Отношения Швейцарии и Европейского Союза
Евросоюз | Швейцария |
---|
Швейцария не является государством-членом Европейского Союза (ЕС). Она связана с Союзом посредством ряда двусторонних договоров, в которых Швейцария приняла различные положения законодательства Европейского Союза , чтобы участвовать в едином рынке Союза , не присоединяясь в качестве государства-члена . Среди соседних со Швейцарией стран все, кроме одной ( микрогосударства Лихтенштейн ), являются государствами-членами ЕС.
Торговля
[ редактировать ]Европейский Союз является крупнейшим торговым партнером Швейцарии, а Швейцария является четвертым по величине торговым партнером ЕС после Великобритании , США и Китая . Экспорт товаров из Швейцарии составляет 5,2% импорта ЕС; в основном химикаты, лекарственные препараты, машины, инструменты и часы. Что касается услуг, экспорт ЕС в Швейцарию в 2008 году составил 67,0 млрд евро, а импорт из Швейцарии - 47,2 млрд евро. [1]
Договоры
[ редактировать ]Швейцария подписала соглашение о свободной торговле с тогдашним Европейским экономическим сообществом в 1972 году, которое вступило в силу в 1973 году. [2]
Швейцария является членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и принимала участие в переговорах по соглашению о Европейской экономической зоне (ЕЭЗ) с Европейским Союзом. Оно подписало соглашение 2 мая 1992 года и подал заявку на вступление в ЕС 20 мая 1992 года. Однако после референдума в Швейцарии, состоявшегося 6 декабря 1992 года, членство в ЕЭЗ было отклонено на 50,3% против 49,7%, [3] Правительство Швейцарии решило приостановить переговоры о членстве в ЕС до дальнейшего уведомления. Они не возобновились, и в 2016 году Швейцария официально отозвала свою заявку на членство в ЕС. [4] [5]
В 1994 году Швейцария и ЕС начали переговоры об особых отношениях за пределами ЕЭЗ. Швейцария хотела защитить экономическую интеграцию с ЕС, которую допускал договор о ЕЭЗ, одновременно очистив отношения от разногласий, которые привели к тому, что люди отвергли референдум. Швейцарские политики подчеркнули двусторонний характер этих переговоров, когда переговоры велись между двумя равными партнерами, а не между 16, 26, 28 или 29, как в случае переговоров по договорам ЕС.
В результате этих переговоров было заключено в общей сложности десять договоров, заключенных в два этапа, сумма которых делает значительную часть законодательства ЕС применимой к Швейцарии. Договоры: [6]
Двусторонние соглашения I (подписаны в 1999 г., вступили в силу 1 июня 2002 г.)
- Свободное передвижение людей
- Воздушное сообщение
- Дорожное движение
- Сельскохозяйственная продукция
- Технические торговые барьеры
- Государственные закупки
- Наука
Двусторонние соглашения II (подписаны в 2004 г., вступают в силу постепенно с 2005 по 2009 г.)
- Безопасность, убежище и в Шенгенской зоне членство
- Сотрудничество в борьбе с мошенничеством
- Заключительные положения по открытым вопросам о сельском хозяйстве, окружающей среде, средствах массовой информации, образовании, уходе за пожилыми людьми, статистике и услугах. Это направление создало Единую ветеринарную зону . [7] [8]
Двусторонние соглашения I считаются взаимозависимыми. Если какой-либо из них будет денонсирован или не продлен, все они перестанут применяться. Согласно преамбуле решения ЕС о ратификации соглашений:
Семь соглашений тесно связаны друг с другом требованием о том, что они должны вступить в силу одновременно и прекратить свое действие одновременно, через шесть месяцев после получения уведомления о непродлении или денонсации, касающегося любой из них. [9]
Это называется « оговоркой о гильотине ». Хотя двусторонний подход теоретически гарантирует право отказаться от применения новых правил ЕС к Швейцарии, на практике возможности этого ограничиваются этим положением. Соглашение о Европейской экономической зоне содержит аналогичный пункт.
Двусторонние соглашения контролируются совместными комитетами Швейцарии и ЕС. Они несут ответственность за обеспечение бесперебойной работы соглашений, их адаптацию, где это возможно, обмен информацией и обсуждение любых споров. По состоянию на сентябрь 2021 года существовал двадцать один такой комитет. [10] Эту систему критикует Европейский Союз, который считает ее слишком сложной. [11]
До 2014 года двусторонний подход , как его называют в Швейцарии, последовательно поддерживался швейцарским народом на референдумах. Это позволяет Швейцарии сохранять чувство суверенитета благодаря договоренности, согласно которой изменения в законодательстве ЕС будут применяться только после того, как Совместный комитет ЕС и Швейцарии примет такое решение на основе консенсуса. [12] [13] Это также ограничивает влияние ЕС десятью областями, где ЕЭЗ включает в себя больше областей с большим количеством исключений, чем ЕЭЗ.
С точки зрения ЕС, договоры содержат в основном то же содержание, что и договоры ЕЭЗ. [ нужна ссылка ] сделать Швейцарию виртуальным членом ЕЭЗ. Большинство законов ЕС применяются повсеместно на всей территории ЕС, ЕЭЗ и Швейцарии, обеспечивая большинство условий свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала, применимых к государствам-членам. Швейцария платит в бюджет ЕС. Швейцария распространила действие двусторонних договоров на новые государства-члены ЕС; каждое продление требовало одобрения швейцарских избирателей на референдуме.
