Современный стиль (британский модерн)

Современный стиль — это стиль архитектуры, искусства и дизайна, который впервые появился в Соединенном Королевстве в середине 1880-х годов. Это был первый стиль модерн в мире, и он представляет собой эволюцию движения искусств и ремесел , зародившегося в Великобритании . Современный стиль обеспечил основу и интеллектуальную основу для движения в стиле модерн и был адаптирован другими странами, породив местные варианты, такие как модерн и Венский сецессион . Его культивировали и распространяли через Liberty универмаг и журнал The Studio .
Важнейшим человеком в области дизайна вообще и архитектуры в частности был Чарльз Ренни Макинтош . Он создал один из ключевых мотивов движения, ныне известный как «Роза Макинтош» или «Роза Глазго». Огромное значение имел также кружок школы Глазго , особенно группа, тесно связанная с Макинтошом, известная как « Четверка ». Развитие стиля магазина Liberty привело к появлению двух линий металлических изделий, Cymric и Tudric , разработанных Арчибальдом Ноксом . В области керамики и стекла Кристофер Дрессер является выдающейся фигурой: он не только работал с наиболее известными производителями керамики, но и стал важной фигурой в создании торговой марки стекла Clutha, созданной компанией James Couper & Sons, вдохновленной Древним Римом, в 1888 году. Обри Бердслей был определяющим человеком в графическом дизайне и рисовании, а также оказал влияние на живопись и стиль в целом. В области текстиля Уильям Моррис и CFA Войси имеют огромное значение, в той или иной степени оказав на них влияние, хотя большинство художников были разносторонними и работали во многих средах и областях. Из-за эволюции декоративно-прикладного искусства в современный стиль линии могут быть размыты, и многие дизайнеры, художники и мастера работали в обоих стилях одновременно. Важные цифры включают Чарльз Роберт Эшби , Уолтер Крейн , Леон-Виктор Солон , Джордж Скиппер , Чарльз Харрисон Таунсенд , Артур Макмёрдо , Уильям Джеймс Нитби .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Стиль модерн зародился в Великобритании, главным образом в работах Уильяма Морриса и движения искусств и ремесел , основанного Моррисом и его последователями. Через Морриса формирующее и существенное влияние оказало Братство прерафаэлитов , которое защищал, а иногда и финансово поддерживал Джон Раскин . Влияние Рёскина на формирование декоративно-прикладного искусства и современного стиля трудно переоценить. Движение «Искусство и ремесла» призывало к лучшему обращению с декоративным искусством, считало, что все предметы должны быть красивыми, и черпало вдохновение из фольклора, средневекового мастерства и дизайна, а также природы. [ 2 ] Ранним прототипом является Красный дом в Бекслихите (1860 г.) с архитектурными работами Филипа Уэбба и интерьерами Уильяма Морриса. Работы Артура Макмёрдо — самая ранняя полностью реализованная форма модерна; его стул из красного дерева 1883 года и дизайн обложки эссе Рена «Городские церкви Рена» признаны искусствоведами самыми первыми работами в новом стиле. [ 3 ] [ 4 ] В работах Макмердо видно влияние другого британского иллюстратора Уильяма Блейка , чьи рисунки для «Песен невинности и опыта» 1789 года указывают на еще более раннее происхождение стиля модерн. [ 3 ] В отличие от Европы, в Великобритании не произошло радикальной революции, и художники и архитекторы продолжили дух новаторства, который был сутью искусств и ремесел. Арт-нуво — это естественная эволюция движения искусств и ремесел. [ 5 ]
Разработка
[ редактировать ]Благодатная почва для этого нового стиля находилась в Шотландии и, в частности, в Глазго. В городе уже велась значительная художественная деятельность: в 1879 году был основан Институт искусств Глазго. Как и в большинстве других вариаций европейского стиля, он находился под влиянием японизма , который был в моде с добавлением тенденции кельтского возрождения и его националистического тона. Арчибальд Нокс был видной фигурой в формировании нового стиля, построенного на основе искусств и ремесел с сознательным добавлением кельтских элементов, поскольку он был родом с острова Мэн и интересовался своими кельтскими корнями. Кристофер Дрессер и его интерес к японскому дизайну добавили важный ингредиент в современный стиль. [ 6 ] Этот стиль существовал и в Англии, но тамошние художники больше тяготели к искусству и ремеслам. Самыми выдающимися фигурами были Чарльз Ренни Макинтош и тесно связанные с ним люди, также известные как «Четверка», и Школа Глазго , так что этот стиль также был известен как «Стиль Глазго». [ 7 ]
