бейкером и Silver Studio . Арчибальд Нокс, житель острова Мэн, работавший у Кристофера Дрессера, был одним из самых талантливых дизайнеров, работавших в Silver Studio; он поставил большую часть металлоконструкций Liberty в период с 1899 по 1912 год.

Тудрик — это название оловянной посуды , производимой WH Haseler из Бирмингема. Главным дизайнером был Арчибальд Нокс вместе с Дэвидом Визи , Оливером Бейкером и Рексом Сильвером . Liberty & Co начала производство Тудрика в 1901 году и продолжала до 1930-х годов. Олово Тудрика отличалось от других оловянных изделий более высоким качеством и более высоким содержанием серебра. Олово традиционно называют «серебро бедняков». [ 31 ]

Гильдия и школа ремесел , основанная в 1888 году Чарльзом Робертом Эшби , внесла значительный вклад в развитие стиля в этой среде. Одним из основателей и первым инструктором по металлообработке был Джон Пирсон . Пирсон наиболее известен своей работой с медью и своим изобретением, заключающимся в выбивании меди о свинцовый блок. Гильдейские дизайны пряжек для ремней, украшений, столовых приборов и посуды оказали заметное влияние на немецких и австрийских художников в стиле модерн. [ 32 ] [ 33 ]

Текстиль и обои

[ редактировать ]

Благодаря Уильяму Моррису у этого средства массовой информации произошел ренессанс. Он покончил с роскошной жаккардовой шелковой мебелью на одном конце шкалы роскоши и с дешевым текстилем и обоями с роликовой печатью на другом. В центре его внимания, в духе декоративно-прикладного искусства, были традиционные ремесленные блочные печати и ручное ткачество. Он в полной мере использовал эти средства, создавая новые узоры и раскрывая творческий потенциал в дизайне узоров, проливая новый свет и меняя восприятие людей домашней обстановки. Самыми знаковыми формами Морриса были уникальные растительные композиции на обоях 1864 года и набивном текстиле 1874 года. Растения, произрастающие в Англии, составляли суть его дизайна. CFA Voysey внесла огромный вклад в эту область. Хотя по профессии он был архитектором, его друг Артур Хейгейт Макмердо уговорил его попробовать заняться дизайном обоев. Одним из его афоризмов было: «Быть ​​простым — это конец, а не начало дизайна». им восхищались На континенте такие личности, как Виктор Орта. и Генри ван де Вельде . В 1900 году Журнал декоративного искусства назвал его «источником» и «пророком» модерна.

Студия Silver, основанная Артуром Сильвером в 1880 году и позже унаследованная его сыном Рексом Сильвером, пережила свой расцвет примерно с 1890 по 1910 год, на пике современного стиля. Студия начала с дизайна в японском стиле и установила важные отношения с универмагом Liberty, для которого было создано несколько дизайнов. В студии работали многие талантливые дизайнеры, в том числе Джон Иллингворт Кей, Гарри Нэппер и Арчибальд Нокс. В 1897 году студия сообщила, что английский стиль вторгся во Францию ​​и что «большинство дизайнеров и производителей довольствуются копированием и изуродованием английских образцов». Огромная популярность этих образцов выразилась в том, что к 1906 году количество образцов, проданных европейским производителям, составило 40%. [ 34 ]

Керамика

[ редактировать ]
Уильям Де Морган Антилоповый зарядник в красной блестящей посуде, украшенный Джоном Пирсоном (1880-е годы)

Кристофер Дрессер был самым известным керамистом в Англии того времени. Его интерес к керамике начался в 1860-х годах, и он работал в таких фирмах, как Linthorpe Art Pottery , Mintons , Wedgwood , Royal Worcester , Watcombe , Linthorpe, Old Hall at Hanley и Ault . Его вдохновляла природа (что неудивительно, учитывая, что он был ботаником), но он категорически отвергал прямое копирование, вместо этого отстаивая стилизованный подход: «Если растения используются в качестве украшений, к ним нельзя относиться подражательно, а следует обращаться традиционно или превращать их в орнаменты – обезьяна может подражать, человек может создавать». В отличие от этих дизайнов, он также создавал смелые, яркие творения, полные мужественности. [ 35 ] Помимо Дресслера, важными дизайнерами, работавшими в этой среде, были Джон В. Уодсворт и Леон-Виктор Солон . В 1901 году Уодсворт под руководством Солона создал линию под названием «Сецессионистская посуда». Названный в честь Венского сецессиона, который был очень популярен после 1900 года, его стилизованный цветочный орнамент и активное использование линий внесли значительный вклад в международное движение. Хотя Макинтош не создавал керамику, его влияние на дизайн, как прямое, так и косвенное, трудно переоценить. [ 36 ]