На референдуме 5 июня 2005 года швейцарские избиратели большинством в 55% согласились присоединиться к Шенгенской зоне . Это вступило в силу 12 декабря 2008 года. [14]
В 2009 году швейцарцы проголосовали за расширение свободного передвижения людей в Болгарию и Румынию : 59,6% за и 40,4% против. [15] Хотя Директива ЕС 2004/38/EC о праве на свободное передвижение и проживание не распространяется на Швейцарию, двустороннее соглашение между Швейцарией и ЕС о свободном передвижении людей содержит одинаковые права как для граждан Швейцарии и ЕЭЗ, так и для членов их семей. . [16]
К 2010 году Швейцария заключила около 210 торговых договоров с ЕС. После институциональных изменений в ЕС, особенно в отношении внешней политики и возросшей роли Европейского парламента , президент Европейского совета Херман Ван Ромпей и президент Швейцарии Дорис Лойтхард выразили желание «перезагрузить» отношения между ЕС и Швейцарией, используя более простой и чистый путь. применяя законодательство ЕС в Швейцарии. [17] В декабре 2012 года Совет Европейского Союза заявил, что не будет никаких дальнейших договоров по вопросам единого рынка , если Швейцария и ЕС не договорятся о новой правовой базе, аналогичной ЕЭЗ, которая, среди прочего, более тесно свяжет Швейцарию с развивающимся ЕС. законодательство. [18] Жозе Мануэль Баррозу , президент Европейской комиссии , позже подтвердил эту позицию. Однако второго референдума о членстве Швейцарии в ЕЭЗ не ожидается. [3] и швейцарская общественность по-прежнему против присоединения. [19]
Шенгенское соглашение
[ редактировать ]В 2009 году Швейцария стала участником Шенгенской зоны после принятия соглашения об ассоциации на всенародном референдуме в 2005 году. [20] Это означает, что на границах Швейцарии с соседями нет паспортного контроля, хотя таможенный контроль продолжает применяться.
референдум 2014 г.
[ редактировать ]На референдуме в феврале 2014 года швейцарские избиратели с небольшим перевесом одобрили предложение ограничить свободу передвижения иностранных граждан в Швейцарию. Европейская комиссия заявила, что ей придется изучить последствия этого решения для отношений между ЕС и Швейцарией, поскольку буквальное выполнение приведет к использованию пункта о гильотине. [21]
22 декабря 2016 года Швейцария и ЕС заключили соглашение, согласно которому новый швейцарский закон (в ответ на референдум) потребует от швейцарских работодателей отдавать приоритет соискателям работы, проживающим в Швейцарии (будь то граждане Швейцарии или граждане, не являющиеся гражданами Швейцарии, зарегистрированные в швейцарских агентствах по трудоустройству). продолжая при этом наблюдать за свободным передвижением граждан ЕС в Швейцарию, что позволяет им там работать. [22]
Финансовые вклады Швейцарии
[ редактировать ]С 2008 года Швейцария выделила 1,3 миллиарда швейцарских франков на различные проекты, направленные на сокращение экономического и социального неравенства в расширенном ЕС. [23] Одним из примеров использования этих денег является железнодорожный вокзал Легионово в Польше, на реконструкцию которого было выделено 9,6 млн швейцарских франков из швейцарского бюджета. [24]
Предлагаемое рамочное соглашение
[ редактировать ]Переговоры между Швейцарией и Европейской комиссией по институциональному рамочному соглашению начались в 2014 году и завершились в ноябре 2018 года. 7 декабря 2018 года Федеральный совет Швейцарии решил не принимать и не отклонять достигнутое соглашение, вместо этого отдав предпочтение публичным консультациям. [25] Соглашение, достигнутое в ходе переговоров [26] будет охватывать пять областей существующих соглашений между ЕС и Швейцарией, заключенных в 1999 году:
- свободное передвижение людей
- воздушный транспорт
- перевозки грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом
- торговля сельскохозяйственной продукцией
- взаимное признание стандартов
Примечательно, что соглашение будет способствовать легкому переносу законодательства ЕС в этих областях в швейцарское законодательство, а Европейский суд станет окончательным и обязательным арбитром по спорам в этих областях. Если бы соглашение было принято Швейцарией, страна оказалась бы в таком же положении в отношении введения законодательства ЕС (хотя и только в пяти вышеуказанных областях), как и другие страны ЕАСТ, являющиеся членами ЕЭЗ. Помимо вопросов суверенитета, конкретные опасения, поднятые в Швейцарии, включают возможное влияние закона о государственной помощи на кантональные банки , возможность их переноса в швейцарское законодательство (и любое вытекающее из этого влияние, например, на социальное благосостояние) и возможное влияние на заработную плату. наслаждался в стране. Комиссия считает, что принятие соглашения необходимо, чтобы предоставить Швейцарии доступ к новым областям единого европейского рынка, включая рынок электроэнергии и эквивалент фондовой биржи. [25]
К июню 2019 года Федеральный совет Швейцарии не нашел значимого компромисса ни с внутренними партнерами-консультантами, такими как швейцарские профсоюзы и представители бизнеса, ни с уходящим президентом Комиссии ЕС Жан-Клодом Юнкером . Страны-члены ЕС также заявили, что дальнейший компромисс по тексту предлагаемого рамочного соглашения со Швейцарией невозможен. В результате Брюссель не распространил свой эквивалент фондового рынка на Швейцарскую фондовую биржу из-за срыва переговоров между Швейцарией и ЕС, а в качестве контрмеры было принято постановление Федерального совета Швейцарии от ноября 2018 года, ограничивающее будущий обмен большая часть швейцарских акций, торгуемых в ЕС, поступает на Швейцарскую биржу SIX в Цюрихе . [27] [28]