Изделия, созданные Уильямом Моррисом, Арчибальдом Ноксом и Кристофером Дрессером, продавались в недавно открывшемся универмаге Liberty на лондонской Риджент-стрит в 1875 году. Артур Ласенби Либерти с его выдающимися деловыми навыками соединил искусство и ремесла и эстетику кельтской Британии с эстетикой кельтской Британии. популярный спрос на восточный дизайн. В 1890 году он открыл второй магазин в Париже. В 1890-х годах Liberty сотрудничал со многими британскими дизайнерами и художниками, в основном работая в стиле декоративно-прикладного искусства, который к тому времени превратился в модерн. Магазин стал синонимом нового стиля, до такой степени, что в Италии модерн иногда называют стилем свободы . [ 8 ] Эти стили сосуществовали, и многие художники внесли свой вклад в оба стиля и сыграли роль в их развитии. Хорошим примером этого размытия линий и различий является Чарльз Ренни Макинтош, чьи архитектурные работы были во многом выполнены в стиле Глазго, но части интерьера в тех же зданиях могли больше ориентироваться в направлении декоративно-прикладного искусства, особенно мебель. [ 9 ]
В 1900 году «Четверка» и некоторые английские художники, в том числе Чарльз Роберт Эшби с его Гильдией и Школой ремесел, были приглашены для участия в 8-й выставке Венского Сецессиона . Они оказали огромное влияние на художников Венского сецессиона и венскую художественную сцену. Художники современного стиля оказали сильное влияние на Коломана Мозера и Йозефа Хоффмана и вдохновили их на создание Wiener Werkstätte . [ 10 ]
В 1901 году писатель Жан Лахор заявил, что Уильям Моррис и Джон Раскин были предшественниками модерна. Британский дизайн имел в то время огромное влияние, и для некоторых это стало невыносимо: писатель Чарльз Женюис заявил в 1897 году, что пришло время избавиться от него. [ 11 ]
-
Уолтер Крейн (1874 г.) обложка для игрушечной книжки
-
Свобода (универмаг) (1875 г.)
-
Волновая чаша Кристофера Дрессера (1880 г.)
-
Песни невинности и опыта (1789) Уильяма Блейка
-
Дизайн обложки Артура Макмёрдо для книги о Кристофере Рене (1883 г.)
-
Стул из красного дерева работы Артура Макмердо (1883 г.)
Рисование
[ редактировать ]
Важным влиянием на живопись и одним из формирующих влияний на стиль модерн в целом был прерафаэлитизм , который повлиял на движение декоративно-прикладного искусства, символизм , эстетизм и современный стиль. Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс были одними из наиболее важных фигур, связанных с прерафаэлитизмом. [ 12 ] [ 6 ]
Группа, известная как «Четверка», оказала наибольшее влияние в области живописи и стиля в целом. В эту группу входили Чарльз Ренни Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Фрэнсис Макдональд и Маргарет Макдональд Макинтош . «Четверка» встретилась на уроках живописи в Школе искусств Глазго в 1891 году. Фрэнсис Макдональд и Герберт Макнейр поженились в 1899 году, а Маргарет Макдональд и Чарльз Ренни Макинтош поженились в 1900 году. Хотя все они были великими художниками сами по себе, Макдональд Макинтош стоял в области живописи; она оказала большое влияние на Макинтоша, и он назвал ее гением. Обе сестры находились под влиянием работ Уильяма Блейка и Обри Бердслея , и это отражается в использовании ими вытянутых фигур и линейных элементов. Макдональд Макинтош выставлялась со своим мужем на Венском сецессионе 1900 года, где они оказали влияние на Густава Климта , Йозефа Хоффмана и художников, которые позже сформируют Wiener Werkstätte . Они продолжали пользоваться популярностью на венской художественной сцене: оба участвовали в Венской международной художественной выставке в 1909 году.
