Jump to content

Мы игнорируем и будем игнорировать

(Перенаправлено с Игнорабимуса )

Эмиль дю Буа-Реймон (1818–1896), пропагандист максимы ignoramus et ignorabimus. ( Фотогравюра картины Макса Конера .)

Латинская ignoramus максима et ignorabimus , означающая «мы не знаем и не будем знать», представляет собой идею об научных знаний ограниченности . Он был популяризирован Эмилем дю Буа-Реймоном , немецким физиологом , в его обращении 1872 года «Über die Grenzen des Naturerkennens» («Пределы науки»). [1]

Семь «Загадок мира»

[ редактировать ]

Эмиль дю Буа-Реймон впервые употребил слова «невежда» и «невежда» в конце своего основного выступления на Конгрессе немецких ученых и врачей 1872 года. По его мнению, наука была ограничена двумя пределами: предельной природой материи и загадкой сознания. Восемь лет спустя, выступая перед Прусской академией наук , он расширил свой список загадок до семи «мировых загадок» или «недостатков» науки. [2] Три из них он объявил « трансцендентными » или навсегда непознаваемыми: «1. высшая природа материи и энергии, 2. происхождение движения... 5. происхождение простых ощущений ». [3]

Реакция Гильберта

[ редактировать ]

Давид Гильберт , широко уважаемый немецкий математик, предположил, что такая концептуализация человеческого знания слишком пессимистична и что, считая вопросы неразрешимыми, мы ограничиваем наше понимание.

В 1900 году во время выступления на Международном конгрессе математиков в Париже Гильберт предположил, что ответы на проблемы математики возможны с помощью человеческих усилий. Он заявил: «В математике нет невежд ». [4] и он работал с другими формалистами над созданием основ математики в начале 20 века. [5] [6]

8 сентября 1930 года Гильберт развил свое мнение в знаменитом обращении к Обществу немецких ученых и врачей в Кенигсберге : [7]

Мы не должны верить тем, кто сегодня с философской выдержкой и совещательным тоном пророчит падение культуры и принимает невежество . Для нас не существует невежества , и, по моему мнению, в естествознании его вообще нет. В противовес глупым невеждам нашим лозунгом будет Wir müssen wissen – wir werden wissen («Мы должны знать – мы будем знать»). [8]

Ответы на некоторые из 23 проблем Гильберта были найдены в ХХ веке. На некоторые были даны однозначные ответы; некоторые еще не решены; некоторые из них, в первую очередь гипотеза континуума Кантора , оказались неразрешимыми на основе принятых в настоящее время принципов.

В 1931 году теоремы Гёделя о неполноте показали, что для любой формальной системы математики, удовлетворяющей определенным минимальным требованиям, существуют вопросы, на которые невозможно ответить в рамках этой системы. Хотя это не исключает того, что на этот вопрос можно ответить однозначно в другой системе, теоремы о неполноте обычно подразумевают, что надежды Гильберта доказать непротиворечивость математики с помощью чисто финитистских методов были необоснованными. [9] Поскольку это исключает возможность абсолютного доказательства непротиворечивости, всегда должна оставаться неустранимая степень неуверенности в отношении оснований математики: мы никогда не будем способны знать раз и навсегда с уверенностью, неоспоримой даже при самом стойком скептицизме. , что в наших основных теориях нет противоречия. (Заметим, что это не означает, что такой скептицизм рационален; это означает лишь то, что его нельзя опровергнуть с абсолютной строгостью.)

Другие ответы

[ редактировать ]

Социолог , Вольф Лепенис обсуждал Ignorabimus придерживаясь мнения, что Дюбуа-Реймон не был на самом деле пессимистичным в отношении науки: [10]

... на самом деле это невероятно самоуверенная поддержка научного высокомерия, замаскированного под скромность...

Речь шла о Фридрихе Вольтерсе , одном из членов литературной группы « Георг-Крейс ». Лепенис считал, что Уолтерс неправильно понял степень пессимизма, выражаемого в отношении науки, но понимал, что самокритика может быть доверена самим ученым .

Лепенис повторял критику, впервые высказанную в 1874 году соперником Дюбуа-Реймона Эрнстом Геккелем , о том, что «на первый взгляд скромный, но на самом деле самонадеянный невежда - это невежда непогрешимого Ватикана и «Черного Интернационала», который он возглавляет». [11] Геккель преувеличил свое обвинение: дю Буа-Реймон никогда не поддерживал католическую церковь, [12] и далек от того, чтобы демонстрировать смирение, он напомнил своей аудитории, что, хотя наше знание действительно ограничено тайнами материи и разума, в этих пределах «человек науки является господином и хозяином; он может анализировать и синтезировать, и никто не может постичь масштабы его знание и сила». [13]

В ответ на критику дю Буа-Реймон изменил свой лозунг в «Семи загадках мира» (1880) на «Дубитем» («Мы в этом сомневаемся»). [14]

Уильям Джеймс в своей лекции «Рефлекторное действие и теизм» (1881) называл «невежда, невеждамус» выражением агностицизма , который не дает человеку никаких практических инструментов для реализации его воли. [15] Джеймс посещал лекции дю Буа-Реймона в Берлине. [12]

« Ежеквартальный обзор» также считал эту максиму символом агностицизма: [16]

Среднестатистическому гражданину, который читает на бегу и который не знаком ни с одним языком, кроме своего родного британского, вполне может показаться, что Евангелие неверия, проповедуемое среди нас в течение последней половины столетия, имело своих четырех евангелистов – Четырехугольника. , как их называли, чьи творения и внешние сооружения, полулуны и мрачные бастионы привлекают внимание общественности, в то время как над ними развевается агностическое знамя со странным изображением « Ignoramus et Ignorabimus ».