Переговоры по предлагаемому рамочному соглашению между Швейцарией и ЕС были возобновлены 23 апреля 2021 года, когда швейцарский федеральный советник Ги Пармелен и президент комиссии ЕС Урсула фон дер Ляйен встретились в Брюсселе . Встреча прошла в дружественной атмосфере, но соглашения достичь не удалось, поскольку федеральный советник настаивал на исключении из соглашения таких ключевых вопросов, как защита швейцарских заработных плат, Директива о правах граждан и государственная помощь кантональным банкам. На следующей неделе Стефани Рисо , заместитель главы кабинета министров комиссии ЕС , проинформировала представителей 27 стран-членов о прогрессе в отношении рамочного соглашения со Швейцарией. Комиссия ЕС восприняла требования Швейцарии как ультиматум, а страны-члены ЕС выразили поддержку лидерству ЕС в переговорах. [29] Министр иностранных дел Игнацио Кассис заявил журналистам, что тупиковая ситуация возникла из-за различной интерпретации пункта о «свободном передвижении людей» в рамочном соглашении. В сентябре 2020 года швейцарские избиратели явно отвергли инициативу Швейцарской народной партии по ограничению свободного передвижения людей и решили отдать предпочтение двусторонним соглашениям с ЕС. [30] Согласно внутренним отчетам Федерального совета Швейцарии, неудачные переговоры с комиссией ЕС уже имели место 11 ноября 2020 года, когда главный переговорщик Ливия Леу вышла на трибуну для переговоров между Швейцарией и ЕС. [31]
26 мая 2021 года Швейцария решила снова приостановить переговоры с ЕС и не подписывать проект Институционального рамочного соглашения между ЕС и Швейцарией. Основные разногласия касались свободы передвижения, равных правил игры и правил государственной помощи. [32]
15 ноября 2021 года Марош Шефчович , вице-президент ЕС, ответственный за переговоры между Швейцарией и ЕС и Брексит, в Брюсселе придерживался более примирительного тона с министром иностранных дел Швейцарии Игнацио Кассисом на встрече . Обе стороны договорились установить структурированный политический диалог на уровне министров и возобновить двусторонние переговоры в начале 2022 года. Министр иностранных дел Швейцарии, в частности, настаивал на том, чтобы Швейцария снова была интегрирована в программы Erasmus+ и Horizon Europe . На карту поставлен ряд соглашений между Швейцарией и ЕС, включая будущий доступ к рынку электроэнергии ЕС, а также доступность гражданам ЕС швейцарских пособий по социальному обеспечению. [33]
В декабре 2023 года Федеральный совет Швейцарии согласился возобновить переговоры с Брюсселем по двусторонним отношениям в отношении рамочного соглашения. Решение было принято после двухлетнего периода ранее нераскрытой подготовки и отражает мнение населения Швейцарии о необходимости найти реалистичный подход к стабильным отношениям с ЕС. Проект мандата стал результатом многочисленных встреч на дипломатическом уровне, а также обширных внутренних обсуждений с профсоюзами и представителями швейцарского бизнеса. С выбором новой переговорной команды Швейцария рассчитывает, что она найдет более эффективную стратегию для создания оптимальных условий для удовлетворительного результата на предстоящих переговорах. Главным образом, «пункт о супергильотине», который ранее завершил дискуссию с ЕС, был удален, чтобы избежать преждевременного провала будущих переговоров, а новый проект, согласованный в совместном заявлении, позволит вести открытый диалог на всех уровнях. включая свободное передвижение людей, наземный и воздушный транспорт, которые полностью пересмотрены, и технические барьеры в торговле и сельском хозяйстве, а также электричество, безопасность пищевых продуктов и здоровье, при этом все три допускают прямые субсидии. Ответственность Европейского суда по швейцарским правовым вопросам включает в себя больше ограничений. Новый проект мандата сейчас находится в процессе ратификации швейцарскими кантонами и федеральным парламентом и ожидает одобрения Палаты представителей. Комиссия ЕС обе стороны прошли долгий путь для создания нового проекта. к концу 2023 года. По словам министра иностранных дел Швейцарии Игнацио Кассиса , [34] [35]
18 марта 2024 года федеральный советник Швейцарии Виола Амхерд и глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен встретились в Брюсселе на первую встречу. Фон дер Ляйен тепло приветствовал швейцарскую делегацию, в том числе главного переговорщика Патрика Франзена. Президент Комиссии ЕС произнес оптимистичный тон и выразил надежду, что соглашение может быть заключено к концу 2024 года, в то время как Амхерд подчеркнул качественные критерии для Швейцарии, а не темп переговоров. Во время обеда Амхерд также встретился с вице-президентом Европейской комиссии Марошем Шефчовичем и главным переговорщиком ЕС Ричардом Шостаком. ЕС и Швейцария экономически взаимосвязаны в высокой степени, и обе стороны надеются на большую стабильность между европейской торговой зоной и экспортно-ориентированной экономикой Швейцарской Конфедерации. Швейцарии было бы полезно снова подключиться к академической программе Horizon и иметь лучший доступ к европейскому рынку, но другие важные аспекты, такие как защита швейцарских заработных плат, вызывают серьезную озабоченность у швейцарских профсоюзов. На правой стороне швейцарского политического спектра многие представители консервативной Швейцарской народной партии (СВП) вообще отвергают переговоры о рамочном соглашении, поскольку опасаются экономических невыгод и потери политической независимости от Евросоюз . [36]
Хронология швейцарских голосов
[ редактировать ]Хронология швейцарских голосов по поводу Европейского Союза: [38] [39] [40]
- 3 декабря 1972 г .: соглашение о свободной торговле с Европейскими сообществами одобрено 72,5% избирателей.
- 6 декабря 1992 г .: присоединение к Европейской экономической зоне отклонено 50,3% избирателей. Это голосование ярко подчеркнуло культурный разрыв между немецко- и франкоязычными кантонами Рёстиграбен . Единственными немецкоязычными кантонами, проголосовавшими за ЕЭЗ, были Базель-Штадт и Базель-Ландшафт , которые граничат с Францией и Германией.
- 8 июня 1997 г .: федеральная народная инициатива «Переговоры о членстве в ЕС: пусть решают люди!» Требование о одобрении референдума и о начале переговоров о вступлении кантонов в ЕС («Négociations d'adhésion à l'UE: que le peuple décide!») отклонено 74,1% избирателей.
- 21 мая 2000 г .: Двусторонние соглашения с ЕС приняты 67,2% избирателей.
- 4 марта 2001 г .: федеральная народная инициатива «Европе да!» («Oui à l'Europe!») об открытии переговоров о вступлении в ЕС отклонено 76,8% избирателей.
- 5 июня 2005 г .: Шенгенское соглашение и Дублинское соглашение одобрены 54,6% избирателей.