В 1902 году пара получила крупный венский заказ: Фриц Варндорфер , первоначальный спонсор Wiener Werkstätte, строил новую виллу за пределами Вены, демонстрируя работы многих местных архитекторов. Йозеф Хоффманн и Коломан Мозер уже проектировали две его комнаты. Варндорфер пригласил Макинтошей спроектировать музыкальную комнату. Эта комната была украшена панно с произведениями искусства Макдональда Макинтош: « Опера ветров» , « Опера морей » и « Семь принцесс» , новый триптих размером со стену, который некоторые считают ее лучшей работой. [ 13 ] Современный критик Амелия Леветус описала это сотрудничество как «возможно, их величайшую работу, поскольку им была предоставлена совершенно свобода действий». [ 14 ]
-
Шуба , около 1890-х годов, автор Бесси Макникол.
-
Дольчибелла, 1899, автор У. Дж. Нитби.
-
Королева мая , 1900. Автор Маргарет Макдональд. [ 15 ]
-
Цветочный дизайн, 1901 год, Фрэнсис Макдональд.
-
Опера ветров , 1903. Маргарет Макдональд
-
Сердце розы , около 1903 года, автор У. Дж. Нитби.
-
Дар голубей, 1904 год. Автор Герберт Макнейр.
Графика и рисунок
[ редактировать ]Первое появление изогнутых, извилистых форм, которые стали называть модерном, традиционно приписывают Артуру Хейгейту Макмердо в 1883 году. [ 16 ] Вскоре они были приняты в 1890-х годах художником-прерафаэлитом Эдвардом Бёрн-Джонсом и эстетического движения иллюстратором Обри Бердсли по совету историка искусства и критика Джона Раскина , который призывал художников «обращаться к природе» за вдохновением. [ 17 ]
В Великобритании одним из первых ведущих художников-графиков, работавших в стиле модерн, был Обри Бердслей. Начинал он с гравированных книжных иллюстраций к «Смерти д'Артура» , затем черно-белых иллюстраций к «Саломее» Оскара Уайльда в 1893 году, которые принесли ему известность. В том же году он начал гравировать иллюстрации и плакаты для художественного журнала The Studio , который помогал популяризировать европейских художников, таких как Фернан Кнопф, в Великобритании. Извилистые линии и замысловатые цветочные узоры привлекли не меньше внимания, чем текст. [ 18 ]
-
Награда танцорам , Саломея : трагедия в одном действии Бердслея
-
Первый выпуск The Studio с обложкой Бердслея (1893 г.)
-
Иоанн Креститель и Саломея , 1893–1894 гг.
от Бердсли -
Венера между терминальными богами , 1895, автор Бердсли.
-
Изольда , иллюстрация Pan , 1899 год. в журнале Бердслея
-
Иллюстрация из Ver Sacrum журнала - Чарльз Ренни Макинтош - 1901 г.
Архитектура
[ редактировать ]

Самым выдающимся архитектором модерна был Чарльз Ренни Макинтош. Он жил в Глазго и черпал вдохновение из архитектуры шотландских баронов, сочетая ее с органическими формами растений и простотой японского дизайна. Это уникальное сочетание породило современный и неповторимый стиль, которым он известен. Он считал шотландский баронский стиль национальным стилем Шотландии, и в 1890 году он прочитал лекцию Архитектурной ассоциации Глазго на тему шотландского баронского стиля: «Насколько отличается изучение шотландской баронской архитектуры. Ее оригинальные образцы находятся у наших дверей. ...памятники наших предков, произведения людей, носящих наше имя». [ 19 ] Наряду с его самой известной работой, Школой искусств Глазго , почти все созданные им здания примечательны и важны, такие как Школьный музей Шотланд-стрит , Церковь Квинс-Кросс в Глазго и Хилл-Хаус в Хеленсбурге . [ 20 ] Помимо построенных проектов, было несколько так и не построенных. Он добился умеренного успеха как архитектор, но его значение было полностью понято только после его смерти, и он прославился. Один из его проектов, построенных посмертно, — « Дом любителя искусства» . [ 21 ] [ 22 ] Повторяющийся мотив в его проектах - это то, что стало известно как Роза Макинтош или Роза Глазго .