Вопрос о том, имеет ли наука пределы, продолжает привлекать внимание ученых. [17] [18] [19] [20] [21]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ дю Буа-Реймон, Эмиль (1912). дю Буа-Реймон, Эстель (ред.). говорить Том. 1. Лейпциг: Фейт. стр. 441–473.
  2. ^ дю Буа-Реймон, Эмиль (1912). дю Буа-Реймон, Эстель (ред.). говорить Том. 2. Лейпциг: Фейт. стр. 65–98.
  3. ^ Леверетт, Уильям Э. младший (весна 1965 г.). «Крестовый поход Э. Л. Юмана за научную автономию и респектабельность». Американский ежеквартальный журнал . 17 (1): 21.
  4. ^ Гильберт, Дэвид (1902). «Математические проблемы: лекция, прочитанная перед Международным конгрессом математиков в Париже в 1900 году» . Бюллетень Американского математического общества . 8 : 437–79. дои : 10.1090/S0002-9904-1902-00923-3 . МР   1557926 .
  5. ^ Маккарти, Дэвид К. (октябрь 2005 г.). «Проблемы и загадки: Гильберт и Дюбуа-Реймонды». Синтезируйте . 147 (1): 63–79. дои : 10.1007/s11229-004-6207-5 . ISSN   0039-7857 . S2CID   35716893 .
  6. ^ Райхенбергер, Андреа (2019). «От разрешимости к формальной разрешимости: возвращение к «не-игнорабимусу» Гильберта » . Журнал гуманистической математики . 9 (1): 49–80. дои : 10.5642/jhummath.201901.05 . S2CID   127398451 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гильберт, Дэвид , аудиообращение , транскрипция и перевод на английский язык .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «wissen» относится к термину « wissenschaft » и » педагога Вильгельма фон Гумбольдта концепции « bildung . То есть образование включает в себя науку, знания и ученость, ассоциацию обучения и динамический процесс, который можно обнаружить самому; а обучение или становление — это высший идеал человеческого существования. [ нужна ссылка ]
  9. ^ Райхенбергер, Андреа (31 января 2019 г.). «От разрешимости к формальной разрешимости: возвращение к «не-игнорабимусу» Гильберта » . Журнал гуманистической математики . 9 (1): 49–80. дои : 10.5642/jhummath.201901.05 . ISSN   2159-8118 .
  10. ^ Лепенис, Вольф (1988). Между литературой и наукой: подъем социологии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 272. ИСБН  0-521-33810-7 .
  11. ^ Геккель, Эрнст (1874). Антропогения, или, история развития человечества. Общепонятные научные лекции по основам микробиологической и племенной истории человека (на немецком языке). Лейпциг: Вильгельм Энгельманн. стр. XIII. ISBN  3957384257 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Финкельштейн, Габриэль (2013). Эмиль дю Буа-Реймон: Нейронаука, личность и общество в Германии девятнадцатого века . Кембридж, Массачусетс; Лондон, Англия: MIT Press. стр. 279–280. ISBN  978-1-4619-5032-5 . OCLC   864592470 .
  13. ^ дю Буа-Реймон, Эмиль (1912). дю Буа-Реймон, Эстель (ред.). говорить Том. 1. Лейпциг: Фейт. стр. 460.
  14. ^ дю Буа-Реймон, Эмиль (1912). дю Буа-Реймон, Эстель (ред.). говорить Том. 2. Лейпциг: Фейт. стр. 83.
  15. ^ Джеймс, Уильям. «Воля верить» . Проверено 11 апреля 2022 г. - через Project Gutenberg.
  16. ^ [Хаттон, Ричард] (1895). «Кредо профессора Хаксли». Ежеквартальный обзор . 180 (январь): 160–188.
  17. ^ Видони, Фердинандо (1991). Ignorabimus!: Эмиль дю Буа-Реймон и споры о пределах научного знания в XIX веке (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN  3-631-43339-5 . ОСЛК   31070756 .
  18. ^ Теннант, Нил (1 ноября 2007 г.). «Разум, математика и Ignorabimusstreit». Британский журнал истории философии . 15 (4): 745–773. дои : 10.1080/09608780701605036 . ISSN   0960-8788 . S2CID   145681301 .
  19. ^ Байерц, Курт; Герхард, Мириам; Йешке, Уолтер, ред. (2012). Спор о невеждах (на немецком языке). Гамбург: Феликс Майнер. ISBN  978-3-7873-2158-2 . OCLC   819620680 .
  20. ^ Решер, Николас (1999). Пределы науки (пересмотренная ред.). Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. ISBN  978-0-8229-7206-8 . OCLC   891385628 .
  21. ^ Хорган, Джон; Лензо, Джек (2015). Конец науки: столкновение с пределами знаний на закате научной эпохи . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN  978-0-465-05085-7 . OCLC   905920357 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44ce9dd5c875db39e8258c34d1ca3868__1718470620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/68/44ce9dd5c875db39e8258c34d1ca3868.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ignoramus et ignorabimus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)