- 25 сентября 2005 г .: расширение свободного передвижения людей на десять новых членов Европейского Союза принято 56,0% избирателей.
- 26 ноября 2006 г .: вклад в сплочение десяти новых государств-членов Европейского Союза в размере одного миллиарда (Закон о сотрудничестве в Восточной Европе) одобрен 53,4% избирателей.
- 8 февраля 2009 г .: Распространение свободного передвижения людей на новые члены ЕС Болгарию и Румынию одобрено 59,61% избирателей.
- 17 мая 2009 г .: введение биометрических паспортов , как того требует Шенгенское соглашение, одобрено 50,15% избирателей.
- 17 июня 2012 г .: Федеральная народная инициатива «Международные соглашения: пусть говорит народ!» («Международные соглашения: la parole au peuple!») требование о том, чтобы все международные договоры были одобрены на референдуме, инициированном Кампанией за независимую и нейтральную Швейцарию, отклонено 75,3% избирателей.
- 9 февраля 2014 г .: федеральная народная инициатива «против массовой иммиграции», которая ограничит свободное передвижение людей из стран-членов ЕС, принята 50,3% избирателей.
- 28 февраля 2016 г .: популярная инициатива «За эффективное изгнание иностранных преступников», которая автоматически высылала бы из страны любого иностранца, совершившего преступление (независимо от тяжести преступления), и, следовательно, подрывала бы свободу передвижения в ЕС, отклонена. 58,9% избирателей.
- 19 мая 2019 г .: факультативный референдум по переносу европейской директивы о контроле над огнестрельным оружием (обновление Шенгенского соглашения ) в швейцарское законодательство одобрен 63,7% избирателей.
- 27 сентября 2020 г .: отклонена народная инициатива «За умеренную иммиграцию», которая потребует от правительства выхода из Соглашения о свободном передвижении людей 1999 года и предотвращения заключения будущих соглашений, предоставляющих иностранным гражданам свободное передвижение людей. 61,7% избирателей.
- 15 мая 2022 г .: принятие постановления ЕС о европейской пограничной и береговой охране, которое увеличит вклад правительства Швейцарии в пограничное агентство Frontex , одобрено 71,5% избирателей.
Из этих шестнадцати голосов только трое против дальнейшей интеграции или за отмену интеграции с Европейским Союзом (6 декабря 1992 г., 4 марта 2001 г. и 9 февраля 2014 г.); остальные тринадцать голосов за углубление или сохранение интеграции между Швейцарией и Европейским Союзом. [38]
Предложения о членстве в ЕС
[ редактировать ]Швейцария приняла участие в переговорах по соглашению о ЕЭЗ с ЕС, подписала соглашение 2 мая 1992 года и подала заявку на вступление в ЕС 20 мая 1992 года. Швейцарский референдум, проведенный 6 декабря 1992 года, отклонил членство в ЕЭЗ. Как следствие, правительство Швейцарии приостановило переговоры о вступлении в ЕС до дальнейшего уведомления. После ратификации второго раунда двусторонних договоров Швейцарский федеральный совет понизил свою характеристику полноправного членства Швейцарии в ЕС с «стратегической цели» до «варианта» в 2006 году. Членство продолжало оставаться целью правительства и было «долгосрочная цель» Федерального совета до 2016 года, когда замороженное заявление Швейцарии было отозвано. [41] [42] Это предложение было принято Советом штатов , а затем Федеральным советом в июне. [43] [44] [5] В письме от 27 июля Федеральный совет проинформировал Президиум Совета Европейского Союза об отзыве своего заявления. [45]
Опасения по поводу потери нейтралитета и суверенитета являются ключевыми проблемами против членства для некоторых граждан. [ нужна ссылка ] Опрос общественного мнения в Швейцарии, проведенный в 2018 году, показал, что «65% швейцарских избирателей» хотят продолжить двусторонние соглашения с ЕС, и только 3% считают, что вступление в ЕС является возможным вариантом. [46]
Популярная инициатива под названием «Да Европе!», призывающая к немедленному началу переговоров о членстве в ЕС, была отклонена на референдуме 4 марта 2001 года 76,8% и всеми кантонами. [47] [48] , Федеральный совет Швейцарии выступавший за членство в ЕС, посоветовал населению проголосовать против этого референдума. [ нужна ссылка ] поскольку предварительные условия для начала переговоров не были выполнены. [ нужна ссылка ]
За историю отношений между ЕС и Швейцарией страна претерпела несколько существенных изменений во внешней политике, в зависимости от демократических результатов выборов. Конкретные соглашения с ЕС о свободе передвижения работников и вопросах, касающихся уклонения от уплаты налогов, впервые обсуждались во время саммита Швейцария-ЕС в мае 2004 года, на котором было подписано девять двусторонних соглашений. Романо Проди , бывший президент Европейской комиссии, заявил, что соглашения «приблизили Швейцарию к Европе». Йозеф Дайсс из Федерального совета Швейцарии сказал: «Возможно, мы и не находимся в самом центре Европы, но мы определенно находимся в сердце Европы». Он продолжил: «Мы начинаем новую эру отношений между нашими двумя организациями». [49]
Население Швейцарии согласилось на участие своей страны в Шенгенском соглашении и присоединилось к этой зоне в декабре 2008 года. [50]
Результат референдума о распространении свободы передвижения людей на Болгарию и Румынию , которые вступили в ЕС 1 января 2007 года, стал причиной нарушения Швейцарии своих обязательств перед ЕС. В сентябре 2009 года правительство Швейцарии заявило, что двусторонние договоры не являются решением и что дебаты о членстве необходимо снова рассмотреть. [51] в то время как левая Партия зеленых и Социал-демократическая партия заявили, что они возобновят усилия по вступлению Швейцарии в ЕС. [52]
На референдуме по иммиграции в Швейцарии в феврале 2014 года , федеральной народной инициативе «против массовой иммиграции», швейцарские избиратели с небольшим перевесом одобрили меры, ограничивающие свободу передвижения иностранных граждан в Швейцарию. Европейская комиссия заявила, что ей придется изучить последствия результата для отношений между ЕС и Швейцарией. [21] Из-за отказа Швейцарии предоставить Хорватии свободное передвижение людей, ЕС принял доступ Швейцарии к программе студенческой мобильности Erasmus+ только как «страну-партнера», а не «страну программы», и ЕС заморозил переговоры о доступе к программе студенческой мобильности Erasmus+. рынок электроэнергии ЕС. 4 марта 2016 года Швейцария и ЕС подписали договор, который продлевает действие соглашения о свободном передвижении людей в Хорватию, что привело к полному реадмиссию Швейцарии в Horizon 2020 , европейскую систему финансирования исследований и разработок . [53] [54] Договор был ратифицирован Национальным советом 26 апреля. [55] при условии, что будет найдено решение тупиковой ситуации с проведением референдума 2014 года. [56] Соглашение было принято в декабре 2016 года. [56] Это позволило Швейцарии вернуться в Horizon 2020 1 января 2017 года.