Другим важным архитектором был Джордж Скиппер , оказавший большое влияние на город Норидж . Его выдающаяся работа - Royal Arcade в Норидже , в которой есть 24 деревянных магазина с дугообразными фасадами и фаянсовыми деталями, спроектированными У. Дж. Нитби . [ 23 ] Писатель и поэт Джон Бетджеман сказал о Шкипере: «Он совершенно выдающийся и оригинальный. Он был для Норвича тем же, чем Гауди был для Барселоны». [ 24 ]
Типография Эверарда в Бристоле — еще одна икона современного стиля. Архитектурная работа Генри Уильямса прославляет историю книгопечатания от Гутенберга до Уильяма Морриса. Фасад украшен плиткой по дизайну WJ Neatby. [ 25 ]
Джеймс Сэлмон , уроженец Глазго и посещавший Школу искусств Глазго с 1888 по 1895 год, завершив обучение в офисе Уильяма Лейпера (1839–1916), также развил замечательный стиль. «Трек для шляп» (1899–1902) на Сент-Винсент-стрит - его самая известная работа с большим количеством стекла, очень детализированным фасадом в современном стиле и характерным куполом, который дал зданиям свое прозвище. [ 26 ]
Чарльз Харрисон Таунсенд внес значительный вклад в этот стиль; некоторые утверждают, что он был единственным английским архитектором, работавшим в новом стиле. [ 27 ] Как и все архитекторы и художники, работавшие в новом стиле, он проявлял близость к природным мотивам, но его любимым мотивом было дерево. [ 28 ]
Лесли Грин был лондонцем, который спроектировал значительное количество знаковых станций лондонского метро в своем родном городе. Использование им цвета бычьей крови глазурованной архитектурной терракоты на внешней стороне станций придало им отчетливый и несколько яркий вид. Для интерьера он использовал приятную бутылочно-зеленого цвета . терракоту [ 29 ] [ 30 ]
-
Институт Бишопсгейт Таунсенда (1892–94)
-
Дворцовый театр Вимпериса и Арбера (1898)
-
Галерея Уайтчепел Таунсенда (1895–99)
-
Королевская аркада, Норидж, Джордж Скиппер (1898–99)
-
Кафе «Индейка» , Артур Уэйкерли (1900)
-
Музей Хорнимана Таунсенда (1898–1901)
-
Винди-Хилл, Килмакольм , Чарльз Ренни Макинтош (1901)
-
Чайные Ивы Чарльза Ренни Макинтоша (1903)
-
Музей Понтефракта Джорджа Пеннингтона (1904 г.)
-
Методистская церковь Крайстчерч Артура Брюилла и Бэзила Бэйли (1903–1904)
-
Станция метро Russell Square от Грина (1906 г.)
-
Заброшенная станция Стрэнд Грина (1907 г.)
-
Королевское здание печени , Уолтер Обри Томас (1908–1911).
-
Дом Мишлен Франсуа Эспинасса (1910–1911)
Металлоизделия и ювелирные изделия
[ редактировать ]
Кимрик — это название серии оригинальных серебряных и ювелирных изделий, которые AL Liberty спонсировал в 1898 году и которые впервые были выставлены в его магазине весной следующего года. Хотя торговая марка, зарегистрированная в Goldsmiths' Company, была зарегистрирована на его имя, большая часть серебра и ювелирных изделий была изготовлена WH Haseler из Бирмингема, который стал соучастником проекта по образцам, предоставленным Оливером Бейкером и Silver Studio . Арчибальд Нокс, житель острова Мэн, работавший у Кристофера Дрессера, был одним из самых талантливых дизайнеров, работавших в Silver Studio; он поставил большую часть металлоконструкций Liberty в период с 1899 по 1912 год.