Архитектурная керамика

[ редактировать ]

Уильям Джеймс Нитби начал свое знакомство с керамикой в ​​компании Burmantofts Potteries, работая дизайнером архитектурной керамики; раньше он работал архитектором. Он проработал в компании шесть лет, с 1894 по 1890 год, и в этот период был ее ведущим дизайнером. Нитби тесно сотрудничал с архитекторами и спроектировал множество интерьеров и экстерьеров для отелей, больниц, банков, ресторанов и жилых домов. Архитекторы дали Нитби лишь приблизительный набросок, и он смог интерпретировать дух замысла и продолжить его, благодаря как своему художественному чутью, так и своему образованию в качестве архитектора. Он переехал в Лондон в 1890 году и работал в компании Doulton and Co., где руководил архитектурным отделом Doulton по проектированию и производству настенной керамики. Он проработал в компании одиннадцать лет, и именно в этот период он разработал свою самую известную работу — «Мясной зал» в «Хэрродс» . универмаге [ 37 ]

«Самый значимый промышленный дизайнер, который направил свое воображение и дар открытия на повседневную продукцию британской промышленности... Мощные усилия г-на Дрессера по повышению национального стандарта дизайна, ради чего он не создавал дорогостоящие отдельные объекты, но вместо этого обратился к продуктам для среднего класса, действительно к объектам, которые приносят пользу широкой публике и заслуживают всяческого признания».

Студия выпустила в 1899 году журнал, оказавший большое влияние на формирование модерна. [ 35 ]

С законодательной и политической точки зрения важным моментом для стекла в Британии стала отмена в 1851 году налога на окна в зависимости от их размера. Это, в свою очередь, привело к увеличению размеров окон и более широкому использованию стекла в архитектуре и дизайне домов в целом. XIX век внес важные инновации в производство стекла. В 1820-х годах была открыта техника литья стекла, а в 1870-х — выдувного стекла. [ сомнительно обсудить ] Помимо новых технологий, также исследовались новые типы стекла. Одним из них было стекло Clutha, торговая марка которого была зарегистрирована компанией James Couper & Sons в 1888 году. В этом стекле, в отличие от стекла предыдущего типа, намеренно оставлялись пузырьки воздуха, поскольку оно имитировало древнеримское стекло, которое было в моде в то время. Линия Clutha разрабатывалась Дрессером с 1888 по 1896 год и продавалась в вездесущем универмаге Liberty. Дрессер сосредоточился на форме и практичности своих изделий и прекрасно разбирался в технологии производства: «Стекло находится в расплавленном состоянии, в котором из него можно выдуть самые красивые формы. Этот процесс занимает всего несколько секунд. Если материал обрабатывать самым простым и подходящим образом, результаты будут более прекрасными, чем те, которые достигаются любым окольным методом производства». [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]