Опрос, проведенный в декабре 2022 года по случаю 30-летия референдума о ЕЭЗ 1992 года, показал, что 71% проголосовали бы за участие в ЕЭЗ, если бы референдум был проведен. [57] Для простых швейцарцев основное различие между ЕЭЗ и швейцарским соглашением заключается в том, что ЕЭЗ включает свободное передвижение услуг, включая цены на роуминг для мобильных телефонов. Законопроект членов о вступлении в ЕЭЗ в 2022 году был в основном отклонен Федеральным советом (правительством), посчитав, что нынешние соглашения более выгодны для Швейцарии. [58]
В последнее время поддержка интеграции с ЕС возросла. Общее положительное отношение к ЕС возросло: «Шестьдесят пять процентов [заявляют, что они] поддержат принятие Швейцарией закона ЕС» и «Пятьдесят пять процентов согласятся на роль Европейского суда в разрешении споров». 60% поддерживают вступление в ЕЭЗ. [59]
Внешняя политика
[ редактировать ]В области внешней политики и политики безопасности Швейцария и ЕС не имеют всеобъемлющих соглашений. Но в своем «Докладе о безопасности за 2000 год» Федеральный совет Швейцарии объявил о важности содействия стабильности и миру за пределами Швейцарии, а также построению международного сообщества общих ценностей. Впоследствии Швейцария начала сотрудничать в проектах Общей внешней политики и политики безопасности ЕС (ОВПБ). Швейцария предоставила персонал и материалы для миссий ЕС по поддержанию мира и безопасности в Боснии и Герцеговине , Демократической Республике Конго , Косово , Северной Македонии и провинции Ачех , Индонезия .
Тесное сотрудничество налажено также в сфере международных санкций . По состоянию на 2006 год Швейцария приняла пять санкций ЕС, введенных за пределами Организации Объединенных Наций. Это затронуло бывшую Республику Югославию (1998 г.), Мьянму (2000 г.), Зимбабве (2002 г.), Узбекистан (2006 г.) и Беларусь (2006 г.). [60]
Использование евро в Швейцарии
[ редактировать ]Валюта Швейцарии — швейцарский франк . Швейцария (вместе с Лихтенштейном ) находится в необычном положении: она окружена странами, использующими евро . В результате евро принимается де-факто во многих местах, особенно вблизи границ и в туристических регионах. Швейцарские федеральные железные дороги принимают евро как в билетных кассах, так и в автоматах по продаже билетов. [61] Также многие общественные телефоны, торговые автоматы и автоматы по продаже билетов принимают монеты евро. Многие магазины и небольшие предприятия, принимающие евро, принимают только купюры и выдают сдачу в швейцарских франках, обычно по менее выгодному обменному курсу, чем в банках. Многие банковские банкоматы выдают евро по торговому обменному курсу, а также швейцарские франки.
6 сентября 2011 года швейцарский франк фактически зафиксировался по отношению к евро: франк всегда плавал независимо, пока его валюта не подорожала во время долгового кризиса еврозоны . Швейцарский национальный банк установил швейцарского франка к евро привязку , которая предполагала минимальный обменный курс 1,20 франка за евро без верхней границы. Банк обязался поддерживать этот обменный курс для обеспечения стабильности. Привязка была отменена 15 января 2015 года, когда возобновление повышательного давления на швейцарский франк превысило уровень терпимости Банка. [62]
Международные отношения Швейцарии со странами-членами ЕС
[ редактировать ]Дипломатические отношения между Швейцарией и государствами-членами ЕС
[ редактировать ]Страна | Дата первого дипломатические отношения | Посольство Швейцарии | Взаимное посольство | Примечания |
---|---|---|---|---|
Австрия [63] | Средний возраст (к 1513 г.) | Вена Почетные консульства: Брегенц , Грац , Инсбрук , Клагенфурт , Линц , Зальцбург. | Берн Генеральное консульство: Цюрих Почетные консульства: Базель , Кур , Женева , Лозанна , Лугано , Люцерн , Санкт-Галлен. | Совместная организация Евро-2008 , 165 км общей границы. |
Бельгия | 1838 [64] | Брюссель Почетное консульство: Вильрейк ( Антверпен ) [65] | Берн Генеральное консульство: Женева Почетные консульства: Базель , Лугано , Невшатель , Санкт-Галлен , Цюрих. [66] | Швейцарская миссия при ЕС и НАТО в Брюсселе . [67] |
Болгария [68] | 1905 [Примечание 1] | София | Берн | |
Хорватия [69] | 1991 [70] | Загреб Консульство: Сплит | Берн Консульства: Цюрих , Лугано | |
Кипр [71] | 1960 [Примечание 2] | Никосия [Примечание 3] | Рим (Италия) Генеральные консульства: Женева , Цюрих | |
Чешская Республика [72] | 1993 [73] | Прага | Берн Почетные консульства: Базель , Цюрих , Локарно. | |
Дания [74] | 1945 [75] | Копенгаген [Примечание 4] | Берн | |
Эстония [76] | 1938, 1991 [Примечание 5] | Рига (Латвия) Генеральное консульство: Таллинн | Вена (Австрия) Почетное консульство: Цюрих | |
Финляндия [77] | 1926 [Примечание 6] | Хельсинки | Берн Почетное генеральное консульство: Цюрих Почетные консульства: Базель , Женева , Лозанна , Лугано , Люцерн. | |