Тудрик — это название оловянной посуды , производимой WH Haseler из Бирмингема. Главным дизайнером был Арчибальд Нокс вместе с Дэвидом Визи , Оливером Бейкером и Рексом Сильвером . Liberty & Co начала производство Тудрика в 1901 году и продолжала до 1930-х годов. Олово Тудрика отличалось от других оловянных изделий более высоким качеством и более высоким содержанием серебра. Олово традиционно называют «серебро бедняков». [ 31 ]
Гильдия и школа ремесел , основанная в 1888 году Чарльзом Робертом Эшби , внесла значительный вклад в развитие стиля в этой среде. Одним из основателей и первым инструктором по металлообработке был Джон Пирсон . Пирсон наиболее известен своей работой с медью и своим изобретением, заключающимся в выбивании меди о свинцовый блок. Гильдейские дизайны пряжек для ремней, украшений, столовых приборов и посуды оказали заметное влияние на немецких и австрийских художников в стиле модерн. [ 32 ] [ 33 ]
Текстиль и обои
[ редактировать ]Благодаря Уильяму Моррису у этого средства массовой информации произошел ренессанс. Он покончил с роскошной жаккардовой шелковой мебелью на одном конце шкалы роскоши и с дешевым текстилем и обоями с роликовой печатью на другом. В центре его внимания, в духе декоративно-прикладного искусства, были традиционные ремесленные блочные печати и ручное ткачество. Он в полной мере использовал эти средства, создавая новые узоры и раскрывая творческий потенциал в дизайне узоров, проливая новый свет и меняя восприятие людей домашней обстановки. Самыми знаковыми формами Морриса были уникальные растительные композиции на обоях 1864 года и набивном текстиле 1874 года. Растения, произрастающие в Англии, составляли суть его дизайна. CFA Voysey внесла огромный вклад в эту область. Хотя по профессии он был архитектором, его друг Артур Хейгейт Макмердо уговорил его попробовать заняться дизайном обоев. Одним из его афоризмов было: «Быть простым — это конец, а не начало дизайна». им восхищались На континенте такие личности, как Виктор Орта. и Генри ван де Вельде . В 1900 году Журнал декоративного искусства назвал его «источником» и «пророком» модерна.
Студия Silver, основанная Артуром Сильвером в 1880 году и позже унаследованная его сыном Рексом Сильвером, пережила свой расцвет примерно с 1890 по 1910 год, на пике современного стиля. Студия начала с дизайна в японском стиле и установила важные отношения с универмагом Liberty, для которого было создано несколько дизайнов. В студии работали многие талантливые дизайнеры, в том числе Джон Иллингворт Кей, Гарри Нэппер и Арчибальд Нокс. В 1897 году студия сообщила, что английский стиль вторгся во Францию и что «большинство дизайнеров и производителей довольствуются копированием и изуродованием английских образцов». Огромная популярность этих образцов выразилась в том, что к 1906 году количество образцов, проданных европейским производителям, составило 40%. [ 34 ]
-
Войси (1893)
Керамика
[ редактировать ]
Кристофер Дрессер был самым известным керамистом в Англии того времени. Его интерес к керамике начался в 1860-х годах, и он работал в таких фирмах, как Linthorpe Art Pottery , Mintons , Wedgwood , Royal Worcester , Watcombe , Linthorpe, Old Hall at Hanley и Ault . Его вдохновляла природа (что неудивительно, учитывая, что он был ботаником), но он категорически отвергал прямое копирование, вместо этого отстаивая стилизованный подход: «Если растения используются в качестве украшений, к ним нельзя относиться подражательно, а следует обращаться традиционно или превращать их в орнаменты – обезьяна может подражать, человек может создавать». В отличие от этих дизайнов, он также создавал смелые, яркие творения, полные мужественности. [ 35 ] Помимо Дресслера, важными дизайнерами, работавшими в этой среде, были Джон В. Уодсворт и Леон-Виктор Солон . В 1901 году Уодсворт под руководством Солона создал линию под названием «Сецессионистская посуда». Названный в честь Венского сецессиона, который был очень популярен после 1900 года, его стилизованный цветочный орнамент и активное использование линий внесли значительный вклад в международное движение. Хотя Макинтош не создавал керамику, его влияние на дизайн, как прямое, так и косвенное, трудно переоценить. [ 36 ]
-
Комод 1880 г.