  1. ^ Ар-нуво Розалинд Ормистон и Майкла Робинсона, 132.
  2. ^ «ВиА · Искусство и ремесла: введение» . Музей Виктории и Альберта .
  3. ^ Jump up to: а б Арт-нуво Розалинд Ормистон и Майкла Робинсона, 58 лет.
  4. ^ «Председатель | Макмердо, Артур Хейгейт | Виктория и Альберта Поиск в коллекциях» . Коллекции V и A. 21 июня 2020 г.
  5. ^ «Движение искусств и ремесел | Британское и международное движение» . Британская энциклопедия .
  6. ^ Jump up to: а б Арт-нуво Розалинд Ормистон и Майкла Робинсона, 57 лет.
  7. ^ Стиль модерн: подробное руководство с 264 иллюстрациями Стефана Чуди Мэдсена, страницы 160-170
  8. ^ «Ар Нуво в Великобритании» . www.art-nouveau-around-the-world.org .
  9. ^ «Стул Argyle от Чарльза Ренни Макинтоша был разработан для создания уютной атмосферы за столом» . Дезин . 7 июня 2018 г.
  10. ^ «Венское искусство и дизайн NGV: влияние на раскол» .
  11. ^ Стиль модерн: подробное руководство с 264 иллюстрациями Стефана Чуди Мэдсена, страница 167
  12. ^ Данте Габриэль Россетти (2003) Треухерца, Джулиана и др. 52-54
  13. ^ «Архитектура Macintosh: Каталог – просмотр – отображение» . www.mackintosh-architecture.gla.ac.uk . Проверено 5 июня 2017 г.
  14. ^ Леветус, Амелия С. (29 мая 1909 г.). «Художники Глазго в Вене: выставка Кунстшау». Глазго Геральд . п. 11.
  15. ^ Wikigallery - Королева мая 1900 года, автор Маргарет Макдональд Макинтош.
  16. ^ Певснер, Николаус, Пионеры современного дизайна (1936)
  17. ^ Ормистон и Робинсон (2013), страницы 6–7.
  18. ^ Лахор, Жан (2007) [1901]. Модерн (на французском языке). Бэйслайн Ко. Лтд. п. 99. ИСБН  9781859956670 .
  19. ^ Чарльз Ренни Макинтош, Шедевры искусства Гордона Керра. 8
  20. ^ «Чарльз Ренни Макинтош: отец стиля Глазго | Scotland.org» . Шотландия .
  21. ^ «Чарльз Ренни Макинтош: Архитектура» . www.scotcities.com . Архивировано из оригинала 25 августа 2010 года . Проверено 21 июня 2020 г.
  22. ^ «В центре внимания: Чарльз Ренни Макинтош» . АрчДэйли . 7 июня 2017 г.
  23. ^ «Королевская аркада, Норидж» .
  24. ^ Харрелл, Алекс (30 ноября 2015 г.). «Новая книга рассказывает об архитекторе Джордже Скиппере, который сформировал Кромера и был «Гауди Нориджа» » . Истерн Дейли Пресс .
  25. ^ «Ар нуво в британской архитектуре» . www.buildinghistory.org .
  26. ^ «История Глазго: Здание Хэтрак» . www.theglasgowstory.com .
  27. ^ Чуди-Мэдсон 280
  28. ^ «Чарльз Харрисон Таунсенд (1851-1928)» . www.victorianweb.org .
  29. ^ «Лондонское метро по дизайну Марка Овендена - обзор» . TheGuardian.com . 3 февраля 2013 г.
  30. ^ «Грин, Лесли - Исследование Лондона 20-го века» . www.20th Centurylondon.org.uk . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 12 января 2022 г.
  31. ^ «Лондонская свобода и их штампы на олове «Тудрик»» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2016 года . Проверено 21 июня 2020 г.
  32. ^ «Биография Чарльза Р. Эшби — информация для продавцов и покупателей» . www.charles-robert-ashbee.com .
  33. ^ «Джон ПИРСОН | Индекс художников Корнуолла» . сайт cornwallartists.org .
  34. ^ Дизайн узоров 20-го века Лесли Джексон, 8-20
  35. ^ Jump up to: а б «Подробно: Дрессер и Минтон - Архив Минтона» .
  36. ^ «Демократическое блюдо: сепаратистская посуда Минтона - Архив Минтона» .
  37. ^ Уильям Джеймс Нитби (1860–1910) – художник и дизайнер и Эдвард Моссфорт Нитби (1888–1949)
  38. ^ «Кристофер Дрессер – современный дизайнер?» . artserve.anu.edu.au .
  39. ^ «ВиА · Предметы красоты: стекло и украшения в стиле модерн» . Музей Виктории и Альберта .
  40. ^ Ваза Clutha The Met. Проверено 4 декабря 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c9d0ee10a432cb5c759e8a0b5f4fb6b__1716968400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/6b/3c9d0ee10a432cb5c759e8a0b5f4fb6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Modern Style (British Art Nouveau style) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)