Франция [78] | 1430 [Примечание 7] | Париж Генеральные консульства: Бордо , Лион , Марсель , Страсбург. | Берн Генеральные консульства: Женева , Цюрих | 573 км общих границ. |
Германия [79] | 1871 | Берлин Генеральные консульства: Франкфурт , Мюнхен , Штутгарт. | Берн Генеральное консульство: Женева | 334 км общей границы. |
Греция | 1830 | Афины Консульства: Салоники , Корфу , Патры , Родос. | Берн Генеральное консульство в Женеве Почетные консульства: Цюрих , Лугано | |
Венгрия [80] | Будапешт | Берн Почетные консульства: Женева , Цюрих , 2 в Цуге. | См. также Венгерская диаспора . [Примечание 8] | |
Ирландия [81] | 1922 | Дублин | Берн Почетное консульство: Цюрих | |
Италия [82] | 1868 [83] | Рим Генеральные консульства: Генуя , Милан Почетные консульства: Бари , Бергамо , Болонья , Кальяри , Катания , Флоренция , Неаполь , Падуя , Реджо-Калабрия , Триест , Турин , Венеция. | Берн Генеральные консульства: Базель , Женева , Лугано , Цюрих. Консульство: Санкт-Галлен | 740 км общих границ. |
Латвия [84] | 1921, 1991 [Примечание 9] | Предвидеть | Вена (Австрия) Почетное консульство: Цюрих | |
Литва [85] | 1921, 1991 | Рига (Латвия) | Консульство: Женева Почетные консульства: Женева , Лугано | |
Люксембург | 1938 [86] | Люксембург [87] | Берн Консульства: Базель , Кьяссо , Женева , Цюрих [88] | |
Мальта [89] | 1937 [90] | Почетное генеральное консульство: Валлетта [Примечание 10] | Рим (Италия) Почетные консульства: Лугано , Цюрих | |
Нидерланды | 1917 [91] | Гаага Генеральные консульства: Амстердам , Роттердам Почетные консульства: Сан-Николаас ( Аруба ), Виллемстад ( Кюрасао ) [92] | Берн Генеральные консульства: Женева , Цюрих Почетные консульства: Базель , Лугано [93] | До 1917 года через Лондон . [75] |
Польша | Варшава [94] | Берн [95] | ||
Португалия | 1855 [96] | Лиссабон [97] | Берн Генеральные консульства: Цюрих , Ле Гран-Саконне Консульства: Лугано , Сьон [98] | |
Румыния | 1911, 1962 [Примечание 11] | Бухарест | Берн | |
Словакия [99] | 1993 | Братислава | Берн Почетное консульство: Цюрих | |
Словения [100] | 1992 [101] | Любляна [Примечание 12] | Берн | |
Испания | Средний возраст [102] (к 1513 г.) | Мадрид [103] | Берн [104] Генеральные консульства: Женева , Цюрих | |
Швеция | 1887 [105] | Стокгольм [106] | Берн Генеральные консульства: Базель , Лозанна Консульства: Женева , Лугано , Цюрих [107] |
См. также
[ редактировать ]- Расширение Европейского Союза
- Расширение Швейцарии
- Отношения Лихтенштейна и Швейцарии
- Международные отношения Швейцарии
- Немецкая иммиграция в Швейцарию
- Итальянская иммиграция в Швейцарию
- Шенгенская зона
- Границы с членами ЕС
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Швейцария официально признала Болгарию 28 ноября 1879 года.
- ^ Год провозглашения Республики Кипр.
- ^ Швейцария имела консульское агентство на Кипре с 1937 года. В 1983 году оно стало генеральным консульством, а в 1990 году - посольством.
- ^ До 1945 г.: Швейцарская миссия в Стокгольме (Швеция); 1945–1957: представительство Швейцарии в Копенгагене.
- ^ Швейцария признала Эстонию 22 апреля 1922 года, а дипломатические отношения начались в 1938 году. Швейцария так и не признала аннексию Эстонии Советским Союзом и повторно признала Эстонию 28 августа 1991 года. Дипломатические отношения были восстановлены 4 сентября 1991 года.
- ^ Швейцария признала Финляндию 11 января 1918 года. Дипломатические отношения между ними были установлены 29 января 1926 года.
- ^ Постоянный с 1522 года.
- ^ В Швейцарии проживает от 20 000 до 25 000 венгров; большинство из них появилось после Венгерской революции 1956 года .
- ↑ Швейцария признала Латвийское государство 23 апреля 1921 года. Швейцария никогда не признавала присоединение Латвии к СССР . Обе страны возобновили свои дипломатические отношения 4 сентября 1991 года.
- ^ Почетное консульство с 1937 года; модернизирован в 2003 году.
- ↑ Наследство с 1911 года. Посольства с 24 декабря 1962 года.
- ^ С 2001 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Швейцария – Торговля – Европейская комиссия» . Ec.europa.eu . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ «Резюме договора» . База данных бюро договоров .
- ^ Перейти обратно: а б Мисерес, Марк-Андре (2 декабря 2012 г.). «Швейцария готова держать ЕС на расстоянии вытянутой руки» . швейцарская информация . Проверено 9 февраля 2013 г.
- ^ «Заявка на членство в ЕС не будет отозвана» . швейцарская информация . 26 октября 2005 г. Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шрекингер, Бен (15 июня 2016 г.). «Швейцария отозвала заявку на вступление в ЕС» . Политическая Европа . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ Интеграционное бюро FDFA/FDEA Швейцарской Конфедерации, изд. (август 2009 г.). «Двусторонние соглашения: Швейцария – ЕС» (PDF) .