-
Комод 1886 г.
-
Комод 1886–1889 гг.
-
Кларисса Олт около 1890 г.
-
Комод 1892–1894 гг.
-
Сепаратист 1906 г.
Архитектурная керамика
[ редактировать ]Уильям Джеймс Нитби начал свое знакомство с керамикой в компании Burmantofts Potteries, работая дизайнером архитектурной керамики; раньше он работал архитектором. Он проработал в компании шесть лет, с 1894 по 1890 год, и в этот период был ее ведущим дизайнером. Нитби тесно сотрудничал с архитекторами и спроектировал множество интерьеров и экстерьеров для отелей, больниц, банков, ресторанов и жилых домов. Архитекторы дали Нитби лишь приблизительный набросок, и он смог интерпретировать дух замысла и продолжить его, благодаря как своему художественному чутью, так и своему образованию в качестве архитектора. Он переехал в Лондон в 1890 году и работал в компании Doulton and Co., где руководил архитектурным отделом Doulton по проектированию и производству настенной керамики. Он проработал в компании одиннадцать лет, и именно в этот период он разработал свою самую известную работу — «Мясной зал» в «Хэрродс» . универмаге [ 37 ]
-
Астрономическая скульптура со знаками зодиака работы Нитби в Королевской обсерватории в Гринвиче (1896 г.).
-
Часовня на кладбище Уоттс работы Мэри Фрейзер Титлер (1898 г.)
-
Мясной зал Harrods, 1902 год, автор WJ Neatby
-
Садовый дом от WJ Neatby
Стекло
[ редактировать ]«Самый значимый промышленный дизайнер, который направил свое воображение и дар открытия на повседневную продукцию британской промышленности... Мощные усилия г-на Дрессера по повышению национального стандарта дизайна, ради чего он не создавал дорогостоящие отдельные объекты, но вместо этого обратился к продуктам для среднего класса, действительно к объектам, которые приносят пользу широкой публике и заслуживают всяческого признания».
Студия выпустила в 1899 году журнал, оказавший большое влияние на формирование модерна. [ 35 ]
С законодательной и политической точки зрения важным моментом для стекла в Британии стала отмена в 1851 году налога на окна в зависимости от их размера. Это, в свою очередь, привело к увеличению размеров окон и более широкому использованию стекла в архитектуре и дизайне домов в целом. XIX век внес важные инновации в производство стекла. В 1820-х годах была открыта техника литья стекла, а в 1870-х — выдувного стекла. [ сомнительно – обсудить ] Помимо новых технологий, также исследовались новые типы стекла. Одним из них было стекло Clutha, торговая марка которого была зарегистрирована компанией James Couper & Sons в 1888 году. В этом стекле, в отличие от стекла предыдущего типа, намеренно оставлялись пузырьки воздуха, поскольку оно имитировало древнеримское стекло, которое было в моде в то время. Линия Clutha разрабатывалась Дрессером с 1888 по 1896 год и продавалась в вездесущем универмаге Liberty. Дрессер сосредоточился на форме и практичности своих изделий и прекрасно разбирался в технологии производства: «Стекло находится в расплавленном состоянии, в котором из него можно выдуть самые красивые формы. Этот процесс занимает всего несколько секунд. Если материал обрабатывать самым простым и подходящим образом, результаты будут более прекрасными, чем те, которые достигаются любым окольным методом производства». [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
-
Комод 1890 г.
-
Комод 1895 г.
-
Комод 1895 г.
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ар-нуво Розалинд Ормистон и Майкла Робинсона, 132.
- ^ «ВиА · Искусство и ремесла: введение» . Музей Виктории и Альберта .
- ^ Jump up to: а б Арт-нуво Розалинд Ормистон и Майкла Робинсона, 58 лет.
- ^ «Председатель | Макмердо, Артур Хейгейт | Виктория и Альберта Поиск в коллекциях» . Коллекции V и A. 21 июня 2020 г.
- ^ «Движение искусств и ремесел | Британское и международное движение» . Британская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б Арт-нуво Розалинд Ормистон и Майкла Робинсона, 57 лет.
- ^ Стиль модерн: подробное руководство с 264 иллюстрациями Стефана Чуди Мэдсена, страницы 160-170
- ^ «Ар Нуво в Великобритании» . www.art-nouveau-around-the-world.org .
- ^ «Стул Argyle от Чарльза Ренни Макинтоша был разработан для создания уютной атмосферы за столом» . Дезин . 7 июня 2018 г.
- ^ «Венское искусство и дизайн NGV: влияние на раскол» .
- ^ Стиль модерн: подробное руководство с 264 иллюстрациями Стефана Чуди Мэдсена, страница 167
- ^ Данте Габриэль Россетти (2003) Треухерца, Джулиана и др. 52-54
- ^ «Архитектура Macintosh: Каталог – просмотр – отображение» . www.mackintosh-architecture.gla.ac.uk . Проверено 5 июня 2017 г.
- ^ Леветус, Амелия С. (29 мая 1909 г.). «Художники Глазго в Вене: выставка Кунстшау». Глазго Геральд . п. 11.
- ^ Wikigallery - Королева мая 1900 года, автор Маргарет Макдональд Макинтош.
- ^ Певснер, Николаус, Пионеры современного дизайна (1936)
- ^ Ормистон и Робинсон (2013), страницы 6–7.
- ^ Лахор, Жан (2007) [1901]. Модерн (на французском языке). Бэйслайн Ко. Лтд. п. 99. ИСБН 9781859956670 .
- ^ Чарльз Ренни Макинтош, Шедевры искусства Гордона Керра. 8
- ^ «Чарльз Ренни Макинтош: отец стиля Глазго | Scotland.org» . Шотландия .
- ^ «Чарльз Ренни Макинтош: Архитектура» . www.scotcities.com . Архивировано из оригинала 25 августа 2010 года . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ «В центре внимания: Чарльз Ренни Макинтош» . АрчДэйли . 7 июня 2017 г.
- ^ «Королевская аркада, Норидж» .
- ^ Харрелл, Алекс (30 ноября 2015 г.). «Новая книга рассказывает об архитекторе Джордже Скиппере, который сформировал Кромера и был «Гауди Нориджа» » . Истерн Дейли Пресс .
- ^ «Ар нуво в британской архитектуре» . www.buildinghistory.org .
- ^ «История Глазго: Здание Хэтрак» . www.theglasgowstory.com .
- ^ Чуди-Мэдсон 280
- ^ «Чарльз Харрисон Таунсенд (1851-1928)» . www.victorianweb.org .
- ^ «Лондонское метро по дизайну Марка Овендена - обзор» . TheGuardian.com . 3 февраля 2013 г.
- ^ «Грин, Лесли - Исследование Лондона 20-го века» . www.20th Centurylondon.org.uk . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Лондонская свобода и их штампы на олове «Тудрик»» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2016 года . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ «Биография Чарльза Р. Эшби — информация для продавцов и покупателей» . www.charles-robert-ashbee.com .
- ^ «Джон ПИРСОН | Индекс художников Корнуолла» . сайт cornwallartists.org .
- ^ Дизайн узоров 20-го века Лесли Джексон, 8-20
- ^ Jump up to: а б «Подробно: Дрессер и Минтон - Архив Минтона» .
- ^ «Демократическое блюдо: сепаратистская посуда Минтона - Архив Минтона» .
- ^ Уильям Джеймс Нитби (1860–1910) – художник и дизайнер и Эдвард Моссфорт Нитби (1888–1949)
- ^ «Кристофер Дрессер – современный дизайнер?» . artserve.anu.edu.au .
- ^ «ВиА · Предметы красоты: стекло и украшения в стиле модерн» . Музей Виктории и Альберта .
- ^ Ваза Clutha The Met. Проверено 4 декабря 2022 г.