- ^ «Ветеринарное соглашение между Швейцарией и ЕС» . Правительство Швейцарии. Управление безопасности пищевых продуктов и ветеринарии. 7 марта 2017 г.
- ^ «Безопасность пищевых продуктов: Соглашения со странами, не входящими в ЕС» . Европейская комиссия. Генеральный директорат по здравоохранению и безопасности пищевых продуктов . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Решение Совета и Комиссии в отношении Соглашения о научно-техническом сотрудничестве от 4 апреля 2002 г. о заключении семи соглашений со Швейцарской Конфедерацией (2002/309/EC, Евратом) OJ L 114, 30 апреля 2002 г. , с. 1 .
- ^ [1] , Федеральный департамент иностранных дел , по состоянию на 15 июня 2023 г.
- ^ Пьер Кормон , Швейцарская политика для начинающих , Editions Slatkine, 2014, ISBN 978-2-8321-0607-5 , с. 86. Архивировано 4 ноября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «ЕВР-Лекс-22011Д0702-RU-ЕВР-Лекс» . eur-lex.europa.eu .
- ^ «ЕВР-Лекс-22012Д0195-RU-ЕВР-Лекс» .
- ^ «Въезд в Швейцарию» . Швейцарское федеральное управление по миграции. Архивировано из оригинала 10 марта 2014 года . Проверено 24 ноября 2008 г.
- ^ «Швейцария, 8 февраля 2009 г.: Продолжение соглашения о свободном передвижении людей между Швейцарией и Европейским сообществом и его распространение на Болгарию и Румынию» (на немецком языке). База данных и поисковая система для прямой демократии. 8 февраля 2009 года . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Соглашение со Швейцарской Федерацией: свободное передвижение людей» . Европейская комиссия . Проверено 26 мая 2014 г.
- ↑ Поп, Валентина (19 июля 2010 г.) ЕС хочет перезагрузить отношения со Швейцарией , наблюдатель ЕС
- ^ Совет Европейского Союза , 8 января 2013 г.: Заключения Совета об отношениях ЕС со странами ЕАСТ.
- ^ Кайзер, Андреас (30 ноября 2012 г.). «Швейцария по-прежнему предпочитает двусторонние соглашения с ЕС» . Свиссинфо . Проверено 9 февраля 2013 г.
- ^ Аллен М. (март 2009 г.). Вступление Швейцарии в Шенген наконец завершено . Swissinfo.ch; получено 14 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Швейцарская иммиграция: 50,3% возврата квоты, окончательные результаты» . Би-би-си. 9 февраля 2014 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ ЕС и Швейцария договорились о свободном передвижении – euobserver , 22 декабря 2016 г.
- ^ «Кратко о вкладе Швейцарии» . www.dfae.admin.ch .
- ^ «Транспортный центр в Легионово – вклад Швейцарии в расширенный ЕС» . Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии. 29 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Swissinfo, 7 декабря 2018 г.
- ^ Соглашение Швейцарской Конфедерации , облегчающее двусторонние отношения... 23.11.2018
- ^ «Оценка эквивалентности швейцарских фондовых бирж ЕС» . МОТ.com . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ Брюсселю следует подождать - Швейцария приостанавливает подписание рамочного соглашения (на немецком языке) . Новая газета Цюриха . Проверено 19 августа 2019 г.
- ↑ Израиль, Стефан (28 апреля 2021 г.). «Швейцарский «ультиматум» принят плохо» (на немецком языке) . Ежедневная газета . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Свободное передвижение является главным препятствием на переговорах по соглашению между Швейцарией и ЕС: швейцарский министр» . Рейтер . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ↑ Маркус Хефлигер, Бени Гафнер (26 апреля 2021 г.). «Почему Федеральный совет нарвался на Брюссель – подробности» (на немецком языке) . Бернская газета . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Швейцария выходит из переговоров по пересмотру отношений с ЕС из-за директивы о свободном передвижении» . euronews.com . 26 мая 2021 г.
- ^ «ЕС хочет, чтобы в начале следующего года была принята дорожная карта Швейцарии» swissinfo.ch . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ «Швейцария продвигается вперед в переговорах с ЕС» (15.12.2023). lenews.ch. Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Самое главное о запланированных переговорах» (на немецком языке) . Ежедневная газета , 15 декабря 2023 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
- ↑ Израиль Стефан (Брюссель, 18 марта 2024 г.). «Виола Амхерд в переговорах с Брюсселем предпочитает «качество скорости»» (на немецком языке) . Ежедневная газета. Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ «Швейцарский референдум по Соглашению о Европейской экономической зоне (ЕЭП)» . Европейская база данных выборов.
- ^ Перейти обратно: а б «Что нас связывает с Европейским Союзом», Le Temps , пятница, 4 апреля 2014 г.
- ^ «Швейцария и Европейский Союз» (PDF) (2-е изд.). Федеральный департамент иностранных дел . 2016 . Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ «Швейцария: Голосование граждан за ЕС имеет большее значение, чем в ЕС» . europeelects.eu . 18 мая 2022 г.
- ^ «Швейцарские законодатели проголосовали за отзыв забытой заявки ЕС» . Местный . 2 марта 2016 г. Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ Алекс, Дэн (2 марта 2016 г.). «Швейцария отзывает свою старую, устаревшую заявку ЕС» . Новая Европа . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «Швейцария отзовет неактивную заявку на вступление в ЕС» . Свиссинфо . 15 июня 2016 г. Проверено 15 июня 2016 г.
- ^ «Швейцария отзывает заявку на членство в ЕС» . Lenews.ch . 6 декабря 1992 года . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ «Отзыв заявки Швейцарии на членство в ЕС» (PDF) . Федеральный совет Швейцарии . 27 июля 2016 г. Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Webwire Credit Suisse (13 ноября 2018 г.) Европейский барометр
- ^ «Швейцария говорит ЕС «нет»» . Новости Би-би-си. 4 марта 2001 г. Проверено 5 мая 2008 г.
- ^ «Всенародное голосование 4 марта 2001 года» . Федеральная канцелярия . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ «Europa.admin.ch» . Европа.admin.ch. 14 декабря 2010 года . Проверено 7 января 2011 г.
- ^ «Въезд в Швейцарию» . Швейцарское федеральное управление по миграции. Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 24 ноября 2008 г.
- ^ «Федеральный совет указывает на пределы двустороннего пути» , Neue Zürcher Zeitung (на немецком языке), 23 сентября 2009 г.
- ^ «Левые начинают новые дебаты о вступлении в ЕС» (на немецком языке). баз.онлайн. 8 февраля 2009 года . Проверено 9 февраля 2009 г.
- ^ Франклин, Джошуа (4 марта 2016 г.). «Швейцария и ЕС согласились продлить соглашение о свободном передвижении рабочих из Хорватии» . Рейтер . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ Гейзер, Урс (4 марта 2016 г.). «Швейцария объявляет об одностороннем защитном положении по ограничению иммиграции» . Свиссинфо . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ «Швейцарские законодатели поддержали Договор о свободном передвижении в Хорватии» . Свиссинфо . 26 апреля 2016 года . Проверено 28 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Швейцария расширяет свободу передвижения в Хорватию после голосования по иммиграции» . Свиссинфо . 16 декабря 2016 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ «Скепсиса в отношении ЕС даже через 30 лет после ЕЭЗ нет» .
- ^ Юрг Гроссен (6 декабря 2022 г.). «22.4316 Вступление Швейцарии в Европейское экономическое пространство» (на немецком языке). Швейцарский парламент . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ «После войны на Украине Швейцария стала более позитивно относиться к Европейскому Союзу» . Swissinfo.ch. NZZ am Sonntag/jc . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Иттен, Анатол (2010): Внешнеполитическое сотрудничество между ЕС и Швейцарией: уведомление о ветре перемен . Саарбрюккен: VDM-Verlag.
- ^ «Билетные автоматы SBB принимают евро» . СББ . Проверено 14 мая 2008 г.
- ^ «Швейцарский франк растет, поскольку Швейцария отказывается от ограничения евро» . Новости Би-би-си . 15 января 2015 года . Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Ссылки на Австрию:
- Министерство иностранных дел Австрии: список двусторонних договоров с Соединенным Королевством (только на немецком языке)
- Посольство Австрии в Берне (только на немецком языке)
- Австрийская миссия в Женеве
- Австрийское консульство в Цюрихе (только на немецком языке)
- Почетное консульство в Санкт-Петербурге; Галлен
- Министерство иностранных дел Швейцарии об отношениях с Австрией
- Министерство иностранных дел Швейцарии: список представительств Швейцарии в Австрии
- Посольство Швейцарии в Вене (только на немецком языке)
- ^ «Двусторонние отношения» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Швейцарские представительства» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Представительства в Швейцарии» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Швейцарские представительства» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ Ссылки на Болгарию:
- ^ Ссылки на Хорватию:
- ^ «MVEP • Дата признания и установления дипломатических отношений» . Мвеп.hr. Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ Ссылки на Кипр:
- ^ Ссылки на Чешскую Республику:
- ^ «Двусторонние отношения» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ Ссылки на Данию:
- ^ Перейти обратно: а б «Двусторонние отношения» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ Ссылки на Эстонию:
- МИД Эстонии об отношениях со Швейцарией
- Посольство Эстонии в Вене (также аккредитовано в Швейцарии): о двусторонних отношениях
- Почетное консульство Эстонии в Цюрихе (только на немецком языке)
- Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии об отношениях с Эстонией
- Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии: Представительство Швейцарии в Эстонии
- ^ Ссылки на Финляндию:
- ^ Ссылки на Францию:
- ^ Ссылки на Германию:
- ^ Ссылки на Венгрию:
- ^ Ссылки на Ирландию:
- ^ Ссылки на Италию:
- Посольство Италии в Берне (только на итальянском языке)
- Генеральные консульства Италии в Базеле (только на французском, немецком и итальянском языках)
- Генеральные консульства Италии в Женеве (только на французском и итальянском языках)
- Генеральные консульства Италии в Лугано (только на итальянском языке)
- Генеральные консульства Италии в Цюрихе (только на немецком и итальянском языках)
- Генеральные консульства Италии в Санкт-Галлене (только на немецком и итальянском языках)
- МИД Швейцарии об отношениях с Италией
- Посольство Швейцарии в Риме (только на итальянском языке)
- Генеральные консульства Швейцарии в Генуе (только на итальянском языке)
- Генеральные консульства Швейцарии в Милане (только на итальянском языке)
- ^ «Двусторонние отношения» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ Ссылки на Латвию:
- ^ Ссылки на Литву:
- ^ «Двусторонние отношения» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Швейцарское представительство» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Представительства в Швейцарии» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ Ссылки на Мальту:
- ^ «Двусторонние отношения» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Двусторонние отношения» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2010 года . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ "Ошибка" . www.eda.admin.ch . Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года.
- ^ "Ошибка" . www.eda.admin.ch . Архивировано из оригинала 24 октября 2007 года.
- ^ «Посольство Швейцарии в Варшаве» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Посольство Польши в Берне» . Berno.polemb.net. Архивировано из оригинала 1 сентября 2013 года . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Двусторонние отношения» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Швейцарские представительства» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ «Представительства в Швейцарии» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ Ссылки на Словакию:
- ^ Ссылки на Словению:
- ^ «Двусторонние отношения» . Eda.admin.ch . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ Федеральный департамент иностранных дел . «Двусторонние отношения» . Eda.admin.ch . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Посольство Швейцарии в Испании (на испанском языке)
- ^ Генеральное консульство Швейцарии в Барселоне (на испанском языке)
- ^ «Двусторонние отношения Швейцария-Швеция» . Eda.admin.ch . Проверено 17 января 2015 г.
- ^ «Швейцарское представительство в Швеции» . Eda.admin.ch . Проверено 17 января 2015 г.
- ^ «Швеция за рубежом» . Швеция за границей.com . Проверено 17 января 2015 г.